Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Областная программа
"Модернизация системы образования Тамбовской области
на 2004 - 2008 годы"
(утв. Законом Тамбовской области от 29 октября 2003 г. N 164-З)
23 декабря 2004 г.
Паспорт программы
/-----------------------------------------------------------------------------\
| Наименование программы | Программа "Модернизация системы образования |
| | Тамбовской области на 2004 - 2008 годы" |
|------------------------+----------------------------------------------------|
| Основание для | Федеральный закон от 10.04.2000 г. N 51-ФЗ "Об |
| разработки программы | утверждении Федеральной программы развития |
| | образования". |
| | Концепция модернизации российского образования на |
| | период до 2010 года (распоряжение правительства |
| | РФ от 29.12.2001 г. N 1756-р). |
| | Закон Тамбовской области "Об образовании в |
| | Тамбовской области" (постановление Тамбовской |
| | областной Думы от 29.12.99. N 96-З). |
По-видимому, в предыдущем пункте данного паспорта допущена опечатка. Номер постановления Тамбовской областной Думы от 29.12.1999 г. следует читать "N 347"
| | Закон Тамбовской области "О научно-технической |
| | политике, научной и инновационной деятельности в |
| | Тамбовской области" (постановление Тамбовской |
| | областной Думы от 25.04.2003 г. N 119-З). |
По-видимому, в предыдущем пункте данного паспорта допущена опечатка. Номер постановления Тамбовской областной Думы от 25.04.2003 г. следует читать "N 458"
|------------------------+----------------------------------------------------|
| Государственный | Администрация Тамбовской области. |
| заказчик программы | |
|------------------------+----------------------------------------------------|
| Основные разработчики | Управление образования Тамбовской области, |
| программы | Тамбовский областной институт повышения |
| | квалификации работников образования, вузы |
| | Тамбовской области, подведомственные |
| | государственные учреждения образования, |
| | подведомственные учреждения образования. |
|------------------------+----------------------------------------------------|
| Цель программы | Сформировать необходимые предпосылки, условия и |
| | механизмы для постоянного самообновления, |
| | модернизации образования в Тамбовской области в |
| | направлениях расширения его доступности, |
| | повышения качества и роста эффективности. |
|------------------------+----------------------------------------------------|
| Задачи программы | Обеспечить устойчивое поступательное |
| | развитие областной системы общего образования на |
| | основе возможно более полного удовлетворения |
| | разнообразных образовательных потребностей детей |
| | и их родителей в рамках дошкольного, школьного |
| | (включая специальное коррекционное) и |
| | дополнительного образования и упрочения статуса |
| | системы общего образования как фактора социально- |
| | культурного и экономического развития области. |
| | Сформировать механизмы повышения качества |
| | образования и создать целостную систему оценки |
| | качества деятельности образовательного |
| | учреждения, органов управления образованием и |
| | методических служб. |
| | Повысить эффективность педагогической, |
| | экономической и управленческой деятельности в |
| | системе образования. |
| | Сохранить и укрепить здоровье обучающихся |
| | средствами образования, усилить воспитательные, |
| | духовно-нравственные функции в образовательных |
| | учреждениях. |
| | Обеспечить безопасность учебно-воспитательного |
| | процесса с учетом основных требований и норм, |
| | предъявляемых к образовательным учреждениям. |
| | Создать необходимые условия для реализации |
| | принципов автономности и самостоятельности |
| | муниципальных образовательных учреждений. |
| | Сохранить и оптимизировать на основе учета |
| | демографической ситуации в области и |
| | образовательных потребностей населения |
| | вариативную сеть дошкольных и общеобразовательных |
| | учреждений, а также учреждений дополнительного |
| | образования, обеспечив взаимосвязь, |
| | преемственность и функциональную взаимную |
| | дополняемость элементов сети. |
| | Завершить переход начальных общеобразовательных |
| | школ на четырехлетнее обучение. |
| | Сохранить и усовершенствовать материально- |
| | техническую базу образовательных учреждений |
| | области, включая весь спектр современных средств |
| | обучения, с использованием системы тендеров. |
| | Уделить особое внимание всестороннему развитию |
| | сельских школ региона. |
| | Привести нормативную правовую базу и |
| | организационно-экономические механизмы в |
