Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Порядок
проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов,
включенных в регистр муниципальных нормативных правовых актов
Тамбовской области
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 20 января 2009 г. N 37)
1. Общие положения
1.1. Порядок проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее - муниципальных актов), включенных в регистр муниципальных нормативных правовых актов Тамбовской области (далее - областной Регистр), разработан с целью использования при организации работы уполномоченного органа по проведению правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее - правовая экспертиза).
1.2. Правовая экспертиза проводится в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 08.11.2007), постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 N 657 "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов", Законом Тамбовской области от 10.11.2008 N 449-З "О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Тамбовской области" (далее - Закон области N 449-З), Положением об управлении по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации области, утвержденным постановлением администрации области от 13.02.2006 N 112, а также настоящим Порядком.
2. Орган, осуществляющий проведение правовой экспертизы
2.1. Правовую экспертизу муниципальных актов проводит управление по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации области (далее - Управление).
2.2. Управление проводит правовую экспертизу муниципальных актов, поступивших в Управление в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона области N 449-З и включенных в областной Регистр.
3. Срок проведения правовой экспертизы
Правовая экспертиза проводится в срок не более 30 дней со дня поступления муниципального акта в Управление. При необходимости срок проведения правовой экспертизы может быть продлен начальником Управления, но не более чем на 30 дней.
4. Проведение правовой экспертизы
4.1. Правовая экспертиза заключается в правовой оценке формы муниципального акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа или должностного лица местного самоуправления, принявшего акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на соответствие требованиям Конституции Российской Федерации, федерального и областного законодательства, а также уставу муниципального образования.
4.2. Не проводится правовая экспертиза отмененных или признанных утратившими силу муниципальных актов.
4.3. При поступлении в Управление муниципального акта, вносящего изменение (дополнение) в ранее принятый муниципальный акт, правовая экспертиза проводится на измененный (дополненный) муниципальный акт и составляется экспертное заключение на измененный (дополненный) муниципальный акт.
Если муниципальный акт, вносящий изменение (дополнение) в ранее принятый муниципальный акт, устанавливает также новые нормы или вносит изменения (дополнения) в большое количество муниципальных актов, составляется экспертное заключение на муниципальный акт о внесении изменений (дополнений).
4.4. При проведении правовой экспертизы муниципальных актов, признающих утратившими силу другие муниципальные акты, оценивается компетенция органа (должностного лица) местного самоуправления, принявшего (издавшего) муниципальный акт, а также возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате отмены муниципального акта.
4.5. Цели, задачи и предмет правового регулирования муниципального акта анализируются на предмет их соответствия основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина, а также с точки зрения соответствия полномочиям, установленным Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, уставом муниципального образования.
4.6. При изучении состояния правового регулирования в соответствующей сфере необходимо выявить место рассматриваемого муниципального акта среди других актов, действующих в указанной сфере, и их соотношение, а также установить, во исполнение или в соответствии с каким федеральным и (или) областным законом (иным законодательным актом) принят муниципальный акт, соответствуют ли правовые основания, обусловившие его принятие, основаниям, указанным в Конституции Российской Федерации и действующем законодательстве.
4.7. В целях изучения состояния правового регулирования необходимо анализировать не только нормы действующего законодательства и подзаконных правовых актов, но и решения Конституционного Суда Российской Федерации, затрагивающие соответствующие правоотношения, а также иных органов судебной власти Российской Федерации и области, а также изменения, внесенные в федеральные правовые акты и акты области.
4.8. Необходимо оценить компетенцию органа (должностного лица) местного самоуправления на принятие муниципального акта. Основные полномочия органов (должностных лиц) местного самоуправления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими федеральными и областными законами, в которых содержатся соответствующие положения, закрепляющие полномочия органов местного самоуправления.
4.9. В целях анализа конкретных правовых норм изучается их смысл и правовые последствия применения. При анализе правовых норм могут возникать расхождения между действующими нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же правоотношения (коллизия правовых актов). В данном случае рекомендуется руководствоваться общепринятыми положениями коллизионного права.
4.10. При проведении правовой экспертизы муниципального акта проводится антикоррупционный анализ с целью выявления наиболее типичных проявлений коррупционности в тексте муниципального акта. Основанием для вывода о коррупциогенности муниципального акта служит заложенная в его нормах возможность способствовать коррупционным проявлениям в процессе реализации таких норм.
4.11. В ходе правовой экспертизы оценивается соблюдение правил и приемов юридической техники при подготовке муниципального акта (наличие реквизитов, построение и оформление текста, правильность использования юридической терминологии).
