Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Ведомственная целевая программа
"Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях Тамбовской области на 2011 - 2013 годы"
(утв. приказом управления образования и науки Тамбовской области
от 7 февраля 2011 г. N 200)
1 апреля 2011 г.
Приказом управления образования и науки Тамбовской области от 1 апреля 2011 г. N 720 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт целевой программы ведомства
Характеристика проблемы
Концепция модернизации российского образования определяет в качестве основного приоритета развития отрасли обеспечение доступности качественного образования при условии эффективного использования ресурсов.
С 2005 года в Тамбовской области ведется целенаправленная работа по внедрению в систему общего образования новых организационно-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное использование имеющихся ресурсов, способствующих их концентрации и, в конечном итоге, повышению качества общего образования.
Одним из основных стимулов школы к развитию, который ставит ее в условия, когда объем финансирования учреждения зависит от эффективности организации учебной деятельности и качества предоставляемых образовательных услуг, стало нормативное подушевое финансирование.
Существовавший до 2005 года порядок финансирования общеобразовательных учреждений был основан на принципе сметного финансирования и не обеспечивал эффективности расходования бюджетных средств, требовал много времени на рассмотрение и устранение разногласий, возникающих в процессе формирования проекта бюджета по расходам на финансирование общеобразовательных учреждений, не обеспечивал прозрачности и прогнозируемости данных расходов бюджета, не способствовал развитию конкурентных отношений в системе образования, что, в свою очередь, препятствовало созданию условий для повышения качества оказываемых образовательных услуг.
В 2005 году было принято решение об отказе от затратного и неэффективного механизма финансирования общеобразовательных учреждений и переходе на нормативное бюджетное финансирование.
Методика расчета областных нормативов бюджетного финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений области утверждена Законом области от 24.12.2010 N 725-З "Об областных нормативах финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях Тамбовской области".
Проводимая работа по модернизации финансово-экономической модели в образовании позволила предпринять меры по решению крайне важных задач.
Во-первых, общеобразовательным учреждениям области предоставлена финансовая самостоятельность, без которой в условиях нормативного финансирования невозможно обеспечить эффективное использование бюджетных средств в результате введения новой системы оплаты труда, направленной на стимулирование качества образования. Создан институт школьных Управляющих Советов.
Во-вторых, в результате нормативного закрепления расходов, в независимости от складывающейся демографической ситуации (с 2004 по 2009 год количество учащихся уменьшилось на 25 236 человек), объем средств, выделяемых на реализацию государственного стандарта общего образования, существенно увеличился (на 67,1%).
В-третьих, использование новых экономических механизмов активизировало процессы развития сети школ: создано 116 социокультурных комплексов, 110 образовательных учреждений работают в качестве ресурсных центров или базовых школ с разветвленной филиальной сетью. Более 300 школ работают в статусе филиалов.
Реализация вышеназванной стратегии позволила Тамбовской области победить в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.
Вместе с тем, остается ряд нерешенных проблем. Важнейшей из которых является малочисленность сельских школ. Более 70% общеобразовательных учреждений Тамбовской области расположено в сельской местности. Отличительными особенностями малочисленных сельских школ являются: отсутствие современной материально-технической базы, низкая наполняемость классов, преподавание нескольких предметов одним специалистом (часто непрофильных основному профессиональному образованию и квалификации), отсутствие возможности профилизации образования.
По-прежнему недостаточно развита работа сельских и городских школ по модели "полного дня".
Меняющиеся требования к организации образовательного процесса, изменения бюджетного законодательства требуют продолжения реформ в целях создания максимально эффективной системы финансирования общего образования.
Ведомственная целевая программа "Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях Тамбовской области на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа) направлена на решение тактической задачи деятельности управления образования и науки Тамбовской области, обозначенной в рамках стратегической цели - "Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения Тамбовской области как неотъемлемой составляющей качества жизни населения и основы для повышения благосостояния".
Основные цели и задачи ведомственной целевой программы
Основной целью Программы является обеспечение максимальной доступности образовательных услуг, предоставляемых общеобразовательными учреждениями, для различных слоев населения Тамбовской области.
