Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Порядок
межведомственного взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от детей и устранения причин нарушения их прав и законных интересов
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 27 февраля 2012 г. N 203)
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок межведомственного взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от детей и устранения причин нарушения их прав и законных интересов (далее - Порядок) разработан в рамках постановления администрации области от 23.04.2010 N 470 "Об утверждении комплексной программы Тамбовской области "Право ребенка на семью" на 2010 - 2013 годы", в целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия органов, учреждений и организаций в сфере профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и социального сиротства, создания условий для обеспечения своевременного выявления детей данной категории.
1.2. Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и Тамбовской области.
2. Основные понятия
2.1. Дети, нуждающиеся в государственной защите - дети, права и законные интересы которых нарушаются родителями (лицами, их заменяющими, иными законными представителями), в том числе новорожденные дети, от которых отказались родители; безнадзорные и беспризорные дети; дети из семей группы риска по социальному сиротству; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; другие дети, чьи права и законные интересы нарушены.
2.2. Жестокое обращение с детьми - все формы физического, психического, сексуального насилия, пренебрежения нуждами ребёнка, применение недопустимых способов воспитания (грубого, пренебрежительного, унижающего человеческое достоинство обращения с ребенком, его оскорбления или эксплуатации). Жестокое обращение может выражаться в форме действия или бездействия, способного привести или приводящего к фактическому ущербу для здоровья или развития ребенка.
2.3. План по защите прав ребенка, нуждающегося в государственной защите - акт, утвержденный органом опеки и попечительства, включающий перечень обязательных мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в защите государства, а так же определяющий ответственных и сроки реализации указанных в плане мероприятий.
2.4. Куратор случая - специалист, осуществляющий деятельность по защите прав и интересов ребенка, нуждающегося в защите государства, и его семьи, через разработку Плана реабилитации ребенка и семьи, координацию деятельности по его выполнению, регулярный мониторинг эффективности осуществляемых мероприятий.
2.5. План реабилитации ребенка и семьи - комплекс мероприятий при проведении реабилитации ребенка, нуждающегося в государственной защите и его семьи. План разрабатывается на срок от 3 до 6 месяцев на основе данных диагностики состояния и развития ребенка и реабилитационных ресурсов семьи, рассматривается на территориальном консилиуме специалистов и утверждается его председателем.
2.6. Территориальный консилиум специалистов - совещательный орган, созданный в целях обеспечения эффективности реабилитационной работы с семьей и детьми при выявлении нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, а также оказания информационно-методической, профессиональной поддержки кураторам.
3. Органы, учреждения и иные организации, участвующие в деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от детей и устранения причин нарушения их прав и законных интересов
3.1. В деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов на территории Тамбовской области участвуют следующие органы, учреждения и организации:
3.1.1. на областном уровне:
управление образования и науки области;
управление здравоохранения области;
управление труда и социального развития области;
управление занятости населения области;
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации области;
управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области (по согласованию);
управление пресс-службы и информации администрации области;
управления культуры и архивного дела области;
управление по физической культуре, спорту и туризму области;
иные органы, учреждения и организации.
Взаимодействие исполнительных органов государственной власти области и иных организаций по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов организует управление образования и науки области;
3.1.2. на уровне городских округов и муниципальных районов:
структурное подразделение органа местного самоуправления, на которое возложено исполнение полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - Подразделение по опеке и попечительству);
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН и ЗП);
учреждения и организации, осуществляющие деятельность с детьми и молодежью, а также общественные организации.
В целях обеспечения межведомственного взаимодействия органов местного самоуправления, учреждений и иных организаций по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов по решению органов местного самоуправления могут создаваться межведомственные координационные советы;
3.1.3. на уровне сельских поселений муниципальных образований:
администрации сельских поселений;
учреждения и организации, осуществляющие деятельность с детьми и молодежью;
советы помощи семье и детям, созданные на территории сельских поселений, иные общественные организации.
4. Основные этапы деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от детей и устранения причин нарушения их прав и законных интересов
4.1. Деятельность по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от детей и устранения причин нарушения их прав и законных интересов включает следующие основные этапы:
4.1.1. обнаружение признаков нарушений прав и законных интересов ребенка, прием и регистрация сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка;
4.1.2. проверка сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка с целью установления нуждаемости ребенка в государственной защите;
4.1.3. принятие решения о начале работы с ребенком и семьей (об открытии "случая") и утверждение Плана по защите прав ребенка Подразделением по опеке и попечительству или КДН и ЗП;
4.1.4. передача "случая" в организацию, ответственную за работу с ребенком и его семьей, разработка Плана реабилитации ребенка и семьи (далее - План реабилитации);
4.1.5. согласование и утверждение председателем на территориальном консилиуме специалистов Плана реабилитации;
4.1.6. координация куратором работы по выполнению Плана реабилитации;
4.1.7. контроль за исполнением Плана реабилитации, диагностика состояния и развития ребенка и семьи (далее - Диагностика), согласование ее результатов на заседаниях территориального консилиума специалистов;
4.1.8. утверждение Подразделением по опеке и попечительству или КДН и ЗП результатов проведения диагностики, принятие решения о дальнейших действиях по отношению к семье (продолжение работы или закрытие случая).
