Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
к Целевой программе Тамбовской области
"Предупреждение и борьба с социально
значимыми заболеваниями" на 2012 - 2014 годы
Подпрограмма
"Развитие психиатрической службы Тамбовской области" на 2012 - 2014 годы
12 сентября 2012 г., 8 августа 2013 г.
Постановлением администрации Тамбовской области от 8 августа 2013 г. N 847 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт Подпрограммы
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программно-целевыми методами
Подпрограмма обосновывает меры, направленные на оптимизацию психиатрической помощи населению с целью повышения качества оказания данного вида помощи и создания условий реализации научно обоснованной системы профилактики, лечения и реабилитации больных с основными психическими заболеваниями, неврозами и психосоматическими расстройствами.
Эпидемиологические исследования и экспертная оценка свидетельствуют о том, что более трети населения страны нуждаются в лечебной или консультативной помощи врача-психиатра, нарколога и психотерапевта в связи с проблемами психического здоровья.
В психиатрические учреждения Тамбовской области в 2010 году обратилось за психиатрической помощью 25103 человека, что составляет 2,2% населения области. За последние три года отмечается рост первичной заболеваемости за счёт совершенствования работы по выявляемости заболеваний (2008 г. - 372, 7, в 2009 г. - 374, 1, в 2010 г. - 449,8 на 100 тыс. населения) (РФ - 468,3). При этом в структуре заболеваемости отмечается увеличение количества больных с психозами на 6,5% (с 76,4 в 2008 г. до 81,7 в 2010 г.) и с непсихотическими расстройствами на 7,4% (с 275,6 в 2008 г. до 297,7 в 2010 г.).
Общее число инвалидов вследствие психических заболеваний в 2010 году составило 8621 человек, т.е. более 10% от общей численности инвалидов по всем заболеваниям. Высоким остается процент лиц, имеющих 1 и 2 группы инвалидности (2008 г. -88,2%; 2009 г. - 90,2%; 2010 г. - 86,3%), что свидетельствует о тяжести имеющихся психических расстройств.
Доля лиц, признанных не годными к военной службе в связи с психическими расстройствами, среди всех, признанных негодными, составляет почти 50%.
Психиатрическая служба Тамбовской области испытывает значительный недостаток в квалифицированных специалистах различного профиля. Укомплектованность психиатрической службы врачами-психиатрами в 2010 г. составила 66,5%. В Бондарском, Гавриловском, Инжавинском, Петровском, Уметском районах психиатров нет, в 5 районах области психиатрическую помощь населению оказывают врачи-совместители.
Износ материально-технической базы психиатрических учреждений составляет около 90%. Учреждения остро нуждаются в строительстве, реконструкции и ремонте. Санитарные нормы площади на 1 койку ниже нормативных.
Обеспечение диагностическим и лечебным оборудованием, а также современными психотропными лекарственными средствами (нейролептиками, противосудорожными препаратами, антидепрессантами) крайне недостаточно и в значительной степени отстает от потребности в них. Применение новейших антидепрессантов, последних поколений нейролептиков значительно повышает качество жизни, способствует снижению повторных госпитализаций в психиатрический стационар, формированию устойчивых ремиссий и снижению инвалидизации. Кроме того, применение современных лекарственных средств на амбулаторном этапе позволит добиться снижения числа больных, получающих психиатрическую помощь в условиях стационара.
Анализ психического здоровья населения и вопросов оказания психиатрической помощи свидетельствует:
о недостаточной доступности психиатрической помощи в районах Тамбовской области и общесоматических стационарных учреждениях;
о значительном перевесе стационарной психиатрической помощи и недостаточном развитии ее внебольничных форм, подмене социальной помощи психически больным медицинской;
о низкой кадровой обеспеченности психиатрической службы врачами-психиатрами, психотерапевтами, медицинскими психологами, специалистами по социальной работе, средним медицинским персоналом;
об отсутствии в широкой лечебной практике современных психотропных лекарственных средств нового поколения, необходимых для лечения психически больных;
о неудовлетворительном состоянии диагностической и материально-технической базы учреждений, оказывающих психиатрическую помощь;
об отсутствии помощи лицам, находящимся в кризисном состоянии;
о необходимости совершенствовать оказание психиатрической помощи геронтологическим больным;
об отсутствии современного программного обеспечения работы с лицами, страдающими психическими расстройствами.
Реализация мероприятий подпрограммы "Развитие психиатрической службы Тамбовской области" в 2007 - 2010 гг. позволила повысить долю пациентов, охваченных бригадными формами, с 6,6% в 2007 г. до 19,8% в 2010 г., снизить долю пациентов, нуждающихся в стационарной помощи, с 31,5% в 2007 г. до 17,8% в 2010 г., среднюю продолжительность лечения в стационаре с 87,8 койко-дней в 2007 г. до 71,2 койко-дня в 2010 г., долю повторных госпитализаций в психиатрический стационар с 29,9% в 2007 г. до 11,9% в 2010 г.
