Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
администрации Тамбовской области
от 30 августа 2005 г. N 769
Положение
о докладах о результатах и основных направлениях деятельности
главных распорядителей и получателей средств областного бюджета
21 июня 2007 г.
1. Настоящее Положение устанавливает основные принципы и правила подготовки и представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей и получателей средств областного бюджета (далее - Доклады).
2. Подготовка Докладов осуществляется для расширения применения в бюджетном процессе методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированных на результаты, исходя из реализации установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации принципа эффективности использования бюджетных средств.
Непосредственной задачей подготовки Докладов является обеспечение администрации области информацией о результатах и целях бюджетной политики, формирование проектов перспективного финансового плана и бюджета области на очередной финансовый год исходя из наиболее эффективного использования средств областного бюджета для достижения планируемых результатов проведения государственной политики в целом и в сферах деятельности соответствующих органов исполнительной власти области.
3. Подготовка Докладов главными распорядителями средств областного бюджета осуществляется с участием в порядке, ими устанавливаемом, подведомственных получателей средств областного бюджета, по которым главный распорядитель средств областного бюджета в соответствии с действующим бюджетным законодательством области формирует на очередной финансовый год бюджетные проектировки.
Получатели средств областного бюджета осуществляют подготовку Докладов самостоятельно.
Показатели результативности бюджетных расходов согласовываются с управлением экономической политики администрации области.
4. Форма, структура Докладов, основные понятия, используемые в них, устанавливаются настоящим Положением.
5. Понятия, используемые в настоящем Положении:
комиссия по повышению результативности бюджетных расходов - комиссия, образованная в соответствии с постановлением администрации области от 13.07.2004 N 628 "О комиссии по повышению результативности бюджетных расходов";
финансовый год - период, в течение которого действует утвержденный бюджет;
текущий год - год, в котором осуществляется разработка документов и материалов в соответствии с настоящим Положением;
очередной год - год, следующий за текущим годом, на который осуществляется разработка проекта областного бюджета;
отчетный год - год, предшествующий текущему году;
отчетный период - текущий год, отчетный год и год, предшествующий отчетному;
плановый период - очередной год и последующие 2 года;
плановый год - отдельный год планового периода;
главный распорядитель средств областного бюджета - орган исполнительной власти области, а также государственное бюджетное учреждение, указанные в приложение N 2 к настоящему постановлению, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств областного бюджета;
получатель средств областного бюджета - бюджетное учреждение, указанное в приложение N 2 к настоящему постановлению, имеющее право на получение средств областного бюджета в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год;
администраторы доходов областного бюджета - органы исполнительной власти области, иные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также имеющие в своем ведении государственные учреждения, которым предоставлено право получать доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и государственные унитарные (в том числе казенные) предприятия;
бюджет главного распорядителя средств областного бюджета - используемая для целей бюджетного планирования сумма расходов, представляемая главным распорядителем средств областного бюджета при формировании бюджетных проектировок в финансовое управление области (включая оценки расходов, финансируемых за счет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности), и распределяемая главным распорядителем средств областного бюджета;
бюджет получателя средств областного бюджета - используемая для целей бюджетного планирования сумма расходов, предоставляемая получателем средств областного бюджета, указанным в приложении N 2 к настоящему постановлению, при формировании бюджетных проектировок в финансовое управление области (включая оценки расходов, финансируемых за счет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности);
стратегическая цель - краткое описание ожидаемого конечного общественно-значимого результата реализации одной или нескольких задач в сфере деятельности главного распорядителя и получателя средств областного бюджета;
тактическая задача - краткое описание ожидаемых конечных количественно измеримых, общественно-значимых результатов деятельности главного распорядителя и получателя средств областного бюджета по конкретным направлениям достижения одной из стратегических целей;
исполняемые расходные обязательства главного распорядителя и получателя средств областного бюджета - включенные в бюджет главного распорядителя и получателя средств областного бюджета расходы за счет средств областного бюджета на исполнение федеральных законов и законов области, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, администрации области (за исключением нормативных правовых актов, действие которых истекает, приостановлено или предлагается к отмене, начиная с соответствующего года планового периода), договоров и соглашений от имени области;
принимаемые обязательства - планируемое (предлагаемое) увеличение объема действующих обязательств в плановом периоде;
бюджет действующих обязательств - объем ассигнований, необходимых для исполнения действующих обязательств в плановом периоде (с распределением по годам);
бюджет принимаемых обязательств - объем ассигнований, необходимых для исполнения принимаемых обязательств в плановом периоде (с распределением по годам);
бюджетная целевая программа - реализуемая одним и (или) несколькими главными распорядителями средств областного бюджета областная целевая программа, утверждаемая законом области;
ведомственная целевая программа - утвержденный (планируемый к утверждению) главным распорядителем средств областного бюджета либо выделяемый им в аналитических целях комплекс мероприятий (направлений расходования бюджетных средств), направленных на решение конкретной тактической задачи;
областная адресная инвестиционная программа - перечень инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств областного бюджета;
результативность бюджетных расходов - соотношение между результатами деятельности и расходами на их достижение, а также степень достижения планируемых результатов деятельности.
