Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 14
к областной целевой программе
"Стимулирование развития жилищного строительства
в Тамбовской области на 2011 - 2015 годы"
Подпрограмма
"Снижение административных барьеров в строительстве"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
"Снижение административных барьеров в строительстве" (далее - подпрограмма) |
Государственный заказчик |
Управление строительства и архитектуры Тамбовской области |
Основные разработчики подпрограммы |
Управление строительства и архитектуры Тамбовской области |
Цель и задачи подпрограммы |
Цель подпрограммы: создание условий для улучшения инвестиционного климата и увеличения объемов жилищного строительства. Задачи подпрограммы: обеспечение завершения формирования системы документов территориального планирования; обеспечение формирования документов градостроительного зонирования; обеспечение подготовки проектов планировки территорий, предназначенных для комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства; оптимизация процедур формирования и предоставления земельных участков для строительства и получения разрешения на строительство; совершенствование порядка выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий; предупреждение и устранение злоупотреблений сетевых компаний, выдающих технические условия |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2011 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
Общий объем финансирования подпрограммы в 2011 году составит 114450 тыс. рублей, в том числе: средства местных бюджетов - 88250 тыс. рублей; внебюджетные источники - 26200 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
Обеспечение муниципальных образований Тамбовской области документами территориального планирования в полном объеме; сокращение сроков строительства объектов жилищного строительства (многоэтажного) с учетом параллельного получения согласований до 560 - 613 дней - от идеи проекта до сдачи объекта в эксплуатацию |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
В целях создания условий для улучшения инвестиционного климата и увеличения объемов жилищного строительства разработана подпрограмма, направленная на ликвидацию административных барьеров в строительстве на 2011 - 2015 годы (далее - подпрограмма). В подпрограмме определены основные цели и задачи, сроки и этапы реализации.
В рамках действия приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", федеральной целевой программы "Жилище" подпрограммой предусматриваются мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг в области градостроительной деятельности.
Анализ проблем в жилищном строительстве, влияющих на активность предложения на рынке жилья в области, обозначает наличие административных барьеров, к которым приводит излишне регламентированная и чрезвычайно громоздкая система при получении исходно-разрешительной документации на осуществление строительства, при получении заключения государственной экспертизы на проектную документацию, при получении технических условий на подключение объектов к инженерным коммуникациям и при получении разрешений на ввод построенных объектов в эксплуатацию (на уровне муниципальном и естественных монополий).
Существующая практика свидетельствует о том, что полный цикл строительства объекта жилищного строительства (посредством аукциона) с учетом запараллеливания возможных процедур составляет 613 дней (1,7 года). Если же эти процессы идут не параллельно, то общий срок строительства объекта составляет 831 день (2,3 года). Срок строительства объекта с предварительным согласованием места размещения объекта составляет соответственно 560 дней (1,5 года) и 807 дней (2,2 года) (приложения N 3, 4).
В период предоставления земельного участка в аренду для строительства (с предварительным согласованием места размещения объекта) начиная с даты подачи заявки на предоставление земельного участка в аренду для строительства до даты выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию требуется получить согласование 14 органов исполнительной власти, предприятий и организаций.
Проблематичным моментом является введение местными органами власти дополнительных уточнений к перечню разрешительных документов, установленных федеральными законами. Выдача технических условий осуществляется сетевыми компаниями с завышенными требованиями (когда предоставляются земельные участки, не обеспеченные инженерной инфраструктурой). Иногда технические условия являются просто не подъемными для инвесторов, стоимость подключения делает строительство жилого дома на уже приобретенном земельном участке экономически бессмысленным.
Первостепенным вопросом решения проблем станет принятие в соответствии с планом мероприятий, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.06.2010 N 982-р, нормативных правовых актов по совершенствованию механизма территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий. Предусматривается упростить требования к таким документам и сам процесс их принятия. Избавить сельские поселения от необходимости готовить генеральные планы, если не намечается крупного строительства, и ограничиться только принятием правил землепользования и застройки. Упростить порядок разработки документов, необходимых для развития уже застроенных территорий. Исключить подготовку градостроительного плана земельного участка в отношении земельных участков при размещении линейных объектов. При отсутствии в действующем законодательстве подробной детализации процесса разработки градостроительной документации и регламентации мероприятий, направленных на ускорение и упрощение инвестиционного периода строительства, сроки строительства затягиваются, а застройщики несут ощутимые финансовые потери. Внятное территориальное планирование позволит отказаться от деления земель по категориям, обеспечить прозрачность действий различных органов власти по распоряжению землей, по предоставлению земельных участков в сфере строительства.
