Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Стратегия
развития топливно-энергетического комплекса Тамбовской области на период до 2015 года
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 1 июля 2005 г. N 585)
1. Цели и приоритеты энергетической стратегии области
Среди субъектов Центрального федерального округа Российской Федерации Тамбовская область располагает энергодефицитным топливно-энергетическим комплексом, который, не смотря на это, является одной из базовых отраслей экономики региона, инструментом проведения эффективной экономической и социальной политики. Позиции области на внутригосударственном энергетическом рынке во многом определяют ее экономический потенциал и инвестиционную привлекательность.
Энергетический сектор экономики области обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей регионального хозяйства, выполняет интегрирующую функцию во взаимоотношениях между органами государственной власти и местного самоуправления, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей региона. Производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора являются региональным достоянием Тамбовской области. Эффективное его использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики области на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения.
Начавшийся экономический рост неизбежно повлечет за собой существенное увеличение спроса на энергетические ресурсы и внутри страны, и внутри области. По прогнозам РАО "ЕЭС России" рост спроса на электроэнергию увеличит загруженность мощностей генерирующего оборудования с 35,8 процента в 2005 г. до 53,7 процента в 2010 г. и 64,4 процента к 2015 году. Это потребует решения унаследованных и накопившихся за годы реформ экономических проблем в условиях глобализации и ужесточения общемировой конкуренции, обострения борьбы за энергетические ресурсы и рынки. На фоне исчерпывающей выработки ресурса генерирующего оборудования это, прежде всего, кардинальное обновление всех производственно-технологических мощностей не только электростанций, но и всего сетевого хозяйства. Очевидно, что наиболее уязвимыми в этом плане окажутся экономические системы энергодефицитных регионов.
Соответствовать требованиям нового времени может только качественно новый топливно-энергетический комплекс (далее ТЭК) - финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, соответствующий экологическим стандартам, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами.
Для долгосрочного стабильного обеспечения экономики и населения области всеми видами энергии необходима научно-обоснованная и воспринятая всеми общественными и государственными институтами долгосрочная энергетическая политика.
Целью энергетической политики является максимально эффективное управление региональным топливно-энергетическим комплексом и использование потенциала энергетической отрасли для роста экономики и повышения качества жизни населения области.
Стратегия развития ТЭК области на период до 2015 г. (далее именуется - Стратегия) является документом, конкретизирующим цели, задачи и основные направления долгосрочной энергетической политики области на соответствующий период с учетом складывающейся внутригосударственной ситуации в энергетическом секторе и его роли в обеспечении единства экономического пространства Российской Федерации, а также политического, макроэкономического и научно-технического развития страны.
Главной задачей настоящего документа является определение путей достижения качественно нового состояния ТЭК области, роста конкурентоспособности его продукции и услуг на внутриобластном рынке, повышения его эффективности на основе использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов региональной энергетической политики с учетом прогнозируемых результатов ее реализации.
Приоритетами Стратегии являются:
полное и надежное обеспечение населения и экономики области энергоресурсами по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении области;
снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при транспортировке и реализации продукции ТЭК;
повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала энергетического сектора, рост производительности труда в отрасли для обеспечения социально-экономического развития области;
минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе применения экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий транспортировки, реализации и потребления продукции.
Главным средством решения поставленных задач является формирование цивилизованного энергетического рынка и недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой и органами исполнительной власти области. При этом органы государственной власти, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, усиливают свою роль в формировании рыночной инфраструктуры как регулятора рыночных взаимоотношений.
Основные механизмы регулирования в сфере топливно-энергетического комплекса предусматривают:
меры по созданию рациональной рыночной среды (включая согласованное тарифное регулирование и институциональные преобразования в ТЭК);
повышение эффективности управления государственной собственностью;
стимулирование и поддержку стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной и энергосберегающей сферах.
2. Политика, осуществляемая органами государственной власти
Тамбовской области в энергетической сфере
2.1. Основы политики
Проведение долгосрочной энергетической политики для защиты прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективного управления государственной собственностью, достижение качественно нового состояния энергетического сектора осуществляются на следующих принципах:
последовательность действий по реализации важнейших стратегических ориентиров развития энергетики;
заинтересованность в создании сильных, устойчиво развивающихся и готовых к конструктивному диалогу с органами власти энергетических компаний;
обоснованность и предсказуемость государственного регулирования, направленного на стимулирование частной предпринимательской инициативы в области реализации целей энергетической политики, в том числе в инвестиционной сфере.
Основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию определяются федеральными законами и принятыми в соответствии с указанными федеральными законами актами Правительства Российской Федерации.
Стратегическими ориентирами долгосрочной энергетической политики являются энергетическая и экологическая безопасность, а также энергетическая и бюджетная эффективность. Достижение указанных ориентиров, повышение управляемости процесса развития энергетики требуют формирования основных составляющих региональной энергетической политики. К числу таких составляющих относятся прежде всего развитие внутренних топливно-энергетических рынков, формирование рационального топливно-энергетического баланса, региональная и межрегиональная энергетическая политика, социальная, научно-техническая и инновационная политика в энергетическом секторе.
Для повышения эффективности этого процесса предусматриваются реструктуризация и акционирование государственной собственности в данной сфере с сосредоточением ее преимущественно в системообразующих секторах ТЭК и приватизацией других активов, прежде всего не находящихся под действенным контролем государства.
Энергетическая эффективность
На современном этапе экономика области характеризуется высокой энергоемкостью, значительно превышающей удельную энергоемкость экономики отдельных регионов Российской Федерации. Причинами такого положения являются сформировавшаяся в течение длительного периода времени структура промышленного производства и нарастающая технологическая отсталость энергоемких отраслей промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, а также недооценка стоимости энергоресурсов, прежде всего газа, не стимулирующая энергосбережение.
Целью региональной политики в данной сфере является жесткое и безусловное достижение намеченных стратегических ориентиров роста энергоэффективности с использованием широкого спектра стимулирующих потребителей энергоресурсов мер, обеспечивающих:
структурную перестройку экономики области в пользу малоэнергоемких обрабатывающих отраслей и сферы услуг;
реализацию потенциала технологического энергосбережения.
Для интенсификации энергосбережения необходимы: ликвидация перекрестного субсидирования в тарифообразовании, прежде всего в электроэнергетике; продолжение реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Вместе с тем эффективное ценовое регулирование является абсолютно необходимым, но недостаточным условием интенсификации энергосбережения. Необходимо осуществление системы правовых, административных и экономических мер, стимулирующих эффективное использование энергии, в том числе:
проведение регулярного надзора за рациональным и эффективным расходованием энергоресурсов предприятий;
создание дополнительных хозяйственных стимулов энергосбережения, превращающих его в эффективную сферу бизнеса;
широкая популяризация эффективного использования энергии среди населения, массовое обучение персонала; создание доступных баз данных, содержащих информацию об энергосберегающих мероприятиях, технологиях и оборудовании, нормативно-технической документации; проведение конференций и семинаров по обмену опытом, пропаганда энергосбережения в средствах массовой информации и т. д.
Задача состоит в том, чтобы за счет целенаправленной политики обеспечить заинтересованность потребителей энергоресурсов в инвестировании в энергосбережение, создать более привлекательные условия для вложения капитала в эту сферу деятельности, снизив возможные финансово-экономические риски.
Так например, при распределении лимитов природного газа по промышленным предприятиям необходимо исходить не только из соблюдения дисциплины платежей и расчетов, но и через создание экономического механизма снижения энергоемкости выпускаемой продукции и обеспечения 100-процентного удовлетворения потребности предприятий в природном газе в зависимости от динамики снижения удельного расхода газа на единицу продукции.
Одним из инструментов эффективной политики станет поддержка специализированного бизнеса в области энергосбережения, что позволит сформировать экономических агентов (энергосберегающие фирмы, компании), предлагающих и реализующих оптимальные научные, проектно-технологические и производственные решения, направленные на снижение энергоемкости. Поддержка энергосберегающего бизнеса предполагает переход от прямой финансовой помощи со стороны государства к формированию системы реализации эффективных бизнес-проектов в соответствующей сфере, страхования коммерческих и некоммерческих рисков.
Мероприятия по энергосбережению и эффективному использованию энергии должны стать обязательной частью региональных и муниципальных программ социально-экономического развития.
Учитывая это, руководителями и специалистами органов исполнительной власти области, наделенными полномочиями и функциями по регулированию деятельности предприятий и организаций ТЭК, высококвалифицированными специалистами энергетической отрасли до конца 2005 г. будет разработан и вынесен на рассмотрение областной Думы проект областной целевой программы "Энергосбережение в Тамбовской области на 2006 - 2008 годы". В программе будут предусмотрены конкретные энергосберегающие мероприятия с указанием источников и объемов финансирования, распределением финансовых потоков по годам и направлениям капвложений. Разработку таких целевых программ целесообразно осуществлять каждые 3 - 4 года.
Бюджетная эффективность энергетики
Энергетический сектор связан сложными и разнообразными взаимоотношениями с бюджетом, являясь одним из основных источников формирования его доходной части и получателем средств, оказывает влияние на формирование и исполнение бюджетов всех уровней. Обеспечение эффективности указанных взаимоотношений является важнейшей задачей и основной целью политики, направленной на достижение бюджетной эффективности энергетики.
