Постановление Тамбовской областной Думы от 26 декабря 2005 г. N 8
"О временном Регламенте Тамбовской областной Думы"
3 марта 2006 г.
Настоящее постановление фактически прекратило действие в связи с принятием постановления Тамбовской областной Думы от 29 сентября 2006 г. N 287
Рассмотрев проект временного регламента Тамбовской областной Думы, внесенный комитетом по законодательству, и, руководствуясь ст. 54 Устава (Основного Закона) Тамбовской области Российской Федерации,
Тамбовская областная Дума постановляет:
1. Принять временный Регламент Тамбовской областной Думы (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на комитет по законодательству.
Председатель Тамбовской
областной Думы |
В.Н.Карев |
Принят
Тамбовской областной Думы
от 26 декабря 2005 г. N 8
Временный Регламент
Тамбовской областной Думы
Глава 1. Общие положения
Статья 1.
1. Областная Дума (далее - Дума) - законодательный (представительный) орган государственной власти - является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.
2. Дума самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Уставом (Основным Законом) Тамбовской области Российской Федерации.
3. Депутаты Тамбовской областной Думы (далее - депутаты областной Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
В соответствии с Уставом области в областную Думу избирается 50 депутатов.
Порядок организации и проведения выборов в Думу устанавливается законом области в соответствии с федеральным законом.
Статья 2.
1. Деятельность Думы основывается на принципах свободного, коллективного обсуждения и решения вопросов, учета мнения населения области. Заседания Думы проводятся открыто. В случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, Дума вправе проводить закрытые заседания.
2. Порядок деятельности Думы определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом области, законами области и настоящим Регламентом.
Статья 3.
1. Депутаты областной Думы могут осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом области.
2. Порядок назначения на должность и освобождения от должности депутатов областной Думы, работающих на профессиональной постоянной основе и замещающих в связи с этим соответствующие государственные должности области, определяется Уставом (Основным Законом) области и законами области. Освобождение от должности указанных депутатов осуществляется досрочно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 63 Устава (Основного Закона) области, и в случаях, установленных частью первой статьи 76 Устава (Основного Закона) области для досрочного прекращения полномочий главы администрации области, за исключением пунктов "б", "д", а также по иным основаниям, определенным действующим законодательством.
3. Депутат областной Думы, работающий в ней на профессиональной постоянной основе, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Статья 4.
Настоящий Регламент, внесение в него изменений принимаются на заседании Думы большинством голосов от числа депутатов, избранных в Думу, и вступают в силу с момента их принятия.
Глава 2. Председатель Думы. Заместители председателя Думы
Статья 5.
1. Председатель Думы избирается из числа депутатов путем тайного выдвижения при тайном голосовании на срок полномочий Думы.
2. Председатель считается избранным, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов.
Статья 6.
1. Депутаты осуществляют процесс тайного выдвижения кандидатов на должность председателя Думы в кабине или ином специальном месте для проведения тайного голосования, где не допускается присутствие других лиц.
2. Каждому депутату выдается заверенный печатью Думы список избранных депутатов, составленный в алфавитном порядке. Форма списка утверждается счетной комиссией.
3. Тайное выдвижение кандидата на должность председателя Думы осуществляется каждым депутатом путем постановки любого знака в списке депутатов напротив фамилии депутата, которому он отдает предпочтение.
Список с отметкой о выдвижении кандидата на должность председателя Думы депутат опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования.
4. Результаты тайного выдвижения кандидатов на должность председателя Думы оформляются протоколом счетной комиссии.
Председатель счетной комиссии оглашает результаты тайного выдвижения кандидатов на должность председателя Думы. Протокол счетной комиссии утверждается Думой.
5. Каждый депутат, выдвинутый на должность председателя Думы, в любое время до начала процедуры тайного голосования имеет право взять самоотвод. Самоотводы принимаются без голосования и выяснения их причин.
6. По кандидатурам, давшим согласие баллотироваться, на заседании Думы может проводиться обсуждение, в ходе которого они имеют право выступить и обязаны ответить на вопросы депутатов.
7. Депутаты, по кандидатурам которых проводится голосование, не могут входить в счетную комиссию. В этом случае член счетной комиссии выводится из ее состава и проводятся довыборы счетной комиссии.
Статья 7.
1. В бюллетень для тайного голосования вносятся все кандидаты, выдвинутые на должность председателя Думы, за исключением лиц, взявших самоотвод. Тайное голосование проводится вне зависимости от количества выдвинутых кандидатур.
2. Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под наблюдением представителей счетной комиссии в количестве, необходимом для проведения голосования.
Бюллетень содержит фамилии, имена и отчества кандидатов, а также строку "Против всех кандидатов". Фамилии кандидатов размещаются в алфавитном порядке. Строка "Против всех кандидатов" располагается в конце перечня кандидатов.
Справа напротив данных о каждом кандидате, а также напротив строки "Против всех кандидатов" помещается пустой квадрат.
Текст размещается только на одной стороне бюллетеня.
3. Форма бюллетеня утверждается решением Думы. Бюллетени заверяются печатью Думы.
Статья 8.
1. Депутаты заполняют бюллетени для тайного голосования по выборам председателя Думы в кабине или ином специальном месте для проведения тайного голосования, где не допускается присутствие других лиц.
2. В бюллетене депутат ставит любой знак в пустом квадрате напротив фамилии кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов".
3. Если депутат считает, что допустил ошибку при заполнении бюллетеня, то он вправе обратиться к председателю счетной комиссии с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. В этом случае председатель счетной комиссии обязан выдать депутату новый бюллетень, о чем делается отметка в протоколе счетной комиссии.
Испорченный бюллетень уничтожается членами счетной комиссии в присутствии депутата, обратившегося с просьбой о выдаче нового бюллетеня.
Статья 9.
1. В случае, если на должность председателя Думы было выдвинуто более двух кандидатур, но ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов.
2. Если во втором туре голосования председатель Думы не будет избран, то процедура выборов повторяется, начиная с выдвижения кандидатур до избрания председателя Думы.
Статья 10.
1. Итоги тайного голосования по выборам председателя Думы оформляются протоколом счетной комиссии.
2. Протокол должен содержать:
1) слова "Протокол счетной комиссии об итогах тайного голосования в первом (втором) туре выборов председателя Тамбовской областной Думы";
2) фамилии, имена и отчества членов счетной комиссии, присутствующих при составлении протокола;
3) строки протокола:
строка 1: число изготовленных бюллетеней;
строка 2: число выданных бюллетеней;
строка 3: число бюллетеней, выданных по просьбе депутатов взамен испорченных;
строка 4: число оставшихся и погашенных бюллетеней;
строка 5: число бюллетеней, обнаруженных в ящике для голосования;
строка 6: число действительных бюллетеней;
строка 7: число бюллетеней, признанных недействительными;
4) фамилии, имена и отчества кандидатов на должность председателя Думы, внесенных в бюллетени;
5) число голосов, поданных за каждого из кандидатов на должность председателя Думы;
6) число голосов, поданных против всех кандидатов на должность председателя Думы.#
7) подписи членов счетной комиссии.
3. Протокол счетной комиссией утверждается Думой, после чего передается в секретариат.
4. Результаты тайного голосования об избрании председателя Думы оформляются постановлением Думы. Постановление подписывается председательствующим на заседании.
Статья 11.
1. Дума из числа депутатов избирает заместителей председателя Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Кандидатуры заместителей председателя Думы предлагаются председателем Думы.
2. По каждой из предложенных кандидатур проводится обсуждение в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 6 настоящего Регламента. Одна кандидатура может быть предложена не более двух раз подряд.
3. Заместитель председателя Думы считается избранным, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов Думы.
Результаты голосования оформляются постановлением Думы.
4. Если заместитель председателя Думы не был избран, то Думой проводятся повторные выборы в соответствии с процедурой, установленной настоящей статьей.
5. Заместитель председателя Думы может быть переизбран или освобожден от занимаемой должности по его личной просьбе, а также в связи с обстоятельствами, исключающими возможность выполнения им своих обязанностей.
Статья 12.
