Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 14 сентября 2011 г. N 18/02
Резолютивная часть решения оглашена 31 августа 2011 года
В полном объёме решение изготовлено 14 сентября 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель: Гречишникова Е.А. - руководитель управления;
члены:
Колодина Н.Н. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Пономарёва И.А. - специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Харитонова К.Г. - специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
рассмотрев дело от 05.08.2011 N 18/02 по признакам нарушения администрацией города Мичуринска Тамбовской области пункта 7 части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Тамбовское УФАС России выявило признаки нарушения антимонопольного законодательства в постановлении администрации города Мичуринска Тамбовской области от 18.01.2010 N 35 "О передаче в аренду" и его правовых последствиях.
Тамбовское УФАС России по данному факту по собственной инициативе возбудило настоящее дело в отношении администрации города Мичуринска Тамбовской области.
На рассмотрении дела присутствовали представители, действующие на основании доверенностей:
администрации города Мичуринска - заместитель начальника управления строительства и архитектуры администрации города Мичуринска <...>.
муниципального учреждения здравоохранения "Мичуринская городская поликлиника" - заместитель главного врача по поликлинике <...>.
Представитель администрации города Мичуринска Тамбовской области на рассмотрении дела сообщил, что нежилое помещение, расположенное по адресу: ул. Интернациональная, д. 108, общей площадью 16,1 м2, было передано в аренду МУП "Центральная городская аптека" без учёта особенностей действующего законодательства. В настоящее время договор аренды объекта муниципального нежилого фонда N 14 от 20.01.2010 расторгнут соглашением 1 февраля 2010 года.
Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела и анализа представленных материалов установила следующее.
1. Администрацией города Мичуринска Тамбовской области принято постановление от 18.01.2010 N 35 "О передаче в аренду", в котором указано следующее: "В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 26.07.2008 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с необходимостью заключения договоров аренды на нежилые помещения муниципальной собственности на 2010 год с арендаторами администрация города Мичуринска постановляет:
1. Передать в аренду нежилые помещения с 1 января 2009 года по 31 декабря 2013 года согласно приложению (пункт 1 постановления).
2. Начальнику управления муниципальным имуществом администрации города <...> заключить договора аренды на 2010 год с арендаторами на нежилые помещения муниципальной собственности и на земельные участки под арендуемыми помещениями согласно приложению.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города <...>".
В приложении к вышеуказанному постановлению "Список арендаторов нежилых помещений муниципальной собственности на 2010 год" определены арендаторы, которым данным постановлением установлена возможность предоставления в аренду нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, среди которых - МУП "Центральная городская аптека" (строка 15).
Администрация города Мичуринска Тамбовской области на основании вышеназванного постановления заключила с Муниципальным унитарным предприятием "Центральная городская аптека" (далее - Арендатор) договор аренды объекта муниципального нежилого фонда N 14 от 20 января 2010 года, согласно которому арендатор принял в арендное пользование объект нежилого муниципального фонда - нежилое помещение общей площадью 16,1 м2, расположенное по адресу: ул. Интернациональная, д. 108, 2 этаж, для использования под торговлю лекарственными средствами и медикаментами.
Согласно подпункту 1.6 пункта 1 указанного договора аренды: "срок аренды определен с 01.01.2010, причем указанная дата является датой вступления договора в силу, по 30.12.2010. По истечении срока договора "Арендатор" имеет право на его возобновление в соответствии с действующим законодательством".
В подпункте 1.7 пункта 1 договора аренды указано: "Арендодатель" и "Арендатор" при первоначальной сдаче "Объекта" в аренду оформляют акт приема-передачи". Передаточный акт составлен сторонами по договору 20 января 2010 года, в соответствии с которым администрация города Мичуринска Тамбовской области передаёт в арендное пользование нежилое помещение, расположенное по адресу: ул. Интернациональная, д. 108, 2 этаж общей площадью 16,1 м2, для использования под торговлю лекарственными средствами и медикаментами.
Пунктом 1.8 пункта 1 договора аренды установлено: "По окончании срока действия договора аренды "Объекта" договор считается расторгнутым. "Арендатор", добросовестно исполнявший условия договора аренды "Объекта", имеет право на перезаключение договора на новый срок в установленном законном порядке".
Муниципальное нежилое помещение, представленное по договору аренды N 14 от 20.01.2010, закреплено на праве оперативного управления за муниципальным учреждением здравоохранения "Мичуринская городская поликлиника" на основании постановления администрации города Мичуринска Тамбовской области от 05.06.2009 N 1190 "О закреплении на праве оперативного управления муниципального имущества".