6. Доклад включает следующие разделы:
цели, задачи и показатели деятельности;
расходные обязательства и формирование доходов;
бюджетные целевые программы;
распределение расходов по целям, задачам и программам;
результативность бюджетных расходов.
7. В первом разделе Доклада формулируются стратегические цели главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, подведомственных ему бюджетных учреждений.
В этом разделе Доклада должна быть представлена система целей, задач и показателей, дающая ясное представление об основных значимых для общества направлениях и результатах деятельности главного распорядителя и получателя средств областного бюджета и описывающая важнейшие качественные и количественные характеристики состояния подведомственной сферы за отчетный период и состояния, которое должно быть достигнуто в среднесрочной перспективе.
Цели главного распорядителя (получателя) средств областного бюджета должны соответствовать приоритетам государственной и региональной политики и являться подцелями стратегических целей развития области в предстоящем периоде.
Совокупность целей должна охватывать все направления деятельности главного распорядителя и получателя средств областного бюджета.
Необходимо определить приоритетные цели для планового периода исходя из нормативных правовых актов и иных официальных документов, определяющих основные задачи и принципы государственной политики в сфере компетенции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета - федеральные законы и законы области, послания Президента Российской Федерации, сообщения главы администрации области областной Думе, концепция политики области в соответствующих направлениях, долгосрочные и среднесрочные программные документы области. Количество приоритетных целей, как правило, не должно превышать пяти.
При определении целей рекомендуется исходить из следующих критериев:
специфичность (цели должны соответствовать компетенции субъекта бюджетного планирования);
измеримость (достижение цели можно проверить, в том числе и прежде всего - с помощью учитываемых количественных показателей);
достижимость (цели должны быть потенциально достижимы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной, не должна содержать:
специальных терминов, затрудняющих ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере деятельности, связанной с реализацией данной цели;
терминов, понятий и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование;
указаний на иные цели, задачи, эффекты или результаты, которые являются следствиями достижения самой стратегической цели;
описания путей, средств и методов достижения цели.
Правильно сформулированная система целей должна отражать набор актуальных потребностей общества и не должна зависеть от средств их достижения. Такой подход к построению целей предполагает высокую степень свободы в выборе возможных способов и средств их достижения (т. е. подразумевает множественность способов достижения каждой цели). Выбор конкретных путей, средств и методов достижения целей осуществляется на последующих стадиях планирования деятельности главного распорядителя и получателя средств - при формировании тактических задач и подготовке бюджетных целевых программ.
Для каждой цели в Докладе должен быть приведен количественно измеримый показатель (группа показателей - но не более трех, в случае использования большего числа показателей их необходимо разделить на основные и дополнительные), характеризующий уровень достижения цели, его значения для отчетного периода, оценка значения за текущий год и целевое (желаемое) значение, которое должно и может быть достигнуто в среднесрочной перспективе, а также значения для каждого года планового периода, которые будут достигнуты в случае реализации предлагаемых в Докладе бюджетных целевых программ.
Для выбранного количественного значения, достижение которого является целевым (желаемым) к концу среднесрочного периода, должно быть приведено его обоснование. Таким обоснованием могут служить межрегиональные сравнения, демографические прогнозы, оценки ожидаемых потребностей потребителей государственных услуг или иные расчеты.
В случае, если возможность достижения целевых значений существенно зависит от выделяемых бюджетных и иных ресурсов, могут быть предложены различные варианты динамики целевых индикаторов.
Основным принципом формирования тактических задач является конкретизация отдельных направлений достижения цели, в рамках которых предусматривается получение количественно измеримых общественно-значимых результатов в течение определенного периода времени или к определенному сроку. Достижение цели может быть обеспечено решением различных тактических задач.
Каждая тактическая задача должна соответствовать лишь одной из целей главного распорядителя и получателя средств областного бюджета. Для каждой из целей следует сформулировать, как правило, от 2 до 5 тактических задач, которые в совокупности должны охватывать все направления деятельности главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, необходимые для достижения соответствующей цели. Следует избегать постановки задач, направленных на обеспечение деятельности самого главного распорядителя и получателя средств областного бюджета.
