Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации Тамбовской области от 5 апреля 2010 г. N 388 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 3
к областной целевой программе "Жилище"
Подпрограмма "Молодежи - доступное жилье"
5 апреля 2010 г.
Паспорт подпрограммы
1. Характеристика проблемы и обоснование ее решений програмно-целевыми# методами
За 6 лет реализации областной программы "Молодежи - доступное жилье" число молодых семей, которые являлись участниками программы на начало отчетного периода выросло с 97 в 2003 г. до 4264 семей в 2008 г. (начало 2003 г. - 97 семей, конец 2003 г. - 250 семей, 2004 г. - 716 семей, 2005 г. - 1579 семей, 2006 г. - 1830 семей, 2007 г. - 2100 семей, середина 2008 г. - 3300 семей, конец 2008 г. - 4264 семьи). Из них государственную поддержку в виде социальных выплат из средств областного, муниципальных и федерального бюджетов получили 1550 молодых семей, а объем средств, направленных на решение их жилищных проблем, составил 348060 тыс. рублей.
Основным результатом реализации указанной подпрограммы стало создание и совершенствование в 2003 - 2008 годах системы государственной поддержки молодых семей при решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в области.
Кроме того, принятое федеральными органами власти решение об увеличении до 35 лет предельного возраста претендентов на получение социальных выплат открывает возможность для более широкого круга молодых семей на участие в подпрограмме.
Реализация в области нормативных правовых актов по вопросам формирования рынка доступного жилья создала условия для развития ипотечного жилищного кредитования путем снижения рисков для банков, сокращения затрат на оформление кредитов, развития вторичного рынка кредитования и привлечения долгосрочных ресурсов в жилищную сферу. Это позволило более активно использовать ипотечные жилищные кредиты как дополнительный источник финансирования улучшения жилищных условий молодых семей.
Однако, несмотря на принимаемые разноплановые меры по государственной поддержке молодых семей, темпы решения их жилищных проблем не могут быть признаны удовлетворительными. Острота проблемы определяется низкой платежеспособностью населения, высокой стоимостью жилья и высокими процентами по ипотечным жилищным кредитам. Сдерживает решение проблемы и ограниченность бюджетных средств области.
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без государственной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а, значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако, данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов является для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Как показала практика реализации подпрограммы в предшествующие годы, поддержка молодых семей в области при решении жилищной проблемы стала основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияла на улучшение демографической ситуации в области. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создали для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы.
В органах местного самоуправления районов и городов области разработаны и утверждены аналогичные муниципальные программы.
2. Основные цели и задачи подпрограммы
Подпрограмма направлена на дальнейшее развитие одного из направлений приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России", который предполагает формирование системы оказания поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья, в том числе в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Как установлено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации участниками подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
Для целей подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Основной задачей подпрограммы является:
предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Основными принципами реализации подпрограммы являются:
добровольность участия в подпрограмме молодых семей;
возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и местных бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы только один раз.
3. Система программных мероприятий
Основные программные мероприятия подпрограммы включают в себя работу по следующим направлениям:
совершенствование нормативного правового и методологического обеспечения реализации подпрограммы, включающее разработку, корректировку и принятие нормативных правовых документов, связанных с функционированием механизмов реализации мероприятий подпрограммы;
финансовое обеспечение реализации подпрограммы, включающее разработку финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий, и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проекта областного бюджета на последующие годы;
организационное обеспечение реализации подпрограммы.
Организационные мероприятия предусматривают:
подготовку документов и участие в конкурсном отборе для получения средств из федерального бюджета;
сбор данных о молодых семьях - участниках подпрограммы, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований области, и формирование единой информационной базы данных об участниках подпрограммы, ведение единого реестра выданных, оплаченных и погашенных свидетельств на приобретение жилья;
определение ежегодного объема средств, выделяемых из областного бюджета;
отбор банков по установленным на федеральном уровне критериям для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат молодым семьям;
выпуск, оплату и погашение свидетельств на приобретение жилья;
осуществление контроля за реализацией подпрограммы на областном и муниципальном уровнях в пределах своих полномочий;
оказание методической помощи органам местного самоуправления в реализации подпрограммы путем проведения выездных семинаров непосредственно в муниципальных образованиях;
организацию в средствах массовой информации работы, направленной на освещение целей и задач подпрограммы;
проведение мониторинга реализации подпрограммы на областном уровне, подготовку информационно-аналитических и отчетных материалов для представления в федеральные органы.
Перечень основных мероприятий подпрограммы приведен в таблице 1.
