Ответ: Одним из механизмов разрешения споров является досудебное урегулирование налоговых споров. Налоговые органы в рамках Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) совершенствуют эту процедуру. Говоря о принятой модели досудебного урегулирования налогового спора, необходимо отметить, что процедура представляет собой две стадии.
Первая стадия - временной промежуток между актом и решением налоговой инспекции, в который плательщик может представить письменные возражения. Типичными причинами, служащими основанием для обращения плательщиков с возражениями являются: несогласие с доначислениями, произведенными по результатам налогового контроля, а также с предложениями о применении налоговых санкций.
Процессуальные сроки представления возражений регламентированы пунктом 6 статьи 100 НК РФ. Плательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения такого акта вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений. Кроме того, из анализа положений статьи 101 НК РФ следует, что указанный срок на представление возражений не является пресекательным и плательщик вправе заявить свои возражения в момент рассмотрения руководителем налогового органа материалов проверки.
По существу, процедура рассмотрения возражений направлена на то, чтобы сделать наиболее результативной встречу плательщика с налоговым органом, разобраться в сути возникших вопросов. По результатам рассмотрения возражений руководитель налогового органа имеет право назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, целью которых является проверка доводов плательщика, получение дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых. Кроме того, при рассмотрении возражений руководителем налогового органа принимаются дополнительные документы представляемые плательщиком. Однако, как показывает практика, не являясь обязательной, первая стадия досудебного урегулирования налогового спора не всегда используется плательщиками.
Вторая стадия - временной промежуток между решением налогового органа и рассмотрение дела судом, в этот период плательщик обжалует, принятое налоговым органом решение в вышестоящую инстанцию.
Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен статьей 101.2 НК РФ, а также статьями 139 - 141 НК РФ.
Второй этап предоставляет плательщику право еще до вступления решения налогового органа в законную силу обратиться с апелляционной жалобой. В соответствии с пунктом 5 статьи 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к такой ответственности может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. Процедура обязательного досудебного обжалования решения налогового органа введена с 1 января 2009 года.
Введение процедуры обязательного досудебного обжалования решения налогового органа, с выводами которого не согласен плательщик, было направлено прежде всего на формирование правоприменительной практики, устранение противоречий норм действующего законодательства, устранение внутриведомственных ошибок, уменьшение количества судебных споров с налогоплательщиками и в целом на устранение правовой неопределенности при ведении финансово-хозяйственной деятельности.
Институт досудебного аудита имеет ряд преимуществ перед судебным порядком обжалования решений. В частности, это сохранение деловой репутации и относительно недорогой способ урегулирования спора, так как судебное разбирательство требует значительных финансовых вложений. В досудебном урегулировании отсутствует необходимость уплаты государственной пошлины. Кроме того, время, потраченное на досудебное урегулирование спора, будет гораздо меньше, чем на обращение в суд. У плательщика имеется возможность оспорить решение налогового органа до обращения в суд, а при отрицательном результате обжалования он может учесть позицию налогового органа и при обращении в суд более тщательно подготовиться к защите своей позиции.
В целях совершенствования административных процедур в системе налоговых органов созданы специальные подразделения, в компетенцию которых входит исключительно внутриведомственное досудебное разбирательство. Основными задачами, которые были поставлены Федеральной налоговой службой перед подразделениями досудебного аудита, являлись организация надлежащего реагирования на допущенные ведомственные нарушения, выявленные в ходе урегулирования налоговых споров, и разгрузка судов вследствие урегулирования части налоговых споров в административном порядке.
Процедура обязательного досудебного урегулирования споров между плательщиками и налоговыми органами существует уже более 3 лет, и высокие показатели результативности судебной работы налоговых органов подтверждают правильность выбранных направлений в этой работе.
Уже сделанные шаги позволяют говорить о серьёзной работе налоговых органов на пути создания функциональной и открытой налоговой системы, повышения уровня доверия со стороны плательщиков, правовой определенности в системе налогового администрирования. При этом досудебный аудит направлен не только на снижение судебной нагрузки, но и выступает своего рода фильтром, позволяя оставлять в силе только решения, имеющие судебную перспективу.
М. Алымов.
Советник государственной
гражданской службы РФ 2 класса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: Как проходит досудебное урегулирование налоговых споров?
Данный материал размещен на сайте Управления Федеральной налоговой службы России по Тамбовской области http://www.r68.nalog.ru