Основными принципами этой политики являются:
устойчивая перспектива - заблаговременное и обоснованное определение необходимых прогнозных объемов прямых поступлений в бюджет от организаций энергетического сектора;
комплексная оценка - учет текущих и перспективных результатов изменения структуры и стоимости государственной собственности, сокращения будущих расходов в смежных отраслях;
сбалансированность - соответствие роста капитализации энергетического сектора и объема обеспечиваемых им бюджетных поступлений.
Инвестиционная политика в ТЭК предусматривает решение задач наращивания объема инвестиций и изменения их структуры. Меры государственной поддержки инвестиций в ТЭК предусматривают:
улучшение предпринимательского климата, создание ясных и стабильных правил экономической деятельности фирм и компаний, в первую очередь на основе предсказуемого и сбалансированного режима налогообложения и нормативно-правовой базы, защищающей и гарантирующей соблюдение прав инвесторов;
содействие снижению предпринимательских и некоммерческих рисков инвестирования, поддержка программ комплексного страхования;
совершенствование нормативно-правовой базы в сфере участия инвесторов (в том числе иностранных) в создании объектов энергетики;
совершенствование лицензионной политики, устранение необоснованных административных барьеров;
развитие лизинговых отношений.
Господдержка должна быть направлена, прежде всего, на стимулирование экономической мотивации частных инвестиций, ее характер будет различаться в зависимости от отраслевой специфики. Прямая поддержка в виде финансирования из бюджетов всех уровней будет осуществляться в соответствии с проектами, имеющими стратегическое значение или высокую социальную значимость.
Региональная инвестиционная политика должна быть направлена на обеспечение поддержки инвестиционных проектов, связанных с производством и транспортировкой энергетических ресурсов (в большей степени малых и средних объектов), создание специальных экономических условий, обусловливающих рост производства и занятости на территориях соответствующих муниципальных образований.
2.2. Формирование рационального топливно-энергетического
баланса области
Топливно-энергетический баланс является основным инструментом выявления диспропорций в процессе прогнозирования и установления равновесия между спросом и предложением на энергоресурсы. В то же время использование топливно-энергетического баланса до сих пор не является системным, охватывающим все необходимые уровни (в частности муниципальный). Необходимо совершенствование информационной базы и методологии балансовых расчетов с целью повышения надежности и обоснованности получаемых результатов.
Разрабатываемые балансы топливно-энергетических ресурсов должны предусматривать:
рост производства и потребления электроэнергии, являющийся необходимым условием развития экономики и повышения комфортности жизни населения;
существенное повышение эффективности потребления топлива и электроэнергии в экономике области и в жилищно-коммунальном секторе за счет энергосбережения;
использование экономически эффективных возобновляемых источников энергии, применительно к условиям Тамбовской области.
Оптимизация расходной части топливно-энергетического баланса должна предусматривать реализацию мер по экономически эффективному энергосбережению и совершенствование структуры спроса на энергоносители по следующим основным направлениям:
продолжение электрификации экономики с ростом потребления электроэнергии в 1,05 - 1,1 раза быстрее общего спроса на энергию за счет повышения энерговооруженности труда в промышленности, сельском хозяйстве и быту;
замедление роста расхода энергоресурсов на централизованное теплоснабжение в 1,07 - 1,1 раза относительно общего энергопотребления в связи с большими возможностями для снижения потерь и экономии тепла, а также опережающего развития его локальных и индивидуальных источников при обязательном обеспечении и соблюдении условий экологического баланса, оптимизации характеристик расхода топлива;
увеличение потребления моторных топлив темпами, в 1,2 раза превосходящими темпы роста общего энергопотребления, при более широком использовании заменителей нефтепродуктов (сжиженного и сжатого газа, водорода). При этом использование водорода требует решения дополнительных вопросов по проблемам гарантированной безопасной эксплуатации, разработке совершенно новых эксплуатационных методик.
Политика формирования рационального топливно-энергетического баланса должна задавать ориентиры для разработки программ развития компаний ТЭК, обеспечивая их согласованность с программой социально-экономического развития области. Для этого необходимо расширение диапазона использования перспективного топливно-энергетического баланса как одного из инструментов управления стратегическим развитием энергетического сектора, и достижения согласованности балансов топливно-энергетических ресурсов с региональным бюджетом и с финансовыми планами компаний ТЭК.
Баланс потребления топливно-энергетических ресурсов (далее ТЭР) в 2003 году в Тамбовской области представлен на диаграмме N 1.
2.3. Состояние энергетического комплекса Тамбовской области
Тамбовская область относится к числу дефицитных регионов по топливно-энергетическим ресурсам.
Таблица N 1
Импорт ТЭР в 2003 году в Тамбовскую область
Вид ресурса | Единица измерений |
т. у. т. | % | |
Бензин | тыс. т | 99,8 | 148553 | 4,57 |
Газ | млн. куб. м | 1913,2 | 2207832,8 | 67,91 |
Мазут | тыс. т | 99,7 | 136589 | 4,2 |
Уголь | тыс. т | 120,6 | 92620,2 | 2,85 |
Электрическая энергия |
млн. кВт. ч. | 1237,4 | 426284,3 | 13,11 |
Дизельное топливо |
тыс. т | 158,3 | 229500 | 7,06 |
Кокс металлургический |
тыс. т | 9,6 | 9696 | 0,3 |
Итого | 3251075,3 | 100,0 |
За 1991 - 1999 годы в области произошло резкое снижение потребления практически всех видов топливных ресурсов: угля - в 4 раза, топочного мазута - в 2,3 раза, автобензина - в 1,8 раза, дизельного топлива - в 3,1 раза.
Исключение составляет потребление газа, положительная динамика которого за этот период характеризовалась относительной стабильностью.
Вопросам технического состояния и безопасности обслуживания оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций Тамбовской области органы исполнительной власти уделяют первостепенное значение. В рамках предоставленных полномочий и в сфере своей компетенции представители различных властных структур федерального, регионального и муниципального уровней осуществляют систематический контроль по таким направлениям, как наличие лицензий на деятельность по эксплуатации электрических и тепловых сетей в соответствии с Федеральным законом от 28.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также лицензий на продажу электрической энергии гражданам в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", техническое состояние основного энергетического оборудования ТЭЦ и состояния электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций области жилищно-коммунального комплекса, в том числе электрической части:
техническое состояние распределительных сетей 0,4 - 10 КВ (сроки эксплуатации, линии электропередач, состояние подстанций 6-10/0,4 КВ, выявление бесхозяйных линий и подстанций);
надежность электроснабжения потребителей различных категорий, стратегических объектов области, а также выполнение требований по надежности энергоснабжения с учетом существующих сетей энергоснабжающих организаций;
наличие и уровень эксплуатации резервных источников электроснабжения, дизельных электростанций, линий электропередач;
производство электроэнергии блок-станциями и тепловой энергии ведомственными котельными;
оснащение эксплуатационных организаций средствами для выполнения ремонтных и монтажных работ; укомплектованность предприятий ремонтным персоналом, организация подготовки и переподготовки кадров (наличие учебных центров, полигонов);
по теплотехнической части:
котлы, котельные, установленная нагрузка, наработанный ресурс, предложения по замене;
необходимость выделения средств на проведение капитальных ремонтов;
проблемы подготовки кадров;
обеспеченность топливом, выявление причин недопоставки топлива; выявление бесхозяйных котельных, решение вопросов, связанных с передачей котельных другим эксплуатирующим организациям;
предприятия тепловых сетей (протяженность, паровые сети, водяные, тепловые);
прокладка сетей, контроль темпов реконструкции;
выявление бесхозяйных теплосетей.
Разработка и реализация мероприятий по результатам контроля - приоритетная задача всей вертикали власти не только в тактическом, но и в стратегическом плане.
Тамбовский филиал открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания - 4" (далее ОАО "ТГК-4") осуществляет выработку электроэнергии для всей Тамбовской области, входящей в состав Центрального федерального округа Российской Федерации.
Схема электроснабжения потребителей Тамбовской области представлена в таблице N 2.
В числе собственников электрических сетей на территории области - открытое акционерное общество (далее ОАО) "Тамбовская сетевая компания ОАО "Тамбовэнерго", комитет по управлению имуществом области, органы местного самоуправления городов Тамбова, Кирсанова, Мичуринска, Уварово, Жердевского, Гавриловского, Знаменского, Моршанского, Мучкапского, Пичаевского, Ржаксинского, Сампурского, Сосновского, Староюрьевского, Токаревского районов. Эксплуатирующие организации: открытое акционерное общество (далее ОАО) "Российские коммунальные системы", Кирсановское муниципальное унитарное предприятие (далее МУП) "Городские электрические сети", ОАО "Тамбовская сетевая компания", Мичуринское МУП "Горэлектросети", Уваровское МУП "УЖКХ", Жердевское МУП "Энергетик", филиалы ОАО "Тамбовэнерго", Мучкапское МУП "Электротеплосети", Ржаксинское МУП "Электрические сети", Сампурское МУП "Теплоэлектросети", Староюрьевское МУП ЖКХ.
