Паспорт программы
Разработчик программы |
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области |
Наименование программы |
О мерах по противодействию незаконному обороту земель сельскохозяйственного назначения и повышению эффективности их использования на 2009 - 2011 годы |
Должностное лицо, утвердившее целевую программму# ведомства |
Заместитель главы администрации области, председатель комитета по управлению имуществом области Г.И. Чулков |
Дата, номер приказа исполнительного органа государственной власти области об утверждении целевой программы ведомства |
Приказ комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 04.08.2009 N 468 |
Цели и задачи программы |
Целью программы является противодействие недобросовестной скупке земель сельскохозяйственного назначения и обеспечение публичных интересов Тамбовской области в сфере развития агропромышленного комплекса при вовлечении в оборот земель сельскохозяйственного назначения. Задачи программы: 1) активизация процесса оформления и регистрации права собственности Тамбовской области в отношении земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей; 2) приобретение земель сельскохозяйственного назначения для их консолидации и использования в публичных интересах области. |
Целевые индикаторы и показатели целевой программы ведомства |
приведены в таблице 2 к программе |
Сроки реализации целевой программы ведомства |
2009 - 2011 годы |
Объемы и источники финансирования целевой программы ведомства |
Программа финансируется за счет средств областного бюджета. Общий объем финансирования за счет средств областного бюджета 155809,00 тыс. рублей, в том числе по годам: - 2009 год - 18561,00 тыс. рублей; - 2010 год - 99599,00 тыс. рублей; - 2011 год - 37649,00 тыс. рублей. |
Мероприятия программы реализуются при условии включения данной программы в закон области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период | |
Ожидаемые конечные результаты программы |
Приведены в разделе 6 программы |
1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами
Ведомственная целевая программа "О мерах по противодействию незаконному обороту земель сельскохозяйственного назначения и повышению эффективности их использования на 2009 - 2011 годы" (далее - программа) разработана в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Законом Тамбовской области от 5 декабря 2007 года N 316-З "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области" с учетом анализа ситуации, складывающейся в Тамбовской области в связи с так называемой "агрессивной" скупкой земель сельскохозяйственного назначения и сопутствующими ей многочисленными нарушениями действующего законодательства.
Необходимость подготовки программы и ее последующей реализации вызвана следующим. Оборот земель сельскохозяйственного назначения на всех этапах проведения земельной реформы регулировался в особом, специальном порядке. Главной задачей земельной реформы, проводимой в начале 90-х годов XX века, являлась ликвидация монополии государственной собственности на землю.
Одним из основных способов передачи земельных участков из государственной в частную собственность являлась реорганизация колхозов и совхозов, при проведении которой граждане получили права на земельные доли. В результате указанных преобразований более 100 млн. га земель сельскохозяйственного назначения на территории Российской Федерации было передано в частную собственность, в том числе на территории Тамбовской области - около 2 млн. га.
В совокупности нормы российского законодательства, регулирующие правоотношения в сфере сельскохозяйственного производства, построены таким образом, чтобы максимально обезопасить и сохранить это производство, в том числе и в целях продовольственной безопасности России. Вопросы использования земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, совершение сделок с земельными долями были выделены в специальный Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Исходя из принципов земельного законодательства, земли сельскохозяйственного назначения - особый объект правовых отношений, из чего вытекает ряд ограничений при реализации права собственности на них. Эти земли не могут являться простым товаром в гражданско-правовом обороте в силу своего предназначения быть основным ресурсом для организации и поддержания сельскохозяйственного производства. Соблюдение правового режима использования земли в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием - основной принцип земельного строя России. Более того, землепользователям, закон вменяет в обязанность не только сохранять земли сельхозназначения как один из наиболее ценных для государства природных ресурсов, но и постоянно улучшать качество его состояния, вне зависимости, находится ли этот ресурс в аренде или собственности.
Однако, несмотря на ряд установленных ограничений по обороту земельных долей, в настоящее время проблемы незаконного завладения земельными долями приобретают все большую актуальность и требуют пристального внимания, причем не только со стороны правоохранительных органов, но и со стороны законодателей.
Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определен ограниченный круг сделок, которые могут быть совершены участниками долевой собственности без выделения земельного участка в счёт земельной доли. Так, участник долевой собственности по своему усмотрению вправе продать земельную долю только другому участнику долевой собственности либо сельскохозяйственной организации, крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим такой земельный участок. Закон не предусматривает возможность продажи земельной доли другому лицу. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению только после выделения земельного участка в счет земельной доли. То есть он вправе подарить третьему лицу не долю, а только выделенный в натуре земельный участок.
В настоящее время в Тамбовской области, как и в целом в России, обладающей огромным земельно-ресурсным потенциалом, имеет место интенсивное и массовое совершение сделок с землями сельскохозяйственного назначения. Более трети всех земель, которые государство считает допустимыми к нахождению в частной собственности, уже приватизированы и вовлечены в рыночный оборот. Ситуация становления рынка земли, повсеместного вовлечения земли в рыночный оборот, формирования института частной собственности на землю характеризуется многочисленными нарушениями земельного законодательства, поскольку лица, осуществляющие скупку земельных долей (паев) в праве общей собственности на земельный участок, на практике используют различные схемы, направленные на обход вышеупомянутого требования Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Одновременно со скупкой земельных долей у граждан приобретаются их акции (доли) в уставных капиталах сельскохозяйственных организаций либо оформляются доверенности на право голосования на общих собраниях с целью приобретения в собственность самих сельскохозяйственных предприятий либо установления контроля за их деятельности. При этом скупленные земли сельскохозяйственного назначения зачастую не обрабатываются и фактически выводятся из аграрного сектора, являясь для новых владельцев не столько средством сельскохозяйственного производства, сколько предметом спекулятивной торговли, что не соответствует публичным интересам области.
Помимо этого, действия граждан, не продавших свои земельные доли в результате их "агрессивной" скупки, направленные на выделение их в натуре и формирование земельных участков для ведения собственных фермерских или подсобных хозяйств, зачастую вызывают противодействие со стороны новых владельцев или руководителей сельскохозяйственных предприятий, что, в свою очередь, способствует увеличению социальной напряженности в сельских территориях области.
Одним из способов решения данной проблемы является приобретение земельных ресурсов на рыночных условиях открытым акционерным обществом "Тамбовский областной земельный фонд" - специализированной организацией-оператором в вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения, созданной со 100-процентным областным участием, с последующей консолидацией земель и передачей их в государственную собственность области для использования в качестве инструмента инвестиционного развития агропромышленного сектора экономики области.
Вместе с тем, одной из серьезных проблем при распоряжении земельными долями и земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения является отсутствие надлежащего оформления прав на них. Так, например, большинство сделок внесения собственниками земельных долей в уставные капиталы организаций не были надлежащим образом оформлены. В большинстве сельскохозяйственных организаций области процедура внесения земельных долей в уставные капиталы организаций не доведена до своего логического завершения. Отсутствие у сельскохозяйственных организаций правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на землю делает, по существу, неправомерным использование ими земли, дает основание считать незаконными сделки внесения собственниками земельных долей в уставные капиталы этих организаций.
Указанная проблема во многом связана с высокой стоимостью землеустроительных работ при выделе земельных участков участниками долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения, а также последующего оформления прав на данные участки. Это является основной причиной низкой активности граждан при выделении земельных участков в счет земельных долей, что обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки гражданам за счет бюджетных средств при проведении таких процедур, влекущих в последующем передачу выделенных земельных участков в государственную собственность области или в аренду областному оператору в вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Для подавляющего большинства участников земельного рынка одним из наиболее важных критериев его развития, наряду со стабильностью земельного законодательства, понятными и безопасными схемами заключения сделок, является информационная "прозрачность" рынка. Современное состояние земельного рынка в Тамбовской области указанному критерию не отвечает.
Возможности реализации системы мер целевого противодействия незаконному обороту земель сельскохозяйственного назначения, "агрессивной" скупке земель, защите интересов собственников земельных долей и земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, усилению государственного контроля над развитием процессов в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения области предлагаются в представленной программе.