1. Председатель Думы:
а) представляет интересы области в Федеральном Собрании Российской Федерации, в отношениях с другими субъектами Российской Федерации, с соответствующими органами и должностными лицами зарубежных государств, а также в отношениях с населением, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и их трудовыми коллективами, общественными объединениями в соответствии с федеральным и областным законодательством;
б) осуществляет организационное обеспечение деятельности депутатов и в целом областной Думы, разрабатывает проект повестки дня заседания Думы, созывает и ведет ее заседания, подписывает принятые областной Думой законы области и направляет их для подписания и обнародования главе администрации области, подписывает постановления и иные нормативные правовые акты, руководит работой аппарата областной Думы, в соответствии с действующим законодательством о государственной службе и труде осуществляет назначение на должность и освобождение от должности его работников, налагает на них дисциплинарные взыскания, открывает и закрывает расчетные и текущие счета областной Думы, является распорядителем по этим счетам, а также кредитов из областного бюджета по расходам, связанным с деятельностью Думы;
в) распределяет обязанности между заместителями председателя Думы;
г) ведает внутренним распорядком деятельности Думы в соответствии с полномочиями, предоставленными ему настоящим Регламентом;
д) организует взаимодействие комитетов Думы, направляет им для рассмотрения законопроекты, внесенные в областную Думу в порядке законодательной инициативы, а также дает им поручения по реализации федеральных законов;
е) организует проведение депутатских слушаний;
ж) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Думы;
з) обеспечивает обсуждение гражданами проектов важных законов области, организует в Думе прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб;
и) утверждает список лиц, которые могут присутствовать на закрытых заседаниях Думы;
к) возвращает субъектам права законодательной инициативы внесенные ими проекты законов и постановлений, если они выполнены с нарушением требований законодательства и настоящего Регламента;
л) от имени областной Думы подписывает исковые заявления, направляемые в суд или арбитражный суд, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
м) представляет Думу в согласительных процедурах, проводимых Думой и главой администрации области;
н) вручает награды и премии области, дипломы о присвоении почетных званий в случаях и в порядке, установленных законом области;
о) решает иные вопросы организации деятельности Думы в соответствии с настоящим Регламентом и другими нормативными правовыми актами.
2. Председатель Думы издает распоряжения по вопросам своей компетенции.
3. Дума вправе отменить любое распоряжение председателя Думы, противоречащее действующему законодательству и настоящему Регламенту.
4. Председатель Думы может быть освобожден от занимаемой должности по его личной просьбе, а также в связи с обстоятельствами, исключающими возможность выполнения им своих обязанностей.
Глава 3. Комитеты и комиссии Думы
Статья 13.
1. В соответствии с Уставом (Основным Законом) Тамбовской области Дума образовывает комитеты для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Думы.
2. Комитеты Думы:
разрабатывают и предварительно рассматривают проекты законов области и постановлений Думы по вопросам своего ведения, вносят их на рассмотрение Думы;
осуществляют подготовку заключений по проектам законов области, вносимым в Думу субъектами права законодательной инициативы;
осуществляют функции контроля за реализацией законов области и постановлений Думы;
организуют и проводят депутатские слушания по вопросам своего ведения;
готовят и предварительно рассматривают законопроекты по вопросам своего ведения;
решают вопросы организации своей деятельности;
выполняют иные полномочия в соответствии с Положением о комитетах областной Думы.
3. Структура, порядок формирования, полномочия и организация деятельности комитетов определяются Уставом области, Положением о комитетах областной Думы и настоящим Регламентом.
Постановлением Тамбовской областной Думы от 3 марта 2006 г. N 63 в статью 14 настоящего Регламента внесены изменения
Статья 14.
1. Численный состав комитетов определяется Думой большинством голосов от числа избранных депутатов. Общее количество комитетов не должно превышать 7.
2. Численный состав каждого комитета не может быть более 9 депутатов. Составы комитетов утверждаются постановлением Думы большинством голосов от числа избранных депутатов.
В случае если число депутатов, изъявивших желание работать в соответствующем комитете, превысит установленный численный состав, то по каждой кандидатуре проводится рейтинговое голосование.
Избранными членами комитета считаются 9 депутатов, за которых проголосовало большинство депутатов.
3. В состав комитетов не могут быть избраны председатель Думы и его заместители.
4. Председатель комитета избирается и освобождается Думой большинством голосов от числа избранных депутатов Думы по представлению соответствующего комитета.
5. Заместитель председателя и секретарь комитета избираются на заседании комитета большинством голосов от числа членов комитета.
Статья 15.
Областная Дума образует:
1) комитет по связям с органами местного самоуправления, общественными организациями и вопросами депутатской этики;
4) комитет по промышленности, строительству, транспорту, связи и развитию предпринимательства;
Статья 16.
1. Заседание комитета правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета. Заседание проводит председатель, а в его отсутствие заместитель председателя комитета.
2. Решение комитета принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комитета, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом и Положением о комитетах областной Думы. Протоколы заседаний и решения комитета подписываются председателем комитета или его заместителем.
3. Заседания комитета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца.
4. Председатель комитета созывает заседание комитета как по своей инициативе, так и по требованию не менее одной трети членов комитета, председателя Думы и его заместителей.
5. О дате проведения заседания комитета и рассматриваемых на нем вопросах председатель комитета уведомляет не менее чем за двое суток членов комитета, председателя Думы и его заместителей, соответствующие комитеты и субъектов права законодательной инициативы в Думе, вносящих законопроекты.
6. Депутат Думы обязан присутствовать на заседаниях комитета, членом которого он является. О невозможности присутствовать на заседании комитета по уважительной причине депутат Думы информирует председателя комитета.
Статья 17.
1. Комитет вносит предложения по повестке дня заседания Думы. Представители комитета имеют право выступать на заседаниях Думы либо других комитетов с докладами и содокладами.
2. В заседаниях комитета Думы вправе принимать участие председатель Думы, его заместители и другие депутаты Думы, не входящие в состав данного комитета.
3. Комитеты осуществляют свою деятельность на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. На заседаниях комитетов вправе присутствовать с правом совещательного голоса, выступать заместители главы администрации области, руководители структурных подразделений администрации области, органов исполнительной власти области, уполномоченные главой администрации области другие лица, а также, с согласия председателя комитета, представители заинтересованных государственных и общественных органов и организаций. На заседания комитетов могут приглашаться представители средств массовой информации.
4. Комитеты вправе проводить совместные заседания.
Статья 18.
1. Комитеты Думы вправе запрашивать материалы и документы, необходимые для их деятельности у государственных и общественных органов и организаций, органов местного самоуправления, должностных лиц, которые обязаны предоставлять их комитетам.
2. По приглашению комитетов Думы заместители главы администрации области, руководители структурных подразделений администрации области, органов исполнительной власти области и их заместители, руководители предприятий, организаций и учреждений, независимо от форм собственности, являются на их заседания для ответов на обращения комитета, представления сообщений и информаций по вопросам, относящимся к их ведению.
Статья 19.
1. Комитеты Думы вправе проводить депутатские слушания по вопросам своего ведения, на которые могут приглашаться депутаты Думы, руководители администрации области, ее структурных подразделений, органов исполнительной власти области, эксперты, представители различных государственных и общественных органов и организаций, органов местного самоуправления, научных и иных учреждений.
2. Предложение о проведении депутатского слушания принимается большинством голосов от общего числа членов соответствующего комитета Думы.
Статья 20.
Дума и ее председатель вправе создавать временные, общественные комиссии, рабочие группы, возглавляемые депутатами Думы. Задачи, объем и сроки их полномочий, состав определяются постановлением Думы или распоряжением председателя Думы при их образовании.
Глава 4. Депутатские объединения
Статья 21.
1. Депутатскими объединениями являются добровольные, самоуправляемые формирования, создаваемые по инициативе депутатов Думы на основе общности интересов для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Думой, и насчитывающие не менее 4 депутатов.
2. Депутатские объединения могут создаваться по территориальному, профессиональному, политическому или иному принципу.
Статья 22.
1. Создание депутатских объединений осуществляется на организационных собраниях депутатов Думы, изъявивших желание войти в состав соответствующего депутатского объединения.
2. Создание депутатских объединений оформляется протоколом организационного собрания.
В протоколе указываются сведения о целях и задачах депутатского объединения, его официальном названии, списочном составе, руководителе (лидере), уполномоченном выступать от имени депутатского объединения и представлять его на заседаниях Думы, в государственных органах, общественных объединениях и средствах массовой информации.