Генерирующие мощности ОАО "Тамбовская генерирующая компания ОАО "ТГК-4" сконцентрированы на Тамбовской ТЭЦ (235 МВт) и Котовской ТЭЦ (80 МВт) и по данным за последние годы покрывают порядка 30 процентов электропотребления области. Имеющиеся на промышленных предприятиях ведомственные блок-станции закрывают долю электропотребления области в объеме - 0,1 процента.
Таблица N 3
Установленные мощности ОАО "Тамбовская генерирующая компания"
Энергоисточники | Электрическая мощность МВт |
Тепловая мощность Гкал/час |
Тамбовская ТЭЦ | 235 | 947 |
Котовская ТЭЦ | 80 | 185 |
Итого | 315 | 1132 |
70 процентов электропотребления области обеспечивается с федерального оптового рынка электрической энергии и мощности (далее ФОРЭМ) - в основном от Рязанской ГРЭС и Курской АЭС.
В результате спада производства, в 90-х годах электропотребление области снизилось с 5060 млн. кВт.ч. (1993 г.) до 2567,9 млн. кВт.ч. (1999 г.). Несмотря на снижение электропотребления, энергосистема является остродефицитной. Динамика производства и распределения электрической и тепловой энергии в регионе представлена на диаграммах N 2, 3.
Основные причины снижения уровня потребления электроэнергии:
переход отдельных крупных потребителей (ООО "Мострансгаз") на собственные автономные источники;
спад промышленного производства;
снижение объемов потребления в сельском хозяйстве;
внедрение потребителями энергосберегающих технологий;
введение ограничений и отключений подачи электроэнергии для потребителей-неплательщиков с целью предотвращения неоплачиваемого отпуска энергии;
более рациональное использование электроэнергии потребителями.
Актуальность первого из вышеперечисленных факторов применительно к Тамбовской области будет возрастать в связи с реформированием электроэнергетики и формированием полноценного федерального оптового рынка. Учитывая прогнозируемый в ближайшие годы рост промышленного производства, удвоение валового внутреннего продукта (далее ВВП), валового регионального продукта (далее ВРП), ряд крупных потребителей электроэнергии (ОАО "Пигмент", ПК "Милорем" и др.) может отказаться от поставок электроэнергии ОАО "Тамбовэнерго" (ввиду высокой себестоимости) и перейти на ФОРЭМ. Наиболее эффективными мерами противодействия такому развитию ситуации в тактическом и стратегическом плане могут быть:
оптимизация роста объемов производства теплоэнергии и, следовательно, электроэнергии с учетом - потребности регионального рынка, воздействия конкурирующих факторов (газотурбинная ТЭЦ в г. Тамбове), систематических маркетинговых исследований на внутриобластном и межрегиональном уровне. При этом следует исходить из того, что прогноз развития экономики области на ближайшие 5 - 10 лет предполагает существенный ежегодный на уровне 7 - 9 процентов рост объемов производства и, следовательно, электропотребления в таких отраслях промышленности, как пищевая и перерабатывающая, строительство и стройиндустрия, транспорт и связь. Следовательно, соответствующим образом возрастет уровень электропотребления в областном центре, городах - Мичуринске, Моршанске, Рассказово, Котовске, Кирсанове. Однако, складывающаяся ситуация на энергетическом рынке области подтверждает вывод о величине оптимального объема выработки электроэнергии Тамбовским филиалом ОАО "ТГК-4" - 1220 млн. кВт.ч./год. Планируя наращивание объемов производства теплоэнергии Тамбовской ТЭЦ следует исходить из необходимости совершенствования качества теплоснабжения центральной, северной и южной части города Тамбова с учетом перспективы локальной квартальной застройки этих районов современным энергонасыщенным жильем;
целенаправленная комплексная политика Тамбовского филиала ОАО "ТГК-4" по сокращению издержек производства электро- и теплоэнергии;
комплексная модернизация технологического процесса производства электро- и теплоэнергии с целью повышения КПД энергетического оборудования - парового и генерирующего циклов.
Тамбовский филиал ОАО "ТГК-4" осуществляет отпуск тепловой энергии по двум городам - Тамбову (общая присоединенная тепловая нагрузка к сетям - 460 Гкал/ч.) и Котовску (общая присоединенная нагрузка - 56,6 Гкал/ч.)
Потребление тепловой энергии от ТЭЦ в 90-х годах снизилось с 2380 тыс. Гкал (1993 г.) до 1800 тыс. Гкал (1999 г.). Это привело к снижению эффективности работы ТЭЦ (особенно Котовской ТЭЦ, где зимняя нагрузка не превышает 30 Гкал/ч., а летняя - 10 Гкал/ч, при установленной мощности - 185 Гкал/ч).
Таблица N 4
Структура потребления электрической энергии
по группам потребителей, млн. кВт. ч
Потребитель | 1999 г. | 2003 г. |
Промышленность | 491,6 | 521,0 |
Население | 637,1 | 644,4 |
Сельское хозяйство | 177,9 | 148,4 |
Транспорт | 680,0 | 766,3 |
Прочие | 589,3 | 374,0 |
Всего | 2567,9 | 2454,1 |
Коэффициент использования установленных теплофикационных мощностей ТЭЦ крайне низок, что приводит к существенному ухудшению их технико-экономических показателей (ТЭП) в летний период.
В сложившейся ситуации, из-за низкой экономичности, Котовская ТЭЦ на летний период останавливается в резерв. Тамбовская ТЭЦ работает более экономично (в зимний период), в летнее время - разгружена для выполнения плановых ремонтов.
Теплоснабжение остальных потребителей осуществляется от источников тепловой энергии, находящихся на балансе предприятий или муниципальных образований. Производство тепловой энергии большинством муниципальных и ведомственных котельных недостаточно эффективно.
Таблица N 5
Структура производства тепловой энергии в 2003 г.
Энергоисточники | тыс. Гкал | % |
ОАО "Тамбовская генерирующая компания" |
1799,3 | 28,9 |
Ведомственные котельные | 3330,0 | 53,5 |
Муниципальные котельные | 1091,8 | 17,6 |
Итого: | 6221,1 | 100 |
По прогнозу на период до 2015 г. ежегодный рост (снижение) потребления топливно-энергетических ресурсов составит в среднем:
электроэнергия - 3-5 процентов, в том числе населением - 1-2 процента;
теплоэнергия - 3-5 процентов, в т. ч. населением - 1-2 процента;
природный газ - 3-5 процентов, в т. ч. населением - 5-7 процентов;
уголь - снижение на 8 - 9 процентов, в т. ч. населением - снижение на 20 - 25 процентов;
мазут - снижение на 19 - 21 процент;
дизельное топливо - снижение на 2 - 4 процента.
3. Перспективы развития топливно-энергетического
комплекса области
3.1. Электроэнергетика
Стратегическими целями развития электроэнергетики являются:
надежное энергоснабжение экономики и населения области электроэнергией;
повышение эффективности функционирования и обеспечение устойчивого развития электроэнергетики на базе новых современных технологий;
снижение вредного воздействия на окружающую среду;
переход на прямую схему поставки "производитель-потребитель" электроэнергии, исключая промежуточные звенья в структуре энергоснабжения.
Достижение названных целей требует решения ряда проблем, которые носят системный характер - ограничение передачи мощности по линиям электропередачи, старение основного энергетического оборудования, технологическая отсталость, неэффективное использование установленных генерирующих мощностей.
Износ активной части фондов в электроэнергетике области составляет 60 - 65 процентов, в том числе в сельских распределительных сетях - свыше 75 процентов. Отечественное оборудование, составляющее техническую основу электроэнергетики, морально устарело, уступает современным требованиям и лучшим мировым изделиям. Поэтому необходимо не только поддержание работоспособности, но и существенное обновление основных производственных фондов на базе новой техники и технологий производства и распределения электроэнергии и тепла.
Наличие в энергосистемах изношенного, выработавшего свой ресурс оборудования, доля которого уже превысила 15 процентов всех мощностей, и отсутствие возможности его восстановления связано с технологическими отказами, авариями и, как следствие, снижением надежности электроснабжения.
Для развития энергетической системы области предусматривается сооружение линий электропередачи в объеме, обеспечивающем ее устойчивое и надежное функционирование и устранение технических ограничений, сдерживающих развитие конкурентного рынка электрической энергии и мощности.
В основе развития электрической сети должны лежать следующие основные принципы:
гибкость, позволяющая осуществлять поэтапное развитие и возможность приспосабливаться к изменению условий функционирования (рост нагрузки, развитие электростанций, реверс потоков мощности);
постепенная "надстройка" основных сетей линиями более высокого напряжения;
передача ведомственных и бесхозяйных электрических сетей специализированным энергоснабжающим организациям;
управляемость основной электрической сетью путем использования средств принудительного распределения потоков электроэнергии.
Важнейшую роль в снижении расхода топлива, используемого для производства электрической и тепловой энергии в электроэнергетическом секторе, будет играть теплофикация, то есть выработка электроэнергии на тепловых электростанциях с утилизацией теплоты, отработавшей в паросиловом, газотурбинном или комбинированном парогазовом цикле.
Важным направлением в электроэнергетике в современных условиях является развитие распределенной генерации на базе строительства электростанций небольшой мощности, в первую очередь небольших тепловых электростанций с парогазовыми, газотурбинными и другими установками на основе современных технологий.
