Законом Тамбовской области от 3 ноября 2007 г. N 288-З в наименование настоящего Закона внесены изменения
Закон Тамбовской области от 13 декабря 2005 г. N 406-З
"О Программе развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тамбовской области на 2006 - 2010 годы"
(принят Тамбовской областной Думой 13 декабря 2005 г.)
31 октября 2006 г., 3 ноября 2007 г.
Законом Тамбовской области от 18 декабря 2008 г. N 477-З настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2009 г.
Председатель Тамбовской
областной Думы |
В.Н.Карев |
Глава администрации
Тамбовской области |
О.И.Бетин |
г. Тамбов
13 декабря 2005 г.
N 406-З
Законом Тамбовской области от 3 ноября 2007 г. N 288-З в наименование настоящей Программы внесены изменения
Программа
развития научной, научно-технической и инновационной
деятельности в Тамбовской области на 2006 - 2010 годы
(утв. Законом Тамбовской области от 13 декабря 2005 г. N 406-З)
31 октября 2006 г., 3 ноября 2007 г.
Законом Тамбовской области от 3 ноября 2007 г. N 288-З в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы:
Наименование Программы |
Программа развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тамбовской области на 2006 - 2010 годы. |
Основание для разработки Программы |
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года N Пр-576 Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005 года N 2473п-П7 Закон Тамбовской области от 25 апреля 2003 года N 119-З "О научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области" |
Государственный заказчик Программы |
Администрация Тамбовской области |
Разработчик Программы | Комитет по науке и инновационной политике администрации области |
Цели и задачи Программы |
Устойчивое социально-экономическое развитие Тамбовской области и повышение качества жизни населения региона на основе использования его научно-технического потенциала, создание условий для роста инновационного уровня и конкурентоспособности производства, выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач, направленных на формирование целостной эффективной региональной инновационной системы как основного звена национальной инновационной системы: создание благоприятной среды для инновационной деятельности, организационных и экономических механизмов для повышения востребованности достижений науки и инноваций предприятиями и организациями на всей территории региона, обеспечения опережающего развития научных исследований; создание механизмов формирования комплексных мегапроектов регионального уровня; рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при развитии на территории области критических технологий; создание новых форм (кластеров) территориально опосредованной организации инновационных процессов посредством региональной интеграции ресурсов науки, образования, промышленности и бизнеса, выполняющих разные функции (от проведения научных исследований и подготовки кадров до производства и транспортировки продукции), но объединенных технологическим процессом, результатом которого является наукоемкий продукт, созданный усилиями всех участников процесса; концентрация средств на приоритетных направлениях развития области; создание рынка инноваций и привлечение инвестиций в инновационную сферу; разработка методических указаний и практических рекомендаций в области коммерциализации технологий для эффективного функционирования городского хозяйства; разработка и внедрение на практике организационно-экономических механизмов оказания государственной поддержки при создании малых и средних фирм, работающих в области коммерциализации научно-технических достижений. |
Сроки реализации Программы |
2006 - 2010 годы |
Источники и объемы финансирования Программы |
1. Федеральный бюджет (посредством финансирования через государственные фонды, осуществляющие поддержку научной и инновационной деятельности и федеральные адресные, ведомственные целевые программы) - 15,5 млн. рублей: 2006 год - 4,0 млн. руб. 2007 год - 3,0 млн. руб. 2008 год - 3,5 млн. руб. 2009 год - 4,0 млн. руб. 2010 год - 1,0 млн. руб. 2. Областной бюджет на развитие научной, научно-технической иинновационной деятельности в Тамбовской области - 14,5 млн. рублей2, в том числе: 2006 год - 2,0 млн. руб. 2007 год - 3,0 млн. руб. 2008 год - 3,5 млн. руб. 2009 год - 4,0 млн. руб. 2010 год - 2,0 млн. руб. Мероприятия программы реализуются при условии включения данных объемов финансирования в закон области об областном бюджете на очередной финансовый год 3. Областной бюджет на реализацию программы г. Мичуринска как наукограда Российской Федерации.3 # 4. Бюджет г. Мичуринска (на финансирование поддержанных проектов, подлежащих реализации на территории г. Мичуринска, совместного регионального конкурса с Российским фондом фундаментальных исследований) - 5,0 млн. руб4., в том числе: 2006 год - 2,0 млн. руб. 2007 год - 1,5 млн. руб. 2008 год - 1,5 млн. руб. Привлекаемые средства внебюджетных источников. |
Перечень основных мероприятий |
Разработка актов нормативного правового, организационного и методического обеспечения Программы. Определение перечня и реализация отраслевых инновационных комплексных проектов в научно-технической и производственной сферах на основе маркетингового изучения востребованности результатов их реализации. Разработка инфраструктурных проектов развития инновационной деятельности и мероприятия по кадровому обеспечению Программы. Формирование и развитие "точек роста" и конкурентных преимуществ стратегических предприятий и отраслей экономики региона за счет реализации отраслевых и межотраслевых инновационных проектов. |
Исполнители Программы | Управление образования и науки Тамбовской области, администрация г. Мичуринска, научные, научно-исследовательские, образовательные, промышленные и другие организации, которые определяются в ходе реализации Программы. |
Ожидаемые конечные результаты |
Увеличение налоговой базы субъектов инновационной деятельности и, как следствие - бюджетной обеспеченности области; создание новых рабочих мест и сокращение структурной безработицы; повышение качества жизни населения области; повышение эффективности института власти; улучшение бизнес-культуры и повышение инвестиционной привлекательности области; повышение возможностей для подготовки квалифицированных специалистов инновационного бизнеса; создание условий для малого инновационного предпринимательства. |
Контроль за исполнением Программы |
Общий контроль за реализацией Программы осуществляет администрация области, областная Дума |
I. Основные термины, используемые в Программе
Бизнес-инкубатор - организация (фирма, ассоциация), созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности и для оказания им помощи в создании жизнеспособных коммерческих продуктов и эффективных производств на базе их идей.
Государственная научная, научно-техническая и инновационная политика области - составная часть социально-экономической политики области, определяющая цели, направления, формы деятельности органов государственной власти области в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности и осуществляемая в интересах развития экономики, культуры, охраны окружающей среды, здоровья и повышения уровня благосостояния населения области.
Инновация - процесс создания, разработки новой техники, технологии, научных исследований (инноваций), а также процесс инвестирования, создания, разработки и ее практическое внедрение.
Инновационная деятельность - совокупность научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, включая инвестиции в новые знания, которые направлены на получение технологически новых или улучшенных продуктов или процессов; это процесс, направленный на обеспечение интенсивного и расширенного воспроизводства результатов интеллектуальной деятельности и их вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот для создания и реализации нового или усовершенствованного продукта (технологий, товаров, услуг), включая связанную с этим процессом подготовку (переподготовку) специализированных кадров путем обеспечения необходимыми материальными, финансовыми, интеллектуальными, информационными и иными ресурсами.
Инновационно-технологический центр - структура, служащая коммерциализации и трансферу технологий; это среда, в которой формируются, разрабатываются и доводятся до уровня промышленного применения разработки, имеющие новую наукоемкую составляющую.
