Тамбовская городская Дума решила:
1. Положение об управлении и распоряжении муниципальной собственностью г. Тамбова принять в первом чтении с учетом замечаний, дополнений и предложений депутатов (прилагается).
2. Решение вступает в силу с момента принятия.
Председатель Тамбовской
городской Думы |
Ю.Н.Старчиков |
Приложение
к решению
Тамбовской городской Думы
от 28 декабря 1995 г. N 218
Положение
об управлении и распоряжении муниципальной
собственностью г. Тамбова
Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 6)
Глава 2. Приобретение и прекращение права (ст.ст. 7 - 8)
собственности на имущество города
Глава 3. Полномочия органов городского (ст.ст. 9 - 15)
самоуправления по владению, пользованию и
распоряжению муниципальной собственностью
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет права собственности города
1. Настоящее Положение в соответствии с федеральным законодательством и Уставом г. Тамбова регулирует отношения, возникающие при осуществлении полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, принадлежащим на праве собственности г. Тамбову: устанавливает порядок управления собственностью города, а также объектами федеральной и иной собственности, переданной в ведение города.
Имущество, принадлежащее на праве собственности г. Тамбову, является муниципальной собственностью.
2. Разграничение государственной собственности и муниципальной осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным и областным законодательством.
3. Город выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, соответствует Законам области на равных началах с иными участниками этих отношений - федерацией, субъектам федерации, юридическими лицами и гражданами.
Статья 2. Правомочия города в отношении принадлежащего ему на праве собственности имущества
1. Город, как субъект права собственности, отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности.
2. Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности города, допускается в случаях, предусмотренных законодательством.
3. Созданные городом юридические лица (предприятия, учреждения) не отвечают по обязательствам города, а город не отвечает по обязательствам созданных им юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.
4. Тамбовская область не отвечает по обязательствам города, город не отвечает по обязательствам области, кроме случаев, когда область приняла на себя гарантию по обязательствам города, а город по обязательствам области.
5. В соответствии с федеральным и областным законодательством, город вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законами интересы других собственников (лиц), в том числе, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным способом.
6. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается Законами о земле и других природных ресурсах, осуществляются городом свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Статья 3. Объекты права собственности города
1. Муниципальная собственность и находящаяся на территории города собственность, переданная городу во владение, пользование и распоряжение, земля и финансовые активы составляют экономическую основу деятельности органов городского самоуправления.
Городской совет народных депутатов и Администрации города.
2. В соответствии с федеральными и областными законами к муниципальной собственности относятся:
- средства бюджета и внебюджетные фонды города;
- ценные бумаги и финансовые активы;
- земельные участки и природные объекты общегородского назначения;
- объекты инженерной инфраструктуры, необходимой для жизнеобеспечения города, городского транспорта, связи, топливно-энергетического, коммунального хозяйства;
- учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, науки, спорта;
- жилой фонд и фонд нежилых помещений, в том числе земельные участки, на которых находятся здания, строения, сооружения;
- предприятия промышленности, торговли, коммунального обслуживания и других отраслей городского хозяйства;
- здания, имущество учреждений отраслей социально-культурного обслуживания жителей;
- иные объекты, движимое и недвижимое имущество, необходимые для обеспечения городского хозяйства и социальной сферы.
Собственностью города является имущество, переданное в хозяйственное ведение и оперативное управление предприятиям и учреждениям образования, здравоохранения социального обеспечения, культуры, органам городского самоуправления и управления и другим; денежные средства, ценные бумаги, финансовые активы, иное имущество, необходимое для решения органами власти и управления социально-экономических и других задач, а также другие имущественные права, информация, интеллектуальная собственность.
Статья 4. Право хозяйственного ведения в отношении имущества, принадлежащего городу
1. Имущество, находящееся в собственности города, закрепляется за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским Кодексом, и областным Законом и настоящим Положением на праве хозяйственного ведения.
2. Муниципальные унитарные предприятия, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, определяемых Положением об унитарных предприятиях и решением о создании предприятия.
Унитарное предприятие не наделяется правом собственности на закрепленное за ним имущество. Это имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия.
3. Город, как собственник имущества, переданного в хозяйственное ведение, или уполномоченный по специальному поручению орган в соответствии с федеральным и областным законами, Положением об унитарном предприятии, решает вопрос создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации; назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник (город) имеет право на получение прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
4. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных законами или иными правовыми актами.
