Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации Тамбовской области от 2 ноября 2010 г. N 1297 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
Целевая программа
повышения конкурентоспособности экономики Тамбовской области на 2010 - 2012 годы
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 11 декабря 2009 г. N 1476)
21 июня, 2 ноября 2010 г.
Паспорт программы
Наименование Программы |
Целевая программа повышения конкурентоспособности экономики Тамбовской области на 2010 - 2012 годы (далее - Программа) |
Заказчик-координатор Программы |
Управление экономической политики администрации области |
Заказчики Программы |
Управление экономической политики администрации области Управление государственной службы и организационной работы администрации области Управление пресс-службы и информации администрации области |
Разработчик Программы |
Управление экономической политики администрации области |
Цели и задачи Программы |
Основной целью Программы является: создание условий для опережающего роста отраслей экономики области в посткризисный период, способствующих ее переходу на инновационный путь развития. Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи: анализ существующих и поиск новых "точек роста", в том числе на основе поиска необходимых механизмов и ресурсов; содействие в создании новых рынков сбыта для существующих и формирующихся отраслей, обладающих потенциалом роста; содействие развитию высокотехнологичных секторов экономики на базе внедрения инновационных технологий; осуществление ребрендинга Тамбовской области в Российской Федерации и на международном уровне |
Сроки и этапы реализации Программы |
2010 - 2012 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Предполагаемые объемы финансирования Программы за счет средств областного бюджета за весь период реализации Программы - 30500 тыс. рублей, в том числе: 2010 год - 3000 тыс. рублей; 2011 год - 19500 тыс. рублей; 2012 год - 8000 тыс. рублей |
1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами
Результатами анализа последствий кризиса 2008 - 2009 гг. стало понимание необходимости интенсификации экономического роста на основе повышения качества производимых продукции и услуг, внедрения инновационных технологий и систем управления, повышения производительности труда. Формулой нового роста после окончания текущего кризиса станет повышение эффективности использования традиционных конкурентных преимуществ и создание новых "точек роста" в экономике. При этом повышение эффективности использования естественных конкурентных преимуществ будет основано на создании системы внедрения технологических, продуктовых и управленческих инноваций. Акцент на инновационное развитие и повышение конкурентоспособности страны сделан во всех основополагающих документах Президента и Правительства Российской Федерации.
Повышение конкурентоспособности Тамбовской области является одним из важнейших факторов реализации Стратегии социально-экономического развития региона до 2020 года, в основе которой лежит ориентация на улучшение качества жизни населения и формирование инновационной экономики.
В соответствии с выбранными приоритетами в области проводится целенаправленная работа по созданию институциональных основ повышения конкурентоспособности экономики региона, формированию благоприятного инвестиционного и инновационного климата. Сформирована основная нормативная правовая база в данном направлении (Закон области от 05.12.2007 N 303-З "О государственной инвестиционной политике Тамбовской области и государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Тамбовской области", Закон Тамбовской области от 25.04.2003 N 119-З "О научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области", постановление администрации области от 18.06.2008 N 748 "Об утверждении Положения об инвестиционных площадках в Тамбовской области", др.). Реализуются соглашения между администрацией области и Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом по проведению региональных конкурсов проектов фундаментальных исследований на выполнение работ в интересах Тамбовской области по приоритетным направлениям развития. Развивается направление по использованию потенциала ВУЗов области при построении кластерных "цепочек" по реализации их функции научно-технического обеспечения бизнес-процессов.
В области созданы основные элементы инфраструктуры инвестиционной и инновационной деятельности, способствующие развитию реального сектора экономики, малого и среднего инновационного бизнеса, сопровождению передовых технологий, а также коммерциализации и передаче в реальный сектор экономики области перспективных научных разработок (инновационно-технологический центр, центр трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, Агентство регионального развития и т.д.).
В целях реализации региональной политики, направленной на повышение эффективности инновационного потенциала экономики, делается акцент на ее кластеризации, формировании зон опережающего развития (соответствующие предложения включены в региональный компонент Стратегии долгосрочного развития Российской Федерации). При поддержке ключевых федеральных институтов и программ решаются вопросы поддержки инвестиционных проектов области, образующих производственную составляющую зон опережающего развития: проекты агропромышленного комплекса, технопарк в сфере высоких биотехнологий.
Развитие инвестиционного процесса на территории области связано с комплексным предоставлением льгот инвесторам на специализированных компактных территориях и государственной поддержки наиболее эффективным инвестиционным проектам, эффективным использованием имущества области в качестве залоговых механизмов для реализации перспективных инвестиционных проектов, развитием инфраструктуры по обслуживанию субъектов инвестиционной и инновационной деятельности, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства.