Инновационная инфраструктура - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации).
Инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.
Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая) - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).
Интеллектуальная собственность: -1) исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которые являются объектами исключительных прав, могут использоваться третьими лицами только с согласия правообладателя; 2) отношение по поводу присвоения результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в объективной форме.
Кластер - особая территориально локализованная сеть самостоятельных производственных предприятий (фирм), научных и образовательных учреждений (университетов, НИИ), сервисных фирм, создателей технологий и ноу-хау, рыночных агентов, поддерживающих организаций (консалтинговых фирм) и потребителей, выполняющих разные функции (от проведения научных исследований и подготовки кадров до производства продукции) взаимосвязанных в единую цепочку технологического процесса, результатом которого является наукоемкий продукт, созданный усилиями всех участников процесса.
Консалтинг (англ. consulting, буквально - консультирование), деятельность фирм по оказанию консультационных услуг предприятиям, организациям, физическим лицам по широкому кругу вопросов экономики и права (создание и регистрация фирм, маркетинговые исследования, инновации, инвестиции и др).
Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.
Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.
Научно-технический и инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
Научно-технический и инновационный проект - организационная форма научно-технической и инновационной деятельности, с конкретным описанием целей, задач, исходных условий, мероприятий, используемых ресурсов, методов управления и ожидаемых результатов.
Передача (трансферт) технологий - распространение технологических знаний прикладного характера и опыта относительно процессов, методов производства и инновационных продуктов внутри отрасли, между отраслями, а также (в международном контексте) между странами.
Синергетический эффект (эффект синергии) возникает при объединении ресурсов, когда доходы от совместного использования ресурсов превышают сумму доходов от использования тех же ресурсов по отдельности.
Технопарк - организационно оформленная компактная территория, представляющую собой автономную самоокупаемую предпринимательскую структуру (как правило, с правами юридического лица), предназначенную для поддержки высокотехнологичного бизнеса, обычно в определенной области. Как правило, технопарки предоставляют целый комплекс услуг: офисы, лаборатории, сборочные помещения, склады, цехи для несложного производства и т. д.
Технополис - район (город, часть города, регион), в котором на базе объединения научного, промышленного и финансового капиталов создаются структуры, генерирующие передовые производственные технологии, реализующие социальные и экономические программы, направленные на ускоренное и гармоничное социально-экономическое развитие региона.
Технополисная система - региональная предпринимательская структура, включающая комплекс хозяйствующих субъектов в форме технополисов, технопарков, бизнес-инкубаторов, инженерных центров, организационно-экономический механизм кооперации, взаимодействия и управления их деятельностью, направленный на инновационное развитие региона (республики, края, губернии, области и т.д.), а также инфраструктура, обеспечивающая их взаимовыгодное сотрудничество, партнерство и кооперацию в соответствии со сложившейся научно-технической специализацией.
Финансирование венчурное - процесс финансирования, сопряженный с повышенной степенью риска. При финансировании венчурном финансовые ресурсы инвестируются в реализацию проектов по внедрению новых технологий, созданию новых производств, завоеванию новых рынков и др.
Франчайзинг - договор между крупной компанией и мелкими фирмами, согласно которому крупная компания предоставляет малой фирме право пользоваться ее именем и товарным знаком, поставляет необходимое оборудование, транспортные средства, дает возможность малой фирме пользоваться финансовой и технической помощью крупной компании на льготных условиях, а мелкая фирма выплачивает крупной часть своего оборота.
Центр трансфера технологий - специализированная структура, создаваемая с целью создания новых бизнесов на основе технологических разработок, возникающих в научно-исследовательских отраслевых и академических институтах и вузах и коммерциализации новых технологий, в том числе, полученных за счет средств целевого государственного фининсирования.
Законом Тамбовской области от 3 ноября 2007 г. N 288-З в раздел II настоящей Программы внесены изменения
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, разработанные на их основе Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий, Основы инновационной политики Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, а также ряд других документов в качестве главного стратегического национального приоритета определяют повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны. Принятый 25 апреля 2003 г. Закон Тамбовской области N 119-З "О научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области" в качестве основного механизма реализации важнейших национальных приоритетов на региональном уровне предусматривает формирование Программы развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в области.
В настоящее время одним из основных факторов достижения устойчивого экономического роста, прироста валового внутреннего продукта (далее - ВВП) в развитых странах является научно-технический прогресс - разработка новой и совершенствование имеющейся продукции, создание новой техники и технологий. Достижение экономического роста является объективной целью любой государственной экономической политики. Только на основе экономического роста можно решить задачи повышения качества жизни населения, развития науки, образования, культуры, уровня конкурентоспособности государства в мировом сообществе, степени обеспечения их национальной безопасности и равноправной интеграции в мировую экономику.
Опыт коммерциализации научных разработок при поддержке администрации области уже есть, однако он носит разрозненный характер, отсутствует системный (программный) подход, комплексные проекты имеют межотраслевую направленность, поэтому существует острая необходимость объединения научной, научно-технической и инновационной деятельности в единый комплекс. Анализ регионального инновационного потенциала показывает, что в области имеются различные субъекты инновационной деятельности, которые разобщены и работают обособленно. Кроме этого, в научной, научно-технической сферах и в промышленности наметились и продолжают углубляться некоторые негативные процессы, а именно:
нарушился процесс воспроизводства основных фондов, технико-экономические возможности большинства тамбовских предприятий могут обеспечить производство продукции лишь по технологиям третьего, в лучшем случае четвертого технологического уклада; затянувшаяся ввиду невостребованности консервация мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса из-за отсутствия эффективной программы конверсии привела к разрушению уникального оборудования и утрате ряда технологий.
Малый бизнес в инновационной сфере более оперативно реагирует на запросы рынка и реализует инновационные заделы прежних лет. Малые предприятия налаживают выпуск наукоемкой продукции, успешно конкурируют с зарубежными производителями, что подтверждает необходимость проведения гибкой структурной политики и стимулирования этого сектора экономики;
Стратегическая и тактическая региональная политика в области инноваций должна предусматривать решение законодательных и финансовых проблем, совершенствование способов и методов внедрения инноваций; обеспечить финансовую поддержку со стороны государственных органов власти области, венчурное финансирование, поддержку взаимодействия малого и крупного бизнеса в сфере инноваций; развитие системы технопарков бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий и других элементов инновационной инфраструктуры.
Программно-целевой подход государственного управления наукой, оказание ей помощи для ее поддержания и, прежде всего, для сохранения ведущего кадрового ядра, проявляется в последовательном выделении наиболее актуальных направлений. Данные направления должны определяться с учетом данных технико-экономического обоснования необходимости проведения программных мероприятий, приведенного в приложении 1.