Пределы права хозяйственного ведения закрепляются собственником и отражаются в уставе предприятия, утверждаемом органом городского самоуправления.
5. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.
Собственник (город) не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Правовое положение муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским Кодексом Российской Федерации и Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Статья 5. Право оперативного управления имуществом, принадлежащим городу
1. Для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера в городе создаются соответствующие учреждения, финансируемые собственником (городом) полностью или частично.
2. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
Учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества осуществляется в пределах, установленных областным Законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.
3. Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
4. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, а также приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Статья 6. Пределы права хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом, принадлежащим городу
1. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступает в хозяйственное ведение предприятия или оперативное управление учреждения в порядке, установленном Гражданским Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
2. Право хозяйственного ведения оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренными Гражданским Кодексом РФ, областным Законом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
3. Решения о создании, ликвидации и реорганизации относящихся к городской собственности муниципальных предприятий и учреждений принимаются Администрацией города и реализуются соответствующими органами Администрации города в порядке, определяемом городским Советом народных депутатов.
Учредителями предприятий от имени городского Совета народных депутатов и Администрации города выступают Комитет по управлению имуществом города и Фонд имущества города.
4. Представители исполнительного городского самоуправления в указанных предприятиях назначаются Администрацией города или по ее поручению - Комитетом по управлению имуществом.
Глава 2. Приобретение и прекращение права
собственности на имущество города
Статья 7. Основания возникновения права собственности на имущество города
1. Право собственности города возникает из оснований, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами, а также из действий органов городского самоуправления, государственных органов должностных лиц, юридических лиц и граждан, действующих на основании данного Положения или договора от имени в интересах города, в результате которых у города возникает право собственности.
В соответствии с этим право собственности города возникает:
а) из договоров купли-продажи, дарения, мены, иных сделок, предусмотренных Положением, а также из договоров и иных сделок, не противоречащих действующему Законодательству;
б) из областного Закона о разграничении собственности;
в) из Законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления о передаче имущества в собственность города;
г) из решения суда, устанавливающего право собственности города на определенное имущество;
д) в результате изготовления, создания или приобретения имущества по основаниям, предусмотренных законодательством;
е) путем зачисления в собственность города в порядке, установленном законодательством, части прибыли и других поступлений от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий, от сдачи имущества в аренду и других поступлений;
ж) из других оснований, предусмотренных федеральными и областными Законами;
з) обращением в муниципальную собственность по решению суда имущества гражданина, которое не может ему принадлежать в силу Закона;
и) выкупа городом зданий, сооружений или другого недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, подлежащем изъятию для муниципальных нужд, либо ввиду ненадлежащего использования земли, когда такое изъятие земельного участка невозможно без прекращения права собственности на недвижимость;
к) выкупом городом бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей;
л) обращением в муниципальную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), на основании Закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков, в порядке, установленном Законом; в других случаях, предусмотренных Законом.
3. Момент возникновения права собственности города на конкретные виды имущества определяется в зависимости от оснований возникновения этого права (передачи вещи по договору, издание нормативного правового акта соответствующим органом, вступление решения суда в законную силу и т.д.).
Право собственности на здания, сооружение и другое, в том числе вновь созданное, недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Статья 8. Основания прекращения права собственности города
1. Право собственности города прекращается при отчуждении имущества другим лицам, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных Законом, а также в случаях, предусмотренных законодательством о приватизации.
При приватизации муниципального имущества применяются положения, предусмотренные Гражданским Кодексом и регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, если законодательством о приватизации не предусмотрено иное.
2. Безвозмездное отчуждение объектов муниципальной собственности не допускается, за исключением передачи их в порядке, предусмотренным соответствующим Положением.
3. В случае принятия Закона Российской Федерации или областного Закона, прекращающего право собственности города, убытки, причиненные городу в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством или областью.
4. Споры о возмещении убытков разрешаются судом. Защита права собственности города осуществляется в соответствии с Законом в судебном порядке.
Глава 3. Полномочия органов городского самоуправления
по владению, пользованию и распоряжению муниципальной
собственностью
Статья 9. Субъекты права собственности города
1. От имени города права собственника осуществляют органы городского самоуправления - городской Совет народных депутатов и Администрация города, в пределах полномочий, установленных Уставом города и другими актами, определяющими статус этих органов.
Городской Совет народных депутатов и Администрация города непосредственно своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступить в суде и осуществлять другие полномочия собственника.
