В целях поддержки и дальнейшего эффективного развития свеклосахарного производства, имеющего существенное значение для социально-экономического развития региона, администрация области постановляет:
1. Утвердить областную целевую Программу развития свеклосахарного производства Тамбовской области на период 2009 - 2012 годов согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области А.Я. Дубовика.
Глава администрации |
О.И.Бетин |
Областная целевая Программа
развития свеклосахарного производства Тамбовской области
на период 2009 - 2012 годов (далее - Программа)
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 11 февраля 2009 г. N 139)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Областная целевая Программа развития свеклосахарного производства Тамбовской области на период 2009 - 2012 годов |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы"; постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1096 "Об утверждении правил распределения и предоставления в 2009 - 2011 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации"; приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20.01.2009 N 21 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации" |
Заказчик Программы |
Управление по развитию перерабатывающей промышленности области |
Основные разработчики Программы |
Управление по развитию перерабатывающей промышленности области; управление сельского хозяйства области |
Цели Программы |
1. Создание экономических и технических (технологических) условий устойчивого функционирования свеклосахарного комплекса Тамбовской области; увеличение доли сахара-песка, произведенного из отечественного сырья в общероссийском объеме производства данного вида продукции 2. Повышение уровня жизни сельского населения Тамбовской области путем расширения масштабов его занятости на основе дальнейшего развития свеклосахарного производства. |
Основные задачи Программы |
Для достижения первой цели необходимо решение следующих задач: увеличение посевных площадей, занятых под сахарную свеклу; увеличение средней урожайности сахарной свеклы за счет внедрения современных технологий ее возделывания; увеличение валовых сборов фабричной сахарной свеклы; ввод в эксплуатацию новых мощностей по переработке сырья и модернизация (реконструкция) существующих перерабатывающих производств; достижение финансовой стабильности сельскохозяйственных товаропроизводителей и сахарных заводов области, повышение рентабельности свеклосахарного производства. Для достижения второй цели необходимо решение следующих задач: создание (сохранение) рабочих мест в агропромышленном комплексе региона, в том числе посредством реализации новых инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе региона; дальнейшее развитие социальной инфраструктуры сельских территорий; повышение уровня доходов сельского населения; создание условий по закреплению молодых семей (специалистов) на селе |
Участники Программы |
Управление по развитию перерабатывающей промышленности области; управление сельского хозяйства области; сельскохозяйственные товаропроизводители области всех форм собственности; сахарные заводы области; органы местного самоуправления области; кредитно-финансовые учреждения (организации) |
Основные мероприятия Программы |
Мероприятия, направленные на достижение поставленных целей: в области сельскохозяйственного производства: реализация мероприятий, предусмотренных областной целевой программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2008 - 2012 годы (далее - программа развития сельского хозяйства); в области переработки сахарной свеклы и производства готовой (товарной) продукции: закупка фабричной сахарной свеклы перерабатывающими предприятиями области; строительство новых перерабатывающих предприятий (сахарных заводов), модернизация и реконструкция действующих производств |
Сроки и этапы реализации Программы |
2009 - 2012 годы |
Исполнители Программы |
Управление по развитию перерабатывающей промышленности области; управление сельского хозяйства области |
Объемы и источники финансирования Программы |
Объем финансирования на реализацию Программы на период 2009 - 2012 годов составляет в ценах соответствующих лет 12113,3 млн. рублей, в том числе: за счет федерального бюджета - 948,2 млн. рублей, из них по годам: 2009 - 206,0 млн. рублей, 2010 - 556,2 млн. рублей, 2011 - 99,5 млн. рублей, 2012 - 86,5 млн. рублей; за счет регионального бюджета - 230,0 млн. рублей, из них по годам: 2009 - 230 млн. рублей; за счет внебюджетных средств - 10935,1 млн. рублей, в том числе по годам: 2009 - 3296,3 млн. рублей, 2010 - 3326,3 млн. рублей, 2011 - 1997,5 млн. рублей, 2012 - 2315,0 млн. рублей |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Показатели Программы: увеличение посевных площадей сахарной свеклы в хозяйствах всех категорий с 70,0 тыс. га в 2008 году до 103 тыс. га к 2012 году; увеличение валового сбора сахарной свеклы в хозяйствах всех категорий области с 2,8 млн. тонн до 4,5 млн. тонн (физический вес); увеличение средней урожайности в хозяйствах всех категорий с 39 до 44 т/га; увеличение к 2012 году производства сахара-песка с 350,0 до 595,0 (600,0) тыс. тонн из отечественного сырья; увеличение производства сахара-песка с 1 га посевов сахарной свеклы с 5,0 до 5,8 тонны; создание новых рабочих мест в свеклосахарном производстве региона (в т.ч. работающих на сахарных заводах) в период с 2008 года по 2012 год - 2079 человек, в том числе 653 человека - в обществе с ограниченной ответственностью "Тамбовская сахарная компания"; увеличение выручки от реализации продукции (сахарной свеклы) с 3037,0 млн. рублей в 2008 году до 5738,0 млн. рублей в 2012 году (для сельскохозяйственных товаропроизводителей области всех форм собственности); увеличение выручки от реализации готовой продукции (сахара-песка) с 8928,6 млн. рублей в 2008 году до 19923,0 млн. рублей в 2012 году (для сахарных заводов области) |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Ожидаемые результаты: выручка от реализации продукции (в ценах соответствующих лет) в 2012 году по отношению к 2008 году увеличится на 189 процентов в производстве сахарной свеклы и в 2,2 раза в производстве сахара-песка и прочих продуктов переработки; увеличение доли сахара-песка, произведенного из отечественного сырья, в 2012 году по отношению к 2008 году на 165 процентов (по Тамбовской области); увеличение доли сахара-песка, произведенного из отечественного сырья, в Тамбовской области в общероссийском объеме с 11 процентов в 2008 году до 16-17 процентов в 2012 году |
Система управления и контроля |
Управление по ходу реализации Программы: управление по развитию перерабатывающей промышленности области; управление сельского хозяйства области; контроль за ходом реализации Программы: управление экономической политики администрации области |
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Настоящая Программа должна стать инструментом для дальнейшего устойчивого развития, как свеклосахарной отрасли, так и региональной экономики в целом.