Выделение тактических задач должно производиться с учетом необходимости обеспечения подотчетности и ответственности за их реализацию. Для каждой тактической задачи должны быть приведены количественно измеримые показатели, отражающие уровень ее решения в отчетном, текущем и плановом периоде.
В заключительной части первого раздела Доклада приводятся значения показателей, характеризующих результаты деятельности главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, сгруппированные по стратегическим целям, тактическим задачам и бюджетным целевым программам, а также краткие характеристики действующих и (или) планируемых бюджетных целевых программ и программно-целевых мероприятий.
В данном разделе по каждой стратегической цели, тактической задаче приводятся фактические (ожидаемые) и целевые (планируемые) значения основных показателей, характеризующих результаты деятельности главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, по форме согласно приложению N 1 к Положению.
Представляется система показателей (индикаторов), необходимых для осуществления мониторинга и оценки результатов деятельности главного распорядителя и получателя средств областного бюджета и оценки степени достижения поставленных перед ним целей.
По каждому показателю приводятся:
фактические значения за отчетные два года;
плановые или ожидаемые/прогнозируемые значения за текущий год;
целевые (планируемые) значения.
При обосновании целевых значений показателей необходимо по возможности сопоставлять их не только с текущим значением, но и с прогнозируемым инерционным уровнем, определенным исходя из предположения о сохранении сложившихся тенденций (соотношений).
Каждая цель, тактическая задача или бюджетная целевая программа (мероприятия) может описываться более чем одним показателем.
Количество показателей для одной цели (задачи, программы), как правило, не должно превышать 3 - 5 (в случае использования большего количества показателей рекомендуется разделить их на основные и дополнительные).
Основными видами индикаторов, используемых для проведения мониторинга и оценки, являются показатели:
непосредственных результатов деятельности, характеризующие объем и качество государственных услуг, оказанных главным распорядителем и получателем средств областного бюджета и подведомственными главному распорядителю бюджетными учреждениями внешним потребителям. Под внешними потребителями услуг для целей составления Доклада понимаются физические и юридические лица, их группы, а также органы местного самоуправления за исключением органа исполнительной власти области и подведомственных ему бюджетных учреждений и иных организаций;
конечных результатов деятельности главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, характеризующих эффект для внешних потребителей от государственных услуг, оказанных главным распорядителем и получателем средств и подведомственными главному распорядителю бюджетными учреждениями.
В качестве показателей, характеризующих степень решения тактической задачи, используются исключительно показатели конечных общественно-значимых результатов.
При разработке системы показателей (индикаторов) следует руководствоваться принципом минимизации количества отчетных показателей при сохранении полноты информации и своевременности ее представления.
При выборе показателей для проведения мониторинга и оценки программ (мероприятий) предпочтение также должно отдаваться показателям конечных результатов деятельности, при обосновании невозможности их использования - показателям непосредственных результатов. В случае невозможности определения достоверных показателей непосредственных результатов при приведении соответствующих обоснований, для характеристики процесса реализации программ (мероприятий) допускается использование:
показателей процесса, описывающих суть проводимых мероприятий и их существенные количественные и качественные характеристики;
показателей ресурсов, описывающих количество и качество материальных и нематериальных активов, используемых для реализации программ.
Включаемые в систему оценки деятельности показатели должны в максимально возможной степени соответствовать следующим требованиям:
адекватность: показатель (группы показателей) должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи;
точность: погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах деятельности главного распорядителя и получателя средств областного бюджета;
объективность: показатели не должны приводить к искажению деятельности организации, когда формальное выполнение функции ведет к улучшению отчетности и ухудшению реального положения дел;
достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки программы;
прозрачность: следует избегать излишне сложных показателей, определение показателя должно обеспечивать однозначность его интерпретации, как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей;
экономичность: получение отчетных данных должно производиться с минимально возможными затратами, применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих программах сбора информации;
сопоставимость: выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в решении сходных (смежных) задач, а также с показателями, используемыми в международной практике;
своевременность и регулярность: отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны представляться не реже 1 раза в год и, как правило, не более чем через 2 - 3 месяца после окончания отчетного периода);
полнота: отчетные показатели не должны приводить к искажениям значимости отдельных функций.
