Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации Тамбовской области от 8 июня 2010 г. N 673 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
Программа
"Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Тамбовской области на 2009 - 2011 годы"
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 29 мая 2009 г. N 640)
5, 26 августа, 3 ноября, 18 декабря 2009 г., 26 января, 8 июня 2010 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Программа "Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Тамбовской области на 2009 - 2011 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009 - 2012 годы; соглашение между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, администрацией Тамбовской области, открытым акционерным обществом (далее ОАО) "Росагролизинг" и ОАО "Россельхозбанк" по реализации мероприятий по созданию пилотных семейных молочных ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы |
Заказчик Программы |
Управление сельского хозяйства Тамбовской области |
Разработчики Программы |
Управление сельского хозяйства Тамбовской области |
Цель Программы |
Создание экономических и финансовых предпосылок для развития и распространения семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств |
Основные задачи Программы |
Строительство, реконструкция, модернизация и комплектация 60 семейных молочных животноводческих ферм в крестьянских фермерских хозяйствах в 2009 - 2011 годах и ввод их в действие: 2009 г. - 10 ферм; 2010 г. - 20 ферм; 2011 г. - 30 ферм; создание сельскохозяйственных перерабатывающих потребительских кооперативов с участием крестьянских (фермерских) хозяйств для переработки молока и сбыта молочных продуктов: 2009 г. - один кооператив; 2010 г. - три кооператива; 2011 г. - два кооператива; строительство цехов по переработке молока производительностью до 20 тонн в сутки каждый: 2009 г. - три цеха; 2010 г. - четыре цеха |
Основные мероприятия Программы |
Разработка проектов молочных животноводческих ферм; выбор и оформление земельных участков под строительство семейных молочных животноводческих ферм в крестьянских (фермерских) хозяйствах; покупка, лизинг техники и оборудования для ведения растениеводства в рамках проекта; строительство зданий и монтаж молочных животноводческих ферм в крестьянских (фермерских) хозяйствах; установка и монтаж оборудования в построенных зданиях молочных животноводческих ферм; покупка, лизинг животных основного стада для комплектования молочных животноводческих ферм в крестьянских (фермерских) хозяйствах; заготовка кормов для молочных животноводческих ферм; строительство цехов по переработке молока производительностью до 20 тонн в сутки каждый; переработка и реализация молока и молочной продукции |
Сроки и этапы реализации Программы |
2009 - 2011 годы |
Участники Программы |
Управление сельского хозяйства области; крестьянские (фермерские) хозяйства; сельскохозяйственные потребительские кооперативы; Тамбовский региональный филиал открытого акционерного общества "Россельхозбанк" и другие кредитные организации; управляющая компания, отобранная на условиях конкурса; организации агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Объем финансирования на реализацию Программы в 2009 - 2011 годах составляет 382,1 млн. рублей, в том числе по годам: 2009 г. - 32,0 млн. рублей; 2010 г. - 158,0 млн. рублей; 2011 г. - 192,1 млн. рублей; за счет средств областного бюджета 173,3 млн. рублей, из них по годам: в 2009 году - 29,7 млн. рублей; в 2010 году - 91,0 млн. рублей; в 2011 году - 52,6 млн. рублей; |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Создание 60 семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств; ввод в эксплуатацию 7 цехов по переработке молока производительностью до 20 тонн в сутки каждый; создание не менее 417 новых рабочих мест |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Увеличение объема производства молока в хозяйствах участников Программы на 34,7 тыс. тонн в год; увеличение поголовья коров молочной породы в хозяйствах участников Программы на 6,3 тыс. голов (без шлейфа) или на 7,5 тыс. голов (с учетом шлейфа); создание дополнительных 417 новых рабочих мест; реализация Программы также позволит получить следующие результаты: распространение передового опыта организации семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств; увеличение занятости сельского населения; достижение положительного мультипликативного эффекта для развития смежных подотраслей агропромышленного комплекса (производство кормов, переработка молока, обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники и др.); создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий; внедрение высокопроизводительной техники и инноваций в сферу молочного животноводства; увеличение доходов сельского населения и получения социального эффекта; развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации |
Система управления и контроля |
Управление реализацией Программы: управление сельского хозяйства области Контроль за ходом реализации: управление экономической политики администрации области. |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Программа "Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Тамбовской области на 2009 - 2011 годы" должна стать инструментом реализации государственной стратегии устойчивого развития крестьянских (фермерских) хозяйств, а также развития молочного животноводства в агропромышленном комплексе области. Участниками данной Программы являются: крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, созданные в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", и организации агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, отобранные по критериям, определенным п. 4.1 раздела 4 Программы "Перечень и описание программных мероприятий", в качестве управляющей компании, которые осуществляют строительство семейных молочных животноводческих ферм для крестьянских (фермерских) хозяйств.
Организации агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, которые отобраны в качестве управляющей компании, осуществляют строительство семейных молочных животноводческих ферм, передачу их в долгосрочную аренду с правом последующего выкупа крестьянским (фермерским) хозяйствам, участникам Программы.
Развитие семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств позволит создать предпосылки для увеличения производства молока, увеличения поголовья крупного рогатого скота молочных пород, повышения уровня жизни и обеспечения занятости сельского населения, а также распространения передового опыта организации молочного животноводства, относящегося к приоритетным направлениям развития агропромышленного комплекса области.
