Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Порядок
разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти области
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 27 января 2011 г. N 38)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает требования к разработке и утверждению административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти области.
Административный регламент предоставления государственной услуги (далее - административный регламент) - нормативный правовой акт исполнительного органа государственной власти области, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур и административных действий исполнительного органа государственной власти области (далее - исполнительный орган), осуществляемых по запросу физического или юридического лица в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
1.2. Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий исполнительного органа, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие исполнительного органа с гражданами и (или) юридическими лицами (далее - заявители, получатели), иными исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления, областными государственными учреждениями (предприятиями) (далее - организации) при предоставлении государственной услуги.
1.3. Административные регламенты разрабатываются исполнительными органами, к сфере деятельности которых относится предоставление государственной услуги, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тамбовской области.
1.4. В административных регламентах не могут устанавливаться полномочия исполнительных органов, не предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тамбовской области, а также ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда такие ограничения прямо предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации.
1.5. Исполнение исполнительными органами отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных на основании федерального закона с предоставлением субвенций из федерального бюджета, а также части полномочий федеральных органов исполнительной власти по предоставлению государственных услуг, переданных исполнительным органам на основании соглашений, осуществляется в соответствии с административным регламентом, утвержденным федеральным органом исполнительной власти. До утверждения соответствующего административного регламента федеральным органом исполнительной власти исполнительный орган области вправе утвердить временный административный регламент.
Исполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий области, переданных им на основании закона Тамбовской области с предоставлением субвенций из областного бюджета, осуществляется в порядке, установленном соответствующим административным регламентом, утвержденным исполнительным органом, если иное не установлено законом области.
1.6. В случае если в процессе разработки проекта административного регламента выявляется возможность оптимизации (повышения качества) предоставления государственной услуги при условии соответствующих изменений нормативных правовых актов, то проект административного регламента представляется в установленном порядке с приложением проектов указанных актов.
1.7. При разработке административных регламентов исполнительный орган предусматривает оптимизацию (повышение качества) предоставления государственных услуг, в том числе:
упорядочение административных процедур и административных действий;
устранение избыточных административных процедур и избыточных административных действий, если это не противоречит нормативным правовым актам Российской Федерации и Тамбовской области;
сокращение количества документов, представляемых заявителями для предоставления государственной услуги, применение унифицированных форм и шаблонов документов, снижение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами, в том числе за счет реализации принципа "одного окна", выполнение отдельных административных процедур (действий) на базе многофункциональных центров предоставления услуг, использование межведомственных согласований при предоставлении государственной услуги без участия заявителя, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
сокращение срока предоставления государственной услуги, а также сроков исполнения отдельных административных процедур и административных действий в рамках предоставления государственной услуги. Исполнительной орган, осуществляющий подготовку административного регламента, может установить в административном регламенте сокращенные сроки предоставления государственной услуги, а также сроки исполнения административных процедур в рамках сроков, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тамбовской области;
возможность предоставления государственной услуги либо отдельных административных процедур (действий) при наличии соответствующих программно- технических средств в электронной форме.
1.8. Исполнительные органы разрабатывают административные регламенты исходя из требований к качеству и доступности государственных услуг, устанавливаемых стандартами государственных услуг, разработанными и утвержденными в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тамбовской области.
До утверждения стандартов государственных услуг административные регламенты разрабатываются с учетом требований к предоставлению государственных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, а также с учетом рекомендаций Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
1.9. Проекты административных регламентов предоставления государственных услуг, разработанные исполнительными органами государственной власти области, подлежат экспертизе (далее - экспертиза), проводимой управлением государственной службы и организационной работы администрации области (далее - уполномоченный орган).
1.10. Предметом экспертизы является соответствие проекта административного регламента требованиям, установленным Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Порядком разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, в том числе:
комплектность поступивших на экспертизу материалов (наличие проекта приказа об утверждении административного регламента, проекта административного регламента, приложений к проекту административного регламента предоставления государственной услуги, блок-схемы, пояснительной записки (при необходимости проектов нормативных правовых актов о внесении соответствующих изменений);
соответствие структуры и содержания проекта административного регламента предоставления государственной услуги требованиям Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг;
учет замечаний и предложений, полученных в результате независимой экспертизы проектов административных регламентов;
оптимизация порядка предоставления государственной услуги, в том числе:
упорядочение административных процедур и административных действий;
устранение избыточных административных процедур и избыточных административных действий, если это не противоречит нормативным правовым актам Российской Федерации и Тамбовской области;
сокращение срока предоставления государственной услуги, а также сроков исполнения отдельных административных процедур и административных действий в рамках предоставления государственной услуги;
предоставление государственной услуги в электронной форме.
