1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании статьи 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и определяет порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления на территории Петровского района.
1.2. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются районным Советом народных депутатов по предложению населения, проживающего на данной территории.
1.3. Территориальное общественное самоуправление на территории района осуществляется в следующих формах:
- проведение собраний, конференций граждан;
- создание органов территориального общественного самоуправления (советы, комитеты населенных пунктов, микрорайонов и т.п.), а также органов общественной самодеятельности населения по месту жительства (домовые, уличные комитеты и т.п.).
1.4. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:
- территории поселений, не являющихся муниципальными образованиями;
- сельский населенный пункт, не являющийся поселением;
- жилой микрорайон, группа жилых домов;
- многоквартирный жилой дом, подъезд многоквартирного жилого дома;
- иные территории проживания граждан.
1.5. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления администрацией района, местной администрацией сельсовета.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
1) территории, на которой оно осуществляется:
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
2. Порядок проведения и полномочия собрания, конференции граждан,
осуществляющих территориальное общественное самоуправление
2.1. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
2.2. Собрания, конференции граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления созываются инициативной группой. Формирование инициативной группы по проведению собраний, конференций граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления осуществляется на основе волеизъявления граждан на собраниях по месту жительства, на сходах граждан.
Членом инициативной группы может быть совершеннолетний дееспособный гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления района.
Инициативная группа считается созданной с момента принятия решения об ее создании. Указанное решение оформляется протоколом заседания и подписывается председателем и секретарем собрания, схода граждан.
2.3. Инициативная группа по проведению собраний и конференций граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления информирует население о времени, месте проведения собрания, конференции, определяет тему, повестку дня, ведет подготовку проектов решений собраний, конференций граждан, решает вопросы взаимодействия с органами местного самоуправления района, сельского поселения.
Инициативная группа информирует органы местного самоуправления о своем решении и дате проведения собрания, конференции граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления, представляет план (схему) территории, на которой создается территориальное общественное самоуправление, с указанием ее границ.
Представительный орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение об установлении границ территориального общественного самоуправления либо вносит мотивированное предложение по их изменению, о чем извещает инициативную группу.
2.4. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
2.5. Собрание, конференция граждан открывается руководителем инициативной группы.
Для ведения собрания, конференции граждан избирается президиум. Повестка дня утверждается собранием, конференцией граждан.
На собрании, конференции граждан ведется протокол, в котором указываются следующие данные: дата и место проведения, общее число граждан, имеющих право принимать решения на собрании, конференции, количество жителей, принявших участие в работе собрания, конференции, состав президиума, повестка дня, содержание выступлений, принятые решения, результаты голосования по ним. Решения собраний, конференций граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления в течение 10 дней доводятся до органов местного самоуправления, населения.
Решения территориального общественного самоуправления, принятые на собрании, конференции граждан, а также решения органов территориального общественного самоуправления в случае их противоречия федеральным законам и законам области, муниципальным правовым актам могут быть отменены соответственно собранием, конференцией граждан, органом территориального общественного самоуправления, их принявшими, либо в судебном порядке.
3. Полномочия и организация работы органов
территориального общественного самоуправления
3.1. Органы территориального общественного самоуправления, исходя из принципов их организации, осуществляемых ими полномочий, их правового статуса и их специфики соответствующей части территории муниципального образования подразделяются на:
советы сельских населенных пунктов (село, деревня и т.д.), микрорайонов, жилищных комплексов, и т.п.;
объединения жителей-собственников в едином комплексе недвижимого имущества (кондоминиумы, ЖСК, МЖК и т.п.);
квартальные, уличные, дворовые, домовые и т.п. советы (комитеты).
3.2. Органы территориального общественного самоуправления создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления.
Выборы органов территориального общественного самоуправления могут проводиться на общих собраниях, конференциях граждан по месту жительства.
Собрания, конференции граждан определяют срок полномочий органов территориального общественного самоуправления.
Подготовка и проведение выборов органов территориального общественного самоуправления осуществляются открыто и гласно. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, проводятся за счет органов территориального общественного самоуправления и их учредителей.
Избранными в состав органов территориального общественного самоуправления считаются граждане, получившие большинство голосов от числа граждан, принявших участие в голосовании.
Избранный орган территориального общественного самоуправления решает с органами местного самоуправления вопросы его размещения и юридического адреса территориального общественного самоуправления.
3.3. Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
3.4. Полномочия органов территориального общественного самоуправления определяются их уставами с учетом полномочий, передаваемых им органами местного самоуправления.
3.5. В пределах полномочий, определенных уставом, орган территориального общественного самоуправления имеет право:
1) заключать договоры и соглашения с органами местного самоуправления, а также с другими организациями;
2) принимать участие с правом совещательного голоса в заседаниях органов местного самоуправления по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории;
3) распоряжаться финансовыми средствами территориального общественного самоуправления;
4) пользоваться собственностью, переданной территориальному общественному самоуправлению органами местного самоуправления на правах хозяйственного ведения или оперативного управления в порядке и на условиях, определенных законом или договором;
5) с учетом застройки соответствующей территории разрабатывать планы ее обустройства, привлекать на добровольной основе средства населения и организаций, создавать фонды местной инициативы;
6) содействовать созданию организаций для оказания услуг населению;
7) реализовывать другие полномочия территориального общественного самоуправления, не противоречащие действующему законодательству.
3.6. Органы местного самоуправления могут устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления по согласованию с ними, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления.