Программа разработана в дополнение к программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009 - 2012 годы, утвержденной постановлением администрации области от 23.03.2009 N 303.
В рамках данной Программы под семейной животноводческой фермой подразумевается ферма, находящаяся в собственности и/или пользовании крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", члены которого связаны родством и/или свойством и совместно осуществляют в сфере сельского хозяйства производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии. Крестьянские (фермерские) хозяйства для работы на семейной животноводческой ферме могут привлекать постоянных (сезонных) работников в количестве не более пяти человек. При участии в Программе ферм свыше 100 голов могут привлекаться постоянные (сезонные) работники в количестве до десяти человек.
Анализ ситуации и потенциал развития семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств
Производство молока имеет важнейшее значение для экономики области. Таким образом, качественные изменения в производстве молока могут стать катализатором положительных качественных изменений всей сельскохозяйственной отрасли в целом и рынка сельскохозяйственной продукции.
Удой молока на корову в 2008 году достиг - 4280 кг, что на 967 кг молока больше по сравнению с 1990 годом. Увеличивается объем производства молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
В отрасли существует ряд проблем, в числе которых основной является сокращение поголовья крупного рогатого скота. Так, по данным Тамбовстата в области на 01 января 2009 численность поголовья крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств области составляла 159,8 тыс. голов или 61,5 процента к уровню 2000 года, численность коров соответственно 58,9 тыс. голов и 44,6 процента. Также одной из основных является проблема сокращения количества крестьянских (фермерских) хозяйств.
В то же время крестьянские (фермерские) хозяйства могли бы играть определенную роль в производстве молока, так удельный вес которых в общем объеме производства молока по результатам 2008 года составил 3,5 процента (в 2007 - 3,1 процента).
Решение проблем отрасли лежит в комплексных мероприятиях, механизм обеспечения которых нашел отражение в программе развития молочного скотоводства и увеличения производства молока в Тамбовской области на 2009 - 2012 годы.
Сложившаяся экономическая ситуация в сельском хозяйстве Тамбовской области свидетельствует о необходимости дальнейшего развития как крупных, так и малых форм хозяйствования.
В целом малые формы хозяйствования представлены по состоянию на 01 января 2009 2817 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями (общая площадь земли 423,6 тыс. га) и 273,6 тыс. личных подсобных хозяйств (общая площадь земли 106 тыс. га), а также 65 сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.
В последние годы наметилась тенденция увеличения производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Это происходит преимущественно за счет укрупнения самих крестьянских (фермерских) хозяйств, повышения их технической оснащенности, совершенствования технологии и других факторов. В результате в 2008 году объем производства молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах по сравнению с 2007 годом увеличился на 6,4 процента.
Крестьянские (фермерские) хозяйства имеют определенный потенциал для развития молочного животноводства. Спрос на сырое молоко со стороны молокоперерабатывающих заводов будет возрастать, а крестьянские (фермерские) хозяйства, работающие в отличие от крупных корпоративных структур без лишнего управленческого бюрократического аппарата, способны наладить управление небольшими семейными молочными животноводческими фермами, расположенными по кластерному принципу.
Кроме того, поддержка развития крестьянских (фермерских) хозяйств во многом будет способствовать частичному уменьшению безработицы, снятию социального напряжения в обществе, улучшению демографического положения на селе и повышению качества жизни сельского населения.
Целью Программы является развитие и распространение семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.
2. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы:
создание экономических и финансовых предпосылок для развития и распространения семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.
Достижение вышеуказанной цели позволит получить следующие результаты:
увеличение производства сырого молока;
увеличение поголовья коров молочной породы;
распространение передового опыта организации семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
рост занятости сельского населения;
появление мультипликативного эффекта для развития смежных подотраслей агропромышленного комплекса (производство кормов, переработка молока и др.);
создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий;
создание условий для формирования среднего класса на селе как эффективного производителя сельскохозяйственной продукции.
Основными задачами реализации Программы являются:
строительство, реконструкция, модернизация и комплектация семейных молочных животноводческих ферм от 20 до 100 и более голов на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в 2009 - 2011 годах:
2009 г. - 10 ферм;
2010 г. - 20 ферм;
2011 г. - 30 ферм;
строительство цехов по переработке молока производительностью до 20 тонн в сутки каждый:
2009 г. - строительство трех цехов по переработке молока производительностью до 20 тонн в сутки каждый;
2010 г. - строительство четырех цехов по переработке молока производительностью до 20 тонн в сутки каждый;
создание сельскохозяйственных перерабатывающих потребительских кооперативов с участием крестьянских (фермерских) хозяйств для переработки молока и сбыта молочных продуктов:
2009 г. - один кооператив;
2010 г. - три кооператива;
2011 г. - два кооператива.
3. Ожидаемые результаты и целевые индикаторы Программы
Результат реализации Программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.