Муниципальный акт, как правило, имеет следующие реквизиты:
форма акта;
наименование органа (должностного лица) местного самоуправления, принявшего муниципальный акт;
название акта, в котором отражается предмет правового регулирования и которое должно соответствовать содержанию муниципального акта;
дата и место принятия и (или) подписания акта;
номер акта;
полное наименование должности лица, подписавшего акт;
источник официального опубликования;
дата (срок) вступления в силу.
4.12. При оценке юридических терминов необходимо проанализировать следующее:
употребляется ли один и тот же термин в данном правовом акте в одном и том же значении;
имеют ли термины общепризнанное значение;
обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в действующем законодательстве.
4.13. Несоответствиями муниципальных актов Конституции Российской Федерации, федеральному и областному законодательству являются:
включение в муниципальный акт норм и положений, противоречащих нормам Конституции Российской Федерации и действующему законодательству;
отсутствие правовых оснований, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами необходимы для издания муниципального акта;
принятие муниципального акта во исполнение отмененного федерального и (или) областного закона;
неправильный выбор федерального и (или) областного закона, примененного при принятии муниципального акта;
принятие муниципального акта органом (должностным лицом) местного самоуправления, в компетенцию которого это не входит, либо принятие с превышением полномочий, предоставленных данному органу (должностному лицу) местного самоуправления;
нарушение порядка принятия правового акта;
иные признаки.
5. Подготовка экспертного заключения
5.1. По результатам проведения правовой экспертизы составляется мотивированное экспертное заключение в форме согласно приложению.
5.2. При выявлении в муниципальном акте положений, не соответствующих действующему федеральному, областному законодательству, уставу муниципального образования, а также нарушений правил и приемов юридической техники, экспертное заключение для рассмотрения направляется Управлением в орган (должностному лицу) местного самоуправления, принявший (издавшему) муниципальный акт.
При направлении экспертного заключения в орган, принявший акт, готовится сопроводительное письмо за подписью начальника Управления либо лица, его замещающего.
5.3. В экспертном заключении отражаются следующие сведения:
реквизиты муниципального акта, проходящего правовую экспертизу (в случае если проводится правовая экспертиза муниципального акта с изменениями и дополнениями, то указываются реквизиты всех актов, вносящих изменения и дополнения, по которым осуществлялась правовая экспертиза);
повод (поводы) рассмотрения муниципального акта (принятие нового муниципального акта, внесение в него изменений (дополнений), принятие нового федерального и (или) областного закона, поручение органов государственной власти, местного самоуправления и иных заинтересованных лиц, а также, если есть основания полагать, что в экспертном заключении содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в муниципальном акте противоречие федеральному и областному законодательству, уставу муниципального образования и другие);
предмет регулирования и его соответствие полномочиям, предоставленным органам (должностным лицам) местного самоуправления;
состояние нормативного регулирования в данной сфере (перечень актов федерального и областного законодательства, на соответствие которым рассматривался муниципальный акт), необходимость и достаточность муниципального акта для урегулирования общественных отношений;
оценка компетенции принявшего акт органа (должностного лица) местного самоуправления;
соответствие содержания муниципального акта Конституции Российской Федерации, федеральному и областному законодательству, уставу муниципального образования;
соответствие формы и текста муниципального акта правилам и приемам юридической техники.
5.4. Экспертное заключение подписывается начальником Управления либо лицом его замещающим.
6. Организация работы по приведению муниципального акта в соответствие
с действующим законодательством и уставом муниципального образования
6.1. В случае, если орган (должностное лицо) местного самоуправления, принявший (издавший) муниципальный акт, который содержит нарушения норм законодательства, не приведет его в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральным, областным законодательством, уставом муниципального образования в сроки, указанные в экспертном заключении, Управление в течение 10 дней готовит информацию главе администрации области.
6.2. По поручению главы администрации области правовым управлением администрации области в течение 10 дней проводится правовая экспертиза муниципального акта для последующего правового оформления и подготовки предложений главы администрации области органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления о приведении в соответствие с законодательством изданных ими правовых актов в случае, если они противоречат законодательству Российской Федерации, Тамбовской области и (или) уставу муниципального образования, а также оформление документов по данным вопросам в суд.
<< Назад |
Приложение >> к Порядку. Экспертное заключение |
|
Содержание Постановление Администрации Тамбовской области от 20 января 2009 г. N 37 "Об уполномоченном органе по организации и ведению... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.