По итогам исследования, проведенного рейтинговым агентством "Эксперт РА", Тамбовская область входит в число регионов с наиболее качественным инвестиционным климатом. На протяжении последнего 10-летия область демонстрирует устойчивую динамику роста основных макроэкономических показателей, превышающих среднероссийские значения.
Динамика
основных показателей социально-экономического развития Тамбовской области и России за 1999 - 2009 годы (в процентах)
|
2000 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. (оценка) |
1999 г. |
Темп роста за 1999 - 2009 гг. |
Среднегодовой темп роста за 1999 - 2009 гг. |
|||||||
Тамбовская область |
Россия |
Тамбовская область |
Россия |
Тамбовская область |
Россия |
Тамбовская область |
Россия |
Тамбовская область |
Россия |
Тамбовская область |
Россия |
Тамбовская область |
Россия |
|
ВРП (ВВП Россия) |
112,1 |
110,0 |
110,5 |
108,1 |
105,0 |
105,6 |
101,5 |
91,5 |
109,2 |
105,6 |
202,3 |
176,0 |
106,6 |
105,3 |
Промышленность |
106,8 |
108,7 |
113,8 |
106,3 |
100,6 |
102,1 |
101,0 |
88,6 |
114,8 |
108,9 |
196,3 |
158,7 |
106,3 |
104,3 |
Сельское хозяйство |
101,8 |
107,7 |
103,5 |
103,3 |
124,2 |
110,8 |
100,0 |
99,3 |
98,1 |
104,0 |
183,0 |
153,6 |
105,6 |
104,0 |
Инвестиции |
107,1 |
117,4 |
141,2 |
121,1 |
115,4 |
109,8 |
103,0 |
80,0 |
111,2 |
105,3 |
819,7 |
246,2 |
121,1 |
108,5 |
Ввод жилья |
123,6 |
94,6 |
119,2 |
120,6 |
111,7 |
104,5 |
100,0 |
85,0 |
94,2 |
104,2 |
270,7 |
176,1 |
109,5 |
105,3 |
Розничный товарооборот |
103,4 |
109,0 |
119,3 |
116,1 |
118,1 |
113,5 |
100,2 |
94,0 |
92,2 |
94,2 |
254,2 |
244,8 |
108,9 |
108,5 |
Платные услуги населению |
109,4 |
104,7 |
113,1 |
107,9 |
117,4 |
103,5 |
100,3 |
94,5 |
107,5 |
106,6 |
236,6 |
164,0 |
108,1 |
104,6 |
Реальные располагаемые доходы населения |
106,9 |
112,0 |
111,7 |
112,1 |
112,9 |
102,9 |
98,7 |
95,9 |
95,7 |
87,7 |
245,5 |
212,5 |
108,5 |
107,1 |
Реальная заработная плата |
112,2 |
120,9 |
114,6 |
117,2 |
113,4 |
111,5 |
99,5 |
95,4 |
78,9 |
78,0 |
272,0 |
256,3 |
109,5 |
108,9 |
Примечание: ВРП за 2008 г. - оценка
Данные по России за 2009 год - вариант 2а сценарных условий Минэкономразвития России (от октября 2009)
Вместе с тем в ходе стратегического анализа потенциала экономики области выявлены проблемы, отрицательно влияющие на конкурентоспособность продукции, основных фондов и технологий, а именно: устаревшие технологии в большинстве производств; значительная степень износа основных фондов; низкий уровень производительности труда; утрата традиционных рынков производителей региона либо уменьшение доли рынка; отсутствие развитой кооперации между предприятиями области; высокий уровень ресурсоемкости производства на многих предприятиях и недостаточно эффективное применение ресурсо- и энергосберегающих технологий; проблемы научно-технической, инновационной направленности (невысокая доля в выпуске наукоемкой, высокотехнологичной продукции, низкий уровень использования интеллектуальной собственности; низкая инновационная активность, ограниченный доступ к финансовым ресурсам, старение кадров научных работников).
В связи с этим сформулированы возможные угрозы, связанные с недостаточной конкурентоспособностью экономики области: угроза роста технического и технологического отставания многих производств от конкурентов в России и, особенно, за рубежом; рост дефицита квалифицированных рабочих и управленцев; снижение инвестиционной привлекательности Тамбовской области в сравнении с ближайшими регионами.
Поскольку политика по повышению конкурентоспособности экономики области должна носить системный характер, важными направлениями являются проведение на постоянной основе комплекса работ, позволяющих проанализировать потенциал и дальнейшие перспективы развития области в посткризисный период, а также поддержка реализации "прорывных" направлений развития региона, что и определяет необходимость разработки данной Программы.
2. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий для опережающего роста отраслей экономики области в посткризисный период, способствующих ее переходу на инновационный путь развития.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
анализ существующих и поиск новых "точек роста", формирующих мультипликативный эффект для экономики области;
реализация комплексной поддержки "точек роста", в том числе на основе поиска необходимых механизмов и ресурсов;
содействие в создании новых рынков сбыта для существующих и формирующихся отраслей, обладающих потенциалом роста;
содействие развитию высокотехнологичных секторов экономики на базе внедрения инновационных технологий;
осуществление ребрендинга Тамбовской области в Российской Федерации и на международном уровне.
Сроки реализации Программы: 2010 - 2012 годы.
3. Система программных мероприятий
Процессы повышения конкурентоспособности региональной экономики предполагают целенаправленную деятельность всех заинтересованных сторон - региональных властей, представителей бизнеса, научного сообщества в следующих направлениях: создание общих условий для развития региональной экономики; постоянное сопровождение действующего бизнеса; активное привлечение новых бизнесов.
Учитывая данные направления, Программа включает ряд взаимосвязанных между собой мероприятий, предполагающих систему научно-исследовательских и методологических разработок, маркетинговых исследований, проведение технологического аудита в реальном секторе экономики области. Мероприятия по научно-исследовательским разработкам (далее - НИР) включают как сами разработки, так и их экспертное сопровождение до момента получения конечного результата, определенного для каждой работы отдельно.
Перечень
мероприятий Программы
N п/п |
Цель, задача, мероприятие |
Источники финансирования |
Объемы финансирования (тыс.руб.) |
Сроки выполнения |
Основные целевые индикаторы |
Заказчики Программы - ответственные исполнители |
|||||
всего |
в том числе по годам |
наименование |
единица измерения |
целевое значение (последний год реализации Программы) |
|||||||
2010 |
2011 |
2012 |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. Цель: создание условий для опережающего роста отраслей экономики области в посткризисный период, способствующих ее переходу на инновационный путь развития | |||||||||||
1. |
Задача: анализ существующих и поиск новых "точек роста", формирующих мультипликативный эффект для экономики области |
||||||||||
1.1. |
Проведение научно-исследовательских работ, направленных на анализ существующих и поиск новых "точек роста", формирующих мультипликативный эффект для экономики области |
Областной бюджет |
1000 |
- |
500 |
500 |
2010 - 2012 гг. |
Наличие указанных НИР |
Ед. |
2 |
Управление экономической политики администрации области; организации и эксперты, определяемые на конкурсной основе |
1.2. |
Координация, организационное и информационное обеспечение научно-исследовательских работ, направленных на повышение конкурентоспособности региона, обучение по направлениям НИР |
Областной бюджет |
1500 |
500 |
500 |
500 |
2010 - 2012 гг. |
|
|
|
Управление экономической политики администрации области; управление государственной службы и организационной работы администрации области |
|
Итого |
|
2500 |
500 |
1000 |
1000 |
|
|
|
|
|
2. |
Задача: реализация комплексной поддержки "точек роста", в том числе на основе поиска необходимых механизмов и ресурсов |
||||||||||
|
Разработка механизмов реализации комплексной поддержки "точек роста" области, в т.ч. с использованием федеральных ресурсов |
Областной бюджет |
8500 |
2500 |
5000 |
1000 |
2010 - 2012 гг. |
Наличие указанных НИР |
Ед. |
5 |
Управление экономической политики администрации области; организации и эксперты, определяемые на конкурсной основе |
|
Итого |
|
8500 |
2500 |
5000 |
1000 |
|
|
|
|
|
3. |
Задача: содействие в создании новых рынков сбыта для существующих и формирующихся отраслей, обладающих потенциалом роста |
||||||||||
|
Проведение научно-исследовательских работ и маркетинговых исследований, направленных на создание новых рынков сбыта для существующих и формирующихся отраслей, брендинг и ребрендинг области |
Областной бюджет |
16000 |
- |
12000 |
4000 |
2011 - 2012 гг. |
Наличие указанных НИР и маркетинговых исследований, разработанных программ |
Ед. |
2 |
Управление экономической политики администрации области; управление пресс-службы и информации администрации области; организации и эксперты, определяемые на конкурсной основе |
|
Итого |
|
16000 |
- |
12000 |
4000 |
|
|
|
|
|
4. |
Задача: содействие развитию высокотехнологичных секторов экономики на базе внедрения инновационных технологий |
||||||||||
|
Мероприятия по созданию условий для формирования экономики инновационного типа |
Областной бюджет |
3500 |
- |
1500 |
2000 |
2010-2012гг. |
Наличие НИР, инновационных методик. Проведение технологического аудита с целью выявления инновациионных# технологий на предприятиях области. |
Ед. |
2 |
Управление экономической политики администрации области; органы исполнительной власти области (по согласованию); организации и эксперты, определяемые на конкурсной основе |
|
Итого |
|
3500 |
- |
1500 |
2000 |
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
30500 |
3000 |
19500 |
8000 |
|
|
|
|
|
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Источники финансирования Программы:
средства областного бюджета.