Создание 60 семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в 2009 - 2011 годах приведет к следующим положительным социально-экономическим результатам:
увеличение объема производства молока, произведенного в крестьянских (фермерских) хозяйствах, на 34,7 тыс. тонн в год:
Тип фермы |
Количество ферм |
Общее количество коров, дающих молоко |
Ферма на 100 голов и выше (без учета шлейфа) |
60 |
6300 |
При прогнозируемом удое с одной коровы 5500 л молока в год увеличение валового надоя молока в год составит 34,7 тыс. тонн. Исходя из средней цены продажи молока в 2009 - 2011 годах с учетом переработки 20 руб. за 1 килограмм, дополнительное увеличение выручки от реализации молока составит 694 млн. руб. в год;
увеличение поголовья коров молочной породы без учета шлейфа - на 6,3 тыс. голов, с учетом нетелей - на 7,5 тыс. голов;
распространение передового опыта организации семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в другие хозяйства;
создание не менее 417 новых рабочих мест (5 дополнительных рабочих мест на каждую ферму, 15 - на один цех по переработке молока и 2 - на сельскохозяйственный потребительский кооператив);
внедрение высокопроизводительной техники и инноваций в производство сырого молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах;
развитие местной строительной индустрии и положительного мультипликативного эффекта на смежные отрасли и подотрасли агропромышленного комплекса (производство кормов, переработка молока, обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники);
возможность привлечения крупных инвесторов для строительства мощностей по переработке молока ввиду улучшения качества местной молочной сырьевой базы;
развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в снабженческо-сбытовой и перерабатывающей сферах;
создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий, а также сохранения существующей системы расселения в сельской местности;
получение социального эффекта в виде поддержки семейного бизнеса и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности;
достижение экологического эффекта в виде минимизации нагрузок животноводства на окружающую среду за счет использования современного оборудования по переработке продуктов жизнедеятельности крупного рогатого скота, а также равномерного размещения животноводческих ферм по территории области.
Целевые индикаторы Программы и их значения по годам приведены в таблице 1.
Таблица 1
4. Перечень и описание программных мероприятий
Система программных мероприятий представлена направлениями, содержащими конкретные механизмы государственного регулирования и поддержки развития крестьянских (фермерских) хозяйств в сельской местности.
Реализация пилотных проектов по созданию и комплектации семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Тамбовской области будет осуществляться за счет кредитов открытого акционерного общества "Россельхозбанк", других кредитных организаций и поставок по лизингу открытого акционерного общества "Росагролизинг".
Для повышения привлекательности крестьянских (фермерских) хозяйств как малой формы хозяйствования и самозанятости для сельских жителей, а также дальнейшего распространения опыта планируется осуществление проекта по созданию 60 молочных животноводческих ферм на основе централизованно разработанных типовых проектов от 20 до 100 и свыше голов крупного рогатого скота.
Реализация Программы предусматривает несколько этапов:
этап 1: подготовка и подписание четырехстороннего соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, администрацией Тамбовской области, открытым акционерным обществом "Россельхозбанк" и открытым акционерным обществом "Росагролизинг" о реализации пилотных проектов по созданию и комплектации семейных молочных животноводческих ферм в Тамбовской области. Соглашение определяет основные условия и параметры реализации Программы по развитию пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009 - 2011 годы;
этап 2: выбор способа управления, формирование структуры по реализации инвестиционных проектов создания семейных молочных животноводческих ферм
В целях реализации проекта по строительству семейных молочных животноводческих ферм в соответствии с критериями, определенными п. 4.1 раздела 4 Программы "Перечень и описание программных мероприятий" проводится отбор организаций агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы в качестве управляющей компании, которые осуществляют строительство семейных молочных животноводческих ферм, передают их в долгосрочную аренду с правом последующего выкупа крестьянским (фермерским) хозяйствам, участникам Программы.
Управляющая компания в рамках Программы контролирует ход строительства, информирует участников Программы.
Управляющая компания осуществляет управление цехами по переработке молока, создает службы сервиса для молочных ферм (ветеринария, зоотехния, механизация животноводства, диспетчеризация кормозаготовки, производство и доставка комбикормов).
В обеспечение инвестиционного кредита предоставляется имущество областного залогового фонда. Крестьянские (фермерские) хозяйства предоставляют в качестве обеспечения земельные участки, принадлежащие им на праве собственности, либо право аренды на них;
этап 3: подбор типовых проектов и каталогов проектов семейных молочных животноводческих ферм
Управление сельского хозяйства области, Тамбовский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк" совместно с участниками Программы и проектными организациями анализирует типовые проекты и каталоги проектов молочных животноводческих ферм на базе малых форм хозяйствования, а затем предлагает их к реализации исходя из следующих принципов:
возможность строительства молочных животноводческих ферм крупного рогатого скота трех категорий с нормальными и пониженными качественными и ценовыми характеристиками (участники Программы могут создавать фермы от 20 до 100 и свыше голов при условии их окупаемости со сроком не более 10 лет);
возможность использования при строительстве ферм местных строительных материалов;
максимально возможное удешевление себестоимости строительства;
использование зарубежного опыта и технологий проектирования и строительства компактных животноводческих ферм;
возможность гибкой адаптации проекта в зависимости от природно-климатических, геодезических и иных особенностей местности.
Типовыми проектами должна предусматриваться возможность выбора участниками Программы варианта технической комплектации фермы производственным оборудованием (для хранения, первичной и последующей переработки и транспортировки продукции) исходя из одного из следующих типов проектов:
Типовой проект с низкой обеспеченностью современным оборудованием для доения, хранения, переработки и транспортировки молока и молочных продуктов (далее - оборудование для молочных ферм) (стоимость оборудования менее 40 процентов стоимости создаваемого имущественного комплекса фермы);
Типовой проект со средней обеспеченностью оборудованием для молочных ферм (стоимость оборудования менее 50 процентов стоимости создаваемого имущественного комплекса фермы);
Типовой проект с высокой обеспеченностью оборудованием для молочных ферм (стоимость оборудования не менее 60 процентов стоимости создаваемого имущественного комплекса фермы);
этап 4: строительство, реконструкция, модернизация и комплектация 60 семейных молочных животноводческих ферм.