Статья 23.
1. Регистрация депутатского объединения производится постановлением Тамбовской областной Думы на ее заседании на основании:
а) письменного уведомления руководителя (лидера) депутатского объединения о создании депутатского объединения;
б) протокола организационного собрания депутатского объединения;
в) письменных заявлений депутатов Думы о вхождении в депутатское объединение.
2. Сообщение о создании и регистрации депутатского объединения публикуется в средствах массовой информации.
3. Объединения депутатов Думы, не зарегистрированные в соответствии с настоящей статьей, не пользуются правами депутатского объединения, определенными настоящим Регламентом.
Статья 24.
1. Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно и не может противоречить настоящему Регламенту.
2. Депутатские объединения могут информировать Думу и председателя Думы о своих решениях.
3. Депутат Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении.
4. Депутат входит в состав депутатского объединения на основании его письменного заявления по решению большинства от общего числа членов депутатского объединения.
5. Депутаты Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации либо выбывшие из депутатского объединения, в дальнейшем могут войти в любое из них при согласии депутатского объединения.
6. Депутат выводится из состава депутатского объединения по решению большинства от общего числа членов депутатского объединения.
Статья 25.
1. Деятельность депутатского объединения прекращается по следующим основаниям:
а) прекращение полномочий Думы;
б) истечение срока, на который депутатское объединение было создано;
в) принятие депутатским объединением решения о прекращении своей деятельности;
г) уменьшение численности депутатского объединения ниже минимальной, установленной настоящим Регламентом.
В случае если число членов депутатского объединения становится менее 4, то его деятельность считается прекращенной по истечении месяца со дня установления председателем Думы этого факта.
2. Председатель Думы информирует депутатов Думы о прекращении деятельности депутатского объединения на очередном заседании Думы.
3. Сообщение о прекращении деятельности депутатского объединения публикуется в средствах массовой информации.
Глава 5. Порядок проведения заседаний Думы
Статья 26.
Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей депутатов от установленной для Думы численности.
Статья 27.
1. Первое заседание Думы проводится не позднее, чем на тридцатый день после дня выборов. Подготовку заседания осуществляет оргкомитет, избираемый из депутатов на их общем совещании, созываемом председателем Думы предыдущего созыва или по инициативе самих депутатов.
2. Первое заседание Думы открывает и ведет старейший по возрасту депутат Думы до избрания председателя Думы.
3. На первом заседании Думы рассматриваются организационные вопросы в соответствии с Регламентом первого заседания Думы. Первое заседание Думы правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов Думы.
Статья 28.
1. Заседания Думы проводятся открыто, на гласной основе и освещаются средствами массовой информации.
2. На открытых заседаниях Думы вправе присутствовать с правом совещательного голоса глава администрации области, заместители главы администрации области, руководители структурных подразделений администрации области, органов исполнительной власти области, а также уполномоченные главой администрации области другие лица, главный федеральный инспектор в Тамбовской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, депутаты Государственной Думы, Члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от области, прокурор области, председатели областного суда и областного арбитражного суда, председатель областной избирательной комиссии, председатель Совета Федерации профсоюзов области.
3. На заседание Думы приглашаются представители органов государственной власти и местного самоуправления области, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, ученые и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Думой законам и иным вопросам.
Представители средств массовой информации могут присутствовать на открытых заседаниях Думы при условии их аккредитации в Думе.
4. Представители трудовых коллективов, общественных объединений и граждане, изъявившие желание присутствовать и выступить на заседании Думы, подают письменные заявления на имя председателя Думы не позднее, чем за два дня до заседания Думы.
5. Список приглашенных на заседание Думы составляется на основе предложений комитетов и руководителя аппарата Думы, утверждается председателем Думы и доводится председательствующим на заседании Думы до сведения депутатов.
6. Глава администрации области, его заместители, руководители органов исполнительной власти области, руководители предприятий, организаций и учреждений области, независимо от форм собственности, являются на заседание Думы для ответов на запросы и обращения депутатов, представления доклада, сообщения или информации по вопросам, относящимся к ведению Думы.
Статья 29.
1. По предложению председателя Думы, главы администрации области, а также по требованию не менее одной трети от числа присутствующих депутатов, Дума вправе принять решение о проведении закрытого заседания.
2. Постановление Думы о проведении закрытого заседания и персональном составе приглашенных принимается большинством голосов от числа присутствующих депутатов на заседании Думы. Содержание закрытых заседаний Думы, сведения, составляющие государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, могут быть использованы депутатами только для их деятельности в Думе.
3. На закрытых заседаниях Думы имеют право присутствовать глава администрации области, его официальные представители, прокурор области, председатели областного суда и областного арбитражного суда, главный федеральный инспектор в Тамбовской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, руководители структурных подразделений областной Думы.
Статья 30.
На заседаниях Думы ведутся протокол заседания, фонограмма или стенограмма. Протокол подписывается председательствующим на заседании Думы. Депутат Думы вправе ознакомиться с ними.
Статья 31.
1. Дума работает сессионно в периоды с 10 января по 31 июля и с 15 сентября по 30 декабря.
В период сессии проводятся заседания Думы, комитетов, депутатских слушаний, работы депутатов в избирательных округах.
2. Очередные заседания Думы созываются председателем Думы и проводятся не реже одного раза в два месяца: по средам или пятницам. В случае необходимости возможно проведение заседаний Думы в другие дни.
3. Внеочередные заседания Думы созываются по предложению председателя Думы, главы администрации области, не менее одной трети от установленного числа депутатов Думы, не позднее чем в двухнедельный срок.
4. Заседания комитетов проводятся по вторникам и четвергам.
5. Первая неделя каждого месяца отводится для работы депутатов в избирательных округах, организации встреч с избирателями и личного приема граждан.
Статья 32.
1. Заседание Думы начинается с регистрации депутатов Думы за час до его начала. Заседание Думы считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины избранных депутатов Думы.
2. О невозможности присутствовать на заседании Думы по уважительной причине депутат заблаговременно информирует председателя Думы или его заместителя с изложением причины своего отсутствия.
3. Регистрация присутствующих на заседании Думы депутатов проводится после каждого перерыва в ее заседании.
Статья 33.
Заседания Думы проводятся в соответствии с Программой законотворческой деятельности областной Думы на период очередной сессии, в соответствии с которой председатель Думы утверждает план рассмотрения вопросов в Думе на текущий квартал (месяц).
Статья 34.
1. Проект повестки дня заседания Думы формируется руководителем аппарата Думы на основе предложений комитетов Думы и представляется председателю Думы не менее чем за 7 дней до проведения очередного заседания и за 3 дня до внеочередного заседания Думы.
Проекты законов и правовых актов вносятся в повестку дня очередного заседания Думы при условии их внесения в Думу не позднее 15 календарных дней до дня заседания, за исключением случаев, установленных законом.
Председатель Думы вправе включить в повестку дня вопросы, относящиеся к его компетенции, а также по предложению главы администрации области вопросы, не требующие предварительного рассмотрения на заседаниях комитетов.
По решению Думы в повестку дня очередного заседания могут включаться вопросы, требующие незамедлительного решения.
2. Вопросы вносятся в повестку дня заседания Думы для обсуждения в очередности, предусмотренной планом рассмотрения вопросов на текущий квартал (месяц).
Статья 35.
Разъяснение положений Регламента Думы и контроль за его соблюдением осуществляет образованная Думой из числа депутатов постоянно действующая регламентная группа.
Статья 36.
Депутат Думы:
а) принимает личное участие в заседаниях Думы, ее комитетов и пользуется при голосовании правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Думой, а также комитетом, членом которого он является;
б) имеет право избирать и быть избранным в органы Думы;
в) обладает правом законодательной инициативы в Думе;
г) вправе высказывать мнение по персональному составу избираемых органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых и назначаемых Думой, выступать с обоснованием своих предложений при обсуждении вопросов, относящихся к ведению Думы, и по порядку голосования;
д) вправе участвовать в обсуждении проектов законов области и всех вопросов, рассматриваемых Думой, а также на депутатских слушаниях;
е) вправе в ходе заседаний Думы обращаться с устными и письменными вопросами к должностным лицам администрации области и ее органов, представителям других государственных органов, иным приглашенным, а также к председательствующему на заседании Думы. Ответ ему может быть дан как в письменной, так и в устной форме, причем письменный ответ должен быть дан в месячный срок;
ж) вправе получать необходимую для его деятельности в Думе информацию, материалы и документы, принятые Думой.