5. Механизмы взаимодействия органов, учреждений и иных организаций Тамбовской области по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от детей и устранения причин нарушения их прав и законных интересов
5.1. Обнаружение признаков нарушений прав и законных интересов ребенка, прием и регистрация сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка
5.1.1. Выявление признаков нарушений прав и законных интересов ребенка осуществляют специалисты учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, сотрудники органов внутренних дел и иных организаций (специалисты учреждений и организаций): в ходе исполнения основной деятельности; по сообщениям, поступившим от физических и юридических лиц.
Специалисты осуществляют работу по обнаружению и регистрации сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка по алгоритму согласно приложению N 1.
Работа по предотвращению отказов от детей в медицинских учреждениях осуществляется по алгоритму согласно приложению N 2.
5.1.2. Сбор, обработку и учет сведений о детях, нуждающихся в государственной защите, осуществляет ответственное лицо, назначенное руководителями учреждений или иных организаций, обозначенных в пункте 5.1.1. (далее - Ответственное лицо).
5.1.3. Принятые Ответственным лицом от специалистов учреждений и организаций сведения о детях, нуждающихся в государственной защите, фиксируются в журнале учета сведений о возможном нарушении прав и законных интересов ребенка и в течение одних суток в форме служебной записки передаются в Подразделение по опеке и попечительству или КДН и ЗП.
5.1.4. Подразделение по опеке и попечительству или КДН и ЗП фиксирует поступившие сведения о признаках нарушения прав и законных интересов детей в журнале учета детей, нуждающихся в государственной защите.
5.2. Проверка сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка с целью установления нуждаемости ребенка в государственной защите
5.2.1. В течение трех рабочих дней со дня получения сведений Подразделение по опеке и попечительству или КДН и ЗП организует обследование условий жизни ребенка с целью проверки поступивших сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка, оценки риска жестокого обращения с ребенком. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.09.2009 N 334 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423"), а также письменно оформляется оценка риска жестокого обращения с ребенком.
5.3. Принятие решения о начале работы с ребенком и семьей (об открытии "случая") и утверждение Плана по защите прав ребенка Подразделением по опеке и попечительству или КДН и ЗП
5.3.1. При выявлении нуждаемости в государственной защите прав и законных интересов несовершеннолетнего утверждается План по защите прав ребенка, который содержит указание об открытии "случая" в отношении конкретного ребёнка, о разработке плана реабилитации, сроках проведения мониторинга эффективности работы.
5.3.2. План по защите прав ребенка передается на исполнение в организацию, ответственную за работу с ребенком и его семьей, не позднее, чем в течение трех суток.
5.4. Передача "случая" в организацию, ответственную за работу с ребенком и его семьей, разработка Плана реабилитации
5.4.1. Организациями, ответственными за работу с ребенком и его семьей, являются образовательные организации, учреждения социального обслуживания населения, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие специалистов, прошедших подготовку в области организации деятельности по профилактике социального сиротства.
5.4.2. Руководителем организации, ответственной за работу с ребенком и его семьей, издается приказ о назначении куратора "случая".
5.4.3. Куратор "случая" с участием специалистов данной и других организаций, принимающих участие в выявлении детей, нуждающихся в государственной защите, и устранении причин нарушения их прав и законных интересов:
в течение трех суток осуществляет выход в семью с целью сбора информации, проводит анализ ее ресурсов;
совместно с семьей разрабатывает План реабилитации на период от 3 до 6 месяцев, представляет его на согласование в территориальный консилиум специалистов не позднее 30 дней со дня поступления в организацию Плана по защите прав ребенка;
организует выполнение Плана реабилитации.
5.5. Рассмотрение Плана реабилитации на заседании территориального консилиума специалистов
5.5.1. Территориальный консилиум специалистов формируется из числа специалистов учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, внутренних дел, по работе с семьей и детьми, специалистов, взаимодействие с которыми необходимо при разработке мероприятий, направленных на улучшение положения ребенка/детей в семье. Состав и Положение о территориальном консилиуме специалистов утверждается правовым актом органа местного самоуправления городского округа, муниципального района.
5.5.2. План реабилитации утверждается председателем территориального консилиума специалистов, решение фиксируется в протоколе соответствующего заседания.
5.5.3. Исходя из проблем и потребностей семьи и ребенка, План реабилитации содержит задачи реабилитационной работы с ребенком и семьей, комплекс необходимых мероприятий, реализуемых специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также ответственных за исполнение, сроки контроля и данные об изменениях в семье. К выполнению мероприятий Плана реабилитации могут привлекаться члены совета помощи семье и детям, действующего на уровне сельских поселений муниципальных образований.
5.6. Контроль за исполнением Плана реабилитации
5.6.1. В целях обеспечения контроля за исполнением Плана реабилитации куратор "случая":
осуществляет сбор и анализ информации от организаций, участвующих в исполнении Плана реабилитации;
проводит Диагностику состояния и развития ребенка, оценку эффективности процесса реабилитации семьи в сроки, обозначенные в решении территориального консилиума специалистов;
представляет промежуточные результаты работы с семьей для рассмотрения на заседаниях территориального консилиума специалистов.
5.7. Принятие решения о дальнейших действиях по отношению к семье
5.7.1. Результаты Диагностики (промежуточной/итоговой) рассматриваются на территориальном консилиуме специалистов с участием куратора "случая", специалистов иных организаций в сроки, обозначенные в решении территориального консилиума специалистов, но не реже одного раза в три месяца.
5.7.2. По результатам Диагностики:
территориальный консилиум специалистов согласовывает решение о продолжении дальнейшей работы со "случаем";
руководитель Подразделения по опеке и попечительству или КДН и ЗП принимает акт о закрытии "случая".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.