Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Программа
повышения эффективности бюджетных расходов в городе Тамбове на 2011 - 2013 годы
(утв. постановлением администрации города Тамбова
от 30 ноября 2011 г. N 8961)
Паспорт программы
Наименование Программы |
Программа повышения эффективности бюджетных расходов в городе Тамбове на 2011 - 2013 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Бюджетное послание Президента Российской Федерации от 29.06.2010 "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года"; приказ Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2010 N 194н/701 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов"; постановление администрации Тамбовской области от 01.07.2011 N 782 "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов Тамбовской области на 2011 - 2013 годы"; постановление администрации города Тамбова от 30.09.2011 N 6976 "Об утверждении Основных направлений бюджетной и налоговой политики городского округа - город Тамбов на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" |
Разработчик Программы |
Комитет финансов администрации города Тамбова (далее - комитет финансов) |
Соисполнители Программы |
Комитет по инвестициям и стратегическим проектам администрации города Тамбова; комитет по экономике администрации города Тамбова; комитет по развитию потребительского рынка товаров и услуг администрации города Тамбова; комитет по информационной политике администрации города Тамбова; информационное управление администрации города Тамбова; организационно-кадровое управление администрации города Тамбова; управление делами администрации города Тамбова; управление муниципального заказа и продаж администрации города Тамбова; комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова; комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова; комитет социальной защиты населения администрации города Тамбова; управление записи актов гражданского состояния администрации города Тамбова; комитет по делам молодежи администрации города Тамбова; комитет по физической культуре и спорту администрации города Тамбова; комитет культуры администрации города Тамбова; комитет образования администрации города Тамбова; комитет по охране здоровья населения администрации города Тамбова; комитет городского хозяйства администрации города Тамбова; жилищный комитет администрации города Тамбова; комитет градостроительства администрации города Тамбова; управление дошкольного образования администрации города Тамбова |
Цель Программы |
Создание условий для повышения эффективности деятельности органов администрации города Тамбова по выполнению установленных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития города Тамбова |
Задачи Программы |
Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы города Тамбова; совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов администрации города Тамбова; повышение эффективности предоставления муниципальных услуг; совершенствование планирования бюджетных ассигнований; оптимизация функций муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения; внедрение и развитие информационной системы управления муниципальными финансами; развитие системы муниципального финансового контроля |
Сроки реализации Программы |
2011 - 2013 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Источником финансирования Программы является городской бюджет. Реализация программных мероприятий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных решением Тамбовской городской Думы о бюджете городского округа - город Тамбов на соответствующий финансовый год органам администрации города |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Ожидаемые результаты реализации Программы по годам определяются целевыми индикаторами, указанными в приложении к Программе |
Система организации контроля за ходом реализации Программы |
Управление и контроль за ходом реализации Программы осуществляется администрацией города. Координация деятельности по исполнению мероприятий Программы осуществляется комитетом финансов. Исполнители Программы предоставляют в комитет финансов информацию о ходе ее реализации: - за полугодие до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом; - за год до 20 февраля года, следующего за отчетным, до 2014 года включительно |
1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами
Программа разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации от 29.06.2010 "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах", во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" и постановления администрации Тамбовской области от 01.07.2011 N 782 "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов Тамбовской области на 2011 - 2013 годы".
Современное состояние бюджетной системы города Тамбова оценивается как недостаточно стабильное, однако характеризуется проведением ответственной бюджетной политики.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" ежегодно готовится доклад главы администрации города Тамбова о результатах мониторинга эффективности деятельности органов администрации города Тамбова. За достижение наилучших значений показателей комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по результатам 2010 года в 2011 году администрацией Тамбовской области выделен грант городскому округу - город Тамбов.
В городе Тамбове на протяжении последних лет ведется работа по совершенствованию системы управления общественными финансами, реализуются мероприятия бюджетной реформы.
Результатом проводимых реформ в муниципальном образовании городской округ - город Тамбов стало формирование современной системы управления муниципальными финансами путем:
- организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- упорядочения основных социальных обязательств;
- введения практики трехлетнего планирования бюджета городского округа - город Тамбов (далее - городской бюджет), начиная с формирования бюджета на 2008 год;
- законодательного закрепления порядка предоставления муниципальных гарантий городского округа - город Тамбов;
- закрепления в нормативно-правовых актах администрации города порядка ведения муниципальной долговой книги городского округа - город Тамбов;
- создания нормативной правовой базы для развития новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг;
- установления правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
В 2009 - 2011 годах, несмотря на кризис и непредсказуемость ключевых макроэкономических показателей, планирование городского бюджета осуществлялось на трехлетний период, ликвидирована просроченная кредиторская задолженность, ежеквартально проводится мониторинг соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и качества управления местными бюджетами.
