В целях устойчивого развития и повышения конкурентоспособности отечественного мясного животноводства на территории области и в соответствии с постановлением администрации области от 19.03.2007 N 269 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации целевых программ Тамбовской области" (в редакции 15.08.2011) администрация области постановляет:
1. Утвердить целевую программу развития первичной переработки свинины с учетом производства субпродуктов в Тамбовской области на 2012 - 2015 годы согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области А.Я. Дубовика.
Глава администрации области |
О.И. Бетин |
Целевая программа
развития первичной переработки свинины с учетом производства субпродуктов в Тамбовской области на 2012 - 2015 годы
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 23 декабря 2011 г. N 1854)
Паспорт Программы
Наименование |
Целевая программа развития первичной переработки свинины с учетом производства субпродуктов в Тамбовской области на 2012 - 2015 годы |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1042 "Об утверждении правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на продержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации" |
Заказчики - координаторы Программы |
Управление по развитию перерабатывающей промышленности области, управление сельского хозяйства области |
Разработчики Программы |
Управление по развитию перерабатывающей промышленности области, управление сельского хозяйства области |
Цель и задачи Программы |
Цель Программы: увеличение импортозамещения за счет производства отечественного товарного мяса на базе современных комплексов по убою скота и производству субпродуктов. Задачи по достижению цели: строительство новых предприятий по убою и первичной переработке мяса свиней и производству субпродуктов; проведение реконструкции и технического перевооружения на действующих предприятиях мясоперерабатывающей отрасли |
Сроки реализации Программы |
2012 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы на 2012 - 2015 годы в ценах соответствующих лет составляет 4916,4 млн. рублей, в том числе: за счет внебюджетных средств - 4444,7 млн. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 3230,0 млн. рублей; 2013 год - 764,7 млн. рублей; 2014 - 300,0 млн. рублей; 2015 - 150,0 млн. рублей; за счет средств областного бюджета - 471,7 млн. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 389,0 млн. рублей; 2013 год - 82,7 млн. рублей; 2014 год - 0,0 млн. рублей; 2015 год - 0,0 млн. рублей. Средства федерального бюджета в рамках настоящей Программы могут быть использованы на условиях софинансирования в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами
Целевая программа развития первичной переработки свинины с учетом производства субпродуктов в Тамбовской области на 2012 - 2015 годы направлена на устойчивое развитие первичной переработки мяса свиней, снижение доли импортного мяса с целью снабжения населения мясом отечественного производства, что является частью достижения приоритетных целей развития сельскохозяйственного производства России и обеспечения продовольственной безопасности страны.
1.1. Анализ ситуации и потенциал развития переработки свиней
Для Тамбовской области, как и для большинства регионов, входящих в состав Центрального федерального округа, производство мяса всех видов - традиционная отрасль, и её развитие определяет не только доступность мясных продуктов, но и эффективность животноводства, а доходы от реализации мясных продуктов формируют большую часть прибыли сельскохозяйственных производителей региона.
Промышленная переработка мяса в Тамбовской области является одной из ключевых составляющих агропромышленного комплекса региона и имеет большое значение для обеспечения занятости населения и снабжения его мясом.
Развитие промышленной переработки мяса требует комплексного решения ряда задач, направленных на инновационно-технологическое обновление производства, как в сфере животноводства, так и в сфере переработки мясного сырья.
По состоянию на 01.01.2011 на территории области работает 5 мясокомбинатов: ОАО "Кирсановмясо", ОАО "Тамбовмясопродукт", ОАО "Мясоптицекомбинат "Первомайский", ОАО "Мясокомбинат "Токаревский", ООО "Торговый дом "Россошь"; 2 мясохладобойни (в г. Котовск и р.п. Никифоровка), 3 мясоперерабатывающих комбината: ОАО "Мясоперерабатывающий комбинат "Максимовский", ООО "Жупиков", ИП Вигилянтов.
В области наметился ежегодный рост поголовья свиней (с 2005 по 2011 год поголовье свиней увеличилось в 1,49 раза с 187,2 тысяч до 278 тыс. голов), а также увеличение производства и потребления свинины.
