Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации Тамбовской области от 28 октября 2011 г. N 1479 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 13
к областной целевой программе
"Стимулирование развития жилищного строительства
в Тамбовской области на 2011 - 2015 годы"
Подпрограмма
"Кадровое обеспечение задач строительства"
28 октября 2011 г.
Паспорт Подпрограммы
Наименование Подпрограммы |
"Кадровое обеспечение задач строительства" (далее - Подпрограмма) |
Дата принятия решения о разработке Подпрограммы |
Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.03.2011 N 101, поручение заместителя Министра регионального развития Российской Федерации от 25.03.2011 N 363ф-КК/08 |
Заказчик - координатор Подпрограммы |
Управление строительства и архитектуры области |
Заказчики Подпрограммы |
Управление строительства и архитектуры области, управление образования и науки области |
Основные разработчики Подпрограммы |
Управление строительства и архитектуры области, управление образования и науки области |
Цель и задачи Подпрограммы |
Цель подпрограммы: кадровое обеспечение задач строительства областной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011 - 2015 годы". Задачи подпрограммы: развитие профессионально-отраслевой структуры подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, адекватной потребностям регионального строительного рынка труда; развитие частно-государственного партнерства в области подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов строительных специальностей; стимулирование подготовки образовательными учреждениями специалистов по новым востребованным профессиям строительного профиля; стимулирование трудоустройства молодых специалистов и привлечение в отрасль кадров, имеющих строительное образование; создание и реализация эффективных механизмов повышения качества профессионального образования |
Важнейшие целевые показатели Подпрограммы |
Увеличение годового объема ввода жилья с 570 тыс. кв. м в 2011 году до 690 тыс. кв. м в 2015 году, в том числе малоэтажного. Увеличение числа специалистов строительных специальностей, осуществляющих трудовую деятельность по специальности, с 15685 человек в 2011 году до 17355 человек в 2015 году, в том числе в строительстве жилья с 4087 человек до 4512 человек при увеличении расчетной потребности специалистов строительных специальностей с 14039 человек в 2011 году до 17174 человек в 2015 году. Оптимизация годового объема выпуска специалистов строительного профиля с 917 человек в 2011 году до 895 человек в 2015 году. Увеличение числа привлеченной иностранной рабочей силы в строительную отрасль с 1838 человек в 2011 году до 2500 человек в 2015 году. Сохранение количества учебных заведений в Тамбовской области, выпускающих работников строительных специальностей, на уровне 2011 года - 11 учебных заведений среднего профессионального образования и 1 учебное заведение высшего профессионального образования |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы |
Программа реализуется в течение 2011 - 2015 гг. Первый этап: 2011 - 2012 годы - формирование институтов организационного и информационного обеспечения развития кадрового потенциала отрасли, проведение первоочередных мероприятий по формированию комплексного механизма управления кадровым потенциалом отрасли. Второй этап: 2013 - 2015 годы - реализация эффективных механизмов управления формированием, воспроизводством, развитием и использованием кадрового потенциала отрасли и реализация основных программных мероприятий, развитие материально-технической базы и организация опережающей подготовки кадров по стратегически перспективным для отрасли профессиям, специальностям и видам деятельности |
Объемы и источники финансирования Подпрограммы |
Общие затраты на реализацию Подпрограммы в 2011 - 2015 гг. за счет всех источников финансирования составят 6060,0 тыс. рублей: в том числе: федеральный бюджет (по согласованию) - 2 559,0 тыс. рублей: областной бюджет - финансирование мероприятий осуществляется в рамках комплексной программы развития профессионального образования Тамбовской области на 2011 - 2015 годы; внебюджетные средства - 3 501,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты |
достижение динамического баланса между потребностями отрасли жилищного строительства Тамбовской области в квалифицированных кадровых ресурсах и возможностями их подготовки, переподготовки и повышения квалификации; создание механизмов формирования, воспроизводства и развития кадрового потенциала отрасли жилищного строительства региона на основе долгосрочного прогноза потребности в трудовых ресурсах; создание информационной системы мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в жилищном и ином строительстве; развитие инфраструктуры для рациональной организации ресурсов областной сети учреждений профессионального образования строительного профиля; организация сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования различных уровней, предприятий и организаций; формирование системы частно-государственного партнерства, системы профессионального образования с работодателями и общественными объединениями; модернизация системы управления профессиональным образованием на уровне региона и образовательного учреждения в связи с внедрением в систему независимой системы оценки качества образования; своевременное, гибкое и эффективное реагирование системы профессионального образования на изменяющиеся запросы строительного рынка труда; повышение эффективности деятельности системы профессионального образования, создание системы ее многоканального финансирования и поэтапное приведение материально-технической базы учреждений профессионального образования в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; повышение инновационной активности учреждений профессионального образования, педагогических и руководящих работников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; формирование положительного имиджа профессий строительного профиля. |
1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами
В целях выполнения стратегической задачи, поставленной Правительством Российской Федерации, выйти к 2020 году на ежегодный объем вводимого жилья на уровне 1 квадратного метра на каждого жителя Тамбовской области принята областная целевая программа "Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа), утвержденная постановлением администрации области от 31 декабря 2010 г. N 1599.
Активизация строительной деятельности в рамках Программы сталкивается с определенными кадровыми ограничениями, что обусловлено наличием широкого спектра актуальных проблем в системе профессиональной подготовки кадров для строительной отрасли, требующих комплексного решения.
Данная Подпрограмма разработана в целях обеспечения реализации задач, запланированных в Программе, и представляет собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на повышение количества и качества подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации специалистов всех уровней образования и достижение баланса между потребностями строительной отрасли в кадрах и их подготовкой.
Демографическая ситуация в области является типичной для большинства регионов России. В условиях миграционного оттока населения особые масштабы приобретает проблема старения населения при одновременном сокращении доли детей и подростков, а также населения трудоспособного возраста. При сохранении текущих тенденций фактически неизбежным в ближайшие годы становится масштабное выбытие трудовых ресурсов, сопровождающееся ростом конкуренции среди отраслей экономики и отдельными предприятиями за рабочую силу, необходимостью привлечения трудовых ресурсов из других регионов.
На 01.01.2011 в отрасли насчитывалась 831 строительная организация и 115 предприятий, осуществляющих выпуск строительных материалов.
Доля занятых в строительстве в 2010 году составила 2,9% (13,9 тыс. человек) от общей численности занятых в экономике области, в том числе в жилищном строительстве было занято 29% строителей или 4073 работника.
Среднесписочная численность работников предприятий и организаций, занятых видом экономической деятельности "Строительство", за 2008 - 2010 гг. сократилась на 600 человек (4,2%). Кроме того, одновременно с сокращением рабочих мест, в 2008 - 2010 годах наблюдалась высокая текучесть кадров работников строительных организаций. Показатель убытия специалистов из жилищного строительства в 2008 году был самым высоким и составил 45%. В последующие годы ситуация в строительстве начала выправляться и показатель убытия соответственно составил: 2009 г. - 34%; 2010 г. - 30%.
При этом в основных подрядных организациях, занятых в строительстве жилья и реализации приоритетных проектов, в течение 2008 - 2010 гг. насчитывалось от 374 (в 2008 г.) до 706 (в 2010 г.) вакансий рабочих основных строительных специальностей: каменщиков, штукатуров, бетонщиков, сварщиков (таблица 1).
Таблица 1.