Объективными факторами для разработки Программы являются:
- необходимость безусловного выполнения действующих расходных обязательств, реализации приоритетных национальных проектов и социально значимых городских долгосрочных целевых программ и ведомственных городских целевых программ в условиях сложившегося высокого уровня дефицита городского бюджета и муниципального долга города Тамбова, а также снижения бюджетных возможностей;
- необходимость выполнения норм и требований законодательства Российской Федерации, принятых в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы;
- необходимость реализации мер по повышению доступности и качества оказываемых населению услуг.
Наряду с этими факторами существуют недостатки и нерешенные проблемы в сфере управления общественными финансами:
- недостаточная увязка стратегического планирования с бюджетным планированием;
- недостаточно увязанное с бюджетным процессом применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат;
- недостаточность условий для мотивации органов местного самоуправления города, а также муниципальных учреждений города в повышении эффективности бюджетных расходов в рамках своей деятельности и сокращении расходов городского бюджета в целях обеспечения его сбалансированности;
- недостаточный опыт внедрения муниципальных заданий в отдельных отраслях бюджетной сферы;
- необходимость повышения эффективности деятельности отдельных муниципальных унитарных предприятий;
- наличие неучтенных и бесхозяйных объектов недвижимости и инженерной инфраструктуры;
- пробелы в системе контроля (аудита) за эффективностью использования бюджетных средств, в том числе при осуществлении бюджетных закупок;
- недостаточное использование информационно-коммуникационных технологий при осуществлении бюджетного процесса.
Таким образом, стоящие перед городом Тамбовом задачи повышения эффективности расходов носят комплексный характер. Их решение требует тесной координации всех органов администрации города. Оптимальной формой выполнения комплекса мероприятий по решению указанных проблем является городская целевая программа.
2. Основные цель и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для повышения эффективности деятельности органов администрации города по выполнению установленных функций и обеспечению потребностей горожан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития города Тамбова.
Для достижения цели Программы определены следующие задачи:
- обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы города;
- совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов администрации города;
- повышение эффективности предоставления муниципальных услуг;
- совершенствование планирования бюджетных ассигнований;
- оптимизация функций муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения;
- внедрение и развитие информационной системы управления муниципальными финансами.
2.1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы города Тамбова
В системе задач, выбранных основными для достижения цели Программы, ключевой является задача обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы города.
Устойчивость бюджетной системы - это состояние общественных финансов, при котором обеспечиваются нормальное функционирование субъекта публичной власти, реализация всех закрепленных за ним полномочий на основе полного и своевременного финансирования предусмотренных бюджетом расходов, включая погашение и обслуживание внутреннего долга. Устойчивость бюджетной системы позволяет судить о прочности финансовой основы деятельности субъекта публичной власти. Анализ устойчивости бюджета позволяет инвесторам реально оценить риск вложения капитала в экономику муниципалитета.
Устойчивость бюджета обеспечивается, в первую очередь, балансом между располагаемыми доходами и бюджетными расходами не только в пределах года, но и в будущих бюджетных периодах, особенно в условиях меняющейся экономики, конъюнктуры.
Решение данной задачи планируется достичь, уделив особое внимание следующим основным направлениям.
2.1.1. Консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования
Отклонение поступлений налоговых и неналоговых доходов городского бюджета от первоначально утвержденного бюджета за ряд последних лет характеризуется следующими показателями.
За 2007 год фактическое исполнение городского бюджета по налоговым и неналоговым доходам составило к первоначально утвержденному плану 122,0%, за 2008 год - 104,0%, за 2009 год - 84,0%, за 2010 год - 97,0%. При этом к фактическому исполнению бюджета предыдущего года ежегодно наблюдается рост, в том числе в 2007 году - на 23,3%, в 2008 году - на 27,4%, в 2009 году - на 4,2%, в 2010 - на 14,9%.
