Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению малого Совета Тамбовского
областного Совета народных депутатов и администрации
Тамбовской области
от 13 мая 1993 г. N 102/186
Временные правила
работы предприятий торговли
1. Общие положения
1. Настоящие Правила регулируют основные вопросы работы предприятия торговли (в дальнейшем предприятие), независимо от форм собственности.
2. Основными задачами предприятия являются: осуществление розничной торговли товарами народного потребления в широком ассортименте, соответствующем его товарному профилю (типу), обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей с наименьшей затратой ими времени на совершение покупок.
3. Товарный профиль (тип) предприятия определяется для муниципальных предприятий, а также приватизированных предприятий на конкурсной основе местными органами исполнительной власти, для предприятий иных форм собственности - собственником с учетом обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей населения в продовольственных и непродовольственных товарах.
4. Предприятия обязаны в наглядной и доступной форме довести до покупателей необходимую и достоверную информацию, отражающую его товарную специализацию, номер, которые указываются на вывеске, помещенной на фасаде строения. На вывеске также указывается форма собственности и полное название организации, в состав которой входит предприятие.
На входной двери предприятия помещается табличка или делается трафаретная надпись по режиму времени работы предприятия.
5. Режим времени работы предприятий устанавливается государственным (муниципальным) местным органом исполнительной власти, а предприятиям иных форм собственности - собственником. Объявленные часы работы должны соблюдаться предприятиями всех форм собственности.
6. Запрещается прекращать доступ покупателей в предприятия до начала обеденного перерыва или окончания времени его работы. При закрытии предприятия на обед или по окончании рабочего дня кассы прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы предприятия, однако все покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, должны быть обслужены.
В предприятиях, не имеющих кассовых аппаратов, обслуживание покупателей прекращается с наступлением времени обеденного перерыва и закрытия предприятия.
В предприятиях самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале.
За 5-10 минут до прекращения обслуживания работники предприятия предупреждают об этом покупателей.
7. Используемые в предприятиях всех форм собственности весы, гири и другие измерительные приборы должны иметь хорошо видимое поверительное клеймо и свидетельство органов государственного центра метрологии, стандартизации и сертификации о проверке, быть исправными, чистыми, правильно установленными, применяться по назначению и обеспечивать единство и достоверность измерений.
8. Закрытие предприятия муниципальной собственности для проведения санитарных мероприятий, на ремонт допускается только с разрешения местных органов исполнительной власти. О закрытии предприятия независимо от форм собственности покупатели извещаются специальным объявлением, вывешиваемым в магазине не позднее чем за 5 дней до его закрытия.
В объявлении также указывается адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичными товарами.
9. В предприятии в целях улучшения обслуживания и экономии времени покупателей должны постоянно совершенствоваться методы продажи товаров и формы обслуживания, и в частности, широко внедряться самообслуживание, продажа товаров с открытой выкладкой, по образцам, по предварительным заказам, на дому у покупателей, а также оказываться дополнительные услуги (доставка товаров на дом, временное их хранение, раскрой тканей, подгонка одежды по фигуре, гравировка изделий и т.д.) в зависимости от типа предприятия и его специализации.
10. Работники предприятия должны поддерживать в надлежащем санитарном состоянии закрепленную за предприятиями территорию.
11. Помещение предприятия должно отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для торгового предприятия соответствующего типа.
12. В предприятии должны рационально использоваться площадь торгового зала, складских и подсобных помещений, обеспечиваться наиболее эффективное размещение и использование оборудования. Помещение предприятия, оборудование и инвентарь должны содержаться в образцовом санитарно-техническом состоянии.
13. В витринах предприятия выставляются образцы только тех товаров, которые имеются в продаже. Каждый образец товара снабжается четко оформленным ярлыком цен (ценником). По мере необходимости с учетом сезонности поступления новых товаров и в зависимости от других конкретных условий работы предприятия витрины обновляются.
Образцы товаров, находящихся в витрине, должны продаваться по требованию покупателя с учетом времени, необходимого для проверки их качества.