Баланс потребности в кадрах и безработицы по строительной отрасли
Уровень образования |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
1 квартал 2011 г. |
||||
вакансии |
безработные |
вакансии |
безработные |
вакансии |
безработные |
вакансии |
безработные |
|
высшее профессиональное образование |
11 |
23 |
19 |
52 |
16 |
23 |
12 |
26 |
среднее профессиональное образование |
6 |
8 |
11 |
26 |
5 |
11 |
7 |
18 |
начальное профессиональное образование |
357 |
214 |
376 |
311 |
685 |
182 |
1024 |
270 |
всего: |
374 |
245 |
406 |
389 |
706 |
216 |
1043 |
314 |
Решая проблему нехватки рабочей силы, в указанный период на стройки области привлекалась иностранная рабочая сила (ИРС) в соответствии с выделенной квотой: 2008 г. - 1228 работников, 2009 г. - 1378 работников, 2010 г. - 1701 работник, в том числе 40 - 43% ИРС было занято в жилищном строительстве.
Сведения о межрегиональной миграции специалистов строительных профессий отсутствуют, так как сбор данных по указанным сведениям уполномоченными органами не осуществляется.
К 2011 году ситуация в строительстве стабилизировалась, за первое полугодие из крупных и средних организаций уволилось 172 работника, в тоже время было принято 197 работников. Основные показатели деятельности строительного комплекса Тамбовской области приведены в приложении N 5 к Подпрограмме.
Таблица 2.
Индикаторы кадрового обеспечения регионального строительного комплекса
Годы |
2008 |
2009 |
2010 |
Годовой объем капитального строительства (кв. м) |
560400 |
559220 |
569100 |
Общее количество персонала организаций, осуществляющих строительство (N ), в том числе: |
14123 |
14152 |
13943 |
специалисты (N 1) |
3432 |
3340 |
3291 |
линейный персонал (N 2) |
4435 |
4316 |
4253 |
рабочие (N 3) |
6256 |
6496 |
6400 |
(интегральный), S/N |
39,7 |
39,5 |
40,8 |
, S/N 1 |
163,3 |
167,4 |
172,9 |
, S/N 2 |
126,4 |
129,6 |
133,8 |
, S/N 3 |
89,6 |
86,1 |
88,9 |
Индикаторы (интегральный и по категориям персонала) характеризуют общую и по категориям кадровую обеспеченность осуществленных объемов капитального строительства.
Таблица 3.
Индикатор соотношения кадрового ресурса между категориями персонала
Годы |
2008 |
2009 |
2010 |
специалисты |
1 |
1 |
1 |
линейный персонал |
1,29 |
1,29 |
1,29 |
рабочие |
1,82 |
1,94 |
1,94 |
Индикатор характеризует соотношение между различными категориями персонала.
Таблица 4.
Индикатор соотношения кадрового ресурса между уровнями профессионального образования
Годы |
2008 |
2009 |
2010 |
Количество специалистов, имеющих: |
|
|
|
высшее профессиональное образование, |
3432 |
3340 |
3291 |
среднее профессиональное образование, |
4435 |
4316 |
4252 |
начальное профессиональное образование, |
2966 |
3198 |
3151 |
без профессионального образования, |
3291 |
3297 |
3249 |
Индикатор соотношения кадрового ресурса между уровнями профессионального образования, |
|
|
|
/ |
1 |
1 |
1 |
/ |
1,29 |
1,29 |
1,29 |
/ |
0,86 |
0,96 |
0,96 |
/ |
0,96 |
0,99 |
0,99 |
Индикатор характеризует соотношение между различными уровнями профессионального образования персонала.
Таблица 5.
Индикатор миграционной компоненты кадрового обеспечения регионального строительного комплекса
Годы |
2008 |
2009 |
2010 |
Количество иностранных работников в строительстве (М), в том числе: |
1228 |
1378 |
1701 |
специалисты, М1 |
0 |
0 |
0 |
линейный персонал, М2 |
0 |
0 |
0 |
рабочие, М3 |
1228 |
1378 |
1701 |
Индикатор миграционной компоненты, |
|
|
|
М1/М |
0 |
0 |
0 |
М2/М |
0 |
0 |
0 |
М3/М |
1 |
1 |
1 |
Индикатор характеризует общую и по категориям долю привлекаемой иностранной рабочей силы.
