Решение Тамбовской областной трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений
от 28 марта 2011 г. N 1
"О Региональном соглашении между органами государственной власти Тамбовской области, областными объединениями работодателей и областными объединениями профсоюзов на 2011 - 2013 годы"
26 июня 2012 г., 21 марта 2013 г.
Настоящее решение фактически прекратило действие с 1 января 2014 г. в связи с принятием решения Тамбовской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 г. N 12
См. также Региональное соглашение между органами государственной власти Тамбовской области, областными объединениями работодателей и областным объединением организаций профсоюзов на 2014 - 2016 годы
Рассмотрев проект Регионального соглашения между органами государственной власти Тамбовской области, областными объединениями работодателей и областными объединениями профсоюзов на 2011 - 2013 годы,
Тамбовская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений решила:
1. Заключить Региональное соглашение между органами государственной власти Тамбовской области, областными объединениями работодателей и областными объединениями профсоюзов на 2011 - 2013 годы.
2. Сторонам социального партнерства в двухмесячный срок утвердить и представить в Тамбовскую областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений план мероприятий, необходимый для реализации обязательств Регионального соглашения между органами государственной власти области, областными объединениями работодателей и областными объединениями профсоюзов на 2011 - 2013 годы.
3. Опубликовать настоящее решение и текст Регионального соглашения между органами государственной власти Тамбовской области, областными объединениями работодателей и областными объединениями профсоюзов на 2011 - 2013 годы в газете "Тамбовская жизнь" в десятидневный срок после его подписания.
Координатор Тамбовской областной |
С.А. Чеботарев |
Региональное соглашение
между органами государственной власти Тамбовской области, областными объединениями работодателей и областными объединениями профсоюзов на 2011 - 2013 годы
26 июня 2012 г., 21 марта 2013 г.
1. Общие положения
1.1. Действуя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и законодательством Тамбовской области, органы государственной власти Тамбовской области (далее - органы власти области), областные объединения работодателей (далее - работодатели) и областные объединения профсоюзов (далее - профсоюзы) в лице их представителей (далее - Стороны) заключили настоящее Региональное соглашение на 2011 - 2013 годы (далее - Соглашение).
1.2. Целями Соглашения являются: проведение социально-экономической политики, обеспечивающей право граждан на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, сокращение уровня бедности на основе устойчивого развития экономики области, повышения ее конкурентоспособности и увеличения прибыльности предприятий, организаций и работодателей - индивидуальных предпринимателей (далее - организации), роста производительности труда, стабильной занятости и гибкости рынка труда, здоровые и безопасные условия труда, расширения возможностей профессионального и карьерного роста работников.
Прогнозные целевые показатели определены в приложении к настоящему Соглашению.
1.3. С целью обеспечения реализации Соглашения Стороны в рамках Тамбовской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений проводят взаимные консультации, вырабатывают решения, формируют предложения в адрес органов государственной власти области и добиваются их реализации.
1.4. Стороны рассматривают обязательства данного Соглашения как минимальные, которые могут обеспечиваться, дополняться и расширяться в заключаемых территориальных трехсторонних соглашениях, а также иных соглашениях и коллективных договорах.
1.5. Стороны признают, что основными критериями для оценки их деятельности являются:
социально-экономическое развитие Тамбовской области;
повышение уровня и качества жизни населения области;
обеспечение социально-трудовых прав, гарантий и интересов граждан;
гражданское согласие и социальный мир.
1.6. Условия Соглашения обеспечиваются за счет:
средств областного бюджета, утвержденного на соответствующий финансовый год - по обязательствам, отнесенным к полномочиям Тамбовской области, как субъекта Российской Федерации;
средств работодателей - по обязательствам работодателей;
профсоюзных средств - по обязательствам профсоюзов.
1.7. Изменения в Соглашение вносятся Сторонами в установленном порядке.
1.8. Соглашение вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует в течение трех лет.
1.9. Организации (их объединения), образовавшиеся после заключения настоящего Соглашения, не являющиеся членом соответствующего объединения, подписавшего настоящее Соглашение, и не участвовавшие в коллективных переговорах по его заключению, вправе в установленном порядке присоединиться к настоящему Соглашению.
1.10. В рамках данного Соглашения и, исходя из своих полномочий, Стороны берут на себя следующие обязательства:
2. В сфере экономической политики
Стороны считают, что экономическая политика области должна быть ориентирована на реализацию мер, обеспечивающих модернизацию, технологическое развитие и повышение конкурентоспособности на основе учета долгосрочных стратегических интересов экономического развития, инвестиций в человеческий капитал, создания условий для самореализации граждан, повышения благосостояния населения, утверждения принципов открытой рыночной экономики, развития конкуренции на рынках товаров и услуг, повышения эффективности государственного управления.
Совместные обязательства Сторон:
2.1. Вырабатывать совместные предложения по увеличению объемов промышленного и сельскохозяйственного производства и создание условий для его устойчивого роста и повышения эффективности.
2.2. Реализовывать промышленную и инвестиционную политику, обеспечивающую:
привлечение инвестиций в экономику области;
модернизацию и технологическое развитие экономики области в производящих видах деятельности;
рост объемов производства продукции (работ, услуг) с ориентацией на прогнозные целевые показатели Соглашения;
насыщение потребительского рынка качественными (конкурентоспособными) товарами и услугами, производимыми и оказываемыми на территории области;
содействие развитию малого и среднего бизнеса.
2.3. В рамках имеющихся полномочий принимать меры, направленные на защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции.
