24 мая 2012 г.
В целях обеспечения эффективной защиты территории области от заноса вируса африканской чумы свиней (АЧС) и в соответствии с постановлением администрации области от 19.03.2007 N 269 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации целевых программ Тамбовской области" (в редакции 15.08.2011) администрация области постановляет:
1. Утвердить целевую программу предупреждения заноса и распространения африканской чумы свиней на территории Тамбовской области на 2012 - 2014 годы согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области А.Я. Дубовика.
И. о. главы администрации области |
А.А. Сазонов |
Целевая Программа
"Предупреждение заноса и распространения африканской чумы свиней на территории Тамбовской области на 2012 - 2014 годы"
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 12 декабря 2011 г. N 1731)
24 мая 2012 г.
Постановлением администрации Тамбовской области от 24 мая 2012 г. N 597 в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами
Африканская чума свиней (АЧС) относится к группе особо опасных инфекций. Поражает домашних свиней, диких кабанов и независимо от способа распространения вызывает высокую летальность животных всех возрастов.
Заболевание вызывает вирус, который отличается высокой устойчивостью во внешней среде. Факторы передачи вируса АЧС разнообразны: живые и павшие инфицированные животные, продукты убоя заражённых свиней, навоз, корма, инвентарь, транспорт, насекомые и грызуны.
Проблема АЧС усугубляется тем, что в настоящее время не разработаны способы и средства её специфической профилактики и лечения.
В Российской Федерации АЧС зарегистрирована в 2008 году в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах и Оренбургской области. Всего в 40 населённых пунктах и 5 природных территориях. В 2009 году возникновение очагов АЧС установлено в 40 населённых пунктах и 16 природных территориях ЮФО и СКФО. В 2010 - 2011 годах заболевание зарегистрировано в Ленинградской, Ростовской, Волгоградской, Астраханской, Нижегородской, Мурманской, Архангельской, Тверской, Курской, Воронежской, Саратовской областях, Краснодарском крае, Республике Адыгея и Карачаево-Черкессии.
В связи с распространением АЧС во многих регионах Российской Федерации, в том числе граничащих с нашей областью, риск заноса АЧС на её территорию является значительным.
Основными проблемами эпизоотического характера, связанными с риском заноса АЧС на территорию области, являются:
несанкционированный завоз в животноводческие хозяйства и перерабатывающие предприятия области животных, продукции животного происхождения, кормов для животных и других животноводческих грузов из регионов, неблагополучных по АЧС;
низкий уровень зоосанитарной защищенности свиноводческих хозяйств;
низкая обеспеченность свиноводческих хозяйств и государственных учреждений ветеринарии крематорами для сжигания биологических отходов, а также предприятий по хранению и переработке животноводческой продукции - цехами (установками) для утилизации ветеринарных конфискатов и других биологических отходов, получаемых при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения;
недостаточная оснащенность областных государственных учреждений ветеринарии лабораторным оборудованием, приборами и средствами диагностики для проведения лабораторного контроля и мониторинговых исследований на АЧС.
Как показывает практика появление АЧС в регионе - это катастрофа для всей свиноводческой отрасли в силу следующих причин:
высокая смертность животных в очагах инфекции;
прямые потери в результате тотальной депопуляции свиней в очаге инфекции;
полный запрет на вывоз сельскохозяйственной продукции и существенные ограничения реализации свиноводческого сырья и продукции за пределы региона;
огромные затраты на ликвидацию, контроль и сдерживание инфекции;
потери экономических связей.
В последние годы в области наблюдается рост промышленного свиноводства.
Так, в 2012 - 2014 годах планируется строительство современных, отвечающих IV компартменту (зоосанитарный статус) свиноводческих комплексов на территории Моршанского, Мучкапского, Никифоровского и Инжавинского районов, а также второй очереди свиноводческих комплексов ООО "Тамбовский бекон" и ООО "Ресурс" на территории Бондарского, Гавриловского, Жердевского, Знаменского и Сампурского районов, что позволит увеличить годовую мощность производства свинины на промышленной основе к 2014 году до 104 тыс. тонн.
Вместе с тем рост промышленного свиноводства может обострить эпизоотическую ситуацию в области по особо опасным и карантинным болезням животных, включая АЧС, в случае несоблюдения свиноводческими хозяйствами ветеринарных правил и зоогигиенических норм ведения животноводства.