3.7. Для контроля и проверки финансовой деятельности органов территориального общественного самоуправления собрание, конференция граждан из своего состава избирает контрольную (ревизионную) комиссию, являющуюся контрольно-ревизионным органом территориального общественного самоуправления.
На комиссию могут быть возложены функции по контролю за выполнением устава территориального общественного самоуправления.
Для проверки финансовой деятельности органа территориального общественного самоуправления комиссией могут привлекаться аудиторские организации.
Порядок избрания, деятельность контрольной (ревизионной) комиссии, ее права и обязанности регламентируются уставом территориального общественного самоуправления.
4. Экономическая и финансовая основа территориального
общественного самоуправления
4.1. К собственности территориального общественного самоуправления относятся денежные средства и имущество, передаваемые ему органами местного самоуправления, иными субъектами, а также имущество, создаваемое или приобретаемое за счет собственных средств.
Владение, пользование и распоряжение собственностью осуществляют собрания, конференции граждан по месту жительства, а также по их поручению - органы территориального общественного самоуправления.
4.2. Собрание, конференция жителей, а также орган территориального общественного самоуправления вправе вносить предложения о передаче или продаже 8 их собственность предприятий, организаций, учреждений, их структурных подразделений, а также иных объектов, относящихся к муниципальной собственности, если они имеют важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения соответствующей территории.
Порядок передачи, продажи, купли, а также перечень имущества, безвозмездно передаваемого в собственность территориального общественного самоуправления, и порядок рассмотрения возникающих при этом споров определяются соответствующими договорами.
4.3. Финансовые ресурсы территориального общественного самоуправления состоят из собственных, заемных средств, а также средств, передаваемых им по договору органами местного самоуправления под определенные цели.
Собственные финансовые ресурсы образуются за счет доходов от экономической деятельности органов территориального общественного самоуправления, добровольных взносов и пожертвований предприятий, организаций, учреждений и граждан, а также других поступлений.
Органы территориального общественного самоуправления самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые ресурсы в соответствии с уставными целями и программами социально-экономического развития соответствующих территорий.
4.4. Имущество, созданное за счет средств и хозяйственной инициативы территориального общественного самоуправления, приобретенное им или переданное ему органами местного самоуправления или другими юридическими лицами, является собственностью территориального общественного самоуправления.
Устав о территориальном общественном самоуправлении может предусматривать случаи, при которых решение вопроса о создании, передаче, сдаче в аренду, продаже имущества, находящегося в общей собственности граждан, осуществляется непосредственно по решению собрания, конференции граждан.
Собственностью территориального общественного самоуправления являются финансовые средства, полученные за счет хозяйственной деятельности территориального общественного самоуправления, переданные органами местного самоуправления, а также поступившие в качестве добровольных взносов и пожертвований от граждан, юридических лиц, общественных объединений.
Распоряжение финансовыми средствами осуществляется органом территориального общественного самоуправления на основе соответствующих смет доходов и расходов. Годовые отчеты об исполнении сметы рассматриваются и утверждаются собраниями, конференциями граждан.
5. Гарантии и ответственность территориального
общественного самоуправления
5.1. Решения территориального общественного самоуправления, принятые им в пределах своих полномочий, подлежат обязательному рассмотрению и принятию по ним мер в установленные законодательством сроки теми органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, кому они адресованы.
Юридические лица, независимо от их подчиненности и организационно-правовой формы, в обязательном порядке согласовывают с соответствующими органами территориального общественного самоуправления свои мероприятия, которые по своим возможным последствиям могут ухудшить среду обитания населения или нанести ущерб интересам жителей данной территории.
Юридические лица и граждане несут перед территориальным общественным самоуправлением ответственность, в том числе имущественную, возмещая в полном объеме вред, причиненный их действием или бездействием населению, окружающей природной среде, а также вред, нанесенный в результате невыполнения решений территориального общественного самоуправления, в соответствии с законодательством.
Органы территориального общественного самоуправления вправе предъявлять в суд заявление (иск) о признании недействительными нормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений (приказов) других юридических лиц, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на соответствующей территории, а также полномочия территориального общественного самоуправления в соответствии с законодательством.
5.2. Органы территориального общественного самоуправления несут юридическую ответственность за законность и обоснованность принимаемых решений.
Ответственность органов территориального общественного самоуправления перед населением соответствующей территории наступает в случае нарушения ими действующего законодательства, устава территориального общественного самоуправления, либо утраты ими доверия населения на основании и в порядке, предусмотренными Уставом территориального общественного самоуправления.
Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, действия или бездействия органов территориального общественного самоуправления, возмещается в полном объеме предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам за счет собственных средств.
Споры по восстановлению нарушенных прав предприятий, организаций, учреждений и граждан, возникающие в результате действий или бездействия органов территориального общественного самоуправления, решаются в суде или арбитражном суде.
Споры и разногласия между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления разрешаются посредством согласительных процедур.
В случае недостижения согласованного решения стороны могут передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
5.3. Деятельность территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления) прекращается решением собрания, конференции граждан соответствующей территории или решением суда.
С иском о прекращении деятельности территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления) могут выступать органы местного самоуправления, органы государственной власти района, органы юстиции и прокуратуры.
Имущество и финансовые средства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов и производства необходимых выплат, передаются в управление органов местного самоуправления для использования в интересах жителей соответствующей территории.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о территориальном общественном самоуправлении в Петровском районе Тамбовской области (утв. решением Петровского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 21 апреля 2005 г. N 141)
Текст Положения опубликован в газете "Сельские зори" от 20 мая 2005 г. N 60 - 61 (11199 - 11200)