В целях проведения ответственной бюджетной политики, обеспечения в полном объеме исполнения публичных обязательств перед населением города формирование объемов доходов городского бюджета должно быть основано на умеренно-консервативном прогнозе развития экономики города.
Для достижения более точного прогнозирования доходов городского бюджета необходимо обеспечить проведение мониторинга выполнения Программы мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета городского округа - город Тамбов на 2011 - 2012 годы, утвержденной постановлением администрации города Тамбова от 17.12.2010 N 10938. Данная программа мероприятий направлена на увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов городского бюджета, снижение задолженности по ним, легализацию объектов налогообложения, выявление налогоплательщиков, использующих схемы уклонения от налогообложения, создание условий для повышения деловой активности малого и среднего предпринимательства, повышение эффективности функционирования муниципальных унитарных предприятий, полноту учета объектов, находящихся в муниципальной собственности, оптимизацию расходов городского бюджета.
2.1.2. Совершенствование механизма оценки инвестиционных проектов, реализуемых на территории города Тамбова с предоставлением муниципальных преференций города Тамбова в виде налоговых льгот
Обеспечение благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, содействие повышению инвестиционной и инновационной активности предприятий, привлечению инвестиций в развитие реального сектора экономики являются одними из задач, определенных в комплексной программе социально-экономического развития города Тамбова на 2007 - 2011 годы, утвержденной решением Тамбовской городской Думы от 25.07.2007 N 415.
Решением Тамбовской городской Думы от 17.02.2010 N 1316 "О внесении изменения в решение Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 N 74 "Об установлении земельного налога на территории города Тамбова" для участников инвестиционных площадок, осуществляющих в соответствии с Законом Тамбовской области от 05.12.2007 N 303-З "О государственной инвестиционной политике и государственных преференциях Тамбовской области", постановлением администрации Тамбовской области от 18.06.2008 N 748 "Об утверждении Положения об инвестиционных площадках Тамбовской области" реализацию инвестиционных проектов (программ), была введена льгота в виде снижения ставки земельного налога на 50% в отношении земельных участков, входящих в состав инвестиционных площадок.
Решением Тамбовской городской Думы от 24.11.2010 N 82 "О внесении изменения в решение Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 N 74 "Об установлении земельного налога на территории города Тамбова" данная льгота распространена и на собственников земельных участков, на территории которых созданы инвестиционные площадки.
В целях анализа экономической оправданности предоставленной налоговой льготы по земельному налогу мероприятиями Программы предусмотрено проведение мониторинга бюджетной эффективности предоставленных налоговых льгот участникам инвестиционных площадок и собственникам земельных участков, на территории которых созданы инвестиционные площадки, с составлением аналитической записки по его результатам.
2.1.3. Ограничение бюджетного дефицита
Проводимая в городском округе - город Тамбов бюджетная политика позволила нарастить собственный доходный потенциал города (поступление налоговых и неналоговых доходов в городской бюджет) в 2009 году на 86 575,4 тыс. рублей (104,2% к 2008 году), в 2010 году - на 320 666,4 тыс. рублей (114,9% к 2009 году).
За последние три отчетных года (2008 - 2010) городской бюджет исполнен с дефицитом в 2008 году (53 114,9 тыс. рублей, или 2,6% к налоговым и неналоговым доходам), в 2009 году (276 631,7 тыс. рублей, или 12,8% к налоговым и неналоговым доходам), в 2010 году (124 957,3 тыс. рублей, или 5,0% к налоговым и неналоговым доходам).
Для обеспечения устойчивости городского бюджета в среднесрочной перспективе требуется реально оценивать объемы бюджетного дефицита и предельно минимизировать его размер.
2.1.4. Снижение долговой нагрузки на городской бюджет
Для надежной сбалансированности городского бюджета необходимо эффективное управление муниципальным долгом городского округа - город Тамбов.
В целом муниципальный долг находится на среднем уровне, в 2008 - 2010 годах он составлял от 11,8 до 17,3% расходов городского бюджета и, соответственно, от 22,9 до 35,9% налоговых и неналоговых доходов городского бюджета.
В городском округе - город Тамбов сложилась низкая стоимость обслуживания муниципального долга при достаточно высокой долговой нагрузке. Так, за три прошедших года расходы на обслуживание муниципального долга составляли от 1,1 до 1,5% от объема расходов городского бюджета (за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). Результатом стала экономия средств городского бюджета, предусмотренных на обслуживание муниципального долга, в размере 14,9% за 2010 год.
