Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Программа
дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Тамбовской области на 2009 год
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 3 июля 2009 г. N 788)
Паспорт
Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Тамбовской области на 2009 год
Наименование программы |
Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Тамбовской области на 2009 год (далее - Программа) |
Наименование уполномоченного органа исполнительной власти Тамбовской области |
Управление занятости населения Тамбовской области |
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" |
Срок реализации Программы |
2009 год 1 этап январь-июнь 2009 года 2 этап июль - декабрь 2009 года |
Цель Программы |
Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Тамбовской области |
Задачи Программы |
1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников в случае угрозы массового увольнения 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест |
Основные мероприятия Программы |
1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) 2. Организация общественных работ, временных работ для безработных и ищущих работу граждан, а также для работников в случае угрозы массового увольнения; организация стажировки в целях приобретения опыта работы выпускниками образовательных учреждений 3. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы в 2009 году - 403412,3 тыс. рублей, в том числе: субсидия федерального бюджета 383241,7 тыс. рублей; средства бюджета Тамбовской области 20170,6 тыс. рублей. 1 этап финансирования - 116418,9 тыс. рублей, в том числе: субсидия федерального бюджета 110597,9 тыс. рублей; средства бюджета Тамбовской области 5821,0 тыс. рублей. 2 этап финансирования - 286993,4 тыс. рублей, в том числе: субсидия федерального бюджета 272643,7 тыс. рублей; средства бюджета Тамбовской области 14349,7 тыс. рублей. |
Целевой показатель Программы |
Недопущение роста регистрируемой безработицы выше уровня 2,9 процента в среднегодовом исчислении, запланированного на конец 2009 года |
Показатели результативности Программы |
Прохождение опережающего профессионального обучения - 1578 работников в случае угрозы массового увольнения; создание временных рабочих мест для организации общественных работ, временных работ для безработных и ищущих работу граждан, а также для работников в случае угрозы массового увольнения: 1 этап - 4250; 2 этап - 13218; прохождение стажировки выпускниками образовательных учреждений - 1000 человек; создание не менее 750 рабочих мест в сфере малого бизнеса |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда.
Программа разрабатывается в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1089 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
Программа утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Тамбовской области.
Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач:
повышение конкурентоспособности на рынке труда работников в случае угрозы массового увольнения;
стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
Экономическая ситуация в области в 2008 году сложилась следующим образом: индекс промышленного производства по полному кругу производителей составил 101 процент. В обрабатывающих производствах индекс производства сложился на уровне 101,1, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 100,0, в добывающих производствах - 99,4 процента.
Из 13 основных видов обрабатывающих производств в 7-ми зафиксировано снижение объемов производства.
В производстве пищевых продуктов, включая напитки и табак, индекс производства составил 99,1 процента по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (в январе - декабре 2007 года - 99,3%).
Сокращение производства сборных железобетонных изделий на 9,6 процента, ваты минеральной и изделий из нее на 19,4 процента обусловило спад в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов на 11,6 процента.
Низкие темпы производства сложились в обработке древесины и производстве изделий из дерева (92,5%) за счет сокращения деятельности по производству пиломатериалов на 7 процентов.
В производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви объем производства в декабре оказался значительно ниже, чем годом ранее, индекс производства составил 86,1 процента. В январе - декабре 2008 года наблюдалось снижение производства хромовых кожтоваров на 24,1 процента.
Индекс химического производства к соответствующему периоду прошлого года составил 98,1 процента. Сокращение производства отмечено в производстве лакокрасочных материалов (темп роста 86,2%), синтетических красителей (темп роста 90,9%).
В результате снижения производства электрооборудования, аппаратуры, спецтехники индекс производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования за январь - декабрь 2008 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 94,4 процента (темп роста за январь - декабрь 2007 года 156,7%).
Стоимость валовой продукции сельского хозяйства по предварительным расчетам (в действующих ценах) за январь - декабрь 2008 года составила 40,6 млрд. рублей. Индекс произведенной продукции к аналогичному периоду 2007 года составил 124,2 процента.
В январе - декабре 2008 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (по оценке) составит 39,3 млрд. рублей, что на 21 процент выше уровня соответствующего периода 2007 года (темп прироста в январе - декабре 2007 года - 27,4%).
Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал являются привлеченные средства, доля которых в общем объеме инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям составляет более 70 процентов. Значительная доля в объеме привлеченных инвестиций принадлежит кредитам банка (34%) и бюджетным средствам (24%).
На фоне ускорения инфляционных процессов на потребительском рынке и торможения роста реальных денежных доходов населения, начиная с октября 2008 года наблюдалось замедление динамики продаж. За 2008 год оборот розничной торговли составил 85,1 млрд.рублей с ростом на 18,1 процента (за январь - декабрь 2007 года - рост на 19,3%).
В декабре 2008 года сводный индекс потребительских цен на товары и услуги составил 100,6 процента, с начала года - 115,2 процента (в декабре 2007 года -100,7%, с начала года - 112,4%).
В январе-ноябре 2008 года номинальная среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу предприятий составила 10027,6 рублей, по крупным и средним предприятиям - 10439,4 рублей и увеличилась относительно соответствующего периода 2007 года на 31,3 и 28,8 процента соответственно.