Постановлением администрации Тамбовской области от 21 июня 2007 г. N 699 в пункт 8 настоящего приложения внесены изменения
8. Во втором разделе Доклада и соответствующих приложениях приводятся сведения об общем объеме исполняемых расходных обязательств главным распорядителем и получателем средств областного бюджета и приводится анализ изменения их объемов и структуры за отчетный и на плановый период. При этом учитываются данные реестра расходных обязательств. Отчетные данные по объемам расходных обязательств представляются за последний отчетный год (включая текущий год); плановые данные по объемам бюджета расходных обязательств представляются на весь плановый период, в разбивке на 1-й, 2-й и 3-й плановые годы. Данные об исполняемых расходных обязательствах представляются по форме согласно приложению N 2 к Положению.
Под действующими в соответствующем плановом году обязательствами следует понимать расходные обязательства области, подлежащие исполнению в соответствующем плановом году за счет средств областного бюджета в объеме, установленном в соответствии с действующими на начало текущего цикла планирования областного бюджета на следующий год и перспективного финансового плана (далее - на момент начала планирования) нормативными правовыми актами (за исключением нормативных правовых актов, действие которых истекает, приостановлено или предлагается к отмене начиная с соответствующего года планового периода), договорами и соглашениями. В том числе, к действующим относятся обязательства, исполнение которых предусмотрено не ранее планового периода, но соответствующие нормативные правовые акты, договоры или соглашения вступили в силу на момент начала планирования.
При этом объем действующих обязательств по утвержденным областным целевым программам определяется исходя из объема расходов на их реализацию в соответствии с законом области об областном бюджете на текущий год с учетом индексации в плановом периоде по уровню инфляции.
Общий объем бюджета действующих расходных обязательств на соответствующий год планового периода складывается из объемов на данный год различных видов расходных обязательств, обусловленных действующими на момент начала планирования нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, за вычетом объемов обязательств, намеченных или предлагаемых к исключению начиная с данного года, в связи с истечением, отменой или приостановкой действия соответствующих нормативных правовых актов, прекращением обязательств по договорам и соглашениям.
При определении видов и объемов действующих расходных обязательств следует относить к действующим также неисполненные, но подлежащие исполнению в течение планового периода обязательства по нормативным правовым актам, договорам и соглашениям, действие которых истекает, приостановлено или предлагается к отмене до начала планового периода.
Если объем обязательств на соответствующий год по какому-либо действующему обязательству полностью либо частично дублируется в виде объема данного обязательства, обусловленного каким-либо нормативным правовым актом, и того же объема данного обязательства по договорам (соглашениям), заключенным на основании данного акта, во избежание двойного счета для целей определения бюджета действующих обязательств следует указывать данный объем только один раз, в составе общего объема данного обязательства в соответствии с нормативным правовым актом. Тем не менее, для действующих обязательств планового периода в разделе "название нормативного правового акта" дополнительно в скобках указываются данные по заключенным договорам (соглашениям), а на соответствующий год планового периода под общим объемом обязательства в скобках справочно указывается сумма объемов обязательства по заключенным на основании данного правового акта договорам и соглашениям. Такие справочные данные при расчете бюджета действующих обязательств не учитываются. Под принимаемыми в соответствующем плановом году обязательствами следует понимать возникающие в соответствующем плановом году новые расходные обязательства области, подлежащие исполнению в соответствующем плановом году за счет средств областного бюджета в объеме, установленном в соответствии с намеченными или предлагаемыми к принятию в текущем году и в плановый период нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями.
Общий объем принимаемых обязательств на соответствующий год планового периода складывается из объемов таких новых видов или дополнительных объемов действующих видов обязательств, которые на момент планирования намечено или предлагается принять к исполнению в соответствующий год посредством принятия новых нормативных правовых актов, договоров и соглашений либо поправок к действующим нормативным правовым актам, договорам и соглашениям.
К принимаемым обязательствам относятся, в частности, обязательства, возникающие в связи с реализацией намеченных и предлагаемых новых бюджетных целевых программ, включая ведомственные.
Обязательства, возникающие на основании договоров и соглашений, планирующихся к заключению на основании уже действующих нормативных правовых актов, к числу принимаемых не относятся и учитываются в составе действующих, в установленном выше порядке.
При определении бюджета принимаемых обязательств следует избегать двойного счета одних и тех же объемов обязательств, вытекающих из нормативных правовых актов и предлагающихся к заключению на их основании договоров и соглашений. С этой целью, если предусмотрен нормативный правовой акт, на основании которого возникает новое (принимаемое) обязательство, вытекающие из него договоры (соглашения) не указываются, и объемы обязательств по таким договорам (соглашениям) не учитываются.
