Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
малого Совета Тамбовского
областного Совета народных
депутатов и администрации Тамбовской области
от 13 мая 1993 г. N 102/186
Временные правила
бытового обслуживания населения Тамбовской области
I. Общие положения
1. Правила бытового обслуживания населения в области регулируют отношения между гражданами и предприятиями, объединениями, организациями, оказывающими бытовые услуги населению, независимо от их форм собственности.
2. По отдельным видам услуг и работ обслуживание граждан осуществляется в соответствии с типовыми договорами бытового заказа (в том числе по абонементному обслуживанию).
3. Предприятия по бытовому обслуживанию населения любой формы собственности действуют в соответствии с их уставами и организуют работу по обслуживанию населения применительно к настоящим Правилам.
4. В помещениях предприятий, где осуществляется прием и выдача заказов, в удобном для обозрения населением месте должны быть:
Правила бытового обслуживания населения в области;
прейскуранты (или выписки из них) на оказываемые услуги;
перечень основных видов предоставляемых услуг;
свидетельство о присвоении предприятию разряда или диплома;
витрины и альбомы с утвержденными образцами изделий и видов работ, выполняемых предприятием, журналы мод;
образцы предлагаемых заказчику материалов и фурнитуры с указанием их цены;
книга отзывов;
образцы договоров, квитанций, расписок и других документов, удостоверяющих прием заказа, * и примерная форма их заполнения;
информация о режиме работы, установленных сроках выполнения обычных и срочных заказов, сроках гарантий на выполненные работы и услуги, днях и часах приема граждан руководителем предприятия.
5. Право на внеочередное обслуживание предоставляется отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
II. Прием и оформление заказов
6. Предприятие принимает к исполнению любой заказ на выполнение услуг (работ), соответствующий профилю его деятельности, за исключением заказов:
на выделку и переработку мехового сырья из шкурок домашних животных (при отсутствии документа о ветеринарном обследовании);
на изготовление любых видов боевых припасов, взрывчатых веществ;
на изготовление химических и парфюмерно-косметических изделий, ядовитых и наркотических веществ, а также лекарственных средств;
на переработку золота, серебра и платины в слитках, пластинах и россыпью, различных изделий из этих металлов неювелирного характера (промышленного назначения);
на изготовление и ремонт любых видов оружия (кроме ремонта охотничьих ружей с разрешения соответствующих органов);
на изготовление множительных и копировальных аппаратов, штампов, штемпелей, печатей, шрифтов (при отсутствии разрешения на их изготовление);
на медицинское обслуживание, кроме услуг, разрешенных органами здравоохранения;
на другие услуги, если их оказание в сфере бытового обслуживания населения запрещено законодательством Российской Федерации.
7. Заказы и заявки на бытовые услуги и работы принимаются непосредственно в приемных пунктах на территориях, по месту работы, учебы, отдыха и жительства граждан, а также по телефону.
8. Прием заказов на изготовление изделий производится по журналам мод или утвержденным образцам, а также по эскизам заказчика. По желанию заказчика могут быть сделаны согласованные с предприятием отступления от утвержденных образцов и технологии изготовления изделия, которые он подтверждает подписью в документе установленной формы.
Заказчику оказывается квалифицированная консультация в выборе модели, фасона или конструкции изделия, расцветки и структуры материала, а также в составлении эскиза изделия.
9. Заказ на бытовые услуги оформляется договором, в котором заполняются все указанные в нем реквизиты. Услуги, выполняемые в присутствии заказчика и по методу самообслуживания, могут оформляться путем выдачи жетона, талона, кассового чека и т.п.
Оформление заказа может производиться без участия приемщика по методу взаимного доверия. В этих случаях заказчик заполняет бланк-заказ или другой соответствующий документ.
10. В договоре указываются виды материалов (сырья, изделий), которые предоставляются заказчиком или предприятием для выполнения заказа.
Количество материала (сырья, изделий), необходимого для выполнения услуг (работ), определяется по взаимному согласованию заказчика с предприятием.
11. Предприятие обязано своевременно предупредить заказчика:
о непригодности или недоброкачественности материала (сырья, изделия), полученного от заказчика;
о том, что соблюдение указаний заказчика грозит годности или прочности выполняемой работы;
о наличии иных, не зависящих от предприятия обстоятельств, грозящих годности или прочности выполняемой работы;
если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны предприятия, в соразмерный срок не заменит непригодный или недоброкачественный материал (сырье, изделие), не изменит указаний о способе выполнения работы либо не устранит иных обстоятельств, грозящих годности или прочности работы, предприятие вправе отказаться от договора и изыскать понесенные им убытки.