Активное участие в мониторинге и прогнозировании потребностей строительной отрасли в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования принимают саморегулируемые организации, зарегистрированные на территории Тамбовской области.
Силами некоммерческого партнерства "Союз тамбовских строителей" был проведен кадровый аудит в 246 организациях-членах саморегулируемой организации (СРО). На основании данных мониторинга по профессиональному составу и уровню образования работников обследованных организаций выведено процентное соотношение между разными категориями специалистов и эмпирическим путем определен состав специалистов отрасли на 01.01.2011.
По данным обследования процентное соотношение числа работников со строительным и нестроительным образованием варьируется в зависимости от размера организации. В приложении 4.1-а отражено наличие в регионе специалистов, работающих на должностях, к которым предъявляются требования знаний и навыков по различным профессиям НПО: 59% от общего числа специалистов состоят в СРО строителей, из них 43% не имеют соответствующего образования. Из специалистов, не состоящих в СРО строителей, 49% не имеет соответствующего образования.
В приложении 4.1-б отражено наличие в Тамбовской области специалистов, работающих на должностях, к которым предъявляются требования наличия знаний и навыков по указанным профессиям среднего специального и высшего образования. Среднее специальное и высшее образование имеют 56% всех занятых в отрасли, из них в СРО состоит 74%, в том числе 5% членов СРО не имеют соответствующего профессионального образования. В организациях, не состоящих в СРО строителей, из специалистов, занимающих должности, требующие высшего и среднего специального образованием, также 5% не имеет соответствующего профессионального образования.
В регионе подготовкой кадров для строительной отрасли занимаются 11 учреждений среднего профессионального образования, 1 учреждение высшего профессионального образования, которые располагаются в 9 территориях (приложение N 6).
Контингент обучающихся и студентов строительных специальностей всех уровней образования в текущем году составляет 3348 человек (на 16% меньше, чем в 2008 учебном году), подготовка специалистов ведется по 14 направлениям и специальностям (приложения N 4.3-а, N 4.3-б к Подпрограмме).
Сокращение контингента обучающихся произошло за счет уровня начального и среднего профессионального образования.
В 2010 году количество выпускников по строительным специальностям составило 735 человек, что на 315 человек или на 30% меньше выпуска 2008 г. Причем сокращение выпуска произошло за счет специалистов начального и среднего профессионального образования, выпуск которых за 2008 - 2010 годы сократился на 350 человек или 37,5% (таблица 6).
Таблица 6.
Выпуск специалистов НПО, СПО, ВПО в Тамбовской области в 2008 - 2010 годах
Год |
Количество выпускаемых специалистов |
||
НПО |
СПО |
ВПО |
|
2008 |
600 |
330 |
120 |
2009 |
501 |
251 |
144 |
2010 |
396 |
184 |
155 |
Ситуация с трудоустройством выпускников в регионе достаточно благополучная: процент нетрудоустроенных выпускников 2008 - 2010 годов по строительному профессиональному образованию на 01.04.2011 составляет 0,04%, тогда как в среднем по Российской Федерации этот показатель около 8%. На 01.04.2011 в качестве безработных не зарегистрировано ни одного выпускника 2010 г., обучавшегося по строительным профессиям и специальностям.
Повышение квалификации руководящих кадров строительного комплекса организовано на базе научно-технического центра при Архитектурно-строительном факультете государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тамбовский государственный технический университет" (далее - ТГТУ). За последние три года прошли повышение квалификации по программе "Строительство зданий и сооружений" 956 человек, по программе "Проектирование зданий и сооружений" - 300 человек (таблица 7).