Ускоренное развитие мясного животноводства является задачей государственного значения, базисом для обеспечения продовольственной безопасности страны. Решение этой задачи позволит обоснованно и в интересах всего населения удовлетворить спрос на мясо отечественного производства.
За период с 2008 по 2011 годы в области реализованы инвестиционные проекты общей стоимостью 9,5 млрд. рублей, что позволило приступить к производству 33,0 тыс. тонн свинины в живом весе, а в 2012 году обеспечить ввод в эксплуатацию производственных мощностей на 120 тыс. тонн свинины. В период с 2012 по 2015 годы намечено привлечение инвестиций в отрасль в размере 18,5 млрд. рублей, что позволит дополнительно ввести в эксплуатацию свиноводческие комплексы производственной мощностью 170 тыс. тонн свинины. Анализ отрасли показывает, что основным поставщиком скота на убойные предприятия являются крупные промышленные специализированные комплексы по производству свинины.
В настоящее время на территории области имеются мощности по убою и первичной переработке свиней, рассчитанные на 51,0 тонну убойного веса в смену, в т.ч. на крупных и средних мясоперерабатывающих предприятиях области - 45,0 тонн убойного веса в смену. Это составляет 120 тыс. голов в год.
Предприятия ориентированы на закупку мясного сырья у мелких и средних областных товаропроизводителей, разделку, обработку, хранение и транспортировку подготовленного сырья для дальнейшей промышленной переработки и реализации в оптовой или розничной сети. Предприятия располагают собственными производственными мощностями по первичной переработке (в том числе обвалке) мяса.
Номенклатура производимой продукции: свинина 1 категории в тушах, полутушах и субпродукты.
Однако существующие мощности для убоя и первичной переработки скота практически на всех предприятиях области морально и физически устарели, имеют срок эксплуатации более 5 лет, требуют реконструкции или полной замены.
Сельхозпредприятия, имеющие свинокомплексы, не ведут забой скота в области, а вывозят живой скот на убой в соседние области. Мясоперерабатывающие предприятия области ведут незначительный по объемам забой скота для колбасного производства и используют в производстве завозное сырье (ввоз мяса в область в 2011 году составляет более 5000 тонн).
В области за 10 месяцев 2011 г. по полному кругу предприятий произведено мяса и субпродуктов 1 категории 512,7 тонн, в том числе говядины 165,7 тонн, свинины 347 тонн.
К 2015 году в области прогнозируется производство свиней в живом весе более 210 тыс. тонн, в связи с чем возникнет необходимость увеличения мощностей по убою и первичной переработке до 1,9 млн. голов в год.
1.2. Характеристика проблемы
Недостаточно развитая производственно-технологическая база по убою скота, хранению и сбыту готовой продукции является одним из сдерживающих факторов ускоренного развития мясного животноводства. Имеющиеся в недостаточном количестве производственные мощности не позволяют получать товарное мясо высокого качества с оптимальными сроками хранения и создают условия для ввоза больших объемов мяса импортного производства.
Необходимым условием для обеспечения конкуренции на отечественном рынке мяса является импортозамещение за счет увеличения объемов производства мяса и создания современных комплексов по убою и переработке скота.
Несомненным фактом становится дефицит убойных и разделочных производств, изношенность и недостаточность основных фондов действующих предприятий.
Решением данной проблемы должно стать строительство современных и увеличение мощностей действующих заводов и цехов по первичной переработке скота всех видов.
С целью интенсификации производства товарного мяса, комплексной переработки всех видов основного, побочного сырья и отходов на современных высокотехнологичных предприятиях необходимо обеспечить дополнительный ввод мощностей по переработке продукции в объеме более 200 тыс. тонн мяса на кости в год, расширение ассортимента продукции.
В создавшейся ситуации возникает необходимость программно-целевого подхода для обеспечения концентрации и координации финансовых и организационных ресурсов с целью увеличения мощностей по первичной переработке мяса свиней и производству субпродуктов, организации взаимодействия заинтересованных хозяйствующих субъектов и обеспечения населения Тамбовской области и других регионов продукцией высокого качества.