В последние годы производство сахарной свеклы в Тамбовской области претерпевает существенные изменения (таблица 1). Это относится к показателям урожайности, посевных площадей, валового сбора, рентабельности производства. На всей площади сахарная свекла возделывается без затрат ручного труда с использованием современных техники и технологий.
Таблица 1
Показатели |
Ед. изм. |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Посевная площадь |
тыс. га |
61,1 |
90,0 |
93,7 |
69,9 |
Урожайность |
ц/га |
274,0 |
339,0 |
304,0 |
395,0 |
Валовой сбор |
тыс. т |
1630,0 |
2750,0 |
2635,0 |
2760,0 |
Уровень рентабельности производства сахарной свеклы |
% |
122 |
120 |
120 |
115 |
Сахарная промышленность - одна из бюджетоформирующих отраслей экономики региона. Удельный вес сахарной отрасли в общем объеме отгруженной готовой (товарной) продукции пищевой и перерабатывающей промышленности области в 2008 году составил 36,2 процента или 4,4 млрд. рублей (для сравнения: в 2000 году удельный вес составлял 24,5 процента). Сахарные заводы области являются одними из крупнейших налогоплательщиков региона: по итогам 2008 года в консолидированный бюджет области ими было уплачено 152,6 млн. рублей или 9 процентов от общего объема налогов и сборов, уплаченных предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности. Кроме этого, практически все сахарные заводы области относятся к категории градообразующих предприятий: общая численность занятых в отрасли работников по состоянию на 01.01.2009 (без учета занятых в сельском хозяйстве) составила более 3200 человек.
В сезоне 2007 - 2008 годов сахарная свекла в Тамбовской области выращивалась в 102 сельскохозяйственных предприятиях различной формы собственности и перерабатывалась на пяти сахарных заводах общей мощностью 23,0 тыс. тонн переработки свеклы в сутки (по состоянию на 01.01.2009). Сахарные заводы области имеют следующие производственные мощности (тыс. т/сутки):
открытое акционерное общество "Знаменский сахарный завод" - 4,8;
открытое акционерное общество "Сахарный завод "Жердевский" - 4,0;
открытое акционерное общество "Сахарный завод "Никифоровский" - 6,5;
закрытое акционерное общество "Уваровский сахарный завод" - 3,2;
общество с ограниченной ответственностью "Сахарный завод "Кристалл", г. Кирсанов - 4,5.
На сегодняшний день Тамбовская область относится к числу регионов крупных производителей сахара-песка: доля в общероссийском производстве по итогам 2008 года составляет 11 процентов (647,5 тыс. тонн, в том числе 359,6 тыс. тонн из сахарной свеклы). На протяжении последних 3-4 лет регион стабильно входит в число крупнейших российских производителей данного вида продукции наряду с Краснодарским краем, Белгородской и Воронежской областями.
По состоянию на 01.01.2009 существующие мощности сахарных заводов области позволяют перерабатывать в течение сезона до 2,4-2,5 млн. тонн сахарной свеклы в зачетном весе (при продолжительности сезона переработки более 100 суток). В настоящих условиях это максимально возможный объем. За последнюю четверть века в России не было построено ни одного сахарного завода. Более того, количество действующих заводов в России сокращается. Таким образом, происходит процесс выбывания неэффективного и физически устаревшего оборудования и одновременно с этим процесс реконструкции и модернизации действующих производственных мощностей. Этот процесс диктуется экономическими законами развития отрасли.