Образцы товаров, используемые как элементы композиционного оформления витрины или являющиеся инвентарем магазина, продаже не подлежат.
II. Подготовка товаров к продаже
14. Работники предприятия обязаны обеспечивать сохранность товаров и принимать необходимые меры к недопущению снижения их качества.
При хранении товаров на складах, размещении и выкладке их в торговом зале работники предприятия обязаны строго соблюдать правила торгового соседства, санитарные правила, нормы складирования.
Режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) должен соответствовать свойствам товаров, предусмотренным в стандартах и технических условиях.
Складские и другие помещения предприятия оснащаются необходимыми противопожарными и механическими средствами защиты, а также соответствующей сигнализацией.
15. До подачи товаров в торговый зал производится проверка их качества, маркировка и подготовка к продаже: освобождение от тары, чистка и утюжка одежды; оправка кусков тканей, очистка обуви от пыли, сборки и очистка от смазки хозяйственных машин, велосипедов, мопедов, мотоциклов и других изделий из металла, протирка бутылок и консервных банок, зачистка, нарезка, предварительная расфасовка некоторых товаров и т.д.
III. Продажа товаров
16. Перед открытием предприятия пополняются товарные запасы в торговом зале, обновляются выкладка товаров, витрины, проверяется наличие правильно, в соответствии с установленными реквизитами, и четко оформленных и заверенных ценников, а также соответствующего инвентаря, подготавливаются упаковочные материалы, нарезается бумага, выполняется другая работа, обеспечивающая нормальное функционирование предприятия.
17. Продажа товаров в предприятии производится всем гражданам на общих основаниях за наличный расчет и путем безналичного перечисления средств через учреждения банка или государственные трудовые сберегательные кассы.
Расчеты с населением за проданные товары производятся через контрольно-кассовые аппараты в предприятиях розничной торговли, для которых это условие является обязательным.
Продажа товаров детям производится только в том случае, если они способны самостоятельно совершать покупку и рассчитываться за купленный товар. Запрещается продажа несовершеннолетним алкогольных напитков, пива, табачных изделий и игральных карт.
Торговля алкогольными напитками производится в установленные для отдельных видов часы в соответствии с решением местной исполнительной власти. На право торговли алкогольными напитками предприятие обязано иметь соответствующее разрешение и лицензию.
18. Предприятия обязаны предоставлять отдельным категориям покупателей льготы, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации и местными исполнительными органами.
19. Товары, на которые установлены предельные нормы отпуска одному покупателю, продаются в предприятиях с соблюдением этих норм.
20. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, в том числе акцизных, для которых установлены специальные правила торговли, осуществляется с соблюдением этих правил.
21. В торговом зале рационально и удобно для покупателей выкладываются (выставляются) в полном ассортименте имеющиеся в предприятии товары в количествах, обеспечивающих широкий их выбор. Особое внимание уделяется информации покупателей о поступлении в продажу новых товаров, а также культуре обслуживания покупателей.
22. Покупателю предоставляется возможность проверить правильность веса и меры отпущенных ему товаров как самостоятельно, так и с помощью работников предприятия. В торговых залах предприятий по торговле продовольственными товарами устанавливаются на доступном для покупателей месте контрольные весы, а в торговых залах предприятий, торгующих тканями, - контрольные метры.
23. Гастрономические, сыпучие, метражные и штучные товары, не имеющие фабричной упаковки, отпускаются в бумаге, пакетах предприятия или другой соответствующей свойствами# товара упаковке. По просьбе покупателей продавцы обязаны производить нарезку отпускаемых гастрономических товаров. Нерасфасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в посуду покупателя по весу или с применением стандартной мерной емкости согласно установленным правилам продажи таких товаров.
24. Запрещается продажа товаров недоброкачественных, не имеющих должного товарного вида, с истекшими сроками реализации, а также поступающих без установленной документации по качеству.