В этих условиях необходим комплексный системный подход при разработке правовых, экономических и организационных мероприятий, направленных на предупреждение заноса и распространения АЧС на территории области.
Существующая угроза заноса в область из других регионов АЧС требует принятия исполнителями Программы мер по:
осуществлению государственного ветеринарного надзора на специально оборудованных постах за поступающими в область животноводческими грузами;
карантинированию всех завозимых в область животных, их профилактической вакцинации и диагностическому обследованию;
обязательному ветеринарному освидетельствованию завозимых в область кормов, кормовых добавок, продукции животного происхождения;
осуществлению постоянного и эффективного эпизоотологического мониторинга заболеваемости домашних свиней и диких кабанов АЧС;
проведению зоосанитарного освидетельствования свиноводческих хозяйств и предприятий по убою, переработке и хранению продукции свиноводства.
Реализации мероприятий позволит осуществить полное взаимодействие структур и ведомств, заинтересованных в предотвращении заноса АЧС на территорию области, повысить оперативность проведения профилактических мероприятий, совершенствовать лабораторную практику в вопросах диагностики заболевания.
В основе Программы заложена целостная модель формирования системы предупреждения заноса и распространения АЧС на территории области.
Применение программно-целевого метода позволит:
определить приоритетность мероприятий, очередность и сроки их реализации исходя из социальной и экономической целесообразности, а также с учётом возможности финансирования из бюджета области и внебюджетных источников;
увязать имеющиеся и планируемые финансовые ресурсы с разрабатываемыми комплексами мероприятий по направлениям Программы:
обеспечить интеграцию мероприятий, носящих различный характер (специально ветеринарный, контрольно-надзорный и организационно-хозяйственный), в общий процесс достижения конечной цели Программы;
создать условия для оперативного и результативного управлениями рисками.
Комплексный характер поставленной задачи, требующий решения на региональном уровне, обуславливает необходимость применения программно-целевого метода.
Постановлением администрации Тамбовской области от 24 мая 2012 г. N 597 в раздел 2 настоящей Программы внесены изменения
2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является обеспечение эффективной защиты территории Тамбовской области от заноса вируса африканской чумы свиней (АЧС).
Основными задачами Программы являются:
создание условий ведения свиноводства в режиме высокого уровня зоосанитарной защищенности (III - IV компартмент);
совершенствование системы лабораторного контроля и эпизоотологического мониторинга заболеваемости домашних свиней и диких кабанов АЧС;
усиление государственного ветеринарного надзора по охране территории Тамбовской области от заноса и распространения АЧС.
3. Механизм реализации Программы
Текущее управление реализацией, а также контроль за реализацией Программы осуществляется управлением ветеринарии области и управлением сельского хозяйства области.
Участниками реализации Программы являются управление ветеринарии области, управление сельского хозяйства области, областные государственные учреждения ветеринарии и хозяйствующие субъекты - производители продукции свиноводства (свиноводческие хозяйства).
Отбор непосредственных исполнителей отдельных мероприятий Программы осуществляется в соответствии с процедурами, установленными Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Основными принципами реализации Программы являются:
равный доступ свиноводческих хозяйств к участию в Программе;
оказание государственной поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
открытость процедур оказания государственной поддержки.
Реализация Программы осуществляется во взаимодействии заказчика с исполнителями мероприятий Программы.
Заказчиком-координатором Программы является управление сельского хозяйства области.
Заказчики, с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств, ежегодно уточняют целевые индикаторы и показатели, затраты по мероприятиям Программы, механизм их реализации и состав исполнителей.
В ходе реализации Программы заказчики:
разрабатывают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
проводят анализ и формируют предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы;
готовят ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год;
уточняют механизм реализации Программы по мероприятиям Программы;
осуществляют подготовку и предложения в установленном порядке справочно-аналитических информаций о реализации Программы.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджета, направленных на реализацию мероприятий по предупреждению заноса и распространения АЧС на территории области.
Общий объём финансирования за счет этих источников составляет:
Таблица 1
Наименование финансовых ресурсов |
Плановый объём бюджетных ассигнований (млн. руб.) |
|||
всего |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
Областной бюджет |
36,2 |
10 |
12,4 |
13,8 |
Внебюджетные источники |
34,0 |
10,4 |
11,3 |
12,3 |
Итого: |
70,2 |
20,4 |
23,7 |
26,1 |
Объёмы и источники финансирования Программы в области приведены в приложении.