2.4. Формировать обоснованные тарифы и стоимость услуг, регулирование которых осуществляется на региональном уровне.
2.5. Проводить мероприятия, направленные на финансовое оздоровление неэффективно работающих предприятий, нормализацию ситуации с задолженностью по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные государственные фонды.
Органы власти области:
2.6. Способствовать динамичному и инновационному развитию области с учетом Концепции долгосрочного развития России и Стратегии социально-экономического развития области:
разработка перспективных схем развития региональной экономики;
развитие инновационной структуры (формирование инновационных кластеров, технопарков, зон опережающего развития, промышленных инвестиционных площадок);
привлечение в промышленный комплекс и аграрный сектор экономики области финансовых средств отечественных и иностранных инвесторов;
содействие разработке и внедрению инновационных и современных технологий и оборудования, позволяющих увеличить выпуск конкурентоспособной продукции;
проведение активной промышленной и аграрной политики, создание условий для развития отечественного товаропроизводства и предпринимательства, продвижение продукции местных товаропроизводителей на российский и зарубежный рынки;
содействие участникам (хозяйствующим субъектам и муниципальным образованиям) в формировании бюджетных заявок на участие в государственных программах, федеральных целевых и региональных программах, способствующих социально-экономическому развитию области;
предоставление областных государственных преференций в соответствии с федеральным и областным законодательством, регламентирующим инвестиционную политику и осуществление инвестиционной деятельности на территории области, инвесторам, реализующим на территории области инвестиционные проекты, соответствующие приоритетам социально-экономического развития области, включая содействие модернизации основных производственных фондов в организациях научно-промышленного и аграрного комплекса;
2.7. Осуществлять мониторинг социально-экономической ситуации на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях области в целях недопущения банкротства и несостоятельности предприятий.
2.8. Реализовывать государственную тарифную (ценовую) политику, направленную на достижение баланса интересов всех групп потребителей и поставщиков топливно-энергетических ресурсов, прочих товаров и услуг, в отношении которых осуществляется государственное регулирование тарифов и цен.
2.9. Взаимодействовать с органами местного самоуправления области, работодателями по оптимизации величины региональных и местных налоговых и иных платежей (земельный налог, налог на имущество физических лиц, арендная плата и др.), а также разрабатывать мероприятия по увеличению их поступлений (собираемости).
2.10. Привлекать специалистов органов местного самоуправления, представителей сельскохозяйственного производства и предприятий промышленности при проведении работ по пересмотру в установленные сроки кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Тамбовской области и подготовке соответствующих нормативных правовых актов администрации области.
Работодатели:
2.11. Принимать участие в решении социально-значимых проблем области и осуществлять предпринимательскую деятельность на принципах социальной ответственности.
2.12. Вносить органам власти области предложения по стимулированию производства, поддержке отечественных товаропроизводителей, подготовке и переподготовке рабочих кадров и специалистов, а также информировать о заинтересованности в развитии тех или иных направлений международного и межрегионального сотрудничества.
2.13. Принимать меры по внедрению передовых технологий, обновлению производственных фондов, технологического оборудования, машин и механизмов.
2.14. Принимать в период действия Соглашения соответствующие меры по реализации программ социально-экономического развития области, соисполнителями которых являются организации (работодатели).
2.15. Проводить маркетинговые исследования и на их основе организовывать выпуск и реализацию необходимых потребителям товаров (работ) и предоставление услуг.
2.16. Принимать меры по проведению социально-ответственного реструктурирования организаций, обеспечивая соблюдение интересов работников, в том числе при смене собственника имущества организации, изменения ее подведомственности или ликвидации, изменении правового статуса учреждений бюджетной сферы.
Профсоюзы:
2.17. Содействовать стабилизации работы организаций, снижению социальной напряженности, соблюдению трудовой дисциплины, обеспечению прибыльной работы организаций.
2.18. Содействовать развитию трудового соревнования среди работников организаций, обеспечивать проведение конкурсов профессионального мастерства по массовым профессиям.
2.19. Осуществлять общественный контроль за организацией пассажирских перевозок на территориях городских округов и муниципальных районов в части доступности транспортного обслуживания по доставке работников к месту работы (организация маршрутов, периодичность движения и т.п.).
2.20. Участвовать в решении социально-экономических вопросов в организациях, осуществлять контроль за принимаемыми по ним решениями.
3. Заработная плата, доходы, уровень и качество жизни населения
Стороны считают необходимым разработать и реализовать комплекс мер, обеспечивающих право работника на достойный труд, повышение уровня реальной заработной платы работников в соответствии с ростом эффективности и производительности труда, совершенствование политики доходов и повышение уровня жизни населения.
Совместные обязательства Сторон:
3.1. Способствовать совершенствованию организации труда, обеспечивающей рост производительности труда, регулирование оплаты труда, повышение заработной платы и устойчивое развитие производственной деятельности организаций.
3.2. При заключении областных отраслевых соглашений, коллективных договоров предусматривать:
установление оптимального соотношения должностных окладов и тарифных ставок, стимулирующих и компенсационных выплат в структуре заработной платы работников, долю фонда оплаты труда в объеме полученного дохода (прибыли), долю фонда оплаты труда в себестоимости продукции (услуг);
для областных государственных учреждений - совершенствование отраслевых систем оплаты труда, механизм индексирования заработной платы.
3.3. Достичь в 2013 году размера среднемесячной заработной платы не ниже 3-кратной величины установленного в Тамбовской области прожиточного минимума для трудоспособного населения.