Программа носит ведомственный характер, поскольку проблема противодействия нарушениям прав граждан и сельскохозяйственных производителей, а также защиты публичных интересов области при реализации приоритетных проектов и программ в сфере развития агропромышленного комплекса области затрагивает, прежде всего, сферу деятельности комитета по управлению имуществом области.
Программа рассчитана на 3 года в связи с необходимостью проведения работы по консолидации земельных ресурсов для их использования в среднесрочной перспективе как инструмента для повышения инвестиционной привлекательности региональной экономики и необходимостью совершенствования форм и методов противодействия незаконному обороту земель сельскохозяйственного назначения. При этом программа обеспечит финансовую основу реализации положений Закона Тамбовской области "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области", устанавливающих преимущественное право области на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе выделяемых в счет долей в праве общей собственности.
Реализация предложенных мер позволит значительно расширить потенциал механизма противодействия вышеупомянутым негативным тенденциям, сделать более эффективной деятельность публичных органов и иных субъектов, участвующих в противодействии "агрессивной" скупке земель сельскохозяйственного назначения на территории области и иным противоправным действиям в сфере оборота земель с привлечением дополнительных финансовых ресурсов.
2. Основные цели и задачи программы
Основной целью программы является противодействие недобросовестной скупке земель сельскохозяйственного назначения и обеспечение публичных интересов Тамбовской области в сфере развития агропромышленного комплекса при вовлечении в оборот земель сельскохозяйственного назначения.
Программа рассчитана на 2009 - 2011 годы и предполагает решение следующих задач:
- активизация процесса оформления и регистрации права собственности Тамбовской области в отношении земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей;
- приобретение земель сельскохозяйственного назначения для их консолидации и использования для сельскохозяйственного производства или для других целей в публичных интересах Тамбовской области;
- реализация государственной политики в сфере развития агропромышленного сектора экономики;
- повышение ответственности исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления за организацию противодействия неправомерным явлениям в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения.
3. Система программных мероприятий
Программа включает мероприятия по приоритетным направлениям в сфере противодействия незаконному обороту земель сельскохозяйственного назначения, а именно:
- организационные мероприятия;
- профилактические мероприятия.
Информация о конкретных программных мероприятиях, необходимых для реализации данных приоритетных направлений, приведена в приложении к программе.
3.1. Организационные мероприятия
В целях реализации данного направления программы будут организованы и осуществлены:
- оформление права собственности области на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, выделяемые в счет невостребованных долей в праве общей собственности;
- приобретение по рыночной стоимости земельных участков, в том числе выделенных в счет долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в государственную собственность Тамбовской области;
- приобретение по рыночной стоимости ОАО "Тамбовский областной земельный фонд" - специализированной организацией-оператором в вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения права аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в целях их последующей консолидации и перераспределения в публичных интересах области.
3.2. Профилактические мероприятия
В целях реализации данного направления будут реализованы следующие мероприятия:
- созывы общих собраний участников долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, проведены семинары с руководителями и членами сельскохозяйственных организаций с целью проведения разъяснительной и методической работы, связанной с предотвращением "агрессивной" скупки земель и консолидацией земельных ресурсов под государственным управлением области;
- подготовка и опубликование в областных и районных печатных средствах массовой информации разъяснительных материалов, касающихся государственной аграрно-земельной политики области.