Предусматривается строительство, реконструкция, модернизация и комплектация 10 ферм в 2009 году, 20 ферм в 2010 году и 30 ферм в 2011 году ;
4.1. проведение отбора участников Программы для участия в пилотных проектах:
критерии отбора участников Программы для участия в проекте:
обязательство создать сельскохозяйственный перерабатывающий потребительский кооператив, а в случае наличия действующего - его использование;
создание дополнительных рабочих мест;
кластерное расположение с транспортным плечом по доставке молока на переработку не более 50 км;
наличие бизнес-плана с обязательным указанием предполагаемых подрядчиков и четкое технико-экономическое обоснование строительства молочной животноводческой фермы;
отсутствие просроченных обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, отсутствие просроченной задолженности по кредитам, полученным в кредитных организациях;
наличие или экономическое обоснование создания собственной кормовой базы или заключение предварительных договоров на поставку кормов с другими хозяйствующими субъектами;
возраст главы крестьянского (фермерского) хозяйства (далее КФХ) не старше 55 лет или средний возраст членов КФХ, занятых активным сельскохозяйственным трудом в рамках КФХ, не старше 40 лет;
готовность участников Программы проводить экскурсионно-обучающие мастер-классы на базе реализованных пилотных проектов с целью передачи передового опыта функционирования пилотных семейных молочных ферм.
При отборе организаций агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы в качестве управляющей компании, которые осуществляют строительство и передачу семейных молочных животноводческих ферм в долгосрочную аренду с правом последующего выкупа крестьянским (фермерским) хозяйствам, участникам Программы, учитываются следующие критерии:
наличие опыта производственно-хозяйственной деятельности не менее года у учредителей или сотрудников организации;
отсутствие просроченных обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, отсутствие просроченной задолженности по кредитам, полученным в кредитных организациях;
финансово-хозяйственная деятельность должна обеспечивать выполнение своих обязательств по строительству семейных молочных животноводческих ферм, а также возможность использования на строительство собственных средств в размере разницы между фактической стоимостью объекта и суммой субсидий, предоставляемых из областного бюджета на эти цели.
Отбор участников Программы для участия в пилотном проекте по развитию семейных молочных животноводческих ферм по указанным критериям осуществляет совместная комиссия из представителей управления сельского хозяйства области, Тамбовского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк" и ассоциаций КФХ муниципальных районов области;
4.2. подготовительная стадия для строительства и комплектации новых семейных молочных ферм:
4.2.1. заключение кредитного договора между участниками Программы и ОАО "Россельхозбанк" или других кредитных организаций на получение целевого кредита (открытие кредитной линии) на строительство, реконструкцию или модернизацию молочной фермы по выбранному проекту;
4.2.2. заключение договора между соответствующим участником Программы и ОАО "Росагролизинг" на поставку скота, техники и оборудования для молочной фермы, предусмотренных проектом и бизнес-планом;
4.2.3. заключение между участниками Программы с одной стороны и подрядчиком (при подрядном способе строительства) с другой стороны договора подряда на строительство, реконструкцию или модернизацию молочной фермы по выбранному проекту, а также обеспечение соответствующей инженерной инфраструктурой и коммуникациями;
4.3. стадия строительства и комплектации или модернизация семейных молочных ферм:
4.3.1. строительство, реконструкция или модернизация подрядной организацией (или собственными силами КФХ) молочных ферм по выбранному проекту. Оплата счетов подрядной организации (при строительстве собственными силами - поставщиков материалов, механизмов и услуг) будет осуществляться за счет кредита ОАО "Россельхозбанк" или других кредитных организаций, предоставленного соответствующему участнику Программы, и других источников финансирования;
4.3.2. сдача построенного объекта в эксплуатацию, полная оплата услуг исполнителей работ;
4.3.3. завершение поставки на молочные фермы техники и монтаж полученного на основании договора лизинга, заключенного с ОАО "Росагролизинг", оборудования;
4.3.4. завершение поставки на молочные фермы скота по договору лизинга;
4.3.5. передача семейных молочных животноводческих ферм, построенных организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы в качестве управляющей компании, в долгосрочную аренду с правом последующего выкупа крестьянским (фермерским) хозяйствам, участникам Программы;
4.3.6. запуск и начало деятельности семейных молочных животноводческих ферм в полном объеме.
Кредитование строительства семейных молочных животноводческих ферм будет осуществляться на основании проектно-сметной документации с привлечением средств кредитных организаций.
Финансирование обеспечения соответствующей инженерной инфраструктурой будет осуществлено за счет средств бюджета области.
Комплектация семейных молочных животноводческих ферм оборудованием, а также племенным скотом будет осуществлена за счет поставок по договору лизинга от ОАО "Росагролизинг" и за счет привлечения средств кредитных организаций, районных агентств поддержки малого предпринимательства.
Ориентировочная стоимость инвестиций, поддержка которых в рамках данной Программы осуществляется государством, на строительство одной семейной молочной животноводческой фермы на 100 и более голов коров, а также комплектацию оборудованием и скотом составит более 50,0 млн. рублей.