Таблица 7.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников строительной отрасли за 2008 - 2010 годы
год |
Вид повышения квалификации |
Количество повысивших квалификацию, чел. |
Финансирование, тыс. руб. |
внебюджетные средства | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Научно-технический центр ТГТУ |
|
|
Всего за 2008 - 2010 гг. |
1573 |
10850,0 |
|
2008 |
Курсы повышения квалификации "Строительство зданий и сооружений" |
368 |
2392,0 |
Курсы повышения квалификации "Проектирование зданий и сооружений |
250 |
1625,0 |
|
Итого: |
618 |
4017,0 |
|
2009 |
Курсы повышения квалификации "Строительство зданий и сооружений" |
348 |
2262,0 |
Курсы повышения квалификации "Проектирование зданий и сооружений |
190 |
1235,0 |
|
Итого: |
538 |
3497,0 |
|
2010 |
Курсы повышения квалификации "Строительство зданий и сооружений" |
240 |
1920,0 |
Курсы повышения квалификации "Проектирование зданий и сооружений |
177 |
1416,0 |
|
Итого: |
417 |
3336,0 |
|
|
ОАО "Центр развития строительства и подготовки кадров" |
|
|
Всего за 2009 - 2010 гг. |
13519 |
25853,0 |
|
2008 |
Курсы повышения квалификации |
2430 |
7793,0 |
2009 |
Курсы повышения квалификации |
2646 |
8600,0 |
2010 |
Курсы повышения квалификации |
2683 |
9460,0 |
Подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов осуществляет открытое акционерное общество "Центр развития строительства и подготовки кадров". В Центре строительства и подготовки кадров в 2008 г. прошли подготовку и повысили квалификацию 2430 человек, в 2009 г. - 2646 человек, в 2010 г. - 2683 человека.
Развивается взаимодействие работодателей со сферой образования в виде новых механизмов частно-государственного партнерства в области организации процедур независимой оценки качества профессионального образования. В 2008 году впервые апробированы и запущены процедуры сертификации профессиональных квалификаций выпускников учреждений начального профессионального образования совместно с Торгово-промышленной палатой области. Созданы два центра сертификации на базе Многопрофильного и Строительного колледжей.
Активное участие в разработке региональных профессиональных стандартов приняли саморегулируемые организации в строительстве.
В 2010 г. сертификацию профессиональной квалификации прошли 46 выпускников учреждений начальной и средней профессиональной подготовки, в 2009 г. - 45 выпускников, в 2008 г. - 30 выпускников.
С целью концентрации ресурсов (кадровых, информационных, учебно-технологических) в системе начального и среднего профессионального образования с 2006 г. функционируют 2 ресурсных центра профессионального образования по направлениям "Строительство" и "Деревообработка". Ресурсные центры созданы с целью формирования условий для подготовки в системе начального и среднего профессионального образования высококвалифицированных рабочих и специалистов.
Профессионально-отраслевая структура подготовки кадров для строительной отрасли также в последние годы начала модернизироваться с учетом развития современных технологий и региональной потребности в кадрах. В 2010 г. начата подготовка по профессии "Мастер сухого строительства". В 2011 - 2012 гг. планируется открытие новых рабочих специальностей: "Производство неметаллических строительных изделий и конструкций", "Станочник деревообрабатывающих станков", "Мастер столярного и мебельного производства", "Мастер жилищно-коммунального хозяйства", а также инженеров по профессии "Строительство уникальных зданий и сооружений" (приложения N 4.4-а, N 4.4-б).
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 г. предусматривается создание в регионе кластера промышленности строительных материалов.
В рамках кластера планируется модернизация существующих и создание новых для региона производств основных строительных материалов, в том числе строительство цементного завода, линий по производству энергоэффективных стеновых материалов, современного домостроительного комбината и прочих.
Планируется государственная поддержка строительства жилья, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг.
Реализация поставленных задач требует подготовки квалифицированных кадров и специалистов нового качества, дальнейшего изменения профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров.