2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основной целью Программы на 2012 - 2015 годы является увеличение импортозамещения за счет производства отечественного товарного мяса на базе современных комплексов по убою скота и производству субпродуктов
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
строительство новых предприятий по убою и первичной переработке мяса свиней и производству субпродуктов;
проведение реконструкции и технического перевооружения на действующих предприятиях мясоперерабатывающей отрасли.
3. Система программных мероприятий
Система основных программных мероприятий, планируемых к реализации, разработана исходя из направлений, определенных приоритетами развития агропромышленного комплекса Тамбовской области и стратегией социально-экономического развития региона на период до 2020 года (Закон области от 29.04.2009 N 512-З). Для решения поставленных задач будут совершенствоваться действующие нормативные правовые акты области по вопросам функционирования и развития агропромышленного комплекса.
Мероприятия сформулированы в зависимости от решаемых задач и представлены в приложении N 1 к Программе.
Участниками Программы являются мясоперерабатывающие предприятия области различных форм собственности, сельскохозяйственные товаропроизводители, кредитно-финансовые и проектные (строительные) организации, территориальные органы федеральных органов власти, органы исполнительной власти области, иные заинтересованные лица.
Этапы реализации Программы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Этап |
Срок реализации |
Исполнители |
Разработка и согласование проектно-сметной документации для строительства основного и вспомогательного производств предприятий по первичной переработке мяса свиней |
2012 г. |
Хозяйствующие субъекты Тамбовской области независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производственную деятельность по первичной и глубокой переработке мяса свиней и его хранению |
Приобретение оборудования для комплектации вновь создаваемых мощностей по первичной переработке мяса свиней |
2012 - 2013 гг. |
|
Выполнение строительно-монтажных работ по созданию мощностей по первичной переработке мяса свиней |
2012 - 2013 гг. |
|
Модернизация действующих производств по переработке мяса свиней |
2012 - 2015 гг. |
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования Программы на период 2012 - 2015 гг. составляет 4916,4 млн. рублей (таблица 2).
Таблица 2
Источники финансирования |
Структура затрат, % |
Объем финансирования, млн. рублей |
||||
Всего |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Всего по Подпрограмме |
100 |
4916,4 |
3619,0 |
847,4 |
300,0 |
150,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
внебюджетные источники |
90,4 |
4444,7 |
3230,0 |
764,7 |
300,0 |
150,0 |
областной бюджет |
9,6 |
471,7 |
389,0 |
82,7 |
0 |
0 |
Средства федерального бюджета в рамках настоящей Программы могут быть использованы на условиях софинансирования в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Минсельхоза России.
Конкретные объемы и формы государственной поддержки из областного бюджета ежегодно определяются законом об областном бюджете на очередной финансовый год.
5. Механизм реализации Программы
Механизм выполнения поставленных в Программе задач основывается на указанных выше целевых установках и представляет собой реализацию определенного перечня мероприятий, составляющих функциональное единство.
Заказчики Программы - управление по развитию перерабатывающей промышленности области, управление сельского хозяйства области.
Заказчики Программы организуют реализацию Программы, обеспечивают целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, несут ответственность за своевременную реализацию намеченных мероприятий, успешное решение поставленных задач в части их касающейся.
Заказчики по итогам за полугодие и год представляют в управление экономической политики администрации области информацию о ходе реализации программных мероприятий, о финансировании Программы с разбивкой по источникам финансирования, данные о достижении целевых индикаторов Программы (постановление администрации области от 19.03.2007 N 269).
Информация по итогам шести месяцев представляется в срок до 15 июля, по итогам года - до 15 февраля года, следующего за отчетным.
Выплата субсидий на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса всех форм собственности на приобретение оборудования для комплексов по убою свиней и производства субпродуктов производится за счет средств областного бюджета в порядке, утвержденном администрацией области.
6. Оценка социально-экономической и иной эффективности реализации Программы
При выбранной стратегии реализации агропромышленной политики на период до 2015 года выполнение Программы (достижение цели, выполнение задач) предполагается по усредненному сценарию, который рассматривается в качестве наиболее вероятного и характеризуется высокими значениями достижения определяющих показателей выполнения программных мероприятий. Программа предполагает достижение более высоких экономических показателей хозяйственной деятельности мясоперерабатывающей промышленности за счет возможного увеличения средств бюджета области, направляемых на ее реализацию.