Значительные финансовые вложения в реконструкцию сахарного производства на территории региона осуществляют компании: "РусАгро", "Доминант", акционерное общество "Русский сахар". За последние 5 лет технологические мощности областных сахарных заводов по суточной переработке свеклы увеличились более чем на 3,0 тыс. тонн. Насколько длительным будет процесс модернизации сахарных заводов в регионе и России трудно спрогнозировать. Однако уже сейчас можно констатировать, что ограничение перерабатывающих мощностей является наиболее слабым звеном, препятствующим увеличению производства свекловичного сахара. Расчет показывает, что все заводы Тамбовской области при максимальной загрузке технологических мощностей за 100 суток способны переработать не более 2,3 млн. тонн сахарной свеклы (в зачетном весе), поэтому, переработав в 2008 году немногим более 2,4 млн. тонн сахарной свеклы, заводы приблизились к порогу своей предельной загрузки и без глубокой последовательной модернизации оборудования не способны переработать большие объемы сырья. Вместе с тем, прирост валового сбора сахарной свеклы за последние 3-5 лет значительно опережал рост производственных мощностей по переработке и составил 169 процентов (валовой сбор 2005 года к уровню 2008 года). Поэтому рост производства сахара-песка из сахарной свеклы в ближайшие годы будет ограничиваться предельными производственными мощностями сахарных заводов.
Вместе с тем, сегодня сахарная отрасль России стала привлекательной для вложения инвестиций. Не стала исключением и сахарная промышленность Тамбовской области. Инвестиции в основной капитал предприятий сахарной промышленности в 2008 году составили 595,0 млн. рублей (против 305,0 млн. рублей в 2007 году).
В сахарной отрасли Тамбовской области объем производства сахара-песка из сахарной свеклы в период до 2012 года может возрасти с 340-350,0 тыс. тонн до 590-600,0 тыс. тонн. Это будет обеспечено за счет планового (ежегодного) увеличения мощностей существующих сахарных заводов области и строительства нового высокотехнологичного сахарного завода в Мордовском районе мощностью по переработке сахарной свеклы 9,0 тыс. т/сутки (с последующим доведением до 12 тыс. т/сутки). Проект по строительству завода согласован Саратовским филиалом Федерального государственного учреждения Главная государственной экспертиза России, полностью имеется необходимая проектно-сметная документация, определены поставщики основного технологического оборудования и подрядные (строительные) организации. В ноябре 2008 года начались работы по строительству объекта. Период их завершения - 2010 год.
Строительство сахарного завода отвечает интересам, как Тамбовской области, так и общегосударственным интересам Российской Федерации в части развития сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности. Динамика изменения производственных мощностей сахарных заводов области отражена в таблице 2.
Таблица 2
Планируемое изменение производственных мощностей сахарных заводов
области по переработке сахарной свеклы в 2007 - 2012 годах
(тыс. т/сутки)
Наименование сахарного завода |
Суточная производственная мощность заводов |
|||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|
Открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Знаменский сахарный завод" |
4,5 |
4,8 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,2 |
ОАО "Сахарный завод "Жердевский" |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,3 |
Закрытое акционерное общество "Уваровский сахарный завод" |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
3,5 |
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Кирсановский сахарный завод "Кристалл" |
3,6 |
4,5 |
5,1 |
5,1 |
5,1 |
5,3 |
ОАО "Сахарный завод "Никифоровский" |
6,2 |
6,5 |
6,5 |
7,0 |
7,0 |
7,2 |
ООО "Тамбовская сахарная компания" |
- |
- |
- |
9,0 |
9,0 |
9,0 |
Итого |
21,5 |
23,0 |
24,0 |
33,5 |
33,5 |
34,7 |
Таким образом, проблемы (вопросы), на решение которых нацелена настоящая Программа, можно сформулировать следующим образом:
обеспечение продовольственной безопасности населения Тамбовской области (страны) на основе интенсивного развития и повышения эффективности свеклосахарного производства;
выработка организационно-экономических отношений в цепочке "сельскохозяйственный производитель - перерабатывающее предприятие оптовая и розничная торговля"; формирование и укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей, как одной из составляющих роста объемов производства сырья; повышение рентабельности производства сахарной свеклы;
повышение уровня занятости на селе, доходов населения; устойчивое развитие сельских территорий;
расширение мер государственной поддержки на региональном (федеральном) уровнях исторически сложившихся отраслей агропромышленного комплекса региона;
модернизация и реконструкция производственных мощностей действующих сахарных заводов и строительство новых объектов, как устранение основной причины, препятствующей увеличению производства сахара-песка из отечественного сырья.
Раздел 2. Основные цели и задачи
Главными целями настоящей Программы являются:
1. создание экономических и технических (технологических) условий устойчивого функционирования свеклосахарного комплекса Тамбовской области; увеличение доли сахара-песка, произведенного из отечественного сырья, в общероссийском объеме производства данного вида продукции;
2. повышение уровня жизни сельского населения Тамбовской области путем расширения масштабов его занятости на основе дальнейшего развития свеклосахарного производства.
Основными задачами Программы по достижению первой цели являются:
увеличение посевных площадей, занятых под сахарную свеклу;
увеличение средней урожайности сахарной свеклы за счет внедрения современных технологий ее возделывания;
увеличение валовых сборов фабричной сахарной свеклы;
ввод в эксплуатацию новых мощностей по переработке сырья и модернизация (реконструкция) существующих перерабатывающих производств;
достижение финансовой стабильности сельскохозяйственных товаропроизводителей и сахарных заводов области, повышение рентабельности свеклосахарного производства.
