Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 12. Мониторинг природных ресурсов. Государственный
контроль за их использованием и охраной
Статья 61. Мониторинг состояния природных ресурсов
1. Мониторинг состояния природных ресурсов организуется в целях наблюдения за происходящими с ними физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, недр, водных объектов и последствиями их влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных лиц информацией об изменениях в окружающей природной среде.
2. Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, информационного обеспечения ведения государственного земельного кадастра и земельного контроля за использованием и охраной земель, а также граждан о состоянии земель. Структура, содержание и порядок осуществления мониторинга устанавливаются Правительством Российской Федерации.
См. Положение об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846
3. Мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в них процессов, сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы является составной частью геологического изучения недр.
Организация государственного геологического изучения недр возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр.
4. Мониторинг лесов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и повышения их экологических функций.
Порядок осуществления мониторинга лесов устанавливается федеральным органом управления лесным хозяйством совместно со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды.
Основные положения лесного мониторинга в России приняты постановлением коллегии Рослесхоза от 19 октября 1993 г.
5. Государственный мониторинг объектов животного мира - система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания.
Государственный мониторинг объектов животного мира проводится в целях своевременного выявления указанных в части первой настоящей статьи параметров, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования.
Порядок ведения государственного мониторинга объектов животного мира устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 1342 установлен порядок ведения государственного мониторинга объектов животного мира
6. Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния, обеспечивающую сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий.
Государственный мониторинг водных объектов является составной частью системы государственного мониторинга окружающей природной среды.
Государственный мониторинг водных объектов ведется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда совместно со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, с государственным органом управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и государственным органом управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам).
Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.
7. Ведомственный мониторинг осуществляется физическими и юридическими лицами - природопользователями. Информация результатов ведомственного мониторинга передается бесплатно специально уполномоченному государственному органу в области охраны окружающей природной среды.
Статья 62. Экологические требования при осуществлении хозяйственной деятельности
1. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, в энергетике, оказывающих влияние на состояние природных ресурсов, должны предусматриваться мероприятия по:
охране природы, рациональному использованию природных ресурсов;
обезвреживанию и утилизации вредных отходов;
внедрению ресурсосберегающих малоотходных, безотходных технологий;
оздоровлению окружающей природной среды.
2. Технико-экономическое обоснование проектов и проекты на строительство предприятий, сооружений и иных объектов проходят государственную экологическую экспертизу.
3. Строительство, реконструкция предприятий, сооружений осуществляется по проектам, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы, в соответствии с природоохранительными, санитарными, строительными нормами и правилами.
4. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов, а также по снижению воздействий шума, высокочастотных и радиоактивных излучений до уровня предельно допустимых нормативов, средствами контроля за загрязнением окружающей природной среды.
5. При проектировании, строительстве и реконструкции объектов, а также при внедрении технологических процессов, влияющих на состояние водных объектов, необходимо предусматривать создание замкнутых систем технического водоснабжения.
Производство строительных и взрывных работ, прокладка кабелей, трубопроводов и других коммуникаций и иные работы на водных объектах производятся по согласованию с территориальным органом специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда и недр.
6. Физические и юридические лица, ведущие сельское хозяйство, обязаны выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов, лесов и иной растительности, объектов животного мира и среды их обитания от последствий применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей природной среды, причиняющих вред здоровью человека.
Животноводческие фермы и комплексы, предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, поверхностей водосборов водоемов и атмосферного воздуха.
Статья 63. Экологическая экспертиза
1. Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности.
2. Государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, широкой гласности и участия общественности, ответственности ее участников за организацию проведения и качество экологической экспертизы.
3. Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду.
4. Проекты и программы, не получившие положительного заключения государственной экологической экспертизы, утверждению не подлежат и работы по их реализации финансировать запрещается.
5. Перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тамбовской области.
Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
6. Государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов.
7. Государственная экологическая экспертиза осуществляется специально уполномоченными государственными органами в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Тамбовской области.
Статья 64. Государственный контроль за использованием и охраной природных ресурсов области
См. также Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"
1. Задачи государственного контроля за использованием и охраной земель состоят в обеспечении соблюдения всеми юридическими и физическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.
Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется администрацией области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в области охраны природных ресурсов и окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель устанавливается федеральным законодательством.
2. Задачей государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.
Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.
Полномочия органов государственного геологического контроля, права, обязанности и порядок их работы определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
3. Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр.
Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, возлагается на органы государственного горного надзора. Органы государственного горного надзора осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами государственного геологического контроля, природоохранными и иными контрольными органами, профессиональными союзами.
Полномочия органов государственного горного надзора, права, обязанности и порядок их работы определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
4. Задачей государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов является обеспечение соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, правил отпуска древесины на корню, рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования и прочих рубок, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляется администрацией области, территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством, специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Порядок осуществления федеральным органом управления лесным хозяйством и его территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов устанавливается Правительством Российской Федерации.
5. Задачей государственного контроля в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания является обеспечение соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований федерального законодательства и законодательства области об охране и использовании объектов животного мира.
Порядок государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания устанавливается Правительством Российской Федерации.
6. Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов призван обеспечить соблюдение:
порядка использования и охраны водных объектов;
лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);
стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов;
режима использования территорий водоохранных зон;
иных требований водного законодательства Российской Федерации.
Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляется администрацией области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в области охраны природных ресурсов и окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной водных объектов определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 65. Производственный экологический контроль
Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятия, учреждения, другой организацией.
Задачами производственного экологического контроля являются проверка выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды, выполнения требований природоохранительного законодательства.
Порядок организации производственного экологического контроля регулируется Положением о службе экологического контроля, утвержденным предприятием или другой организацией.
Статья 66. Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) и общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)
1. Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.
Задачами общественного экологического контроля является проверка выполнения требований экологического законодательства предприятиями, учреждениями, организациями области.
3. По инициативе научных коллективов, общественных объединений может проводиться общественная экологическая экспертиза.
Общественная экологическая экспертиза становится юридически обязательной после утверждения ее результатов соответствующими органами государственной экологической экспертизы.
Председатель, члены общественных коллективов экспертов несут ответственность за правильность, обоснованность своих экспертных оценок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 67. Программы области по охране и воспроизводству природных ресурсов
1. В целях реализации требований настоящего Закона и иных нормативных актов, регулирующих отношения по использованию, охране и воспроизводству природных ресурсов, осуществляется разработка и реализация специальных областных программ.
2. Областные программы по охране и воспроизводству природных ресурсов разрабатываются администрацией области с участием природоохранных органов и утверждаются областной Думой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.