На 01.01.2011 в структуре муниципального долга 92,6% занимают прямые обязательства (бюджетные и банковские кредиты), а 7,4% - муниципальные гарантии.
Все долговые обязательства исполняются своевременно и в полном объеме, параметры муниципального долга соответствуют требованиям бюджетного законодательства. Гарантийных случаев по муниципальным гарантиям не наступало.
Источниками финансирования дефицита городского бюджета в настоящее время являются банковские кредиты. Замещение краткосрочных банковских кредитов среднесрочными позволит рассрочить эти обязательства по времени и, несмотря на увеличение расходов на обслуживание муниципального долга, обеспечить долговую устойчивость города.
Основными мероприятиями Программы по снижению долговой нагрузки на городской бюджет являются:
- поддержание объема муниципального долга на экономически безопасном уровне;
- оценка состояния, структуры и динамики муниципального долга;
- проведение инвентаризации кредиторской задолженности и мониторинга состояния кредиторской задолженности по обязательствам городского бюджета.
2.2. Совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов администрации города Тамбова
Совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов администрации города Тамбова предполагает:
- создание механизмов, направленных на обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования;
- осуществление целевого планирования бюджетных расходов с обеспечением проведения последующего мониторинга достижения заявленных целей;
- применение государственных программ как инструмента повышения эффективности бюджетных расходов, формирование "программного" бюджета, разработку соответствующей нормативной правовой основы и внесение изменений в действующие акты.
Интеграция стратегического и бюджетного планирования означает реализацию системных процессов организации деятельности органов местного самоуправления города Тамбова и исполнительных органов государственной власти Тамбовской области по программно-целевому принципу.
Именно программно-целевой подход к решению задач бюджетной сферы представляется актуальным в настоящее время, поскольку его реализация в полном объеме позволит создать возможность принципиального качественного улучшения муниципальной бюджетной политики.
В период 2009 - 2011 годов администрацией города Тамбова приняты базовые нормативные правовые документы, регулирующие правоотношения по данному направлению:
- постановление администрации города Тамбова от 15.04.2009 N 2718 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации городских целевых программ";
- постановление администрации города Тамбова от 23.01.2009 N 358 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ";
- постановление администрации города Тамбова от 25.05.2011 N 3491 "Об утверждении Положения о порядке формирования и реализации адресной инвестиционной программы городского округа - город Тамбов";
- постановление администрации города Тамбова от 22.02.2011 N 1251 "Об оценке эффективности деятельности органов администрации города Тамбова".
В 2011 году администрацией города Тамбова проведена работа по разработке новых городских и ведомственных целевых программ, а также корректировке реализуемых программ, результаты которой позволили осуществить планирование значительной доли расходов городского бюджета программно-целевым методом, в том числе использовать в практике городского планирования инструмент ведомственных программ (таблица).
Таблица
|
2011 год |
2012 год |
|
Общее количество целевых программ города Тамбова, в том числе: |
шт. |
17 |
22 |
- долгосрочные городские целевые программы |
шт. |
17 |
16 |
- ведомственные целевые программы |
шт. |
0 |
6 |
Доля расходов бюджета городского округа, сформированная программно-целевым методом, в общем объеме расходов бюджета городского округа, без учета межбюджетных трансфертов |
% |
7,9* |
58,9** |
* определен исходя из показателей уточненного плана на 01.11.2011;
** определен исходя из показателей проекта бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 - 2014 годов.
В 2012 году в рамках продолжения работы по формированию городского бюджета на основе программно-целевого принципа администрации города Тамбова необходимо провести комплекс соответствующих мероприятий:
1. Продолжить разработку ведомственных целевых программ, ориентированных на показатели неохваченных сфер социально-экономического развития города (физическая культура и спорт, молодежная политика и социальная защита) органами администрации города Тамбова, ответственными за указанные направления деятельности.
2. Внести ряд изменений в действующие нормативные правовые акты, разработать и принять новые нормативные документы, направленные на совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления.
