Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Уваровского городского Совета
народных депутатов
от 26 января 2006 г. N 215
Концепции развития муниципального
здравоохранения города на 2006 - 2008 гг.
1. Паспорт Концепции
1.1. Наименование:
"Концепция развития муниципального здравоохранения города на 2006 - 2008 гг." (далее Концепция).
1.2. Цели Концепции:
- сохранение и развитие доступной, достаточной, качественной медицинской помощи населению в муниципальном учреждении здравоохранения;
- совершенствование взаимодействия служб муниципального здравоохранения и социального обеспечения населения;
- организация работы муниципального учреждения здравоохранения в рамках принятого законодательства Российской Федерации и правового регулирования важнейших аспектов деятельности системы здравоохранения;
- обеспечение перехода отрасли здравоохранения на прогрессивные модели развития, отвечающие требованиям научно-технического прогресса, реализующие возможности современных медицинских и организационных технологий;
- внедрение принципа финансирования медицинских учреждений здравоохранения на основе муниципального заказа.
1.3. Задачи Концепции:
- определение объемов предоставляемой населению медицинской помощи и установление баланса между уровнями потребления населением ресурсов здравоохранения и имеющимися экономическими возможностями (формирование муниципального заказа);
- дифференциация больничных коек по интенсивности лечебно-диагностического процесса;
- перераспределение ресурсного обеспечения здравоохранения по видам помощи и степени интенсивности лечебно-диагностического процесса;
- развитие стационарозамещающих форм медицинского обслуживания населения, альтернативных дорогостоящему стационарному;
- совершенствование работы отделения скорой медицинской помощи;
- внедрение новых медицинских технологий в учреждениях здравоохранения;
- размещение муниципального заказа на медицинские услуги в муниципальном учреждении здравоохранения города.
1.4 Сроки реализации Концепции:
2006 - 2008 годы.
1.5. Заказчик Концепции:
Администрация г. Уварово.
Совет народных депутатов г. Уварово.
1.6. Разработчик Концепции:
Администрация МУЗ "ЦРБ".
1.7. Исполнители Концепции:
Администрация города.
Главный врач (администрация) МУЗ "ЦРБ".
Директора (администрация) аптечных учреждений.
1.8. Источники финансирования Концепции:
- федеральный бюджет в части финансирования национальных проектов;
- областной бюджет в части:
- субсидий на частичное возмещение расходов на содержание межрайонного специализированного подразделения в МУЗ "ЦРБ" г. Уварово;
- субвенций на погашение лизингового кредита на оплату поставленного медицинского оборудования;
- субсидий на частичное возмещение расходов муниципальных образований на оказание скорой неотложной медицинской помощи населению нескольких муниципальных образований;
- субсидий на частичное возмещение расходов муниципальных образований на оказание специализированной медицинской помощи населению нескольких муниципальных образований в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях;
- бюджет ТФОМС;
- бюджет города;
- привлеченные внебюджетные средства.
Мероприятия, финансируемые за счет средств бюджета города, подлежат уточнению в установленном порядке при формировании бюджета города на соответствующий год.
1.9. Ожидаемый результат и критерии их оценки:
- оптимизация расходов на здравоохранение и эффективное использование ресурсов отрасли;
- приведение структуры коечного фонда стационаров в соответствие с реальными потребностями;
- интенсивное использование коечного фонда стационаров за счет увеличения оборота больничной койки;
- улучшение материально-технической базы МУЗ "ЦРБ" г. Уварово;
- повышение материальной заинтересованности медицинского персонала за выполняемую работу.
1.10. Система организации контроля за исполнением Концепции:
Контроль за реализацией Концепции осуществляют администрация города, постоянная комиссия городского Совета народных депутатов по социальным вопросам, взаимодействию с общественностью и СМИ.
Вопросы реализации Концепции рассматриваются:
- у заместителя главы администрации города по социальным вопросам, ежегодно утверждается план реализации Концепции. В конце года заслушивается отчет о выполнении утвержденного плана. Ход реализации Концепции рассматривается - раз в квартал;
- в комиссии по социальным вопросам городского Совета - раз в полгода.
2. Нормативно-правовое обеспечение Концепции:
Конституция Российской Федерации.
Основы законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 N 5487-1.
Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131- ФЗ.
Постановление Правительства РФ "О Программе государственных гарантий гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год" от 26.11.2004 N 690.
Закон "О здравоохранении в Тамбовской области" от 22.01.1999 N 46-З.
Постановление администрации Тамбовской области "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования граждан на территории Тамбовской области на 2006 г." от 29.12.2005 N 1217.
Постановление администрации Тамбовской области "О Программе государственных гарантий оказания населению Тамбовской области бесплатной медицинской помощи на 2006 год" от 23.11.2005 N 1044.