Каждый кредитный договор и договор лизинга обеспечивается залоговым имуществом участников Программы или залоговым имуществом Тамбовской области, а также имуществом муниципальных образований.
Участник Программы, при отсутствии надлежащего залогового обеспечения при получении кредита банка, передает кредитному учреждению в качестве обеспечения обязательств по кредиту строящиеся (реконструируемые) объекты недвижимости по мере их надлежащего оформления.
Погашение кредита и платежей по договору лизинга осуществляется с отсрочкой первого платежа сроком на 1 год.
В целях реализации мероприятий по строительству, реконструкции модернизации и комплектации семейных молочных животноводческих ферм субсидии из средств областного бюджета предоставляются получателя субсидий, зарегистрированным и осуществляющим хозяйственную деятельность на территории Тамбовской области, а именно: крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, созданным в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", и организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, отобранным в качестве управляющей компании, которые осуществляют строительство семейных молочных животноводческих ферм для крестьянских (фермерских) хозяйств на:
возмещение затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам), полученным после 01.01.2009 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на срок до 8 лет, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, отобранными в качестве управляющей компании, на срок от 2 до 8 лет в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на строительство, реконструкцию, модернизацию и комплектацию семейных молочных животноводческих ферм на 24 головы коров, при этом организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, отобранным в качестве управляющей компании, субсидии выплачиваются в размере разницы между коммерческой ставкой банковского кредита (займа сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива) и ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату заключения кредитного договора (договора займа), а крестьянским (фермерским) хозяйствам в размере разницы между фактически уплаченными процентами и возмещенными из средств федерального бюджета;
возмещение затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам), полученным после 01.01.2009 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, отобранными в качестве управляющей компании, на срок от 2 до 8 лет в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на строительство, реконструкцию, модернизацию и комплектацию семейных молочных животноводческих ферм на 100 и более голов коров в размере разницы между коммерческой ставкой банковского кредита (займа) сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива) и ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату заключения кредитного договора (договора займа);
компенсацию затрат по удорожанию от закупочной цены в год за сельскохозяйственную технику и технологическое оборудование, приобретенные на условиях финансовой аренды (лизинга) (в размере 2%);
компенсацию затрат по удорожанию от закупочной цены в год за племенной скот, приобретенный на условиях финансовой аренды (лизинга) (в размере 0,8%);
компенсацию затрат по уплате первоначального взноса по договорам финансовой аренды (лизинга) племенного скота, техники и технологического оборудования (в размере 7% от закупочной цены);
возмещение крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, отобранным в качестве управляющей компании, в размере фактических затрат за:
изготовление проекта и исходно-разрешающей документации на строительство, реконструкцию и модернизацию семейных молочных животноводческих ферм на 24 головы коров;
изготовление проекта или покупку типового проекта, изготовление исходно-разрешающей документации на строительство, реконструкцию и модернизацию семейных молочных животноводческих ферм на 100 голов коров, включая расходы по привязке проекта, оформлению земельного участка под строительство, на содержание службы заказчика, авторский надзор, технический надзор;
проведение геодезической съемки территории, межевания земельного участка, проведение работ по выносу проекта на местность и постановке на государственный кадастровый учет;
проведение государственной экспертизы проектно-сметной документации, санитарно-эпидемиологической экспертизы по отводу земельного участка, экспертизы по радиологическому исследованию, микробиологическому исследованию воды, измерению шума, за получение ветеринарного заключения по выбору и отводу земельного участка;
публикацию в печатных средствах массовой информации объявлений на право аренды земельного участка под строительство семейных молочных животноводческих ферм;
государственную регистрацию договоров аренды земельных участков, договора ипотеки недвижимого имущества, проведение технической инвентаризации, государственную регистрацию права собственности;
оформление свидетельства о допуске к работам;
оформление договоров ипотеки недвижимого имущества;
страхование и оценку залогового имущества при получении кредита и до момента его погашения;
изготовление бизнес-планов на строительство, реконструкцию и модернизацию семейных молочных животноводческих ферм на 100 голов коров сводного и для каждого крестьянского (фермерского) хозяйства;
документы, необходимые для оформления договора ипотеки недвижимого имущества, подготовленные органами государственной регистрации, имущественных отношений, земельного кадастра, налоговых органов.
Кроме того, поддержка за счет средств областного бюджета осуществляется в форме:
бюджетных инвестиций в строительство инженерной инфраструктуры
семейных молочных животноводческих ферм и цехов по переработке молока;
финансирования услуг по реализации инвестиционных проектов;
компенсации крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы при строительстве семейных молочных животноводческих ферм на 24 головы коров в соответствии с проектно-сметной документацией (сводной сметой на строительство объекта) в размере 70 процентов стоимости объекта;
передачи семейных молочных животноводческих ферм, построенных организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, отобранным в качестве управляющей компании, в долгосрочную аренду с правом последующего выкупа крестьянским (фермерским) хозяйствам, участникам Программы, по балансовой стоимости, уменьшенной на сумму субсидий, предоставленных областным бюджетом;
компенсации крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, отобранным по критериям в качестве управляющей компании, при строительстве семейных молочных животноводческих ферм на 100 и более голов коров в соответствии с проектно-сметной документацией (сводной сметой на строительство объекта) в размере 50 процентов стоимости объекта, а при реконструкции и модернизации семейных молочных животноводческих ферм на 100 и более голов коров - в размере 20 процентов стоимости объекта;
возмещения крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, отобранным по критериям в качестве управляющей компании, затрат по уплате налога на прибыль от внереализационных доходов, поступивших в виде субсидий, и налога на имущество организаций в размере фактических затрат;
на возмещение затрат на комиссионные вознаграждения за:
открытие и ведение счетов по кредитной сделке в размере 1 процента от суммы сделки;
резервирование денежных средств для выдачи кредита при оформлении кредитной линии в размере 2 процентов годовых от неиспользованного остатка лимита по кредитной линии.