Специфика г. Мичуринска, как первого агропромышленного наукограда Российской Федерации, состоит в уникальных научных возможностях для комплексного решения проблем по защите человека от негативных факторов окружающей среды, основанных на эффективных отечественных технологиях разработки и внедрения в производство новых видов продуктов питания, а также технологиях длительного хранения, транспортировки и переработки плодов, ягод и овощей, обеспечивающих полную сохранность их питательной ценности, способных оказать позитивное воздействие на здоровье нации. Поэтому рассмотрение инновационного развития г. Мичуринска, как наукограда Российской Федерации, как неотъемлемой части Программы развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тамбовской области на 2006 - 2010 годы сегодня имеет принципиальное значение.
Программа направлена на активизацию использования научного и инновационного потенциала, на структурно-технологическую модернизацию промышленного потенциала и создание эффективных механизмов привлечения инвестиционных ресурсов.
Реализация Программы в рассматриваемом периоде позволяет создать необходимые условия поэтапного достижения стратегической цели научно-технической политики развития области - создание конкурентоспособного научно-промышленного комплекса для обеспечения устойчивого и экологически безопасного экономического роста, бюджетной обеспеченности и эффективной занятости населения.
III. Цели, задачи и сроки реализации Программы
3.1 Главная цель Программы - устойчивое социально-экономическое развитие Тамбовской области и повышение качества жизни населения региона на основе использования его научно-технического потенциала, создания условий для роста инновационного уровня и конкурентоспособности производства, выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки.
Цель Программы заключается в создании региональной инновационной системы как основного звена национальной инновационной системы, формировании научно-технической и инновационной политики, которая должна обеспечить консолидацию усилий федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций научно-технической, образовательной сферы, промышленных предприятий и предпринимательского сектора экономики региона в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий для перехода экономики области на инновационный путь развития.
Законом Тамбовской области от 3 ноября 2007 г. N 288-З в пункт 3.2. настоящей Программы внесены изменения
3.2 Основными задачами Программы являются:
создание благоприятной среды для инновационной деятельности, организационных и экономических механизмов для повышения востребованности достижений науки и инноваций предприятиями и организациями по всей территории региона, обеспечения опережающего развития научных исследований;
создание механизмов формирования комплексных мегапроектов регионального уровня;
рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при развитии на территории области критических технологий;
создание новых форм (кластеров) территориально опосредованной организации инновационных процессов посредством региональной интеграции ресурсов науки, образования, промышленности и бизнеса, выполняющих разные функции (от проведения научных исследований и подготовки кадров до производства и транспортировки продукции), но объединенных технологическим процессом, результатом которого является наукоемкий продукт, созданный усилиями всех участников процесса;
концентрация средств на приоритетных направлениях развития области;
создание рынка инноваций и привлечение инвестиций в инновационную сферу;
разработка методических указаний и практических рекомендаций в области коммерциализации технологий для эффективного функционирования городского хозяйства;
применение эффективных организационно-экономических механизмов оказания государственной поддержки при создании малых и средних фирм, работающих в области коммерциализации научно-технических достижений;
обеспечение условий для формирования прогрессивного технологического уклада и привлекательности инновационного пространства Тамбовской области путем создания инновационной инфраструктуры, реализации институциональной, ресурсно-кредитной, налогово-бюджетной, тарифной политики;
сокращение трансакционных издержек инновационных процессов в регионе (в том числе рисков, связанных с реализацией инноваций в реальном секторе экономики);
обеспечение инновационного развития наукоемких сфер народного хозяйства области путем создания и развития отраслевой технико-технологической базы для разработки и внедрения высокотехнологичной и наукоемкой продукции и технологий в производство в форме особых экономических зон, технопарков, центров трансферта технологий и других элементов инновационной инфраструктуры, развитие которых необходимо для повышения спроса на научно-технические достижения ученых г. Мичуринска - наукограда Российской Федерации и области в целом;
Цель и задачи Программы направлены на формирование региональной инфраструктуры и благоприятной экономической среды для коммерциализации технологий и разработок инновационно-технологических центров, высших учебных заведений, научно-исследовательских организаций, промышленных предприятий и физических лиц.
Срок реализации Программы - 2006 - 2010 годы.
IV. Механизм и принципы реализации мероприятий Программы
4.1 Основные цели и решение задач Программы достигаются за счет проведения системы следующих программных мероприятий (конкретные мероприятия со сроками исполнения и ответственными исполнителями приведены в приложении 2):
1. Разработка актов нормативного правового, организационного и методического обеспечения Программы.
В целях обеспечения реализации данного программного мероприятия разрабатываются:
- регламенты рассмотрения заявок, проведения экспертизы и конкурсного отбора инновационных проектов по федеральным конкурсам и федеральным целевым программам в приоритетных направлениях развития экономики региона;
- предложения по внесению изменений в федеральное законодательство, направленные на стимулирование инновационных процессов в экономике Российской Федерации;
- предложения по проектам соответствующих законов, изменениям в действующее законодательство Тамбовской области о формах и механизмах государственной поддержки инвестиционных мероприятий, целью которых является создание стимулов для роста предложения инноваций и спроса на них со стороны предприятий и организаций;
2. Определение перечня отраслевых инновационных комплексных проектов в научно-технической и производственной сферах на основе маркетингового изучения востребованности результатов их внедрения, а также их реализация.
В целях обеспечения реализации данного программного мероприятия будет осуществляться мониторинг отраслевых инновационных проектов исходя из их стратегической значимости для экономики области, а также на основе маркетингового изучения востребованности результатов разработки в производстве продукции, работ, услуг и на внутри-, межрегиональных и международном рынках. Параллельно будут изучаться потребности в создании и развитии технико-технологической базы, необходимой для разработки и реализации инноваций в рамках экономики региона.
3. Формирование и развитие "точек роста" и конкурентных преимуществ стратегических предприятий и отраслей экономики региона за счет реализации отраслевых и межотраслевых инновационных проектов.
Группа данных мероприятий будет осуществляться за счет:
- инвестиционных ресурсов хозяйствующих субъектов Тамбовской области, Российской Федерации, мировой экономики, привлекаемых в инновационную сферу в формах, предусмотренных действующим законодательством;
- стимулирующих мероприятий, направленных на привлечение частного капитала в инновационную сферу;
- развития межрегионального и международного сотрудничества и кооперации в инновационной сфере.
4. Разработка инфраструктурных проектов развития инновационной деятельности и мероприятия по кадровому обеспечению Программы.
Мероприятия по кадровому обеспечению инновационной деятельности включают подготовку программ повышения квалификации руководителей и специалистов, направленных в первую очередь на получение практических знаний в области коммерциализации технологий и инновационного менеджмента. Для привлечения молодых ученых, аспирантов и студентов в инновационный бизнес проводятся деловые игры, тренинг-конкурсы на участие в комплексных проектах Программы.
Основу Программы составляют комплексные проекты, представленные в виде технического задания, технико-экономического обоснования и бизнес-плана (далее - комплексные проекты), в которых обоснована целесообразность совместного выполнения НИОКР и системы мероприятий, направленных на коммерциализацию инноваций с целью реализации их на рынке или использования в хозяйственном обороте.
Конкретный перечень комплексных проектов формируется в процессе их конкурсного отбора по результатам экспертизы в рамках существующих областных целевых программ. Предпочтение для включения в него будет отдано комплексным проектам, ориентированным на инновации, обладающие высоким экспортным или импортозамещающим потенциалом, конкурентными преимуществами, высокими показателями доходности или социально-экономической значимостью для региона.