Наиболее высокие темпы роста заработной платы по сравнению с 2007 годом отмечаются по следующим видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (156,3%), образование (129,4%), обрабатывающие производства (128,4%), транспорт и связь (127,3%), строительство (127,2%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (124,6 %), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (122,7%).
За январь-ноябрь 2008 года крупными и средними предприятиями и организациями области (без организаций сельскохозяйственного производства) получен положительный сальдированный финансовый результат в сумме 2405,1 млн. рублей, со снижением к сопоставимому уровню 2007 года на 4,6 процента.
Структура валового продукта Тамбовской области в 2008 году составляла:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 6 процентов (-0,3 процента);
обрабатывающие производства - 22,5 процента (-1,8 процента);
строительство - 5,9 процента (-0,1 процента);
оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 44,2 процента (+3,6 процента).
По итогам прошедшего года финансовый результат в обрабатывающих производствах составил всего 40,6 процента от результата, полученного за сравниваемый период 2007 года, и на 2,8 процента ниже января - октября текущего года. Основными причинами получения убытков являются: отсутствие оборотных средств на приобретение сырья для увеличения объёмов производства и продаж, снижение спроса на готовую продукцию предприятий из-за насыщения рынка относительно дешевым импортным товаром аналогичной номенклатуры. 133 организации имели просроченную кредиторскую задолженность в размере 2 млрд.рублей, в том числе обрабатывающие производства 1,4 млрд.рублей, в том числе поставщикам 580 млн.рублей. Задолженность предприятий по кредитам за 2008 год возросла на 23 процента и в декабре составила 15 млрд. рублей.
По сравнению с январем-ноябрем 2007 года доля убыточных организаций по сопоставимому кругу возросла на 0,3 процента.
С октября 2008 года под воздействием мирового финансового кризиса наметились негативные явления в реальном секторе экономики и, прежде всего, в промышленности, что оказывает влияние на формирование бюджета области, благосостояние населения, рынок труда.
В 2005 - 2008 годах, в среднем, ежегодно в органы службы занятости населения за содействием в трудоустройстве обращалось около 33 тысяч человек, из них более 54 процентов находили работу или доходное занятие.
Численность безработных на конец 2008 года составляла 8204 человека, по сравнению с началом года снизившись на 2,5 тысячи человек, чему способствовала позитивная динамика социально-экономического развития области в первом полугодии.
Несмотря на то, что уровень безработицы ниже, чем в некоторых областях Центрального федерального округа и по России, за декабрь он вырос с 1,4 процента до 1,5 процента экономически активного населения.
В некоторых муниципальных образованиях области уровень безработицы значительно превышает среднеобластной и составляет: в Инжавинском (1,6%), Моршанском (2,0%), Первомайском (2,3%), Тамбовском районах (3,8%), городах: Котовске (1,8%), Уварово (2,1%).
Численность занятых в экономике области в 2007 году, по сравнению с 2006 годом, сократилась на 2,3 тыс. человек (0,5%) и на начало 2008 года составила 505,3 тыс.человек.
Основным фактором сокращения занятости в реальном секторе экономики являются увольнения работников с крупных и средних предприятий. Наибольшее сокращение приходилось на 2004 и 2005 годы, в 2007 году положение стабилизировалось и выбытие на 91 процент компенсировалось приемом новых кадров. Доля увольнений работников с предприятий по собственному желанию составила 86,3 процента от общего количества уволенных.
Потенциальными трудовыми ресурсами являются учащиеся трудоспособного возраста, показывая возможности и имеющиеся резервы в замене рабочей силы. В структуре распределения трудовых ресурсов в 2007 году они занимали 8,8 процента. Ежегодно растет выпуск специалистов. В 2007 году он в два раза превысил количество выпускников с высшим образованием 2000 года, специалистов со средним специальным образованием - на 9,3 процента, сокращается выпуск квалифицированных рабочих (по сравнению с 2000 годом на 10,6 процента).
В 2004 - 2008 годах динамика количества рабочих мест в эквиваленте полной занятости менялась незначительно: от 539,7 тысяч единиц в 2004 году до 549 тысяч в 2008 году.
Мировой финансовый кризис отразился на базовых отраслях промышленности области, которые работают по заказам компаний, выпускающих конечную продукцию, в связи с чем, кризис для области имеет затяжной характер.
В октябре 2008 года усилился процесс увольнения персонала в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата.
Всего в октябре - декабре 2008 года в органы службы занятости работодателями представлены сведения о предполагаемых увольнениях 2,5 тыс. человек с датой расторжения трудового договора - первое полугодие 2009 года.
Многие работодатели, воздерживаясь от массовых увольнений работников и пытаясь сохранить имеющийся опытный коллектив, применяют такие формы организации труда, как:
перевод предприятий на гибкие режимы работы - сокращенная рабочая неделя; вынужденные отпуска без сохранения и с частичным сохранением заработной платы. На 5 предприятиях уменьшен размер среднемесячной заработной платы работающих по отношению к предыдущему месяцу.
В органы службы занятости с декабря 2008 года активнее стали обращаться длительное время не работавшие граждане.