Анализ современной ситуации показывает, что существующая система планирования подготовки кадров для строительной отрасли не в полной мере отвечает изменившимся условиям их воспроизводства:
в основу положено ежегодное краткосрочное и среднесрочное прогнозирование, а реализация областной программы развития жилищного строительства требует долгосрочного прогноза в подготовке кадров;
подготовка кадров осуществляется для массовых профессий, не учитывая внедрения современных производственных технологий;
существует практика завышения планов приема в учреждения по профессиям, популярным у населения, но не востребованным на рынке труда;
региональная система профессионального образования недостаточно привлекательная для работодателей, о чем свидетельствует отсутствие масштабных государственно-частных альянсов, низкий платежеспособный спрос на образовательные программы начального и среднего профессионального образования, слабое участие работодателей в организации образовательного процесса по программам профессионального образования;
формируемый краткосрочный прогноз в подготовке кадров не дает возможность учреждениям профессионального образования целенаправленно адаптировать свои внутренние ресурсы и аккумулировать дополнительные средства для развития актуальных направлений.
Для решения проблемы развития кадрового потенциала области необходимо объединить усилия и ресурсы всех заинтересованных сторон - органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, учреждений профессионального образования. К решению проблемы должен быть выстроен комплексный подход.
Задача создания условий для новых форм прогнозирования потребности и подготовки кадров требует совершенствования нормативной правовой базы в данной сфере и стимулирования проведения преобразований на местах.
Необходимость ускоренного перехода к устойчивому эффективному функционированию кадровой политики в строительной отрасли и ее развитию определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:
отражены в основных направлениях стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года и областной целевой программе "Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011 - 2015 годы";
носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия федерального центра;
не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов до 2015 года включительно;
носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие и рост производства.
Вместе с тем применение программно-целевого метода в решении поставленных Подпрограммой задач сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации Подпрограммы возможны отклонения в достижении результатов из-за финансово-экономических изменений на рынке образования, а также в отрасли жилищного строительства.
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации, целевые показатели
Цели и задачи Подпрограммы определяются долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами государственной образовательной политики, а также целями и задачами Программы, поскольку Подпрограмма является инструментом ее реализации.
Общей целью Программы является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам Тамбовской области.
Основной целью Подпрограммы является:
кадровое обеспечение задач строительства областной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011 - 2015 годы".
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
развитие профессионально-отраслевой структуры подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, адекватной потребностям регионального строительного рынка труда;
развитие частно-государственного партнерства в области подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов строительных специальностей;
стимулирование подготовки образовательными учреждениями специалистов по новым востребованным профессиям строительного профиля;
стимулирование трудоустройства молодых специалистов и привлечение в отрасль кадров, имеющих строительное образование;
создание и реализация эффективных механизмов повышения качества профессионального образования
Подпрограмма реализуется в течение 2011 - 2015 гг. в два этапа.
Первый этап: 2011 - 2012 годы - формирование институтов организационного и информационного обеспечения развития кадрового потенциала отрасли, проведение первоочередных мероприятий по формированию комплексного механизма управления кадровым потенциалом отрасли.
Второй этап: 2013 - 2015 годы - реализация эффективных механизмов управления формированием, воспроизводством, развитием и использованием кадрового потенциала отрасли и реализация основных программных мероприятий, развитие материально-технической базы и организация опережающей подготовки кадров по стратегически перспективным для отрасли профессиям, специальностям и видам деятельности.
Достигнутые результаты в профессиональной подготовке кадров для строительной отрасли, в том числе сферы жилищного строительства, и сложившаяся на кадровом рынке ситуация обусловливают необходимость согласования целей и задач Подпрограммы, направленных на преодоление существующих проблем в сфере подготовки кадров, с долгосрочными стратегическими целями и приоритетами государственной жилищной политики.
Целевые показатели Подпрограммы по годам реализации приведены в приложении N 1 к Подпрограмме.