Объем обязательств по каждому виду исполняемых в плановый период действующих и принимаемых обязательств определяется с учетом прогнозируемого на соответствующий год планового периода изменения факторов, влияющих на этот объем, в соответствии с установленными нормами и применяемыми методами расчета объема ассигнований по данному виду обязательств. Например, при определении объема ассигнований на выплату социальных пособий учитывается прогнозируемое на данный год изменение числа получателей пособия и коэффициент индексации размера пособия (если он установлен); при определении ассигнований на закупку товаров и услуг - прогнозируемый на данный коэффициент инфляции и т. п.
При определении объемов действующих обязательств на соответствующие годы планового периода необходимо исключать объемы расходов по действующим на момент планирования обязательствам, которые намечено или предлагается исключить в соответствующем году в связи с истечением, отменой или приостановкой реализации действующих на момент планирования бюджетных целевых программ, намеченной или предлагаемой отменой ассигнований на непрограммные расходы, ввиду истечения, отмены или приостановки действия соответствующих нормативных правовых актов, договоров и соглашений.
При определении объемов принимаемых обязательств на соответствующие годы планового периода необходимо исходить из объемов расходов, предусматриваемых на данный год планового периода в рамках намеченных или предлагаемых к реализации новых бюджетных целевых программ, дополнений к действующим бюджетным целевым программам, а также из объемов новых непрограммных расходов, возникающих в связи с вступлением в силу соответствующих намечаемых или предлагаемых нормативных правовых актов, договоров и соглашений (или поправок к действующим актам, договорам и соглашениям).
Бюджет принимаемых обязательств, указанный главным распорядителем и получателем средств областного бюджета для соответствующих лет планового периода в данном разделе Доклада, не должен превышать доведенного до главного распорядителя и получателя средств областного бюджета финансовым управлением области предельного объема бюджета принимаемых обязательств на соответствующие годы.
В качестве предлагаемых главным распорядителем и получателем средств областного бюджета могут включаться только такие обязательства, которые предлагаются к исполнению не позднее, чем начиная с первого года планового периода и предполагают принятие соответствующих нормативных правовых актов не позднее текущего года.
Для каждого исполняемого расходного обязательства приводится ссылка на конкретные положения нормативных правовых актов и решений (название, номер, дата принятия или утверждения, номер статьи пункта, подпункта, абзаца или раздела) и указывается один из следующих методов оценки объема затрат на его исполнение:
нормативный, при котором объем ассигнований на исполнение обязательства определяется исходя из удельных нормативов и числа физических или юридических лиц, органов государственной власти (местного самоуправления) или учреждений, имеющих право на получение бюджетных средств;
метод индексации расходов, при котором объем ассигнований на исполнение обязательства определяется на основе индексации расходов прошлых лет (на уровне не выше темпов инфляции);
формульный, при котором объем ассигнований на исполнение обязательства определяется на основе нормативно закрепленной или сложившейся формулы расчетов;
иной, для которого должно быть приведено краткое описание применяемого метода оценки.
Главные распорядители средств областного бюджета, осуществляющие функции по администрированию доходов в областной бюджет, и (или) в ведении которых находятся государственные учреждения, имеющие право на предоставление платных услуг (получение доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности), а также получатели средств областного бюджета, предоставляющие платные услуги, представляют данные о фактических и планируемых объемах соответствующих видов доходов в областной бюджет, включая налоговые и неналоговые доходы, в том числе доходы от использования имущества, находящегося в областной собственности, доходы от платных услуг, часть прибыли областных государственных унитарных предприятий и другие виды доходов по форме согласно приложению N 3 к Положению.
Для каждого вида доходов приводится сопоставление плановых и фактических показателей за первые два года отчетного периода, и, в случае значительных расхождений между ними, проводится анализ причин указанных расхождений.
9. В третьем разделе Доклада приводится краткое описание в структурированном виде утвержденных на текущий год и предлагаемых к утверждению в последующие плановые годы бюджетных целевых программ (с выделением подпрограмм при их наличии). Заполняется форма согласно приложению N 4 к Положению.
Для каждой бюджетной целевой программы необходимо указать:
статус программы (областная целевая программа, подпрограмма, ведомственная целевая программа, ведомственная в аналитических целях, утверждаемая);
срок действия программы;
краткое описание целей программы в плановом периоде, включая целевые индикаторы для каждого года планового периода и на весь период реализации программы (согласно паспорту программы);
для реализуемых программ - краткое описание полученных в отчетном периоде результатов, включая целевые индикаторы (плановые согласно утвержденному паспорту программы и фактические/ожидаемые) для каждого года ее реализации. В случае существенного отклонения - обоснование причин, его вызвавших (внешние факторы, недостаточное финансирование и другие);
характеристику влияния программы на уровень решения тактических задач и достижения стратегических целей главного распорядителя (получателя) средств областного бюджета, включая количественные оценки такого влияния, оценку результатов такого влияния в отчетном периоде;
краткую характеристику основных мероприятий программы и сроки их реализации;
бюджет программы за отчетный и плановый период (с разбивкой по годам).