Необходимость проведения на территории области активной социально-экономической политики в условиях рыночной экономики предопределяет особую роль территориального планирования как элемента стратегического планирования деятельности по развитию территорий. В результате территориального планирования определяется назначение территорий путем установления зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд. Устойчивое развитие территорий предусматривает обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
С одной стороны, территориальное планирование выступает важным этапом планирования бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, задает ориентиры для инвестиционного развития территорий в целом. С другой стороны, территориальное планирование одновременно выступает важным элементом обеспечения инвестиционного климата в регионе, в каждом муниципалитете, так как обеспечивает прозрачность и предсказуемость действий органов власти в одном из важнейших направлений экономической политики государства - развитии общественной инфраструктуры, в деятельности по снятию ограничений для развития бизнеса. Прозрачность и предсказуемость являются важной дополнительной гарантией имущественных, экономических прав граждан.
Заблаговременное формирование первичного рынка территорий и участков в объеме, необходимом для стабильного роста объемов жилищного строительства, - основная задача территориального планирования, детализируемая затем в градостроительном зонировании, в планировке территории.
В состав Тамбовской области входят 23 муниципальных района, 7 городских округов, 13 городских поселений, 288 сельских поселений. Административным центром Тамбовской области является город Тамбов.
В настоящее время выполнен проект схемы территориального планирования Тамбовской области. Контракт финансировался из средств областного бюджета в общем объеме 14,0 млн. рублей. С целью утверждения проект схемы территориального планирования Тамбовской области согласован с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с Тамбовской областью. Согласно сводному заключению Министерства регионального развития Российской Федерации от 8 октября 2010 г. данный проект является согласованным с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
См. также постановление администрации Тамбовской области от 24 декабря 2010 г. N 1542 "Об утверждении схемы территориального планирования Тамбовской области"
Разработаны проекты схем территориального планирования 23 муниципальных районов области. Работы профинансированы из средств областного бюджета в общем объеме 69,850 млн. рублей. Утверждение схем планируется с четвёртого квартала 2010 года.
В рамках заключенных муниципальных контрактов разработаны 7 проектов генеральных планов городских округов области. Из них утверждены генеральные планы городских округов - город Тамбов, город Моршанск, город Кирсанов, город Котовск, город Уварово. Проект генерального плана городского округа - город Мичуринск находится на согласовании в Министерстве регионального развития Российской Федерации. Проект генерального плана городского округа - город Рассказово подготовлен и проходит согласование в установленном порядке.
См. Генеральный план городского округа - город Тамбов, утвержденный решением Тамбовской городской Думы от 28 октября 2009 г. N 1179
См. Генеральный план городского округа - город Мичуринск, утвержденный решением Мичуринского городского Совета депутатов Тамбовской области от 28 декабря 2010 г. N 77
Разработаны 5 проектов генеральных планов городских поселений области, из них 2 утверждены. Во втором полугодии 2010 года планируется утверждение проектов генеральных планов Знаменского поссовета Знаменского района, Дмитриевского поссовета Никифоровского района, Первомайского поссовета Первомайского района.
Разработан проект генерального плана сельского поселения Комсомольский сельсовет Тамбовского района, который проходит стадию согласования. Согласно муниципальных контрактов начата подготовка проектов генеральных планов муниципальных образований: Бондарский сельсовет Бондарского района, Пичаевский сельсовет Пичаевского района. В Мучкапском поссовете Мучкапского района, Умётском поссовете Умётского района, Цнинском сельсовете Тамбовского района ведутся работы с целью заключения контрактов для подготовки проектов документов территориального планирования.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции от 27 июля 2010 г.) для территорий области подготовлено 46 единиц документов территориального планирования и градостроительного зонирования из 640 единиц.
Состояние подготовки документов территориального планирования в целом по области на 01 ноября 2010 года характеризуется следующими данными:
схема территориального планирования Тамбовской области:
разработана |
да (100%), |
утверждена |
нет (0%); |
схемы территориального планирования муниципальных районов:
разработаны |
23 из 23 (100%), |
утверждены |
0 из 23 (0%); |
генеральные планы городских округов:
разработаны |
7 из 7 (100%), |
утверждены |
5 из 7 (71,4%); |
генеральные планы городских поселений:
разработаны |
5 из 13 (38,5%), |
утверждены |
2 из 13 (15,4%); |
генеральные планы сельских поселений:
разработаны |
1 из 288 (0,3%), |
в стадии подготовки |
2 из 288 (0,7%), |
утверждены |
0 из 288 (0%). |
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Основной целью подпрограммы является создание условий для улучшения инвестиционного климата и увеличения объемов жилищного строительства.