Более 40 процентов зарегистрированных безработных - граждане, уволенные в связи с окончанием срока трудового договора и по соглашению сторон. По прогнозу эти люди с началом сезона будут заняты на производстве сахара, строительных материалов, лакокрасочной и другой продукции. Однако возможные финансовые осложнения на этих предприятиях не гарантируют им трудоустройство и достойный уровень заработной платы.
Увеличение на рынке труда квалифицированных соискателей отразится на росте доли категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы: женщин (66 %), молодежи (17%), инвалидов (21%).
В 2008 году банк вакансий службы занятости составил более 34 тысяч единиц, что значительно больше, чем в предшествующие годы , но в ноябре - декабре ситуация изменилась: если в сентябре было более 10 тысяч вакансий, то в декабре - 6,4 тысячи, так как многие работодатели прекратили прием на работу или отозвали заявленные ранее в службу занятости вакансии. Снижение за 3 месяца составило 37 процентов.
В среднем по области на одну вакансию приходится 1,3 ищущих работу граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения. В некоторых сельских территориях очень высок коэффициент напряженности на рынке труда :
Староюрьевский район - 15 вакансий на 150 безработных - 10;
Мучкапский район - 7 вакансий на 158 безработных- 22;
Первомайский район - 41 вакансия на 310 безработных - 7,7 и т.д.
Для поддержания стабильной ситуации на рынке труда области требуется принятие дополнительных мер.
Анализ ситуации, складывающейся на рынке труда, показывает, что наиболее острой проблемой является обеспечение занятости граждан, потерявших работу и находящихся под риском увольнения.
В течение 2009 года на рынке труда области ожидаются изменения спроса и предложения рабочей силы. Баланс рабочих мест по Тамбовской области приведен в приложениях N 1, 2 к Программе.
В связи с кризисными явлениями в экономике динамика численности выходящих на рынок труда работников, уволившихся по сокращению штатов и по собственному желанию, будет иметь тенденцию к увеличению. Сохранится тенденция увеличения среди безработных граждан лиц предпенсионного возраста, женщин, молодежи, инвалидов, граждан, не работавших длительное время.
После окончания учебных заведений в мае - сентябре 2009 года на рынке труда окажутся 18 тысяч выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования и, по предварительной оценке, 1,2 тыс. человек из них будут нуждаться в трудоустройстве.
На 2008 год утверждена квота на привлечение 3464 иностранных работников (0,6 % экономически активного населения области), фактически привлечено 2990 человек, что составило 86,3 процента установленной квоты.
Для обеспечения приоритетного права на трудоустройство российских граждан проведена кампания, охватившая 164 работодателя, заказчиков работ (услуг), в т.ч. иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, подавших заявки о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2009 год. Приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2008 г. N 777н установлена квота на 2009 год для Тамбовской области - 4410 человек. Администрация области направила в Минздравсоцразвития России предложения об установлении квоты на использование труда иностранных работников в 2009 году для Тамбовской области в размере не более фактического показателя 2008 года.
В области приняты меры по стабилизации ситуации на рынке труда, позволяющие на основе еженедельного мониторинга рынка труда координировать деятельность органов исполнительной власти области по вопросам трудоустройства увольняемых работников, организации общественных работ, временной и самостоятельной занятости, профессиональной ориентации, социальной адаптации и профессионального обучения, в том числе опережающего, обеспечения социальной защиты граждан.
Органы исполнительной власти области совместно с органами местного самоуправления области реализуют меры, направленные на поддержку граждан, желающих участвовать в предпринимательстве и развитии народных промыслов.
Осуществляется взаимодействие с инвесторами, ведущими строительство Мордовского сахарного завода, Никифоровского завода по производству биоэтанола, Петровского цементного завода, Сосновского маслозавода, животноводческого комплекса в Пичаевском районе и других инвестиционных проектов для комплексного решения проблемы обеспечения кадрами на период строительства и последующего производства продукции путем обеспечения спроса за счет граждан, потерявших работу.
Принимаются меры по созданию областного фонда финансирования общественных работ, определению видов и объемов общественных работ, созданию рабочих мест под организацию общественных работ, выделению необходимых финансовых средств из областного и муниципальных бюджетов для этих целей.
Ведется разработка и утверждение программ занятости работников отраслей, включая обеспечение трудоустройства высвобождаемого персонала, дополнительные меры по заполнению создаваемых рабочих мест, возможные объемы внутрипроизводственного обучения, подготовку и переподготовку кадров для вновь открывающихся производств.
Осуществляется контроль за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы работникам предприятий и организаций области в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективными договорами предприятий (организаций).
Органы службы занятости регулируют потоки высвобождаемых граждан до их увольнения, проводится профессионально-квалификационный анализ высвобождаемых сотрудников с целью решения вопросов их трудоустройства, обучения или направления на досрочную пенсию.
С октября 2008 года по февраль 2009 года в органы службы занятости области поступила информация о планируемом увольнении 4374 работников из 318 организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников организаций. Основными причинами принятия решения об увольнении работников являются сокращение затрат на производство и оптимизация расходов на содержание.
В этот период уволено 1504 человека, из них трудоустроено 313 человек (в т.ч. 238 - на том же предприятии), 75 человек - при содействии органов службы занятости.