Основными задачами Программы по достижению второй цели являются:
создание (сохранение) рабочих мест в агропромышленном комплексе региона, в том числе посредством реализации новых инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе региона;
дальнейшее развитие социальной инфраструктуры сельских территорий;
повышение уровня доходов сельского населения;
создание условий по закреплению молодых семей (специалистов) на селе.
Одновременно достижению поставленных целей будет способствовать решение на региональном уровне следующих задач:
обеспечение условий для эффективного использования земли и дополнительного вовлечения ее в хозяйственный оборот;
внедрение перспективных ресурсосберегающих технологий выращивания и последующей переработки сахарной свеклы;
стимулирование развития кооперации и интеграции предприятий (организаций) всех форм собственности, занятых в производстве, сервисном обслуживании, переработке, реализации готовой продукции;
стимулирование (посредством мер господдержки) кредитования предприятий и организаций, занятых в сфере свеклосахарного производства;
создание условий для повышения технического оснащения агропромышленного комплекса области посредством использования различных схем лизинга (финансовой аренды);
привлечение финансовых ресурсов (инвестиций) в агропромышленный комплекс области; определение наиболее эффективных (перспективных) направлений их использования;
формирование производственно-экономических отношений (связей) предприятий перерабатывающей промышленности с поставщиками сельскохозяйственного сырья.
Раздел 3. Целевые индикаторы Программы
Целевые индикаторы Программы развития свеклосахарного производства Тамбовской области и их значения по годам реализации приведены в таблице 3.
Таблица 3
Целевые индикаторы Программы
Целевой индикатор |
Ед. изм. |
2008 год (факт) |
Зн ачение индикатора |
|||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||
Посевная площадь сахарной свеклы в хозяйствах всех категорий |
тыс. га |
69,9 |
79 |
99 |
99 |
103 |
Урожайность сахарной свеклы в хозяйствах всех категорий |
ц/га |
395 |
386 |
429 |
440 |
440 |
Валовой сбор сахарной свеклы в хозяйствах всех категорий |
тыс. тонн |
2760 |
3050 |
4250 |
4350 |
4500 |
Производство сахарапеска, всего |
тыс. тонн |
647 |
675 |
885 |
1005 |
1045 |
в т.ч. из сахарной свеклы |
тыс. тонн |
360 |
390 |
535 |
555 |
595 |
Производство сухого жома |
тыс. тонн |
168 |
196 |
350 |
406 |
474 |
Производство свекловичной патоки (меласса) |
тыс. тонн |
105 |
117 |
163 |
167 |
173 |
Выручка от реализации сахарной свеклы<*> |
млн. руб. |
3037,0 |
3510,0 |
5068,0 |
5365,0 |
5738,0 |
Выручка от реализации сахара-песка<**> |
млн. руб. |
8928,6 |
10569,8 |
15372,5 |
18311,0 |
19923,0 |
Примечание:
<*> Выручка от реализации сахарной свеклы рассчитывалась как произведение количества сырья (в зачетном весе), реализованного на областные предприятия переработки, и стоимости 1 тонны сырья (без учета НДС): 2008 г. - 1250,0 руб./т, 2009 г. - 1350,0 руб./т, 2010 г. - 1400,0 руб./т, 2011 г. - 1450,0 руб./т, 2012 г. - 1500,0 руб./т.).
<**> Выручка от реализации сахара-песка рассчитывалась исходя из следующей оптово-отпускной цены (без НДС - 10%): 2008 год - 13,8 тыс. руб./т, 2009 год - 15,65 тыс. руб./т, 2010 год - 17,37 тыс. руб./т, 2011 год - 18,22 тыс. руб./т, 2012 год - 19,07 тыс. руб./т.
Для расчетов производственных показателей использованы следующие нормативные (расчетные) данные:
1. выход сахара-песка из сахарной свеклы:
2008 г. - 15,5 процента,
2009 г. - 15 процентов,
2010 г. - 15,2 процента,
2011 г. - 15,5 процента,
2012 г. - 15,5 процента;
2. выход сырого жома - 80 процентов;
3. физическая загрязненность сырья - 12 процентов;
4. потери сырья в процессе хранения - 3 процента;
5. выход свекловичной патоки - 4,5 процента;
6. влажность сырого жома - 70 процентов, сухого жома - 12 процентов;
7. доля сушки сырого жома от общего количества, произведенного по годам: 2008 г. - 50 процентов, 2009 г. - 55 процентов, 2010 г. - 70 процентов, 2011 г. - 80 процентов, 2012 г. - 90 процентов;
8. длительность сезона переработки сахарной свеклы - 130 календарных дней.
К 2012 году сахарные заводы Тамбовской области будут способны переработать более 3,9 млн. тонн сахарной свеклы (в зачетном весе) и соответственно производить почти 0,6 млн. тонн свекловичного сахара (при среднем выходе 15,5 процента). Доля области в общероссийском производстве свекловичного сахара возрастет до 16-17 процентов. Таким образом, в среднесрочной перспективе объемы производства сахара в Российской Федерации из отечественного сырья можно будет довести до 4,0 млн. тонн или 65-67 процентов от общероссийского объема производства, а к 2015 году до 75 процентов.