3.4. Осуществлять постоянный контроль за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы в организациях области.
3.5. Принимать в пределах компетенции меры по опережению темпов роста доходов населения относительно роста потребительских цен (по индексу Тамбовстата).
3.6. Провести взаимные консультации о возможности заключения Регионального соглашения между органами государственной власти Тамбовской области, областными объединениями работодателей и областными объединениями профсоюзов о минимальном размере оплаты труда на уровне не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Органы власти области:
3.7. Проводить мониторинг индикаторов социально-экономического развития региона и показателей уровня жизни населения, на их основе готовить прогноз целевых параметров на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
3.8. Обеспечить в полном объеме финансирование расходов на выплату заработной платы работников областных государственных учреждений (казенных, бюджетных) в соответствии с отраслевыми системами оплаты труда и ежегодное индексирование заработной платы (по индексу Тамбовстата).
3.9. Обеспечить институционные преобразования учреждений, финансирующихся из областного бюджета, в соответствии с федеральным законодательством (бюджетные, казенные, автономные) и поэтапную политику по их финансированию, а также координировать работу по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений.
3.10. Ежеквартально рассчитывать и утверждать величину прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения области с опубликованием в газете "Тамбовская жизнь".
3.11. Принимать меры по расширению сферы применения величины прожиточного минимума как социального стандарта для поддержания жизненного уровня населения.
3.12. Совершенствовать законодательную и нормативную базу области, регулирующую системы оплаты труда в учреждениях, финансируемых из областного и муниципального бюджетов.
3.13. Осуществлять контроль за своевременной и в полном объеме выплатой заработной платы, уплатой социальных отчислений в организациях всех форм собственности.
3.14. Осуществлять поэтапное:
увеличение размера базовой (минимальной) ставки заработной платы работников рабочих профессий 1 квалификационного разряда областных государственных учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета, до минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом или Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тамбовской области;
доведение среднемесячной заработной платы работников бюджетной сферы до уровня среднемесячной заработной платы, сложившейся в целом по Тамбовской области.
Поэтапное увеличение осуществлять:
1) базовой (минимальной) ставки заработной платы работников рабочих профессий 1 квалификационного разряда:
2011 г. - 55% от минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом или Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тамбовской области;
2012 г. - 75% от минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом или Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тамбовской области;
2013 г. - 100% от минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом или Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тамбовской области;
2) средней заработной платы работников бюджетной сферы:
2011 г. - 65% от среднемесячной заработной платы, сложившейся в целом по Тамбовской области;
2012 г. - 75% от среднемесячной заработной платы, сложившейся в целом по Тамбовской области;
2013 г. - 100% от среднемесячной заработной платы, сложившейся в целом по Тамбовской области.
Работодатели:
3.15. В реальном секторе экономики установить размер месячной тарифной ставки 1 разряда (минимального должностного оклада) работников, занятых в нормальных условиях труда, за работу, не требующую специальной профессиональной подготовки, знаний, умений и профессиональных навыков и опыта работы, не ниже размера, установленного федеральным законодательством или Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тамбовской области на соответствующий период.
3.16. Повысить до 60 процентов долю тарифных ставок (должностных окладов) в ежемесячном заработке работников организаций внебюджетного сектора экономики.
3.17. Установить систему оплаты труда, позволяющую оплачивать труд работников в зависимости от их квалификации, сложности выполняемой ими работы и качества затраченного труда.
3.18. Обеспечивать опережающий рост производительности труда над ростом заработной платы.
3.19. Не допускать образования задолженности по заработной плате и уплате социальных страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды.
3.20. Для уменьшения дефицита рабочих кадров и повышения уровня жизни населения содействовать продолжению трудовых отношений с работниками, достигшими пенсионного возраста и желающими работать далее, при условии, что они не имеют медицинских противопоказаний и данная работа не имеет вредных и опасных условий труда.
Профсоюзы:
3.21. Осуществлять контроль за ликвидацией задолженности по выплате заработной платы и уплате социальных страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды; принимать меры по недопущению образования задолженности.
3.22. Осуществлять контроль за выполнением условий коллективных договоров организаций, в частности положений по оплате труда и материальному стимулированию работников организаций; обязательств по росту заработной платы и увеличению удельного веса заработной платы в затратах на производство и реализацию выпускаемой продукции, предоставление услуг.
4. В сфере труда и занятости населения
Стороны считают проведение государственной политики в сфере труда и занятости населения, развития трудовых ресурсов, профессионального образования и подготовки кадров одним из приоритетных направлений сотрудничества и рассматривают повышение ее эффективности в неразрывной связи с решением задач социально-экономического развития, обеспечения гарантий и учета интересов работников и работодателей.
Считать массовым увольнением работников при:
а) ликвидации организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
б) сокращении численности или штата работников организации:
50 и более человек в течение 30 календарных дней;
200 и более человек в течение 60 календарных дней;
500 и более человек в течение 90 календарных дней;
в) увольнении работников в количестве 1 процента общего числа работающих в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в территориях с общей численностью работающих менее 5 тысяч человек.
Совместные обязательства Сторон:
4.1. Стороны обязуются способствовать:
созданию эффективных рабочих мест с достойной заработной платой и безопасными условиями труда, преимущественно за счет модернизации производства;
созданию экономических условий для развития предпринимательства и самозанятости;
сокращению нелегальной занятости населения;
легализации трудовых отношений и заработной платы;
обеспечению приоритета занятости отечественным работникам.
