Закон Тамбовской области от 27 декабря 2007 г. N 333-З
"Об областной целевой программе "Школьное питание в Тамбовской области на 2008 - 2010 годы"
(принят Тамбовской областной Думой 25 декабря 2007 г.)
5 июня, 1 декабря 2008 г.
Законом Тамбовской области от 18 декабря 2008 г. N 477-З настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2009 г.
См. экспертное заключение отдела Управления Министерства юстиции РФ по ЦФО в Тамбовской области от 21 января 2008 г. N 19 на настоящий Закон
Глава администрации |
О.И.Бетин |
г. Тамбов
27 декабря 2007 г.
N 333-З
Областная целевая программа
"Школьное питание в Тамбовской области на 2008 - 2010 годы"
(утв. Законом Тамбовской области от 27 декабря 2007 г. N 333-З)
5 июня, 1 декабря 2008 г.
Законом Тамбовской области от 1 декабря 2008 г. N 474-З в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт программы
Наименование программы |
Областная целевая программа "Школьное питание в Тамбовской области на 2008 - 2010 годы" (далее программа) |
Заказчик программы |
Администрация Тамбовской области |
Разработчик программы |
Управление образования и науки области |
Цели программы |
Укрепление здоровья детей школьного возраста путем обеспечения качественным сбалансированным питанием. Создание рациональной, экономически эффективной системы организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений области, основанной на принципах централизации и индустриализации. |
Задачи программы |
Обеспечение питанием отдельных категорий обучающихся муниципальных образовательных учреждений. Внедрение механизмов частно-государственного партнерства, направленного на комплексную модернизацию материально-технической базы школьного питания, реконструкцию и переоснащение школьных базовых столовых, пищеблоков, использование новых современных технологий приготовления пищевой продукции для общеобразовательных учреждений области. Создание новой модели управления системой школьного питания, совершенствование форм и методов контроля за качеством реализуемой продукции. Повышение квалификации кадров системы школьного питания. |
Сроки и этапы реализации программы |
2008 - 2010 годы. Этапы реализации: 1 этап - (2008 год) - этап, в течение которого разрабатывается проектно-сметная документация и начинается строительство комбината школьного питания. 2 этап - 2009 год - этап формирования кадрового потенциала сферы питания, завершения строительства комбината школьного питания, переоснащения школьных пищеблоков, столовых, реконструкции школьных базовых столовых. 3 этап - 2010 год - завершающий этап, предполагает организацию стабильного функционирования всей основной инфраструктуры системы школьного питания. |
Объем и источники финансирования программы |
Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Общий объем финансирования составляет 348024400 рублей, в том числе: 2008 год - 126198,1 тыс.руб. 2009 год - 128499,9 тыс.руб. 2010 год - 93326,4 тыс.руб. |
1.Характеристика проблемы и обоснование ее решения
программно-целевыми методами
Здоровье детей - это важнейший вопрос обеспечения будущего нации.
Здоровое питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, увеличивает адаптационные возможности организма, оказывает существенное влияние на формирование и состояние здоровья человека на протяжении всей последующей жизни.
Особое значение приобретает правильное школьное питание в связи с тем, что в последнее время дети проводят в школе все больше времени при весьма интенсивном характере процесса обучения.
Однако в этой сфере имеется ряд отрицательно воздействующих факторов, негативных тенденций.
Существующая система организации питания является экономически невыгодной, трудно управляемой и контролируемой.
Горячим питанием в области охвачено только 67,5% школьников. Не имеют столовых 25,0% школ области, 73,0% пищеблоков школ работают на сырье, не имея для этого достаточного набора помещений. Около 19,9% школ имеют только буфеты. Неуклонно возрастает общая тенденция к замене горячего питания буфетной продукцией. Непривлекателен вид обеденных залов ряда школьных столовых, особенно низок уровень организации питания школьников в сельской местности.
Рацион питания школьников оставляет желать лучшего. Не уделяется должного внимания научным рекомендациям, не выдерживаются принципы сбалансированности, не обеспечиваются потребности школьников в пищевых веществах, макро- и микронутриентах. Объясняется это тем, что меню составляется с учетом, главным образом, стоимости продуктов питания, а не потребностей ребенка.