Таблица 1
Перечень мероприятий программы
N п/п |
Цель, задача, мероприятие |
Источники финансирования |
Объемы финансирования (тыс. рублей) |
Сроки выполнения |
Основные целевые индикаторы |
Заказчики программы - ответственные за выполнение |
|||||
Всего |
в том числе по годам |
|
наименование |
единица измерения |
целевое значение (последний год реализации программы) |
||||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Цель: противодействие недобросовестной скупке земель сельскохозяйственного назначения и обеспечение публичных интересов Тамбовской области в сфере развития агропромышленного комплекса при вовлечении в оборот земель сельскохозяйственного назначения | |||||||||||
|
Задача 1: Активизация процесса оформления и регистрации права собственности области в отношении земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Работы по образованию земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей и их постановка на государственный кадастровый учет |
областной бюджет |
6565,00 |
6565,00*(1) |
|
|
2009 |
площадь земельных участков, выделенных в счет невостребованных земельных долей |
тыс.га |
105,7 |
|
2 |
Госпошлина при обращении в суд о признании права собственности области |
областной бюджет |
150,00 |
80,00 |
70,00 |
|
2009 - 2010 |
исковое заявление |
ед. |
75 |
|
3 |
Формирование земельных участков, на которые признано право собственности области по решению суда, и проведение государственного кадастрового учета |
областной бюджет |
3260,00 |
|
2200,00 |
1060,00 |
2010 - 2011 |
площадь земельных участков, на которые признано право собственности |
тыс. га |
81,5 |
|
4 |
Регистрация права собственности Тамбовской области |
областной бюджет |
169,00 |
15,00 |
105,00 |
49,00 |
2009 - 2011 |
количество земельных участков, выделенных в счет невостребованных земельных долей, в отношении которых зарегистрировано право собственности Тамбовской области |
ед. |
1690 |
|
|
Итого |
|
10144,00 |
6660,00 |
2375,00 |
1109,00 |
|
|
|
|
|
|
Задача 2: Приобретение земель сельскохозяйственного назначения для их консолидации и использования в публичных интересах области |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Выкуп земельных участков в собственность области, в т.ч. выкуп земель для разработки месторождения "Центральное" |
областной бюджет |
142005,00 |
10000,00 |
95965,00 |
36040,00 |
2009 - 2011 |
площадь выкупленных земельных участков |
тыс.га |
16,7 |
|
2 |
Проведение землеустроительных работ и государственного кадастрового учета земель, необходимых для формирования земельных участков в целях разработки месторождения "Центральное" |
областной бюджет |
910,00 |
301,00 |
609,00 |
|
|
площадь земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет |
тыс.га |
13,0 |
|
3 |
Внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с приобретением земельных участков |
областной бюджет |
125,00 |
50,00 |
75,00 |
|
|
количество земельных участков, в отношении которых зарегистрировано право собственности за лицами, изъявившими желание произвести отчуждение земельных участков в пользу Тамбовской области |
ед. |
250 |
|
4 |
Регистрация перехода права собственности на земельные участки |
областной бюджет |
125,00 |
50,00 |
75,00 |
|
|
количество земельных участков, в отношении которых зарегистрирован переход права собственности к Тамбовской области |
ед. |
250 |
|
5 |
Приобретение находящихся в собственности иностранных граждан земельных участков (земельных долей) |
областной бюджет |
2500,00 |
1500,00 |
500,00 |
500,00 |
|
площадь приобретенных земельных участков (земельных долей) |
га |
290 |
|
|
Итого |
|
145665,00 |
11901,00 |
97224,00 |
36540,00 |
|
|
|
|
|
|
Бюджетные ассигнования в уставный фонд Тамбовского областного государственного унитарного предприятия "Тамбовская управляющая компания" для целей, связанных с внесением средств в уставный капитал открытого акционерного общества "Тамбовский областной земельный фонд" в целях привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс |
областной бюджет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
155809,00 |
18561,00 |
99599,00 |
37649,00 |
|
|
|
|
|
------------------------------------------
*(1) Включая сумму, необходимую для погашения задолженности за выполненные в 2008 году работы в рамках данного направления программы
4. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Программа рассчитана на период 2009 - 2011 годы, реализуется за счет средств областного бюджета.
Мероприятия финансируются из областного бюджета в сумме 155809,00 тыс. рублей, в том числе: 2009 год - 18561,00 тыс. рублей, 2010 год - 99599,00 тыс. рублей, 2011 год - 37649,00 тыс. рублей.
5. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, ведущие к достижению намеченных результатов.
Реализация программы осуществляется комитетом по управлению имуществом Тамбовской области при участии управления сельского хозяйства Тамбовской области, Тамбовского областного государственного унитарного предприятия "Тамбовская управляющая компания", открытого акционерного общества "Тамбовский областной земельный фонд".