| | соответствие с законодательством РФ и Тамбовской |
| | области. |
| | Создать систему многоканального финансирования |
| | образовательных учреждений, включающую |
| | разноуровневые бюджетные ассигнования и |
| | привлеченные внебюджетные средства, на основе |
| | реализации в полном объеме прав юридического лица |
| | образовательного учреждения. |
| | Разработать комплексные меры по социальной |
| | поддержке работников и обучающихся в сфере |
| | образования. |
| | Обеспечить развитие партнерских отношений с |
| | системами образования субъектов Российской |
| | Федерации, в том числе центрального федерального |
| | округа. |
| | Усилить взаимодействие системы образования и рынка |
| | труда, сложившиеся в области. |
| | Усилить влияние образования на социально- |
| | экономическое развитие Тамбовской области. |
|------------------------+----------------------------------------------------|
| Сроки и этапы | Базовый этап: 2004 г. |
| реализации программы: | Формирование основных нормативных правовых |
| | документов для последующего развития областной |
| | системы образования. |
| | Основной этап: 2004 - 2005 г.г. |
| | Переход на новую нормативно-правовую базу и |
| | организационно-экономические механизмы |
| | образования в Тамбовской области. |
| | Завершающий этап: 2006 - 2008 г.г. |
| | Этап широкого развертывания Программы и переход к |
| | планомерному устойчивому развитию системы |
| | образования на основе реализации целей и задач |
| | Программы. |
|------------------------+----------------------------------------------------|
| Структура программы | Введение. |
| | Часть 1. Характеристика и анализ основных |
| | показателей системы образования области. |
| | Часть 2. Цели, приоритетные задачи и планируемые |
| | результаты модернизации образования на |
| | региональном уровне. |
| | Часть 3. Областные целевые подпрограммы как |
| | механизмы модернизации системы образования |
| | Тамбовской области по приоритетным направлениям. |
| | 3.1. "Дошкольное образование и воспитание". |
| | 3.2. "Совершенствование структуры и содержания |
| | общего образования". |
| | 3.3. "Сельская школа". |
| | 3.4. "Социальная защита детей, требующих особой |
| | заботы". |
| | 3.5. "Дополнительное образование и воспитание |
| | детей и молодежи". |
| | 3.6. "Спорт, физкультура и здоровье". |
| | 3.7. "Безопасность образовательного учреждения". |
| | 3.8. "Модернизация непрерывного педагогического |
| | образования". |
| | 3.9. "Социальная защита работников образования". |
| | 3.10. "Модернизация системы управления |
| | образованием". |
| | 3.11. "Развитие материально-технической базы". |
| | Часть 4. Финансовое обеспечение программы. |
| | Часть 5. Механизм реализации программы и контроль |
| | за ходом ее выполнения. |
|------------------------+----------------------------------------------------|
| Исполнители программы. | Органы исполнительной власти Тамбовской области, |
| | органы местного самоуправления, управление |
| | образования, муниципальные органы управления |
| | образованием, образовательные учреждения |
| | различных типов и видов, организации научной, |
| | социальной, культурной сферы. |
|------------------------+----------------------------------------------------|
| Объем и источники | Объем финансирования (тыс. руб.) |
| финансирования | за счет средств: |
| программы | федерального бюджета: |
| | 2004 г. - 49625,0 |
| | 2005 г. - 69365,0 |
| | 2006 г. - 77230,0 |
| | 2007 г. - 19660,0 |
| | 2008 г. - 22645,0 |
| | |
| | областного бюджета: |
| | 2004 г. - 42168,0 |
| | 2005 г. - 76423,0 |
| | 2006 г. - 83045,0 |
| | 2007 г. - 23360,0 |
| | 2008 г. - 24488,0 |
| | |
| | местных бюджетов: |
| | 2004 г. - 17532,0 |
| | 2005 г. - 25836,0 |
| | 2006 г. - 28112,0 |
| | 2007 г. - 3925,0 |
| | 2008 г. - 3882,0 |
| | |
| | внебюджетных средств: |
| | 2004 г. - 4297,0 |
| | 2005 г. - 5307,0 |
| | 2006 г. - 7004,0 |
| | 2007 г. - 4660,0 |
| | 2008 г. - 4920,0 |
|------------------------+----------------------------------------------------|
| Ожидаемые конечные | Рационализация сети образовательных |
| результаты реализации | учреждений, обеспечивающей равные возможности |
| программы. | получения качественного образования для разных |
| | категорий детей в соответствии с образовательными |
| | запросами. |
| | Оказание медико-психолого-педагогической |
| | помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной |
| | ситуации. |
| | Создание условий для развития института |
| | семьи и социальной защиты детства. |
| | Достижение качественно нового уровня в |
| | дифференциации и индивидуализации |
| | образовательного процесса. |
| | Возрастание роли социально-экономических и |