В марте 2009 года предполагается увольнение 965 человек, наиболее значительное - на спиртоводочных предприятиях области: Тамбовское спиртоводочное предприятие филиал открытого акционерного общества (далее - ОАО) "Талвис" спиртзавод "Сосновский" планирует уволить 102 человека, филиал ОАО "Талвис" спиртзавод "Волковский" - 132 человека.
На февраль-апрель запланирована реорганизация Моршанского производственно-строительного управления филиала общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Мосстройтрансгаз". В службу занятости поданы сведения об увольнении 264 человек.
В феврале 2009 года в режиме неполного рабочего времени работали 38 предприятий области. Среди них: Тамбовский вагоноремонтный завод (1354 человека), ОАО "Пигмент" (1142 человека), ОАО "Тамбовмаш" (1093 человека), закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) "Тамак" (1078 человек), ОАО "Моршанская мануфактура" (694 человека), ОАО "Первомайскхиммаш" (527 человек), ОАО "Арти-Завод" (450 человек).
Общая численность граждан, работающих неполный рабочий день, составляет 8063 человека (продолжительность рабочего времени 29 часов в неделю).
В простое по вине работодателя находится 1249 человек.
В отпусках без сохранения заработной платы - 623 человека.
В январе-феврале 2009 года численность зарегистрированных в органах службы занятости населения Тамбовской области безработных увеличивалась еженедельно в среднем на четыре процента.
В целях предотвращения критической ситуации на рынке труда области, сохранения квалифицированного кадрового потенциала в организациях области и содействия занятости работников в случае угрозы массового увольнения, возникла необходимость разработки и принятия дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда области, таких как: организация опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения; организация общественных работ, временных работ, стажировки и самозанятости.
Программа направлена на недопущение роста численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, выше показателя, зафиксированного в Протоколе заседания Комиссии Роструда по сверке исходных данных от 16 декабря 2008 г. N 17 - 15,4 тыс. человек, (2,9 процента экономически активного населения).
Анализ ситуации на рынке труда Тамбовской области показывает, что с начала финансово-экономического кризиса (октябрь 2008 г.) в органы службы занятости области поступила информация о планируемом увольнении 8250 работников из 734 организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников организаций. С 01 октября 2008 г. уволено 3939 человек. Обратилось в органы службы занятости - 2934 человека.
Согласно уведомлениям работодателей в июне - августе планируется увольнение более 3 тысяч человек. Поступили уведомления о предстоящем высвобождении 900 работников одного из крупных предприятий г. Тамбова ОАО "Вагонреммаш" филиал ТВРЗ (сокращение выпуска продукции), 900 работников Тамбовского высшего военного авиационного инженерного училища им. Ф.Э.Дзержинского (реорганизация).
По состоянию на 01 июня 2009 г. в режиме неполного рабочего времени работают 68 предприятий области. Общая численность граждан, работающих неполный рабочий день, составляет 7104 человека (продолжительность рабочего времени 29 часов в неделю). В простое по вине работодателя находится 477 человек, в отпусках без сохранения заработной платы - 132 человека.
По состоянию на 01 января 2009 г. численность безработных составляла 8166 человек, уровень безработицы - 1,5 процента.
В январе-апреле 2009 года численность зарегистрированных в органах службы занятости населения области безработных граждан, с учетом всех категорий обратившихся, увеличилась на 4771 человека и составляла 12937 человек (2,3%). В мае численность безработных стабилизировалась и в настоящий момент в службе занятости населения области состоят на учете 12609 безработных граждан, уровень безработицы - 2,2 процента, количество вакансий - 8900 (из которых значительную часть составляют малооплачиваемые и маловостребованные на рынке труда специальности, а также вакантные рабочие места за пределами области), коэффициент напряженности - 1,4.
Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Тамбовской области на 01 июня 2009 г. явилась объективным фактором, позволившим сдержать рост безработицы в области, стабилизировать ситуацию на рынке труда и оказать реальную помощь безработным гражданам и гражданам, находящимся под риском увольнения. Помимо этого, программные мероприятия положительно повлияли на снижение социальной напряженности в обществе, позволили ряду предприятий реального сектора экономики сохранить кадровый потенциал и восстановить производственный процесс в соответствии с профилем деятельности.
Наиболее востребованное направление Программы - организация общественных работ и временной занятости.
Планируется создание 17468 (на 1 этапе - 4250, на 2 этапе - 13218) временных рабочих мест в рамках организации общественных работ, временных работ для безработных и ищущих работу граждан, а также для работников в случае угрозы массового увольнения; организация прохождения стажировки в целях приобретения опыта работы выпускниками образовательных учреждений с последующим их трудоустройством - 1000 человек; создание не менее 750 рабочих мест в сфере малого бизнеса; организация опережающего профессионального обучения - 1578 работников в случае угрозы массового увольнения.
