Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Тамбовской области от 4 июня 2007 г. N 215-З в статью 10 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона
Статья 10. Сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума и порядок назначения референдума области
1. Инициативная группа по проведению референдума вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума со дня оплаты изготовления подписных листов и до истечения срока действительности регистрационного свидетельства. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств фонда референдума.
2. В поддержку инициативы проведения референдума области инициативной группе необходимо собрать подписи в количестве двух процентов от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме. Число граждан, имеющих право на участие в референдуме, определяется на основании данных регистрации участников референдума по состоянию на 1 января или 1 июля соответствующего года. Количество представленных подписей может превышать необходимое их количество, но не более чем на 10 процентов.
3. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. В случае вынесения на референдум законопроекта, проекта нормативного правового акта лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта участнику референдума по его первому требованию.
4. Подписи могут собираться только среди граждан, обладающих правом на участие в референдуме области. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов комиссий референдума с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
5. Право сбора подписей участников референдума принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Уполномоченный представитель инициативной группы может заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств фонда референдума, созданного инициативной группой.
6. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону. Участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об участнике референдума, ставящего в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения участник референдума ставит собственноручно.
7. Подписной лист заверяет своей подписью лицо, собиравшее подписи участников референдума, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, даты рождения, серии и номера паспорта (иного заменяющего его документа) и уполномоченный представитель инициативной группы по поведению референдума.
8. При сборе подписей участников референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и на оборотной стороне. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи ставятся на оборотной стороне подписного листа.
9. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действительности регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума подсчитывает общее количество собранных подписей, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы по проведению референдума передаются уполномоченными представителями инициативной группы в областную избирательную комиссию.
10. Областная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований действующего законодательства при сборе подписей, в том числе проверяет достоверность собранных подписей и принимает по результатам проверки постановление. В случае обнаружения нарушения указанных требований областная избирательная комиссия выносит постановление об отказе в проведении референдума. Копия указанного постановления направляется инициативной группе по проведению референдума.
Члены данной инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума по аналогичному вопросу.
11. Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для назначения референдума количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). При проведении проверки подписных листов в областной избирательной комиссии вправе присутствовать представители инициативной группы по проведению референдума. Областная избирательная комиссия обязана заблаговременно сообщить указанным лицам о времени проведения каждой проверки подписных листов. Областная избирательная комиссия не вправе отказать им присутствовать при проводимой проверке. Проверке подлежат все подписи, отобранные для проверки на подписных листах.
12. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами проведения референдума, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в комиссию.
13. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица, учитывается только одна такая подпись.
14. Областная избирательная комиссия для проведения проверки достоверности подписей участников референдума и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочую группу из числа членов областной избирательной комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными сведений, содержащихся в подписных листах.
15. По результатам проверки достоверности подписей и сведений, содержащихся в подписных листах, подпись участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной, или недействительной.
16. Недостоверными подписями считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с пунктом 14 настоящей статьи.
17. Не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. Установление достоверности подписи участника референдума методом опроса запрещается.
18. Недействительными подписями считаются:
а) подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме и подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 14 настоящей статьи;
б) подписи участников референдума без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения своей подписи;
в) подписи участников референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
г) подписи участников референдума с исправлениями в дате внесения подписи в подписной лист участниками референдума и лицами, удостоверяющими подписные листы, если эти исправления специально не отмечены соответствующими лицами, а также подписи участников референдума, даты внесения которых проставлены участниками референдума несобственноручно;
д) подписи участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках референдума, если эти исправления специально не отмечены участниками референдума или лицами, собиравшими подписи;
е) все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом имеются исправления, специально не отмеченные лицом, осуществлявшим сбор подписей;
ж) подписи участников референдума, внесенные в подписной лист до дня оплаты изготовления подписных листов и после истечения срока действительности регистрационного свидетельства;
з) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов комиссий референдума с правом решающего голоса, либо с принуждением участников референдума в процессе сбора подписей, либо с вознаграждением участников референдума за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат;
и) подписи участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с пунктом 14 настоящей статьи;
к) все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных настоящим Законом.
19. Оговоренные при составлении подписного листа исправления не могут быть основанием для признания подписи недостоверной.
19.1. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Данный протокол подписывается членом (членами) областной избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется областной избирательной комиссии для принятия решения. Копия протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы не позднее чем за двое суток до заседания областной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о проведении референдума. В случае если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные абзацем четвертым пункта 24 настоящей статьи, уполномоченный представитель инициативной группы вправе получить в областной избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению областной избирательной комиссии о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
20. О результатах соответствующей проверки уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума должен быть извещен не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о проведении референдума. Если в результате проверки установлено, что представленных подписей недостаточно или превышена предельная величина доли (25 и более процентов) недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума в указанный срок должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей участников референдума недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи признаны недостоверными и недействительными.
При обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для назначения референдума количества достоверных подписей комиссия отказывает в проведении референдума.
21. Референдум также не проводится в случае, если число представленных подписей участников референдума за вычетом числа подписей, признанных недействительными и недостоверными, недостаточно для назначения референдума.
22. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям настоящего Закона областная избирательная комиссия в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет подписные листы, экземпляр протокола об итогах сбора подписей и копию своего постановления в Тамбовскую областную Думу, уполномоченную в соответствии с Уставом (Основным Законом) Тамбовской области принимать решение о назначении референдума. Копия постановления комиссии направляется также инициативной группе по проведению референдума.
23. В случае возникновения спора о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Тамбовской области в связи с назначением референдума подготовка референдума приостанавливается до вынесения решения Конституционным Судом Российской Федерации.
24. В случае отказа в проведении референдума областная избирательная комиссия обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию решения комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа в проведении референдума являются:
1) отсутствие среди документов, представленных для назначения референдума, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для назначения референдума;
2) наличие среди подписей участников референдума, представленных для назначения референдума, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с настоящим Законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом;
3) недостаточное количество достоверных подписей участников референдума, представленных для назначения референдума, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом;
4) несоздание инициативной группой фонда референдума. Отсутствие средств в фонде референдума не является основанием отказа в проведении референдума;
5) использование инициативной группой при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, помимо средств собственного фонда референдума иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств фонда референдума;
6) превышение инициативной группой при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, более чем на 5 процентов установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств фонда референдума;
7) установленный решением суда факт несоблюдения инициативной группой по проведению референдума ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 36 настоящего Закона;
8) неоднократное использование членом или уполномоченным представителем инициативной группы преимуществ своего должностного или служебного положения.
25. Перечень оснований отказа в проведении референдума, установленный пунктом 24 настоящей статьи, является исчерпывающим.
26. В случае принятия областной избирательной комиссией решения об отказе в проведении референдума по предложенному (предложенным) для вынесения на референдум вопросу (вопросам) члены соответствующей инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) такую же по смыслу или содержанию формулировку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.