В случаях и в порядке, предусмотренных нормативными правовыми актами городского Совета народных депутатов по специальному поручению от имени города могут выступать органы городского управления, а также юридические лица и граждане.
Статья 10. Полномочия городского Совета народных депутатов по осуществлению права собственности
Городской Совет народных депутатов в соответствии с федеральными и областными Законами, Уставом города и настоящим Положением:
а) определяет порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также Федеральной и иной собственностью, переданной в ведение городу;
б) принимает нормативные акты по вопросам собственности города;
в) устанавливает полномочия Администрации города по владению, пользованию, распоряжению и управлению собственностью города;
г) утверждает городскую программу приватизации;
д) осуществляет контроль за использованием муниципальной собственности;
ж) утверждает перечни объектов, передаваемых в областную и иную форму собственности;
з) утверждает городской бюджет, осуществляет контроль за его исполнением, расходованием средств городских внебюджетных и валютных фондов;
и) устанавливает порядок приобретения объектов собственности за счет средств городского бюджета, внебюджетных фондов;
к) устанавливает порядок создания, ликвидации, реорганизации муниципальных унитарных предприятий, а также создания новых объектов городской собственности (предприятий и организаций).
л) устанавливает порядок осуществления инвестиционной деятельности с использованием муниципального имущества;
м) осуществляет иные полномочия в соответствии с Уставом города, федеральными и областными законами.
Статья 11. Полномочия Администрации города в отношении имущества, находящегося в собственности города
1. Администрация города владеет, управляет и распоряжается имуществом города в соответствии с Уставом города, настоящего Положения, иными законодательными и нормативными актами.
2. Администрация города:
а) разрабатывает проекты городского бюджета и обеспечивает его исполнение;
б) разрабатывает и реализует программы эффективного использования муниципальных земель;
в) разрабатывает и обеспечивает выполнение программы по охране природы, рациональному природопользованию;
г) осуществляет иную деятельность в отношении эффективного использования имущества, принадлежащего городу;
д) принимает акты по вопросам управления и распоряжения имуществом города в пределах полномочий, определенных федеральным, областным законодательством, Уставом города и другими нормативными актами;
ж) в порядке, установленном областной Думой и городским Советом народных депутатов, принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и обеспечивает реализацию этих решений;
з) назначает и освобождает руководителей унитарных предприятий, осуществляет контроль за их деятельностью;
и) утверждает учредительные документы о создании предприятия (Устав предприятия), основанного на праве хозяйственного ведения;
к) до государственной регистрации предприятия обеспечивает полную оплату уставного фонда предприятия;
л) вносит на утверждение городским Советом народных депутатов Положения о Комитете по управлению имуществом, Фонде имущества города и Финансовом управлении;
м) принимает решения об изъятии имущества унитарного предприятия, используемого не в соответствии с его назначением и уставными целями деятельности предприятия;
н) осуществляет иные функции по управлению и распоряжению муниципальным имуществом.
3. Через свои структурные подразделения (отделы, управления, комитеты и иные):
а) анализирует состав муниципальной собственности, эффективность ее использования;
б) готовит предложения по приобретению и отчуждению объектов собственности, направлениям и объемам использования средств городского бюджета, о передаче имущества в хозяйственное ведение муниципальных предприятий, доверительное управление;
в) разрабатывает и ведет сводный бухгалтерский баланс муниципального имущества, рассматривает годовые и квартальные отчеты использования имущественных комплексов предприятий и их руководителей, доводит до предприятий основные технико-экономические показатели.
Статья 12. Комитет по управлению муниципальным имуществом
1. Комитет по управлению имуществом создается распоряжением Администрации города, действует в пределах полномочий, установленных законодательством и положением о нем, в соответствии с распоряжениями и поручениями Администрации города.
По вопросам управления и распоряжения имуществом города Комитет подотчетен главе Администрации города и городскому Совету народных депутатов.
2. По решению городского Совета народных депутатов, имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан и юридических лиц.
Цели, приоритеты, ограничения и порядок приватизации муниципального имущества, устанавливаются городской программой приватизации и актами, регулирующими порядок ее выполнения.
3. Решения и распоряжения Комитета по управлению имуществом, принятые в пределах его компетенции во исполнение программ приватизации, обязательны для всех органов управления, предприятий и организаций.