Предполагаемые объемы финансирования Программы за счет средств областного бюджета за весь период реализации Программы - 30500 тыс. рублей, в том числе:
2010 год - 3000 тыс. рублей;
2011 год - 19500 тыс. рублей;
2012 год - 8000 тыс. рублей.
5. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется во взаимодействии заказчика-координатора, заказчиков и исполнителей мероприятий Программы.
Отбор исполнителей мероприятий Программы осуществляется в соответствии с процедурами, установленными Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Заказчиком - координатором Программы является управление экономической политики администрации области.
Заказчик - координатор с учётом выделяемых на реализацию финансовых средств ежегодно уточняет целевые индикаторы и показатели, затраты по мероприятиям Программы, механизм их реализации и состав исполнителей.
В ходе реализации Программы заказчик-координатор:
разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы;
готовит ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год;
уточняет механизм реализации Программы и затраты по мероприятиям Программы.
Управление государственной службы и организационной работы администрации области, управление пресс-службы и информации администрации области представляют в установленном порядке информацию о ходе реализации Программы за отчетный период, в части касающейся, в управление экономической политики администрации области.
Заказчик-координатор Программы осуществляет подготовку в установленном порядке отчетности о реализации Программы.
6. Оценка социально-экономической эффективности и иной эффективности реализации Программы
Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, позволит создать благоприятные условия для повышения конкурентоспособности экономики региона, способствовать ее диверсификации, увеличению доли промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, инновационной продукции в общем объеме выпуска, повышению производительности труда, росту инвестиций в расширенное воспроизводство основных производственных фондов на новой технико-технологической основе, повышению эффективности использования ресурсного потенциала и деятельности традиционных отраслей экономики региона, качества и конкурентоспособности продукции предприятий.
Эффективность реализации Программы и использования выделенных с этой целью средств областного бюджета будет обеспечена за счет исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств.
Фактор повышения конкурентоспособности экономики является системным и предполагает решение задачи, как в рамках данной Программы, так и в комплексе с другими мерами, предпринимаемыми органами власти и бизнес-сообществом. Конкурентоспособность региона определяется продуктивностью (производительностью) использования региональных ресурсов, в первую очередь, рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая результируется в величине валового регионального продукта на душу населения, а также в его динамике, и вследствие большой сложности оценивается системой показателей и индикаторов. Кроме того, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в России и регионе, большой износ основных фондов (физический и моральный), важное значение приобретает обеспечение в национальной и региональной экономике воспроизводственного процесса на современной технологической и инновационной основе, и соответственно вложения инвестиций.
Основные целевые индикаторы Программы*
Целевой индикатор |
Единица измерения |
Исходные показатели базового 2008 года (отчет) |
Показатель целевого индикатора по годам реализации Программы |
|||
2009 (оценка) |
2010 |
2011 |
2012 |
|||
Индекс физического объема валового регионального продукта |
% к предыдущему году в постоянных основных ценах |
105,0 |
101,5 |
101,2 |
103,0 |
103,8 |
Целевой индикатор |
Единица измерения |
Исходные показатели базового 2008 года (отчет) |
Показатель целевого индикатора по годам реализации Программы |
|||
2009 (оценка) |
2010 |
2011 |
2012 |
|||
Индекс промышленного производства |
% к предыдущему году |
100,6 |
101,0 |
100,4 |
102,8 |
103,7 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий |
% к предыдущему году |
124,2 |
100,0 |
101,7 |
105,1 |
106,8 |
Индекс физического объема инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
115,4 |
103,0 |
110,0 |
112,0 |
114,0 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
% к предыдущему году |
112,9 |
98,7 |
100,2 |
101,9 |
102,8 |
Удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность в общем числе обследованных организаций |
% |
9,2 |
10,0 |
11,0 |
12,0 |
14,0 |
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг |
% |
6,6 |
7,2 |
8,0 |
8,5 |
9,0 |
-------------------------------------------
* Данные показатели приводятся на основе анализа сложившейся ситуации в экономике области, с учетом сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на этот период и оценки последствий влияния мирового кризиса на российскую экономику.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Тамбовской области от 11 декабря 2009 г. N 1476 "Об утверждении целевой программы повышения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.