Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к Целевой программе
"Модернизация системы образования
Тамбовской области на 2009 - 2012 годы"
Подпрограмма
"Развитие системы общего и дополнительного образования детей"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
"Развитие системы общего и дополнительного образования детей" (далее - подпрограмма) |
Заказчик подпрограммы |
Управление образования и науки области |
Разработчик подпрограммы |
Управление образования и науки области |
Цели и задачи подпрограммы |
Цели: создание условий для получения общего образования в соответствии с установленным федеральным государственным образовательным стандартом; создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества. Задачи: обеспечение доступности обучения всем гражданам с учетом их потребности; обновление содержания и технологий образования; создание условий для продуктивной самореализации отдельных категорий граждан; развитие региональной системы оценки качества образования; развитие системы воспитания и дополнительного образования детей и подростков |
Сроки реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в течение 2009 - 2012 гг. |
Объем и источники финансирования подпрограммы |
Финансирование подпрограммы предусмотрено в размере 82 738,0 тыс. рублей, в том числе: 2009 г. - 18 751,0 тыс. рублей; 2010 г. - 21 363,0 тыс. рублей; 2011 г. - 21 312,0 тыс. рублей; 2012 г. - 21 312,0 тыс. рублей; областной бюджет - 79 988,0 тыс. рублей: 2009 г. - 18 251,0 тыс. рублей; 2010 г. - 20 613,0 тыс. рублей; 2011 г. - 20 562,0 тыс. рублей; 2012 г. - 20 562,0 тыс. рублей; местные бюджеты (по согласованию) - 2 750,0 тыс. рублей: 2009 г. - 500,0 тыс. рублей; 2010 г. - 750,0 тыс. рублей; 2011 г. - 750,0 тыс. рублей; 2012 г. - 750,0 тыс. рублей |
1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами
Одной из основных стратегических целей деятельности управления образования и науки области является создание действенных механизмов обеспечения современного качества общего образования на основе обновления содержания, повышения качества предоставляемых образовательных услуг, их соответствие современным социально-экономическим условиям, актуальным и перспективным общественным запросам.
В ходе выполнения областной целевой программы "Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004 - 2010 годы" реализованы мероприятия в части обновления структуры и содержания общего образования, формирования и развития региональной системы оценки качества образования, развития системы обеспечения качества образовательных услуг, совершенствования институциональных механизмов управления образованием.
Получило начало формирование и институциональное оформление региональной системы оценки качества образования. На протяжении последних лет ключевой процедурой оценки учебных достижений стал единый государственный экзамен. Кроме того, проводятся:
государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов в новой форме;
независимая внешняя экспертиза учебных достижений обучающихся 1, 4, 5 классов;
мониторинги готовности детей 1-х классов к обучению в школе.
Продолжается апробация различных форм и механизмов учета внеучебных достижений обучающихся, таких как портфолио, участие в олимпиадах, творческих конкурсах, исследовательских проектах и др.
Ежегодно увеличивается количество победителей и призеров в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников с 7 человек в 2004 г. до 17 человек в 2008 г.
Социально-экономическое развитие общества, модернизация российского образования требуют серьезных преобразований существующей системы воспитания и дополнительного образования детей путем повышения доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствования их социально - адаптирующих функций.
Изучение и анализ потребностей региональной системы воспитания и дополнительного образования детей, социума позволяют выделить ряд проблем в области воспитания и воспитательной практики:
инновационное развитие системы образования требует обновления содержания дополнительных образовательных программ и методов обучения с целью формирования ключевых компетентностей обучающихся, изменения моделей и механизмов социализации детей и подростков;
кризис современной семьи снижает ее воспитательный потенциал - семья не обеспечивает полноценное воспитание детей, практически утратила контроль за свободным временем детей, проигрывает во влиянии на ребенка другим факторам социализации.
Универсальной социальной технологией организации насыщенного досуга детей, включения их в культуросообразную содержательную деятельность и построения дружественных детям социальных зон является дополнительное образование детей.
Подпрограмма "Развитие системы общего и дополнительного образования детей" позволит:
создать условия для преодоления сохраняющегося противоречия между состоянием и результатами образовательного процесса, с одной стороны, и социальными ожиданиями, образовательными запросами и потребностями населения с другой;
обеспечить развитие содержания образования адекватного культурно-историческому, этнографическому, демографическому и социально-экономическому развитию области;
совершенствовать региональную систему оценки качества образования, систему работы с одаренными детьми;
создать условия для активного включения детей и подростков в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.
Реализация подпрограммы позволит оптимизировать расходование бюджетных средств, сосредоточить материальные, финансовые и кадровые ресурсы на приоритетных, наиболее значимых направлениях обновления структуры и технологий образования.
2. Основные цели и задачи подпрограммы
Цели подпрограммы:
создание условий для получения общего образования в соответствии с установленным федеральным государственным образовательным стандартом;
создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.
Для достижения целей должны быть решены следующие задачи:
обеспечение доступности обучения всем гражданам с учетом их потребности;
обновление содержания и технологий образования;
создание условий для продуктивной самореализации отдельных категорий граждан;
развитие региональной системы оценки качества образования;
развитие системы воспитания и дополнительного образования детей и подростков.
3. Система мероприятий подпрограммы
Система мероприятий подпрограммы разработана по следующим основным направлениям:
обновление содержания и технологий образования;
создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
формирование и развитие региональной системы оценки качества образования;
поддержка образовательных учреждений, внедряющих современные модели образования, по результатам конкурса;
развитие системы воспитания и дополнительного образования детей области с целью повышения уровня индивидуальных творческих способностей детей.
Перечень мероприятий подпрограммы
4. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
Финансирование настоящей подпрограммы производится за счет средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.
Объемы расходов на выполнение подпрограммы ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
Объем финансирования мероприятий подпрограммы в 2010 - 2012 гг. может быть уточнен с учетом результатов реализации подпрограммы в 2009 году.
Общие затраты на реализацию подпрограммы "Развитие системы общего и дополнительного образования детей" в 2009 - 2012 гг. за счет областного бюджета составят 82 738,0 тыс. рублей, за счет средств местного бюджета - 2 750,0 тыс. рублей.
Финансирование подпрограммы из областного бюджета предусматривает: 2009 год - 18 251,0 тыс. рублей; 2010 год - 20 613,0 тыс. рублей; 2011 год - 20 562,0 тыс. рублей; 2012 год - 20 562,0 тыс. рублей. Финансирование из местных бюджетов: 2009 год - 500,0 тыс. рублей; 2010 год - 750,0 тыс. рублей; 2011 год - 750,0 тыс. рублей; 2012 год - 750,0 тыс. рублей.
5. Оценка эффективности реализации подпрограммы
При выборе показателей и индикаторов используются достоверные, сравнимые и доступные данные.
Социальные эффекты реализации подпрограммы оцениваются по следующим направлениям:
повышение качества общего образования:
формирование региональной системы оценки качества образования;
снижение различий между уровнем подготовки обучающихся образовательных учреждений, расположенных в сельской и городской местностях (по результатам единого государственного экзамена, участия в олимпиадах, творческих конкурсах);
улучшение социальной ориентации обучающихся и достижение социального равенства в получении образования:
профилирование школьного образования (увеличение количества обучающихся, занимающихся по программам профильного обучения);
расширение возможностей профессиональной самореализации выпускников образовательных учреждений.
Выполнение подпрограммы обеспечит:
увеличение доли обучающихся на старшей ступени, охваченных программами профильного обучения с 23,0 процентов до 30,0 процентов;
создание условий для увеличения доли выпускников сельских школ, поступающих в высшие учебные заведения с 65,0 процентов до 70,0 процентов;
создание условий для увеличения количества обучающихся, участвующих в олимпиадах и творческих конкурсах с 1313 до 1600 человек;
увеличение доли выпускников, принятых в учреждения высшего профессионального образования по результатам олимпиад и конкурсов, с 6,0 процентов до 10,0 процентов;
увеличение охвата детей программами дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования с 52,2 процентов до 63,5 процентов;
увеличение охвата детей программами дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях с 66,0 процентов до 78,0 процентов;
увеличение доли обучающихся, участвующих в региональных творческих конкурсах, конференциях, соревнованиях, др. с 30,0 процентов до 36,0 процентов.
Основные целевые индикаторы, отражающие степень достижения целей
и задач подпрограммы
Цели, задачи |
Целевой индикатор |
Единица измерения |
Исходные показатели базового года (2008) (с указанием источников получения данной информации) |
Показатель целевого индикатора по годам реализации подпрограммы |
|||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Цель: создание условий для получения общего образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами | |||||||
Задача 1: обеспечение доступности обучения всем гражданам с учетом их потребности |
Доля детей от 6,5 до 18 лет, охваченных основной общеобразовательной программой в общей численности граждан, подлежащих обучению |
% |
96,0 данные мониторинга УОиН |
96,7 |
97,0 |
98,2 |
100 |
Задача 2: обновление содержания и технологии обучения |
Доля обучающихся 10-11 классов, охваченных программами профильного обучения |
% |
23,0 данные мониторинга УОиН |
25,0 |
26,0 |
27,0 |
30,0 |
Задача 3: создание условий для продуктивной самореализации отдельных категорий обучающихся |
Индикатор 1. Доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, в общей численности детей школьного возраста |
% |
33,6 информационно-аналитический материал УОиН |
34,0 |
35,0 |
40,0 |
42,0 |
|
Индикатор 2. Доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, не посещающих образовательные учреждения, и обучающихся с использованием ИКТ и дистанционных технологий |
% |
2,9 данные мониторинга УОиН |
10,0 |
20,0 |
30,0 |
40,0 |
Задача 4: развитие региональной системы оценки качества образования |
Доля ОУ, внедряющих процедуру учета внеучебных и учебных достижений обучающихся через портфолио |
% |
50,0 |
70,0 |
80,0 |
90,0 |
100 |
Цель 2: создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества | |||||||
Задача: развитие системы воспитания и дополнительного образования детей и подростков |
Индикатор 1. Охват детей программами дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования |
% |
52,2 данные мониторинга УОиН |
54,0 |
58,0 |
60,0 |
63,5 |
|
Индикатор 2. Охват детей программами дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях |
% |
66,0 данные мониторинга УОиН |
70,0 |
72,0 |
74,0 |
78,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.