Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 9. Экономический механизм использования, охраны,
защиты и восстановления природных ресурсов
См. также Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Статья 43. Принципы экономического регулирования рационального использования, восстановления и охраны природных ресурсов
1. Основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны природных ресурсов является платность природопользования.
2. Экономическое регулирование использования, восстановления и охраны природных ресурсов предусматривает создание систем:
платежей, связанных с использованием природных ресурсов;
финансирования восстановления и охраны природных ресурсов;
экономического стимулирования рационального использования, восстановления и охраны природных ресурсов.
Статья 44. Задачи экономического механизма рационального использования, охраны, защиты и восстановления природных ресурсов
1. Экономический механизм использования, охраны, защиты и восстановления природных ресурсов имеет своими задачами:
а) планирование и финансирование мероприятий по охране, защите и восстановлению природных ресурсов;
б) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
в) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
г) предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране, защите и восстановлению природных ресурсов;
д) возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
Статья 45. Учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов
1. Количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, их социально-экономическая оценка осуществляется государственными природоохранительными органами Российской Федерации совместно с органами государственной статистики и природопользователями.
2. Федеральным законодательством на государственные природоохранительные органы возлагается ведение государственного земельного, водного, лесного кадастров, государственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов.
О ведении государственного кадастра объектов животного мира см. постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 1342
См. Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденные приказом Госкомэкологии РФ от 4 июля 1997 г. N 312
3. Областной кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и областной баланс запасов полезных ископаемых ведется органом исполнительной власти области в соответствии с федеральным законодательством.
4. Для определения промышленной ценности месторождений общераспространенных полезных ископаемых и участков недр областного значения, наиболее эффективных и безопасных способов их отработки осуществляется геолого-экономическая и стоимостная оценка месторождений на основе методик, устанавливаемых федеральным органом управления государственным фондом недр.
Статья 46. Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию
1. Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития с учетом природоресурсного потенциала области.
2. Финансирование программ и мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию в областном и местных бюджетах выделяется отдельной строкой.
Статья 47. Договор и лицензия на комплексное природопользование
1. Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и администрацией области на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование.
Об экологической экспертизе см. также:
Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе",
Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы", утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698
2. Договор на комплексное природопользование предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров.
3. Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдается природопользователю специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды с указанием:
видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов;
экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований.
См. также Временное положение о порядке выдачи лицензии на комплексное природопользование, утвержденное приказом Минприроды РФ от 23 декабря 1993 г. N 273
4. Порядок лицензирования комплексного природопользования и заключения договора регулируется законодательством Российской Федерации и области.
Статья 48. Лимиты на природопользование
1. Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.
2. Лимиты на природопользование устанавливаются предприятиям-природопользователям специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, исходя из необходимости поэтапного достижения нормативных объемов использования (изъятия) природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки в регионе.
3. Срок достижения нормативных объемов природопользования и лимиты по годам устанавливаются в соответствии с утвержденными показателями государственных и областных экологических программ.
Статья 49. Нормирование в области рационального использования, восстановления и охраны природных ресурсов
1. Нормирование природопользования производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.
2. Нормирование природопользования заключается в установлении лимитов использования природных ресурсов, нормативов качества, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также стандартов, иных нормативов и правил в области использования, восстановления и охраны природных ресурсов.
3. Нормативы качества окружающей природной среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов и обеспечения экологической безопасности населения.
4. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
5. При нарушении требований нормативов качества природной среды, установленных нормативов воздействия на окружающую среду хозяйственная и иная деятельность может быть ограничена, приостановлена или прекращена специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и природопользования, санитарно-эпидемиологического надзора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.