Однако, администрация города Мичуринска Тамбовской области торги на право заключения договора аренды рассматриваемого объекта не проводила, что противоречит требованиям антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договора аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Предоставление в аренду муниципального недвижимого имущества без торгов муниципальному унитарному предприятию не относится к исключениям, предусмотренным частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, администрация города Мичуринска Тамбовской области нарушила часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции при принятии постановления от 18.01.2010 N 35 "О передаче в аренду" в части строки 15 Списка арендаторов нежилых помещений муниципальной собственности на 2010 год (приложение к постановлению) и заключении договора аренды от 20.01.2010 без проведения торгов.
2. Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Подпунктом 1.2 пункта 1 Устава МУП "Центральная городская аптека", утвержденного администрацией города Мичуринска 22 июня 2000 года, также установлено, что "предприятие является коммерческой организацией, созданной для осуществления финансово-хозяйственной деятельности".
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Следовательно, МУП "Центральная городская аптека" является хозяйствующим субъектом в соответствии с определением, введённым статьёй 4 Закона о защите конкуренции.
Однако, в отличие от иных хозяйствующих субъектов администрация города Мичуринска Тамбовской области предоставила МУП "Центральная городская аптека" неконкурентные преимущества в виде предоставления в аренду муниципального нежилого помещения без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом.
Решение органа местного самоуправления о передаче в аренду без торгов объекта муниципального нежилого фонда представляет собой правовую основу передачи имущественных прав в интересах определенного субъекта, обеспечивающее ему преимущество перед остальными участниками товарного рынка (потенциальными участниками), что в соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции является муниципальной преференцией, подлежащей контролю в рамках главы 5 (статьи 19 - 21) указанного Закона.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Порядок предоставления муниципальной преференции установлен статьей 20 Закона о защите конкуренции. Органы местного самоуправления, имеющие намерение предоставить муниципальную преференцию, направляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой преференции (статья 20).
Однако, администрация города Мичуринска Тамбовской области не обращалась в Тамбовское УФАС России с заявлением о даче согласия на предоставление МУП "Центральная городская аптека" муниципальной преференции путем предоставления в аренду муниципального имущества (нежилое помещение, расположенное по адресу: ул. Интернациональная, д. 108, 2 этаж общей площадью 16,1 м2), а также не проводила публичные торги в целях обеспечения равнодоступности всех претендентов (хозяйствующих субъектов) на аренду указанного помещения.
Таким образом, администрация города Мичуринска Тамбовской области нарушила требования главы 5 (статьи 19 - 21) Закона о защите конкуренции при предоставлении МУП "Центральная городская аптека" в аренду нежилого помещения, расположенного по адресу: ул. Интернациональная, д. 108, 2 этаж общей площадью 16,1 м2.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции безусловно запрещается органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе пунктом 7 части 1 статьи 15 запрещается предоставление муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции (пункт 7).
Таким образом, администрация города Мичуринска Тамбовской области нарушила пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции при принятии акта (постановление от 18.01.2010 N 35 "О передаче в аренду") и заключении договора аренды муниципального недвижимого имущества с отдельным хозяйствующим субъектом (МУП "Центральная городская аптека") без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом.
При рассмотрении дела установлено, что администрация города Мичуринска Тамбовской области и МУП "Центральная городская аптека" 1 февраля 2010 года заключили соглашение о расторжении договора аренды N 14 от 20 января 2010 нежилого помещения, расположенного по адресу: ул. Интернациональная, д. 108, 2 этаж общей площадью 16,1 м2 в связи с проведением ремонтных работ в здании поликлиники по ул. Интернациональной, д. 108.
Представленные копия вышеназванного соглашения и акта приема-передачи нежилого помещения от 1 февраля 2010 года подтверждают, что арендатор - муниципальное унитарное предприятие "Центральная городская аптека" сдал нежилое помещение, а арендодатель - администрация города Мичуринска приняла нежилое помещение по адресу: ул. Интернациональная, д. 108, 2 этаж общей площадью 16,1 м2.
В связи с указанным обстоятельством Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
1. Признать администрацию города Мичуринска Тамбовской области нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15 и часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции при принятии акта (постановление администрации города Мичуринска Тамбовской области от 18.01.2010 "О передаче в аренду") и заключении договора аренды объекта муниципального нежилого фонда N 14 от 20.01.2010 с МУП "Центральная городская аптека" без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом.
2. Предписание не выдавать в связи с истечением срока действия постановления администрации города Мичуринска Тамбовской области от 18.01.2010 "О передаче в аренду" и договора аренды объекта муниципального нежилого фонда N 14 от 20.01.2010.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновного должностного лица органа местного самоуправления по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
Е.А. Гречишникова |
Члены Комиссии: |
Н.Н. Колодина И.А. Пономарёва К.Г. Харитонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 14 сентября 2011 г. N 18/02
Текст решения официально опубликован не был