| | гуманитарных дисциплин, русского и иностранного |
| | языков в содержании общего образования. |
| | Создание условий для базовой подготовки |
| | учащихся по основным направлениям |
| | коммуникационных и информационных технологий. |
| | Отработка региональной модели "Профильная |
| | старшая школа". |
| | Расширение возможностей для самостоятельной |
| | продуктивной деятельности обучающихся. |
| | Изменение системы оценки учебных достижений |
| | обучающихся. |
| | Создание механизма систематического |
| | обновления содержания образования всех уровней и |
| | моделей общеобразовательных учреждений. |
| | Отработка регионального компонента общего |
| | образования. |
| | Подготовка учебно-методической базы |
| | открытого образования. |
| | Отработка подходов к реализации |
| | здоровьесберегающих технологий в образовательных |
| | учреждениях. |
| | Создание межведомственной системы |
| | дополнительного образования. |
| | Создание условий для творческого |
| | саморазвития детей и молодежи. |
| | Создание механизмов формирования гражданской |
| | ответственности, правового самосознания, |
| | толерантности и способности к социализации в |
| | обществе. |
| | Структурно-содержательная модернизация сети |
| | учреждений образования. |
| | Разработка механизмов объединения ресурсов |
| | учреждений профессионального образования, школы и |
| | областной инфраструктуры. |
| | Формирование учебно-производственных |
| | структур, имеющих статус "социальных |
| | производств". |
| | Модернизация курсовой подготовки, разработка |
| | механизмов интеграции с системой общего |
| | образования. |
| | Осуществление целенаправленного заказа на |
| | подготовку, переподготовку и повышение |
| | квалификации педагогических и руководящих кадров. |
| | Построение единой управленческой |
| | информационной среды. |
| | Отработка механизмов мониторинговой |
| | деятельности образовательных учреждений по |
| | доступности и качеству образования. |
| | Отработка моделей "горизонтального" |
| | построения систем управления образованием: |
| | межмуниципальных образовательных округов, |
| | университетских комплексов. |
| | Создание системы социального партнерства |
| | учреждений общего, дополнительного и |
| | профессионального образования, работодателей, |
| | органов обеспечения занятости и управления. |
|------------------------+----------------------------------------------------|
| Система организации | Управление образования представляет в |
| контроля за | установленном порядке в администрацию области и |
| исполнением программы. | областную Думу отчеты о ходе реализации |
| | Программы. |
\-----------------------------------------------------------------------------/
Введение
Программа модернизации системы образования Тамбовской области на период до 2008 года разработана в соответствии с Законом РФ "Об образовании", "Федеральной программой развития образования", Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., региональными нормативно-правовыми документами.
Под системой образования в Программе понимается совокупность всех образовательных учреждений и органов управления, подведомственных Управлению образования Тамбовской области, обеспечивающих непрерывность образования растущего человека и гарантию его прав на качественное образование путем выбора образовательных программ.
Разработчики программы исходили из того, что Тамбовская область является полноправным субъектом РФ, а администрация Тамбовской области осуществляет региональную социокультурную политику, направленную на развитие культурно-образовательного пространства Тамбовской области как части Центрального федерального округа России.
В условиях общесистемного кризиса 90-х годов, когда положение образования в стране резко ухудшилось и оно оказалось на грани выживания, в Тамбовской области, благодаря усилиям властей, удалось не допустить стагнации образования, сохранить его нормальное функционирование и, более того, обеспечить его поступательное развитие по некоторым направлениям.
Вместе с тем, образование все еще значительно отстает от возрастающих требований современной жизни.
Главные причины этого отставания:
- крайнее несовершенство общефедеральных нормативных и организационноэкономических механизмов в образовании, предельно устаревшее его организационно-экономическое обеспечение, особенно в ключевой сфере - в содержании образования;
- недостаточная сконцентрированность потенциала самой системы образования на "прорывных" направлениях развития;
- недостаточный для современных требований уровень профессионализма определенной части педагогических и управленческих кадров системы образования.