1.11. Заключение на проект административного регламента предоставления государственной услуги уполномоченный орган администрации области представляет в срок не более 10 дней.
Исполнительный орган, ответственный за утверждение административного регламента предоставления государственной услуги, обеспечивает учет замечаний и предложений, содержащихся в заключении уполномоченного органа администрации области.
1.12. Административные регламенты утверждаются исполнительными органами, к компетенции которых относится предоставление соответствующей государственной услуги.
1.13. Утвержденные административные регламенты подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, а также размещаются:
на портале органов государственной власти и местного самоуправления области в сети Интернет;
в федеральной государственной информационной системе "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций);
в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";
на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги.
1.14. Исполнительным органом, являющимся разработчиком административного регламента, на основе результатов осуществления контроля за предоставлением государственной услуги, а также анализа обращений, поступивших от заявителей, проводится непрерывная оценка эффективности применения административного регламента.
1.15. Внесение изменений в административный регламент осуществляется в случае изменения законодательства Российской Федерации и (или) Тамбовской области, регулирующего предоставление государственной услуги, изменения структуры администрации области и (или) системы исполнительных органов, к сфере деятельности которых относится предоставление соответствующей государственной услуги, а также в случае, если по результатам оценки эффективности применения административных регламентов выявлена необходимость совершенствования порядка и (или) стандарта предоставления государственной услуги.
Внесение изменений в административные регламенты осуществляется в порядке, установленном для разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг.
2. Требования к административным регламентам предоставления государственных услуг
2.1 Наименование административного регламента предоставления государственной услуги определяется исполнительным органом, ответственным за его утверждение, с учетом формулировки, соответствующей редакции положения нормативного правового акта, которым предусмотрена такая государственная услуга.
2.2. В административный регламент включаются разделы:
"Общие положения";
"Стандарт предоставления государственной услуги";
"Административные процедуры";
"Формы контроля за исполнением административного регламента";
"Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) исполнительного органа, предоставляющего государственную услугу, должностных лиц и государственных гражданских служащих".
2.3. Раздел "Общие положения" содержит:
цель разработки административного регламента;
описание заявителей, а также физических и юридических лиц, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в силу наделения их заявителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полномочиями выступать от их имени при взаимодействии с исполнительными органами и иными организациями при предоставлении государственной услуги;
информацию о месте нахождения, графике работы, справочных телефонах исполнительных органов, предоставляющих государственную услугу, их структурных подразделений, организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, а также многофункциональных центров предоставления услуг. В случае большого объема такой информации она приводится в приложении к административному регламенту;
адреса официальных сайтов исполнительных органов, организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащих информацию о предоставлении государственной услуги, адреса их электронной почты;
порядок и способы получения заявителем информации по вопросам предоставления государственной услуги, в том числе о ходе предоставления указанной услуги;
порядок, форма, и место размещения указанной в абзацах 4 - 6 настоящего пункта информации, в том числе на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги, а также в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте исполнительного органа, предоставляющего государственную услугу, организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги.
2.4. Раздел "Стандарт предоставления государственной услуги" содержит следующие подразделы:
"Наименование государственной услуги";
"Наименование исполнительного органа, предоставляющего государственную услугу";
"Результат предоставления государственной услуги";
"Срок предоставления государственной услуги";
"Правовые основания для предоставления государственной услуги";
"Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги";
"Перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги";
"Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги";
"Размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной услуги, и способы ее взимания";
"Сроки ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги";
"Срок регистрации запроса заявителя (получателя) о предоставлении государственной услуги";
"Требования к местам предоставления государственной услуги";
"Показатели доступности и качества государственных услуг";
"Иные требования к предоставлению государственной услуги".
В подразделе "Наименование государственной услуги" указывается наименование государственной услуги, предоставляемой исполнительным органом или организацией с учетом формулировки, установленной нормативным правовым актом, регламентирующим полномочия исполнительного органа или организации по предоставлению данной государственной услуги.
В подразделе "Наименование исполнительного органа, предоставляющего государственную услугу" указывается наименование исполнительного органа, непосредственно предоставляющего государственную услугу.
Если в предоставлении государственной услуги участвуют также иные исполнительные органы, территориальные федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации, то указываются все исполнительные органы, органы местного самоуправления и организации, взаимодействие с которыми необходимо для предоставления государственной услуги, а также формы их участия.