Постановление администрации Тамбовской области "Об организации межрайонных подразделений в лечебно-профилактических учреждениях области" от 19.08.2005 N 739.
Постановление администрации Тамбовской области "О мерах по упорядочению оказания платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения области" от 20.05.2005 г N 388.
Постановление администрации г. Уварово "Об утверждении тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые МУЗ "ЦРБ" г. Уварово" от 25.10.2005 г N 1516.
3. Принятые сокращения:
ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение;
МУЗ - муниципальное учреждение здравоохранения;
ОСМП - отделение скорой медицинской помощи;
СМП - скорая медицинская помощь;
ТФОМС - территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
СМО - страховая медицинская организация;
ТОБМК - Тамбовский областной базовый медицинский колледж.
4. Определения и основные понятия:
Прогрессивные модели медицинского обеспечения населения - наиболее эффективная организация лечебно-диагностического процесса, обеспечивающая наилучший конечный результат.
Медико-социальная помощь - вид помощи, который предоставляется хроническим больным, инвалидам и лицам пожилого и старческого возраста, обеспечивающий преимущественно медицинский уход силами среднего медицинского персонала.
Первичная медико-санитарная помощь - совокупность лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий, проводимых на первом (первичном) уровне контакта населения со службами здравоохранения.
Больница или отделение сестринского ухода - учреждение медико-социального типа, где осуществляется интенсивное сестринское обслуживание и лечение хронических больных, инвалидов, лиц пожилого и старческого возраста.
Центральная районная больница - больница, предназначенная для оказания основных видов квалифицированной медицинской помощи городскому и сельскому населению, проживающему на территории, закрепленной за больницей.
Поликлиника ЦРБ - поликлиника, обслуживающая городское и сельское население по участковому принципу; входит в состав центральной районной больницы.
5. Действующие городские целевые, комплексные
и межведомственные Программы по отрасли здравоохранения:
Городская целевая Программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2003 - 2006 г.г.", утвержденная решением Уваровского городского Совета народных депутатов от 21.08.2003 г. N 339, в состав которой входят следующие подпрограммы:
- "О мерах по развитию онкологической помощи населению г. Уварово";
- "О мерах по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, передаваемых половым путем";
- "Совершенствование службы медицины катастроф";
- "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в г. Уварово на 2003 - 2006 гг.";
- "Неотложные меры по предупреждению дальнейшего распространения в г. Уварово заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)";
- "Вакцинопрофилактика на 2003 - 2006 гг.".#
- Городская целевая Программа "Профилактика внутрибольничных инфекций в г. Уварово на 2006 - 2008 гг.".
6. Обоснование принятия Концепции:
С 01.01.2006 г. в городе функционирует одно муниципальное учреждение здравоохранения для оказания первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи населению города - центральная районная больница (в соответствии с постановлением главы города N 1448 от 12.10 2005 г. проведена реорганизация ЛПУ города в форме присоединения городской больницы к МУЗ "ЦРБ"). На базе центральной районной больницы функционируют: поликлиника, поликлиническое отделение в 1 микрорайоне, 14 специализированных отделений, в т.ч. 3 межрайонных, и 3 лаборатории.
С 2006 г. на базе МУЗ "ЦРБ" г. Уварово будет организовано межрайонное подразделение для оказания стационарной и амбулаторной консультативно-диагностической медицинской помощи населению г. Уварово, Уваровского, Инжавинского, Ржаксинского и Мучкапского районов.
Коечный фонд центральной районной больницы составляет 390 коек. Показатель обеспеченности населения койками на 10 тыс. составляет 98,2%, что является достаточным.
В центральной районной больнице работает 796 сотрудников, в т.ч. врачей - 109, средних медицинских работников - 372, младших медработников - 158. От общего числа сотрудников на долю врачей приходится 13,7%, среднего звена - 46,7%, младшего персонала 19,8%.
Возрастная структура врачебных кадров выглядит следующим образом: лица до 45 лет составляют 43,1%, в возрасте свыше 55 лет - 56,9 %. Такое возрастное соотношение специалистов обеспечивает условия для профессиональной преемственности между медицинским персоналом.
На протяжении последних лет в городе наметилась положительная тенденция к повышению рождаемости (в 2005 году рост на 16%). Показатель младенческой смертности по итогам прошедшего года составил 3,2 промилле.
Стабильно высокими остаются показатели использования ресурсов отрасли - число посещений поликлиники на одного жителя составляет 6,98; количество посещений на одну врачебную должность выросло на 2,3% и составляет на 1 врачебную должность 4282 посещения в год, работа больничной койки в 2005 году составила 290,3, что на 0,4 % больше, чем в 2004 году.