Статья 37.
Депутаты Думы своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение Думы. Тексты проектов законов, постановлений и другие необходимые материалы представляются депутатам, как правило, не позднее, чем за три дня до их рассмотрения на заседании Думы.
Статья 38.
Председательствующий на заседании Думы:
а) ведет заседания Думы в соответствии с настоящим Регламентом;
б) предоставляет слово для выступления в порядке очередности поступления зарегистрированных секретариатом заявок в соответствии с повесткой дня, требованиями настоящего Регламента либо в ином порядке, устанавливаемом решениями Думы;
в) ставит на голосование в порядке поступления все предложения депутатов Думы;
г) организует голосование и подсчет голосов, оглашает результаты голосования;
д) обеспечивает исполнение организационных решений Думы;
е) оглашает письменные запросы и обращения депутатов, предоставляет слово для запросов, вопросов и ответов на них, справок, заявлений, обращений граждан, объявлений, а также для замечаний по ведению заседания, внесения предложений и поправок по проектам решений Думы, выступлений по мотивам голосований;
ж) организует работу Думы, дает рабочим органам и аппарату Думы поручения, связанные с обеспечением заседаний Думы;
з) организует и контролирует ведение стенограмм и протоколов заседаний Думы, подписывает протоколы заседаний;
и) при нарушении положений настоящего Регламента вправе предупредить депутата Думы, а при повторном нарушении может лишить его слова;
к) при нарушении порядка в зале вправе прервать заседание Думы либо удалить из зала заседаний приглашенных лиц, мешающих работе Думы.
Статья 39.
1. Председательствующий в ходе заседания Думы не вправе высказывать собственное мнение по существу обсуждаемых вопросов, комментировать выступления, давать оценку и характеристику выступающим.
2. Если председательствующий посчитал необходимым принять участие в обсуждении какого-либо вопроса и высказать по нему собственное мнение, он, получив слово, передает функции председательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу одному из заместителей.
3. Участвуя в открытом голосовании, председательствующий голосует последним.
Статья 40.
Заседания Думы предусматривают следующие основные виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово по обсуждаемому вопросу, выступления в прениях по содержанию обсуждаемого вопроса, обсуждаемым кандидатурам, при внесении предложений, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания, а также справки, информации, заявления, обращения.
Статья 41.
1. Продолжительность докладов, содокладов и заключительного слова, устанавливаемая председательствующим на заседании Думы по согласованию с докладчиками и содокладчиками, не должна превышать:
для доклада - 30 минут, содоклада - 15 минут, заключительного слова - 10 минут, других выступлений - 10 минут, для повторных выступлений - 3 минуты.
2. По порядку ведения заседания Думы, для ответа на вопросы и дачи разъяснений председательствующим может быть предоставлено слово вне очереди в пределах двух минут.
3. С согласия большинства присутствующих на заседании депутатов Думы председательствующий устанавливает общее время обсуждения вопроса повестки дня, общее время для вопросов и ответов, может продлить время для выступления.
4. Депутаты выступают с трибуны или рабочих мест.
5. По истечении установленного времени вопрос снимается с обсуждения, если Дума не примет решение о продолжении его обсуждения.
6. При превышении установленного времени председательствующий предупреждает об этом выступающего и вслед за этим вправе прервать его выступление.
Статья 42.
Никто не вправе выступать на заседании Думы без разрешения председательствующего. Нарушивший это правило лишается слова без предупреждения.
Статья 43.
Выступающий в Думе не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству граждан и должностных лиц, призывать к незаконным действиям, использовать недостоверную информацию, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес. В случае нарушения этих положений выступающий может быть лишен слова без предупреждения. Указанным лицам слово для повторного выступления по обсуждаемому вопросу не предоставляется.
Статья 44.
1. Прения по обсуждаемому вопросу могут быть прекращены по истечении времени, предусмотренного настоящим Регламентом, либо по решению Думы, принятому большинством голосов депутатов Думы, присутствующих на заседании Думы. После принятия решения о прекращении прений председательствующий выясняет, кто из записавшихся, но не выступивших, настаивает на выступлении, и с согласия депутатов Думы предоставляет ему слово.
2. Депутаты Думы, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные тексты своих выступлений к протоколу заседания Думы.
3. Докладчик и содокладчик имеют право на заключительное слово.
Статья 45.
Документы и материалы, представленные к распространению в зале заседаний, но не относящиеся к вопросам повестки дня заседания Думы, должны иметь пояснительную записку и быть завизированы либо председателем Думы, либо заместителем председателя Думы.
Глава 6. Порядок и формы голосования
Статья 46.
1. Постановления Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным.
2. Постановление Думы считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов Думы, если иное не предусмотрено Уставом области и настоящим Регламентом.
3. По процедурным вопросам постановление Думы принимается большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Думы.
4. Результаты голосования по всем вопросам вносятся в протокол заседания Думы.
Статья 47.
При голосовании по одному вопросу депутат Думы имеет один голос, подавая его "за" или "против" принятия решения, либо воздерживаясь от принятия решения. Каждый депутат лично осуществляет свое право на голосование. Депутат Думы, отсутствующий во время голосования или не принявший участия в голосовании, не вправе подать свой голос после завершения голосования по данному вопросу.
Статья 48.
1. При выдвижении нескольких кандидатур или предложений более двух вариантов решения вопроса голосование по решению Думы может быть проведено путем рейтингового голосования в два тура. В первом туре голосования может допускаться голосование каждым депутатом Думы за любое количество выдвинутых кандидатур или предложенных вариантов решения вопроса с подсчетом голосов, только поданных за каждую из кандидатур и каждый из вариантов.
2. Второй тур голосования проводится по двум кандидатурам или двум предложениям, получившим наибольшее число голосов в первом туре. Избранными или принятыми по итогам второго тура считаются тот кандидат или то предложение, которые получили наибольшее число голосов, но не менее установленного для принятия решения числа голосов депутатов.
3. Если во втором туре голосования кандидат или предложение не набрали требуемого числа голосов, то процедура выборов повторяется, начиная с выдвижения кандидатур до избрания, а предложения считаются отклоненными.
Статья 49.
1. При проведении открытого голосования в Думе подсчет голосов поручается секретариату.
2. Перед началом открытого голосования председательствующий сообщает количество предложений, которые ставятся на голосование, уточняет их формулировки и последовательность, в которой они ставятся на голосование, напоминает, каким большинством голосов (от установленного числа депутатов Думы, от числа избранных депутатов Думы, от числа депутатов Думы, присутствующих на заседании, простым или квалифицированным большинством) может быть принято решение.
3. По окончании подсчета голосов председательствующий объявляет, принято решение или не принято.
4. При отсутствии кворума, необходимого для проведения голосования, председательствующий переносит его на следующее заседание Думы.
5. Если при определении результатов голосования выявятся процедурные ошибки голосования, то может быть проведено повторное голосование.
Статья 50.
1. По решению Думы, принимаемому большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Думы, открытое голосование может проводиться путем поименного опроса депутатов с закреплением их мнения в опросном листе. Опрос и подведение итогов голосования поручаются счетной комиссии, которая избирается Думой. Подписные листы с итогами голосования предоставляются депутату Думы по его требованию.
2. Поименное голосование может проводиться по решению Думы, принимаемому не менее чем одной трети от числа присутствующих на заседании депутатов Думы, с использованием именных бюллетеней. Для проведения поименного голосования с использованием именных бюллетеней и определения его результатов Дума избирает счетную комиссию из числа депутатов Думы.
Статья 51.
1. Тайное голосование проводится по решению Думы, принимаемому большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов Думы. Тайное голосование проводится с использованием бюллетеней.
2. Для проведения тайного голосования и определения его результатов Дума избирает открытым голосованием счетную комиссию из числа депутатов Думы. Депутаты Думы, выдвинутые в состав избираемых органов, на период голосования по их кандидатурам приостанавливают свою деятельность в составе счетной комиссии.
3. Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов ее членов.
4. Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по предложенной ею и утвержденным решением Думы форме и тексту, в количестве, соответствующем числу избранных депутатов Думы, и содержат необходимую информацию. Оставшиеся у счетной комиссии бюллетени, после завершения их выдачи, уничтожаются председателем счетной комиссии в присутствии ее членов. Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией в соответствии с настоящим Регламентом и объявляются председателем счетной комиссии.
Статья 52.
1. Каждому депутату Думы выдается один бюллетень по выборам избираемого органа или должностного лица, либо по проекту постановления, рассматриваемому Думой.
2. Бюллетень для тайного голосования выдается депутатам Думы счетной комиссией в соответствии со списком депутатов Думы по предъявлении ими удостоверения депутата Думы. При получении бюллетеня депутат Думы расписывается против своей фамилии в указанном списке.
3. Заполнение бюллетеней для тайного голосования депутатами Думы проводится в специально оборудованном месте.
4. Бюллетень для тайного голосования опускается в специальный ящик, опечатанный счетной комиссией и находящийся в пределах ее видимости.
5. Счетная комиссия обязана создать условия для тайного волеизъявления депутатов Думы.
6. Недействительными считаются бюллетени не установленной формы, а также бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление депутатов. Дополнения, внесенные в бюллетень, при подсчете голосов не учитываются.
7. О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами счетной комиссии.
8. На основании принятого к сведению Думой доклада счетной комиссии о результатах тайного голосования председательствующий объявляет, принято решение или нет, а при выборах называет кандидатуры, избранные в состав органов Думы или на должность. Результаты тайного голосования оформляются постановлением Думы.
Глава 7. Депутатские слушания
Статья 53.
1. В соответствии с Уставом (Основным Законом) Тамбовской области Дума по вопросам своего ведения проводит депутатские слушания по инициативе комитетов, председателя Думы, а также по инициативе группы численностью не менее пяти депутатов Думы.
2. Депутатские слушания могут проводиться совместно с комитетами Думы.
Статья 54.
1. Организация проведения депутатских слушаний возлагается председателем Думы на соответствующие комитеты Думы.
2. Если инициатива проведения депутатских слушаний принадлежит председателю Думы или группе депутатов Думы, то председатель Думы определяет головной комитет, ответственный за организацию их подготовки и проведения.
3. Состав лиц, приглашенных на депутатские слушания, определяется комитетом, который организуется проведение этих слушаний. Председатель Думы вправе дополнить список приглашенных лиц.
4. Лицам, включенным в список приглашенных на депутатские слушания, заблаговременно рассылаются официальные уведомления, в соответствии с которыми они обязаны явиться на депутатские слушания.
Статья 55.
1. Депутатские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности. Информация о теме, времени и месте проведения депутатских слушаний передается средствам массовой информации не позднее, чем за 5 дней до начала слушаний.
2. На закрытых депутатских слушаниях обсуждаются вопросы, связанные с государственной, служебной и иной охраняемой законом тайной.
3. Депутаты Думы вправе участвовать как в открытых, так и в закрытых депутатских слушаниях.
4. Представители средств массовой информации и общественности на закрытые депутатские слушания не допускаются.
Статья 56.
1. Председательствующим на депутатских слушаниях является председатель Думы или его заместитель, председатель или заместитель председателя комитета, ответственного за организацию их проведения.
2. Председательствующий ведет депутатские слушания и следит за порядком обсуждения.
Статья 57.
1. Депутатские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения слушаний, составе приглашенных лиц. Затем предоставляется слово представителю комитета или приглашенному лицу для доклада по обсуждаемому вопросу (до 30 минут), после чего предоставляется слово для выступления приглашенным лицам и участвующим в депутатских слушаниях депутатам.
2. Продолжительность депутатских слушаний определяется характером обсуждаемых вопросов. Комитет может принять решение о перерыве в ходе депутатских слушаний и о проведении их в другое, удобное для депутатов Думы, время.
3. Все желающие выступить на депутатских слушаниях берут слово только с разрешения председательствующего.
Статья 58.
1. После выступления лиц, приглашенных на депутатские слушания, следуют вопросы депутатов Думы и ответы на них. Вопросы могут быть заданы как в устной, так и в письменной форме.
2. Участники депутатских слушаний обязаны соблюдать порядок на заседаниях. При необходимости председательствующий вправе удалить нарушителей порядка из зала заседаний.
Статья 59.
По результатам депутатских слушаний могут быть приняты мотивированные заключения и рекомендации по обсуждаемому вопросу, которые принимаются путем одобрения большинством депутатов Думы, принявших в них участие.
Статья 60.
1. В ходе проведения депутатских слушаний ведутся протокол, фонограмма или стенограмма слушаний. Протокол заверяется подписью председательствующего на депутатских слушаниях.
2. Материалы депутатских слушаний используются в работе Думы, направляются в комитеты и освещаются в средствах массовой информации.
Глава 8. Правовые акты, принимаемые областной Думой.
Порядок их рассмотрения, принятия, обнародования и
вступления в силу
Статья 61.
1. К правовым актам, принимаемым областной Думой, относятся:
а) Устав области;
б) законы области;
в) постановления областной Думы.
2. Правом на внесение в Думу проектов законов области обладают субъекты права законодательной инициативы в Думе: депутаты и комитеты Думы, председатель Думы, глава администрации области, представительные органы местного самоуправления области, а также прокурор области, областной суд и областной арбитражный суд, областная избирательная комиссия по вопросам их ведения.
3. Проекты законов области, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Думу субъектами права законодательной инициативы в Думе.
4. Законопроекты об областном бюджете на очередной финансовый год рассматриваются и принимаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Тамбовской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тамбовской области".
Статья 62.
1. Необходимым условием внесения законопроекта в Думу в порядке законодательной инициативы является представление:
а) текста законопроекта, согласованного в установленном порядке с заинтересованными органами;
б) пояснительной записки, содержащей обоснование необходимости принятия законопроекта, включающего развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства и оценку соответствия его положениям Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу и законам области, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия;
в) перечня законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта;
г) предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона;
д) финансово-экономического обоснования (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат).#
е) текста законопроекта в электронной форме (если объем законопроекта более пяти страниц).
2. Внесенный в Думу законопроект и материалы к нему после его регистрации и правовой экспертизы направляются председателем Думы в комитет в соответствии с вопросами его ведения. Одновременно законопроект может направляться в другие комитеты по вопросам их ведения для подготовки и представления предложений и замечаний.
По требованию комитета, назначенного ответственным за подготовку проекта закона к рассмотрению Думой, субъект законодательной инициативы обязан представить ему соответствующий законопроект и другие материалы в необходимом количестве.
Статья 63.
1. Обсуждение проекта закона или иного нормативного правового акта в комитетах Думы проходит открыто и гласно. На их заседания могут приглашаться представители субъекта права законодательной инициативы в областной Думе, ученые и специалисты в качестве экспертов, а также представители средств массовой информации.
2. Депутат Думы, не участвовавший в работе комитета, вправе направить ему свои замечания и предложения по законопроекту, которые должны быть рассмотрены комитетом.
3. Заключение по законопроекту принимается путем открытого голосования большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комитета или нескольких комитетов, которым поручена подготовка единого заключения.
4. По решению комитета, ответственного за подготовку законопроекта к рассмотрению Думой, проект закона может быть направлен в случае необходимости на заключение администрации области, соответствующих государственных и общественных органов, на дополнительную юридическую и научную экспертизу с представлением заключения и материалов экспертизы в установленный комитетом срок.
Статья 64.
1. Комитеты, которым поручена подготовка заключений по законопроектам, принимают решения, содержащие рекомендации Думе одобрить либо отклонить проект закона по тем или иным мотивам, а также изменения и дополнения текста проекта.
2. Заключение комитета по законопроекту, списки приглашенных на его рассмотрение, в Думе рассматриваются председателем Думы в срок не более шести дней, который, согласно изложенным в заключении рекомендациям, принимает решение о включении законопроекта в повестку дня заседания Думы.
Статья 65.
1. Законы области не могут быть окончательно приняты прежде, чем будут обсуждены и проголосованы в областной Думе, не менее чем в двух чтениях, как правило, на двух отдельных заседаниях.