Анализируя процессы развития свеклосахарного производства региона, можно сделать вывод, что на базе сахарных заводов области созданы условия для создания кластерных формирований, что нашло свое отражение в Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года. Кластер по производству и переработке сахарной свеклы входит в число наиболее эффективных и конкурентоспособных кластеров региона и является одной из зон опережающего развития Тамбовской области, имеющей всероссийское значение и одобренной Министерством регионального развития Российской Федерации.
Участниками подобных организационно-экономических образований являются организации поставщики свеклоуборочной и иной техники, поставщики минеральных удобрений, средств химической защиты растений, семян сахарной свеклы, предприятия, осуществляющие оптовую торговлю сахаром, сельские производители, аграрные колледжи и университеты, химические заводы. Такая концентрация всех видов ресурсов в значительной степени могла бы способствовать повышению конкурентного преимущества сахарной отрасли в целом.
Раздел 4. Перечень и описание программных мероприятий
Система основных мероприятий (их направленность) по реализации Программы разделена по функциональному признаку на две группы: производство сырья и его последующая переработка (получение готовой продукции).
Программные мероприятия, отнесенные к первой группе:
мероприятия в соответствии с программой развития сельского хозяйства.
Программные мероприятия второй группы:
закупка фабричной сахарной свеклы перерабатывающими предприятиями области;
строительство новых перерабатывающих предприятий (сахарных заводов), модернизация и реконструкция действующих производств.
Временной период реализации указанных мероприятий совпадает со сроком действия Программы.
Потенциал Тамбовской области по подготовке и переподготовке кадров
для свеклосахарного производства области
На территории Тамбовской области расположено Федеральное государственное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования (далее - ФГОУ СПО) "Жердевский колледж сахарной промышленности", г. Жердевка, на базе которого реализуются программы подготовки (переподготовки) специалистов, занятых производством и последующей переработкой сахарной свеклы. Колледж готовит специалистов как для отрасли сельского хозяйства, так и для перерабатывающей промышленности. По состоянию на 01 января 2009 г. в России существует только два подобных учебных заведения (второе - в Краснодарском крае). ФГОУ СПО "Жердевский колледж сахарной промышленности" имеет ведомственное подчинение Федеральному агентству по образованию Российской Федерации и финансируется за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, целый ряд учебных заведений области высшего и среднего профессионального образования готовит специалистов по направлению "технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции", в том числе производство технических культур. К таковым относятся: ФГОУ ВПО "Мичуринский государственный аграрный университет", ФГОУ СПО "Тамбовский аграрный колледж", ФГОУ СПО "Мичуринский аграрный колледж", ФГОУ СПО "Кирсановский аграрный техникум" и другие.
Раздел 5. Формы государственной поддержки свеклосахарного
производства в Тамбовской области
Основными нормативно-правовыми документами областного уровня, призванными способствовать государственной поддержке агропромышленного комплекса региона (в том числе, свеклосахарного подкомплекса), являются:
Программа развития сельского хозяйства;
Программа развития пищевой и перерабатывающей промышленности Тамбовской области на 2007 - 2010 годы.
По состоянию на 01 января 2009 г. в Тамбовской области существуют следующие формы (меры) государственной поддержки (регионального и федерального уровня) свеклосахарного производства:
возмещение части затрат на приобретение семян отечественного и импортного производства;
возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений, средств химической защиты растений;
возмещение части затрат на приобретение новой сельскохозяйственной техники;
возмещение части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ);
субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями на приобретение сельскохозяйственной техники для возделывания сахарной свеклы;
льготы по налогам на имущество и прибыль организаций (предоставляются в соответствии с Законом области от 05.12.2007 N 303-З "О государственной инвестиционной политике Тамбовской области и государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Тамбовской области");
создание в регионе открытого акционерного общества "Тамбовский областной земельный фонд" с целью обеспечения занятости населения, аккумулирования земель сельскохозяйственного назначения в собственности региона, обеспечения сельскохозяйственным сырьем перерабатывающих предприятий;
субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях областными перерабатывающими предприятиями на закупку сельскохозяйственного сырья (в т.ч. сахарной свеклы).
В соответствии с Законом области "Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" в 2009 году предусмотрены бюджетные ассигнования в уставный фонд Тамбовского областного государственного унитарного предприятия (ТОГУП) "Тамбовская управляющая компания" для целей, связанных с реализацией инвестиционных проектов (проекта) по строительству в Тамбовской области новых сахарных заводов, в сумме 230,0 млн. рублей.
С целью практической реализации инвестиционных проектов по строительству новых мощностей в сахарной промышленности региона создано общество с ограниченной ответственностью "Тамбовская сахарная компания". Кроме того, инвестиционные проекты в сахарной промышленности области признаны экспертным советом по инвестиционной политике при главе администрации области приоритетными для социально-экономического развития региона.