Ведущей идеей Программы выступает идея развития, которая направлена на качественные преобразования системы образования путем творческой реализации внутреннего потенциала этой системы, ее резервов и эффективного использования ресурсов области. Качественные преобразования системы образования необходимы во всех ее звеньях: в органах управления, в каждом типе и виде образовательных учреждений и их территориальных комплексах (в микрорайонах, районах, городах, селах), во взаимосвязях с социокультурными и производственными организациями. Развитие системы образования области предполагает наличие комплексных социокультурных и социальнопедагогических программ в каждом городе, районе, школе и наличие экспериментальных площадок на уровне города, района, школы по отработке конкретных концепций и реализации идей развития образования. Общими идеями при разработке таких программ и концепций становятся следующие:
- усиление в современном обществе социальных функций образования, его влияния на изменение окружающей социальной среды в регионе;
- усиление опережающего характера развития образования, формирование у молодого поколения новых способов мышления и деятельности, необходимых для развития рыночной экономики и новых производственных отношений;
- региональности образования с учетом задач социально-экономического развития области, ее территориально-демографических особенностей и на основе принципа культуросообразности, духовности, соответствия традициям народного творчества и воспитания, преемственности традиций семьи и школы, особенно сельской школы, воспитания в труде;
- гуманизации и гуманитаризации образования, его ориентации на целостное развитие растущего человека как личности и индивидуальности, как гражданина своей страны, жителя Тамбовской области и специалиста - профессионала.
"Культура - человек - общество" - это триединая основа развития образования его целей и задач, содержания и технологий обучения, оценки результативности, показателей воспитания. Развитие выступает как принцип стабильного функционирования системы образования в условиях нестабильного развития общества.
Стратегия устойчивого развития системы образования и человека (ученика - учителя) в этой системе, отраженная в Программе, ориентирована на качественные преобразования центрального звена системы образования области - массовой общеобразовательной школы.
Выпускник школы - это житель Тамбовской области, который знает и ценит ее культурно-историческое наследие, любит свой родной край, готов в нем жить и работать, создавать новые культурные ценности. Это человек, достигший личностной и социальной зрелости, обладающий чувством ответственности, толерантностью и позитивным мышлением. Это гражданин России.
Разработчики Программы опирались на следующие принципы:
- целостности и системности образования, создания в каждом районе области сбалансированной сети образовательных учреждений, реализующих вариативные образовательные программы, обеспечение связей взаимодействия образовательных учреждений с социокультурными, научными, производственными центрами, превращение системы образования в открытую социально-педагогическую систему;
- непрерывности образования растущего человека, гарантии преемственности и бескризисного перехода с одной ступени обучения на другую;
- дифференциации и вариативности образовательных учреждений и программ, их интеграции в комплексы с целью рационального использования ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, учебно-методических);
- региональной самодостаточности, компенсаторности системы образования области, ее способности к саморазвитию за счет внутренних резервов;
- иерархичности и инструментальности управления развитием системы образования в области, соподчиненности управленческих государственных и общественных структур, выделения укрупненных управляемых единиц (образовательных систем районов, городов, микрорайонов, поселков, ассоциаций однотипных образовательных учреждений - школ-гимназий, школ-лицеев и т.п.; областных и районных программ и проектов развития образования Тамбовской области).
Общий смысл, общее направление модернизации образования - это системные и органичные изменения в образовании с целью приведения его в соответствие с требованиями современной жизни, создание механизмов постоянного обновления образования, его целенаправленной ориентации на актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства, на запросы страны.
В соответствии с приоритетами образовательной политики России Программой определены три основных направления модернизации образования - доступность, качество, эффективность.
При этом направление "качество" разворачивается в двух плоскостях - создание условий для повышения качества общего и профессионального образования; направление "эффективность" рассматривается в трех его основных аспектах - кадровом, экономическом и управленческом.
В этой же логике выстроена программа конкретных действий и планируемых мероприятий по модернизации образования, направления его развития как на ближайшую перспективу, так и на отдаленную, прогноз результатов реализации проектов, их ресурсное обеспечение в современных социально-экономических условиях. Программа является результатом научнопрактического, социально-педагогического проектирования развития образовательной системы Тамбовской области.
Программа носит межотраслевой характер, ее реализация во многом опирается на создание системы общественной поддержки развития образовательных учреждений. Через эту систему образование получает возможность консолидировать усилия различных социальных групп вокруг стратегических целей развития областной системы образования, что в свою очередь, способствует развитию области.
Программа является основанием для принятия в Тамбовской области нормативных актов и распорядительных документов, обеспечивающих необходимые условия для развития образования, для реализации его государственного стандарта и регионального компонента на всех ступенях непрерывного образования. Программа открывает перспективы для целенаправленной педагогической и управленческой деятельности всех работников системы образования области, для сотрудничества с родителями и социально-педагогической защиты населения в новых условиях развития общества.
Специфика программы заключается в том, что действенными механизмами реализации программы выступают целевые краткосрочные (от 3 до 5 лет) программы по приоритетным направлениям развития областной системы образования. Такой подход дает возможность концентрировать ресурсы, более точно определять стратегию и тактику решения практических задач, привлекать федеральные и другие внебюджетные источники финансирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.