Для достижения основной цели предусматривается решить следующие задачи:
обеспечить завершение формирования системы документов территориального планирования;
обеспечить формирование документов градостроительного зонирования;
обеспечить подготовку проектов планировки территорий, предназначенных для комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства;
оптимизировать процедуры формирования и предоставления земельных участков для строительства и получения разрешения на строительство;
совершенствовать порядок выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
принять меры по предупреждению и устранению злоупотреблений сетевых компаний, выдающих технические условия.
Выполнение подпрограммы будет осуществляться в 2011 - 2015 годах.
В 2011 году планируется создать необходимую нормативно-правовую базу для реализации механизмов снижения административных барьеров в строительстве, повышения доступности застройщиков к земельным участкам. Завершить подготовку и утверждение документов территориального планирования и градостроительного зонирования. В целях обеспечения планируемых объёмов ввода жилья подготовить и утвердить документацию по планировке территории (в том числе градостроительных планов земельных участков).
3. Система программных мероприятий
Мероприятия подпрограммы ориентированы на выполнение перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина по снижению административных барьеров в строительстве.
Одной из основных задач является завершение до 01 января 2012 г. формирования системы документов территориального планирования и градостроительного зонирования, обеспечение планомерной подготовки и утверждения документации по планировке территории (в том числе градостроительных планов земельных участков).
Планируется принять меры по оптимизации процедур формирования и предоставления земельных участков для строительства и получения разрешения на строительство, при этом исключить из практики предоставление земельных участков без проведения аукционов, за исключением случаев предоставления земельных участков для строительства объектов государственного и муниципального значения. Предусматривается сократить количество согласований при предоставлении земельных участков без проведения аукционов, в том числе при предоставлении земельных участков по процедуре предварительного согласования мест размещения объектов. Предусмотреть публикацию на официальных сайтах в сети Интернет информации о наличии земель и земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, права на которые зарегистрированы, для целей строительства.
Отсутствие документов территориального планирования не позволяет муниципалитету системно определить, как он будет развивать территорию, на которой инвестор намерен осуществить строительство. Отсюда следуют противоречивые технические условия, жилые дома без соцкультбыта и другие проблемы при строительстве и вводе объектов в эксплуатацию.
Тем не менее, в Земельном и Градостроительном кодексах Российской Федерации изначально предусмотрена оптимальная для инвестора, но требующая вложений для муниципальных образований, схема предоставления земельных участков.
При этой схеме орган местного самоуправления:
обеспечивает подготовку генерального плана и правил землепользования и застройки;
определяет сроки и объемы финансирования для обеспечения развиваемых территорий инженерной инфраструктурой;
путем подготовки документации по планировке территории устанавливает назначение и границы земельных участков;
обеспечивает подготовку технических условий;
готовит документацию для аукционов;
продает сформированные и обеспеченные всеми документами земельные участки, включая в их стоимость свои затраты на их подготовку.
Переход на аукционные процедуры предоставления участков позволит создать в каждом муниципалитете фонд земельных участков, сформированный для проведения торгов.
Такая схема позволит инвестору выбирать из подготовленных к продаже земельных участков наиболее подходящий для осуществления его строительных намерений и значительно сократит сроки проведения разрешительных процедур в строительстве. Планируется изменить сам порядок, при котором отправной точкой для инвестора будет не поиск участка неосвоенной территории, а выбор из готовых и продуманных градостроительных решений.
Кроме того, для реального сокращения разрешительных процедур в строительстве необходимо комплексное рассмотрение вопросов всего цикла: оформление прав на землю, сбор исходных данных, подготовка, согласование и экспертиза проектной документации, получение разрешений, строительство и ввод объекта в эксплуатацию. Для каждого этапа должны быть установлены регламенты, определяющие порядок и сроки их прохождения. На сегодняшний день указанная деятельность регламентирована на уровне субъекта. В большинстве муниципальных образований административные регламенты находятся в стадии разработки. И самое главное - не отработаны вопросы взаимодействия согласующих организаций между собой и ответственности каждого за конечный результат.
Требуется принять меры, направленные на сокращение сроков проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (за исключением жилых объектов) до 60 дней с закреплением возможности заказчика устранять замечания в течение срока проведения такой экспертизы, предоставить застройщику возможность получения разрешения на строительство на основании заключения негосударственной экспертизы.
Перевод в электронный вид оказываемых государственных услуг в сфере строительства позволит обеспечить исчерпывающую информацию об административных процедурах при реализации инвестиционных проектов, в том числе с указанием органов или организаций, участвующих в таких процедурах, сроков их проведения, требований к документам.
Требуется организовать работу с заказчиками и инвесторами в режиме "одного окна".
Принять меры по предупреждению и устранению злоупотреблений сетевых компаний, выдающих технические условия.