Утверждаемые областные целевые программы включаются в Доклад только после их рассмотрения и прохождения соответствующих процедур согласования.
В случае пересмотра объема финансирования на реализацию действующих программ, значения показателей достижения целей программ должны быть скорректированы.
Описание каждой областной целевой программы не должно превышать 3 страниц.
Разрабатываемые областные целевые программы выделяются отдельно с указанием оснований для их разработки и обоснований их возможного ресурсного обеспечения.
Показатели реализации программ должны соответствовать требованиям, предъявляемым к показателям для целей и задач (адекватность, объективность, достоверность, прозрачность, экономичность, сопоставимость, своевременность и регулярность, полнота).
Планируемые (прогнозируемые) целевые значения показателей устанавливаются с применением подходов, аналогичных применяемым для стратегических целей и тактических задач.
10. В четвертом разделе Доклада приводится распределение отчетных и планируемых расходов главного распорядителя и получателя средств областного бюджета по целям, задачам и бюджетным целевым программам (программно-целевым мероприятиям) по форме согласно приложению N 5 к Положению.
Приводится краткое пояснение (обоснование) сложившейся и (или) планируемой структуры расходов, дается характеристика тенденций ее изменения в отчетном и плановом периоде, рассматриваются факторы, влияющие на эти тенденции.
В соответствующем приложении к Докладу приводится аналитическое распределение расходов главного распорядителя и получателя средств областного бюджета по целям, задачам и бюджетным целевым программам. При отсутствии данных для полного распределения отчетных и (или) планируемых расходов могут приводиться выборочные данные по отдельным целям, задачам и (или) бюджетным программам с указанием объема (доли) нераспределенных в соответствующем году расходов главного распорядителя и получателя средств областного бюджета.
Для подготовки аналитического распределения расходов по программам для каждой тактической задачи формируется перечень мероприятий, осуществление которых должно обеспечить ее решение и относится к компетенции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета.
Основой для объединения проводимых в процессе деятельности главного распорядителя и получателя средств областного бюджета мероприятий в ведомственные целевые программы является их направленность на оказание определенной государственной услуги (или ряда услуг) внешним потребителям для решения тактической задачи и достижения соответствующего конечного общественно-значимого результата.
В условиях расширения методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты, при аналитическом выделении программ (мероприятий) в существующей структуре расходов главного распорядителя и получателя средств областного бюджета основной подход к оценке объема финансовых затрат на их реализацию состоит в выделении (группировке) статей функциональной и экономической классификации, которые могут быть увязаны (полностью или частично) с достижением целей программ (мероприятий), указанных в первом разделе Доклада. За исходное значение при определении объема финансирования, необходимого для реализации программы, принимается текущий уровень финансирования по тем статьям бюджета, на основе которых формируется бюджет новой программы (мероприятий).
Аналогичный подход применяется при оценке объема финансовых затрат на решение тактических задач и достижение стратегических целей.
В случае, если при реализации программы (мероприятий) предполагается достижение результатов, которые будут одновременно способствовать решению нескольких тактических задач (достижению нескольких целей главного распорядителя и получателя средств областного бюджета), расходы на реализацию указанной программы следует относить к задаче, в решение которой программа вносит наибольший вклад.
При определении объема расходов в плановом периоде текущий уровень финансирования корректируется с учетом основных факторов, влияющих в рамках рассматриваемой программы (задачи, цели) на объем потребности в оказании государственных услуг и исполнении установленных правовыми актами Российской Федерации и области обязательств.
На основе выделения указанных факторов приводится анализ сложившейся и планируемой структуры расходов по целям, задачам, программам (мероприятиям) и тенденциям их изменений в отчетном и плановом периоде.
11. В пятом разделе Доклада производится сопоставление показателей затрат и результатов деятельности главного распорядителя и получателя средств областного бюджета в отчетном и плановом периоде, а также представляется анализ результативности бюджетных расходов и обоснование мер по ее повышению.
На основании данных о динамике в отчетном периоде плановых и фактически достигнутых показателей деятельности (непосредственных и конечных), а также затрат в разрезе тактических задач, программ, и при необходимости, отдельных мероприятий производится оценка результативности деятельности главного распорядителя и получателя средств областного бюджета.