Объёмы ресурсного обеспечения могут корректироваться исходя из результатов выполнения мероприятий Программы, эпизоотической и финансовой ситуации в области.
5. Возможные риски в процессе реализации Программы
Основными внешними рисками, влияющими на достижение поставленных целей, являются:
возникновение чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера в отношении АЧС;
нарушение плановых сроков реализации мероприятий Программы из-за невыполнения исполнителями обязательств по государственным контрактам.
Для минимизации данных рисков предполагается проводить такие мероприятия как:
назначение приказами руководителей должностных лиц, ответственных за реализацию мероприятий Программы;
принятие на уровне органов исполнительной власти области, ответственных за реализацию мероприятий Программы, подробных планов по их реализации.
Постановлением администрации Тамбовской области от 24 мая 2012 г. N 597 в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
6. Перечень целевых индикаторов Программы
Таблица 2
7. Перечень программных мероприятий
Программой предусмотрена реализация мероприятий, направленных на решение поставленных задач. Перечень мероприятий и их описание приведены в приложении к Программе.
8. Срок реализации Программы
Реализация Программы предусматривается на период с 2012 по 2014 годы с ежегодной корректировкой взаимосвязанных и скоординированных по времени мероприятий с учётом экономической и эпизоотической ситуации в области, включая корректировку приобретения и расходования ветеринарных приборов, оборудования, дезинфектантов и других материально-технических средств диагностики, предупреждения и ликвидации АЧС.
9. Результаты реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит обеспечить устойчивую эпизоотическую ситуацию в Тамбовской области по АЧС.
Результатами реализации Программы будет снижение рисков возникновения АЧС, уменьшение затрат на проведение специальных мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию особо опасных и карантинных болезней животных.
10. Эффективность расходования бюджетных средств
Эффективное расходование бюджетных средств направлено на реализацию Программы и будет оцениваться с помощью целевых индикаторов и показателей. Это будет отражать степень достижения показателя результатов при фактически достигнутом уровне расходования бюджетных средств.
Оценка экономической эффективности определяется увеличением производства здорового поголовья животных и продукции животного происхождения безопасного в ветеринарно-санитарном отношении при расходовании выделенных на реализацию Программы бюджетных ассигнований.
Общественная эффективность деятельности органов исполнительной власти Тамбовской области - исполнителей Программы будет достигнута путем недопущения возникновения очагов АЧС на территории Тамбовской области.
Расчет социально-экономической и экологической эффективности реализации Программы (по годам)
Таблица N 3
Показатели |
Оценка 2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2014 г. к 2011 г. |
Валовое производство мяса в сельхозпредприятиях-участниках программы-всего, тыс. тонн |
24,9 |
39,0 |
51,0 |
104,0 |
4,2 р |
Себестоимость произведенной продукции, млн. руб. |
1718,1 |
2808,0 |
3876,0 |
8320,0 |
4,8 р |
Валовой доход отрасли, млн. руб. |
1942,2 |
3198,0 |
4386,0 |
9360,0 |
4,8 р |
Чистая прибыль отрасли, млн. руб. |
224,1 |
390 |
510 |
1040 |
4,6 р |
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по Программе (по годам)
Таблица N 4
Показатели |
Ед. изм. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2014 г. к 2011 г. |
Выручка от реализации мяса свинины |
млн. руб. |
3198 |
4384 |
9360 |
16942 |
Ежегодный прирост выручки от реализации мяса |
млн. руб. |
1255,8 |
1188 |
4974 |
7417,8 |
Финансирование Программы - всего (Ф) |
млн. руб. |
10 |
12,4 |
13,8 |
35 |
Постановлением администрации Тамбовской области от 24 мая 2012 г. N 597 раздел 11 настоящей Программы изложен в новой редакции
11. Экономическая эффективность реализации Программы
Экономическая эффективность реализации Программы определяется по разнице между максимально возможными убытками (экономического ущерба) от возникновения АЧС и финансовыми затратами, предусмотренными на реализацию Программы.