Раздел 6. Механизм и сроки реализации Программы
Механизм реализации Программы состоит из следующих элементов:
перспективное планирование и прогнозирование дальнейшего развития свеклосахарного производства региона с учетом осуществления намеченных программных мероприятий;
частно-государственное партнерство при инвестировании в строительство высокотехнологичных производств (средства частных инвесторов, федеральные целевые программы, Инвестиционный фонд Российской Федерации и другие его элементы);
организация управления и координация работы всех звеньев (хозяйствующих субъектов) агропромышленного комплекса региона и соответствующих органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления.
Реализация мероприятий Программы будет представлять собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий (таблица 4).
Таблица 4
Система программных мероприятий
Мероприятия |
Ответственные за исполнение |
Срок исполнения |
Объем работ |
1. Мероприятия в соответствии с программой развития сельского хозяйства |
Сельскохозяйственные товаропроизводители области всех форм собственности, управление сельского хозяйства области, муниципальные органы власти |
Период реализации программы развития сельского хозяйства |
В соответствии с утвержденными мероприятиями программы развития сельского хозяйства |
2. Закупка фабричной сахарной свеклы перерабатывающими предприятиями области |
Структурные (сырьевые) подразделения сахарных заводов области |
В период реализации Программы |
Закупка фабричной сахарной свеклы у сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности в заявленных объемах |
3. Строительство новых перерабатывающих предприятий (сахарных заводов), модернизация и реконструкция действующих производств |
Сахарные заводы области, общество с ограниченной ответственностью "Тамбовская сахарная компания", проектные и подрядные организации, кредитнофинансовые учреждения |
В период реализации Программы |
Модернизация (реконструкция) действующих сахарных заводов области в соответствии с утвержденными производственными (техническими) планами; строительство современного сахарного завода в р.п. Мордово производственной мощностью по переработке сырья 9,0 тыс. т/ сутки (с выходом на 12,0 тыс. т/ сутки) |
Срок реализации Программы рассчитан на период 2009 - 2012 годов. Программные мероприятия (в т.ч. финансирование за счет средств областного бюджета) подлежат уточнению (изменению) в соответствии с Законом области от 01.12.2008 N 462-З "Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов".
Раздел 7. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Расчеты и исходные данные по объемам и источникам финансирования всех мероприятий Программы приведены в таблице 5.
Таблица 5
Общая потребность в финансировании мероприятий программы и источники финансирования, млн. руб.
Мероприятия |
Источник финансирования |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Всего за 2009 - 2012 годы |
1. Мероприятия в соответствии с программой развития сельского хозяйства |
Средства федерального бюджета, регионального бюджета, внебюджетные источники |
В соответствии с программными мероприятиями |
- |
- |
- |
В соответствии с программными мероприятиями |
2. Закупка фабричной сахарной свеклы перерабатывающими предприятиями<*> |
Всего, в том числе |
675,0 |
910,0 |
1232,5 |
1650,0 |
4467,5 |
федеральный бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
|
региональный бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
|
внебюджетные средства |
675,0 |
910,0 |
1232,5 |
1650,0 |
4467,5 |
|
3. Строительство новых перерабатывающих предприятий (сахарных заводов), модернизация и реконструкция действующих производств<**> |
Всего, в том числе |
3057,3 |
2972,5 |
864,5 |
751,5 |
7645,8 |
федеральный бюджет 1) |
206,0 |
556,2 |
99,5 |
86,5 |
948,2 |
|
1) В виде субсидирования затрат (100 процентов ставки рефинансирования ЦБ РФ) на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на цели, связанные со строительством новых сахарных производств и (или) реконструкцией (модернизацией) действующих перерабатывающих предприятий сахарной промышленности | ||||||
региональный бюджет 2) |
230,0 |
- |
- |
- |
230 |
|
2) Увеличение в установленном порядке уставного фонда Тамбовского областного государственного унитарного предприятия "Тамбовская управляющая компания" для целей, связанных с реализацией инвестиционных проектов по строительству новых сахарных заводов в Тамбовской области | ||||||
внебюджетные средства |
2621,3 |
2416,3 |
765,0 |
665,0 |
