Практика администрирования налога на землю
Земельный налог согласно положениям главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) введен на территории, администрируемой Межрайонной инспекцией ФНС России N 5 по Тамбовской области (г. Уварово, Ржаксинский, Мучкапский, Сампурский, Уваровский районы), как и на всей территории России, с 2006 года. Данная глава предусматривает переход на новый принцип налогообложения земельных участков - в зависимости от их кадастровой стоимости.
Новый порядок расчета земельного налога отличается от прежнего. Раньше налоговой базой для исчисления налога служила площадь земельного участка, а ставки были различными - в зависимости от категории земельного участка и его местонахождения.
Теперь, как мы уже говорили, налог уплачивается исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определяемой Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости - Роснедвижимостью. Налоговые ставки устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Все муниципальные образования вышеуказанных районов установили своими нормативными актами ставки, в пределах, предусмотренных статьей 394 НК РФ:
- 0,3 процента - в отношении участков сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе зон сельскохозяйственного использования и применяемых для сельскохозяйственного производства;
земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства;
земельных участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства, огородничества или животноводства;
- 1,5 процента - в отношении прочих земель.
На основании статьи 397 и 398 Кодекса представительными органами муниципальных образований установлены сроки уплаты земельного налога для налогоплательщиков-организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями - не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Срок уплаты сумм по авансовым платежам по налогу для вышеуказанной категории плательщиков - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по налогу для физических лиц устанавливаются каждым муниципальным образованием самостоятельно. Большинство муниципалитетов установило срок уплаты авансовых платежей по земельному налогу для данной категории плательщиков - не позднее 1 сентября налогового периода. Срок уплаты налога - не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 2 статьи 387 НК РФ предусмотрено предоставление налоговых льгот, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий плательщиков. Некоторыми муниципальными образованиями введены дополнительные льготы для физических лиц. Так, в Ржаксинском районе освобождены от уплаты земельного налога многодетные семьи, члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, лица, у которых дети проходят срочную службу в рядах Вооруженных Сил РФ, на срок прохождения службы.
Кроме того, всеми муниципалитетами освобождены от уплаты налога бюджетные учреждения и организации, финансируемые из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.
Налогоплательщики, имеющие право на льготы, должны представить в инспекцию документы, подтверждающие такое право.
Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, направляют в налоговый орган сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Проблемой, с которой сталкивается в настоящее время налоговая инспекция, является то, что по некоторым юридическим и физическим лицам (в основном крестьянско-фермерским хозяйствам), до сих пор не присвоены кадастровые номера их земельных участков. Это вызывает трудности при проведении камеральных проверок налоговых деклараций и расчетов по авансовым платежам по земельному налогу. Таким налогоплательщикам направлены требования об устранении имеющихся нарушений в представлении налоговой отчетности.
Информация, которую представляют в налоговую инспекцию органы Роснедвижимости, к сожалению, не всегда позволяет установить фактического владельца земельного участка. Кроме того, в направляемых сведениях в некоторых случаях отсутствуют доли плательщика в праве на земельный участок, не указывается его площадь, не в полном объеме подаются сведения о паевых землях, что также вызывает трудности при начислении земельного налога. Тем не менее, на сегодняшний день на основании данных, полученных из органов Роснедвижимости, Росрегистрации и муниципальных образований идентифицировано 99,2 процента земельных участков.
М. Аникеева
Референт государственной
гражданской службы РФ 2-го класса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник "Налоги"
Учредитель: Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Издатель: НОУ "Учебно-информационный центр"
Журнал издается с марта 1999 г.