Недостаточное потребление белков, витаминов, аминокислот, микроэлементов отрицательно сказывается на показателях физического развития, способствует постепенному развитию обменных нарушений, хронических заболеваний. В структуре заболеваний среди школьников продолжает расти удельный вес болезней желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, крови, эндокринной системы, обмена веществ. Так, в 2007 году количество болезней органов пищеварения среди детей до 14 лет возросло по сравнению с 2004 годом в 1,2 раза, число страдающих ожирением увеличилось в 1,7 раза. У 50,0% детей и подростков понижены иммунитет, адаптация к изменениям окружающей среды.
Значительное количество воды, употребляемой в школах, не соответствует санитарным нормам по причине неудовлетворительного состояния водопроводных систем. Высокое содержание в воде хлора и его соединений провоцирует респираторно-вирусные заболевания, пневмонию, гастриты, а также предположительно - онкологические заболевания.
Устаревшая материально - техническая база и высокая степень износа технологического оборудования школьных пищеблоков не позволяют достигнуть необходимых санитарных и технологических показателей при производстве продукции. По данным мониторинга, проводимого управлением образования и науки области, требуют проведения капитального ремонта 8,0% пищеблоков школьных столовых. Не оборудованы системой водоснабжения 12,6% школьных пищеблоков, 10,0% не имеют канализации. Холодильное, тепловое и технологическое оборудование в 25,0% школьных столовых эксплуатируется уже более 20 - 25 лет и требует полной замены.
Недостаточно высок уровень специалистов, занятых в сфере школьного питания.
В настоящее время финансирование школьного питания осуществляется за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, родительских средств. Однако низкий уровень материального достатка многих семей не позволяет родителям не только оплачивать питание детей в образовательных учреждениях, но даже обеспечить их полноценным питанием дома. Необходимо совершенствование схем финансирования школьного питания, оптимизация затрат, минимизация производственных издержек.
Анализ данных проблем позволяет сделать вывод о назревшей необходимости системных действий, применения эффективных, согласованных механизмов преодоления сложившейся ситуации.
Использование программно-целевого метода в данном случае обусловлено комплексным характером поставленных задач, необходимостью координации действий органов государственной власти области, исполнительных органов муниципальных образований, учреждений и организаций, общественности.
Программа развития питания должна стать организационной основой проведения государственной политики в данной сфере. Необходимо сформировать эффективную систему школьного питания с современной материально-технической базой, внедрением новых технологий производства, форм и методов обслуживания, совершенствовать работу сельских общеобразовательных учреждений по самообеспечению сельскохозяйственными продуктами, усилить контроль качества и безопасности продуктов.
В условиях реформирования бюджетного процесса реализация программы позволит обеспечить смещение акцентов с управления расходами на управление результатами, решение проблем на основе рационального использования имеющихся финансовых, материальных, кадровых и иных ресурсов.
Принятие и реализация данной программы является необходимым условием участия региона в федеральных целевых программах, конкурсах, условием сотрудничества с Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральным агентством по образованию, Институтом питания РАМН, АНО "Институт Отраслевого Питания" по вопросу организации школьного питания.
2. Цели и задачи программы
Целями программы являются:
Укрепление здоровья детей школьного возраста путем обеспечения качественным сбалансированным питанием;
создание рациональной, экономически эффективной системы организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений области, основанной на принципах централизации и индустриализации.
Цели программы многокомпонентны, их достижение обеспечивается решением следующих задач:
обеспечение питанием отдельных категорий обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений.
внедрение механизмов частно-государственного партнерства, направленного на комплексную модернизацию материально-технической базы школьного питания, реконструкцию и переоснащение школьных базовых столовых, пищеблоков, использование новых современных технологий приготовления пищевой продукции для общеобразовательных учреждений области.
создание новой модели управления системой школьного питания, совершенствование форм и методов контроля за качеством реализуемой продукции.
повышение квалификации кадров системы школьного питания.
Реализация программы рассчитана на 3 года, предполагает 3 этапа:
1 этап - 2008 год - является организационным этапом, этапом разработки основных подходов к комплексной модернизации материально-технической базы школьного питания, научно-методического обеспечения, выстраивания механизмов частно-государственного партнерства и новой модели управления системой школьного питания. На этом этапе разрабатывается проектно-сметная документация и начинается строительство комбината школьного питания.
2 этап - 2009 год - этап внедрения современного научно-методического и медико-биологического обеспечения, формирования кадрового потенциала сферы питания, завершения строительства комбината школьного питания, переоснащения школьных пищеблоков, столовых, реконструкции школьных базовых столовых.