Газотурбинные, газопоршневые и парогазовые тепловые электростанции, ориентированные на обслуживание потребителей с тепловыми нагрузками малой и средней концентрации (до 10 - 50 Гкал/ч), получившие название когенерационных, будут обеспечивать в первую очередь децентрализованный сектор теплоснабжения. Для Тамбовской области строительство таких станций необходимо осуществлять вне зоны действия Тамбовской и Котовской ТЭЦ - в городах и районах территориально удаленных от указанных зон. Кроме этого, часть районных отопительных и промышленных котельных целесообразно реконструировать (где это возможно и экономически оправданно) в тепловые электростанции малой мощности.
Как следствие, в процессе развития теплофикации и когенерации будет возрастать доля независимых от акционерных обществ энергетики и электрификации производителей электроэнергии и тепла, возрастет конкуренция производителей электрической и тепловой энергии.
В связи с этим в г. Тамбове в 2002 г., в северной части областного центра - микрорайоне "Московский", начато строительство локальной системы энергоснабжения - газотурбинной ТЭЦ в модульном исполнении электрической мощностью 18 МВт и тепловой - 80 Гкал. Реализация проекта позволит решить задачу автономного электро- и теплоснабжения при комплексной застройке городских окраин с населением до 25 тыс. человек. В данном случае проект позволит существенно сэкономить финансовые и материальные ресурсы и заложит основы создания конкурентной среды.
Для выполнения инновационной программы отрасли необходимо осуществить комплекс научных исследований и разработок по следующим направлениям:
повышение эффективности защиты окружающей среды на основе комплексных систем газоочистки на энергоблоках. Наибольшее внимание этой проблеме следует уделять при строительстве мини-ТЭЦ, как правило имеющих недостаточно высокие газо- и дымоотводящие трубы;
повышение эффективности парогазового цикла за счет выбора схемы утилизации тепла;
создание и внедрение в эксплуатацию надежного электротехнического коммутационного оборудования с вакуумной изоляцией;
развитие межсистемных электрических передач с повышенной пропускной способностью;
развитие гибких электрических передач;
внедрение нового поколения трансформаторного оборудования, систем защиты от перенапряжений и микропроцессорных систем релейной защиты и противоаварийной автоматики;
создание и внедрение электротехнического оборудования, включая преобразовательные агрегаты на теристорных элементах, в том числе частотно-регулируемые преобразователи для электроприводов различного назначения;
увеличение надежности теплоснабжения на базе повышения долговечности и коррозионной стойкости труб тепловых сетей с пенополиуретановой изоляцией.
Необходимо осуществить модернизацию коммунальной энергетики, в том числе за счет привлечения частного капитала в эту потенциально привлекательную в инвестиционном отношении сферу хозяйственной деятельности на основе реформирования и модернизации всего жилищно-коммунального комплекса с преобразованием унитарных муниципальных предприятий, обеспечивающих электроснабжение населения и коммунальной сферы городов, в открытые акционерные общества и последующей их интеграцией с акционерными обществами энергетики и электрификации, включая использование концессионных, арендных и других механизмов управления объектами коммунальной инфраструктуры.
Для привлечения крупномасштабных инвестиций в электроэнергетику требуется коренное реформирование отрасли и соответствующая тарифная политика.
В настоящий момент на территории области существует четыре типа организаций, обслуживающих и эксплуатирующих электрические сети, а также осуществляющих функции сбыта электроэнергии абонентам - юридическим и физическим лицам. Это:
ОАО "Тамбовская сетевая компания ОАО "Тамбовэнерго";
ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания";
ОАО "Тамбовские коммунальные системы";
ОАО "Тамбовская сетевая компания";
муниципальные предприятия электрических сетей (гг. Мичуринск, Кирсанов, Жердевка, Уварово и др.).
В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" реформирование электроэнергетики намечено осуществлять на следующих принципах:
отнесение передачи, распределения электроэнергии и диспетчеризации к подлежащим государственному регулированию исключительным видам деятельности, осуществление которых возможно только на основании специальных разрешений (лицензий);
демонополизация и развитие конкуренции в сфере производства, сбыта и оказания услуг (ремонт, наладка, проектирование);
обеспечение всем производителям и потребителям электроэнергии равного доступа к инфраструктуре рынка;
единство стандартов безопасности, технических норм и правил, действующих в электроэнергетике;
обеспечение финансовой прозрачности рынков электроэнергии и деятельности организаций регулируемых секторов электроэнергетики;
введение системы тарифов на электрическую энергию с выделением ставок в зависимости от уровней потребления, напряжения, нагрузок; отказ или сохранение для конкретных потребителей области одно- и двухставочных тарифов; реализация мероприятий по ликвидации перекрестного субсидирования и частичное сохранение его на этапе реформирования для отдельных категорий потребителей. При этом основным условием государственного регулирования тарифов является определение экономически обоснованных затрат на производство энергии с учетом и использованием в расчетах нормативов затрат в передовых региональных энергокомпаниях;
внедрение автоматизированных систем коммерческого учета энергопотребления (далее АСКУЭ).
Для реализации последнего принципа в области разработаны и утверждены мероприятия по поэтапному внедрению АСКУЭ.
I этап (2004 г.) предусматривает модернизацию существующей АСКУЭ ФОРЭМ региональной компании АО-энерго и оснащение АСКУЭ энергетических объектов, смежных с объектами субъектов ФОРЭМ. В том числе, подстанции: Тамбовкая-500, Первомайская-110, Тамбовская N 4, Тамбовская и Котовская ТЭЦ, объекты генерации Никифоровкая и Знаменская блок-станции, а также подстанции: Мичуринская-220 КВ, Котовская-220 КВ, Рассказовская-110 КВ, Кожзаводская-110 КВ, Иловайская-220 КВ.
На II этапе (2004 - 2008 гг.) предусматривается оснащение АСКУЭ объектов АО-энерго и потребителей. Это объекты, расположенные в зонах обслуживания филиалов АО-энерго - Тамбовских, Мичуринских, Моршанских, Кирсановских и Жердевских электрических сетей.
III этап (2005 - 2008 гг.) предусматривает оснащение АСКУЭ подстанций 110 КВ - Новолядинской, Арженской, Малоталинской, Староюрьевской, Мордовской, Малоалабушкинской, Жердевской, Павловской, М. Горьковской, Мучкапской, Сосновской, Пичаевской, Шачинской.
На IV этапе запланировано оснастить АСКУЭ подстанции 35; 10; 6 КВ, а также подстанции потребителей.
В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике", решением Правления РАО "ЕЭС России" региональное АО-энерго преобразовано в три организационные структуры: "Тамбовская генерирующая компания ОАО "ТГК-4", ОАО "Тамбовская сетевая компания ОАО "Тамбовэнерго" и ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания". Все структуры будут управляться исполнительным аппаратом "Бизнес-Единица-1" (далее "БЕ-1") РАО "ЕЭС России".
На начальном этапе реформирования общества (к середине - концу 2005 г.) должны быть учреждены дочерние зависимые общества, бизнес которых является непрофильным для энергетической компании и которые в дальнейшем планируется продать.
На следующем, 1 этапе (до конца 2005 г.) предполагается: проведение реорганизации АО-энерго в форме выделения путем пропорционального распределения акций выделяемых компаний среди акционеров АО-энерго, регистрация выделяемых компаний, передача полномочий единоличного исполнительного органа выделенных компаний, подготовка к межрегиональной интеграции. Состав юридических лиц, возникающих в результате реорганизации АО-энерго в форме выделения, определен сообразно видам бизнеса, ранее осуществляемых в рамках одного общества, в том числе:
"Тамбовская генерирующая компания ОАО "ТГК-4", в функции которой входят производство и продажа электрической и тепловой энергии, транспорт тепловой энергии;
"Тамбовская сетевая компания ОАО "Тамбовэнерго" - передача и распределение электроэнергии, эксплуатация и развитие комплекса технологического оборудования, коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ), обеспечение контроля и защиты (РЗА), а также технологических коммуникаций;
ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" - поставка электроэнергии потребителям.
На 2 этапе (завершение - начало 2007 г.) должна произойти межтерриториальная интеграция компаний, выделившихся из региональных АО-энерго. При этом произойдет интеграция "Тамбовской сетевой компании ОАО "Тамбовэнерго" с соседними распределительными сетевыми компаниями в рамках ОЭС Центра.
Кроме того, стратегия менеджмента на рынке "5 - 15" должна соответствовать следующим критериям:
АО-энерго до окончательной реорганизации будет осуществлять обязательную продажу электроэнергии на рынок "5 - 15" и в то же время закупать электроэнергию в данном секторе ввиду дефицитности энергосистемы области;
целесообразно осуществлять закупки на нерегулируемом сегменте рынка, поскольку ожидается, что цена нерегулируемого сегмента будет несколько ниже тарифа регулируемого сегмента.
Это также необходимо в целях подготовки специалистов "Тамбовская энергосбытовая компания" к работе в условиях нерегулируемого рынка;
по прогнозным оценкам, себестоимость электроэнергии, вырабатываемой станциями ОАО "Тамбовская генерирующая компания", позволит получить прибыль от продажи электрической энергии на нерегулируемом сегменте, которая в результате продажи на рынке "5 - 15" составит около 550 млн. рублей в год;
ожидается, что объем закупок электроэнергии на рынке "5 - 15" ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" составит 1164000 тыс. КВт.ч, объем продаж "Тамбовская генерирующая компания ОАО "ТГК-4" составит 253000 тыс. КВт.ч.