Достижение цели основывается на решении следующих задач:
создание условий для получения гражданами качественного образования с учетом их потребностей;
обеспечение доступности качественного образования учащихся независимо от места жительства;
совершенствование экономических механизмов в сфере образования.
Приказом управления образования и науки Тамбовской области от 1 апреля 2011 г. N 720 в раздел "Ожидаемые результаты реализации ведомственной целевой программы" настоящего приложения внесены изменения
Ожидаемые результаты реализации ведомственной целевой программы
Ожидаемые результаты реализации мероприятий, предусмотренных Программой:
повышение качества общего образования;
развитие здоровой конкуренции в системе общего образования путем реализации принципа нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений ("деньги следуют за учащимися");
снижение различий между уровнем подготовки обучающихся образовательных учреждений, расположенных в сельской и городской местностях;
адаптация образовательного процесса к запросам обучаемых и обеспечение реализации обучаемыми индивидуальных образовательных траекторий.
Достижение запланированных результатов характеризуется следующими целевыми индикаторами:
Перечень целевых индикаторов ведомственной целевой программы
Приказом управления образования и науки Тамбовской области от 1 апреля 2011 г. N 720 в раздел "Перечень программных мероприятий" настоящего приложения внесены изменения
Перечень программных мероприятий
Программой предусмотрена реализация мероприятий, направленных на решение поставленных задач. Перечень мероприятий и их описание приведено в таблице.
Перечень мероприятий ведомственной целевой программы
Срок реализации ведомственной целевой программы
Планируется осуществить реализацию мероприятий ведомственной целевой программы в течение трех лет: с 2011 по 2013 годы.
Последствия реализации ведомственной целевой программы
Социально-экономическими последствиями реализации ведомственной целевой программы является создание новой образовательной среды на территории Тамбовской области, делающей возможным получение разнообразных образовательных услуг высокого качества вне зависимости от места проживания получателей услуг.
Реализация мероприятий программы осуществляется в условиях наличия определенных рисков, а именно:
изменения в законодательстве, связанные с содержанием общеобразовательных программ и количеством часов базисного учебного плана, предусмотренных на их освоение;
изменения требований к условиям осуществления образовательного процесса;
Наличие указанных рисков может привести к необходимости уточнения объема расходов по программным мероприятиям в пределах средств, предусмотренных законом Тамбовской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Основной эффект от реализации мероприятий программы заключается в стопроцентном распределении средств областного бюджета, выделяемых в виде субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) для финансирования общеобразовательных учреждений в части обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях в соответствии с утвержденными нормативами бюджетных расходов и контингентом учащихся.
Реализация механизма нормативного подушевого финансирования предполагает организацию работы по повышению уровня финансовой самостоятельности общеобразовательных учреждений, что позволит оптимизировать расходы бюджета области на образование.
В целом эффект от реализации программных мероприятий заключается в организации предварительного и текущего контроля за целевым и равномерным расходованием средств, выделяемых на реализацию программных мероприятий.
Реализация Программы позволит обеспечить управление по результатам в системе общего образования, обеспечить достижение заявленных в программе целей при минимально возможных затратах на управление системой.
Методика оценки эффективности ведомственной целевой программы
Для оценки эффективности Программы применяются следующие показатели:
Повышение доли детей от 6,5 до 18 лет, охваченных основной общеобразовательной программой в общей численности граждан, подлежащих обучению.
,
где Дд - доля детей от 6,5 до 18 лет, охваченных основной общеобразовательной программой;
Кд - количество детей 6,5 до 18 лет, охваченных основной общеобразовательной программой;
Кг - общее количество граждан, подлежащих обучению.
Отклонение фактических расходов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях от нормативного объема расходов.
КРПi = Co/Cn,
где КРПi - поправочный коэффициент, применяемый для определения фактического объема расходов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях (подлежащего утверждению законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период);
Co - фактическая потребность в средствах на обеспечение государст
<< Назад |
||
Содержание Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 7 февраля 2011 г. N 200 "Об утверждении ведомственной целевой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.