3 этап - 2010 год - завершающий этап, предполагает организацию стабильного функционирования всей основной инфраструктуры системы школьного питания.
Законом Тамбовской области от 1 декабря 2008 г. N 474-З в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения
3. Система программных мероприятий
Разработка мероприятий программы проводилась представителями органов государственной власти области, заинтересованных некоммерческих организаций на основе анализа сложившейся ситуации, возможностей оптимального и своевременного решения существующих проблем.
Программные мероприятия
N п п |
Программные мероприятия |
Источники финансирования (бюджет) |
Финансовые затраты на реализацию (тыс. рублей) |
Сроки выполнения |
Показатели эффективности |
Ответственные исполнители программы |
|||
Всего |
В том числе по годам |
||||||||
2008 |
2009 |
2010 |
|||||||
1. Обеспечение питанием отдельных категорий обучающихся | |||||||||
1.1 |
Обеспечение горячим питанием обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений |
Областной |
129057,5 |
40327,5 |
42933,9 |
45796,1 |
Весь период |
Количество обучающихся, нуждающихся в государственной поддержке, обеспеченных горячим питанием |
Управление образования и науки области |
1.2 |
Обеспечение горячим питанием обучающихся из многодетных семей в рамках Закона области "О мерах по социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области" |
Областной |
117566,9 |
36570,6 |
39166,0 |
41830,3 |
Весь период |
Количество обучающихся из многодетных семей, обеспеченных горячим питанием |
Управление труда и социального развития области |
2. Комплексная модернизация материально-технической базы школьного питания | |||||||||
2.1 |
Разработка экспериментального проекта и программы комплексной модернизации системы питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях Тамбовской области |
Областной |
1320 |
1320 |
|
|
2008 |
Количество обучающихся, обеспеченных качественным горячим питанием |
Управление образования и науки области |
2.2 |
* Строительство и оснащение оборудованием комбината школьного питания |
Областной |
80000 |
40000 |
40000 |
- |
2009 |
|
Управление инвестиций области |
2.3 |
Ремонт школьных базовых столовых |
Областной |
3000 |
|
|
3000 |
2010 |
Количество отремонтированных школьных базовых столовых |
Управление образования и науки области |
2.4 |
Обеспечение пищеблоков образовательных учреждений современным технологическим оборудованием |
Областной |
2000 |
|
|
2000 |
2010 |
Количество пищеблоков, оснащенных современным технологическим оборудованием |
Управление образования и науки области |
2.5 |
Обеспечение управления реализацией экспериментального проекта комплексной модернизации системы питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях Тамбовской области |
Областной |
6200 |
2500 |
3700 |
- |
2008 - 2009 |
Количество обучающихся, обеспеченных качественным горячим питанием |
Управление образования и науки области |
2.6 |
Разработка бренда предприятия-организатора школьного питания, дизайн проекта школьных столовых |
Областной |
30 |
30 |
- |
- |
2008 |
Управление образования и науки области |
|
2.7 |
Разработка проектно-сметной документации на строительство комбината школьного питания |
Областной |
3500 |
3500 |
- |
- |
2008 |
Управление образования и науки области |
|
2.8 |
Формирование уставного фонда Тамбовского областного государственного унитарного предприятия "Учебно-производственный центр "Комбинат школьного питания" |
Областной |
500 |
500 |
|
|
2008 |
Управление образования и науки области |
|
3. Создание новой модели управления системой школьного питания, совершенствование форм и методов контроля за качеством реализуемой продукции. | |||||||||
3.1 |
Научно-методическое и медико-биологическое обеспечение модернизации сферы школьного питания |
|
300 |
100 |
100 |
100 |
Весь период |
Количество обучающихся, обеспеченных качественным горячим питанием
Снижение количества школьников, имеющих заболевания системы пищеварения |
Управление образования и науки области |
3.2 |
Создание системы производственного контроля за качеством и безопасностью сырья и вырабатываемой пищевой продукции, оборудование пищевой технологической лаборатории |
Областной |
1300 |
200 |
1050 |
50 |
Ежегодно |
Управление образования и науки области |
|
3.3 |
Проведение мониторинга организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях области |
Областной |
150 |
50 |
50 |
50 |
Ежегодно |
Управление образования и науки области |
|
3.4 |
Создание условий для обследования состояния здоровья обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений области |
Областной |
900 |
500 |
200 |
200 |
Ежегодно |
Управление образования и науки области |
|
3.5 |
Проведение исследований влияния сбалансированного питания на основные параметры здоровья детей школьного возраста |