В подразделе "Результат предоставления государственной услуги" указывается конечный результат предоставления государственной услуги.
В подразделе "Срок предоставления государственной услуги" указывается срок предоставления государственной услуги с учетом необходимости обращения в организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, срок приостановления предоставления государственной услуги в случае, если возможность приостановления предусмотрена нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тамбовской области, сроки выдачи документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги.
В подразделе "Правовые основания для предоставления государственной услуги" указывается перечень нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих предоставление государственной услуги, с указанием реквизитов нормативных правовых актов и источников их официального опубликования.
В подразделе "Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги" приводится исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги.
До вступления в силу пунктов 2 и 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в данном подразделе указывается перечень документов, представляемых заявителями (получателями), требования к их оформлению, в том числе в электронной форме, и порядок их представления.
Предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тамбовской области бланки, формы запросов, обращений, заявлений и иных документов, представляемых заявителем (получателем) в связи с предоставлением государственной услуги, приводятся в качестве приложений к административному регламенту, за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тамбовской области прямо предусмотрена свободная форма подачи этих документов.
В подразделе "Перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги" приводится исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме и рассмотрении документов.
В подразделе "Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги" приводится исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тамбовской области. Кроме того, в подразделе могут быть указаны основания для приостановления предоставления государственной услуги, если эти основания прямо установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тамбовской области.
В подразделе "Размер платы, взимаемой с заявителя (получателя) при предоставлении государственной услуги и способы ее взимания" указываются размер, основания взимания платы с заявителя (получателя) при предоставлении государственной услуги, способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Тамбовской области.
В подразделе "Сроки ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги" устанавливается максимальное время ожидания заявителей (получателей) в очереди.
В подразделе "Срок регистрации запроса заявителя (получателя) о предоставлении государственной услуги" указывается временной период регистрации запроса.
Подраздел "Требования к местам предоставления государственной услуги" включает в себя описание требований к удобству и комфорту помещений, в которых предоставляются государственные услуги, в том числе:
к оформлению входа в здание;
к размещению и оформлению помещений;
к информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной услуги;
к оборудованию мест ожидания;
к местам для информирования заявителей (получателей), получения информации и заполнения запросов о предоставлении государственной услуги;
к местам ожидания заявителей (получателей);
к местам приема заявителей (получателей).
При подготовке подраздела "Требования к местам предоставления государственной услуги" следует учесть необходимость обеспечения заявителей комфортными условиями, в том числе обеспечения возможности реализации прав инвалидов на доступность предоставления государственной услуги.
В подразделе "Показатели доступности и качества предоставления государственных услуг" общими показателями для всех государственных услуг являются точность и своевременность исполнения, доступность, наличие обоснованных жалоб.
Состав показателей доступности и качества предоставления государственных услуг подразделяется на две основные группы: количественные и качественные.
В группу количественных показателей доступности, которые характеризуются измеримыми показателями, позволяющими объективно оценивать деятельность исполнительных органов, предоставляющих государственные услуги, могут входить:
время ожидания при получении услуги;
количество документов, требуемых для получения услуги;
стоимость конечного результата получения услуги (для платных услуг);
наличие льгот для определенных категорий потребителей услуги.
В группу качественных показателей доступности предоставляемых услуг могут входить:
правдивость (достоверность) информации о предоставляемых услугах;
наличие различных каналов получения услуги;
простота и ясность изложения информационных и инструктивных документов.
В группу количественных показателей оценки качества предоставляемых услуг могут входить:
соблюдение сроков предоставления услуг;
количество обоснованных жалоб.
К качественным показателям могут относиться:
культура обслуживания (вежливость, эстетичность);
качество результатов труда сотрудников (профессиональное мастерство);
возможность получения государственной услуги в многофункциональном центре предоставления услуг;
возможность получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Наименование и конкретные значения показателей определяются исполнительными органами самостоятельно с учетом специфики предоставляемой государственной услуги, а также возможностями исполнительного органа.
Указанные в данном подразделе показатели доступности и качества предоставления государственных услуг используются в дальнейшем при проведении мониторинга внедрения административных регламентов и практики их применения исполнительным органом.
В подразделе "Иные требования к предоставлению государственной услуги" указываются требования к предоставлению государственной услуги, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных услуг в электронной форме.
