Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Целевая программа
Тамбовской области "Формирование здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории Тамбовской области, включая сокращение потребления алкоголя и табака, на 2012 - 2014 годы"
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 30 января 2012 г. N 82)
12 сентября 2012 г., 8 августа 2013 г.
Постановлением администрации Тамбовской области от 8 августа 2013 г. N 847 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт Целевой программы
1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами
Сохранение и укрепление здоровья населения является важнейшим приоритетом государственной политики, как на федеральном, так и на региональном уровне.
В 2010 году в демографическом развитии области отмечено повышение показателя рождаемости до 9,6 промилле (2008 г. - 9,2 промилле; 2009 г. - 9,3 промилле; в Российской Федерации 2009 г. - 12,4 промилле). Тем не менее современные параметры рождаемости в 2 раза меньше, чем требуется для замещения поколений.
Крайне острой проблемой является высокая смертность, которая остается выше, чем в среднем по России (2008 г. - 17,8 промилле; 2009 г. - 17,3 промилле; 2010 г. - 17,8 промилле, по Российской Федерации 2010 г. - 14,3 промилле).
Основными причинами смертности взрослого населения являются болезни системы кровообращения, новообразования, травмы и отравления. Корни этих заболеваний лежат в изменившемся образе жизни населения, распространении вредных привычек, складывающихся новых традициях питания, повышении психоэмоциональных нагрузок, снижении физической активности населения.
Высок уровень смертности населения в трудоспособном возрасте, в 2009 году он составил 676,7 на 100 тысяч населения (РФ - 639,0), в 2010 году 679,0 на 100 тысяч населения (РФ - 630,2). Число умерших мужчин трудоспособного возраста составило 38,2% от числа всех умерших мужчин в 2009 году и 37,6% - в 2010 году. Число женщин, умерших в трудоспособном возрасте, составило 8,2% от всех умерших женщин в 2009 году и 8% - в 2010 году.
По результатам проведенных в области профилактических осмотров только 20% школьников относятся к числу здоровых и имеют 1 группу здоровья, 60% относятся к группе риска по развитию заболевания. В структуре заболеваемости школьников преобладают заболевания органов дыхания - 67%, заболевания костно-мышечной системы - 16%, заболевания органов пищеварения - 10%, то есть болезни, во многом обусловленные образом жизни и поведением.
Одним из существенных негативных факторов риска, влияющих на состояние здоровья населения, является пьянство и алкоголизм.
Особое опасение вызывает употребление алкогольных напитков молодежью. Обращает на себя внимание распространенность табакокурения среди молодежи, которая, как и пивной алкоголизм, приобрела характер эпидемии.
Меры, предпринятые в ходе реализации целевой программы "Формирование здорового образа жизни у граждан Тамбовской области, включая сокращение потребления алкоголя и табака, на 2009 - 2011 годы", привели к снижению заболеваемости алкогольной зависимостью в 2010 году по сравнению с 2008 годом на 19,3% со 142,9 до 115,3 на 100 тысяч населения, в том числе заболеваемость алкогольными психозами снизилась на 18,3% с 40,0 до 32,7 на 100 тысяч населения. С 2009 года в 2,2 раза увеличилось количество мероприятий по профилактике потребления психоактивных веществ. В областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Тамбовская психиатрическая клиническая больница" внедрены новые методы лечения и реабилитации алкогольной и табачной зависимости, что в 2 раза привело к увеличению количества лиц, обратившихся за медицинской помощью.
Сложившиеся негативные тенденции в состоянии здоровья населения области свидетельствуют о необходимости проведения целенаправленной профилактической работы по воспитанию у граждан личной ответственности за собственное здоровье, формированию потребностей в соблюдении принципов здорового образа жизни и сознательного отказа от употребления психоактивных веществ.
Для того чтобы остановить неблагоприятные тенденции - депопуляцию, высокую смертность в любом возрасте, необходимо продолжить государственную поддержку мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения.
Данная программа направлена на формирование идеологии здорового образа жизни, воздействие на управляемые факторы риска, прежде всего факторы поведения, вредные привычки, отношения и установки поведения людей через информацию и обеспечение активных форм участия самого населения.
Реализация мероприятий Целевой программы Тамбовской области "Формирование здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории Тамбовской области, включая сокращение потребления алкоголя и табака, на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) позволит повысить укомплектованность Центров здоровья высококвалифицированным персоналом, обеспечить подготовку специалистов различного профиля по вопросам здорового образа жизни, укрепить здоровье населения области, проводить мероприятия, направленные на профилактику "болезней поведения".