Целевые индикаторы и показатели целевой программы "Содействие занятости населения Тамбовской области на 2009 год"
Доля вакансий, поступивших от работодателя с оплатой труда выше прожиточного минимума, установленного в регионе, - 100 процентов; количество граждан, принявших участие в общественных работах, - 4576 человек; количество нашедших работу несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет - 5100 человек, количество безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые,- 61 человек; количество граждан, получивших услуги по самозанятости, - 38 человек; количество безработных граждан, приступивших к профессиональному обучению, - 3973 человек; количество граждан, получивших услугу по профессиональной ориентации, - 16350 человек; количество безработных, принявших участие в адаптационных программах, - 1274 человека; уровень регистрируемой безработицы - 2,4 процента |
Целевые индикаторы и показатели Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Тамбовской области на 2009 год
В результате реализации Программы будет обеспечена занятость: после прохождения опережающего профессионального обучения - 1578 человек; на временных рабочих местах в рамках организации общественных работ, временных работ для безработных и ищущих работу граждан, а также для работников в случае угрозы массового увольнения - 17468 (на 1 этапе - 4250 человек, на 2 этапе - 13218 человек); стажировка в целях приобретения опыта работы выпускниками образовательных учреждений с последующим их трудоустройством- 1000 человек; в сфере малого бизнеса и самозанятости - 750 человек. Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда позволит не допустить роста безработицы в области: численности безработных граждан более 15,4 тыс. человек, уровня регистрируемой безработицы - 2,9 процента экономически активного населения; коэффициента напряженности на рынке труда - 2,0 незанятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в службе занятости, на одну заявленную вакансию |
Развитие малого и среднего предпринимательства является неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, создания эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста.
Факторы, определяющие особую роль малого и среднего предпринимательства в условиях рыночной системы хозяйствования:
развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших факторов в формировании конкурентной среды в экономике области и способствует постепенному созданию широкого слоя среднего класса, самостоятельно обеспечивающего собственное благосостояние и достойный уровень жизни и являющегося главной стабилизирующей силой гражданского общества;
наличие у малого и среднего предпринимательства большого потенциала для создания новых рабочих мест способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в обществе.
Начиная с 2002 года развитие малого и среднего предпринимательства в области осуществляется на основе программно-целевых методов. Областная целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области на 2008 - 2010 годы является логическим продолжением предыдущей программы и учитывает результаты ее реализации. Программно-целевой метод и системный подход к вопросам развития малого и среднего предпринимательства в области, основанный на реализации областных целевых программ, разрабатываемых с учетом реального состояния малого и среднего предпринимательства, его потребностей и уровня развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, стоящих перед областью, возможностей областного бюджета, полностью себя оправдывает.
В целях развития малого и среднего предпринимательства в области предусматривается выделение в 2009 году средств: из областного бюджета - 20 млн. рублей, из федерального - 20 млн. рублей, собственных средств негосударственного образовательного учреждения "Региональный центр управления культуры" - 0,34 млн. рублей.
Однако при значительных потребностях кредитования малого и среднего предпринимательства для начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства возможность получения кредита по-прежнему остается одной из главных проблем. В основном это связано с отсутствием у них средств для обеспечения возврата кредитов.
Для развития малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области необходимо дополнительное финансирование.
Практика организации общественных работ на территории области, увеличение их масштабов, финансирование из различных источников подтверждают эффективность этой формы временной занятости населения.
Основными целями организации общественных работ являются:
смягчение ситуации на рынке труда области;
осуществление потребностей предприятий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;
предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка (дохода);
сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе, или не имеющих опыта работы.
На органы службы занятости возлагаются обязанности по направлению граждан в организации для выполнения общественных работ, информирование зарегистрированных в органах службы занятости граждан о видах организуемых работ и порядке их проведения, условиях, режиме и оплате труда.
Анализ прошлых лет показывает, что свыше 20 процентов от общего числа безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, принимают участие в общественных работах, в 2008 году в общественных работах приняли участие около 2000 незанятых граждан.
Среди участников общественных работ высока доля молодежи. Удельный вес молодежи в возрасте 16 - 29 лет в отчетном периоде составил четвертую часть от общего числа участников общественных работ. Активно используется преимущественное право на участие в общественных работах граждан, не получающих пособие по безработице, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва. Свыше 50 процентов от общего числа участников общественных работ относится к данным категориям.
Успешная реализация программы общественных работ, ее финансирование зависит не только от службы занятости, но и от работодателей, других источников финансирования (средств областного и муниципальных бюджетов).
Оплачиваемые общественные работы предполагается организовать для безработных и ищущих работу граждан, а также для работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников), для чего в настоящее время ведется заключение двусторонних соглашений между управлением занятости населения области и управлением транспорта и автомобильных дорог области, управлением лесами области, управлением топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области, комитетом по физической культуре и спорту области и другими структурами, совместно с органами местного самоуправления определяется перечень работодателей, виды и объемы общественных работ для создания новых эффективных рабочих мест в жестких условиях меняющейся ситуации на локальных рынках труда.