4.2. Обеспечивать реализацию на территории области государственной политики в сфере охраны труда, признавая приоритет сохранения жизни и здоровья работников над производственной деятельностью.
4.3. Предусматривать в областных (меж)отраслевых соглашениях меры по обеспечению подготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями рынка труда, вопросы подготовки и повышения квалификации кадров непосредственно на производстве, а также информационно-методическую деятельность, направленную на популяризацию профессий и специальностей, востребованных на рынке труда.
4.4. Принимать комплексные меры содействия трудоустройству выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.
4.5. Развивать наставничество в трудовых коллективах, проводить семинары, конференции по данному вопросу.
4.6. Восстанавливать и совершенствовать традиционные и внедрять новые формы чествования человека труда, поднятия престижности массовых рабочих профессий через проведение конкурсов профессионального мастерства, учреждение "Книг Почета" и "Трудовая слава", представление к награждению государственными и ведомственными наградами и другие формы чествования лучших трудовых коллективов, руководителей и работников организаций, профсоюзных лидеров.
4.7. Способствовать достижению высокого уровня безопасности труда и предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; принимать меры по исключению случаев сокрытия производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
4.8. Ежегодно 28 апреля в рамках Всемирного дня охраны труда проводить кампанию (мероприятия) по привлечению внимания к проблемам безопасности труда.
Органы власти области:
4.9. Обеспечивать реализацию на территории области государственной политики в сфере охраны труда посредством:
осуществления государственного ведомственного контроля за соблюдением государственных нормативных актов по охране труда;
осуществления государственной экспертизы условий труда;
реализации ежегодного плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда (в рамках областного координационного совета по охране труда);
реализации нормативных правовых актов по управлению профессиональными рисками.
4.10. Урегулировать в установленном законодательством порядке коллективные трудовые споры.
4.11. Обеспечить разработку и реализацию нормативных правовых актов и региональных программ в сфере содействия занятости населения, в том числе для категорий, нуждающихся в особой поддержке, - женщин, молодежи, лиц предпенсионного возраста, инвалидов, а также продолжить реализацию государственной программы переселения соотечественников.
4.12. Организовать с участием средств массовой информации информационно-разъяснительные кампании и акции, включая массовые мероприятия (ярмарки вакансий), по информированию населения о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства и профессионального обучения.
4.13. Реализовать меры, направленные на:
развитие системы профессиональной ориентации молодежи и взрослого населения;
совершенствование услуг государственной службы занятости, предоставляемых гражданам и работодателям;
осуществление регулярной оценки (мониторинга) качества государственных услуг, предоставляемых работникам и работодателям по поиску подходящей работы и подходящих работников, на основе данных регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
4.14. Продолжить формирование регионального заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов для образовательных учреждений.
4.15. Сокращать расходы на содержание органов государственной власти и управления, в том числе за счет оптимизации численности государственных гражданских служащих.
Работодатели:
4.16. Выделять финансовые средства на мероприятия по улучшению условий и охраны труда в размере, необходимом для обеспечения их соответствия нормам трудового законодательства и государственным нормативным требованиям по охране труда для соответствующей отрасли.
Сохранять средний заработок за работниками на период обучения по охране труда и проверки знаний государственных нормативных требований охраны труда.
4.17. Провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей реализацией мероприятий по созданию безопасных условий труда на каждом рабочем месте или предоставлению компенсаций работникам, если вредные производственные факторы являются неустранимыми.
Направлять материалы по аттестации рабочих мест по условиям труда в уполномоченный орган исполнительной власти области для осуществления государственной экспертизы качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
4.18. Участвовать в реализации областного проекта "Декларирование деятельности работодателя по реализации трудовых прав работников".
4.19. Развивать внутрипроизводственное обучение кадров, ученичество и наставничество.
4.20. Содействовать трудоустройству и сохранению рабочих мест для граждан, нуждающихся в социальной поддержке (инвалиды, неполные семьи, трудоспособные члены многодетных семей, молодые семьи, сироты и др.).
4.21. Содействовать трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, их закреплению на рабочих местах, обеспечивать условия работы молодым специалистам и оказывать им поддержку в решении социально-бытовых вопросов.
4.22. Заключать договоры о прохождении производственной практики и стажировок учащимися и мастерами производственного обучения; создавать условия для прохождения производственной практики; содействовать развитию материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования.
4.23. Принимать меры по предупреждению массового высвобождения работников.
4.24. Осуществлять меры по соблюдению трудовой, производственной и технологической дисциплины в организациях в целях предупреждения промышленных аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний и охраны окружающей среды.
4.25. Обеспечивать предоставление не позднее одного месяца до наступления пенсионного возраста в органы единой пенсионной службы полный пакет необходимых документов на работающих граждан для назначения трудовой пенсии.
4.26. Участвовать в софинансировании пенсионных накоплений работников в рамках добровольного пенсионного обеспечения.
Профсоюзы:
4.27. Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда через совместные комиссии (комитеты) по охране труда, избранных в организациях уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзов по охране труда.
4.28. Добиваться обязательного включения в коллективные договоры и соглашения мероприятий по улучшению условий и охраны труда, снижающих риск производственного травматизма и профессиональных заболеваний, установление компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.
4.29. Разрабатывать и внедрять методические рекомендации для профсоюзного актива организаций по осуществлению общественного контроля за соблюдением условий и охраны труда.
4.30. Принимать участие в разработке проектов нормативных правовых актов области в сфере охраны труда.
5. В сфере создания необходимых социальных условий жизни граждан на территории области и демографической, семейной, молодежной политики
Стороны рассматривают демографическую политику как совокупность комплекса поэтапных мер по:
созданию условий для повышения рождаемости;
обеспечению поддержки семей с детьми;
улучшению здоровья населения и снижению смертности;
росту благосостояния населения;
поддержке активного участия молодежи в производственной деятельности и совершенствовании гражданского общества;
созданию комфортной среды проживания.
Совместные обязательства Сторон:
5.1. Обеспечить реализацию приоритетных национальных проектов.
5.2. Обеспечить организацию отдыха и оздоровлению# детей и подростков, в том числе в находящихся на балансе предприятий загородных оздоровительных лагерях, с оплатой стоимости путевок в соответствии с областным законодательством.
5.3. Организовывать спортивные мероприятия, включая спартакиады, спортивные фестивали и праздники, соревнования по отдельным видам спорта с участием работников предприятий и организаций.
5.4. При реализации государственной молодежной политики в области учитывать мнение молодежных и детских общественных объединений, молодежных консультативно-совещательных структур, молодежных комиссий (советов, комитетов), образованных в составе профсоюзных организаций или учебных заведениях.
5.5. Совершенствовать региональную систему управлением качеством начального и среднего профессионального образования.
5.6. Обеспечивать в областных средствах массовой информации создание и выход программ, передач, рубрик по социально-трудовым вопросам, реализации прав и свобод молодых граждан, развитию гражданственности и патриотизма молодежи.
5.7. Участвовать в организации и проведении смотров региональных конкурсов профессионального мастерства рабочих и молодых специалистов.
5.8. Содействовать организации и проведению диспансеризации работающего населения.
Решением Тамбовской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21 марта 2013 г. N 3 подраздел "Совместные обязательства сторон" раздела 5 настоящего Соглашения дополнен пунктом 5.8.1
5.8.1. Обеспечивать:
- гарантии прав женщин, совмещающих трудовую занятость с обязанностями по воспитанию детей;
- организацию гибких форм занятости (гибких графиков работы) женщин, имеющих детей, (неполный рабочий день, неделя) с сохранением полной оплаты труда.
Органы власти области:
5.9. Обеспечить проведение модернизации системы здравоохранения области.
5.10. Внедрить федеральные образовательные стандарты нового поколения, профессиональные стандарты, региональные лицензионные нормативы и показатели государственной аттестации.
5.11. Осуществлять оптимизацию и реструктуризацию учреждений бюджетной сферы без ущерба конституционных прав граждан на получение образовательных услуг, медицинской помощи и социального обслуживания.
5.12. Реализовать мероприятия в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"; продолжить реализацию федерального проекта модернизации школьного питания.
5.13. Предусматривать в областном бюджете и направлять средства на оздоровление и отдых детей и подростков в очередном году на уровне не ниже предыдущего года.
5.14. Способствовать сохранению и укреплению сети спортивных и детских стационарных оздоровительных лагерей, находящихся на балансе предприятий.
5.15. Совершенствовать систему оказания адресной помощи многодетным семьям и малообеспеченным гражданам, предоставления льгот и компенсаций (их унификацию) отдельным категориям граждан; завершить переход к предоставлению мер социальной поддержки гражданам в денежной форме.
5.16. Оказывать организационное содействие в развитии деятельности студенческих трудовых отрядов, временной занятости подростков и молодежи, в том числе в структурах малого и среднего бизнеса.
5.17. Привлекать представителей работодателей к работе в составе экспертных советов, аттестационных комиссий, осуществляющих итоговую аттестацию выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального образования, и к оценке качества профессионального образования.
5.18. Осуществлять финансовую поддержку некоммерческих организаций, клубов и центров, ведущих работу с детьми, подростками, молодежью по месту жительства в соответствии с действующим законодательством.
5.19. Разработать комплексную региональную программу по работе с молодежью, направленную на развитие ее научно-технического творчества, новаторства и рационализаторства.
Работодатели:
5.20. Участвовать во внедрении профессиональных стандартов, региональных лицензионных нормативов и показателей государственной аттестации реализации при оценке качества подготовки рабочих кадров и специалистов.
5.21. Обеспечивать беспрепятственный профсоюзный контроль за реализацией трудовых прав молодых работников в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
5.22. Обеспечивать работникам в возрасте до 18 лет трудовые гарантии и полное предоставление льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5.23. Обеспечивать равные условия для трудоустройства молодых работников.
5.24. Участвовать в организации и проведении специализированных молодежных ярмарок вакансий.
5.25. Содействовать на договорной основе с органами занятости временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
5.26. Способствовать проведению профориентационной работы и содействовать трудоустройству молодежи, обучающейся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
5.27. Финансировать мероприятия по организации досуга и отдыха работников и членов их семей согласно условиям коллективных договоров и отраслевых соглашений.
5.28. Предоставлять очередной оплачиваемый отпуск матерям и отцам, в семьях которых трое и более несовершеннолетних детей, по их желанию в удобное для них время.
Профсоюзы:
5.29. Предусматривать ежегодно в сметах расходов и направлять профсоюзные средства на оздоровление и отдых детей работников - членов профсоюза.
5.30. Оплачивать за счет профсоюзных средств не менее 30 процентов стоимости путевок членам профсоюза на отдых и лечение в здравницы ОАО "Тамбовкурорт".
5.31. Практиковать участие молодых профсоюзных активистов в разработке проектов законов и правовых нормативных актов области, мероприятий по вопросам молодежной политики.
6. Обеспечение конструктивного сотрудничества Сторон и развитие социального партнерства
Стороны считают необходимым обеспечить в предстоящий период дальнейшее развитие системы социального партнерства и повышение его эффективности.
Совместные обязательства Сторон:
6.1. Способствовать совершенствованию системы социального партнерства, в том числе за счет организации обучения участников социального партнерства на всех уровнях формам и методам договорного регулирования социально-трудовых отношений, обобщения и распространения передового опыта социального партнерства.
6.2. Рассматривать на заседаниях Тамбовской областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений проекты законов области, иных нормативных правовых актов области в сфере труда и программ социально-экономического развития области (за исключением случаев приведения нормативных правовых актов в соответствие с законодательством Российской Федерации) до их внесения в областную Думу или до их принятия администрацией области.
Доводить решения Тамбовской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по рассмотренным проектам, а при наличии неурегулированных разногласий - мнения ее Сторон, в обязательном порядке до сведения областной Думы (в отношении проектов законов области) и администрации области (в отношении проектов нормативных правовых актов, принимаемых соответственно администрацией области или органами исполнительной власти области).
6.3. Освещать в средствах массовой информации совместную деятельность Сторон в рамках настоящего Соглашения, заключенных территориальных соглашений, а также деятельность областной и территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
6.4. Осуществлять Сторонами (их представителями) и органом по труду области контроль за выполнением настоящего Соглашения.
В этих целях Стороны:
рассматривают ежегодно ход выполнения настоящего Соглашения на заседании Тамбовской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
представляют друг другу, а также органу по труду области необходимую для осуществления контроля за исполнением настоящего Соглашения информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса;
практикуют социальные отчеты на собраниях трудовых коллективов.
6.5. Утвердить каждой стороной в месячный срок план мероприятий по реализации настоящего Соглашения.
6.6. Проводить "круглые столы", рабочие встречи по вопросам социального партнерства, информировать Стороны о принимаемых решениях по вопросам, не включенным в условия настоящего Соглашения.
Органы власти области:
6.7. Содействовать распространению принципов социального партнерства в организациях с участием инвестиционных компаний, учитывать социальное партнерство и социальную защищенность работников при подписании инвестиционных соглашений, а также при подготовке предложений по определению потребности в привлечении иностранной рабочей силы и при формировании объема квоты на выдачу иностранным гражданам разрешительных документов на право трудовой деятельности.
6.8. Проводить разъяснительную работу с потенциальными социальными партнерами по обеспечению в условиях областных отраслевых соглашений и коллективных договоров конкретных обязательств сторон, обеспечивающих повышение социальной защищенности работников, уровня заработной платы, дополнительных гарантий и компенсаций по сравнению с нормами трудового законодательства.
Работодатели:
6.9. Использовать социальное партнерство как инструмент повышения социальной защищенности работников, в этих целях с учетом финансово-экономического положения организации при заключении коллективных договоров предусматривать в них:
порядок индексации заработной платы работников с учетом роста потребительских цен (по индексу Тамбовстата).
размер денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы в соответствии с трудовым законодательством и признание времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней - простоем по вине работодателя, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановки работы и оплате его в размере не менее двух третей средней заработной платы работника;
оплату работникам пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня за счет средств работодателя (за исключением несчастных случаев на производстве) в размере среднего заработка;
предоставление до наступления срока расторжения трудового договора оплачиваемого времени для поиска новой работы работникам, предупрежденным о сокращении штата или реорганизации;
предоставление дополнительных к установленным трудовым законодательством минимальным компенсациям работникам, занятым на тяжелых работах и (или) работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работникам, пострадавшим от несчастного случая на производстве;
меры по социальной поддержке молодых специалистов (установление повышающих коэффициентов к должностным окладам, ставкам заработной платы, выплата пособий на хозяйственное обзаведение и т.п.);
дополнительные гарантии по социальной поддержке: работников, ушедших на пенсию и продолжающих работу в данной организации;
беременным и кормящим матерям; работникам, находящимся в отпуске по уходу за детьми; многодетным и неполным семьям;
условия и размер выделения финансовых средств (дополнительно к средствам первичных профсоюзных организаций) на проведение культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы;
финансирование проведения мероприятий по созданию условий для отдыха и лечения работников, членов их семей, оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление (конкретных форм и размеров), на обеспечение хозяйственного содержания учреждений, находящихся на балансе предприятий;
материальное стимулирование труда освобожденных профсоюзных работников;
предоставление времени не освобожденным членам профсоюзных органов всех уровней для выполнения ими общественных обязанностей с сохранением среднего заработка;
дифференцированную (в зависимости от количества рождаемых детей) выплату за счет собственных средств при рождении у работника ребенка, а также выплату работнику при поступлении ребенка в первый класс;
мероприятия, направленные на формирование в трудовых коллективах здорового образа жизни, включая меры материального стимулирования работников.
6.10. Сохранить существующий порядок перечисления профсоюзных взносов в организации по безналичному расчету, при наличии письменных заявлений работников, и перечислять их с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на зарплату.
При обращении профсоюзных органов предоставлять им информацию о правильности и полноте удержания профсоюзных взносов.
Не допускать образования задолженности по перечислению профсоюзных взносов и использования профсоюзных взносов на иные цели.
6.11. Не препятствовать реализации права работников на вступление в профсоюз.
Профсоюзы:
6.12. Продолжить работу по созданию новых профсоюзных организаций в организациях, особенно внебюджетного сектора экономики.
6.13. Оказывать бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов и трудовым коллективам по вопросам социального партнерства, урегулирования индивидуальных и коллективных трудовых споров.
6.14. Организовывать работу отраслевых обкомов профсоюзов по заключению отраслевых (межотраслевых) соглашений и профессиональных тарифных соглашений, территориальных координационных советов профсоюзов в муниципальных образованиях - по заключению территориальных соглашений.
Выступать с инициативой по заключению соглашений, коллективных договоров, внесению в них изменений, принимать меры по своевременному представлению коллективных договоров и соглашений на уведомительную регистрацию в соответствии с законодательством области.
6.15. Принимать меры и проводить мероприятия по повышению мотивации членства в профсоюзах работников организаций различных отраслей экономики и форм собственности.
6.16. Проводить обучение профсоюзного актива по вопросам правового регулирования трудовых отношений, социального партнерства, охраны труда, обеспечения прав работников.
6.17. Распространять в организациях опыт взаимодействия профсоюзов с работодателями по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений; обобщать и распространять передовой опыт в сфере охраны труда.
6.18. Своевременно принимать меры по урегулированию конфликтных ситуаций и трудовых споров, возникающих в трудовых коллективах.
6.19. Не выступать организаторами забастовок по обязательствам настоящего Соглашения, областных (меж)отраслевых соглашений и коллективных договоров, при условии их выполнения сторонами.
г. Тамбов |
28 марта 2011 года |
Глава администрации |
О.И. Бетин |
Координатор стороны областных |
Л.В. Гребенюк |
Координатор стороны областных |
Е.Я. Князев |
от Стороны органов государственной власти Тамбовской области:
Координатор стороны органов государственной |
Е.И. Гордеева |
Первый заместитель начальника |
Н.А. Дьячкова |
Заместитель главы администрации области |
Н.В. Коновалов |
Заместитель главы администрации области |
Н.М. Перепечин |
Управляющий ГУ "Тамбовское региональное |
А.В. Пилипенко |
Начальник управления экономической |
Л.И. Федорова |
Начальник управления занятости |
М.С. Филимонов |
Начальник управления транспорта и |
В.В. Чарыков |
от Стороны областных объединений работодателей:
Председатель Агропромышленного союза |
А.И. Ансимов |
Предприниматель (Ассоциация |
О.Б. Анфимов |
Председатель правления Тамбовского |
В.А. Анурьев |
Начальник Главного управления Центрального |
В.Д. Арнаутова |
Вице-президент - исполнительный директор |
В.Я. Воропаев |
Генеральный директор ОАО "Тамбовский |
А.И. Гнатюк |
Исполнительный директор ОАО "Тамбовская |
А.М. Зудов |
Президент Тамбовской торговопромышленной |
Н.Ф. Калинов |
Исполнительный директор Тамбовской |
В.И. Козлов |
Генеральный директор ОАО "Тамбовский |
А.М. Матыцин |
Генеральный директор ОАО СУ "Атомэнергострой" |
И.Е. Светиков |
от Стороны областных объединений профсоюзов
Председатель Тамбовской областной |
Л.Н. Андреева |
Председатель областного комитета |
Г.А. Афанасов |
Председатель Тамбовской областной |
Г.Г. Борисова |
Председатель областного комитета |
Н.Н. Ковалева |
Председатель областной организации |
М.Ю. Назарова |
Заместитель председателя Тамбовского |
Ю.К. Панских |
Председатель областного комитета |
В.Н. Попов |
Председатель областного комитета |
В.В. Рачков |
Председатель областного комитета |
В.Н. Скрипниченко |
Председатель областного комитета |
Л.П. Фролова |
Председатель областного Совета Российских |
В.Н. Шкарбаль |
Решением Тамбовской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21 марта 2013 г. N 2 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
между органами государственной власти Тамбовской области,
областными объединениями работодателей и областными
объединениями профсоюзов на 2011 - 2013 годы
Прогнозные целевые показатели
анализа выполнения Сторонами условий Регионального соглашения
26 июня 2012 г., 21 марта 2013 г.
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя, по годам |
||
2011 |
2012 |
2013 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
В сфере экономической политики | ||||
Валовой региональный продукт |
млрд. руб. |
159,0 |
178,0 |
201,0 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования на душу населения |
тыс. руб. |
58,0 |
70,0 |
85,0 |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по полному кругу организаций |
млрд. руб. |
70,9 |
78,9 |
88,8 |
Стоимость валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий |
млрд. руб. |
47,4 |
54,1 |
63,0 |
Удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций |
в % от общего числа |
78 |
80 |
81 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве |
% от предыдущего года |
112 |
114 |
114 |
Оборот розничной торговли |
млрд. руб. |
109,9 |
121,8 |
135,5 |
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв. м |
565 |
570 |
578 |
Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием |
км дорог на 1000 кв. км территории |
181,8 |
182 |
182,3 |
Общая площадь жилых помещений в среднем на 1 жителя в год |
кв. м |
24,4 |
24,7 |
25,0 |
Заработная плата, доходы, уровень и качество жизни населения | ||||
Среднемесячная заработная плата в целом по области, в том числе по вилам экономической деятельности: |
рублей |
15250 |
16700 |
19000 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
рублей |
10780 |
15200 |
18240 |
рыболовство, рыбоводство |
рублей |
7450 |
10000 |
10000 |
добыча полезных ископаемых |
рублей |
20100 |
17000 |
17000 |
обрабатывающие производства |
рублей |
13450 |
17150 |
18540 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
рублей |
19050 |
22400 |
23315 |
строительство |
рублей |
14220 |
16300 |
18240 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
рублей |
11200 |
13300 |
14390 |
гостиницы и рестораны |
рублей |
8860 |
11600 |
11600 |
транспорт и связь |
рублей |
17510 |
22500 |
24790 |
финансовая деятельность |
рублей |
27280 |
34900 |
35725 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
рублей |
11460 |
13700 |
15120 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное страхование |
рублей |
18300 |
24000 |
30485 |
образование |
рублей |
9550 |
13200 |
16200 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
рублей |
9240 |
13000 |
15000 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
рублей |
10000 |
12000 |
13750 |
Удельный вес граждан, имеющих денежные доходы ниже величины прожиточного минимума установленной в целом по Тамбовской области |
не более % |
11,5 |
10,7 |
10,2 |
В сфере труда и занятости населения | ||||
Уровень проведения аттестации рабочих мест по условиям труда |
% от всех рабочих мест |
34,0 |
36,0 |
38,0 |
Доля работников, занятых на аттестованных рабочих местах |
% от занятых в экономике |
33,6 |
35,0 |
36,7 |
Затраты работодателей на мероприятия по улучшению условий и охраны труда |
тыс. руб. в год на одного работающего |
2,5 |
2,8 |
3,0 |
Общий уровень производственного травматизма |
пострадавших на 1000 работающих |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Уровень производственного травматизма со смертельным исходом |
погибших на 100 тысяч работающих |
0,080 |
0,080 |
0,080 |
Число лиц трудоспособного возраста, впервые признанных инвалидами |
человек на 10 тыс. населения |
30,5 |
30,4 |
30,3 |
Уровень зарегистрированной безработицы (лица, фактически поставленные на учет в качестве безработного) |
не более % от экономически активного населения области |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
Уровень безработицы в среднем за год (по методологии МОТ - ищущих работу) |
% от экономически активного населения области |
7,9 |
7,5 |
7,3 |
Коэффициент напряженности на рынке труда |
единиц |
0,9 |
0,8 |
0,6 |
Численность лиц, занятых в органах исполнительной власти области |
человек на тысячу населения |
1,26 |
1,22 |
1,20 |
Численность государственных гражданских служащих, занятых в органах исполнительной власти области |
человек на тысячу населения |
1,08 |
1,06 |
1,04 |
В сфере социальных отраслей | ||||
Смертность населения в трудоспособном возрасте, всего |
число умерших на 100 тыс. человек соответствующего возраста |
663 |
660 |
657 |
в том числе от внешних причин |
число умерших на 100 тыс. человек соответствующего возраста |
181,5 |
180,0 |
178,5 |
Младенческая смертность |
число умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми |
6,0 |
5,9 |
5,8 |
Материнская смертность |
число умерших женщин на 100 тыс. детей, родившихся живыми |
19,4 |
19,3 |
19,2 |
Доля семей, получающих субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг |
% от общего количества семей в области |
7,9 |
7,9 |
7,9 |
Численность лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом |
тыс. человек |
157,0 |
167,0 |
175,0 |
их удельный вес во всем населении области |
% |
13,8 |
14,2 |
14,5 |
Количество зарегистрированных преступлений |
тыс. единиц |
14,8 |
14,7 |
14,6 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключено очередное соглашение между органами государственной власти области, областными объединениями работодателей и профсоюзов на 2011 - 2013 годы. Включенные в него обязательства Сторон направлены на стимулирование динамичного развития экономики области, систематическое повышение реальных доходов и качества жизни населения, сокращение уровня бедности, обеспечение стабильной занятости и безопасных условий труда, дальнейшее развитие системы социального партнерства. Установлены количественные и целевые показатели анализа выполнения Сторонами условий соглашения.
В частности, в 2013 г. планируется достичь размера среднемесячной заработной платы не ниже 3-кратной величины установленного в Тамбовской области прожиточного минимума для трудоспособного населения (т.е. 17130 тыс. рублей).
Органы власти области обязуются осуществлять поэтапное увеличение базовой (минимальной) ставки заработной платы работников рабочих профессий 1 квалификационного разряда, при этом в 2013 г. ставка должна составить 100% от минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом или Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тамбовской области (пока не заключено).
Кроме того, среднюю зарплату работников бюджетной сферы планируется довести до уровня среднемесячной заработной платы, сложившейся в целом по Тамбовской области (сейчас она составляет 65% от среднеобластной).
Региональное соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует в течение трех лет.
Решение Тамбовской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 28 марта 2011 г. N 1 "О Региональном соглашении между органами государственной власти Тамбовской области, областными объединениями работодателей и областными объединениями профсоюзов на 2011 - 2013 годы"
Региональное соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует в течение трех лет
Текст решения опубликован в газете "Тамбовская жизнь" (спецвыпуск) от 8 апреля 2011 г. N 46 (1128)
Настоящее решение фактически прекратило действие с 1 января 2014 г. в связи с принятием решения Тамбовской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 г. N 12
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Тамбовской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21 марта 2013 г. N 3
Решение Тамбовской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21 марта 2013 г. N 2
Решение Тамбовской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 26 июня 2012 г. N 2