В целях обеспечения семейных молочных животноводческих ферм собственной кормовой базой крестьянским (фермерским) хозяйствам, участникам Программы, предоставляются субсидии на возмещение части затрат за обработку и введение в сельскохозяйственный оборот залежных и неиспользуемых земель из расчета не более 600 гектаров на одну ферму на 100 голов коров в размере фактических затрат, но не более 1,5 тыс.рублей за 1 гектар.
Для целевого и эффективного использования бюджетных средств и развития в области молочного животноводства устанавливается обязательное требование по сохранению целевого назначения семейной молочной животноводческой фермы в течение всего срока окупаемости.
При расчете субсидий (подтверждение целевого использования субсидий) суммы согласно представленным копиям документов, заверенным получателями субсидий, принимаются к целевому использованию с учетом налога на добавленную стоимость.
Предполагается предоставить из областного бюджета бюджетные инвестиции Тамбовскому областному государственному унитарному предприятию "Тамбовская управляющая компания" для увеличения уставного капитала открытого акционерного общества "Тамбовский областной земельный фонд" в целях реализации программы "Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Тамбовской области на 2009 - 2011 годы".
4.4. организация сельскохозяйственных перерабатывающих потребительских кооперативов со снабженческо-сбытовыми функциями:
на базе семейных молочных ферм участниками Программы предусматривается организация сельскохозяйственного перерабатывающего потребительского кооператива, имеющего снабженческо-сбытовые функции, для переработки сырого молока и сбыта молочных продуктов. Минимально необходимая производственная мощность цеха по переработке сырого молока - не менее 20 тонн в сутки. Ориентировочная стоимость инвестиций, поддержка которых в рамках данной Программы осуществляется государством, на строительство и комплектацию цеха по переработке молока составит 40 млн. рублей, реконструкцию или модернизацию - 30 млн. рублей с учетом следующего параметра: 1 цех на 5 - 8 ферм по 100 голов в зависимости от компактности их размещения.
Рекомендации к организации сельскохозяйственных снабженческих, сбытовых, перерабатывающих потребительских кооперативов или хозяйственных обществ:
объединение молочных ферм, расположенных кластерно с транспортным плечом доставки сырого молока на переработку не более 50 км;
привлечение всех участников Программы, являющихся членами кооператива или хозяйственных обществ, к участию управлением кооперативом;
трансфертное ценообразование (установление внутренних цен) на закупку сырого молока осуществляется по взаимному согласию всех участников Программы, являющихся членами кооператива или хозяйственных обществ.
При создании сельскохозяйственного потребительского кооператива или использовании действующего кооператива предусматривается, что учредителями могут являться управляющая компания, другие сельскохозяйственные товаропроизводители, а также действующие предприятия перерабатывающей промышленности молочной отрасли.
5. Финансовое обеспечение и меры государственной поддержки реализации Программы
На реализацию Программы планируется освоить всего 382,1 млн. рублей, в том числе в 2009 году - 32,0 млн. рублей, в 2010 году - 158,0 млн. рублей, в 2011 году - 192,1 млн. рублей, в том числе из областного бюджета 173,3 млн. рублей, в пределах средств областного бюджета, предусмотренных по разделу "Национальная экономика", подразделу "Сельское хозяйство и рыболовство":
в 2009 году - 29,7 млн. рублей;
в 2010 году - 91,0 млн. рублей;
в 2011 году - 52,6 млн. рублей;
внебюджетные источники:
2009 год - 2,3 млн. рублей;
2010 год - 64,0 млн. рублей;
2011 год - 139,5 млн. рублей.
Объемы финансирования Программы по основным мероприятиям, источники финансирования и меры государственной поддержки (таблицы 2, 3):
Объемы финансирования Программы по основным мероприятиям, источники финансирования и меры государственной поддержки (таблицы 2, 3):
Таблица 2
Общая потребность в финансировании мероприятий Программы и его источники, млн. руб.