Оценка производится по следующим направлениям:
степень достижения целей, решения тактических задач;
степень соответствия запланированному уровню затрат;
отклонение показателей результатов деятельности и затрат на отчетный плановый год от плановых показателей на этот год и аргументированное обоснование причин такого отклонения, включая:
обоснование ситуаций, когда показатели по целям выполнены, а по соответствующим им задачам или программам (мероприятиям) - не выполнены, а также ситуаций, когда показатели по целям не выполнены, а по соответствующим им задачам или программам - выполнены;
обоснование ситуаций, когда недостигнутые плановые показатели отчетного периода устанавливаются в качестве плановых показателей планового периода;
обоснование ситуаций, когда сочетается значительное недовыполнение одних задач и перевыполнение других;
обоснование ситуаций значительного перевыполнения по большинству плановых показателей;
отклонение плановых показателей результатов и затрат на очередной плановый год от плановых показателей на указанный год, определенных в предшествующем году, и аргументированное обоснование причин такого отклонения.
Для выявления степени достижения запланированных результатов и намеченных целей фактически достигнутые результаты сопоставляются с их плановыми значениями, с формированием абсолютных и относительных отклонений.
Для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически достигнутые результаты сопоставляются с их плановыми значениями, с формированием абсолютных и относительных отклонений. По капитальным затратам оцениваются объемы ввода в действие основных фондов на "вложенный рубль" и сокращение объемов незавершенного строительства.
При проведении оценки рекомендуется провести расчет и анализ динамики следующих аналитических показателей:
экономическая эффективность, под которой понимается соотношение непосредственных результатов деятельности, результатов, полученных и планируемых для достижения в рамках тактических задач, программ, программных мероприятий, с затратами на их достижение (например, затраты на строительство/ремонт 1 км автодороги). Оценки экономической эффективности формируются для отчетного периода и для планового периода;
общественная эффективность, под которой понимается соотношение общественно-значимого эффекта деятельности (показателя конечного результата деятельности или его изменения) по отношению к непосредственным показателям деятельности. Оценки общественной эффективности формируются для отчетного периода и для планового периода;
общественно-экономическая эффективность, под которой понимается соотношение величины достигнутого и планируемого в результате решения тактической задачи конечного общественно-значимого результата и величины затрат на его достижение. Оценки общественно-экономической эффективности формируются для отчетного периода и для планового периода.
Для выявления показателей экономической эффективности осуществляется сопоставление показателей экономической эффективности на плановый период с показателями прошлых лет, а также с доступными данными по другим субъектам бюджетного планирования.
По каждому направлению, в случае существенных различий (как положительных, так и отрицательных) между плановыми и фактическими значениями показателей, а также показателями разных лет, должен быть проведен анализ факторов, повлиявших на данное расхождение. При этом рекомендуется выделять две группы факторов:
внутренние факторы (на которые главный распорядитель и получатель средств областного бюджета мог влиять);
внешние факторы (на которые главный распорядитель и получатель средств областного бюджета не мог влиять, включая форс-мажорные обстоятельства).
При проведении анализа влияния внешних факторов на достижение плановых показателей отдельно указывается влияние, которое было оказано на достижение плановых показателей другими главными распорядителями и получателями средств областного бюджета.
Для каждой группы факторов по возможности оценивается ее влияние на отклонение показателя от плановых (прогнозируемых) значений.
По результатам анализа факторов обосновывается изменение целей, тактических задач, целевых показателей (относительно показателей прошлых лет, либо намеченных в прошлых бюджетных циклах), состава показателей, прекращение либо инициирование бюджетных программ, а также изменение расходов по сравнению с предыдущими периодами.
В данном разделе Доклада должны также быть приведены мероприятия, которые главный распорядитель и получатель средств областного бюджета наметил осуществить с целью повышения эффективности бюджетных расходов и качества управления затратами и результатами, а также оценить количественно эффект от осуществления этих мероприятий (в виде экономии расходов или увеличении результатов при данном объеме расходов). Указанные оценки должны быть представлены в Приложении к Докладу.