6467,6 |
|
Итого |
|
3732,3 |
3882,5 |
2097,0 |
2401,5 |
12113,3 |
в том числе: федеральный бюджет |
|
206,0 |
556,2 |
99,5 |
86,5 |
948,2 |
региональный бюджет |
|
230,0 |
- |
- |
- |
230,0 |
внебюджетные средства |
|
3296,3 |
3326,3 |
1997,5 |
2315,0 |
10935,1 |
Примечание:
<*> Основные финансово-экономические показатели по закупке фабричной сахарной свеклы на переработку у сельскохозяйственных товаропроизводителей области:
Наименование показателя |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Зачетный вес принятого в переработку сырья, тыс. тонн |
2600 |
3620 |
3700 |
3825 |
Доля закупаемого сырья от общего количества, сданного на промышленную переработку, % |
80 |
90 |
100 |
100 |
Годовой объем закупаемого сырья, всего, тыс. тонн |
2080 |
3258 |
3700 |
3825 |
в том числе с привлечением кредитных ресурсов, тыс. тонн |
500 |
650 |
850 |
1100 |
Средняя закупочная цена сахарной свеклы, руб./тонн (без учета НДС) |
1350 |
1400 |
1450 |
1500 |
Потребность в кредитных ресурсах (кредитное финансирование), млн. руб. |
675 |
910 |
1232,5 |
1650 |
<**> Основные финансово-экономические показатели по расчету затрат на реконструкцию (модернизацию) действующих сахарных заводов области и строительство новых перерабатывающих производств:
Наименование сахарного завода |
Затраты (вложения) по годам, млн. руб. |
Всего |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
1. Открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Сахарный завод "Жердевский" |
45,0 |
80,0 |
115,0 |
120,0 |
360,0 |
2. ОАО "Знаменский сахарный завод" |
300,0 |
300,0 |
400,0 |
140,0 |
1140,0 |
3. Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Сахарный завод "Кристалл", Кирсанов |
50,0 |
70,0 |
85,0 |
175,0 |
380,0 |
4. ОАО "Сахарный завод "Никифоровский" |
45,0 |
55,0 |
95,0 |
135,0 |
330,0 |
5. Закрытое акционерное общество "Уваровский сахарный завод" |
35,0 |
60,0 |
70,0 |
95,0 |
260,0 |
6. ООО "Тамбовская сахарная компания" |
2146,3 |
1851,3 |
- |
- |
3997,6 |
Расчет потребности в финансовых (кредитных) ресурсах для строительства нового сахарного завода<*> на период до 2012 года приведен в таблице 6.
Таблица 6
Наименование показателя |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Потребность в кредитных ресурсах (кредитное финансирование), млн. руб. |
2146,3 |
1851,3 |
Не заявлена |
Не заявлена |
Проценты к уплате (по ставке 18 процентов) |
199,7 |
668,4 |
- |
- |
Ставка рефинансирования ЦБ РФ, процентов |
13 |
13 |
- |
- |
Сумма субсидирования (100 процентов ставки рефинансирования ЦБ РФ), млн. руб. |
144,2 |
482,7 |
- |
- |
Примечание:
<*> информация для заполнения данной таблицы представлена инициатором проекта по строительству завода - ООО "Тамбовская сахарная компания";
ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) принята в размере 13 процентов по состоянию на 01.02.2009, действует на весь период реализации Программы.
Расчет потребности в финансовых (кредитных) ресурсах для проведения реконструкции (модернизации) действующих перерабатывающих производств на период до 2012 года приведен в таблице 7.
Таблица 7
Наименование показателя |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Потребность в кредитных ресурсах (кредитное финансирование), млн. руб. |
475 |
565 |
765 |
665 |
Проценты к уплате (по ставке 18 процентов) |
85,5 |
101,7 |
137,7 |
119,7 |
Ставка рефинансирования ЦБ РФ, процентов |
13 |
13 |
13 |
13 |
Сумма субсидирования (100 процентов ставки рефинансирования ЦБ РФ), млн. руб. |
61,8 |
73,5 |
99,5 |
86,5 |
Раздел 8. Оценка социально-экономической эффективности Программы
При выбранной регионом стратегии агропромышленной политики на период до 2012 года, которая заключается в интенсификации производительности труда, использовании современных форм, методов ведения сельскохозяйственного производства, укрупнении капитала (финансовых ресурсов), формировании земельных ресурсов, использовании принципов частно-государственного партнерства, привлечении внебюджетных источников, выполнение Программы вероятнее всего предполагается по усредненному сценарию, который рассматривается в качестве наиболее вероятного и характеризуется высокими значениями определяющих (целевых) показателей. Выполнение Программы также предполагает достижение более высоких показателей работы свеклосахарного комплекса области за счет возможного увеличения средств бюджета области, направляемых на реализацию программных мероприятий.
Социально-экономический эффект от реализации программных мероприятий приведен в таблице 8.