Стратегия на тепловом рынке:
"Тамбовская генерирующая компания ОАО "ТГК-4" осуществляет снабжение тепловой энергией городов Тамбова и Котовска. Тепловые станции "Тамбовская генерирующая компания ОАО "ТГК-4" являются основными теплоисточниками указанных городов;
на балансе "Тамбовская генерирующая компания ОАО "ТГК-4" находятся магистральные сети и часть распределительных тепловых сетей. Остальные тепловые сети принадлежат муниципальным предприятиям и промышленным потребителям;
все тепловые сети, принадлежащие АО-энерго, предполагается передать на баланс ОАО "Тамбовская генерирующая компания ОАО "ТГК-4" с целью сохранения контроля за режимами тепловой нагрузки станций;
в городе Тамбове приобретение муниципальных котельных не представляется целесообразным ввиду высокого износа данных активов. Кроме того, указанные теплоисточники технологически не связаны друг с другом и тепловыми сетями АО-энерго. Они обслуживают обособленные районы города.
Одной из стратегических задач в перспективном планировании развития энергосистемы области является реконструкция и техническое перевооружение всех производственных объектов АО-энерго.
Это по Тамбовской ТЭЦ:
замена турбоагрегата ПТ-25-90 на ПТ-40/50 (2005 - 2006 гг.);
установка котлоагрегатов ТГМЕ-464 и турбоагрегата Т-185/220 (2006 - 2012 гг.).
По Котовской ТЭЦ:
установка турбоагрегата К-50-90 (2004 - 2005 гг.);
установка котлоагрегата ТГМЕ-464 и турбоагрегата К-200-130 (2006 - 2012 гг.).
В то же время складывающаяся экономическая ситуация требует более глубокого изучения проблемы функционирования Котовской ТЭЦ. В случае прекращения перекрестного субсидирования со стороны головной компании (Тамбовская ТЭЦ) в ближайшие 4 - 5 лет может быть принято решение о выведении из эксплуатации Котовской ТЭЦ с последующей ее консервацией.
По Тамбовским тепловым сетям:
реконструкция тепловых сетей с использованием предварительно изолированных труб и использование поверхностной прокладки трасс (2004 - 2012 гг.);
реконструкция, модернизация систем и средств учета (2004 - 2012 гг.);
организация производства предварительно изолированных труб, теплоизолирование действующих трасс пенополиуританом (2004 - 2005 гг.).
По электросетевым филиалам:
реконструкция оборудования подстанций и высоковольтных линий 220 КВ, 110 КВ, 35 КВ (2004 - 2012 гг.);
реконструкция распределительных сетей (ТП-10/0,4 КВ и ВЛ 0,4-10 КВ) - 2004 - 2012 гг.
А также в целом по энергосистеме:
реконструкция и развитие средств учета электроэнергии, внедрение АСКУЭ, развитие оперативно-информационных каналов связи и управления (2004 - 2012 гг.).
Совокупный объем капвложений в период 2004 - 2012 гг. с учетом внешних инвестиций составит - порядка 5 млрд. рублей.
Аналогичным структурным изменениям должны быть подвергнуты и остальные перепродавцы электроэнергии, работающие на территории области. Однако, их раздробленность и ощутимая разница в объемах электроэнергии, пропускаемой по принадлежащим им сетям, делают проблематичным установление единого тарифа для конечных потребителей. Это приведет к тому, что стоимость электроэнергии для абонента г. Тамбова будет существенно ниже стоимости для аналогичного абонента г. Кирсанова или другого небольшого муниципального образования.
С целью недопущения этого необходимо объединить разрозненные муниципальные электрические сети путем акционирования на базе ОАО "Тамбовская сетевая компания". При этом акционерами выступят соответствующие муниципальные образования. Это позволит осуществить привлечение необходимых инвестиционных средств и сделает возможным последующую интеграцию с другими сетевыми и генерирующими компаниями. Данные мероприятия должны осуществляться по согласованию и при непосредственном участии "Тамбовская сетевая компания ОАО "Тамбовэнерго". Процесс акционирования должен быть осуществлен в период 2005 - 2006 гг. При этом ряд территорий, таких как гг. Тамбов и Моршанск, смогут осуществить погашение долгов за потребленную электроэнергию перед АО-энерго, путем передачи акций в создаваемое областное акционерное общество.
3.2. Теплоснабжение
Стратегическими целями теплоснабжения являются:
надежное снабжение теплом предприятий и населения области;
повышение эффективности функционирования и обеспечение устойчивого развития отрасли на базе новых современных технологий;
максимально эффективное использование возможностей когенерации.
Для достижения этих целей предусматривается:
пересмотр политики теплоснабжения городов и предприятий в части оптимального снижения централизации с целью повышения надежности теплоснабжения и снижения затрат на передачу тепловой энергии;
разработка и осуществление мер по обеспечению коммерческой эффективности теплофикации для сохранения первичных энергоресурсов, снижению вредных выбросов от энергоисточников в окружающую среду, рациональному использованию территорий городов.
Теплоснабжение - наиболее социально значимый и в то же время наиболее топливоемкий сектор экономики: в нем потребляется примерно 40 процентов энергоресурсов. Более половины этих ресурсов приходится на коммунально-бытовой сектор. Несмотря на это, теплоснабжение в отличие от основных отраслей ТЭК не имеет единой технической, структурно-инвестиционной, организационной и экономической политики. Относительно прозрачны лишь системы централизованного теплоснабжения и в их числе - теплофикационные системы в составе акционерных обществ энергетики и электрификации АО-энерго.
Не ведется разработка сводного теплового баланса области. В результате ряд направлений производства и использования тепловой энергии не учитывается.
В Тамбовской области на тепловых электростанциях производится порядка 30 процентов электрической энергии, используемой в области.
Около 50 процентов объектов коммунального теплоснабжения и инженерных сетей требуют замены, не менее 15 процентов находятся в аварийном состоянии. Потери в тепловых сетях достигают 20 процентов. Порядка 82 процентов общей протяженности тепловых сетей области требуют капитального ремонта или полной замены.
К основным причинам такого состояния систем коммунального теплоснабжения относятся дефицит финансовых средств, износ оборудования и тепловых сетей, слабое управление и нерешенные вопросы разграничения полномочий и ответственности в коммунальной энергетике, отсутствие перспективных схем развития систем теплоснабжения.
Для решения накопившихся проблем в теплоснабжении, которые проявились в последние годы особенно в жилищно-коммунальном секторе и связаны с эксплуатацией и дальнейшим развитием систем теплоснабжения (централизованных, децентрализованных, автономных, индивидуальных), необходимо осуществление комплекса мер, в частности:
в области совершенствования организационной, нормативной и правовой базы:
объединение тепловых сетей акционерных обществ энергетики и электрификации и муниципальных тепловых сетей в рамках одного предприятия (от коллекторов источников тепловой энергии до конечных потребителей), что определит ответственность таких предприятий за надежное и экономически эффективное теплоснабжение конечных потребителей со всеми вытекающими из этого правовыми, экономическими и технологическими последствиями. При этом в процессе реформирования жилищно-коммунального хозяйства должны быть решены вопросы создания контролируемых потребителями организационных структур, ответственных перед населением за оказание услуг по теплоснабжению, передачи бесхозяйных и неэффективно эксплуатируемых ведомственных котельных специализированным организациям с соблюдением всех юридических норм;
обновление, расширение и при необходимости создание нормативной базы, регулирующей решение проблем теплоснабжения силами и средствами всех производителей тепловой энергии. При этом должны быть созданы организационно-правовые и экономические механизмы разработки и реализации новых комплексных генеральных планов электро-, газо- и теплоснабжения городов с учетом оптимальной структуры энергоресурсов, степени централизации теплоснабжения и теплофикации, что должно обеспечить минимизацию тарифов на производство и передачу тепловой энергии;
формирование информационно-аналитической базы данных и организация мониторинга всех действующих систем теплоснабжения для определения реальных затрат энергоресурсов, расходуемых на теплоснабжение, с последующей корректировкой (при необходимости) направлений развития теплоснабжения в городах и районах области. Создание в 2002 г. областного расчетно-кассового центра (далее РКЦ) на базе (областного государственного унитарного предприятия (далее ОГУП) "Информационно-аналитический центр мониторинга жилищно-коммунального хозяйства, социальных начислений и выплат", а также районных и городских РКЦ в ряде территорий области дало положительный результат в решении этой задачи. На всей обслуживаемой ОГУП "Информационно-аналитический центр мониторинга жилищно-коммунального хозяйства, социальных начислений и выплат" территории созданы базы данных, охватывающие многие аспекты деятельности предприятий ТЭК и жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ), внедрены унифицированные алгоритмы расчета жилищно-коммунальных платежей, включая льготы и субсидии; организованы ежедневный сбор и перечисление средств населения через специальный транзитный счет на расчетные счета предприятий ЖКХ. Это позволяет: анализировать систему экономических отношений в сфере ЖКХ на предмет сбалансированности объемов предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и платежей за них по тарифам для населения; участвовать в прогнозе экономического развития ТЭК и ЖКХ городов и районов при разработке новых тарифов; сводить до уровня естественной миграции населения расхождения в учете граждан, имеющих право на льготы и фактически пользующихся льготами; в реальном режиме времени обеспечивать органы местного самоуправления информацией о начислениях и движении финансовых средств в жилищно-коммунальной сфере, с учетом выпадающих доходов; значительно упростить процедуру оформления жилищных субсидий и многое др. В ближайшее время следует распространить опыт создания муниципальных РКЦ на все городские и сельские поселения области;