В число направлений, которые могут быть отражены в данном разделе, следует отнести:
меры по оптимизации бюджетной сети:
уточнение реестра бюджетных учреждений, подведомственных главному распорядителю средств областного бюджета;
создание системы оценки деятельности бюджетных учреждений, подведомственных главному распорядителю средств областного бюджета;
организация, методическое руководство и контроль работ по подготовке и реализации мероприятий по оптимизации бюджетной сети (подведомственных главному распорядителю средств областного бюджета учреждений);
меры по расширению сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования:
разработка порядка и процедур формирования ведомственных целевых программ (Методические указания);
подготовка методических указаний по подготовке бюджета главного распорядителя средств областного бюджета в разрезе структурных подразделений, подведомственных учреждений и ведомственных целевых программ;
организация, методическое руководство и контроль работ по подготовке и реализации мероприятий по расширению применения программно-целевых методов бюджетного планирования в подведомственных учреждениях;
меры по распределению ассигнований между подведомственными главному распорядителю средств областного бюджета государственными учреждениями с учетом результатов их деятельности:
совершенствование процедур распределения ассигнований, в том числе:
анализ действующих принципов распределения ассигнований между подведомственными учреждениями;
разработка формализованных порядка и процедур распределения ассигнований между подведомственными учреждениями;
организация, методическое руководство и контроль работ по подготовке и реализации мероприятий по формализованному распределению ассигнований между бюджетными учреждениями, подведомственными главному распорядителю средств областного бюджета;
меры по совершенствованию системы государственных закупок:
разработка предложений по развитию нормативной и методической базы по организации государственных закупок товаров и услуг;
организация, методическое руководство и контроль работ по совершенствованию организации государственных закупок в подведомственных главному распорядителю средств областного бюджета бюджетных учреждениях;
совершенствование механизма мониторинга эффективности бюджетных расходов:
разработка системы мониторинга и контроля эффективности деятельности подведомственных государственных учреждений, создание системы стимулов;
разработка системы мониторинга и контроля эффективности деятельности государственных служащих - сотрудников главного распорядителя и получателя средств областного бюджета;
меры по повышению качества контроля соблюдения бюджетного законодательства и формированию системы внутреннего аудита: анализ действующей системы внутреннего контроля и аудита с целью выявления сильных и слабых сторон;
разработка Концепции ведомственной системы внутреннего аудита (подчиненность, принципы, задачи и сферы ответственности, организация работы, методы, отчетность, порядок работы, взаимодействие с другими органами государственного контроля);
разработка порядка и процедур ведомственного внутреннего аудита;
разработка и реализация плана мероприятий по проведению внутренних аудиторских проверок;
меры по изменению организационной структуры главного распорядителя средств областного бюджета, осуществляемые с целью приведения ее в соответствие с требованиями среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результаты:
образование новых структурных подразделений и/или изменение функций существующих;
изменение системы взаимодействия между структурными подразделениями, структуры информационных потоков и механизмов принятия решений;
введение персональной ответственности за реализацию запланированных целей, задач, результатов;
меры по повышению экономичности отдельных статей бюджетных расходов, в том числе в подведомственных бюджетных учреждениях: меры по энерго- и ресурсосбережению;
меры по реализации механизмов стратегического планирования использования информационных технологий.
12. Проекты докладов, относящиеся к планированию 2006 бюджетного года в сроки, установленные п. 4 настоящего постановления, направляются:
в финансовое управление области (всеми главными распорядителями и получателями средств областного бюджета);
в управление экономической политики администрации области (всеми главными распорядителями и получателями средств областного бюджета);
в отдел социальной политики администрации области (управлением образования области, комитетом по начальному и среднему профессиональному образованию области, управлением здравоохранения области, управлением социальной защиты населения области, комитетом по делам молодежи области, управлением культуры области).
Общий объем текста доклада определяется из расчета до 20 страниц на каждого главного распорядителя и получателя средств областного бюджета. Текст и приложения к докладам представляются в печатном (1 экземпляр) и электронном видах (текст - в формате Wоrd, приложения - в формате Ехсеl).
Дополнительные материалы представляются в виде приложений, объем которых не ограничивается.
13. Начиная с формирования проекта областного бюджета на 2007 год, проекты докладов представляются главными распорядителями и получателями средств областного бюджета в финансовое управление области и управление экономической политики администрации области (для последующего их рассмотрения комиссией по повышению результативности бюджетных расходов) в срок до 1 августа соответствующего года.
14. По результатам работы комиссии по повышению результативности бюджетных расходов финансовое управление области, управление экономической политики администрации области, отдел социальной политики администрации области готовят проекты решения комиссии по повышению результативности бюджетных расходов по утверждению Докладов главных распорядителей и получателей средств областного бюджета.
15. Комиссия по повышению результативности бюджетных расходов рассматривает и утверждает Доклады главных распорядителей и получателей средств областного бюджета в срок до 1 сентября соответствующего года.
16. Доработанные и уточненные с учетом принятого закона области об областном бюджете на соответствующий финансовый год Доклады представляются главными распорядителями и получателями средств областного бюджета в финансовое управление области и управление экономической политики администрации области в месячный срок после принятия закона об областном бюджете.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.