Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 N 147, провело правовую экспертизу постановления администрации Тамбовской области от 11.03.2011 N 227 "О Порядке предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) и приемной семье, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю".
Поводом для проведения правовой экспертизы послужило принятие постановления администрации Тамбовской области от 11.03.2011 N 227 "О Порядке предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) и приемной семье, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю".
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Постановления являются правоотношения, направленные на определение механизма предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) и приемной семье, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование находится в исключительном ведении Российской Федерации и подлежит, согласно пункту 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации, законодательному регулированию федеральными конституционными законами и федеральными законами, имеющими прямое действие на территории Российской Федерации.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.1997 N 19-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Тамбовской области" отнесение финансового, валютного, кредитного регулирования к ведению Российской Федерации не препятствует органам государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществлять меры по мобилизации и расходованию собственных финансовых ресурсов.
Согласно пункту 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации.
Принятие данного Постановления относится к компетенции администрации Тамбовской области.
Указанная область общественных отношений регулируется Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (в редакции от 23.12.2010 N 386-ФЗ) (СК РФ), Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в редакции от 06.04.2011 N 68-ФЗ) (далее - БК РФ), федеральными законами от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 28.12.2010 N 406-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 20.03.2011 N 38-ФЗ), от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (в редакции от 18.07.2009 N 178-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 48-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1120 "О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 1120).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации N 1120 установлено, что субсидии на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке законы или иные нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства по осуществлению ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю.
Согласно абзацу 8 статьи 8 БК РФ установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 4 статьи 135 БК РФ бюджетам муниципальных образований из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетные трансферты могут предоставляться в форме субвенций. Согласно пункту 1 статьи 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
В соответствии с подпунктом 24.2. пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Частью 1 статьи 6 Федерального закона N 48-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с Федеральным законом N 48-ФЗ, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству.
Пунктом 1 статьи 2 Закона Тамбовской области от 25.11.2005 N 385-З "О наделении администраций муниципальных районов и городских округов Тамбовской области отдельными государственными полномочиями Тамбовской области" (введен в действие на 2011 год пунктом 3 статьи 18 Закона Тамбовской области от 24.12.2010 N 723-З "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (далее - Закон Тамбовской области N 723-З) (далее - Закон Тамбовской области N 385-З) администрации городских округов и муниципальных районов наделены государственными полномочиями по выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой и попечительством в соответствии с Законом Тамбовской области от 25.07.1997 N 125-З "Об опеке и попечительстве в Тамбовской области" (далее - Закон Тамбовской области N 125-З).
Согласно части 1 статьи 6 Закона Тамбовской области N 385-З финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных администрациям городских округов и муниципальных районов, осуществляется . за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета.
Пунктом 1 части 3 статьи 10 Закона Тамбовской области N 723-З на 2011 год утверждено распределение межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов на исполнение полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан.
Таким образом, Постановление принято во исполнение вышеуказанных норм действующего законодательства, является необходимым и достаточным для урегулирования данных правоотношений.
Пробела в правовом регулирования в результате признания утратившим силу постановления администрации Тамбовской области от 05.02.2007 N 113 "О Порядке предоставления и расходования субвенций местным бюджетам на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю" и постановлений, вносящих в него изменения не возникло, так как пунктом 1 Постановления утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) и приемной семье, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю.
Форма и текст Постановления соответствуют правилам и приемам юридической техники.
В результате проведения правовой экспертизы настоящего нормативного правового акта выявлены нормы, противоречащие федеральному законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 152 СК РФ приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153.1 СК РФ).
Абзацем 3 статьи 10.1 Закона Тамбовской области N 125-З предусмотрено, что приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Указанный договор является договором возмездного оказания услуг.
Выплата денежных средств приемным родителям (приемному родителю) производится ежемесячно согласно договору о передаче ребенка (детей) в приемную семью (абзац 3 статьи 13 Закона Тамбовской области N 125-З).
В соответствии со статьей 26 Закона Тамбовской области N 125-З средства на оплату труда приемным родителям, на содержание приемных и подопечных детей, предусматриваются в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Пунктом 1 части 2 статьи 6 Закона Тамбовской области N 723-З на 2011 год утверждена ведомственная структура расходов областного бюджета, в том числе, и на содержание ребенка в приемной семье, а также вознаграждение, причитающееся приемному родителю. Денежные средства выделяются на вышеуказанные цели управлению образования области, что также закреплено пунктом 4 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки приемных семей, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 25.05.2005 N 415 (далее - Положение).
Централизованная бухгалтерия при управлении образования области осуществляет учет расходов, связанных с оплатой труда приемных родителей, ежемесячными денежными выплатами на содержание приемных детей и компенсацией расходов на содержание приемных семей. Управление образования области перечисляет денежные выплаты на банковские счета приемных родителей, открытые в Сбербанке (пункты 7 и 8 Положения).
В соответствии с абзацем 5 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных БК РФ, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
В силу статей 2, 38 и 140 БК РФ субвенции носят исключительно целевой характер, в связи с чем, возникновению расходных обязательств в виде выполнения отдельных государственных полномочий и передаче субвенций на их выполнение должно предшествовать наделение органов местного самоуправления такими полномочиями.
Пунктом 11 статьи 1 Закона Тамбовской области от 27.12.2007 N 334-З "О наделении администраций городских округов, муниципальных районов Тамбовской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан" (введен в действие на 2011 год пунктом 6 статьи 18 Закона Тамбовской области N 723-З) администрации городских округов и муниципальных районов наделены государственными полномочиями по заключению договоров о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.
При этом полномочия по выплате денежных средств на содержание детей в приемных семьях, а также вознаграждения, причитающегося приемному родителю, муниципальным районам и городским округам не переданы.
В силу вышеизложенного, экспертируемым актом не может быть урегулирован порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальным районов и городских округов на содержание ребенка в приемной семье, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю.
Предлагаем устранить выявленные нарушения. О результатах рассмотрения экспертного заключения просьба сообщить в Управление.
Исполняющий обязанности |
А.В.Турецких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области от 13 апреля 2011 г. N 283 на постановление администрации Тамбовской области от 11.03.2011 N 227 "О Порядке предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) и приемной семье, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю"
Текст заключения официально опубликован не был