2. Текст проекта закона, подготовленного к рассмотрению в первом чтении, согласованный с заинтересованными органами, а также материалы к нему направляются аппаратом Думы и комитетом, ответственным за подготовку данного законопроекта, депутатам Думы и другим субъектам права законодательной инициативы в Думе не позднее чем за 3 дня до рассмотрения данного законопроекта в Думе.
Статья 66.
1. Обсуждение законопроекта в первом чтении начинается с доклада представителя субъекта права законодательной инициативы в Думе и содоклада головного комитета Думы. Обсуждаются основные положения законопроекта, дается общая оценка его концепции, соответствия его федеральному законодательству и Уставу области.
2. Законопроекты, внесенные в областную Думу главой администрации области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке. Рассмотрение законопроектов, внесенных соответственно главой администрации области, представительными органами местного самоуправления начинается с выступлений их официальных представителей с обоснованием необходимости принятия законопроектов и завершается их заключительным словом с анализом высказанных в ходе дискуссии замечаний и предложений по представленному законопроекту.
3. При рассмотрении законопроекта Дума заслушивает предложения комитетов, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.
4. При обсуждении законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет областного бюджета, в обязательном порядке заслушивается заключение главы администрации области.
Статья 67.
1. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Дума большинством голосов от установленного числа депутатов принимает одно из следующих постановлений:
принять законопроект в первом чтении;
отклонить законопроект в целом;
отклонить законопроект ввиду неприемлемости отдельных его положений, разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей.
2. В постановлениях Думы об отклонении законопроекта в целом могут содержаться обоснование решения и предложение о создании согласительной комиссии. При отклонении законопроекта ввиду неприемлемости его отдельных положений должна содержаться предлагаемая Думой редакция отдельных разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей данного проекта закона.
3. В случае принятия законопроекта в первом чтении Дума устанавливает срок подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение.
Статья 68.
1. Поправки к проекту закона, принятому Думой в первом чтении, вносятся субъектами права законодательной инициативы и заинтересованными органами в письменной форме в ответственный комитет Думы, который в обязательном порядке рассматривает их. Не рассматриваются комитетом поправки, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу и законам области.
2. Ответственный комитет вправе согласиться с поправками и включить их в текст проекта закона или внести мотивированные предложения в Думу об их отклонении. После рассмотрения на заседании комитета текст доработанного законопроекта вместе с таблицами поправок, рекомендованных комитетом к отклонению или принятию, представляется председателю Думы.
3. Председатель Думы принимает решение о внесении законопроекта на рассмотрение Думы во втором чтении. Аппарат и соответствующий комитет Думы направляют текст законопроекта с таблицами поправок субъектам права законодательной инициативы и депутатам Думы не позднее, чем за 3 дня до рассмотрения законопроекта Думой во втором чтении.
Статья 69.
1. При рассмотрении законопроекта во втором чтении с докладом в Думе выступает председатель ответственного комитета. Он сообщает об итогах рассмотрения в комитете проекта закона и поправок к нему. Затем по поправкам, одобренным ответственным комитетом, выступает представитель главы администрации области или другого субъекта права законодательной инициативы, внесшие законопроект, а также вправе выступить депутаты других комитетов.
2. После снятия всех возражений по поправкам, одобренным ответственным комитетом, председательствующий на заседании Думы ставит вопрос о принятии проекта закона за основу.
3. В случае если за принятие законопроекта за основу проголосовало более половины от числа депутатов, принявших участие в голосовании, председательствующий ставит на голосование вопрос об утверждении решения ответственного комитета по поводу отклоненных поправок либо о рассмотрении каждой поправки отдельно. При утверждении Думой решения комитета об отклонении поправок на голосование ставится вопрос о принятии закона.
4. В случае если Дума приняла решение о рассмотрении каждой отклоненной поправки, председательствующий последовательно предоставляет слово для выступления не более 3 минут автору поправки и его оппоненту. Поправка включается в текст законопроекта, если за ее принятие проголосовало более половины от числа депутатов, принявших участие в голосовании.
5. После принятия решения по всем отклоненным поправкам проводится голосование о принятии закона в целом.
Статья 70.
Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются областной Думой по представлению главы администрации области либо при наличии его заключения, которое представляется в Думу в течение четырнадцати календарных дней со дня получения законопроекта.
Статья 71.
Проекты законов области, постановления и иные нормативные правовые акты, затрагивающие трудовые и социально-экономические права и интересы трудящихся, разрабатываются органами государственной власти области с учетом мнения профессиональных союзов.
Статья 72.
1. Устав области, поправки к нему принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областной Думы.
2. Законы области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов областной Думы, если иное не предусмотрено федеральным законом об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Принятые областной Думой законы области подписываются председателем областной Думы и направляются в течение пяти календарных дней для подписания и обнародования главе администрации области.
3. Глава администрации области обязан подписать и обнародовать закон области либо отклонить закон области в течение четырнадцати календарных дней с момента его поступления.
В случае отклонения главой администрации области закона области указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областной Думы.
Закон области, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен главой администрации области и подлежит обнародованию в течение десяти календарных дней.
4. Устав и законы области вступают в силу после их официального опубликования, за исключением законов области, указанных в части второй статьи 14 Устава (Основного Закона) области.
Статья 73.
1. Дума может принять постановление в целом, принять проект постановления за основу, отклонить или отложить обсуждение.
2. Если проект постановления принят за основу, дальнейшее обсуждение и голосование проводится по пунктам и (или) частям проекта постановления.
3. На голосование ставятся только поправки к пунктам, частям проекта постановления. Когда проведено голосование по всем поправкам, пункт, часть проекта постановления принимаются в целом с принятыми поправками.
4. После принятия в целом всех пунктов, частей проекта постановления проводится голосование по принятию постановления в целом.
Статья 74.
1. Все поправки к проекту постановления представляются в письменном виде не позднее срока, установленного Думой. Они должны быть подписаны инициаторами их принятия и содержать редакцию пунктов, статей, частей или проекта постановления в целом.
2. Дума может поручить рассмотрение поправок комитету, либо специально образованной комиссии, которые большинством голосов от числа членов комитета принимают или отклоняют поправки в ходе их рассмотрения и представляют их депутатам Думы в виде таблицы поправок с обоснованными предложениями по их принятию либо отклонению.
3. На голосование ставятся те поправки, принятие которых предложено комитетом. Если комитет предложил отклонить поправку, то она ставится на голосование только в том случае, когда на ее принятии настаивает инициатор поправки.
Статья 75.
1. При рассмотрении проекта постановления Дума заслушивает доклад, содоклады по этому проекту и проводит их обсуждение.
2. После рассмотрения проекта постановления Дума может направить его на дополнительное рассмотрение в комитет, готовивший проект постановления, поручить его доработку другому комитету, принять его в целом или отклонить.
3. Постановления областной Думы вступают в силу со дня их официального опубликования или в сроки, указанные в самих постановлениях, если иное не предусмотрено Уставом (Основным Законом) области.
Глава 9. Порядок рассмотрения предложений главы администрации
области о внесении изменений в акты областной Думы в случае
их противоречия законодательству и разрешения споров между
областной Думой и администрацией области
Статья 76.
1. Глава администрации области вправе обратиться в областную Думу с предложением о внесении изменений в постановления областной Думы, если они противоречат действующему федеральному и областному законодательству.
2. Предложение с необходимым обоснованием в письменной форме вносится главой администрации области председателю Думы, а в случае его отсутствия - заместителю, не позднее десяти дней со дня принятия постановления Думой.
3. С момента внесения предложения главой администрации области действие постановления Думы приостанавливается.
4. Дума отклоняет предложение главы администрации области, если за решение проголосует более половины от установленного числа депутатов Думы. В этом случае решение Думы вступает в силу в срок, указанный ею, и не может быть обжаловано главой администрации области повторно.
5. Глава администрации области, после отклонения его предложения Думой, вправе обжаловать решение Думы в судебном порядке, определяемом федеральным законом. Действие решения Думы в этом случае приостанавливается до его повторного рассмотрения.
6. Если в течение одного месяца предложение главы администрации области не будет отклонено, решение Думы считается отмененным.
Статья 77.
1. Для преодоления возникших разногласий по проектам законов и иным нормативным правовым актам, внесенным главой администрации области и отклоненным Думой, могут быть созданы согласительные комиссии.
2. Согласительные комиссии создаются как по инициативе Думы, поддержанной администрацией области, так и по инициативе администрации области, поддержанной Думой, на паритетных началах из депутатов Думы и представителей администрации области в порядке, установленном их Регламентами.
3. Члены и сопредседатель согласительной комиссии от Думы избираются Думой и образуют депутацию от Думы в согласительной комиссии. Избранными считаются те депутаты Думы, которые из всех предложенных на заседании Думы кандидатур получили наибольшее число голосов, но не менее половины от числа депутатов Думы, присутствующих на заседании.
4. Депутация Думы принимает решения большинством голосов от ее членов.
5. Согласительная комиссия рассматривает лишь те положения проекта закона области, постановления Думы, по которым возникли разногласия Думы и администрации области, стремясь выработать согласованные предложения в виде единого текста соответствующих разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей данного проекта.
6. Решения согласительной комиссии принимаются путем раздельного открытого голосования представителей Думы и администрации области, если за их принятие проголосовали обе стороны.
7. По результатам работы согласительная комиссия составляет протокол, в котором фиксируются предложения по преодолению разногласий или обосновывается невозможность их преодоления данным составом согласительной комиссии.
8. Протокол согласительной комиссии рассматривается Думой. В случае обоснования невозможности преодоления возникших разногласий Дума вправе принять одно из следующих решений:
а) отменить постановление Думы об отклонении внесенного главой администрации области проекта закона области, постановления и одобрить его в ранее предложенной редакции;
б) изменить предложения по редакции отдельных положений, разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей проекта закона, постановления;
в) изменить состав депутации Думы в согласительной комиссии;
г) отказаться от участия в работе согласительной комиссии.
Статья 78.
Споры и конфликты между областной Думой с органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления, возникающие по вопросам осуществления их полномочий, принятым нормативным правовым актам области и иным вопросам, разрешаются посредством согласительных процедур, создания паритетных комиссий на срок не более двух месяцев. При отсутствии согласия в решении возникших проблем по истечении установленного срока рассмотрение спора может быть передано в соответствующий суд.
Глава 10. Порядок рассмотрения предложений о пересмотре положений
Устава (Основного Закона) Тамбовской области Российской Федерации
и внесения в него поправок
Статья 79.
1. Предложения о поправках и пересмотре положений Устава (Основного Закона) Тамбовской области могут быть внесены субъектами права законодательной инициативы в Думе.
2. Предложения о пересмотре положений Устава области должны содержать новую редакцию глав или их отдельных статей, частей, а также обоснование данных предложений.
Статья 80.
1. Поступившие предложения о пересмотре положений Устава области и внесении в него поправок направляются председателем Думы для рассмотрения и подготовки заключения в комитет по законодательству Думы в установленный им срок.
2. Вместе с заключением по проекту новой редакции положений Устава области комитет представляет сравнительную таблицу действующей и предлагаемой редакции рассматриваемых положений Устава.
3. Председатель Думы включает данный вопрос в повестку дня заседания Думы и направляет предложения комитета по законодательству Думы и сравнительную таблицу депутатам Думы.
Статья 81.
1. Предложения о пересмотре положений Устава области и внесении в него поправок, а также заключение комитета по законодательству Думы рассматриваются на заседании Думы. Рассмотрение вопроса начинается с доклада инициаторов предложений и поправок. С содокладом выступает председатель комитета по законодательству Думы. Процедура обсуждения поправок проводится в соответствии с настоящим Регламентом. По итогам обсуждения Дума принимает решение об одобрении или отклонении предложений и поправок.
2. Предложения о пересмотре положений Устава области и внесении в него поправок считаются одобренными, если за них проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов Думы.
Глава 11. Осуществление областной Думой права законодательной
инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации
Статья 82.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации областная Дума осуществляет право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в форме внесения в нее проектов федеральных законов по вопросам, относящимся как к исключительному ведению Российской Федерации, так и к совместному ведению Российской Федерации и области.
Статья 83.
В случае если проект федерального закона представляют депутаты и комитеты Думы, глава администрации области, представительные органы местного самоуправления, то после его регистрации председатель Думы поручает его доработку комитету, к ведению которого относится данный вопрос. После доработки проекта закона Дума рассматривает его на своем заседании в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом, начиная с доклада одного из инициаторов законопроекта и содоклада председателя соответствующего комитета Думы.
Статья 84.
Проект федерального закона, рассмотренный и одобренный областной Думой, направляется в Государственную Думу не позднее, чем на пятый день. Постановление о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.
Статья 85.
В случае если областная Дума отклоняет представленный проект федерального закона, она извещает об этом субъект права законодательной инициативы в Думе, внесший законопроект, не позднее, чем на 3 день после его рассмотрения.
Статья 86.
Законопроекты, подготовленные и направленные в областную Думу Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, рассматриваются по поручению председателя Думы в соответствующих комитетах и управлениях аппарата Думы. Поступившие от них замечания и предложения по проектам федеральных законов обобщаются и направляются в установленные сроки в Федеральное Собрание Российской Федерации. Законопроекты по особо важным вопросам рассматриваются на заседании Думы.
Глава 12. Порядок рассмотрения областной Думой запросов
и обращений депутатов, принятие по ним решений
Статья 87.
1. В соответствии с Уставом (Основным Законом) области Дума рассматривает запросы и обращения депутатов, принимает по ним решения. Депутат, группа депутатов Думы вправе обращаться с запросом к председателю Думы, главе администрации области, руководителям органов исполнительной власти области, прокурору области, начальнику управления внутренних дел области, начальнику управления федеральной службы безопасности по Тамбовской области, начальнику Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Тамбовской области, главному федеральному инспектору в Тамбовской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, руководителям областных налоговых инспекций и полиции, а также ко всем командирам и начальникам воинских частей, руководителям государственных организаций и органов управления, должностным лицам органов местного самоуправления, расположенных на территории области, по кругу вопросов, входящих в их компетенцию.
2. Депутатский запрос вносится до начала заседания или на заседании областной Думы в письменной форме. Депутатский запрос решением Думы направляется для изучения в соответствующие комитеты либо сразу включается в повестку дня ее заседания.
3. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должны дать ответ на него в устной (на заседании областной Думы) или письменной форме не позднее чем через пятнадцать дней со дня его получения или в иной, установленный Думой срок.
4. Запрос, внесенный в письменной форме, и письменный ответ на него оглашаются председательствующим на заседании Думы либо доводятся до сведения всех депутатов Думы в день заседания Думы.
5. По депутатскому запросу Думой принимается постановление, о выполнении которого Дума вправе заслушать соответствующий орган или должностное лицо.
Глава 13. Порядок рассмотрения кандидатуры главы
администрации области
Статья 88.
1. Областная Дума рассматривает вопрос о кандидатуре главы администрации области, предложенной Президентом Российской Федерации, в течение 14 дней со дня ее представления.
2. На заседании областной Думы председатель Думы знакомит депутатов с предложенной кандидатурой, предоставляет слово для выступления депутатам, а по решению областной Думы и иному лицу, присутствующему на заседании, в течение 5 - 7 минут. О прекращении обсуждения кандидатуры принимается решение областной Думы.
Слово для информации и ответов на вопросы, продолжительностью до 20 минут, предоставляется также кандидату на должность главы администрации области.
3. После обсуждения кандидатуры главы администрации области решение о наделении ее полномочиями или отклонении принимается тайным голосованием.
Статья 89.
1. Депутаты областной Думы участвуют в процедуре рассмотрения кандидатуры главы администрации на равных основаниях.
2. Депутат голосует за наделение полномочиями или за отклонение предложенной кандидатуры непосредственно и только на заседании областной Думы.
3. Решение областной Думы о наделении представленной кандидатуры полномочиями главы администрации области считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов областной Думы.
Статья 90.
1. Подготовку и проведение тайного голосования по кандидатуре главы администрации области осуществляет счетная комиссия.
2. Счетная комиссия образуется областной Думой в количестве не менее трех членов. При этом депутат может предложить в состав счетной комиссии только одну кандидатуру. Решение областной Думы по данному вопросу принимается открытым голосованием.