3. Поскольку переход на формирование расходов программно-целевым методом позволяет оценить вклад главных распорядителей средств городского бюджета в достижение целей и задач социально-экономического развития города Тамбова, необходимо провести работу:
- по составлению "дерева" стратегических целей, подцелей, задач администрации города;
- по доведению "дерева" стратегических целей администрации города до соответствующего уровня задач и мероприятий, учитывая структуру, задачи и мероприятия, подведомственных муниципальных учреждений;
- по систематизации "дерева" стратегических целей, подцелей, задач администрации города с учетом задач и мероприятий органов администрации города.
В результате внесения изменений в нормативную правовую базу города процесс разработки долгосрочных и ведомственных целевых программ будет соответствовать следующим принципам:
- формирование программ исходя из основных целей и задач Стратегии социально-экономического развития города Тамбова на период до 2020 года, а также иных стратегических документов;
- установление двух типов конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
- охват программами всех сфер деятельности органов местного самоуправления и, соответственно, большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, имущественных, долговых) инструментов для достижения целей программ;
- проведение регулярной оценки эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ, в том числе проведение внешней экспертизы, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики города, с механизмом корректировки программ по фактически достигнутым результатам;
- установление ответственности компетентных должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
Следуя основной цели муниципальной политики - повышение качества бюджетного процесса и финансового менеджмента, в сфере межбюджетных отношений, при принятии решений о предоставлении региональной финансовой поддержки необходимо соблюдать принцип "встраиваемости" муниципальной политики в финансовую систему Тамбовской области.
При оценке качества управления муниципальными финансами должна учитываться доля расходов городского бюджета и бюджета Тамбовской области, формируемая в соответствии с принципами программно-целевого метода планирования городского бюджета.
Основный риск при решении данной задачи связан с отсутствием необходимых правовых основ в бюджетном законодательстве.
2.3. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг
Цель оптимизации бюджетной сети - повышение качества предоставления муниципальных услуг, эффективность и рациональность использования бюджетных средств.
Сегодня сложилась ситуация, когда поддержание и тем более увеличение объемов бюджетного финансирования избыточной и неэффективной сети бюджетных учреждений нецелесообразны без осуществления мер по реформированию и реструктуризации их деятельности.
Принятие Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" направлено на изменение правового положения существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, без их преобразования, а также на создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности их деятельности.
Основными целями реформирования бюджетной сети являются:
- повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, культуры и других социально значимых сферах (использование электронно-коммуникационных технологий, регламентация, стандартизация);
- обеспечение беспрепятственной реализации гарантированных прав физических и юридических лиц на получение бесплатных муниципальных услуг (единые перечни бесплатных услуг);
- создание условий для оптимизации бюджетной сети, обеспечивающей удовлетворение потребностей в муниципальных услугах;
- снижение количества неустановленных видов платных услуг;
- повышение статуса муниципального задания в условиях конкурентных взаимоотношений в бюджетной сфере;
- развитие материально-технической базы муниципальных учреждений.
Задачами, на решение которых должны быть направлены усилия по данному направлению, являются:
- совершенствование системы предоставления муниципальных услуг, предоставляемых на территории городского округа - город Тамбов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- внедрение гибких и прозрачных взаимоотношений при оказании и финансовом обеспечении муниципальных услуг (регламентация, доступность, открытый характер организации и предоставления услуг).
В муниципальном образовании городской округ - город Тамбов утвержден единый перечень муниципальных услуг, в соответствии с которым главными распорядителями средств бюджета были сформированы и доведены муниципальные задания на оказание муниципальных услуг в соответствующих сферах деятельности.
Кроме этого, широкое распространение и высокий приоритет должны получить меры по внедрению информационно-коммуникационных технологий при оказании муниципальных услуг; оказание услуг в электронной форме, где также формулируются и применяются понятия муниципальных услуг и функций, не связанных с оказанием муниципальных услуг.
Необходимо, чтобы во всех сферах муниципальной деятельности и этапах их реформирования были соблюдены единые подходы, а впоследствии велась работа с муниципальными услугами и функциями в едином их понимании и содержании.
В связи с этим органам администрации города Тамбова прежде всего необходимо:
- провести детальную инвентаризацию своих полномочий, реализуемых самостоятельно и через подведомственные организации;
- произвести увязку каждого реализуемого полномочия с конкретными муниципальными услугами, осуществляемыми функциями;
- сформировать предложения по дополнению Перечня муниципальных услуг, предоставляемых на территории городского округа - город Тамбов, с учетом требований о необходимости формирования по ним муниципальных заданий, а также проводить постоянную актуализацию содержащихся в этом Перечне сведений;
- в целях организации своей деятельности провести четкое разграничение функций, не связанных с оказанием муниципальных услуг, что должно найти отражение в положениях органов администрации города Тамбова и учредительных документах муниципальных учреждений.