Областной |
1300 |
300 |
1000 |
- |
2008 - 2009 |
Количество школьников, прошедших обследование |
Управление здравоохранения области |
4. Повышение квалификации кадров системы школьного питания. | |||||||||
4.1 |
Повышение квалификации работников системы школьного питания |
Областной |
600 |
200 |
200 |
200 |
Ежегодно |
Количество работников системы школьного питания прошедших курсы повышения квалификации |
Управление образования и науки области |
4.2 |
Организация областных мероприятий (тематических семинаров со специалистами конкурсов, круглых столов по обмену опытом и др.) |
Областной |
300 |
100 |
100 |
100 |
Ежегодно |
Количество участников областных мероприятий |
Управление образования и науки области |
|
Итого: |
348024,4 |
126198,1 |
128499,9 |
93326,4 |
|
|
|
* установить, что расходы инвестиционного характера, связанные со строительством комбината школьного питания могут производиться при условии выделения средств в рамках областной адресной инвестиционной программы
Законом Тамбовской области от 1 декабря 2008 г. N 474-З в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Финансирование программы производится за счет средств областного бюджета.
Общий объем финансирования программы составляет 348024,4 рублей.
Планируется следующее распределение объемов ассигнований, выделяемых на планируемые мероприятия:
Год |
Областной бюджет |
Всего за год (тыс. руб.) |
|||
Управление труда и социального развития области (тыс. руб.) |
Управление образования и науки области (тыс. руб.) |
Управление инвестиций области (тыс. руб.) |
Управление здравоохранения области (тыс. руб.) |
||
2008 |
36570,6 |
49327,5 |
40000,0 |
300,0 |
126198,1 |
2009 |
39166,0 |
48333,9 |
40000,0 |
1000,0 |
128499,9 |
2010 |
41830,3 |
51496,1 |
- |
- |
93326,4 |
Итого: |
117566,9 |
149157,5 |
80000,0 |
1300,0 |
348024,4 |
В ходе реализации программы в качестве основы будут использованы уже существующие, а также созданы новые организационные структуры, подготовлены квалифицированные кадры, направлены технические, материальные средства для создания единой системы организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений области.
5. Механизм реализации программы
Государственным заказчиком программы является администрация Тамбовской области.
Выполнение поставленных в программе задач представляет собой осуществление целостного комплекса мероприятий, составляющих функциональное единство. Исполнение программы осуществляется на основе развития конкурентных начал, информационной открытости, прозрачности финансирования.
Реалистичность достижения целей программы основана на организации конструктивного взаимодействия и сотрудничества администрации Тамбовской области с Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральным агентством по образованию, Институтом питания РАМН, АНО "Институт Отраслевого Питания" по вопросу организации школьного питания.
Особое внимание будет уделяться использованию научного потенциала г. Мичуринска - наукограда РФ, внедрению разработанных в рамках проводимых фундаментальных исследований эффективных технологий производства новых видов продуктов питания оздоровительного, лечебно-профилактического, функционального назначения, продуктов питания длительного хранения, переработки плодов, ягод и овощей, обеспечивающих полную сохранность их питательной ценности.
Механизм реализации программных мероприятий:
разработчик программы (управление образования и науки области) разрабатывает конкретные мероприятия с указанием сроков проведения, определяет непосредственных исполнителей, источники финансирования, формы и методы реализации мероприятий;
в исполнении программы участвуют органы государственной власти, органы местного самоуправления, образовательные учреждения, общественные организации;
исполнители мероприятий несут ответственность за их своевременную реализацию, успешное решение поставленных задач, рациональное и целевое использование выделенных средств в соответствии с действующим законодательством.
Координацию действий по реализации программы на уровне администрации области осуществляет межведомственная рабочая группа, включающая представителей управления инвестиций области, управления образования и науки области, управления по развитию перерабатывающей промышленности области, управления по развитию промышленности и предпринимательства области, управления здравоохранения области, территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области, научной общественности, муниципальных объединений.
Общий контроль за реализацией программы осуществляет областная Дума и администрация Тамбовской области, которые уточняют целевые индикаторы по программным мероприятиям, механизм реализации программы и состав ответственных исполнителей.