Для реализации проектов будут применяться организационные формы поддержки:
содействие в продвижении продукции организаций на региональные и внешние рынки;
содействие в привлечении инвестиций для крупных инвестиционных проектов;
координация взаимодействия участников крупных инвестиционных проектов;
гарантии паритетного финансирования участникам федеральных адресных, ведомственных целевых программ, конкурсов, объявляемых федеральными министерствами и ведомствами, Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и другими российскими и зарубежными организациями.
4.2 Инфраструктурные мероприятия направлены на создание и развитие технико-технологической базы инновационных процессов в приоритетных отраслях экономики региона:
- информационно-телекоммуникационные технологии;
- технологические разработки в области машиностроения;
- новые материалы и химические технологии;
- мониторинг окружающей среды;
- производство и переработка сельскохозяйственного сырья;
- производственные технологии;
- технологии живых систем;
- экология и рациональное природопользование;
- энергосберегающие технологии.
Все указанные выше технологические приоритеты соответствуют приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, одобренным Советом безопасности.
Приоритетными формами организации технологической базы (отраслевых инновационных центров) являются:
- инновационно-технологические центры (ИТЦ) при вузах, а также НИИ, КБ и другие формы организаций отраслевой науки;
- инновационно-производственные комплексы (ИПК), в том числе организованные в виде технополисов и технопарков, промышленные округа;
- технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и другие формы.
Целями создания технико-технологической базы являются: материально-техническое оснащение ранних этапов инновационного процесса, проведение фундаментальных и прикладных научных разработок, доведение их до стадии промышленного образца.
4.3 К важнейшим принципам формирования региональной инновационной системы и путям их реализации относятся:
- максимально быстрый выход создаваемых при государственной поддержке субъектов инновационной деятельности (и их подразделений) на режим самоокупаемости;
- баланс государственных интересов и интересов бизнеса, который достигается формированием при государственной поддержке инфраструктурных элементов региональной инновационной системы;
- внесение в формируемую инновационную систему региона технологий инновационной деятельности и форм государственной и негосударственной поддержки извне (достигается путем размещения и включения в работу инфраструктурных элементов системы носителей технологий управления инновациями и технологий финансирования (включая представительства зарубежных агентств, университетов, фондов, участие зарубежных специалистов в данной сфере и др.);
- привлечение транснациональных корпораций к разработке на доконкурентной стадии и продвижению на мировые рынки отечественных инноваций при условии поступлений доли от продаж созданной инновационной продукции разработчикам;
- обеспечение соответствия уровня сложности создаваемой инновационной системы сложности региональной экономики, что обеспечивается построением распределенной по территории области системы взаимодействующих субъектов инновационной деятельности;
- стимулирование синергетических эффектов инновационных проектов.
Законом Тамбовской области от 3 ноября 2007 г. N 288-З в пункт 4.4. настоящей Программы внесены изменения
4.4 Субъектный состав областной Программы развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тамбовской области на 2006 - 2010 годы включает:
- инфраструктурные элементы региональной инновационной системы (экспертный Совет по проведению экспертизы проектов и программ по приоритетным направлениям научной и инновационной деятельности в Тамбовской области, администрация Тамбовской области, инновационные бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры и т. д.);
- инфраструктуру производства знаний, фундаментальных и прикладных исследований (НИИ и КБ и их подразделения, вузы и учебные организации и т. д.);
- сеть областных предприятий, учреждений, организаций, физических лиц в лице органов государственной и муниципальной власти, Торгово-промышленной палаты Тамбовской области, Ассоциации промышленников и предпринимателей области, кредитных, страховых организаций, консультантов и других;
- г. Мичуринск Тамбовской области - наукоград Российской Федерации агропромышленной направленности.
Стратегическое организационно-финансовое управление Программой осуществляет администрация области при поддержке экспертного Совета по проведению экспертизы проектов и программ по приоритетным направлениям научной и инновационной деятельности в Тамбовской области.
V. Объемы и источники финансирования, формы финансовой
и организационной поддержки программных мероприятий
Законом Тамбовской области от 3 ноября 2007 г. N 288-З в пункт 5.1. настоящей Программы внесены изменения
5.1 Реализация Программы предполагает использование собственных средств организаций, а также привлечение в установленном порядке средств бюджета федерального и областного уровней, банковских средств и средств международных организаций.
Источниками внебюджетных средств могут являться производители инновационной продукции и внешние инвесторы, заинтересованные в освоении инноваций.
Кроме того, предполагается привлечение средств специализированных фондов: Российского фонда технологического развития, Российского фонда фундаментальных исследований, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российского венчурного инновационного фонда и других, а также средства международных фондов и грантов.
Затраты на финансирование Программы из областного бюджета определяются суммой 15,5 млн. рублей. Указанные средства используются для финансирования отдельных этапов реализации комплексных и инфраструктурных проектов по приоритетным направлениям развития региона, на выплату грантов молодым ученым, на паритетное финансирование проектов научных исследований, поддержанных Российским фондом фундаментальных исследований в рамках регионального конкурса, а также на другие мероприятия, направленные на развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тамбовской области.
5.2 Финансирование проектов осуществляется с использованием следующих форм финансовой поддержки:
компенсации части процентных ставок по банковским кредитам;
предоставления инвестиционных налоговых кредитов в соответствии с законом об областном бюджете на очередной финансовый год;
предоставление в установленном порядке государственных гарантий Тамбовской области;
использование средств инвестиционных и венчурных фондов;
использование средств государственного и регионального заказа на выпуск инновационной продукции и услуг для государственных и областных нужд;
налоговые льготы инновационным предприятиям в пределах, предусмотренных действующим законодательством;
и других форм финансовой поддержки.
Финансирование Программы из федерального бюджета осуществляется на основе соглашений, заключенных между администрацией области и соответствующими федеральными органами исполнительной власти и фондами, а также путем участия комплексных проектов в федеральных адресных, ведомственных целевых программах и конкурсах.
Для сохранения целостности структуры финансирования Программы часть средств, полученных в результате успешной реализации на рынке инновационных разработок и технологий, возвращается и используется для реинвестирования других проектов и мероприятий Программы. Механизмы, условия и гарантии возврата финансовых средств, затраченных на реализацию каждого проекта Программы, регулируются в рамках договорных отношений участников инновационных сетей и головных организаций - исполнителей проекта, а также системой гарантийного поручительства и страхования.
5.3 Помимо этого, для реализации проектов будут применяться формы организационной поддержки:
создание условий для продвижения продукции организаций на региональные и внешние рынки;
содействие в привлечении инвестиций для крупных инновационных проектов;
координация взаимодействия участников крупных инвестиционных проектов;
обеспечение гарантий при необходимости паритетного финансирования участникам областных и федеральных адресных, ведомственных целевых программ, конкурсов, объявляемых Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации, Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и другими российскими и зарубежными организациями.
Администрация области содействует своевременному и полному финансовому обеспечению программных мероприятий в пределах установленного бюджетного финансирования.