Мероприятия |
Источники |
2009 |
2010 |
2011 |
Всего за 2009 - 2011 гг. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Строительство, реконструкция, модернизация и комплектация семейных молочных животноводческих ферм (с учетом стоимости оборудования и затрат на монтаж и пуско-наладку) |
областной бюджет |
20,1 |
64,0 |
- |
84,1 |
в т.ч. строительно-монтажные работы |
20,1 |
64,0 |
- |
84,1 |
|
оборудование |
- |
- |
- |
- |
|
внебюджетные источники |
2,3 |
64,0 |
- |
66,3 |
|
в т.ч. строительно-монтажные работы |
2,3 |
30,6 |
- |
32,9 |
|
оборудование |
- |
33,4 |
- |
33,4 |
|
Итого |
22,4 |
128,0 |
- |
150,4 |
|
2. Приобретение техники |
областной бюджет |
- |
- |
26,6 |
26,6 |
внебюджетные источники |
- |
- |
46,5 |
46,5 |
|
Итого |
- |
- |
73,1 |
73,1 |
|
3. Строительство цехов по переработке молока (с учетом стоимости оборудования и затрат на монтаж и пуско-наладку) |
областной бюджет |
- |
- |
7,0 |
7,0 |
внебюджетные источники |
- |
- |
93,0 |
93,0 |
|
Итого |
- |
- |
100,0 |
100,0 |
|
4. Приобретение скота |
областной бюджет |
- |
- |
9,0 |
9,0 |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
|
Итого |
- |
- |
9,0 |
9,0 |
|
5. Сопровождение проекта и комиссионные вознаграждения |
областной бюджет |
1,6 |
2,1 |
10,0 |
13,7 |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
|
Итого |
1,6 |
2,1 |
10,0 |
13,7 |
|
6. Уплата налога на прибыль от внереализационных доходов, поступивших в виде субсидий, и налога на имущество организаций |
областной бюджет |
- |
17,1 |
- |
17,1 |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
|
Итого |
- |
17,1 |
- |
17,1 |
|
7. Уплата процентов по кредитам |
областной бюджет |
- |
2,8 |
- |
2,8 |
федеральный бюджет |
- |
3,0 |
- |
3,0 |
|
Итого |
- |
5,8 |
- |
5,8 |
|
8. Бюджетные инвестиции в целях реализации программы |
областной бюджет |
8,0 |
- |
- |
8,0 |
федеральный бюджет |
- |
- |
- |
- |
|
Итого |
8,0 |
- |
- |
8,0 |
|
9. Обработка и введение в сельскохозяйственный оборот залежных и неиспользуемых земель |
областной бюджет |
- |
5,0 |
- |
5,0 |
федеральный бюджет |
- |
- |
- |
- |
|
Итого |
- |
5,0 |
- |
5,0 |
|
Всего |
областной бюджет |
29,7 |
91,0 |
52,6 |
173,3 |
федеральный бюджет |
- |
3,0 |
- |
3,0 |
|
внебюджетные источники |
2,3 |
64,0 |
139,5 |
205,8 |
|
Итого |
32,0 |
158,0 |
192,1 |
382,1 |
|
Кроме того, бюджетные инвестиции в строительство инфраструктуры и коммуникаций в пределах лимитов, предусмотренных адресной инвестиционной программой |
|
|
32,0 |
|
32,0 |
Таблица 3
Меры государственной поддержки реализации мероприятий Программы млн. руб.
Мероприятия |
Источники |
2009 |
2010 |
2011 |
Всего за 2009 - 2011 гг. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Субсидии крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, отобранным в качестве управляющей компании, на возмещение затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам), полученным после 01.01.2009 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на срок до 8 лет, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, отобранными в качестве управляющей компании, на срок от 2 до 8 лет в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на строительство, реконструкцию, модернизацию и комплектацию семейных молочных животноводческих ферм на 24 головы коров, при этом организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, отобранным в качестве управляющей компании, субсидии выплачиваются в размере разницы между коммерческой ставкой банковского кредита (займа сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива) и ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату заключения кредитного договора (договора займа), а крестьянским (фермерским) хозяйствам в размере разницы между фактически уплаченными процентами и возмещенными из средств федерального бюджета |
областной бюджет |
- |
0,520 |
- |
0,520 |
2. Субсидии крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно- правовой формы, отобранным в качестве управляющей компании, на возмещение затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам), полученным после 01.01.2009 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, отобранными в качестве управляющей компании, на срок от 2 до 8 лет в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на строительство, реконструкцию, модернизацию и комплектацию семейных молочных животноводческих ферм на 100 и более голов коров в размере разницы между коммерческой ставкой банковского кредита (займа сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива) и ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату заключения кредитного договора (договора займа) |
областной бюджет |
- |
2,240 |
- |
2,240 |
3. Субсидии крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, отобранным в качестве управляющей компании, и сельскохозяйственным потребительским кооперативам, созданным в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", на компенсацию затрат по удорожанию от закупочной цены в год за сельскохозяйственную технику и технологическое оборудование, приобретенные на условиях финансовой аренды (лизинга) (в размере 2 %) |
областной бюджет |
- |
- |
33,600 |
33,600 |
4. Субсидии крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, отобранным в качестве управляющей компании, и сельскохозяйственным потребительским кооперативам, созданным в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", на компенсацию затрат по удорожанию от закупочной цены в год за племенной скот, приобретенный на условиях финансовой аренды (лизинга) (в размере 0,8 %) |
областной бюджет |
- |
- |
9,000 |
9,000 |
5. Субсидии крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, отобранным в качестве управляющей компании, и сельскохозяйственным потребительским кооперативам, созданным в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", на компенсацию затрат по уплате первоначального взноса по договорам финансовой аренды (лизинга) племенного скота, техники и технологического оборудования (в размере 7% от закупочной цены) |
областной бюджет |
- |
- |
- |
- |
6. Субсидии на компенсацию крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, отобранным в качестве управляющей компании, при строительстве семейных молочных животноводческих ферм на 24 головы коров в соответствии с проектно - сметной документацией (сводной сметой на строительство объекта) в размере 70 процентов стоимости объекта |