Таблица 8
Эффективность реализации Программы
Экономический показатель |
Период реализации |
2012 год к 2008 году |
|||||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||
+, - |
% |
||||||
В производстве сахарной свеклы (сельское хозяйство), в т.ч. вспомогательных производствах | |||||||
Создано новых рабочих мест, чел. |
35 |
200 |
440 |
- |
80 |
45 |
в 2,3 раза |
Оплата труда с начислениями, тыс. руб./чел. |
9800 |
12400 |
15500 |
18600 |
21000 |
11200 |
в 2,1 раза |
Производство валовой продукции на одного работника, тыс. руб. |
1985 |
2029 |
2335 |
2472 |
2550 |
565 |
128 |
Выручка от реализации продукции, млн. руб. |
3037,0 |
3510,0 |
5068,0 |
5365,0 |
5738,0 |
2701 |
в 1,9 раза |
Валовой сбор сахарной свеклы, тыс. тонн |
2760 |
3050 |
4250 |
4350 |
4500 |
1740 |
в 1,6 раза |
Уровень рентабельности производства сахарной свеклы, % |
115 |
114 |
115,5 |
116 |
117,5 |
2,5 |
- |
В производстве сахара-песка (сахарная промышленность) | |||||||
Создано новых рабочих мест (состоящих в штате организации), чел. |
55 |
69 |
240 |
500 |
335 |
105 |
в 1,9 раза |
Среднемесячная оплата труда в отрасли с начислениями, тыс. руб./чел. |
8917 |
11250 |
14535 |
17717 |
20074 |
11157 |
в 2,3 раза |
Производительность труда на одного работника, тыс. руб./год |
1833,3 |
1977,5 |
2395 |
2828,3 |
3047,5 |
1214,2 |
в 1,7 раза |
Выручка от реализации готовой продукции, млн. руб. |
8928,6 |
10569,8 |
15372,5 |
18311,0 |
19923,0 |
10994,4 |
в 2,2 раза |
Величина налоговых отчислений перерабатывающих предприятий области (в % к уровню прошлого года) |
89 |
107,5 |
124 |
136,3 |
131,5 |
42,5 |
- |
Индекс физического объема промышленного производства в сахарной промышленности (в % к уровню прошлого года) |
102,6 |
105,5 |
110 |
113,3 |
108,6 |
6 |
- |
Объем инвестиций (в т.ч. собственных средств) в сахарную промышленность, млн. руб. |
594,8 |
2613,3 |
2416,3 |
765 |
665 |
70,2 |
111,8 |
Коэффициент обновления основных производственных фондов (в процентах к стоимости основных фондов на конец года) |
6,5 |
13,7 |
10,1 |
7 |
7,1 |
0,6 |
- |
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по Программе (финансирование строительства новых перерабатывающих производств, реконструкция действующих) приведен в таблице 9.
Таблица 9
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Всего за 4 года |
Выручка от реализации готовой продукции, млн. руб. |
10569,8 |
15372,5 |
18311,0 |
19923,0 |
64176,3 |
Ежегодный прирост выручки от реализации продукции, млн. руб. |
1641,2 (к уровню 2008 года) |
4802,7 |
2938,4 |
1612 |
10994,3 |
Объем финансирования производства продукции по программе (за счет всех источников), млн. руб. |
3057,3 |
2972,5 |
864,5 |
751,5 |
7645,8 |
Показатель (коэффициент) общей эффективности расходования финансовых средств, процентов |
53,7 |
161,5 |
339,8 |
214,5 |
143,8 |
Дальнейшее развитие такой традиционной подотрасли сельского хозяйства региона как свеклосахарная, имеет важное значение для сохранения уникального опыта возделывания и переработки этой технической культуры, использования людских и технических ресурсов с высокой степенью эффективности, темпов технического и технологического перевооружения сахарной промышленности, обеспечения работой и доходами значительной части населения, позволяет надеяться на позитивное решение вопросов продовольственной безопасности региона и страны.
Раздел 9. Описание системы управления реализацией Программы
Система управления за практической реализацией Программы включает распределение полномочий и сфер ответственности между органами исполнительной власти области (главными распорядителями финансовых средств), органами местного самоуправления, сельскохозяйственными товаропроизводителями области, предприятиями сахарной промышленности, учреждениями и организациями кредитно-финансовой сферы.
Органом, ответственным за реализацию Программы в целом, достижение целей, задач Программы, показателей (индикаторов) цели, показателей задач и мероприятий, предусмотренных Программой, является управление экономической политики администрации области.
Органами исполнительной власти области, ответственными за координацию деятельности хозяйствующих субъектов, учреждений (организаций), участвующих в реализации Программы, и их согласованные действия по выполнению программных мероприятий являются управление по развитию перерабатывающей промышленности области, управление сельского хозяйства области.
Ответственными за реализацию конкретного программного мероприятия являются тот или иной орган исполнительной власти области (по курируемому направлению деятельности, распределению функциональных обязанностей и т.п.), а также сельскохозяйственные товаропроизводители и перерабатывающие предприятия области.
Главными распорядителями бюджетных средств, уполномоченными высшим органом исполнительной власти Тамбовской области, являются управление сельского хозяйства области (в части получения и расходования средств как федерального, так и областного бюджетов), управление по развитию перерабатывающей промышленности области (в части получения и расходования средств областного бюджета).
Ответственными за формирование отчетности о ходе реализации Программы, в том числе осуществление мониторинга достижения целевых показателей (индикаторов) являются управление по развитию перерабатывающей промышленности области, управление сельского хозяйства области.
Общий контроль за реализацией Программы осуществляет администрация области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Тамбовской области от 11 февраля 2009 г. N 139 "Об областной целевой Программе развития свеклосахарного производства Тамбовской области на период 2009 - 2012 годов"
На момент выхода версии документ официально опубликован не был
Постановлением администрации Тамбовской области от 21 апреля 2011 г. N 396 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление администрации Тамбовской области от 30 декабря 2010 г. N 1567
Постановление администрации Тамбовской области от 19 марта 2009 г. N 294