Мониторинг эффективности выполнения программы осуществляет управление образования и науки области.
Ежеквартально и по итогам за год в управление экономической политики администрации области представляется справка о ходе реализации программных мероприятий, информация о финансировании программы в целом и по отдельным ее мероприятиям с разбивкой по источникам финансирования, данные о достижении целевых индикаторов программы.
Информация по итогам квартала представляется в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Информация по итогам года представляется в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным.
Управление образования и науки области на основании представленных отчетов обобщает (ежеквартально - до конца месяца, следующего за отчетным периодом; ежегодно - до 1 апреля года, следующего за отчетным) и представляет заместителю главы администрации области по компетенции информацию о ходе финансирования, ходе выполнения и эффективности реализации программы.
При отсутствии финансирования мероприятий программы государственный заказчик и ответственные исполнители вносят предложения об изменении сроков их реализации либо снятии их с контроля.
Исполнители мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение, нецелевое и нерациональное использование финансовых средств в соответствии с действующим законодательством.
Ход и результаты реализации программы освещаются в средствах массовой информации.
Законом Тамбовской области от 5 июня 2008 г. N 382-З в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
6. Оценка эффективности реализации программы
В качестве наиболее значимых результатов реализации программы рассматривается:
индустриализация и технологизация системы организации питания детей в общеобразовательных учреждениях за счет внедрения современного оборудования для приготовления и доставки пищевых продуктов и полуфабрикатов высокой степени готовности.
создание целостной инфраструктуры системы школьного питания в области.
обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки кадров для сферы питания.
внедрение современных научных достижений.
создание принципиально новой модели управления развитием школьного питания, совершенствование форм и методов ее функционирования.
Оценка эффективности реализации программы определяется на основе использования системы целевых индикаторов, отражающих степень обеспеченности обучающихся общеобразовательных школ области качественным сбалансированным питанием, содержательный и организационный характер данного процесса.
Все целевые индикаторы:
достоверны и доступны для определения;
сопоставимы с целевыми индикаторами, утвержденными в программе социально-экономического развития области, в федеральных программах.
Целевые индикаторы и показатели реализации программы
"N |
Целевые индикаторы |
Ед. измер. |
2007 |
Динамика |
||
2008 |
2009 |
2010 |
||||
1. |
Количество обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, обеспеченных качественным горячим питанием, в том числе: |
Чел. |
43532 |
43645 |
43750 |
43850 |
количество обучающихся, нуждающихся в государственной поддержке, обеспеченных горячим питанием |
Чел. |
34552 |
34655 |
34750 |
34800 |
|
количество обучающихся из многодетных семей, обеспеченных горячим питанием |
Чел. |
8980 |
8990 |
9000 |
9050 |
|
2. |
Количество обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, имеющих заболевания системы пищеварения |
Чел. |
8652 |
8778 |
8500 |
7700 |
3. |
Количество отремонтированных школьных базовых столовых |
Шт. |
- |
25 |
40 |
70 |
4. |
Количество пищеблоков муниципальных общеобразовательных учреждений, оснащенных современным технологическим оборудованием |
Шт. |
|
15 |
40 |
70 |
5. |
Количество работников системы школьного питания, прошедших курсы повышения квалификации |
Чел. |
- |
60 |
120 |
180 |
6. |
Количество участников областных тематических мероприятий |
Чел. |
- |
50 |
11О |
180" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден паспорт программы, основные направления реализации программы (обеспечение питанием отдельных категорий обучающихся, повышение квалификации кадров системы школьного питания и др.), ресурсное обеспечение, перечень мероприятий по реализации программы, объем и источники их финансирования, механизм реализации программы. Также определены индикаторы, показатели и ожидаемые результаты от реализации программы.
Закон Тамбовской области от 27 декабря 2007 г. N 333-З "Об областной целевой программе "Школьное питание в Тамбовской области на 2008 - 2010 годы" (принят Тамбовской областной Думой 25 декабря 2007 г.)
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 г.
Текст Закона опубликован в газете "Тамбовская жизнь" от 29 декабря 2007 г. N 522 - 526 (24383 - 24387)
Законом Тамбовской области от 18 декабря 2008 г. N 477-З настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Тамбовской области от 1 декабря 2008 г. N 474-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Тамбовской области от 5 июня 2008 г. N 382-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона