Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 18
к областной целевой программе
"Стимулирование развития жилищного строительства
в Тамбовской области на 2011 - 2015 годы"
Подпрограмма
"Государственная поддержка отдельных категорий граждан при ипотечном жилищном кредитовании"
Паспорт подпрограммы
1. Характеристика проблемы и обоснование ее решений программно-целевыми методами
По состоянию на 01.01.2010 г. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях стояло 20,0 тыс. семей. В течение 2009 года для получения жилья на учет принято 2,9 тыс. семей, из них 0,5 тыс. семей малоимущих. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. число очередников увеличилось на 2,2 тыс. семей.
За 2009 год получили жилые помещения и улучшили жилищные условия 891 семья очередников (5 процентов от числа семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на начало 2009 года), что на 151 семью (20,4 процента) больше, чем за 2008 г.
Из общего числа семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия, приобрели жилые помещения в собственность 693 семьи очередников (77,8 процентов от числа семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия в 2009 году), из них 554 семьи купили жилые помещения с использованием средств федеральных субсидий (79,94 процента).
Из общего числа семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, 46,3 процента составляют:
молодые семьи - 7869 семей (39,3 процента), из них 2318 (29,5 процента) - проживают в сельской местности;
многодетные семьи - 882 (4,4 процента);
семьи инвалидов и семьи, имеющие детей-инвалидов - 513 (2,6 процента).
Возможность улучшения жилищных условий не должна быть привилегией лишь немногочисленной группы лиц с очень высокими доходами. Для улучшения жилищных условий граждан необходимо добиться повышения доступности жилья для граждан, прежде всего на основе реализации программ ипотечного кредитования, в том числе с использованием механизмов субсидирования первоначальных взносов и процентных ставок.
Одним из направлений стимулирования жилищного строительства является оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Источниками оказания государственной поддержки являются средства областного бюджета, предусматриваемые на эти цели в соответствующем году.
На территории области в период с июня 2007 по сентябрь 2009 действовало Положение о порядке оказания финансовой поддержки гражданам при ипотечном жилищном кредитовании, которое предусматривало 2 формы государственной поддержки: разовую жилищную субсидию, представляющую собой выплачиваемую единовременно денежную сумму, составляющую часть стоимости жилого помещения, приобретаемого с помощью ипотечного жилищного кредита (займа), и субсидирование процентной ставки по ипотечному кредиту (займу).
В результате реализации указанного положения было выдано 122 ипотечных жилищных кредита и оказана финансовая поддержка нуждающимся в улучшении жилищных условий семьям в виде разовой жилищной субсидии, в том числе:
в 2007 году - 40 семьям;
в 2008 году - 69 семьям;
в 2009 году - 13 семьям.
Начиная с марта 2010 года на территории области реализуется постановление администрации области от 01.03.2010 N 222 "Об утверждении Положения о порядке оказания финансовой поддержки гражданам при ипотечном жилищном кредитовании", предусматривающее только 1 форму государственной поддержки - субсидирование процентной ставки по ипотечному кредиту (займу), которая представляется в меньшем объеме. Следствием этого стало резкое снижение числа обратившихся граждан за оказанием данной поддержки. Таким образом, по итогам 2010 года приняты решения о выплате финансовой поддержки только 12 молодым семьям. Иные категории граждан, предусмотренные в вышеназванном Положении, с заявлениями не обратились.
В рамках оказания данной финансовой поддержки в 2008 году уровень объема выданных ипотечных жилищных кредитов в 5 раз выше.
2. Основные цель и задача подпрограммы
Настоящая подпрограмма направлена на стимулирование развития системы ипотечного жилищного кредитования на территории области и дальнейшее развитие одного из направлений приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Основной целью подпрограммы является улучшение жилищных условий граждан.
Основной задачей подпрограммы является оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Основными принципами реализации подпрограммы являются:
добровольность участия в подпрограмме отдельных категорий граждан;
возможность для отдельных категорий граждан реализовать свое право на получение государственной поддержки за счет средств областного бюджета при улучшении жилищных условий в рамках данной подпрограммы только один раз.
Сроки реализации подпрограммы: 2011 - 2015 годы. После завершения сроков реализации подпрограммы действие ее механизмов и мер государственной поддержки граждан при ипотечном жилищном кредитовании может быть пролонгировано на перспективу до 2020 года соответствующим нормативным актом области.
3. Система программных мероприятий
Для оказания государственной поддержки в решении жилищной проблемы отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, организационными мероприятиями подпрограммы будут являться:
перечисление средств государственной поддержки;
определение ежегодного объема средств, выделяемых из областного бюджета, на реализацию подпрограммы;
организацию в средствах массовой информации работы, направленной на освещение целей и задач подпрограммы для населения области;
проведение мониторинга реализации подпрограммы на областном уровне, подготовку информационно-аналитических и отчетных материалов.
Перечень мероприятий подпрограммы указан в Приложении N 1 к подпрограмме.
4. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
За период 2011 - 2015 годов в областном бюджете планируется предусмотреть 312164 тыс. рублей на оказание государственной поддержки гражданам при ипотечном жилищном кредитовании (далее - государственная поддержка).
|
В 2011 году |
В 2012 году |
В 2013 году |
В 2014 году |
В 2015 году |
Средства областного бюджета (тыс. руб.) |
33535,845 |
53923,275 |
65889,810 |
74310,705 |
84504,420 |
Средства, выделяемые на реализацию подпрограммы, могут подлежать ежегодной корректировке.
5. Механизм реализации подпрограммы
5.1. Категории граждан, имеющих право на получение государственной поддержки
5.1.1. Право на получение государственной поддержки имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории области, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с пунктом 5.1.3 настоящей подпрограммы, заключившие договор ипотечного жилищного кредитования (займа) после 01 января 2010 г., и относящиеся к одной из следующих категорий:
а) государственные гражданские служащие области;
б) работники областных бюджетных учреждений;
в) муниципальные служащие и работники учреждений бюджетной сферы, финансируемые из местных бюджетов области;
г) спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, создаваемых высшим органом исполнительной власти области;
д) сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, должности которых финансируются за счет средств областного бюджета;
е) молодые семьи, которые были признаны в установленном порядке участниками подпрограммы "Молодежи - доступное жилье" областной целевой программы "Жилище" и приобрели жилое помещение в рамках ее реализации;
ж) многодетные семьи, имеющие в своем составе трех и более детей в возрасте до 18 лет;
з) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
и) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов;
к) граждане, если они или члены их семей получили в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
5.1.2. Лица, указанные в подпунктах "а" - "е" пункта 5.1.1 настоящей подпрограммы, имеют право на получение государственной поддержки в виде компенсации части затрат по оплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
Лица, указанные в подпунктах "ж" - "к", имеют право самостоятельного выбора вида государственной поддержки, предусмотренного настоящей подпрограммой.
5.1.3. Применительно к настоящей подпрограмме под нуждающимися в жилых помещениях понимаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
5.1.4. Источниками оказания государственной поддержки являются средства областного бюджета.
5.1.5. Государственная поддержка оказывается гражданам, взявшим ипотечный жилищный кредит (займ), в случаях:
участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на основании договора участия в долевом строительстве (уступки права требования от юридического лица);
приобретения жилого помещения на первичном рынке жилья в сданных в эксплуатацию в 2008 году и последующих годах домах, собственником которых является юридическое лицо - застройщик;
строительства индивидуального жилого дома.
5.1.6. Строящееся либо приобретенное жилое помещение должно находиться на территории области, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Площадь строящегося либо приобретенного жилого помещения должна быть не менее 14 кв. м общей площади на каждого члена семьи.
5.1.7. Расчетная стоимость жилого помещения определяется по формуле:
СтЖ = Н х РЖ, где:
СтЖ - расчетная стоимость жилого помещения, используемая при расчете размера государственной поддержки;
Н - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья, определяемой постановлением администрации области;
РЖ - размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер государственной поддержки.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер государственной поддержки, составляет:
для одиноко проживающего гражданина - 33 кв. м;
для семьи численностью 2 человека - 42 кв. м;
для семьи численностью 3 и более человек - по 18 кв. м на каждого члена семьи.
5.1.8. Граждане могут привлекать в целях создания объекта жилищного строительства либо приобретения жилья средства ипотечных жилищных кредитов или займов, предоставляемых любыми кредитными или иными организациями, осуществляющими ипотечное жилищное кредитование.
5.1.9. Право на оказание государственной поддержки в соответствии с настоящей подпрограммой предоставляется один раз.
5.2. Виды государственной поддержки
5.2.1. Государственная поддержка может оказываться в виде выплачиваемой единовременно денежной суммы, направляемой на погашение основной суммы долга по ипотечному жилищному кредиту (займу) на счет организации, предоставившей гражданину ипотечный жилищный кредит (заем) (далее - единовременная выплата) или в виде компенсации части затрат граждан по оплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), (далее - субсидирование процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу)).
5.2.2. Размер государственной поддержки в виде единовременной выплаты рассчитывается исходя из расчетной стоимости жилого помещения и составляет 25 процентов от расчетной стоимости жилья.
5.2.3. Государственная поддержка в виде субсидирования процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) оказывается в размере 8 процентов годовых, начисленных на сумму ипотечного жилищного кредита (займа).
Размер государственной поддержки в виде субсидирования процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) определяется с учетом того, что сумма ипотечного жилищного кредита (займа), участвующая в расчете, не превышает расчетную стоимость жилого помещения, исчисленную в соответствии с формулой, приведенной в п. 5.1.7 данной подпрограммы, на день обращения гражданина с заявлением об оказании государственной поддержки.
Расходы по оплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), начисленных на сумму ипотечного жилищного кредита (займа), превышающую расчетную стоимость жилого помещения, компенсации не подлежат.
В случае, если процентная ставка за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), предусмотренная в договоре, составляет менее 8 процентов годовых, оказание государственной поддержки производится в размере процентной ставки, предусмотренной договором.
Государственная поддержка оказывается в течение тридцати шести полных месяцев действия договора ипотечного жилищного кредита (займа), начиная с момента обращения гражданина.
5.3. Порядок оказания государственной поддержки
5.3.1. Для получения государственной поддержки гражданин, удовлетворяющий требованиям пункта 5.1.1 настоящей подпрограммы, подает заявление в управление инвестиций области (далее - управление).
В заявлении должны содержаться сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество; адрес; контактный телефон), составе семьи, категории, к которой относится гражданин в соответствии с п. 5.1.1 настоящей подпрограммы, выбранном виде государственной поддержки (для категорий граждан, указанных в подпунктах "ж" - "к" п. 5.1.1 подпрограммы).
5.3.2. К заявлению прилагаются следующие документы:
копии паспортов либо документов их заменяющих, на каждого члена семьи, а на несовершеннолетних граждан - копии свидетельств о рождении;
копии документов, содержащих сведения о составе семьи и степени родства (копия свидетельства о браке, копия свидетельства о расторжении брака, решение соответствующего суда о признании гражданина членом семьи заявителя);
копия постановления органа местного самоуправления о признании гражданина нуждающимся в жилых помещениях на момент заключения договора, подтверждающего строительство (приобретение) жилого помещения;
документы соответствующего органа по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории области об отсутствии (наличии) недвижимости у заявителей и членов его семьи, в том числе выданные на фамилию, имя, отчество, имевшиеся у них до их изменения, выданные не ранее чем за 30 дней до момента предъявления;
документы соответствующей организации по технической инвентаризации о правах на недвижимое имущество заявителей и членов их семьи, рожденных до 01 января 1998 г., в том числе выданные на фамилию, имя, отчество, имевшиеся у них до их изменения, выданные не ранее чем за 30 дней до момента предъявления;
копия договора долевого участия (инвестирования) в строительстве жилого дома (квартиры), либо копия договора уступки права требования (цессии) по договору долевого участия (инвестирования) в строительстве жилого дома (квартиры), либо копия договора на приобретение жилого помещения путем внесения паевого взноса в жилищном, жилищно-строительном, жилищном накопительном кооперативах, либо копия договора на приобретение (строительство) жилого помещения другими предусмотренными федеральным законодательством способами, зарегистрированными в предусмотренных законодательством случаях в соответствующем органе по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории области;
копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, на земельный участок с указанием в разделе "обременения и ограничения" "ипотека" (при наличии);
копия договора о предоставлении ипотечного кредита (займа) для строительства или приобретения жилья, либо копия кредитного договора (договора займа) на строительство (приобретение) жилого помещения путем внесения паевого взноса в жилищный, жилищно-строительный, жилищный накопительный кооперативы, либо копия кредитного договора (договора займа) на приобретение (строительство) жилого помещения другими предусмотренными федеральным законодательством способами, заверенная соответствующим кредитным учреждением, заключенного в установленном порядке после 01 января 2010 г.;
копия договора строительного подряда либо копии иных документов, подтверждающих расходы по строительству индивидуального жилого дома;
номер счета, на который будет осуществляться перечисление бюджетных средств, и реквизиты кредитного учреждения;
копии документов, подтверждающих отнесение гражданина к определенной категории (копия постановления о признании гражданина членом молодой семьи; копия удостоверения инвалида; справка с места работы, подтверждающая, что должность сотрудника финансируется за счет средств областного (местного) бюджета; копия трудовой книжки; копии документов, подтверждающих отсутствие родителей или уклонение их от содержания детей (свидетельства о смерти родителей, решения суда о лишении родителя(ей) родительских прав, приговоры суда об осуждении родителей, решения органов опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) и другие);
копия государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, удостоверенная в нотариальном порядке.
5.3.3. Копии документов должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением подлинника.
Управление проводит проверку достоверности представленных документов самостоятельно. При этом управление вправе обратиться в соответствующие органы (организации) с запросом о проверке либо подтверждении достоверности указанных документов.
5.3.4. Граждане несут в установленном законом порядке персональную ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
5.3.5. Заявление гражданина о предоставлении государственной поддержки регистрируется в книге регистрации заявлений (далее - Книга регистрации).
5.3.6. Книга регистрации пронумеровывается, прошнуровывается, скрепляется печатью, подписывается должностным лицом управления, на которое возложена обязанность по приему заявлений. В Книге регистрации не допускаются подчистки, поправки. Исправления и изменения, вносимые в Книгу регистрации на основании документов, заверяются должностным лицом, на которое возложена обязанность по приему заявлений.
5.3.7. Регистрация заявлений осуществляется в той хронологической последовательности, в которой каждый гражданин подал заявление с приложением всех документов.
5.3.8. От имени заявителя документы, указанные в пункте 5.3.2 настоящей подпрограммы, могут быть поданы одним из членов его семьи либо уполномоченным лицом при наличии надлежащим образом оформленных полномочий.
5.3.9. На каждого гражданина, обратившегося за оказанием государственной поддержки, управлением формируется учетное дело, в котором содержатся документы, являющиеся основанием для предоставления государственной поддержки.
5.3.10. Управление направляет сформированные учетные дела граждан, обратившихся за оказанием государственной поддержки, в областную межведомственную комиссию по предоставлению субсидий отдельным категориям граждан на компенсацию части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам (займам), полученным для строительства (приобретения) жилья (далее - межведомственная комиссия).
5.3.11. Учетные дела направляются в межведомственную комиссию в порядке очередности, исходя из записи в Книге регистрации, и в сроки, установленные Положением об областной межведомственной комиссии по предоставлению субсидий отдельным категориям граждан на компенсацию части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам (займам), полученным для строительства (приобретения) жилья, утвержденным постановлением администрации области от 11.08.2009 N 933.
В случае если количество заявлений граждан на оказание государственной поддержки по сумме требуемых средств превысит сумму ассигнований на данные цели в текущем году, управление приостанавливает направление учетных дел в межведомственную комиссию до следующего года либо до принятия решения об увеличении бюджетных ассигнований на данные цели в текущем году.
5.3.12. Для принятия решения об оказании государственной поддержки гражданин должен представить в управление обновленный пакет документов, указанных в пункте 5.3.2 настоящей подпрограммы, в случаях:
если с момента его обращения с заявлением прошло более трех месяцев;
если в составе сведений о гражданине произошли изменения.
Управление осуществляет проверку обоснованности отнесения гражданина к числу имеющих право на оказание государственной поддержки с учетом новых представленных документов.
5.3.13. Межведомственная комиссия принимает решение об оказании гражданину государственной поддержки с указанием размера ежемесячных начислений и срока, в течение которого производится оказание государственной поддержки, либо о мотивированном отказе. О принятом решении гражданин уведомляется управлением в течение 10 рабочих дней.
5.3.14. Основаниями для отказа в предоставлении государственной поддержки являются:
несоответствие заявителя требованиям, указанным в пункте 5.1.1 настоящей подпрограммы;
недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, указанных в пункте 5.3.2 настоящей подпрограммы;
предоставление неполного пакета документов;
несоответствие приобретенного (строящегося) жилья требованиям, указанным в пунктах 5.1.5 - 5.1.6 настоящей подпрограммы;
ранее реализованное право на обеспечение жилым помещением за счет средств областного и (или) федерального бюджета.
Допускается повторное обращение гражданина с заявлением об оказании государственной поддержки в рамках настоящей подпрограммы после устранения указанных оснований для отказа.
5.3.15. На основании решения межведомственной комиссии управление в течение 10 дней готовит проект распоряжения администрации области об оказании гражданам государственной поддержки. В проекте распоряжения администрации области указываются срок оказания государственной поддержки в отношении каждого гражданина и размер ежемесячных выплат.
5.3.16. Основанием для перечисления денежных средств является представление гражданином, в отношении которого принято решение об оказании государственной поддержки, в срок с 01 по 10 июля и с 01 по 10 декабря текущего года в управление платежных документов, подтверждающих уплату ипотечного жилищного кредита (займа) и процентов за пользование им в соответствии с условиями договора, а также справки о сверке задолженности по финансовым обязательствам с кредитной или иной организацией, предоставившей ипотечный жилищный кредит (займ).
5.3.17. Управление в срок до 01 августа (31 декабря) текущего года осуществляет перечисление средств государственной поддержки на счет гражданина единовременно за весь отчетный период, исходя из размера ежемесячных выплат, указанных в распоряжении администрации области.
5.3.18. Невнесение гражданином ежемесячного платежа в сроки, предусмотренные договором ипотечного жилищного кредита (займа), и непредставление документов в срок, указанный в п. 2.14 настоящего Положения, является основанием для приостановления перечисления средств государственной поддержки до устранения указанных нарушений.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо слов "п. 2.14 настоящего Положения" следует читать "п. 5.3.16 настоящей подпрограммы"
5.3.19. Исполнение финансовых обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) до истечения сроков, предусмотренных для оказания государственной поддержки, является основанием для досрочного прекращения предоставления государственной поддержки.
5.3.20. В случае установления фактов нецелевого использования ипотечного жилищного кредита (займа) и (или) представления ложных сведений выплата государственной поддержки приостанавливается и гражданин лишается права на получение данной государственной поддержки.
5.3.21. Сумма средств государственной поддержки, полученная гражданином до установления факта нецелевого использования жилищного кредита (займа), подлежит взысканию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. Оценка эффективности реализации подпрограммы
В рамках реализации подпрограммы по оказанию государственной поддержки гражданам при ипотечном жилищном кредитовании планируется обеспечить жильем более 270 семей, в том числе:
|
В 2011 году |
В 2012 году |
В 2013 году |
В 2014 году |
В 2015 году |
Количество семей, улучшивших свои жилищные условия с помощью государственной поддержки при ипотечном жилищном кредитовании |
45 семей |
50 семей |
55 семей |
60 семей |
65 семей |
Основные целевые индикаторы, отражающие степень достижения цели и задачи подпрограммы, приведены в приложении N 2 к подпрограмме.
Реализация данной подпрограммы позволит:
улучшить жилищные условия отдельных категорий граждан;
решить основной вопрос недостатка финансовых ресурсов в региональном жилищном строительстве, а именно - позволит привлечь в сферу строительства средства всех категорий граждан;
обеспечить платежеспособный спрос на жилье, что в свою очередь позволит застройщикам получить необходимые для продолжения строительства оборотные средства.
Успешное выполнение мероприятий по оказанию государственной поддержки гражданам при ипотечном жилищном кредитовании в 2011 - 2015 годах принесет ощутимый синергетический эффект, а именно:
решения жилищной проблемы гражданами;
улучшения демографической ситуации в области;
привлечения в экономику региона собственных средств граждан, а также финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы;
развития стройиндустрии за счет увеличения спроса застройщиков и граждан на строительные и отделочные материалы;
развития системы ипотечного жилищного кредитования в регионе.
Таким образом, подпрограмма ориентирована как на продолжение реализации, так и на совершенствование существующих мер и механизмов государственной поддержки граждан при ипотечном жилищном кредитовании в регионе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.