По завершении Программы функционирование инновационного механизма осуществляется за счет самофинансирования.
VI. Система организации контроля за исполнением Программы
Координатором Программы является администрация области.
Контроль за целевым использованием выделенных бюджетных средств осуществляет финансовое управление области и иные контролирующие органы в соответствии с действующим законодательством.
Утвержденный информационно-аналитический отчет о ходе выполнения комплексных проектов с отражением достигнутого уровня показателей социально-экономической эффективности хранится в администрации области, а утвержденный финансовый отчет о ходе выполнения комплексных проектов - в финансовом управлении области.
Оперативный контроль (мониторинг) выполнения комплексных проектов осуществляется головными организациями - исполнителями проектов.
VII. Ожидаемые результаты реализации Программы
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
увеличение налоговой базы субъектов инновационной деятельности и, как следствие - бюджетной обеспеченности области;
создание новых рабочих мест и сокращение структурной безработицы;
повышение качества жизни населения области;
повышение эффективности института власти;
улучшение бизнес-культуры и повышение инвестиционной привлекательности области;
повышение возможностей для подготовки квалифицированных специалистов инновационного бизнеса;
создание условий для малого инновационного предпринимательства;#
Законом Тамбовской области от 3 ноября 2007 г. N 288-З в раздел VIII настоящей Программы внесены изменения
VIII. Индикаторы оценки эффективности Программы
Основные индикаторы оценки эффективности программных мероприятий могут быть представлены тремя группами:
1. Индикаторы отдачи. Данная группа индикаторов отражает ход реализации Программы в краткосрочном периоде:
количество поддержанных исследовательских проектов,#
количество получивших поддержку аспирантов (мужчин/женщин);
количество компаний, получивших финансовую поддержку по проведению проектов и приобретению технологий;
количество проведенных консультаций и тренинговых занятий;
количество субъектов малого и среднего предпринимательства, которым была оказана помощь;
количество поддержанных проектов сотрудничества между предприятиями и научно-исследовательскими учреждениями.
2. Индикаторы результата. Данная группа индикаторов отражает ход реализации Программы в среднесрочном периоде:
привлечение талантливой молодежи в инновационный бизнес и формирование среднего класса из среды научно-технических специалистов;
наличие фундаментальных исследований в той сфере или области деятельности, где пытаются осуществить инновацию;
естественное отражение активной инвестиционной деятельности (количество внедренных новых технологических процессов, реализованных инновационных проектов);
уровень инновационной активности отраслей (определяется отношением объема затрат на технологические инновации к объему текущих и капитальных затрат предприятий отрасли);
доля инновационно-активных предприятий в общем числе предприятий области;
интенсивность развития инновационной деятельности (определяется динамикой предыдущего показателя);
доля объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в общем объеме выполненных работ;
доля исследований и разработок в общем объеме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
численность исследователей;
коэффициент обновления отраслевых видов продукции (определяется долей выпуска инновационной продукции в общем объеме производства в отрасли);
эффективность затрат на инновационную деятельность (определяется отдачей на единицу инновационных затрат);
эффективность затрат на продуктовые инновации (на обеспечение выпуска инновационной продукции);
количество полученных патентов;
количество работ, выполненных по федеральным целевым, ведомственным программам;
импортозависимость инновационной деятельности (определяется отношением затрат на приобретение импортных технологий к затратам отрасли на технологические инновации);
индикатор, характеризующий влияние выпускаемой инновационной продукции на эффективность производственно-инвестиционной деятельности (определяется приростом эффективности).
3. Индикаторы эффекта. Данная группа индикаторов отражает ход реализации Программы в долгосрочном периоде:
общие объемы и динамика роста реализации наукоемкой продукции (услуг) в денежном выражении;
рост активов (основных и оборотных фондов), а также внутренней нормы доходности и рыночной стоимости созданных и интегрированных инновационных бизнес-структур;
увеличение в ВРП доли конкурентоспособной наукоемкой продукции и услуг, создание новых рабочих мест,
увеличение ежегодных бюджетных поступлений от производителей наукоемкой продукции и услуг;
доля конкурентоспособной инновационной продукции и услуг в добавленной стоимости (увеличение на 2 процентных пункта ежегодно);
доля затрат на технологические инновации по отношению к объему валового регионального продукта (увеличение до 3%).
Для расчета количественных индикаторов необходима разработка методик определения инновационности продукции и услуг по отраслям и видам продукции и услуг, изучение потребительского спроса на инновационные продукты и услуги.
N п/п |
Индикатор (показатель) | Единицы измерения |
2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
1. Формирование нормативной правовой, методической и информационной баз региональной инновационной системы |
||||||
1.1 | Разработка проектов нормативных правовых документов |
Ед. | 3 | 2 | 2 | 1 |
1.2 | Разработка методических документов |
Ед. | - | 1 | 1 | 1 |
2. Создание условий для организации взаимодействия участников и исполнителей Программы для реализации проектов и мероприятий |
||||||
2.1 | Проведение конференций, совещаний, круглых столов, курсов школ-семинаров, конкурсов различного уровня |
Ед. | 6 | 8 | 10 | 2 |
2.2 | Количество конкурсов | Ед. | 3 | 3 | 5 | 5 |
2.3 | Создание тематических рубрик в средствах массовой информации (СМИ) |
Ед. | - | 1 | 2 | 3 |
3. Развитие и совершенствование региональной инновационной системы | ||||||
3.1 | Увеличение численности исследователей |
в % к предыдущему году |
- | 3 | 5 | 10 |
3.2 | Увеличение количества поддержанных ведущих научных школ в области |
в % к предыдущему году |
- | 3 | 5 | 7 |
Законом Тамбовской области от 3 ноября 2007 г. N 288-З в наименование настоящего приложения внесены изменения
Приложение 1
развития научной, научно-технической
и инновационной деятельности в области
на 2006 - 2010 годы
Технико-экономическое обоснование программных мероприятий5
(с изменениями 3 ноября 2007 г.)
3 ноября 2007 г.
Эффективность использования научно-технических достижений определяется не только уровнем научных исследований и разработок, но и совокупностью соответствующих технических, производственных, организационных, маркетинговых, финансовых операций, составляющих инновационный процесс и являющихся его неотъемлемыми элементами.
С целью получения информации о создании, внедрении и распространении новых или усовершенствованных продуктов, услуг и технологических процессов территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области по итогам за 2004 г. проведено обследование 233 крупных и средних предприятий области (без субъектов малого предпринимательства) четырех отраслей экономики (промышленность, связь, информационно-вычислительное обслуживание и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка).
Таблица 1. Число обследуемых организаций и уровень их
инновационной активности
Число всех обследуемых организаций |
в том числе | ||
число инновационно- активных |
их удельный вес в общем числе обследуемых организаций |
||
Всего | 233 | 21 | 9,0 |
Промышленность | 202 | 19 | 9,4 |
Связь | 9 | 2 | 22,2 |
Информационно-вычислительное обслуживание |
9 | ||
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка |
13 |
Совсем не занимались нововведениями организации отраслей: "Информационно-вычислительное обслуживание", хотя в 2001 - 2002 гг. одна организация отрасли занималась инновационной деятельностью, и "Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка". В промышленности инновационной деятельностью в 2004 году, как и в предыдущие годы, занимались предприятия следующих отраслей: машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная.
Таблица 2. Распределение инновационно-активных организаций
по отраслям
Число организаций, занимавшихся инновационной деятельностью |
||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Всего | 21 | 32 | 20 | 21 |
Промышленность, в том числе: |
17 | 28 | 19 | 19 |
химическая и нефтехимическая | 3 | 4 | 4 | 3 |
машиностроение и металлообработка | 9 | 12 | 7 | 7 |
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажнная |
*- | - | 1 | 2 |
строительных материалов | - | 1 | - | - |
пищевая | 4 | 10 | 6 | 7 |
полиграфическая | - | 1 | - | - |
микробиологическая | 1 | - | - | - |
другие промышленные производства | 1 | |||
Связь | 3 | 3 | 1 | 2 |
Информационно-вычислительное обслуживание | 1 | 1 | _ | _ |
В 2004 году наиболее инновационно-активными являются предприятия смешанной формы собственности - 19,1% предприятий данной формы собственности занимались нововведениями против 12,5% в 2003 году. Из государственных предприятий в 2004 году были инновационно-активными всего лишь 4 предприятия (9,8%) против 6 (15,4%) в 2003 году.
Таблица 3. Структура обследованных предприятий по формам
собственности
Количество предприятий, единиц |
Доля предприятий, осуществлявших инновационную деятельность, % |
||
Всего | из них инновационно- активные |
||
Всего | 233 | 21 | 9,0 |
в том числе по формам собственности: государственная |
41 |
4 |
9,8 |
муниципальная | 26 | - | - |
частная | 124 | 13 | 10,5 |
общественная | 5 | - | - |
смешанная российская | 21 | 4 | 19,1 |
собственность потребкооперации | 7 | _ | |
иностранная | 4 | - | - |
совместная российская и иностранная |
5 | - |
В целом по области доля предприятий (организаций), которые занимаются разработкой и внедрением технологически новых, либо значительно усовершенствованных производственных процессов, продуктов и услуг или способов их производства (передачи), в последние годы практически не меняется. В 2004 году она составила 9,0% и возросла по сравнению с 2003 годом лишь на 0,2 процентных пункта, на столько же возросла доля и по сравнению с 2000 годом.
В 2004 году увеличилась доля инновационно-активных предприятий частной формы собственности - на 6,9 процентных пункта по сравнению с предыдущим годом, смешанной формы собственности - на 4,1 процентных пункта, а уменьшилась доля предприятий государственной формы собственности - на 11,0 процентных пунктов.
На обследованных предприятиях были заняты 72,5 тысяч человек, из которых почти каждый шестой имеет высшее образование. По сравнению с 2003 годом численность работающих на обследуемых предприятиях сократилась на 3,4 тыс. человек (на 4,5%).
На инновационно-активных предприятиях заняты 28,9% от численности работающих в обследованных предприятиях, ими отгружено 24,3% товаров собственного производства по основной деятельности. Наиболее инновационно-активными являются крупные предприятия с численностью работающих свыше 1000 человек, располагающих для этих целей большими возможностями. Это в основном предприятия машиностроения и металлообработки.
На мероприятия по созданию, приобретению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов было затрачено 174,4 млн. рублей, или на 15,7% больше аналогичных затрат 2003 г. (в действующих ценах). Затраты на технологические инновации составляют 7,3% от объема инвестиций в основной капитал обследованных предприятий против 9,6% в 2003 г., что явно недостаточно для технологического обновления и расширения производства принципиально новой продукции. Объем инвестиций в основной капитал всех обследованных предприятий составил 2390,6 млн. рублей, из них 13,6% - инвестиции в основной капитал инновационно-активных предприятий.
Таблица 4. Затраты на технологические инновации по отраслям
экономики и источникам финансирования
тыс. рублей
Всего затрат |
В том числе | ||
собственные средства |
федеральный бюджет |
||
Всего, в том числе по отраслям: |
174411,1 | 170119,1 | 4292,0 |
промышленность, | 171566,1 | 167274,1 | 4292,0 |
из нее: химическая и нефтехимическая |
14593,7 | 14593,7 | - |
машиностроение и металлообработка |
140977,0 | 136685,0 | 4292,0 |
пищевая | 14456,4 | 14456,4 | - |
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная |
1539,0 | 1539,0 | - |
Связь | 2845,0 | 2845,0 | - |
Как видно из таблицы, почти весь объем затрат (98,4%) приходится на промышленные предприятия области, среди них наибольший объем средств (82,2%) на технологические инновации, как и в предыдущем году, затратили предприятия машиностроения и металлообработки. По сравнению с 2003 годом возросла доля затрат на технологические инновации в предприятиях пищевой промышленности (на 2,1 процентных пункта), связи (на 1,2) и снизилась в предприятиях химической и нефтехимической (на 2,0), машиностроения и металлообработки (на 0,9 процентных пункта).
Для предприятий области по-прежнему остается острой проблема финансирования инновационных проектов. В истекшем году основным источником затрат инновационной деятельности (97,5% от общих затрат) были собственные средства предприятий. В 2004 году по сравнению с предыдущим годом их доля увеличилась на 5,4 процентных пункта, доля средств федерального бюджета возросла на 0,4 процентных пункта.
Почти треть всех затрат выполнена с привлечением кредитов и займов, в 2003 году предприятия области кредиты не использовали.
Приоритетными видами инновационной деятельности в 2004 году являлись: приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями - 60,7% затрат, производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства - 18,4% затрат.
По сравнению с 2003 годом доля затрат на приобретение машин и оборудования возросла на 27,6 процентных пункта, а доля затрат на производственное проектирование сократилась на 38,4 процентных пункта.
Приобретением машин и оборудования в истекшем году занимались 12 промышленных предприятий, в том числе 4 предприятия машиностроения и металлообработки, 2 - химической и нефтехимической промышленности, 5 - пищевой, 1 - лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и 2 - по отрасли связи.
Производственным проектированием занималось 8 предприятий промышленности, в том числе 6 предприятий машиностроения и металлообработки, по одному предприятию химической, нефтехимической и лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности.
По-прежнему не получает должного развития такой вид инновационной деятельности, как приобретение новых технологий, на него в 2004 году израсходовано всего 784,4 тыс. рублей или 0,4% общего объема затрат на инновации. Приобретение новых технологий осуществляли лишь три предприятия, из них одно предприятие отрасли связи, 2 - химической и нефтехимической промышленности. Против 2003 года затраты на этот вид инновационной деятельности сократились на 75,3% (в действующих ценах). Затраты на обучение, подготовку персонала и приобретение программных средств увеличились против уровня предыдущего года соответственно в 2,9 раза и в 24,3 раза, хотя удельный вес их в общих затратах на технологические инновации остается по-прежнему незначительным, соответственно, 1,7% и 2,3%.