4. Комитет по управлению имуществом:
а) разрабатывает проект городской программы приватизации;
б) организует выполнение городской программы приватизации, отчитывается об ее выполнении перед городским Советом народных депутатов;
в) по решению Администрации города создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке муниципальные унитарные предприятия, утверждает уставы этих предприятий, заключает и расторгает контракты с их руководителями;
г) ведет реестр муниципального имущества;
д) разрабатывает перечни объектов, передаваемых в областную и иную собственность;
е) выступает арендодателем недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, или имущественных комплексов для аренды которых создаются арендные предприятия;
ж) утверждает планы приватизации предприятий (организаций);
з) осуществляет в соответствии с решениями городского Совета народных депутатов и Администрации города вклады муниципальной собственности в предприятия, организационно-правовая форма которых позволяет органам городского самоуправления выступать в них в качестве участника или вкладчика;
к) выполняет иные функции в соответствии с Уставом г. Тамбова и областным Законом, иными законами и нормативными актами, принимаемыми Тамбовской областной Думой, городским Советом народных депутатов и Положением о Комитете по управлению имуществом.
Статья 13. Фонд имущества
1. Фонд имущества является специализированным финансовым учреждением, осуществляющим от имени города деятельность, предусмотренную Законодательством и Положением о Фонде.
Положение о Фонде имущества утверждается Администрацией города по согласованию с городским Советом народных депутатов. Деятельность фонда финансируется за счет средств, полученных от приватизации муниципальных предприятий.
2. Фонд имущества выполняет функции:
а) действия по владению (до момента продажи) объектами, долями (паями, акциями) в капитале акционерных обществ (товариществ), предприятий и иных объектов муниципальной собственности;
б) осуществляет продажу переданных ему Комитетом по управлению имуществом указанных объектов, долей (паев, акций), обменивает принадлежащие городу акции и акции на акции других акционерных обществ (холдинговых компаний) в установленном порядке;
в) осуществляет продажу переданных ему в установленном порядке предприятий-должников, а так же их имущества (активов) и находящихся в муниципальной собственности долей участия (паев, акций) в таких предприятиях;
г) осуществляет полномочия города как собственника в органах управления акционерными обществами или на основании договора-поручения по согласованию с собственником поручает это другому юридическому (физическому) лицу, имеющему по законодательству на то право;
д) выступает учредителем акционерных обществ (товариществ), приобретает по поручению собственника за счет средств городского бюджета доли (акции, пай), объекты (за исключением созданных в порядке преобразования государственных предприятий);
е) осуществляет операции с акциями в целях содействия реализации экономической политики в городе;
ж) осуществляет управление вкладами муниципальной собственности, пакетами ценных бумаг, находящимися в городской собственности;
з) ведет учет акций и долей (вкладов), находящихся в собственности города, ежеквартально представляет городскому Совету народных депутатов и Администрации города отчет о движении акций, находящихся в муниципальной собственности;
и) осуществляет залог акций и передачу их в доверительное управление в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, нормативными актами городского Совета народных депутатов;
к) участвует в подготовке городской программы приватизации;
л) получает и перечисляет выручку от приватизации предприятий, а также контролирует перечисление дивидендов в установленном порядке;
м) осуществляет контроль за соблюдением покупателями объектов приватизации условий заключенных с ними договоров купли-продажи и в необходимых случаях принимает меры для их расторжения в установленном порядке;
н) выступает в качестве истца и ответчика в суде и арбитражном суде по вопросам, отнесенным к его компетенции законодательством области и РФ;
о) осуществляет иные полномочия и деятельность в соответствии с действующим законодательством и Положением о Фонде имущества.
Статья 14. Финансовое управление Администрации города
Финансовое управление Администрации города является главным звеном бюджетного процесса в городе, разрабатывает и исполняет городской бюджет.
Полномочия финансового управления устанавливаются Положением о бюджетном процессе, Положением о финансовом управлении, иными законодательными актами.
Статья 15. Ответственность за нарушение права собственности города
1. К должностным лицам органов городского самоуправления, принявшим решения, противоречащие настоящему Положению и повлекшие ущерб для собственности города, могут применяться меры административной, дисциплинарной и имущественной собственности.
2. Защита прав собственности и других вещных прав г. Тамбова осуществляется на основе положения статей 301 - 306 главы 20 и других Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тамбовской городской Думы от 28 декабря 1995 г. N 218 (двадцать седьмое пленарное заседание) "О положении об управлении и распоряжении муниципальной собственностью г. Тамбова"
Настоящее решение вступает в силу с момента принятия
Текст решения официально опубликован не был
В настоящее решение внесены изменения следующими документами:
Решение Тамбовской городской Думы от 18 сентября 2002 г. N 243