Экономический ущерб от возникновения АЧС включает в себя:
ущерб от вынужденного уничтожения или падежа свиней при возникновении АЧС;
ущерб от потерь основной продукции живой массы свинопоголовья при возникновении АЧС;
прямые затраты на ликвидацию эпизоотического очага АЧС.
Предполагаемый экономический ущерб от возникновения АЧС рассчитывается по следующей методике:
ущерб от вынужденного уничтожения или падежа свиней (У1) при возникновении АЧС рассчитывается по формуле:
= Мпс х Ж х Ц - Сф, где:
Мпс - количество павших или умерщвленных свиней в эпизоотическом очаге;
Ж - средняя живая масса животных;
Ц - закупочная цена 1 кг мяса свинины, руб.;
Сф - денежная выручка от реализации продуктов убоя или трупного сырья
= 19114 х 77 кг х 94 - 0 = 138347 тыс. рублей;
ущерб от потерь основной продукции живой массы свинопоголовья (У2) рассчитывается по формуле:
= (Мос х Кз) х Кп х Ц, где
Мос - общее количество свинопоголовья во всех категориях хозяйств области, гол.;
Кз - коэффициент возможной заболеваемости свинопоголовья в регионе;
Кп - удельная величина потерь основной продукции живой массы на одно животное, кг;
Ц - закупочная цена 1 кг мяса свинины, руб.
= (289600 х 0,066) х 21,3 х 94 = 38269,2 тыс. руб.
Прямые затраты на ликвидацию АЧС
N п/п |
Наименование расходных материалов |
Ед. изм. |
Стоимость (руб.) |
Количество израсходованных материалов (доз, тонн) |
Всего прямых затрат (тыс. руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Адемин супер для обезболивания животных |
доз |
350 |
7300 |
2555 |
2. |
Дизтопливо для сжигания трупов животных |
тонн |
30000 |
1900 |
57000 |
3. |
Хлорная известь для обеззараживания навоза |
тонн |
31000 |
200 |
6200 |
4. |
Едкий натр для проведения дезинфекции |
тонн |
100000 |
10 |
1000 |
|
Итого: |
|
|
|
66755 |
Планируемые показатели предотвращенного ущерба от возникновения АЧС
N п/п |
Показатели |
2012 год |
2013 год* |
2014 год** |
2012 - 2014 годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Предотвращенный ущерб от падежа и вынужденного умерщвления животных, млн. руб. |
138,3 |
152,1 |
166,0 |
456,4 |
2. |
Предотвращенный ущерб от потерь основной продукции животноводства |
38,3 |
42,1 |
46,0 |
126,4 |
3. |
Предотвращенный ущерб от прямых затрат на ликвидацию АЧС |
66,8 |
73,4 |
80,2 |
220,4 |
|
Итого: |
243,4 |
267,6 |
292,2 |
803,2 |
* - повышающий коэффициент 1,1
** - повышающий коэффициент 1,2
Оценка экономической эффективности реализации Программы
Предотвращенный ущерб от возникновения АЧС, млн. руб. |
Финансовые затраты на реализацию Программы, млн. руб. |
Экономическая эффективность реализации Программы, млн. руб. |
|||||||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2012 - 2014 годы |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2012 - 2014 годы |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2012 - 2014 годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
243,4 |
267,6 |
292,2 |
803,2 |
21,2 |
23,7 |
26,1 |
71,0 |
222,2 |
243,9 |
266,1 |
732,2 |
Постановлением администрации Тамбовской области от 24 мая 2012 г. N 597 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к целевой Программе предупреждения заноса
и распространения африканской чумы свиней
на территории Тамбовской области на 2012 - 2014 годы
Перечень мероприятий Программы
24 мая 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Тамбовской области от 12 декабря 2011 г. N 1731 "О целевой Программе предупреждения заноса и распространения африканской чумы свиней на территории Тамбовской области на 2012 - 2014 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Тамбовская жизнь" (спецвыпуск) от 20 декабря 2011 г. N 145 (1227)
Постановлением администрации Тамбовской области от 21 ноября 2012 г. N 1443 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2013 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление администрации Тамбовской области от 29 декабря 2012 г. N 1683
Постановление администрации Тамбовской области от 7 августа 2012 г. N 967
Постановление администрации Тамбовской области от 24 мая 2012 г. N 597