25. В предприятии самообслуживания товары, поступающие в нерасфасованном виде, предварительно расфасовываются с учетом спроса покупателей и сроком реализации товаров в специально выделенном и оборудованном для этой цели помещении и в зависимости от свойств товара упаковываются в полиэтиленовую или целлофановую пленку, пергаментную или оберточную бумагу, пакеты, сетчатую тару, коробки и т.д.
На упаковке фасуемых в предприятии товаров или вкладных ярлыках, изготовленных типографским способом, указываются наименование и сорт товара, его вес нетто, стоимость (с упаковкой), дата фасовки, номер фасовщика.
26. В торговом зале предприятия (отдела) самообслуживания товары размешаются на стандартном оборудовании, поддонах, в проволочных корзинах, пластмассовых ящиках и другой таре и таре-оборудовании с учетом максимального использования площади торгового зала. На стандартном оборудовании товары размещаются, как правило, по вертикали на отведенных для каждого вида товаров местах.
Не рекомендуется выкладка товаров пирамидой, спиралью и другими способами, затрудняющими их отбор, а также выкладка товаров в поврежденной и деформированной упаковке.
Четко оформленные ценники на товары закрепляются в ценнико-держателях, вмонтированных в оборудование или установленных на специальных стойках. В тех случаях, когда наименование товара, вес и сорт указаны на упаковке, могут применяться ценники, указывающие только стоимость единицы товара.
27. Предприятия (отделы) самообслуживания обеспечиваются корзинами, тележками, лотками (для мелких товаров), щипцами и другим инвентарем для отбора покупателями товаров.
28. При продаже товаров по методу самообслуживания в предприятиях по торговле продовольственными товарами (кроме специализированных хлебных и овощных) отбор товаров покупателями должен производиться только в инвентарные корзины и тележки, которые покупатель обязан взять при входе в зал самообслуживания. В предприятиях по торговле непродовольственными товарами (где это целесообразно) отбор товаров производится также в соответствующую свойствам данного товара инвентарную тару.
С покупателями, не выполняющими требования настоящего пункта, не должны производиться расчеты.
При желании покупателя оставить при входе в торговый зал хозяйственную сумку, рюкзак, портфель, чемодан и т.п. предприятие обязано обеспечить их сохранность, для чего устанавливается соответствующее оборудование (стеллажи, полки и др.). В предприятиях (отделах) самообслуживания вывешиваются извлечения из настоящих Правил, касающиеся порядка отбора товаров и расчета за них. Покупатели обязаны соблюдать установленный порядок.
29. Обмен купленных в розничной торговой сети промышленных товаров или возврат уплаченных за них денег производится в установленном действующими правилами порядке. При обмене промышленных товаров или возврате уплаченных за них денег не разрешается требовать от покупателей предъявления документов, удостоверяющих личность.
Продовольственные товары, купленные в розничной торговой сети, обратно от покупателей, как правило, не принимаются и не обмениваются. В случаях установления скрытых дефектов товаров или несоответствия наименованию и сорту, по которым они были проданы, товары подлежат обмену.
30. При продаже сложно-технических изделий (телевизоры, радиоприемники, пианино, баяны, аккордеоны, холодильники, бытовые машины и др.), а также некоторых других промышленных товаров (ткани, одежда, трикотаж, обувь, ковры, мебель и др.) на отобранные покупателем товары предприятием выписывается товарный чек, в котором указывается номер или название предприятия, наименование и сорт изделия, его цена, дата пропажи#, фамилия продавца. Товарный чек выписывается в двух экземплярах, один из них выдается покупателю.
При продаже товаров методом самообслуживания товарный чек не выписывается: покупателю при расчете в обязательном порядке вручается кассовый чек, подтверждающий покупку товара в данном предприятии. Чек должен сохраняться покупателем для решения вопроса по обмену или сдаче товара в случае необходимости по месту покупки.