Таблица 1
Перечень
основных мероприятий подпрограммы "Молодежи - доступное жилье"
4. Обоснование ресурсного обеспечение подпрограммы
Основными источниками финансирования подпрограммы являются:
средства федерального бюджета;
средства областного бюджета;
средства бюджетов муниципальных образований, прошедших отбор на участие в подпрограмме в соответствующем году и заключивших соглашения о намерениях участвовать в реализации и софинансировании подпрограммы;
средства банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты (займы), используемые для кредитования участников подпрограммы на цели приобретения жилья или строительства индивидуального жилья;
средства молодых семей - участников подпрограммы, используемые для частичной оплаты стоимости приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Общий объем финансирования составляет - 1265580,49 тыс.рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 385066,12 тыс.рублей, в том числе:
в 2009 году - 148816,12 тыс. рублей;
в 2010 году - 131250 тыс. рублей;
в 2011 году - 105000 тыс. рублей;
средства областного бюджета (в рамках лимитов областной адресной инвестиционной программы) - 116958,2 тыс. рублей, в том числе:
в 2009 году - 38218,2 тыс. рублей;
в 2010 году - 39370 тыс. рублей;
в 2011 году - 39370 тыс. рублей;
средства бюджетов муниципальных образований - 13556,17 тыс. рублей, в том числе:
в 2009 году - 4796,17 тыс. рублей;
в 2010 году - 4380 тыс. рублей;
в 2011 году - 4380 тыс. рублей;
собственные и заемные средства молодых семей - 750000 тыс. рублей, в том числе:
в 2009 году - 225000 тыс. рублей;
в 2010 году - 262500 тыс. рублей;
в 2011 году - 262500 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение подпрограммы подлежит корректировке по мере изменения макроэкономических параметров (индикаторы состояния экономики, состояние областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, количество участников подпрограммы) и в соответствии с результатами исполнения подпрограммы по итогам каждого года.
5. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 01 января 2006 г.
Социальная выплата может быть использована молодой семьей, которая является членом жилищного накопительного кооператива и для которой кооперативом приобретено жилое помещение, для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после чего данное жилое помещение переходит в собственность молодой семьи.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилья. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, которой предоставлена социальная выплата.
Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Тамбовской области, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет:
для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) - 42 кв. м;
для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей), - по 18 кв. м на каждого члена семьи.
Размер социальной выплаты составляет не менее:
35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы, - для молодых семей, не имеющих детей;
40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более.
Молодым семьям предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств областного бюджета и (или) бюджета муниципального образования, участвовавшего в реализации подпрограммы, в размере не менее 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья при рождении (усыновлении) 1 ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
В качестве механизма доведения социальных выплат до молодой семьи используется свидетельство на право получения социальной выплаты (далее свидетельство).
Свидетельство является именным документом, удостоверяющим право молодой семьи на получение социальной выплаты. Свидетельство не является ценной бумагой, не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Срок действия свидетельства с даты его выдачи, указанной в свидетельстве, для молодых семей составляет 2 месяца, для банков, участвующих в реализации подпрограммы, - 9 месяцев.
Отбор банков для участия в реализации подпрограммы осуществляется управлением инвестиций области на условиях, установленных государственным заказчиком подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 (в редакции от 23.12.2009). Сведения о банках, прошедших отбор, размещаются на сайте управления инвестиций области в установленном порядке.
Органы местного самоуправления, осуществляющие выдачу свидетельств, информируют молодые семьи, принимающие решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные молодые семьи дают письменное согласие на участие в ней на этих условиях.
Органы местного самоуправления осуществляют до 01 сентября года, предшествующего планируемому, проверку представленных молодыми семьями документов, формируют списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляют их в управление инвестиций области. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 г.
Администрация области и органы местного самоуправления, участвующие в реализации подпрограммы, определяют объемы ежегодного финансирования подпрограммы и предусматривают эти объемы в областном бюджете и местных бюджетах.
Управление инвестиций области на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на предоставление социальных выплат из областного бюджета и местных бюджетов на соответствующий год, формирует заявку на выделение средств из федерального бюджета для софинансирования мероприятий подпрограммы и сводный список молодых семей- участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, который подписывается главой администрации области. Заявка и указанный сводный список представляются управлением инвестиций области государственному заказчику подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы в установленные сроки.
Распределение субсидий, выделяемых за счет средств федерального и областного бюджета между муниципальными образованиями, участвующими в реализации подпрограммы, осуществляется по следующей методике.
Управление инвестиций области, с учетом средств федерального бюджета, предусмотренных на софинансирование мероприятий подпрограммы для Тамбовской области на соответствующий год в предварительных контрольных цифрах (далее - средства федерального бюджета), сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, определяет для каждого муниципального образования предельный объем средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы, по следующей формуле:
, где
- предельный объем средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы для конкретного муниципального образования;
- потребность муниципального образования в софинансировании расходов по предоставлению социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, которая определяется исходя из расчетной стоимости жилья, указанной в списке молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и доли средств федерального бюджета, направляемых в бюджет области на софинансирование мероприятий подпрограммы;
- потребность всех муниципальных образований в софинансировании расходов по предоставлению социальной выплаты за счет средств федерального бюджета;
- средства федерального бюджета.