Ход реализации Программы будет оцениваться индикаторами выполнения задач по достижению основной цели (приложение N 2 к Программе).
Предполагается, что реализация программных мероприятий будет способствовать:
росту экономической эффективности (рентабельности) агропромышленного комплекса области;
развитию мясоперерабатывающей промышленности региона; снижению производственных издержек предприятий мясоперерабатывающей промышленности;
увеличению к 2015 году объемов производства свинины в 15 раз к уровню 2010 года, субпродуктов в 10 раз к уровню 2010 года;
росту потребления мяса и мясопродуктов (включая субпродукты) в расчете на душу населения до 72 кг/год (в 2010 году - 61,5 кг);
техническому перевооружению и реконструкции предприятий по убою и первичной переработке свинины;
строительству на территории области современных перерабатывающих предприятий полного (замкнутого) технологического цикла, которые будут способствовать недопущению возникновения и распространения африканской чумы свиней;
повышению конкурентоспособности (расширению ассортимента) предприятий мясоперерабатывающей промышленности и выпускаемой ими продукции, увеличению доли их присутствия на местном рынке;
увеличению поступлений в бюджеты всех уровней за счет увеличения налогооблагаемой базы предприятий в результате реализации намеченных инвестиционных проектов (налог на имущество организаций, НДФЛ и прочее);
созданию к концу 2015 года не менее 500 новых рабочих мест на постоянной основе;
повышению заработной платы на предприятиях мясоперерабатывающей промышленности, улучшению условий труда, его безопасности;
обеспечению ежегодного роста объемов производства (отгруженной товарной продукции) в мясоперерабатывающей отрасли промышленности на уровне 10 - 20 процентов.
Безопасность окружающей природной среды будет обеспечена за счет реализации экологических программ (мероприятий), которые разработаны и реализуются на предприятиях мясоперерабатывающей промышленности области.
Приложение N 1
развития первичной переработки
свинины с учетом производства субпродуктов
в Тамбовской области на 2012 - 2015 годы
Перечень
мероприятий Программы развития первичной переработки свинины с учетом производства субпродуктов в Тамбовской области на 2012 - 2015 годы
N п/п |
Цель, задачи, мероприятие |
Источники финансирования |
Объемы финансирования, млн. руб. |
Сроки выполнения |
Основные целевые индикаторы |
Заказчики Программы - ответственные за выполнение |
||||||
в том числе по годам | ||||||||||||
всего |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Наименование |
Единица измерения |
целевое значение |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Цель: увеличение импортозамещения за счет производства отечественного товарного мяса на базе современных комплексов по убою скота и производству субпродуктов | ||||||||||||
Задача 1: строительство новых предприятий по убою и первичной переработке мяса свиней и производству субпродуктов. Задача 2: проведение реконструкции и технического перевооружения на действующих предприятиях мясоперерабатывающей отрасли | ||||||||||||
1. |
Субсидии на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса всех форм собственности на приобретение оборудования для комплексов по убою свиней и производства субпродуктов |
Средства областного бюджета |
471,7 |
389,0 |
82,7 |
0 |
0 |
2012 - 2015 гг. |
Производство свинины в убойном весе |
Тыс. тонн |
153,0 |
Управление по развитию перерабатывающей промышленности области, управление сельского хозяйства области |
2. |
Приобретение оборудования для комплексов по убою свиней и производства субпродуктов |
Внебюджетные средства |
4444,7 |
3230,0 |
764,7 |
300,0 |
150,0 |
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
4916,4 |
3619,0 |
847,4 |
300,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе, |
|||||||||||
|
внебюджетные средства, включая кредитные ресурсы |
4444,7 |
3230,0 |
764,7 |
300,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
средства областного бюджета |
471,7 |
389,0 |
82,7 |
0 |
|
|
|
|
|
|
Приложение N 2
развития первичной переработки
свинины с учетом производства субпродуктов
в Тамбовской области на 2012 - 2015 годы
Основные целевые индикаторы, отражающие степень достижения цели и задач Программы развития первичной переработки свинины с учетом производства субпродуктов в Тамбовской области на 2012 - 2015 годы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.