Вместе с тем проблемы в оказании психиатрической помощи остаются и требуют решения программно-целевыми методами, что позволит повысить не только эффективность расходов бюджетов всех уровней на оказание психиатрической помощи, но и улучшить её качество и доступность.
2. Основная цель и задачи Подпрограммы
Целью Подпрограммы являются:
развитие комплексной системы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при психических расстройствах.
Задачами Подпрограммы являются:
совершенствование методов профилактики психических расстройств, реализация консультативной помощи населению по вопросам охраны психического здоровья;
совершенствование методов диагностики, лечения и реабилитации при психических расстройствах и внедрение деятельности полипрофессиональных бригад в условиях психиатрического стационара, психоневрологического диспансера.
Подпрограмма реализуется в 2012 - 2014 годах в один этап.
Основные целевые индикаторы, отражающие степень достижения цели и задач Подпрограммы приведены, в приложении N 2 к Подпрограмме.
3. Система программных мероприятий
Система мероприятий Подпрограммы предусматривает решение конкретных задач, взаимоувязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям, с учетом современных тенденций медицины, реальной экономической ситуации и состояния здоровья населения области.
В рамках мероприятий Подпрограммы предусматриваются:
санитарно-просветительская работа среди населения и медицинских работников первичного звена в плане профилактики психических расстройств;
более широкое внедрение бригадных форм оказания психиатрической помощи, психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитации;
обеспечение лекарственными средствами больных психическими заболеваниями для проведения лечения в амбулаторных условиях;
оснащение учреждений здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь, медицинским и технологическим оборудованием.
Перечень мероприятий Подпрограммы приведен в приложении N 1 к Подпрограмме.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Подпрограммы
Финансирование мероприятий Подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета и областного бюджета.
Общие затраты на реализацию мероприятий Подпрограммы составляют - 35 497,1тыс. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств федерального бюджета 3 422,1 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета - 32 075,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
за счет средств федерального бюджета:
в 2012 году - 3422,1 тыс. рублей;
за счет средств областного бюджета:
в 2012 году - 11 125,0 тыс. рублей;
в 2013 году - 10 160,0 тыс. рублей;
в 2014 году - 10 790,0 тыс. рублей.
Объемы и источники финансирования Подпрограммы приведены в приложении N 1 к Подпрограмме.
Постановлением администрации Тамбовской области от 8 августа 2013 г. N 847 раздел 4 настоящего приложения изложен в новой редакции
4. Обоснование ресурсного обеспечения Подпрограммы
Общие затраты на реализацию мероприятий Подпрограммы составляют 34172,1 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств федерального бюджета 3422,1 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета 30750,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
за счет средств федерального бюджета:
в 2012 году - 3422,1 тыс. рублей;
за счет средств областного бюджета:
в 2012 году - 9800,0 тыс. рублей;
в 2013 году - 10160,0 тыс. рублей;
в 2014 году - 10790,0 тыс. рублей.
Объемы и источники финансирования Подпрограммы приведены в приложении N 1 к Подпрограмме.
5. Механизм реализации Подпрограммы
Механизм реализации Подпрограммы основан на осуществлении программных мероприятий в соответствии с финансовыми средствами, предусмотренными в областном бюджете на финансирование Подпрограммы в очередном финансовом периоде.
Реализация Подпрограммы предусматривает целевое использование денежных средств в соответствии с поставленными задачами, определенными мероприятиями, а также регулярное проведение мониторинга достигаемых результатов и эффективности расходования средств областного бюджета.
Заказчиком Подпрограммы является управление здравоохранения Тамбовской области.
Реализация Подпрограммы осуществляется на основе государственных контрактов, заключенных государственным заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", и других нормативных правовых актов.
6. Оценка эффективности реализации Подпрограммы
Оценка эффективности реализации Подпрограммы осуществляется для определения степени достижения цели и решения задач Подпрограммы в зависимости от конечных результатов.
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности предполагают к 2015 году:
снижение числа больных, нуждающихся в стационарной психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых больных на 3% (с 28% в 2010 г. до 25% в 2014 г.);
снижение средней продолжительности лечения больного в стационаре на 2,5 койко-дня (с 71,2 койко-дня в 2010 г. до 68,7 койко-дней в 2014 г.);
увеличение доли пациентов, охваченных бригадными формами оказания психиатрической помощи в общем числе наблюдаемых пациентов на 1,7% (с 19,8% в 2010 г. до 21,5% в 2014 г.);
снижение доли повторных в течение года госпитализаций в психиатрический стационар к общему числу госпитализированных больных на 3% (25% в 2010 г. до 22% в 2014 г.).
Оценка социально-экономической эффективности реализации Подпрограммы в динамике приведена в приложении N 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.