2. Система мероприятий Программы
NN пп |
Наименование задачи, мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
Задача 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников в случае угрозы массового увольнения | |||
1.1 |
Определение объемов и направлений опережающего профессионального обучения, включая организацию стажировки на рабочем месте, с учетом профессионально-квалификационной структуры высвобождаемых работников и приоритетов социально-экономического развития области |
1 квартал 2009 года |
Управление занятости населения области |
1.2. |
Подготовка перечня учебных заведений (организаций), на базе которых будет организовано опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения |
1 квартал 2009 года |
Управление занятости населения области |
1.3. |
Разработка Порядка финансирования организации опережающего профессионального обучения |
1 квартал 2009 года |
Управление занятости населения области |
1.4. |
Проведение конкурсных отборов учебных заведений для организации опережающего обучения граждан |
1 квартал 2009 года |
Управление занятости населения области; Тамбовские областные государственные учреждения центры занятости населения (далее - ТОГУ ЦЗН) |
1.5. |
Заключение трехсторонних договоров на организацию опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения |
в течение года |
Управление занятости населения области; ТОГУ ЦЗН |
1.6. |
Формирование перечня организаций, в которые будут трудоустроены работники после опережающего профессионального обучения |
1 квартал 2009 года |
Управление занятости населения области |
1.7. |
Организация тестирования, направленного на выявление способностей и готовности к осуществлению предпринимательской деятельности |
в течение года |
ТОГУ ЦЗН |
1.8. |
Организация обучения основам предпринимательской деятельности и профессиям под самозанятость |
в течение года |
Управление занятости населения; ТОГУ ЦЗН |
1.9. |
Предоставление субсидий за счет средств федерального и областного бюджетов безработным гражданам на организацию предпринимательской деятельности и самозанятости |
в течение года |
Управление занятости населения области; ТОГУ ЦЗН |
Задача 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест | |||
2.1. |
Подготовка перечня предприятий, на которых будут организованы общественные работы для безработных и ищущих работу граждан, а также для работников в случае угрозы массового увольнения |
1 квартал 2009 года |
Управление занятости населения |
2.2. |
Оценка возможности финансирования мероприятий временной занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, органами местного самоуправления |
1 квартал 2009 года |
Управление занятости населения области |
2.3. |
Формирование прогноза дополнительного финансирования организации оплачиваемых общественных работ, временных работ за счет средств федерального и областного бюджетов для безработных и ищущих работу граждан, а также для работников в случае угрозы массового увольнения |
1 квартал 2009 года |
Управление занятости населения области |
2.4. |
Организация общественных работ, временных работ на предприятиях и в организациях для работников в случае угрозы массового увольнения |
В течение года |
Управление занятости населения области; ТОГУ ЦЗН |
2.5. |
Принятие органами местного самоуправления постановлений об организации общественных работ |
1 квартал 2009 года |
Управление занятости населения области; органы местного самоуправления |
2.6. |
Организация общественных работ, временных работ для безработных и ищущих работу граждан, а также для работников в случае угрозы массового увольнения в соответствии с предложениями, разработанными органами местного самоуправления, по перечню организаций, численности участников мероприятий, объемам и видам общественных работ |
В течение года |
Управление занятости населения области |
2.7. |
Оценка численности выпускников высших, средних и начальных профессиональных учебных заведений, выходящих на рынок труда в 2009 году |
1 квартал 2009 года |
Управление занятости населения области |
2.8. |
Определение объема расходов на реализацию мероприятий по организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы |
1 квартал 2009 года |
Управление занятости населения области |
2.9 |
Формирование перечня предприятий для организации стажировки в целях приобретения опыта работы выпускниками образовательных учреждений |
1 квартал 2009 года |
Управление занятости населения области; управление образования и науки области |
2.10. |
Оказание информационно-консультационных услуг безработным гражданам по вопросам предпринимательства и самозанятости |
в течение года |
Управление занятости населения области; ТОГУ ЦЗН |
2.11. |
Организация тестирования, направленного на выявление способностей и готовности к осуществлению гражданами предпринимательской деятельности |
в течение года |
Управление занятости населения области; ТОГУ ЦЗН |
2.12. |
Обучение основам предпринимательской деятельности и профессиям для организации самозанятости |
в течение года |
Управление занятости населения области |
2.13. |
Предоставление субсидий (грантов) за счет средств федерального и областного бюджетов безработным гражданам, работникам в случае угрозы массового увольнения на развитие предпринимательской деятельности и самозанятости |
в течение года |
Управление занятости населения области |
2.14. |
Подготовка информации для размещения на Интернет-сайте управления по развитию промышленности и предпринимательства области и управления занятости населения области о возможностях Программы |
1 квартал 2009 года |
Управление занятости населения области |
2.15. |
Организация и проведение семинаров "Предпринимательство и самозанятость", тренингов для безработных граждан по развитию предпринимательской деятельности в центрах занятости населения с привлечением специалистов управления по развитию промышленности предпринимательства области |
в течение года |
Управление занятости населения области; управление по развитию промышленности и предпринимательства области; ТОГУ ЦЗН |
3. Общепрограммные мероприятия | |||
3.1. |
Ведение еженедельного мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников |
В течение года |
Управление занятости населения области |
3.2. |
Анализ данных мониторинга, подготовка прогнозных расчетов по дальнейшей реализации Программы |
В течение года |
Управление занятости населения области |
3.3. |
Проведение мероприятия по снижению потребности работодателей в привлечении иностранной рабочей силы |
В течение года |
Управление занятости населения области |
3.4. |
Информирование населения о государственных услугах, предоставляемых органами службы занятости, и дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда |
В течение года |
Управление занятости населения области |
3. Механизм реализации мероприятий Программы
Уполномоченным органом исполнительной власти на территории Тамбовской области, ответственным за реализацию мероприятий Программы, является управление занятости населения Тамбовской области.