повышение эффективности функционирования энергоисточников и тепловых сетей за счет снижения издержек системы теплоснабжения в целом, привлечения частных инвестиций, создания условий для превращения теплоснабжения в сферу, привлекательную для бизнеса;
обеспечение управления спросом на тепловую энергию силами и средствами потребителей (а не поставщиков тепла, как это до сих пор принято в России), для чего потребуется массовое внедрение систем автоматического регулирования на тепловых пунктах у конечных потребителей с поэтапным переходом на независимые схемы присоединения к сети и внедрением количественного и количественно-качественного регулирования отпуска тепловой энергии, которая может быть поставлена (подана) в сеть от различных источников;
развитие рыночных отношений и изменение структуры собственности, что повлияет на структуру производства тепловой энергии в направлении децентрализации и меньшей зависимости от акционерных обществ энергетики и электрификации;
в области технического перевооружения отрасли:
осуществление реконструкции, модернизации и развития действующих систем централизованного теплоснабжения с целью максимально возможного использования комбинированного производства электрической и тепловой энергии. При этом недопустим необоснованный отказ от систем централизованного теплоснабжения. На европейском уровне лидирующее положение в вопросах энергоэффективности занимают такие государства как Дания (традиционно) и в последние годы - Польша. Доля централизованного теплоснабжения в этих странах занимает значительное место наряду со стремительным развитием локальных (автономных) систем теплоснабжения;
обеспечение совершенствования технологий в области теплоснабжения и теплофикации, снижение себестоимости производства тепловой энергии за счет внедрения газотурбинных, парогазовых, газопоршневых установок различной мощности. Применительно к г. Тамбову ввод в эксплуатацию газотурбинной ТЭЦ на начальном этапе может не дать ожидаемого экономического эффекта. Тем не менее, по мере формирования конкурентной среды фактор альтернативного источника энергоснабжения может сыграть решающую роль и, в конечном итоге, принесет позитивный результат в части ценообразования и существенные выгоды конечному потребителю. Дальнейшие решения по созданию новых энергетических мощностей следует принимать исходя из критериев изношенности имеющихся источников энергоснабжения;
оптимизация выбора конструктивно-функционального метода теплообеспечения, в том числе строительство блочных котельных, использование модульных мини-котельных в крышном исполнении, широкое внедрение поквартирного отопления, модернизация существующих топочных с малой степенью износа и перевод их на использование природного газа в качестве основного вида топлива. Необходимо учитывать и фактор ухудшения экологического баланса при отказе от централизованного теплоснабжения и переходе к большему количеству локальных и автономных систем. Кроме того, степень эффективности использования топлива (природного газа) в условиях централизованного или автономного "сжигания" всегда выше в первом случае;
принятие мер по повышению надежности тепловых сетей за счет перехода на предварительно изолированные трубы, совершенствования оборудования, используемого в системах централизованного и децентрализованного теплоснабжения. В данном вопросе следует особое внимание уделять проблеме водоподготовки для производства теплоносителя. Как правило, в качестве теплоносителя используется вода поверхностных источников или артезианских скважин. На территории Тамбовской области в обоих случаях вода характеризуется высокой исходной жесткостью (в 80 - 90 процентах случаев - карбонатной жесткостью, отсюда склонность к накипеобразованию в процессе нагрева). Показателем, характеризующим эту способность, является так называемый карбонатный индекс. Данный показатель в 6 - 7 раз превышает допустимую величину для маломощных теплоисточников. То есть, необходима предварительная обработка, смягчение воды, предполагаемой к использованию в качестве теплоносителя. В противном случае неизбежен быстрый выход из строя любого самого современного теплообменного оборудования. В то же время сооружение систем водоподготовки на каждом строящемся теплоисточнике экономически и экологически нецелесообразно. Их эффективность оправдана в случае внедрения на централизованных предприятиях с большим объемом производства - крупных ТЭЦ и котельных. Изложенный выше немаловажный фактор в обязательном порядке должен учитываться при разработке перспективных проектов теплоснабжения тех или иных территорий области;
полная ликвидация подвальных котельных как объектов высокой степени опасности и экологического загрязнения. За последние годы (2002 - 2003) в областном центре ликвидированы 5 подвальных котельных. В течение 2004 - 2012 гг. в соответствии с графиком предусмотрено полное закрытие подвальных котельных в г. Тамбове. Это в общей сложности 28 котельных - в западной, северо-западной и центральной части областного центра;
обеспечение с учетом суровых климатических условий и кризисных явлений в секторе муниципального теплоснабжения в каждой системе теплоснабжения резервных мощностей и запасов топлива в зависимости от продолжительности сверхнизких температур и их абсолютного значения.
При увеличении объемов строительства жилья в городах и райцентрах области в виде сосредоточенных микрорайонов, несомненно, получат широкое распространение в качестве источников жизнеобеспечения населения - газопоршневые мини-ТЭЦ.
Очевидно, что по старой схеме обеспечения электроэнергией от сетей АО-энерго и тепловой - от местных теплостанций через присоединенные к ним теплотрассы и теплопункты при вводе нового жилья ежегодный расход газа будет существенно возрастать. Использование индивидуальных теплопунктов (ИТП) и крышных котельных смягчает ситуацию, однако кардинальным образом не изменяет ее в силу роста потребности в электрической энергии. Автономные теплоэлектростанции (АТЭС) как децентрализованные источники электро- и теплоснабжения хорошо известны на Западе и широко используются в развитых промышленных странах. Этот принцип энергообеспечения жилых микрорайонов сочетает два важнейших элемента - экономическую эффективность и экологическую безопасность и относится к энергосберегающим технологиям.
Экономия бюджетных средств при децентрализованном энергоснабжении в виде газопоршневых мини-ТЭЦ обеспечивается за счет:
отказа от строительства относительно дорогостоящих (капиталоемких) районных тепловых станций, центральных тепловых пунктов, индивидуальных тепловых пунктов, тепловых подстанций, линий электропередач и, зачастую крышных котельных;
резкого снижения стоимости инженерных коммуникаций за счет значительного уменьшения их протяженности и исключения теплотрасс с соответственным снижением эксплуатационных и ремонтных издержек;
уменьшения удельного расхода природного газа для получения электрической энергии за счет более высокого КПД агрегатов и КПИ газового топлива и, соответственно, этого вида топлива.
Кроме того, газопоршневая когенерация позволяет дополнительно получить эффект тригенерации, то есть одновременное производство механической (электрической) энергии, тепла и холода из одного топлива. С технологической точки зрения имеется ввиду# соединение когенерационной установки с абсорбционной охладительной установкой. Это является выгодным с точки зрения эксплуатации когенерационной установки, так как дает возможность утилизации тепла и летом, вне отопительного сезона, и этим продлить время работы установки в течение всего года. Именно снижение возможности утилизации тепла когенерационных установок летом ведет к внедрению установок с более низкой мощностью. При преобразовании тепла в холод установка может продолжать работу на полную мощность и летом. Произведенный холод может использоваться в системе кондиционирования. Производство энергии - один из основных источников загрязнения окружающей среды. Когенерация, используя первичное топливо, в два - три раза эффективней традиционной энергетики, снижает выбросы загрязняющих веществ (окиси азота, двуокиси серы и летучих органических соединений) в 2 - 3 раза, в зависимости от конкретного случая.
Обоснованное с точки зрения энергоэффективности строительство альтернативных источников энергоснабжения создаст необходимые условия для формирования здоровой конкуренции на региональном рынке производства и потребления электро- и теплоэнергии, позволит независимым производителям электроэнергии (мини-ТЭЦ) обеспечить в перспективе выход на ФОРЭМ. Для реализации последнего условия потребуется максимальная реализация всех административных ресурсов не только органов исполнительной власти области, но и органов исполнительной власти муниципальных образований.
Намечаемые уровни развития теплоснабжения, коренная модернизация и техническое перевооружение отрасли потребуют значительного роста инвестиций. Основным источником капитальных вложений будут являться собственные средства предприятий отрасли, государственное (муниципальное) финансирование, заемные средства, в том числе привлеченные на условиях проектного финансирования.
В связи с этим существуют различные варианты структурных преобразований в сфере энергоснабжения. Наиболее предпочтительным является следующий.
На базе имущества АО-энерго и теплоэнергетического комплекса области может быть создана единая управляющая компания.
Для создания комплекса производства тепла и электроэнергии может быть использовано имущество ОАО "Тамбовская генерирующая компания ОАО "ТГК-4" в виде Тамбовской ТЭЦ и Тамбовских тепловых сетей.
Для создания комплекса по снабжению потребителей электроэнергией может быть использован энергетический комплекс, являющийся собственностью области (ОАО "Тамбовская сетевая компания").
Имущество тепло-энергетического комплекса г. Тамбова может быть использовано для создания комплекса по снабжению населения теплом.
В создании такого мощного энергетического комплекса вне всякого сомнения могут принять участие внешние инвесторы (частный капитал).
При этом будут достигнуты следующие цели:
повышение эффективности управления жилищно-коммунальным комплексом области;
соблюдение регионального топливно-энергетического баланса путем обеспечения финансовой прозрачности всего производственного комплекса "производство - сбыт" электро-, теплоэнергии;
формирование эффективного рынка сбыта в розничных продажах через поглощение оптовых перепродавцов (далее ОПП) с целью снижения затрат на производство, передачу и распределение электро-, теплоэнергии с использованием существующих законодательных и конкурентных возможностей;
увеличение рыночной доли и повышение рентабельности совместной выработки электрической и тепловой энергии через создание активов в сфере производства, распределения и сбыта тепловой и электрической энергии в составе единого производственного комплекса, с целью наиболее эффективного использования комплекса мер по снижению потерь при производстве, передаче, распределении и конечной реализации электро- и теплоэнергии;
урегулирование долговых обязательств муниципальных ОПП перед АО-энерго и повышение платежеспособной дисциплины всех потребителей, находящихся на территории области;
создание условий для перехода на рыночные механизмы привлечения инвестиций крупного частного капитала, повышение инвестиционной привлекательности конкурентных видов бизнеса для реализации инвестиционных проектов в сфере топливно-энергетического комплекса региона.
Администрация области, другие органы исполнительной власти области с соответствующими полномочиями в сфере ТЭК через создание аналогичных структур могут в значительной мере осуществлять функцию государственного регулирования и эффективного управления в энергетическом секторе.
3.3. Газификация области
В настоящее время Тамбовская область является одним из самых активных участников реализации отраслевой Программы газификации регионов России. Общая протяженность наружных газопроводов составляет - 8772 км. Из них: высокого давления - 2125 км, среднего давления - 696 км, низкого давления - 5952 км. Протяженность подземных газопроводов - 3781 км, в том числе стальных подземных газопроводов - 2267 км (со сроком эксплуатации до 15 лет - 1344 км, от 16 до 30 лет - 512 км, от 31 до 40 лет - 284 км, свыше 40 лет - 126 км). Протяженность внутренних газопроводов - 2951 км. Газоснабжение региона осуществляют 43 газораспределительные станции. В 2003 г. построено и введено в эксплуатацию 786,3 км газовых сетей. В настоящее время 7769 км газовых сетей находится в эксплуатации ОАО "Тамбовоблгаз", из них протяженность собственных сетей ГРО составляет 3999 км. Протяженность газовых сетей второй по величине газораспределительной организации - ОАО "Запсибгазпром" - составляет 1002 км. ОАО "Первомайскхиммаш" принадлежит 56,3 км сетей. Свыше 500 км сетей принадлежит ОГУП "Тамбоводгазхоз". С целью повышения эффективности управления газопроводным имуществом администрации области необходимо на взаимовыгодных условиях реализовать комплекс мер по передаче газовых сетей в собственность специализированным газораспределительным организациям (ОАО "Тамбовоблгаз").
Уровень газификации к началу 2004 г. составил 55,5 процента, в том числе в городах - 78,4 процента, в сельской местности - 29,1 процента. К 2007 г. предполагается довести уровень газификации Тамбовской области до 70 процентов, а к 2015 г. - 95 процентов. За 1999 - 2003 гг. газифицировано котельных (топочных) - 653 объекта (в 2004 г. запланировано газифицировать 120 котельных), в том числе в городах - 254, в сельских поселениях - 399; построено 5 газораспределительных станций. В финансировании программы газификации в этот период участвовали: бюджеты всех уровней, предприятия и организации, население области, ОАО "Газпром" и др. Общий объем капвложений за этот период составил - порядка 2,2 млрд. рублей. Процесс газификации области характеризуется следующим образом (диаграммы N 4 - 7):
объемы потребления природного газа с 1833,8 млн. куб. метров в 2000 г. (1913 млн. куб. метров в 2003 г.) возрастут до 2270 млн. куб. метров в 2010 г. и до 2520 - 2550 млн. куб. метров в 2015 г., в том числе населением и коммунально-бытовой сферой с 715 млн. куб. метров в 2000 г. (915 млн. куб. метров в 2003 г.) - до 1050 млн. куб. метров в 2010 г. и до 1050 - 1100 млн. куб. метров в 2015 г.;
при общем количестве квартир жилого фонда в городах области - 271002 в 2000 г. (289120 кв. в 2003 г.), перспектива - 299620 кв. в 2010 г. и 305620 - 305700 кв. в 2015 г.,
и сельских поселениях - 239248 кв. в 2000 г. (244177 кв. в 2003 г.), перспектива - 250477 кв. в 2010 г. и 254077 - 254100 кв. в 2015 г.,
количество квартир, газифицированных сетевым газом, в городах области, увеличится с 200124 в 2000 г. (220038 кв. в 2003 г.), перспектива - 276038 кв. в 2010 г. и 305620 - 305700 кв. в 2015 г.,
и сельских поселениях - 49867 кв. в 2000 г. (69296 кв. в 2003 г.), перспектива - 118296 кв. в 2010 г. и 118296 - 118300 кв. в 2015 г.;
протяженность газовых сетей в городах области с 2770 км в 2000 г. (3242 км в 2003 г.) возрастет до 3953 км в 2010 г. и до 4278 - 4430 км в 2015 г.
и сельских поселениях - с 3448 км в 2000 г. (5002 км в 2003 г.) до 7480 км в 2010 г. и до 8750 - 8800 км в 2015 г.;
при этом протяженность сетей, требующих замены, - 5,8 км в 2000 г. (10 км в 2003 г.) составит в 2010 г. - 30 км и в 2015 г. - 150 - 160 км;
количество сельских поселений, газифицированных сетевым газом - 239 в 2000 г. (364 н. п. в 2003 г.) увеличится до 590 в 2010 г. и до 832 в 2015 г.
Финансирование строительства газовых сетей по источникам:
федеральный бюджет - 11,2 млн. рублей в 2000 г. (35 млн. рублей в 2003 г.), в 2010 г. - 70 млн. рублей и в 2015 г. - 110 - 115 млн. рублей;
региональный бюджет - 89,3 млн. рублей в 2000 г. (60 млн. рублей в 2003 г.), в 2010 г. - 95 млн. рублей и в 2015 г. - 115 - 120 млн. рублей;
внешний инвестор - 368 млн. рублей в 2000 г. (500 млн. рублей в 2003 г.), в 2010 г. - 640 млн. рублей и в 2015 г. - 720 - 730 млн. рублей.
Для обеспечения устойчивого газоснабжения отдельных районов южной и юго-восточной зоны Тамбовской области на период 2005 - 2010 гг. планируется строительство газопровода-отвода высокого давления 55 кгс/кв. см с установкой ГРС в рабочем поселке Токаревка. Ввод в действие данной ГРС позволит полностью газифицировать весь Токаревский район и южную часть Мордовского района. Полное завершение предусмотренных работ предполагается осуществить в течение 2006 - 2012 гг. Для финансирования строительства помимо бюджетных средств планируется привлечь ресурсы внешних инвесторов, в том числе ОАО "Газпром".
В течение 2006 - 2007 гг. намечено построить газопровод-отвод высокого давления 55 кгс/кв. см с установкой АГРС в рабочем поселке Инжавино. Общая протяженность газопровода - порядка 56 км. С введением АГРС появится возможность в течение 2006 - 2012 гг. полностью газифицировать Инжавинский и часть Уваровского района.
В 2005 - 2006 гг. будет построен газопровод высокого давления к селу Свинино Петровского района общей протяженностью - 18 км.
На период 2006 - 2010 гг. по программе ОАО "Газпром" планируется строительство ряда межпоселковых газопроводов в Пичаевском, Моршанском, Мичуринском, Никифоровском и ряде других районов области.
Кроме того, планируется строительство межпоселковых и уличных газопроводов по другим программам, а также за счет средств населения.
В целом, намечен ежегодный ввод от 800 до 1000 км газовых сетей за счет различных источников. При этом планируется ежегодно газифицировать 13 - 15 тыс. квартир.
При этом одной из приоритетных задач по управлению и контролю за распределением газовых потоков является создание и внедрение системы коммерческого учета газа. Обществом с ограниченной ответственностью (далее ООО) "Тамбоврегионгаз" разработана соответствующая программа по внедрению системы учета на территории области. Основной целью в решении данной задачи является всесторонняя и качественная оценка уровня потребления газа, оперативное выявление причин возникновения дисбаланса между ГРС и потребителями, полное исключение субъективного человеческого фактора в процессе контроля и управления газовым потоком, несанкционированного вмешательства в работу узлов учета газа, создание основы автоматизированной системы сбора информации, ее обработки и передачи в диспетчерский центр. В ближайшее время для контроля газовых потоков по районам области электронными узлами учета газа предполагается оснастить межпоселковые газопроводы Сатинской, Рассказовской, Уваровской, Кирсановской, Ржаксинской, Мичуринской, Первомайской, Петровской, Староюрьевской и др. газораспределительных станций.
3.4. Возобновляемые источники энергии и местные виды топлива
Возобновляемые источники энергии - это источники непрерывно возобновляемых в биосфере земли видов энергии: солнечной, ветровой, океанической, гидроэнергии рек, геотермальной, энергии биомассы и других. Применительно к условиям Тамбовской области достаточно эффективно могут быть использованы энергокомплексы, работающие на солнечной энергии. Так например, технологический цикл выращивания поголовья молодняка на птицефабриках совпадает по времени с наиболее солнечными днями в географической широте области. Эффективное использование энергии биомассы также может иметь разносторонне применение.