Содержание муниципальных услуг может быть достаточно сложным и состоять из нескольких подуслуг. При этом полный цикл предоставления услуги либо ее части могут реализовываться с использованием информационно-коммуникационных технологий в соответствии с требованиями и рекомендациями законодательства Российской Федерации.
Проводимая работа по совершенствованию системы муниципальных услуг должна находить отражение на официальных сайтах органов администрации города Тамбова.
Кроме того, необходимо проработать систему мониторинга всего комплекса реализуемых мероприятий, включая вопросы стимулирования, а также принять меры, направленные на повышение профессиональной подготовки действующего кадрового состава муниципальных учреждений.
2.4. Совершенствование планирования бюджетных ассигнований
В соответствии со статьей 30 решения Тамбовской городской Думы от 28.11.2007 N 485 "О положении "О бюджетном процессе в городском округе - город Тамбов" (с изменениями) в городе Тамбове введена практика трехлетнего планирования городского бюджета, начиная с формирования городского бюджета на 2008 год.
В соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период утверждается путем изменения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета.
Подготовка проекта городского бюджета осуществляется на основании плана мероприятий по разработке проекта городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период, ежегодно утверждаемого постановлением администрации города Тамбова, и прогноза социально-экономического развития города Тамбова. Бюджетные проектировки формируются главными распорядителями средств городского бюджета в соответствии с основными направлениями бюджетной политики города Тамбова на соответствующий период и доведенными до них методическими указаниями по планированию бюджетных ассигнований.
В настоящее время в городе Тамбове отсутствует нормативный правовой акт, регламентирующий порядок разработки прогноза социально-экономического развития города Тамбова. Поэтому необходимо начать работу по подготовке проекта соответствующего документа.
Повышению качества планирования бюджетных ассигнований будет способствовать закрепление подходов, основанных на принципах необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств и принятия новых расходных обязательств, только при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период исполнения.
Реализация намеченных мероприятий позволит перейти на более качественный уровень планирования бюджетных ассигнований.
2.5. Оптимизация функций муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения
Данное направление осуществления мероприятий Программы предполагает продолжение реализации административной реформы.
Основные меры по повышению эффективности деятельности органов администрации города Тамбова (выполнение возложенных на них функций, в том числе по осуществлению юридически значимых действий) должны быть направлены на:
- противодействие коррупции, снижение административных барьеров;
- совершенствование контрольно-надзорной деятельности;
- сокращение дублирования функций органов администрации города Тамбова;
- передачу функций органов администрации города Тамбова, не отнесенных к основному виду деятельности, муниципальным учреждениям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, или размещение муниципальных заказов на соответствующие услуги;
- формирование открытости деятельности органов администрации города Тамбова, в том числе обеспечение перехода на оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий органами администрации города Тамбова в электронной форме, участие в формировании "электронного правительства";
- создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов администрации города Тамбова;
- применение к главным распорядителям бюджетных средств городского округа - город Тамбов мер ответственности и стимулирования на основании установленных критериев оценки эффективности и результативности их деятельности;
- развитие муниципальной службы в городском округе - город Тамбов:
совершенствование нормативного правового регулирования муниципальной службы;
повышение эффективности профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации муниципальных служащих;
информационное и методическое обеспечение органов администрации города Тамбова по вопросам организации и прохождения муниципальной службы;
- совершенствование механизмов управления муниципальным имуществом:
формирование оптимального имущественного комплекса в соответствующих сферах деятельности с учетом повышения качества объема услуг, оказываемых подведомственными муниципальными учреждениями;
совершенствование системы мониторинга за эффективным использованием муниципального имущества подведомственными муниципальными организациями;
обеспечение контроля за поступлением доходов от использования муниципального имущества, своевременное принятие мер по недопущению задолженности в городской бюджет от использования имущества;
совершенствование приватизационных процедур (конкурсные условия отбора эффективного собственника, контроль выполнения заявленной программы приватизации);
осуществление муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями мероприятий по обновлению технической документации, узаконению реконструкций, оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки и государственной регистрации прав на имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
2.6. Внедрение и развитие информационной системы управления муниципальными финансами
В современном мире развитие отношений в сфере муниципальных финансов предъявляет новые подходы к составу, объему и качеству информации о деятельности органов местного самоуправления. В настоящее время система управления муниципальными финансами в городе Тамбове сформирована на базе информационно-технологической инфраструктуры финансового управления области.