Если предприятие не предупредило заказчика о непригодности или недоброкачественности материала (сырья, изделий), невозможности соблюдения указаний заказчика о способе выполнения работы, а также о наличии иных, не зависящих от предприятия обстоятельств, грозящих годности или прочности выполняемой работы, и не указано об этом в документе установленной формы, оно несет ответственность за ненадлежащее исполнение заказа.
III. Выполнение и выдача заказа
12. Предприятие обеспечивает:
максимальные удобства для населения в получении услуг (работ);
предоставление услуг (работ) высокого качества;
техническое обслуживание и ремонт изделий, транспортных средств в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, действующей на предприятии, условиями договора и пожеланиями заказчика;
выполнение гарантийных обязательств на изготовление и отремонтированные им изделия, транспортные средства;
соблюдение срока исполнения заказов;
высокую культуру обслуживания;
сохранность принятых от заказчика материалов (сырья, изделий).
13. В соответствии со статьями 353 и 354 Гражданского кодекса РСФСР:
предприятие обязано выполнить работу, обусловленную договором, из своего материала и своими средствами, поскольку иное не установлено законом или договором;
предприятие, выполняющее работу из своего материала, отвечает за его качество и обязано за свой счет заменить его по требованию заказчика, если материал окажется недоброкачественным;
если работа выполняется из материала предприятия, материал оплачивается при заключении договора полностью или в части, указанной в соответствующем типовом договоре, с окончательным расчетом при получении заказчиком выполненной предприятием работы.
Если работа выполняется полностью или частично из материала заказчика, предприятие отвечает за неправильное использование этого материала. При завершении работ или аннулировании заказа предприятие обязано представить заказчику отчет в израсходовании материала и возвратить остаток материала.
Заказчику возвращаются также замененные за плату неисправные узлы и детали.
Если работа выполняется из материалов заказчика, в договоре должны быть указаны точное наименование материалов и их оценка по соглашению сторон. В таком же порядке осуществляется оценка сдаваемых заказчиком изделий для выполнения ремонтных и других работ.
14. Предприятие выполняет наказы на бытовые услуги (работы) в сроки, согласованные с заказчиком и указанные в договоре.
В соответствии со статьями 72 и 76 Гражданского кодекса РСФСР течение срока исполнения заказа начинается на следующий день после календарной паты приема заказа.
Если последний день срока выполнения заказа приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
15. При выполнении услуг на дому у заказчика или в другом месте (садовом участке, гараже и т.д.) предприятие обеспечивает явку работника в согласованное с заказчиком время, а заказчик обязан создать необходимые условия для выполнения услуг (работ).
16. Доставка материала (сырья, изделий) заказчика по его желанию осуществляется предприятием за дополнительную плату или самим заказчиком.
При выходе из строя по вине предприятия изготовленного или отремонтированного на предприятии изделия, узла, агрегата в период гарантийного срока их доставка на предприятие и к заказчику осуществляется за счет предприятия.
17. Заказчик имеет право в процессе выполнения заказа по согласованию с предприятием вносить в него частичные изменения, если их исполнение технически и технологически возможно. Все принятые изменения вносятся в договор.
18. В соответствии со статьями 360 и 364 Гражданского кодекса РСФСР заказчик имеет право;
а) при наличии уважительных причин во всякое время до окончания работы отказаться от договора, уплатив предприятию вознаграждение за выполненную часть работы и возместив ему убытки, причиненные расторжением договора, с учетом того, что предприятие сберегло вследствие расторжения договора;
б) отказаться от договора и потребовать возмещения убытков, если предприятие не приступает своевременно к исполнению договора или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным;
в) назначить предприятию соразмерный срок для устранения недостатков, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, а при неисполнении предприятием этого требования в назначенный срок отказаться от договора, либо потребовать возмещения убытков, либо поручить исправление работы третьему лицу за счет предприятия;
г) по своему выбору требовать безвозмездного исправления в соразмерный срок допущенных отступлений от условий договора, ухудшивших работу, или устранения иных недостатков в работе, или возмещения понесенных заказчиком необходимых расходов по исправлению своими средствами недостатков работы, если договором предусмотрено такое право заказчика, или соответственного уменьшения вознаграждения за работу;
д) требовать расторжения договора и возмещения убытков при наличии в работе существенных отступлений от договора либо иных существенных недостатков;
е) по своему выбору требовать либо изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества, либо расторжения договора и возмещения убытков.