К местным видам топлива относятся в первую очередь торф и дрова.
Благодаря низкой трудоемкости и энергоемкости добычи топливного торфа, простоте транспортных схем и коротким расстояниям вывозки торф сохраняет конкурентоспособность с другими видами ввозимого твердого топлива. Кроме того, торф характеризуется низким содержанием серы и золы, что обеспечивает невысокий уровень вредных выбросов при его сжигании.
Такой вид топлива, как дрова, в настоящее время далеко не полностью исчерпал себя. Для ликвидации дефицита этого топлива необходимо обеспечить поддержание существующих мощностей по заготовке дров и создание новых на базе лесохозяйственных, лесопромышленных и топливных предприятий.
Важным местным видом топлива, особенно в целях теплоснабжения, являются городские бытовые отходы. Необходимо создать условия для включения их в топливно-энергетический баланс и решения одновременно экологических проблем.
Децентрализованные потребители могут использовать также древесные и сельскохозяйственные отходы (в большей степени, такие как солома).
Современные отечественные и зарубежные разработки позволяют существенно изменить подходы к вопросу внедрения биоэнергетических процессов в хозяйственную деятельность человека. В качестве биотоплива могут широко использоваться растительные отходы. В ряде регионов проводятся эксперименты по использованию биогазовых установок в качестве вторичного источника энергии. Используя энергию сжигания растительных отходов, в значительной мере можно восполнять энергозатраты, связанные с процессом сушки зерна в сельхозпроизводстве. Широкое распространение в различных регионах может получить многотопливная когенерационная энергетическая установка на основе двигателя Стирлинга, работающая на биомассе. Используя в качестве базового сырья сельскохозяйственные и городские отходы в ближайшие годы в отдельных регионах получит распространение строительство энергобиологических комплексов. В настоящее время существует масса вариантов газификации высокорентабельных фермерских хозяйств с использованием автономных энергоустановок. Учитывая современные научные достижения в вопросах биоэнергетики, коренным образом меняются взгляды на развитие древесно-топливной энергетики. Перспективы внедрения высокорентабельных биогазовых технологий в сельхозпроизводство, их влияние на экономику аграрного сектора сложно переоценить. Особую роль в качестве источника возобновляемой энергии играет торф и отходы растениеводства (солома и др.). Разработки по использованию этих ресурсных продуктов в качестве современного биоресурса для нашей области могут иметь значительные перспективы.
4. Ожидаемые результаты и система реализации
энергетической стратегии
Стратегия развития ТЭК области на долгосрочную перспективу концептуально определяет цели и задачи, основные направления долгосрочной политики органов исполнительной власти области в энергетическом секторе, по существу состоит из двух этапов.
Все вышеизложенные положения определяют функционирование и модернизацию ТЭК на ближайшие 5 - 6 лет и относятся к первому этапу. Они определяют основные направления развития энергоснабжения Тамбовской области на период 2004 - 2010 гг., содержат предложения по оптимизации собственной генерации электроэнергии в области в рамках работы по реформированию АО-энерго и с учетом выхода на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощностей) отдельных крупных потребителей электроэнергии, а также с учетом развития альтернативных форм выработки теплоэнергии - строительство и ввод в эксплуатацию газотурбинной ТЭЦ в г. Тамбове, широкое применение индивидуального отопления жилых домов и др. При этом достижение намеченных целей в электроэнергетике на первом этапе реализации Стратегии возможно лишь при безусловной реализации мероприятий по реконструкции и модернизации электрических сетей области, включая уровень городов и районов. В значительной степени финансирование мероприятий будут осуществлять ОАО "Тамбовэнерго", ОАО "Тамбовская сетевая компания" и бюджеты различных уровней. В ближайшие два - три года "Тамбовская сетевая компания ОАО "Тамбовэнерго" осуществит реконструкцию высоковольтных линий общей протяженностью 177 километров.
Положение дел в сельском хозяйстве, финансовая ситуация в аграрном секторе экономики, сложившаяся за последние годы, породила серьезную проблему - перспективу дальнейшей эксплуатации малодеятельных и ветхих сетей. Решение данной проблемы может быть только одним - передача сетей на баланс крупной энергоснабжающей организации с соблюдением всех юридических процедур.
ОАО "Тамбовская сетевая компания" будут восстановлены и приняты на содержание муниципальные сети в подавляющем большинстве районов области. Для достижения максимально эффективного результата в данном вопросе необходимо активизировать разъяснительную работу с органами местного самоуправления по вопросу необходимости скорейшей передачи муниципальных сетей в областную компанию.
Второй этап реализации Стратегии (2010 - 2015 гг.) предполагает внедрение качественно новых подходов к энергетике. Это - научная, научно-техническая и инновационная деятельность в отраслях ТЭК. Они станут основой повышения эффективности функционирования энергетического сектора области.
Научно-техническая и инновационная политика в энергетическом секторе опирается на современные достижения и прогноз приоритетных направлений фундаментальной и прикладной отечественной и мировой науки в энергетической сфере.
Приоритетами научно-технической и инновационной политики в ТЭК в прогнозируемый период являются:
создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности, направленной на коренное обновление производственно-технологической базы ТЭК, ресурсосбережение и улучшение потребительских свойств продукции топливно-энергетического комплекса;
совершенствование всех стадий инновационного процесса, повышение востребованности и эффективности использования результатов научной деятельности;
защита прав на результаты научно-технической деятельности;
использование потенциала международного сотрудничества для применения лучших мировых достижений;
сохранение и развитие кадрового потенциала и научной базы, интеграция науки и образования.
Для достижения указанных приоритетов научно-технической и инновационной политики необходимо:
выявление и экономическая поддержка перспективных направлений научно-технической и инновационной деятельности и критических технологий в ТЭК с учетом их прогнозируемой эффективности и мировых тенденций. Реализация указанных направлений осуществляется через федеральные целевые научно-технические и различные инновационные программы и проекты;
организация системы учета и контроля за реализацией результатов научных исследований и экспериментальных разработок в энергетической сфере, а также совершенствование информационной инфраструктуры в области науки, образования и технологий в ТЭК области;
содействие разработке и внедрению новых эффективных экологически безопасных технологий производства, преобразования, транспорта и комплексного использования топливно-энергетических ресурсов.
Важным направлением исследований является поиск и освоение принципиально новых технологий бестопливной энергетики:
повышение коэффициента полезного действия солнечных преобразователей;
создание химических источников тока.
Особое значение для качественного обновления энергетики имеют фундаментальные разработки в области высокотемпературной сверхпроводимости, позволяющие разрешить ряд важных проблем, таких, как создание токоограничителей, накопителей электроэнергии, сооружение сверхпроводящих линий электропередачи для осуществления вводов электроэнергии в крупные города.
Создание сверхпроводниковых накопителей энергии позволит повысить надежность и бесперебойность энергоснабжения при авариях в энергосистемах. Кроме того, электротехническое оборудование, выполненное с использованием сверхпроводимости (криогенные генераторы, кабели), позволит в 2 - 3 раза сократить потери при производстве и передаче электроэнергии. Фактически речь может идти о принципиально новой электроэнергетике.
Необходимым условием реализации указанных важнейших направлений научно-технической политики в отраслях ТЭК является сохранение и развитие кадрового потенциала в научной и научно-технической деятельности. Для этого должно быть обеспечено:
повышение престижа и привлекательности научно-технической деятельности;
создание условий для привлечения и закрепления молодых кадров в сфере науки и технологий;
обеспечение взаимосвязи подготовки научных кадров по номенклатуре, объему и потребности в кадрах при реализации важнейших инновационных проектов;
повышение качества подготовки научных кадров высшей квалификации.
На основании исследований конкурентных возможностей региона (SWОТ-анализ), инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности следует сделать вывод о том, что в ближайшие годы одной из наиболее значимых "точек" экономического роста в регионе может стать реализация проекта по освоению месторождения ильменит-рутил-цирконовых песков "Центральное" в Рассказовском районе. Осуществление проекта неизбежно создаст предпосылки для достижения структурного эффекта в экономике не только Рассказовского района, но и всей области, а в последующем - и близлежащих областей. В этом случае структурная перестройка в хозяйственной деятельности региона повлечет за собой структурирование и реструктуризацию предприятий и организаций смежных отраслей. Коренным образом при этом может быть пересмотрено взаимодействие энергетического сектора с рядом промышленных предприятий. Неизбежен существенный рост энергозатрат и энергопотребления. Важнейшим фактором, влияющим на функционирование региональной энергосистемы, станет образование на территории области добывающей отрасли промышленности. В связи с этим в тактическом и стратегическом плане цели и задачи, а также пути их достижения в ближайшие десять лет у органов исполнительной власти области, региональной энергосистемы могут в значительной мере измениться. По каждому конкретному направлению потребуется разработка соответствующих целевых программ в сфере тепло- и электроэнергетики, а также - ресурсообеспечения ТЭК.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Тамбовской области от 1 июля 2005 г. N 585 "Об утверждении Стратегии развития топливно-энергетического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.