На основании сводного списка молодых семей и с учетом предельного объема средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы для конкретного муниципального образования (), управление инвестиций области издает приказ об утверждении списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году (далее - список претендентов).
Доля средств местных бюджетов, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы, устанавливается в размере одного процента, если иное не предусмотрено соглашением между органом исполнительной власти области и органами местного самоуправления о софинансировании подпрограммы (далее - соглашение).
Определение объема средств областного бюджета, выделяемых на софинансирование мероприятий подпрограммы, муниципальному образованию, участвующему в реализации подпрограммы, осуществляется по следующей формуле:
Доб = РС - ПМ - МБ, где
Доб - объем средств областного бюджета, направляемых в бюджет соответствующего муниципального образования на софинансирование мероприятий подпрограммы;
РС - потребность муниципального образования в софинансировании расходов по предоставлению социальных выплат молодым семьям, включенным в список претендентов по муниципальному образованию;
ПМ - потребность муниципального образования в софинансировании расходов по предоставлению социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, которая определяется исходя из расчетной стоимости жилья, указанной в списке претендентов по муниципальному образованию, и доли средств федерального бюджета, направляемых в бюджет области на софинансирование мероприятий подпрограммы;
МБ - объем средств местного бюджета, необходимый на софинансирование мероприятий подпрограммы, предусмотренный в соглашении.
В случае высвобождения по каким-либо причинам средств федерального и областного бюджетов, перечисленных в муниципальное образование, управление инвестиций области вправе осуществить их перераспределение между другими муниципальными образованиями пропорционально количеству молодых семей, указанных в списках молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления.
Возможными формами участия организаций в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты или займы, могут являться такие, как участие в софинансировании предоставления социальных выплат, предоставление материально-технических ресурсов на строительство жилья для молодых семей - участников подпрограммы, а также иные формы поддержки. Конкретные формы участия этих организаций в реализации подпрограммы определяются в соглашении, заключаемом между организациями и органами исполнительной власти области и (или) органами местного самоуправления.
Управление инвестиций области перечисляет средства федерального и областного бюджетов, предусмотренные на предоставление социальных выплат, на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.
Для принятия решения о выделении средств муниципальным образованиям необходимо наличие у них разработанной и утвержденной муниципальной подпрограммы обеспечения жильем молодых семей, предусматривающей выделение из местного бюджета средств на софинансирование подпрограммы, а также соглашения между органом местного самоуправления и Заказчиком подпрограммы, содержащего обязательства органа местного самоуправления по софинансированию подпрограммы в необходимых объемах.
Орган местного самоуправления по мере поступления бюджетных средств, предназначенных для предоставления социальных выплат, производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в порядке очередности, определенной списком претендентов.
6. Оценка эффективности реализации подпрограммы
Эффективность реализации подпрограммы и использования выделенных на нее бюджетных средств обеспечиваются за счет:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
прозрачности использования бюджетных средств;
государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления социальных выплат;
адресного предоставления социальных выплат;
привлечения молодыми семьями - участниками подпрограммы собственных и кредитных (заемных) средств для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Оценка объема и эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей - участников подпрограммы будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
количество молодых семей, обеспеченных жильем, в том числе с помощью ипотечных кредитов (займов);
доля молодых семей, обеспеченных жильем, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит обеспечить жильем молодые семьи, а также обеспечит:
финансирование мероприятий подпрограммы за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, бюджетов муниципальных образований;
привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты (займы), собственных средств граждан;
развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;
укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе;
развитие системы ипотечного жилищного кредитования.
Основные целевые индикаторы, отражающие степень достижения целей и задач подпрограммы "Молодежи - доступное жилье", указаны в таблице 2.
Таблица 2
Основные целевые индикаторы, отражающие степень достижения целей и задач подпрограммы "Молодежи - доступное жилье"
Цели, задачи |
Целевой индикатор |
Единица измерения |
Исходные показатели базового 2008 года (согласно отчету о расходовании средств федерального бюджета, предоставленных на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы по Тамбовской области) |
Показатель целевого индикатора по годам реализации подпрограммы |
||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
||||
1 Цель: предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий | ||||||
Задача: обеспечение предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья |
Количество молодых семей, обеспеченных жильем, в том числе с использованием ипотечных кредитов, из них: по постановлению администрации области от 22.06.2007 N 700 "Об утверждении положения о порядке оказания государственной поддержки молодым семьям при улучшении жилищных условий путем предоставления субсидий на приобретение жилья"; с использованием дополнительной социальной выплаты молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка |
семьи |
426 75
33
5 |
450 100
2
10 |
475 125
0
11 |
370
0
8 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.