Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 г. N 147, провело юридическую экспертизу Закона Тамбовской области от 21.06.1996 г. N 67-З "О библиотечном деле в Тамбовской области" (в редакции законов Тамбовской области от 30.03.2005 г. N 310-З, от 29.04.2009 г. N 520-З).
Поводом для проведения юридической экспертизы послужило принятие Закона Тамбовской области от 29.04.2009 г. N 520-З "О внесении изменения в статью 15 Закона Тамбовской области "О библиотечном деле в Тамбовской области".
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Закона являются правоотношения, направленные на организацию, сохранение и развитие библиотечного дела в Тамбовской области, что в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принятие данного Закона относится к компетенции Тамбовской областной Думы.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Указанная область общественных отношений регулируется Законом Российской Федерации от 09.10.1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (в редакции от 23.07.2008 г.), федеральными законами от 29.12.1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" (в редакции от 27.10.2008 г.), от 29.12.1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" (в редакции от 23.07.2008 г.), Уставом (Основным Законом) Тамбовской области Российской Федерации (в редакции от 31.03.2009 г.).
Закон необходим для урегулирования данных общественных отношений.
В результате проведения юридической экспертизы настоящего нормативного правового акта выявлены нормы, не соответствующие федеральному законодательству.
Абзацы 14, 15, 16, 17, 18 статьи 1 Закона противоречат статье 1 Федерального закона от 29.12.1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" (в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 26.03.2008 г. N 28-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов") (далее - Федеральный закон N 77-ФЗ).
Так, изменениями, внесенными в Федеральный закон N 77-ФЗ, упразднен институт платного обязательного экземпляра, следовательно, и сфера действия рассматриваемого Закона также должна распространяться только на обязательный экземпляр, передаваемый получателям безвозмездно.
Кроме того, на федеральном уровне расширен состав обязательного экземпляра документов субъекта Российской Федерации за счет включения документов, изготовленных за пределами субъекта Российской Федерации, по заказу организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации. В новой редакции изложено понятие документа: "документ - материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения;". Однако все перечисленные выше изменения федерального законодательства в рассматриваемом Законе своего отражения не нашли.
Кроме того, часть 1 статьи 19 Закона, согласно которой Тамбовская областная универсальная научная библиотека имени А.С. Пушкина является получателем обязательного платного и обязательного бесплатного областного экземпляра документов, противоречит части 1 статьи 6 Федерального закона N 77-ФЗ, в соответствии с которой производители документов обязаны передавать обязательный экземпляр получателям документов безвозмездно.П#
Помимо этого, в пункте 1 части 4 статьи 7 Закона закреплено, что несовершеннолетние в возрасте до 16 лет могут стать пользователями библиотек по предъявлению документов, удостоверяющих личность их законных представителей и поручительства родителей или работников детского учреждения, что противоречит пункту 1 части 4 статьи 7 Федерального закона от 29.12.1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле", согласно которому предъявление поручительства родителей или работников детского учреждения не требуется.
Форма Закона соответствует правилам и приемам юридической техники, однако, текст содержит отдельные нарушения. Так, в части 4 статьи 6 Закона слова "в соответствующем органе исполнительной власти области или органе местного самоуправления" следует исключить; в части 2 статьи 8 Закона слово "Уставами" заменить словом "уставами".
Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления |
А.В.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области от 5 июня 2009 г. N 411 на Закон Тамбовской области от 21.06.1996 г. N 67-З "О библиотечном деле в Тамбовской области" (в редакции законов Тамбовской области от 30.03.2005 г. N 310-З, от 29.04.2009 г. N 520-З)
Текст официально опубликован не был