При расторжении договора расчеты с заказчиком производятся в случае повышения цены на сырье и услуги на момент предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены - исходя из стоимости сырья, услуг на момент оформления заказа.
19. Маркировка и упаковка изготовленных и отремонтированных предприятием изделий производится в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, действующей на предприятии.
20. В соответствии со статьей 361 Гражданского кодекса РСФСР заказчик обязан:
принять работу, выполненную предприятием и осмотреть ее. Если заказчик не заявит немедленно предприятию об отступлениях от условий договора, ухудшивших работу, или иных недостатках в работе, он теряет право в дальнейшем ссылаться на эти отступления от условий договора или недостатки в работе;
сообщать предприятию об отступлениях от условий договора, и иных недостатках в работе, которые не могли быть обнаружены при обычном способе ее принятия, немедленно по их обнаружении.
21. Заказчик подтверждает подписью в договоре оплату выполненных услуг (получение изделия).
На работах, где учетные документы не применяются, письменное подтверждение заказчика об оплате услуг (получении изделия) не требуется.
22. При выдаче исполненного заказа предприятие письменно информирует заказчика о гарантийных сроках на выполненные услуги (работы).
Гарантийные сроки на изготовленные и отремонтированные предприятием изделия, транспортные средства определяются действующими стандартами, техническими условиями, другой нормативно-технической документацией и исчисляются со дня получения заказа, а в случае несвоевременного их получения по вине заказчика - со дня установленного договором срока исполнения заказа.
23. При утере договора заказчик обязан известить об этом предприятие, принявшее заказ.
В этом случае указанное в договоре изделие выдается по письменному заявлению заказчика с предъявлением паспорта или другого документа, удостоверяющего его личность, а при утере договора на ремонтируемые транспортные средства предъявляется также технический паспорт на транспортное средство.
24. В соответствии со статьей 366 Гражданского кодекса РСФСР в случае неявки заказчика за получением вещи, изготовленной по договору бытового обслуживания, предприятие вправе по истечении шести месяцев со дня, когда согласно договору вещь должна была быть сдана заказчику, и последующего двукратного письменного предупреждения заказчика продать вещь в установленном порядке, а вырученную сумму, за вычетом всех причитающихся предприятию платежей, внести в депозит нотариальной конторы на имя заказчика.
IV. Расчеты с заказчиком
25. Бытовые услуги и работы оплачиваются заказчиком по ценам предприятия на дату принятия заказа.
26. В соответствии со статьей 362 Гражданского кодекса РСФСР заказчик обязан оплатить выполненную предприятием работу по сдаче всей работы, если иное не установлено законом или договором.
27. Заказчик вправе предъявить предприятию претензии, если оно допустило отступление от условий договора, ухудшившее работу, или иные недостатки в работе.
Претензии заказчика должны быть рассмотрены предприятием безотлагательно, а требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней со дня поступления претензии.
28. Предприятие обязано исполнить заказ в срок, предусмотренный в договоре.
29. Заказы должны исполняться качественно соответствующим ГОСТам и другой нормативно-технической документации.
30. Предприятие, утратившее (повредившее) полностью или частично принадлежащий заказчику материал (сырье, изделие), обязано в трехдневный срок заменить его однородным материалом (сырьем, изделием), а при отсутствии такового - возместить заказчику понесенные убытки - стоимость утраченного (поврежденного) материала (сырья, изделия), а также расходы, понесенные заказчиком.
По желанию заказчика предприятие обязано возобновить вне очереди заказ и изготовить изделие из однородного материала в кратчайший срок.
31. Споры, возникшие между предприятием и заказчиком, разрешаются в судебном порядке.
В соответствии со статьей 365 Гражданского кодекса РСФСР:
иск по поводу отступлений предприятия от условий договора, ухудшивших работу, или иных недостатков в работе может быть предъявлен заказчиком в течение 6 месяцев со дня принятия работы, а если недостатки не могли быть обнаружены при обычном способе принятия работы, - в течение одного года со дня принятия работы;
иск по поводу таких недостатков в строении или сооружении, которые не могли быть обнаружены при обычном способе принятия работы, если одной из сторон является гражданин, может быть предъявлен заказчиком в течение трех лет со дня принятия работы;
если в договоре предусмотрен гарантийный срок и заявление по поводу недостатков работы сделано в пределах гарантийного срока, течение срока исковой давности начинается со дня заявления о недостатках.
* - в дальнейшем именуются договором
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.