За последние пять лет затраты на исследование и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов осуществлялись лишь в 2002 году (6,0% от общих затрат) и в 2004 году (5,2%). В сочетании с уменьшением расходов на приобретение патентных лицензий (на 58,9%), это свидетельствует о недостаточном уровне новизны, а соответственно, и конкурентоспособности инновационной продукции.
Различают два вида инноваций - продуктовые (разработка и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов) и процессные инновации (повышение эффективности производства, внедрение новых технологических методов и процессов). Промышленные предприятия области больше ориентированы на создание и внедрение продуктовых инноваций, их осуществляли 17 предприятий против 15 в 2003 году (7 организаций пищевой промышленности, 6 - машиностроения и металлообработки, по две в химической, нефтехимической и лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности), а процессные инновации осуществляли 4 предприятия (2 - машиностроения и металлообработки, 2 - химической и нефтехимической). Осуществляли и те и другие инновации по одному предприятию в химической и нефтехимической промышленности, машиностроении и металлообработке.
Затраты на продуктовые инновации осуществлялись в промышленных предприятиях и составили 156,2 млн. руб. (91,0% от общего объема), остальные 9,0% направлены на процессные инновации.
По сравнению с 2003 годом затраты на продуктовые и процессные инновации возросли соответственно на 15,9% и 0,1% (в действующих ценах).
По итогам за 2004 г. сальдированный финансовый результат в обследуемых предприятиях составил 114,6 млн. рублей прибыли, против 440,2 млн. рублей убытков в 2003 году, из них в предприятиях промышленности - 101,3 млн. рублей, связи - 12,0, информационно-вычислительного обслуживания - 1,3 млн. рублей.
В истекшем году обследуемыми предприятиями области было подано 9 заявок на патентные изобретения, 3 - на патенты на промышленные образцы, свидетельства на полезные модели, это меньше уровня 2003 года соответственно на 6 и 1 заявку.
Результатом инновационной деятельности является выпуск товаров и услуг инновационного характера. В 2004 году инновационно-активными предприятиями промышленности всего отгружено (передано) продукции на сумму 5341,4 млн. рублей, в том числе инновационной продукции на 1447,2 млн. рублей. По сравнению с 2003 годом объем отгруженной продукции сократился на 3,1%, а объем инновационной продукции возрос на 84,5% (в действующих ценах) при индексе цен производителей промышленной продукции в 114,9%. Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме продукции инновационно-активных предприятий промышленности составила 27,1% против 14,2% в 2003 году, а в общем объеме отгруженной продукции всех обследованных предприятий промышленности всего 6,6% против 4,3% в 2003 г.
Наибольший объем отгруженной инновационной продукции, как и в предыдущие годы, приходится на предприятия машиностроения и металлообработки (75,3%).
Одной из важнейших целей инновационной деятельности предприятий является сохранение и расширение традиционных рынков сбыта, улучшение качества и расширение ассортимента продукции. Поэтому главными целями инноваций обследуемых предприятий в 2004 г. были разработка новых видов продукции (69,7% от объема инновационной продукции) и усовершенствование выпускаемой продукции (21,5%).
В 2004 г. инновационно-активными предприятиями оказано услуг на сумму 222,1 млн. рублей, из них инновационного характера на 55,6 млн. рублей, больше уровня 2003 года соответственно на 25,8% и на 18,6% (в действующих ценах). Доля услуг инновационного характера в общем объеме услуг инновационно-активных предприятий составила 25,0%, а в общем объеме услуг всех обследуемых предприятий - 3,2%. Услуги инновационного характера в 2004 году, как и в 2003 году, оказаны предприятиями связи Более половины (73,4%) обследуемых предприятий отметили в бланке обследования, что наиболее важным рынком сбыта основного вида продукции для них является местный (региональный), для 42,9% предприятий - это и российский рынок и лишь 7 предприятий (3,0%) основной вид продукции отправляют за рубеж. В основном за рубеж отправляют свою продукцию промышленные предприятия отрасли машиностроения и металлообработки.
На инновационную деятельность предприятий влияет состояние основных фондов, возможность их обновления и модернизации. Производственный потенциал области стареет. Степень износа всех основных фондов в крупных и средних предприятиях области высока и особенно в отраслях промышленности. На 1 января 2005 г. она составила в среднем по области 52,6%, в том числе в промышленности - 56,8%.
Среди экономических факторов, сдерживающих инновационную деятельность, руководители обследуемых предприятий считают, прежде всего, недостаток собственных денежных средств (46,8% предприятий), недостаток финансовой поддержки со стороны государства (24,5%). Доля предприятий, указавших на недостаток денежных средств, сократилась на 1,9 процентных пункта по сравнению с 2003 годом, а вот доля предприятий, указавших на недостаток финансовой поддержки со стороны государства, увеличилась на 3,3 процентных пункта.
Среди производственных факторов, препятствующих проведению инноваций, обследуемые предприятия постоянно (за последние 4 года) отмечают низкий инновационный потенциал предприятия.
Другими причинами, сдерживающими инновационную деятельность, по мнению руководителей обследуемых предприятий являются низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию (услуги), неразвитость рынка технологий и инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские и прочие услуги).
Ряд организаций, осуществлявших инновационную деятельность, отметили, что из-за экономических и технических (производственных) трудностей в течение последних трех лет были серьезно задержаны 10 инновационных проектов, 3 проекта были остановлены, а 8 даже не начаты.
Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что за последние годы число инновационно-активных предприятий области практически не растет. Ряд выше перечисленных экономических, производственных и других факторов тормозят активизацию инновационной деятельности предприятий области. Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития области, роста валового внутреннего продукта, дальнейшего совершенствования структуры производства, наращивания объемов конкурентоспособной продукции и динамики развития промышленности в целом необходима более активная инновационная деятельность предприятий области.
Законом Тамбовской области от 3 ноября 2007 г. N 288-З в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 2
развития научной, научно-технической
и инновационной деятельности в области
на 2006 - 2010 годы
Мероприятия по реализации и финансовое обеспечение Программы
31 октября 2006 г., 3 ноября 2007 г.