Противоречивость политических и социально-экономических реформ в России нашла зеркальное отражение в сложности проводимых преобразований в системе здравоохранения. Это обусловлено многими факторами, которые можно объединить в три основные группы:
- несовершенство принципов финансирования медицинской помощи, неэффективное использование выделенных ресурсов, господство административно-командных методов управления;
- появление новых проблем, связанных с переходом от государственной системы здравоохранения к бюджетно-страховой с качественно новыми экономическими отношениями;
- диспропорция между отдельными секторами здравоохранения, врачами первичного звена здравоохранения и врачами-специалистами.
Остается достаточно большим процент медицинской помощи населению, оказываемой на затратном стационарном этапе лечения, и как следствие, распределение финансовых средств в отрасли в пользу стационарного звена. В такой ситуации материально-техническое состояние поликлиник ежегодно ухудшается, снижется качество и доступность медицинской помощи для широких слоев населения.
В больничном секторе сохраняется нерациональное распределение больничных коек по уровням организации медицинской помощи и интенсивности лечения. Отсутствует организация системы долечивания больных и проведения восстановительного лечения в учреждениях (отделениях) соответствующего профиля. Недостаточно налажена интеграция в деятельности служб здравоохранения и социального обеспечения. В силу неравномерной концентрации специализированных видов помощи, новейших технологий и современной медицинской аппаратуры в лечебных учреждениях города страдает доступность современной медицинской помощи для населения.
Значительные ресурсы сосредоточены в службе скорой медицинской помощи. Нагрузка на эту службу ежегодно возрастает. Достаточно высоким остается количество вызовов скорой помощи к хроническим больным, основное лечение которых должно осуществляться на уровне амбулаторно-поликлинического звена.
Организация медицинской помощи и управление ею должны носить комплексный характер, на основе системного подхода и этапности в реализации, принятии мер одновременно по нескольким направлениям:
- более широкое использование экономических методов в управлении здравоохранением города;
- оптимизация структуры муниципального здравоохранения, обеспечивающей более рациональное использование ресурсов;
- нормативно-правовое обеспечение преобразований;
- установление четкого взаимодействия между всеми субъектами системы здравоохранения;
- взаимодействие с общественными и иными организациями, имеющими отношение к здравоохранению;
- информационно-методическое обеспечение системы здравоохранения.
Среди перечисленных направлений приоритетным следует считать расширение использования экономических методов управления. Это обеспечит оптимизацию структуры и функционирования отрасли в целом. Желательным условием является работа лечебно-профилактического учреждения как самостоятельно хозяйствующего субъекта, несущего полную ответственность за свою деятельность. Такой статус лечебно-профилактического учреждения позволит ему более активно включаться в конкуренцию, которая просто необходима как фактор, стимулирующий совершенствование деятельности учреждения, функционирующего на рынке медицинских услуг. Решающее значение для успешной работы учреждений является материальная заинтересованность персонала, что обеспечивается использованием сдельной оплаты труда, в частности, получивших достаточно широкое распространение подрядных форм организации и оплаты труда. В современных условиях меняются принципы финансирования лечебных учреждений. Уже сегодня необходимо разработать методику формирования и расчет норматива финансовых затрат на предоставление муниципальных заказов за оказание медицинской помощи, где норматив будет являться основанием для защиты бюджета отрасли. Другим источником поступления финансовых средств должно стать участие в федеральных и областных программах, а также привлечение внебюджетных средств.
Преобразования стационарной службы должны быть направлены на укрепление материально-технической базы с широкими диагностическими и лечебными возможностям, расширение стационарозамещающих технологий.
Реорганизация амбулаторно-поликлинической службы должна предусматривать более полное удовлетворение основных потребностей населения:
- максимальное приближение основных видов медицинской помощи (терапевтической, педиатрической, акушерско-гинекологической, стоматологической) к месту жительства;
- обеспечение равных возможностей (диагностических, лечебно-реабилитационных) всем жителям города.
Реализация указанных подходов наиболее вероятна через создание межрайонных подразделений, которые позволят сконцентрировать ресурсы, рационализировать их использование и на этой основе расширить возможности каждого подразделения.
Сегодня одной из причин затянувшегося реформирования и неудовлетворительной реализации закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" является недостаточное нормативно-правовое обеспечение. Без документов, регламентирующих работу здравоохранения в новых условиях, провести реорганизацию службы крайне тяжело.
Таким образом, в сложившихся социально-экономических условиях на современном этапе развития города есть необходимость в определенной структурной реорганизации системы муниципального здравоохранения. Эта реорганизация требует комплексного анализа и принятия конкретных мер, направленных на оптимизацию структуры здравоохранения, рационализацию его функционирования и использование ресурсов, которыми оно располагает для полного удовлетворения потребностей населения в медицинских услугах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.