Перспективы обеспечения строительной отрасли, в том числе сферы жилищного строительства региона квалифицированными кадрами рассчитаны на основании информации о специалистах той или иной квалификации, формирующейся в единой базе данных о членах в саморегулируемых организациях на 01 января 2011 г.
Количество занятых видом деятельности "строительство" до 2015 года рассчитано на основе анализа статистических данных по вводу жилья и количеству работающих в строительной отрасли, начиная с 2000 года. Теоретический расчет был произведен исходя из предположения, что показатель производительности труда в последующие 2011 - 2015 годы останется на наилучшем уровне, достигнутом в 2007 - 2008 годах. В последующие годы, при достижении показателей производительности, превышающих уровень 2007 года, данные расчета могут быть скорректированы.
Потребность в специалистах в профессионально-квалификационном разрезе определена на основании сложившейся структуры спроса на строительном рынке труда на 01 января 2011 г.
Сведения о потребности в специалистах с разбивкой по годам, уровню образования приведены в приложениях N 4.2-а, N 4.2-б к Подпрограмме.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий охватывает реализацию вышеуказанных задач (приложение N 2 к Подпрограмме).
В частности планируется обеспечить выполнение следующих мероприятий в 2011 - 2015 годах:
формирование нормативно-правовой базы регионального уровня и методического сопровождения подготовки кадров для строительной отрасли, в том числе:
внедрение единой методики долгосрочного прогнозирования потребности строительной отрасли в кадрах;
разработка концепции частно-государственного партнерства в области подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов строительных специальностей;
совершенствование схемы взаимодействия образовательных учреждений всех уровней и подчиненностей и органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам подготовки специалистов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов строительных специальностей;
развитие ресурсных центров профессионального образования и центров сертификации профессиональных квалификаций, утверждение на региональном уровне нормативных документов, определяющих их деятельность;
создание единого информационного пространства по проблемам кадрового обеспечения строительных компаний;
стимулирование образовательных учреждений в подготовке специалистов по новым востребованным профессиям;
стимулирование трудоустройства молодых специалистов;
повышение квалификации профессорско-преподавательского состава учебных заведений.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Подпрограммы
Общие затраты на реализацию Подпрограммы в 2011 - 2015 гг. за счет всех источников финансирования составят 6060,0 тыс. рублей:
2011 год - 1 008,0 тыс. рублей;
2012 год - 1 097,0 тыс. рублей;
2013 год - 1 212,0 тыс. рублей;
2014 год - 1 320,0 тыс. рублей;
2015 год - 1 423,0 тыс. рублей
в том числе:
федеральный бюджет (по согласованию) - 2 559,0 тыс. рублей:
в т.ч. по годам:
2011 год - 391,0 тыс. рублей;
2012 год - 450,0 тыс. рублей;
2013 год - 513,0 тыс. рублей;
2014 год - 575,0 тыс. рублей;
2015 год - 630,0 тыс. рублей
Финансирование мероприятий Подпрограммы из областного бюджета предусматривается в рамках комплексной программы развития профессионального образования Тамбовской области на 2011 - 2015 годы.
Внебюджетные средства:
всего - 3 501,0 тыс. рублей;
в т.ч. по годам:
2011 год - 617,0 тыс. рублей;
2012 год - 647,0 тыс. рублей;
2013 год - 699,0 тыс. рублей;
2014 год - 745,0 тыс. рублей;
2015 год - 793,0 тыс. рублей.
Привлечение федеральных средств будет осуществляться в соответствии с ежегодно заключаемыми соглашениями с Федеральным агентством по образованию.
Объемы расходов на выполнение мероприятий Подпрограммы подлежат корректировке по мере изменения макроэкономических параметров (индикаторов экономического развития региона, контингента и выпуска обучающихся учреждений общего и профессионального образования, финансовых возможностей областного бюджета, внебюджетных источников финансирования).