Финансовое обеспечение Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Тамбовской области на 2009 год осуществляется в пределах выделенных субсидий из федерального бюджета, перечисленных на счет областного бюджета, открытый уполномоченному органу в управлении Федерального казначейства по Тамбовской области, в установленном порядке, а также за счет бюджетных ассигнований бюджета области.
Порядок расходования средств на реализацию мероприятий Программы утверждается постановлением (распоряжением) администрации области.
Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные Порядком. Субсидии могут использоваться на оплату банковских услуг, связанных с перечислением средств на реализацию мероприятий Программы.
Для выполнения поставленной задачи по опережающему профессиональному обучению работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) будет организовано заключение договоров между Тамбовскими областными государственными учреждениями центрами занятости населения, работодателями, образовательными учреждениями и организациями, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности. Обучение будет проводиться на базе образовательных учреждений, организаций, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности, а также на собственных производственных базах предприятий.
Задача по организации общественных работ, временных работ для работников в случае угрозы массового увольнения реализуется путем сохранения рабочих мест на основании договоров, заключенных между Тамбовскими областными государственными учреждениями центрами занятости населения и работодателями по постоянному месту работы, для безработных и ищущих работу граждан - на основании договоров, заключенных между Тамбовскими областными государственными учреждениями центрами занятости населения и работодателями, создающими рабочие места.
Возмещение расходов работодателю производится на оплату труда участников общественных работ, временных работ, стажировки с учетом начислений на фонд оплаты труда в соответствии с заключенными договорами.
Допускается авансирование затрат работодателя на оплату труда (с учетом начислений на фонд оплаты труда) в размере до 30 процентов месячного фонда оплаты труда.
Перечень организаций, численность участников мероприятий, объемы и виды общественных работ вносятся в Программу на основании предложений, разработанных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области.
Реализация задачи по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан осуществляется на основании договоров, заключенных между Тамбовскими областными государственными учреждениями центрами занятости населения и безработными гражданами. Субсидии безработным гражданам из средств федерального и областного бюджетов выделяются в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице. Расходы производятся до истечения 30 дней с даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Изменения в Программу в ходе ее реализации, в части изменения объемов финансирования, перечня получателей государственной поддержки, а также предприятий, организаций, учреждений, в которых реализуются мероприятия Программы, вносятся путем принятия постановления администрации области.
Управление занятости населения Тамбовской области ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу по труду и занятости отчет о расходах консолидированного бюджета по установленной форме.
4. Финансово-экономическое обоснование Программы
Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Тамбовской области на 2009 год разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
Объем финансирования Программы составляет 403412,3 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 383241,7 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 20170,6 тыс. рублей.
Средства федерального бюджета будут использоваться по следующим направлениям:
1. "Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения".
Общий объем запрашиваемых средств - 7845,1 тыс. рублей;
рассчитывается по формуле: Соб = Чоб х N,
где:
Соб - размер софинансирования мероприятий по опережающему профессиональному обучению работников;
Чоб - численность участников программы опережающего профессионального обучения, предлагаемых к софинансированию (1578 человек);
N - величина базового норматива затрат на организацию профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработных граждан за счет субвенций из федерального бюджета в 2008 году составила 4582,02 рублей при средней продолжительности 3 месяца (1527,34 руб. в месяц).
Норматив затрат на опережающее обучение рассчитан, исходя из базового норматива обучения безработных граждан, сложившегося в области в 2008 году (1527,34 руб. за 1 месяц обучения), уровня инфляции, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации на 2009 год (8,5%), и продолжительности обучения 3 месяца составляет: 1527,34 * 1,085 * 3 * = 4971,49 рубля.
Таким образом:
Соб = 1578 человек х 4971,49 рубля = 7845,1 тыс. рублей.
2. "Организация общественных работ, временных работ для безработных и ищущих работу граждан, а также для работников в случае угрозы массового увольнения, организация стажировки в целях приобретения опыта работы выпускниками образовательных учреждений с последующим их трудоустройством".
Общий объем запрашиваемых средств - 351246,7 тыс. рублей;
рассчитывается по формуле: Сор = Чор х МРОТ х Рор,
где:
Сор - размер софинансирования мероприятий по организации общественных работ, временных работ, стажировки;
Чор - численность участников Программы;
МРОТ - минимальный размер оплаты труда, установленный в размере 4330 рублей, и начислений на фонд оплаты труда (26,2);
Рор - период участия в мероприятиях (средняя продолжительность 3 месяца).
Указанный объем средств рассчитывается по двум направлениям:
2.1. Организация общественных и временных работ:
1 этап финансирования:
Сор1 = 4250 человек (количество участников общественных работ) х 5465 рублей (минимальный размер оплаты труда и ЕСН) х 3 месяца (средняя продолжительность периода участия в общественных работах) = 69678,8 тыс. рублей.