2.5. Раздел "Административные процедуры" состоит из подразделов, соответствующих количеству административных процедур, - логически обособленных последовательных административных действий при предоставлении государственной услуги, имеющих конечный результат и выделяемых в рамках предоставления государственной услуги.
В начале раздела, касающегося состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур, требований к порядку их выполнения, в том числе особенностей выполнения административных процедур в электронной форме, указывается исчерпывающий перечень административных процедур, содержащихся в указанном разделе.
Блок-схема, содержащая наглядное описание последовательности административных действий предоставления государственной услуги, приводится в приложении к административному регламенту.
Описание каждого административного действия содержит следующие обязательные элементы:
юридические факты, являющиеся основанием для начала административного действия. Описание юридического факта, являющегося основанием для начала действия, содержит описание инициатора события, самого события, входящего документа (информации), возможных способов получения (передачи) документа (информации). В качестве события могут выступать поступление письменного обращения, иного документа, наступление плановой даты и тому подобное;
сведения о должностном лице, ответственном за выполнение административного действия. Если нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие предоставление государственной услуги, содержат указание на конкретную должность, то она указывается в тексте административного регламента. В иных случаях используют универсальную формулировку "должностное лицо, ответственное за (обозначение работ)";
содержание каждого административного действия, продолжительность и (или) максимальный срок его выполнения;
критерии принятия решений;
результат административного действия и порядок передачи результата, который может совпадать с юридическим фактом, являющимся основанием для начала исполнения следующего административного действия;
способ фиксации результата выполнения административного действия, в том числе в электронной форме, содержащий указание на формат обязательного отображения административного действия, в том числе в электронных системах.
2.6. Раздел "Формы контроля за предоставлением государственной услуги" содержит:
порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами положений административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также принятием решений ответственными должностными лицами;
порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления государственной услуги;
ответственность государственных гражданских служащих исполнительного органа и иных должностных лиц за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления государственной услуги.
2.7. Раздел "Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) исполнительного органа, предоставляющего государственную услугу, должностных лиц и государственных гражданских служащих" устанавливает порядок обжалования заявителями (получателями) действий (бездействия) и решений, принимаемых (осуществляемых) в ходе выполнения административного регламента:
в части досудебного (внесудебного) обжалования указываются:
информация для заявителей об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принимаемых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги;
предмет досудебного (внесудебного) обжалования;
должностные лица и вышестоящие органы государственной власти, которым может быть адресовано заявление (претензия, жалоба) в досудебном (внесудебном) порядке;
реквизиты исполнительного органа, в который может быть направлено заявление (претензия, жалоба);
общие требования к оформлению заявлений (претензий, жалоб), рекомендуемая форма заявления (претензии, жалобы);
исчерпывающий перечень оснований для отказа в рассмотрении заявления (претензии, жалобы) либо для приостановления его рассмотрения;
основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования;
права заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования заявления (претензии, жалобы);
сроки рассмотрения заявлений (претензий, жалоб);
последовательное описание процедур рассмотрения заявлений (претензий, жалоб).
В части судебного обжалования указывается, что действия (бездействие) должностных лиц, а также принимаемые ими решения при предоставлении государственной услуги могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3. Организация независимой экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг
3.1. Проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе.
3.2. Предметом независимой экспертизы проекта административного регламента (далее - независимая экспертиза) является оценка возможного положительного эффекта, а также возможных негативных последствий реализации положений проекта административного регламента для граждан и организаций.
3.3. Независимая экспертиза проектов административных регламентов может проводиться физическими и юридическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств. Независимая экспертиза не может проводиться физическими и юридическими лицами, принимавшими участие в разработке проекта административного регламента, а также организациями, находящимися в ведении исполнительного органа, являющегося разработчиком административного регламента.
3.4. Срок, отведенный для проведения независимой экспертизы, должен указываться при размещении проекта административного регламента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте исполнительного органа, являющегося разработчиком проекта административного регламента. Данный срок не может быть менее одного месяца со дня размещения проекта административного регламента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3.5. По результатам независимой экспертизы составляется заключение, которое направляется в исполнительный орган, являющийся разработчиком административного регламента. Исполнительный орган, являющийся разработчиком административного регламента, должен рассмотреть все поступившие заключения независимой экспертизы и принять решение по результатам каждой такой экспертизы.
3.6. Непоступление заключения независимой экспертизы в орган, являющийся разработчиком административного регламента, в срок, отведенный для проведения независимой экспертизы, не является препятствием для проведения экспертизы уполномоченным органом администрации области по проведению экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.