областной бюджет |
20,094 |
- |
- |
20,094 |
7. Субсидии на компенсацию крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, отобранным в качестве управляющей компании, при строительстве семейных молочных животноводческих ферм на 100 и более голов коров в соответствии с проектно-сметной документацией (сводной сметой на строительство объекта) в размере 50 процентов стоимости объекта, а при реконструкции и модернизации семейных молочных животноводческих ферм на 100 и более голов коров - в размере 20 процентов стоимости объекта |
областной бюджет |
- |
64,000 |
- |
64,000 |
8. Субсидии на возмещение крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, отобранным в качестве управляющей компании, затрат по уплате налога на прибыль от внереализационных доходов, поступивших в виде субсидий, и налога на имущество организаций в размере фактических затрат |
областной бюджет |
- |
17,150 |
- |
17,150 |
9. Субсидии крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, отобранным в качестве управляющей компании, на возмещение в размере фактических затрат за: изготовление проекта и исходно-разрешающей документации на строительство, реконструкцию и модернизацию семейных молочных животноводческих ферм на 24 головы коров; изготовление проекта или покупку типового проекта, изготовление исходно-разрешающей документации на строительство, реконструкцию и модернизацию семейных молочных животноводческих ферм на 100 голов коров, включая расходы по привязке проекта, оформлению земельного участка под строительство, на содержание службы заказчика, авторский надзор, технический надзор; проведение геодезической съемки территории, межевания земельного участка, проведение работ по выносу проекта на местность и постановке на государственный кадастровый учет; проведение государственной экспертизы проектно-сметной документации, санитарно-эпидемиологической экспертизы по отводу земельного участка, экспертизы по радиологическому исследованию, микробиологическому исследованию воды, измерению шума, за получение ветеринарного заключения по выбору и отводу земельного участка; публикацию в печатных средствах массовой информации объявлений на право аренды земельного участка под строительство семейных молочных животноводческих ферм; государственную регистрацию договоров аренды земельных участков, договора ипотеки недвижимого имущества, проведение технической инвентаризации, государственную регистрацию права собственности; оформление свидетельства о допуске к работам; оформление договоров ипотеки недвижимого имущества; страхование и оценку залогового имущества при получении кредита и до момента его погашения; изготовление бизнес-планов на строительство, реконструкцию и модернизацию семейных молочных животноводческих ферм на 100 голов коров сводного и для каждого крестьянского (фермерского) хозяйства; документы, необходимые для оформления договора ипотеки недвижимого имущества, подготовленные органами государственной регистрации, имущественных отношений, земельного кадастра, налоговых органов |
областной бюджет |
1,172 |
1,430 |
- |
1,602 |
10. Финансирование услуг по реализации инвестиционных проектов |
областной бюджет |
0,306 |
- |
10,000 |
10,306 |
11. Субсидии организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, отобранным в качестве управляющей компании для строительства семейных молочных животноводческих ферм, и крестьянским (фермерским) хозяйствам на возмещение затрат на комиссионные вознаграждения за: открытие и ведение счетов по кредитной сделке в размере 1 процента от суммы сделки; резервирование денежных средств для выдачи кредита при оформлении кредитной линии в размере 2 процентов годовых от неиспользованного остатка лимита по кредитной линии |
областной бюджет |
0,178 |
0,660 |
- |
0,838 |
12. Бюджетные инвестиции Тамбовскому областному государственному унитарному предприятию "Тамбовская управляющая компания" для увеличения уставного капитала открытого акционерного общества "Тамбовский областной земельный фонд" в целях реализации программы "Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Тамбовской области на 2009 - 2011 годы" |
областной бюджет |
8,000 |
- |
- |
8,000 |
13. Субсидии крестьянским (фермерским) хозяйствам, участникам Программы, на возмещение части затрат за обработку и введение в сельскохозяйственный оборот залежных и неиспользуемых земель в размере фактических затрат, но не более 1,5 тыс.рублей за 1 гектар |
областной бюджет |
- |
5,000 |
- |
5,000 |
Итого |
областной бюджет |
29,750 |
91,000 |
52,600 |
173,350 |
Кроме того, бюджетные инвестиции в строительство инфраструктуры и коммуникаций в пределах лимитов, предусмотренных адресной инвестиционной программой |
|
|
32,000 |
|
32,000 |
6. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит добиться следующих результатов:
создание большого числа эффективных производителей животноводческой продукции, в частности молока и молочной продукции;
обеспечение стабильного качества производимого молока с низкой себестоимостью;
достижение высоких отраслевых производственных результатов не менее 5500 литров молока от одной фуражной коровы.
Созданные мощности позволят производить около 34,7 тыс. тонн молока в год.
7. Организация управления и контроля за ходом реализации Программы
Управление сельского хозяйства области способствует решению вопросов по оформлению прав собственности под участок строительства, заключению прав аренды земли в рамках проекта, оформлению разрешительной документации на земельный участок, проведению инженерных изысканий, подготовке технических условий.
Управление сельского хозяйства области осуществляет координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы, подготовку предложений по объемам и условиям предоставления средств областного бюджета для реализации Программы, анализирует ход реализации Программы и представляет в управление экономической политики администрации области доклады о ее выполнении.
Контроль за целевым использованием средств областного бюджета осуществляется управлением сельского хозяйства области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Тамбовской области от 29 мая 2009 г. N 640 "О Программе "Развитие пилотных семейных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.