На уровне субъекта необходимо усилить контроль за исполнением органами местного самоуправления и подведомственными организациями требований законодательства о градостроительной деятельности.
Кроме сокращения сроков согласовательных процедур, необходимо законодательно урегулировать и сроки строительства самих объектов. С учетом новых технологий, применяемых в строительстве, их дальнейшего совершенствования необходимо пересмотреть существующие нормативные сроки и учитывать их при проведении конкурсных процедур на предоставление заказа на строительство объектов в рамках программ, имеющих бюджетное финансирование.
Снижение административных барьеров уменьшает издержки строительных компаний и в результате ведет к росту объемов строительства.
(Мероприятия, направленные на комплексное решение задач в рамках подпрограммы, представлены в приложении N 1 к подпрограмме).
4. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию подпрограммных мероприятий на 2011 год определена на основе расчета затрат на проведение мероприятий и приведена в ценах, действующих в 2010 году, и составляет 114450 тыс. рублей.
Источником финансирования мероприятий подпрограммы являются средства местных бюджетов муниципальных образований и внебюджетные источники.
Средства местных бюджетов на реализацию программных мероприятий составят всего 88250 тыс. рублей.
Средства внебюджетных источников составят всего 26200 тыс. рублей.
Объемы расходов на выполнение мероприятий подпрограммы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей местных бюджетов.
5. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы определяется государственным заказчиком подпрограммы - управлением строительства и архитектуры Тамбовской области (далее - государственный заказчик подпрограммы) и включает организационное, информационное, кадровое обеспечение выполнения мероприятий подпрограммы.
В целях реализации подпрограммы государственный заказчик подпрограммы:
осуществляет управление подпрограммой, проводит мониторинг результатов реализации мероприятий подпрограммы и вносит предложения по ее корректировке;
осуществляет информационное обеспечение исполнителей мероприятий подпрограммы;
осуществляет текущую работу по координации деятельности исполнителей мероприятий подпрограммы, обеспечивая их согласованные действия по подготовке и реализации мероприятий подпрограммы, а также целевому и эффективному использованию средств, выделяемых на реализацию подпрограммы; содействует продвижению инвестиционных градостроительных проектов с целью привлечения инвестиций для строительства объектов на территории области.
Финансовое обеспечение мероприятий подпрограммы направлено на обеспечение завершения формирования документов территориального планирования и градостроительного зонирования, содействие развитию инвестиционных процессов в градостроительной деятельности на территории области.
Реализация мероприятий подпрограммы осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в местных бюджетах на соответствующий финансовый год, и за счёт внебюджетных источников.
Исполнителями мероприятий подпрограммы являются:
отраслевые органы исполнительной власти Тамбовской области, в том числе управление строительства и архитектуры Тамбовской области - орган, уполномоченный в сфере градостроительной деятельности;
органы местного самоуправления;
организации, определяемые, в том числе, на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изменениями и дополнениями).
Исполнитель каждого мероприятия подпрограммы несет ответственность за качественное и своевременное выполнение мероприятий подпрограммы, целевое и эффективное использование средств бюджетов, выделяемых на их реализацию.
Финансирование мероприятий подпрограммы в очередном финансовом году осуществляется с учетом результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий подпрограммы в отчетном периоде через государственного заказчика подпрограммы.
Контроль за реализацией подпрограммы осуществляется в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации целевых программ Тамбовской области, утвержденным постановлением администрации Тамбовской области от 19.03.2007 N 269 (с изменениями).
В основу организации выполнения подпрограммы заложены принципы открытости и добровольности, которые обеспечивают широкие возможности для участия в мероприятиях подпрограммы всех заинтересованных юридических и физических лиц.
Процедура обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей подпрограммы, результатах мониторинга хода реализации подпрограммы, мероприятиях подпрограммы осуществляется путем размещения данной информации на официальном сайте управления строительства и архитектуры Тамбовской области в сети Интернет, в прессе.
6. Оценка эффективности реализации подпрограммы
Оценка социально-экономической эффективности реализации подпрограммы будет осуществляться на основании целевых индикаторов и показателей подпрограммы, отражающих степень достижения целей и задач подпрограммы по годам реализации.
Социально-экономическая эффективность реализации подпрограммы будет заключаться:
в обеспечении территорий Тамбовской области градостроительной документацией в соответствии с требованиями действующего Градостроительного кодекса Российской Федерации;
в получении научно-обоснованных прогнозов социально-экономического развития области, что обеспечит территории предпосылками для их устойчивого развития, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, формирования благоприятной среды жизнедеятельности с учётом интересов граждан и их объединений.
(Основные целевые индикаторы, отражающие степень достижения целей и задач подпрограммы, приведены в приложении N 2 к подпрограмме).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.