Общий контроль за выполнением программы осуществляется заместителем главы администрации области, координирующим деятельность комитета по управлению имуществом области, а также в процессе комплексных проверок с участием представителей финансового управления области.
Необходимая координация деятельности органов исполнительной власти Тамбовской области, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, а также текущий контроль за выполнением программы осуществляется непосредственно комитетом по управлению имуществом Тамбовской области.
Мониторинг настоящей ведомственной целевой программы осуществляется в соответствии с Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением администрации области от 11.02.2008 N 181.
Ход и результаты выполнения мероприятий программы могут быть рассмотрены на заседаниях координационного совета по инвестиционно-аграрной политике, созданном постановлением администрации области от 16.06.2008 N 738, и отражаются на сайте комитета по управлению имуществом области в сети Интернет.
При отсутствии финансирования мероприятий программы разработчик программы и исполнители вносят предложения об изменении сроков их реализации либо снятии их с контроля.
6. Оценка социально-экономической и иной эффективности реализации ведомственной целевой программы
В результате реализации мероприятий программы:
уменьшится количество фактов незаконной скупки долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;
увеличится доля земель сельскохозяйственного назначения, поставленных на государственный кадастровый учет и прошедших процедуру государственной регистрации права собственности;
увеличится доля земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Тамбовской области;
увеличится доля земель, переданных в аренду организациям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты в сфере развития агропромышленного комплекса области;
увеличатся налоговые и неналоговые доходы областного бюджета от использования земель сельскохозяйственного назначения и от деятельности предприятий-инвесторов, использующих указанные земли для реализации приоритетных проектов в сфере развития агропромышленного комплекса области;
уменьшится доля земель сельскохозяйственного назначения, не использующихся или использующихся не по целевому назначению.
Кроме того, закрепится тенденция общей стабилизации ситуации, складывающейся на земельном рынке области, и снизится уровень социальной напряженности на территории сельских поселений, связанной с деятельностью лиц, осуществляющих "агрессивную" скупку земель сельскохозяйственного назначения.
Таблица 2
Основные целевые индикаторы,
отражающие степень достижения целей и задач программы
Цели, задачи |
Целевой индикатор |
Единица измерения |
Исходные показатели базового (2008) года (с указанием источников получения данной информации) |
Показатель целевого индикатора по годам реализации программы |
||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Цель: противодействие недобросовестной скупке земель сельскохозяйственного назначения и обеспечение публичных интересов Тамбовской области в сфере развития агропромышленного комплекса при вовлечении в оборот земель сельскохозяйственного назначения | ||||||
Задача 1: Активизация процесса оформления и регистрации права собственности области Тамбовской области в отношении земельных участков, выделяемых счет невостребованных земельных долей |
площадь земельных участков, выделенных в счет невостребованных земельных долей |
тыс. га |
30 (ведомственная оценка) |
105,7 |
105,7 |
105,7 |
|
исковое заявление |
ед. |
9 (ведомственная оценка) |
40 |
75 |
75 |
|
площадь земельных участков, выделенных в счет невостребованных земельных долей, в отношении которых зарегистрировано право собственности Тамбовской области |
тыс. га |
- |
40 |
70 |
81,5 |
Задача 2: Приобретение земель сельскохозяйственного назначения для их консолидации и использования в публичных интересах области |
площадь приобретаемых земельных участков в собственность Тамбовской области |
тыс. га |
1 (ведомственная оценка) |
1,17 |
12,46 |
16,7 |
площадь земельных участков, поставленных на государственный # дастровый учет |
тыс. га |
- |
4,3 |
13,0 |
13,0 |
|
площадь земельных участков (земельных долей), приобретенных у иностранных граждан |
га |
- |
175 |
233 |
290 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ведомственная целевая программа "О мерах по противодействию незаконному обороту земель сельскохозяйственного назначения и повышению эффективности их использования на 2009 - 2011 годы" (утв. приказом комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 4 августа 2009 г. N 468)
Текст программы размещен на сайте комитета по управлению имуществом Тамбовской области (http:/www.regadm.tambov.ru/oiv/uprim/)