2 этап финансирования:
Сор1 = 13218 человек (количество участников общественных работ) х 5465 рублей (минимальный размер оплаты труда и ЕСН) х 3,67 месяца (средняя продолжительность периода участия в общественных работах) = 265172,9 тыс. рублей.
Итого Сор1 = 69678,8 тыс. рублей + 265172,9 тыс. рублей = 334851,7 тыс. рублей.
2.2. Организация стажировки выпускников образовательных учреждений:
Сор2 = 1000 человек (количество граждан для стажировки) х 5465 рублей (минимальный размер оплаты труда и ЕСН) х 3 месяца (средняя продолжительность стажировки) = 16395,0 тыс. рублей.
Таким образом:
Сор = Сор1 (334851,7 тыс. рублей) + Сор2 (16395 тыс. рублей) = 351246,7 тыс. рублей.
3. "Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости".
Общий объем запрашиваемых средств - 44320,5 тыс. рублей;
рассчитывается по формуле: Смпр = Чпр x Сгп,
где:
Смпр - размер софинансирования мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;
Чпр - численность участников Программы (750 человек);
Сгп - сумма 12-кратной максимальной величины пособия по безработице (4900 рублей х 12 месяцев = 58800 рублей).
Таким образом:
Смпр = 750 человек х 58800 рублей = 44100,0 тыс. рублей.
Услуги банка (0,5% от 44100,0 тыс. рублей) = 220,5 тыс. рублей
Общий размер субсидии рассчитан по формуле:
С = Соб + Смпр + Сор,
где:
С - общий размер субсидии
Соб - размер софинансирования мероприятий по опережающему профессиональному обучению работников;
Сор - размер софинансирования мероприятий по организации общественных работ, временных работ, стажировки;
Смпр - размер софинансирования мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;
С = 7845,1 + 351246,7 + 44320,5 = 403412,3 тыс. рублей.
Итого средств на реализацию Программы всего:
403412,3 тыс. рублей
в том числе:
средства федерального бюджета
383241,7 тыс. рублей
средства областного бюджета
20170,6 тыс. рублей
5. Финансирование мероприятий Программы
Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства федерального бюджета, выделенные в виде субсидии Тамбовской области на реализацию мероприятий, организуемых вне рамок переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, средства бюджета области, средства работодателей, другие источники.
Общий объем финансирования Программы в 2009 году составит 403412,3 тыс. рублей, в том числе:
субсидия федерального бюджета - 383241,7 тыс.рублей (95,0 процентов от общего объема финансирования);
средства бюджета субъекта Российской Федерации - 20170,6 тыс. рублей (5,0 процентов от общего объема финансирования);
Распределение объемов финансирования по мероприятиям Программы приводится в приложениях N 3 - 6, N 8.
Основные направления расходования средств:
создание 17468 временных рабочих мест для организации общественных работ, временных работ для безработных и ищущих работу граждан, а также для работников в случае угрозы массового увольнения; прохождение стажировки в целях приобретения опыта работы выпускниками образовательных учреждений с последующим их трудоустройством - 1000 человек, в размере 351246,7 тыс. рублей;
содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости 750 безработных граждан, в размере 44320,5 тыс.рублей;
опережающее профессиональное обучение 1578 работников в случае угрозы массового увольнения в размере 7845,1 тыс. рублей.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы будет способствовать расширению возможностей занятости работников в случае угрозы массового увольнения, безработных и ищущих работу граждан за счет трудоустройства на временные рабочие места, повышения уровня профессиональной компетентности и востребованности на рынке труда.
В результате реализации Программы будет обеспечена занятость:
после прохождения опережающего профессионального обучения - 1578 человек;
на временных рабочих местах в рамках организации общественных работ, временных работ для безработных и ищущих работу граждан, а также для работников в случае угрозы массового увольнения - 17468 человек;
прохождение стажировки в целях приобретения опыта работы выпускниками образовательных учреждений с последующим их трудоустройством - 1000 человек;
в сфере малого бизнеса и самозанятости будет создано 750 рабочих мест.
Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в рамках Программы позволит сдержать рост безработицы в области:
численность безработных граждан к концу 2009 года не превысит 15,4 тыс. человек;
уровень регистрируемой безработицы не превысит 2,9 процента экономически активного населения;
уровень занятости населения составит - 58,5 процента;
уровень общей безработицы - 8,9 процента;
коэффициент напряженности на рынке труда - 2,0 незанятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в службе занятости, на одну заявленную вакансию.
7. Сроки реализации Программы
Реализация мероприятий Программы предусмотрена в 2009 году с разбивкой на этапы с учетом особенностей реализации мероприятий, ориентации на сроки проведения конкурсов по опережающему обучению, организации общественных работ в видах деятельности с сезонным циклом производства, самозанятости:
Мероприятия, задачи |
Численность участников мероприятий, человек |
|
1 этап |
2 этап |
|
(январь - июнь 2009 года) |
(июль - декабрь 2009 года) |
|
Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан |
244 |
506 |
Организация общественных и временных работ для безработных и ищущих работу граждан, а также для работников в случае угрозы массового увольнения |
1250 |
16218 |
Прохождение стажировки в целях приобретения опыта работы выпускниками образовательных учреждений |
250 |
750 |
Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) |
578 |
1000 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.