N п.п. |
Программные мероприятия | Источники финансиро- вания |
Финансовые затраты на реализацию (млн. руб.) |
Показатели эффективности | Заказчики программы - ответственные за выполнение |
|||||
всего | В том числе по годам | |||||||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||||||
1. | Разработка проектов нормативных правовых актов и методических документов, необходимых для реализации Программы в целях формирования нормативно-правовой и методической базы региональной инновационной системы |
Пакет нормативных правовых актов и методических документов |
Управление образования и науки Тамбовской области |
|||||||
2. | Формирование портфеля комплексных проектов и оказание консультационных услуг участникам по их подготовке и выполнению |
Количество комплексных проектов, реализуемых научными школами вузов |
Управление образования и науки Тамбовской области, субъекты инновационной деятельности |
|||||||
3. | Создание условий для реализации комплексных проектов и мероприятий в целях активизации инновационной деятельности и переподготовки кадров |
Областной бюджет |
4 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | - количество поддержанных исследовательских проектов - количество получивших поддержку аспирантов (мужчин/женщин) - количество организаций, получивших финансовую поддержку по проведению проектов и приобретению технологий - количество субъектов малого и среднего предпринимательства, которым была оказана помощь - количество поддержанных проектов сотрудничества между предприятиями и научно-исследовательскими учреждениями - количество талантливых молодых людей, привлеченных в инновационный бизнес с целью формирования класса научно-технических специалистов - создание тематических рубрик в средствах массовой информации (СМИ) |
Управление образования и науки Тамбовской области, головные организации - исполнители проектов, субъекты инновационной деятельности |
3.1. | Организация сети бизнес-инкубаторов, инновационно- технологических центров, инновационно- производственных комплексов, центров трансферта технологий в целях формирования консалтинговой, технологической и производственной бизнес-среды для инновационной деятельности |
Создание: - бизнес-инкубаторов; - инновационно- технологических центров; - инновационно- производственных комплексов; - центров трансферта технологий |
Управление промышленности и предприни- мательства Тамбовской области, управление образования и науки Тамбовской области, головные организации - исполнители проектов, субъекты инновационной деятельности |
|||||||
3.2. | Подготовка и проведение международных, межрегиональных и региональных конференций, совещаний, круглых столов, курсов, школ-семинаров и конкурсов, выпуска печатной продукции в целях повышения квалификации кадров и привлечения молодых ученых, аспирантов и студентов к инновационной деятельности по приоритетным направлениям развития региона |
Областной бюджет |
4 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | Количество: - международных, межрегиональных и региональных научно-практических конференций по актуальным проблемам развития научной, научно-технической и инновационной деятельности; - стран, субъектов Российской Федерации, учреждений высшего профессионального образования и субъектов инновационной деятельности, принявших участие в международных, межрегиональных и региональных научно-практических конференциях по актуальным проблемам развития научной, научно-технической и инновационной деятельности |
Управление образования и науки Тамбовской области, головные организации - исполнители проектов, субъекты инновационной деятельности |
4. | Паритетное финансирование проектов научных исследований, поддержанных Российским фондом фундаментальных исследований в рамках регионального конкурса6 |
Областной бюджет |
8 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | Количество научных исследований, поддержанных Российским фондом фундаментальных исследований в рамках регионального конкурса |
Управление образования и науки Тамбовской области |
5. | Паритетное финансирование проектов научных исследований, поддержанных Российским фондом фундаментальных исследований в рамках совместного регионального конкурса и подлежащих реализации на территории г. Мичуринска7 |
Бюджет г. Мичуринска |
5 | 2 | 1,5 | 1,5 | - | - | Количество научных исследований, поддержанных Российским фондом фундаментальных исследований в рамках совместного регионального конкурса и подлежащих реализации на территории г. Мичуринска |
Администрация г. Мичуринска |
6. | Финансирование проектов научных исследований, поддержанных Российским фондом фундаментальных исследований в рамках регионального конкурса8 |
Федеральный бюджет |
13 | 4 | 3 | 3 | 3 | - | Количество научных исследований, поддержанных Российским фондом фундаментальных исследований в рамках регионального конкурса |
Российский фонд фунда- ментальных исследований |
7. | Паритетное финансирование проектов научных исследований, поддержанных Российским гуманитарным научным фондом в рамках регионального конкурса10 |
Областной бюджет |
2,5 | - | - | 0,5 | 1 | 1 | Количество научных исследований, поддержанных Российским гуманитарным научным фондом в рамках регионального конкурса |
Управление образования и науки Тамбовской области |
8. | Финансирование проектов научных исследований, поддержанных Российским гуманитарным научным фондом в рамках регионального конкурса11 |
Федеральный бюджет |
2,5 | - | - | 0,5 | 1 | 1 | Количество научных исследований, поддержанных Российским гуманитарным научным фондом в рамках регионального конкурса |
Российский гуманитарный научный фонд исследований |
Итого: Федеральный бюджет | 15,5 | 4 | 3 | 3,5 | 4 | 1 | ||||
Областной бюджет | 14,5 | 2 | 3 | 3,5 | 4 | 2 | ||||
Бюджет г. Мичуринска | 5 | 2 | 1,5 | 1,5 | - | - |
-------------------------------------------
1 П. 2.3 Соглашения N 87 от 07.04.2005 г. между Российским фондом фундаментальных исследований и администрацией Тамбовской области о проведении совместного (регионального) конкурса проектов фундаментальных исследований в 2006 - 2009 гг.
2 Объем финансирования уточняется при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
3 Объем финансирования определяется при формировании и исполнении областного бюджета на очередной финансовый год исходя из концепции межбюджетных отношений.
4 Объем финансирования определяется в ходе заключения дополнительных соглашений между Российским фондом фундаментальных исследований, администрацией Тамбовской области и администрацией г. Мичуринска в рамках Соглашения N 87 от 07.04.2005 г. между Российским фондом фундаментальных исследований и администрацией Тамбовской о проведении совместного (регионального) конкурса проектов фундаментальных исследований в 2006 - 2009 гг.
5 Согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области.
6 П. 2.3 Соглашения N 87 от 07.04.2005 г. между Российским фондом фундаментальных исследований и администрацией Тамбовской области о проведении совместного (регионального) конкурса проектов фундаментальных исследований в 2006 - 2009 гг.
7 П. 2.3 Соглашения N 87 от 07.04.2005 г. между Российским фондом фундаментальных исследований и администрацией Тамбовской области о проведении совместного (регионального) конкурса проектов фундаментальных исследований в 2006 - 2009 гг.
8 П. 2.3 Соглашения N 87 от 07.04.2005 г. между Российским фондом фундаментальных исследований и администрацией Тамбовской области о проведении совместного (регионального) конкурса проектов фундаментальных исследований в 2006 - 2009 гг.
9 Перечень мероприятий и проектов по программе развития г. Мичуринска как наукограда Российской Федерации, подлежащих финансированию из областного бюджета# утверждается решением Наблюдательного совета программы развития г. Мичуринска как наукограда Российской Федерации
Законом Тамбовской области от 3 ноября 2007 г. N 288-З настоящая Программа дополнена сносками 10 и 11
10 П. 1 Соглашения N 88 от 07.05.2007 г. между Российским гуманитарным научным фондом и администрацией Тамбовской области о конкурсах проектов в области гуманитарных наук на 2007 - 2010 годы
11 П. 1 Соглашения N 88 от 07.05.2007 г. между Российским гуманитарным научным фондом и администрацией Тамбовской области о конкурсах проектов в области гуманитарных наук на 2007 - 2010 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тамбовской области от 13 декабря 2005 г. N 406-З "О Программе развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тамбовской области на 2006 - 2010 годы" (принят Тамбовской областной Думой 13 декабря 2005 г.)
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 г.
Текст Закона опубликован в газете "Тамбовская жизнь" от 23 декабря 2005 г. N 278 - 279 (23480 - 23481)
Законом Тамбовской области от 18 декабря 2008 г. N 477-З настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Тамбовской области от 3 ноября 2007 г. N 288-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Тамбовской области от 31 октября 2006 г. N 105-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона