Пояснительная записка
к проекту закона Тамбовской области "О внесении поправок к Уставу (Основному Закону) Тамбовской области Российской Федерации"
Закон Тамбовской области "О внесении поправок к Уставу (Основному Закону) Тамбовской области Российской Федерации" подготовлен в целях приведения в соответствии с федеральным законодательством, актуализацией действующей редакции Устава области.
Изменение статьи 8 Устава области обусловлено приведением в соответствие с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", в соответствии с частью 1 статьи 1 которого, судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Федеральным законом от 15 ноября 2010 года N 296-ФЗ "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 15 ноября 2010 года N 297-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 23 декабря 2010 года N 369-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" дополняется перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. В соответствии с вышеуказанными изменениями федерального законодательства вносятся соответствующие изменения в статью 10 Устава области.
В соответствии со статьей 28 существующей редакции Устава области: контроль за качеством и эффективностью системы государственного, муниципального и частного образования в области осуществляют соответствующие исполнительные органы и попечительские советы. Абзац 1 статьи 28 содержит понятие "система государственного, муниципального и частного образования". Однако федеральное законодательство не дает определения используемому понятию. В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" дано понятие системы образования в Российской Федерации, которая представляет собой совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;
органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования. Законом РФ "Об образовании" установлено 3 вида образовательных учреждений: государственные, муниципальные, негосударственные.
В соответствии со статьей 28.1 Закона РФ "Об образовании" одним из полномочий Российской Федерации в области образования, переданным для осуществления органам государственной власти области является государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях, расположенным на территории области. Попечительские советы контрольными функциями за качеством образования не наделены.
В соответствии с Законом РФ "Об образовании" и Указом Президента РФ от 31 августа 1999 года N 1134 "О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации" в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в целях развития государственно-общественных форм управления в сфере образования и дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности общеобразовательных учреждений могут создаваться попечительские советы.
В связи с вышеизложенным проектом предлагается изложить статью 28 Устава области в новой редакции.
Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено полномочие субъекта: сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в связи с чем, проектом предлагается в части 2 статьи 30 слова "исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры" заменить словами "объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)".
В соответствии с действующей редакцией Бюджетного кодекса РФ в субъектах РФ за счет средств бюджета субъекта РФ создаются резервные фонды исполнительных органов государственной власти, резервный фонд субъекта РФ (статьи 81 и 81.1 БК РФ) и дорожный фонд субъекта РФ (статья 179.4 БК РФ). Иных видов фондов, создаваемых за счет средств бюджета субъекта, не предусмотрено. В связи с вышеизложенным проектом предлагается изложить статью 29 Устава в новой редакции.
Часть 1 статьи 32 проектом предлагается изложить в новой редакции на основании следующего.
Понятие "нормативы отчислений" в соответствии с Бюджетным кодексом РФ применяется в отношении отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты бюджетной системы РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 29 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ относится установление региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности.
Проектом часть 3 статьи 32 Устава предлагается признать утратившей силу. Указанная норма нарушает установленный статьей 35 Бюджетного кодекса РФ принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, согласно которому расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:
субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;
расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;
расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;
отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.
Приведенный перечень является исчерпывающим.
Также проектом предлагается исключить часть 4 статьи 32 Устава области. Формулировка "налогом не облагаются затраты" недопустима. Налог на доходы физических лиц в соответствии с Налоговым кодексом РФ относится к федеральным налогам. Регулирование порядка его взимания, в частности, определения перечня доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), не относится к компетенции регионального законодателя.
К полномочиям законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 222 НК РФ отнесено только установление иных размеров социальных и имущественных налоговых вычетов в пределах, установленных статьями 219 и 220 НК РФ.
Формулировка "бюджетов территорий местного самоуправления", используемая в части 1 статьи 34 Устава области, некорректна. В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты. Проектом предлагается слова "бюджетов территорий местного самоуправления" в части 1 статьи 34 Устава области заменить словами "местных бюджетов".
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья от 22 июля 1993 года N 5487-I организация охраны здоровья граждан обеспечивается государственной, частной, муниципальной системами здравоохранения. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения, находящиеся в государственной собственности и подчиненные федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации, медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Основы законодательства РФ об охране здоровья не дают определения понятию областной системы здравоохранения. В связи с изложенным в части 2 статьи 34 слово "областной" заменить словом "государственной".
В связи с тем, что Бюджетный кодекс РФ не содержит термина "бюджетный фонд", проектом предлагается в части 3 статьи 34 Устава слова "бюджетных фондов" заменить словами "бюджетных средств".
Статья 37 Устава области посвящена созданию областного экологического фонда, фонда воспроизводства природных ресурсов. Создание областного экологического фонда, как части единой системы внебюджетных государственных экологических фондов регулировалось Законом РСФСР от 19 декабря 1991 года N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды". В настоящее время указанный закон признан утратившим силу.
Фонд воспроизводства природных ресурсов предполагался как целевой бюджетный фонд, в соответствии со статьей 17 Бюджетного кодекса РФ. С 1 января 2008 года статья 17 БК РФ признана утратившей силу.
В соответствии с действующей редакцией Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Бюджетным кодексом РФ создание фондов занятости населения органами государственной власти области не предусмотрено.
В соответствии с Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года N 558 "О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" предлагаем часть 6 статьи 50 Устава изложить в новой редакции.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с чем, часть 2 статьи 54 дополняется пунктом "б1".
В связи с тем, что функция контроля за соблюдением порядка управления и распоряжения собственностью области является в соответствии Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" полномочием контрольно-счетных органов субъекта проектом предлагается из части 1 статьи 56 Устава области это полномочие исключить.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ проект бюджета составляется, а не разрабатывается, поэтому проектом закона предлагается в пункте "а" статьи 74 слово разрабатывает заменить словом "составляет".
В соответствии со статьей 6 Федерального закона Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" право законодательной инициативы в областной Думе принадлежит депутатам, главе администрации области, представительным органам местного самоуправления. В соответствии со статьей 55 Устава области также субъектами права законодательной инициативы являются члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представители от областной Думы и администрации области. Право законодательной инициативы принадлежит также прокурору области, областному суду, областному арбитражному суду, территориальному органу Министерства юстиции Российской Федерации в Тамбовской области, областной избирательной комиссии, областному объединению организаций профсоюзов, Ассоциации "Совет муниципальных образований Тамбовской области", Уполномоченному по правам человека в Тамбовской области, Уполномоченному по правам ребенка в Тамбовской области по вопросам их ведения, а также гражданам, проживающим на территории области. Заместители главы администрации области, руководители структурных подразделений администрации области, органов исполнительной власти области, уполномоченные главой администрации области, другие лица не обладают правом законодательной инициативы в областной Думе, поэтому вносить проекты правовых актов и поправки к ним не могут. Однако представление проекта осуществляется именно этими лицами. В связи с вышеизложенным проектом предлагается в части 1 статьи 81 слово "вносить" заменить словом "представлять".
В соответствии со статьей 26.13 Федерального закона N 184-ФЗ публичные слушания проводятся по проекту бюджета области и проекту годового отчета об исполнении бюджета области. В соответствии с вышеизложенным, часть 3 статьи 82 Устава области необходимо изложить в новой редакции.
Часть 5 статьи 82 Устава приводится в соответствие со статьей 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Изменения статьи 92 обусловлены принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
Проектом предлагается изложить абзац первый части 1 статьи 101 Устава области в новой редакции. Статья 69 Бюджетного кодекса РФ, ранее имевшая наименование "Формы расходов бюджетов", Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ изложена в новой редакции. Действующая редакция Бюджетного кодекса не содержит формулировки "формы расходов бюджетов".
Проектом также предлагается изложить в новой редакции абзац второй части 1 статьи 101 на основании следующего. Статьей 87 Бюджетного кодекса РФ предусматривает ведение одного реестра расходных обязательств Тамбовской области. Таким образом, реестров расходных обязательств области не может быть несколько, реестр расходных обязательств области един.
Часть 4 статьи 111 Устава области приводится в соответствие со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которой финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
На основании части 1 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии с вышеизложенным проектом предлагается часть 5 статьи 116 изложить в новой редакции.
Принятие закона "О внесении поправок к Уставу (Основному Закону) Тамбовской области Российской Федерации" будет способствовать приведению в соответствие с действующим федеральным законодательством норм Устава области, устранению устаревших норм, фактически утративших силу.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту закона "О внесении поправок к Уставу (Основному Закону) Тамбовской области Российской Федерации"
Принятие закона Тамбовской области "О внесении поправок к Уставу (Основному Закону) Тамбовской области Российской Федерации" не потребует выделения финансовых средств из областного бюджета.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения и дополнения которых потребует принятие закона "О внесении поправок к Уставу (Основному Закону) Тамбовской области Российской Федерации"
Принятие закона "О внесении поправок к Уставу (Основному Закону) Тамбовской области Российской Федерации" потребует принятия:
закона области, с целью утверждения границ области;
закона области, устанавливающего наименование, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.