2. Основные цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
совершенствование работы по выявлению факторов риска развития заболеваний у населения Тамбовской области;
сохранение и укрепление индивидуального здоровья населения Тамбовской области, формирование навыков здорового образа жизни, профилактика алкоголизма и табакокурения.
Задачами Программы являются:
внедрение современных медико-профилактических технологий в деятельность учреждений здравоохранения области;
поддержание высокого профессионального уровня специалистов Центров здоровья;
совершенствование мероприятий по профилактике алкоголизма;
информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах, пропаганда здорового образа жизни, включая сокращение потребления алкоголя и табака, обучение граждан гигиеническим навыкам и мотивирование их к ведению здорового образа жизни.
Программа реализуется в 2012 - 2014 годах в один этап.
3. Система программных мероприятий
Система мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям, с учетом современных тенденций медицины, реальной экономической ситуации и состояния здоровья населения области.
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 1.
Постановлением администрации Тамбовской области от 8 августа 2013 г. N 847 раздел 4 настоящего приложения изложен в новой редакции
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного и федерального бюджетов.
Общие затраты на реализацию мероприятий Программы составляют 3908,9 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств областного бюджета - 2341,8 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета - 1567,1 тыс. рублей, в том числе по годам:
за счет средств областного бюджета:
в 2012 году - 586,8 тыс. рублей;
в 2013 году - 600,0 тыс. рублей;
в 2014 году - 1155,0 тыс. рублей;
за счет средств федерального бюджета:
в 2012 году - 1567,1 тыс. рублей.
Источник финансирования |
Объем финансирования, всего |
В том числе |
||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||
Управление здравоохранения области | ||||
Областной бюджет |
2311,8 |
586,8 |
600,0 |
1125,0 |
Федеральный бюджет |
1567,1 |
1567,1 |
0,0 |
0,0 |
Управление образования и науки области | ||||
Областной бюджет |
30,0 |
0,0 |
0,0 |
30,0 |
Объемы и источники финансирования по мероприятиям Программы приведены в приложении N 1.
5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы основан на осуществлении программных мероприятий в соответствии с финансовыми средствами, предусмотренными в областном и федеральном бюджете на финансирование Программы в очередном финансовом периоде.
Реализация Программы предусматривает целевое использование денежных средств в соответствии с поставленными задачами, определенными мероприятиями, а также регулярное проведение мониторинга достигаемых результатов и эффективности расходования средств областного бюджета.
Заказчиком-координатором Программы является управление здравоохранения области.
Заказчиками и исполнителями Программы являются: управление здравоохранения области, управление образования и науки области, управление пресс - службы и информации администрации области.
Общий контроль исполнения Программы осуществляет управление здравоохранения области, которая уточняет показатели по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей, которые в пределах своей компетенции своевременно и в полном объеме исполняют мероприятия Программы и ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в управление здравоохранения области информацию о ходе ее выполнения.
Ход и результаты выполнения мероприятий Программы рассматриваются на заседаниях координационного совета по формированию здорового образа жизни населения области и освещаются в средствах массовой информации.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключенных государственным заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", и других нормативных документов.
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется для определения степени достижения целей и решения задач Программы в зависимости от конечных результатов (Приложение N 2 к Программе).
Ожидаемые к 2015 году конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности предполагают:
снижение уровня смертности населения трудоспособного возраста на 6,5% (с 658,0 в 2011 г. до 615,0 на 100 тыс. населения соответствующего возраста в 2014 г.);
снижение уровня смертности от алкоголизма в трудоспособном возрасте на 4,8% (с 33,1 в 2010 г. до 31,5 на 100 тыс. населения соответствующего возраста в 2014 г.);
снижение числа лиц трудоспособного возраста, впервые признанных инвалидами, на 4,6% (с 52,4 в 2010 г. до 50,0 на 10 тыс. населения соответствующего возраста в 2014 г.);
снижение доли курящих среди населения на 3% (с 32,2% в 2010 г. до 29,2% в 2014 г.);
увеличение удельного веса детей первой и второй групп здоровья в общей численности учащихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений на 0,5% (с 82,7% в 2010 г. до 83,2% в 2014 г.);
увеличение охвата школьников профилактическими мероприятиями на 2% (с 96% в 2010 г. до 98% в 2014 г.);
увеличение количества информационных материалов, направленных на профилактику алкоголизма и пропаганду здорового образа жизни, размещённых в региональных средствах массовой информации, на 40% (со 100 в 2010 г. до 140 в 2014 г.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.