31. Непродовольственные товары, отобранные покупателем, могут храниться на контроле до оплаты их стоимости в течение 30 минут, по истечении которых они вновь подаются в продажу. В отдельных случаях срок хранения неоплаченного товара может быть продлен администрацией, но не более чем на 2 часа, а отдельные товары хранятся до их получения в течение 24 часов (без учета выходных дней). В этом случае на товарном чеке администрацией делается отметка: "Оплата по безналичному расчету" и проставляется дата и время выписки чека.
32. Покупателям предоставляется возможность оставить в предприятии на хранении купленные и оплаченные ими громоздкие товары (мебель, пианино, холодильники, стиральные машины, телевизоры, радиоприемники и др.) на срок не более суток. Эти товары хранятся по сохранной квитанции отдельно от непродовольственных товаров. Не разрешается хранить в предприятии товар с табличкой "продано" без сохранной квитанции.
33. Запрещается продажа товаров из подсобных и складских помещений, а также по начала и по окончании установленных часов работы предприятия.
IV. Основные санитарные требования к содержанию
торгового предприятия и его работникам
34. Санитарное состояние предприятия должно соответствовать требованиям, установленным органами государственного санитарного надзора, а в предприятии по торговле продовольственными товарами - также и специальным санитарным правилам для таких предприятий.
35. Все помещения должны содержаться в чистоте, для чего производится ежедневная тщательная их уборка: подметание влажным способом и мытье полов, удаление пыли и паутины, протирка окон, дверей, панелей, оборудования, инвентаря. Для проведения текущей уборки используется в первую очередь время обеденного перерыва предприятия. По окончании работы предприятия все помещения должны оставаться только в полном санитарном порядке.
В предприятиях по торговле продовольственными товарами один раз в неделю производится уборка помещений с применением мыльно-щелочного раствора, хлорной извести. Один раз в месяц во всех предприятиях назначается санитарный день для осуществления мероприятий в соответствии с санитарными правилами.
36. Все работники предприятия во время исполнения своих служебных обязанностей должны быть опрятно одеты, соблюдать правила личной гигиены. Работникам предприятий по торговле продовольственными товарами запрещается находиться на рабочих местах без санитарной одежды и фирменных головных уборов.
Верхнее платье и личные вещи работников предприятий должны храниться в отдельном помещении, в предназначенных для этой цели шкафах.
37. В предприятиях оборудуются умывальники с мылом и полотенцами, туалеты, гардеробные и другие помещения, обеспечивающие соблюдение работниками правил личной гигиены.
Предприятие обеспечивается необходимыми для соблюдения установленного санитарного режима моющими и дезинфицирующими средствами.
38. Работникам предприятий запрещается на рабочих местах прием пищи и курение, для этого выделяется отдельное помещение или место. Покупателях# также запрещается курить в торговом зале предприятия.
39. Вновь поступающие на работу в торговое предприятие лица до предоставления соответствующего заключения лечебного учреждения к работе не допускаются. Лица, работающие в продовольственном предприятии, в установленные сроки и порядке проходят медицинское обследование.
40. На рабочем месте продавцов продовольственного предприятия (за прилавки) и в места хранения продуктов не допускаются лица, не имеющие специального разрешения санитарной службы и без санитарной одежды.
41. Ответственность за соблюдение правил личной гигиены и содержание своего рабочего места в надлежащем санитарном состоянии несет каждый работник предприятия. Обязанности по организации необходимых для этого мероприятий возлагаются на директора (заведующего) предприятия и его заместителя, которые несут персональную ответственность за санитарное состояние предприятия в целом.
V. Контроль за работой предприятия
42. Контроль за работой предприятия любой формы собственности в части соблюдения правил торговли и цен, качества продаваемых товаров, выполнением санитарных и противопожарных требований; законности применения мер и весоизмерительных приборов, правильности пользования ими и их содержания осуществляют в пределах своей компетенции и полномочий центр стандартизации, метрологии и стандартизации Комитета Российской Федерации, государственная инспекция по торговле и качеству товаров Комитета Российской Федерации по торговле, федерального санитарно-эпидемиологического надзора и другие государственные органы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.