3. Счетная комиссия на своем заседании открытым голосованием избирает из своего состава председателя и секретаря счетной комиссии и составляет об этом протокол N 1. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов ее членов.
Протокол N 1 заседания счетной комиссии протокольно утверждается областной Думой большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.
4. На всех заседаниях счетной комиссии, в том числе при голосовании, подсчете голосов, поданных за наделение кандидатуры полномочиями главы администрации области или ее отклонение вправе присутствовать депутаты Тамбовской областной Думы, представители средств массовой информации, а также по решению областной Думы другие лица.
5. В бюллетене для тайного голосования помещается отдельными горизонтальными строками следующий текст:
"Считаете ли Вы необходимым предложенную кандидатуру:
наделить полномочиями главы администрации Тамбовской области;
отклонить".
Внизу бюллетеня помещается разъяснение для участников голосования следующего содержания:
"Поставьте любой знак в квадрате, расположенном справа от варианта, соответствующего Вашему волеизъявлению. Бюллетень, в котором любой знак проставлен в обоих квадратах или не проставлен ни в одном из них, признается недействительным".
6. Форма и текст бюллетеня для тайного голосования утверждаются областной Думой по представлению счетной комиссии. Бюллетени изготавливаются в количестве, соответствующем числу избранных депутатов Думы.
7. На лицевой стороне бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов счетной комиссии, которые заверяются печатью областной Думы.
Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией в соответствии с Регламентом и объявляются председателем счетной комиссии.
Статья 91.
1. Перед началом тайного голосования председатель предъявляет всем присутствующим, указанным в части 4 статьи 90 Регламента, пустой ящик для тайного голосования, который вслед за этим опечатывается.
2. Депутат предъявляет членам счетной комиссии, ответственным за выдачу бюллетеней, свое удостоверение об избрании депутатом, получает только один бюллетень для тайного голосования и расписывается в списке депутатов Тамбовской областной Думы для проведения тайного голосования.
3. Заполнение бюллетеней для тайного голосования депутатами областной Думы проводится в кабинах, иных специально оборудованных местах для тайного голосования. Счетная комиссия обязана создать условия для тайного волеизъявления депутатов Думы. Агитация при проведении процедуры тайного голосования не допускается.
4. Депутаты опускают заполненные бюллетени для тайного голосования в опечатанный ящик для голосования, который должен находиться в поле зрения членов счетной комиссии и лиц, присутствующих при голосовании.
Статья 92.
1. После окончания тайного голосования, перед вскрытием ящика для голосования, члены счетной комиссии погашают неиспользованные бюллетени. При погашении бюллетеня обрезается его нижний левый угол с лицевой стороны бюллетеня. Число погашенных бюллетеней оглашается и заносится в протокол N 2 счетной комиссии.
2. Затем члены счетной комиссии вскрывают ящик для тайного голосования, извлекают бюллетени и сортируют их по голосам, поданным за тот или иной вариант. При этом члены счетной комиссии поочередно оглашают содержание бюллетеня. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускаются.
3. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными бюллетенями признаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление депутата, включая бюллетени, в которых отметка проставлена более чем в одном квадрате либо не проставлена ни в одном из них.
4. После этого с рассортированными бюллетенями вправе ознакомиться лица, присутствующие при подсчете голосов.
5. О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол N 2, который подписывается всеми членами счетной комиссии.
6. На основании принятого к сведению доклада счетной комиссии о результатах тайного голосования председательствующий объявляет о принятом решении. Результаты тайного голосования оформляются постановлением Думы.
7. В случае отклонения областной Думой представленной кандидатуры главы администрации области очередное рассмотрение вопроса проводится при поступлении вновь предложенной кандидатуры.
Глава 13. Порядок согласования назначения должностных лиц
администрации области
Нумерация глав настоящего временного Регламента приводится в соответствии с источником
Статья 93.
1. В соответствии с Уставом (Основным Законом) области областная Дума принимает постановление о предварительном согласовании назначения на должность главой администрации области первых заместителей главы администрации области, руководителя финансового управления области.
2. Кандидатуры на должности первых заместителей главы администрации области, руководителя финансового управления области, представленные областной Думе главой администрации области, предварительно обсуждаются в соответствующих комитетах Думы в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом, с выработкой заключений по каждой кандидатуре. При рассмотрении данных вопросов указанные должностные лица администрации области могут быть приглашены на заседания комитетов.
3. Областная Дума рассматривает вопрос о предварительном согласовании назначения на должности главой администрации области первых заместителей главы администрации области, руководителя финансового управления области, в срок не позднее 30 дней с момента получения представления главы администрации области с необходимыми документами и материалами.
4. На заседании областной Думы председатель Думы знакомит депутатов с предложениями главы администрации области о назначении на должности первых заместителей главы администрации области, руководителя финансового управления области, предоставляет слово для выступления главе администрации области, затем председателям соответствующих комитетов Думы с заключениями комитетов по представленным кандидатурам, после чего выступают кандидаты на должность первых заместителей главы администрации области, руководителя финансового управления области.
Статья 94.
1. После обсуждения по всем предложенным кандидатурам на должности первых заместителей главы администрации области, руководителя финансового управления области по решению областной Думы проводится открытое или тайное голосование.
2. Кандидатура первого заместителя главы администрации области, руководителя финансового управления области считается предварительно согласованной для назначения на должность, если за представленную кандидатуру проголосовало большинство от установленного числа депутатов областной Думы.
3. Предварительное согласование назначения на должности первых заместителей главы администрации области, руководителя финансового управления области оформляется постановлением Думы.
4. Если одна или несколько кандидатур, представленных на должности первых заместителей главы администрации области, руководителя финансового управления области при голосовании не наберет требуемого количества голосов, то глава администрации области в месячный срок представляет областной Думе новые кандидатуры.
5. Обсуждение и голосование по новым кандидатурам проводятся в порядке, предусмотренном настоящей главой Регламента.
Глава 14. Выражение недоверия должностным лицам
администрации области
Статья 95.
1. Областная Дума вправе выразить недоверие главе администрации области в случае:
издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу и законам области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а глава администрации области не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов области, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан, установленного соответствующим судом;
ненадлежащего исполнения своих обязанностей.
2. Постановление областной Думы о недоверии главе администрации области по основаниям, предусмотренным частью первой настоящей статьи, принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов Думы по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов Думы и направляется на рассмотрение Президента РФ для решения вопроса об отрешении главы администрации области от должности.
3. Постановление областной Думы о недоверии первым заместителям главы администрации области, а также руководителю финансового управления области в связи с ненадлежащим исполнением ими возложенных обязанностей принимается большинством голосов от установленного числа депутатов областной Думы по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов Думы и является основанием для привлечения их к ответственности главой администрации области в установленном законом порядке.
4. Глава администрации области вправе поставить вопрос перед областной Думой о доверии первым заместителям главы администрации области и руководителю финансового управления области, в согласовании назначения которых на должность принимала участие областная Дума.
Глава 15. Порядок принесения присяги главой администрации
области при вступлении в должность
Статья 96.
1. При вступлении в должность глава администрации области приносит следующую присягу: "Вступая в должность главы администрации Тамбовской области, клянусь добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности главы администрации области, верно служить населению области и защищать его интересы, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и исполнять Конституцию Российской Федерации, федеральное законодательство, Устав (Основной Закон) и законы Тамбовской области".
2. Глава администрации области приносит присягу перед областной Думой в торжественной обстановке в присутствии субъектов права законодательной инициативы в Думе не позднее тридцати дней после его избрания населением области.
Глава 16. Заключительные положения
Статья 97.
До формирования состава комитетов, рассмотрение законопроектов и иных правовых актов осуществляется областной Думой без предварительного обсуждения и заключения соответствующих комитетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Тамбовской областной Думы от 26 декабря 2005 г. N 8 "О временном Регламенте Тамбовской областной Думы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящее постановление фактически прекратило действие в связи с принятием постановления Тамбовской областной Думы от 29 сентября 2006 г. N 287
В настоящее постановление внесены изменения следующими документами:
Постановление Тамбовской областной Думы от 3 марта 2006 г. N 63