Планируемое дальнейшее развитие информационных систем управления муниципальными финансами предполагается осуществлять в части совершенствования механизмов составления и последующего сбора бюджетной отчетности.
Дальнейшее совершенствование программного комплекса по составлению месячной, квартальной, годовой отчетности с применением интернет-технологий позволит:
- осуществлять сбор отчетности в централизованной базе данных всех участников бюджетного процесса;
- осуществлять интеграцию с действующей автоматизированной системой исполнения бюджета;
- производить сбор произвольной отчетности на базе единого программного комплекса;
- обеспечивать сбор информации ото всех получателей бюджетных средств города;
- обеспечивать оперативный мониторинг отчетности и многомерный анализ данных.
При реализации данной задачи Программы ожидается:
- обеспечение гарантированного сбора сводной отчетности в соответствии с действующим законодательством,
- повышение качества отчетности и уменьшение трудозатрат на всех стадиях подготовки отчетности,
- своевременная сдача отчетности в финансовое управление Тамбовской области.
Информационная система управления муниципальными финансами должна обеспечить:
- повышение доступности информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований, об их активах и обязательствах;
- создание инструментов для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения конечных результатов реализации муниципальных программ и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг;
- интеграцию процессов составления, исполнения бюджета, бюджетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности публично-правовых образований;
- усиление взаимосвязи бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд публично-правовых образований, размещения заказов на их поставки и исполнения муниципальных контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;
- обеспечение взаимосвязи реестров расходных обязательств с закрепленными в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочиями публично-правовых образований;
- обеспечение публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности в сфере управления муниципальными финансами.
В рамках развития информационной системы управления муниципальными финансами города Тамбова может потребоваться создание информационных ресурсов, имеющих возможность транспортировки в региональные электронные реестры государственных и муниципальных услуг сведений об организациях муниципального сектора, муниципальных служащих, муниципальных заданиях, оказываемых услугах и деятельности муниципальных учреждений, имуществе и обязательствах публично-правовых образований.
Дальнейшее развитие информационной системы управления муниципальными финансами города Тамбова позволит поднять на новый уровень управление муниципальными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
2.7. Развитие системы муниципального финансового контроля
Переход к программно-целевому бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг требует реформирования системы финансового контроля.
Мероприятия по развитию системы муниципального контроля должны быть направлены на:
- организацию действенного контроля за полнотой и качеством выполнения установленных муниципальных заданий, целевым и эффективным использованием бюджетных средств на базе установленных критериев эффективности и результативности использования бюджетных ассигнований;
- принятие дополнительных мер по организации системы внутреннего контроля главными администраторами доходов бюджета и источников внутреннего финансирования дефицита городского бюджета, а также главными распорядителями бюджетных средств, направленных на сокращение неэффективных расходов, соблюдение стандартов и правил составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, соблюдения административных регламентов, а также подготовку и организацию осуществления мер по повышению результативности (эффективности) использования бюджетных средств;
- соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
3. Объем средств и источники финансирования Программы
Источником финансирования Программы является городской бюджет. Реализация программных мероприятий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных решением Тамбовской городской Думы о городском бюджете на соответствующий финансовый год органам администрации города.
4. Механизм реализации Программы
Управление и контроль за ходом реализации Программы осуществляется администрацией города Тамбова. Координация деятельности по исполнению мероприятий Программы осуществляется комитетом финансов, комитетом по инвестициям и стратегическим проектам администрации города Тамбова, комитетом по экономике администрации города Тамбова.
Исполнители Программы предоставляют в комитет финансов информацию о ходе ее реализации:
- за полугодие до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
- за год до 20 февраля года, следующего за отчетным, до 2014 года включительно.
Органы администрации города Тамбова в установленной сфере деятельности разрабатывают, принимают и реализуют отраслевые планы мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов.
5. Оценка социально-экономической и иной эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы оценивается по уровню достижения целевых индикаторов, установленных в приложении к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.