5. Механизм реализации Подпрограммы
Реализация Подпрограммы потребует координации действий всех заинтересованных сторон и консолидации финансовых ресурсов.
Управление строительства и архитектуры области в процессе реализации программных мероприятий:
обеспечивает создание единой системы мониторинга и оценки состояния регионального и муниципальных рынков труда, потребностей работодателей и спроса населения в строительных вакансиях;
осуществляет прогнозирование тенденций на рынке труда, выявление факторов, влияющих на спрос населения на строительные вакансии, оценку воздействия на рынок труда реализуемых в рамках Подпрограммы мероприятий;
осуществляет мониторинг и оценку реализации Подпрограммы.
В зависимости от результатов мониторинга и оценки выполнения мероприятий Подпрограммы, изменения целевых показателей областной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011 - 2015 годы", изменения потребностей работодателей и спроса населения в строительных вакансиях и с учетом выделенных на реализацию в текущем году финансовых средств управление строительства и архитектуры области уточняет целевые индикаторы, затраты по программным мероприятиям и осуществляет корректировку Подпрограммы.
Управление строительства и архитектуры области является координатором выполнения мероприятий Подпрограммы. Функции управления реализацией Подпрограммы осуществляет отраслевой Совет по профессиональному образованию и кадровой политике в строительной отрасли Тамбовской области.
Управление образования и науки области представляет свою информацию о ходе реализации Подпрограммы за отчетный период управлению строительства и архитектуры области.
Управление строительства и архитектуры области по итогам за полугодие и год представляет по электронной почте и на бумажном носителе в управление экономической политики администрации области информацию о ходе реализации и финансировании Подпрограммы.
Контроль исполнения программных мероприятий осуществляет администрация области. Вопросы о ходе выполнения Подпрограммы периодически выносятся на заседания областного координационного комитета по развитию кадрового потенциала в сфере реальной экономики и содействию занятости населения.
6. Оценка эффективности реализации Подпрограммы
В результате реализации Подпрограммы предусматривается:
достижение динамического баланса между потребностями отрасли жилищного строительства Тамбовской области в квалифицированных кадровых ресурсах и возможностями их подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
создание механизмов формирования, воспроизводства и развития кадрового потенциала отрасли жилищного строительства региона на основе долгосрочного прогноза потребности в трудовых ресурсах;
создание информационной системы мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в жилищном и ином строительстве;
развитие инфраструктуры для рациональной организации ресурсов областной сети учреждений профессионального образования строительного профиля;
организация сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования различных уровней, предприятий и организаций;
формирование системы частно-государственного партнерства, системы профессионального образования с работодателями и общественными объединениями;
модернизация системы управления профессиональным образованием на уровне региона и образовательного учреждения в связи с внедрением в систему независимой системы оценки качества образования;
своевременное, гибкое и эффективное реагирование системы профессионального образования на изменяющиеся запросы строительного рынка труда;
повышение эффективности деятельности системы профессионального образования, создание системы ее многоканального финансирования и поэтапное приведение материально-технической базы учреждений профессионального образования в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
повышение инновационной активности учреждений профессионального образования, педагогических и руководящих работников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;
формирование положительного имиджа профессий строительного профиля.
Ожидаемые результаты представлены количественно измеримыми целевыми индикаторами.
Таблица 8.
Индикаторы кадрового обеспечения регионального строительного комплекса
Годы |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Годовой объем капитального строительства (кв. м) |
570000 |
578000 |
590000 |
640000 |
690000 |
Общее количество персонала организаций, осуществляющих строительство (N ), в том числе: |
15685 |
15335 |
15091 |
16086 |
17355 |
специалисты (N 1) |
3702 |
3619 |
3561 |
3796 |
4096 |
линейный персонал (N 2) |
4784 |
4677 |
4603 |
4906 |
5293 |
рабочие (N 3) |
7199 |
7039 |
6927 |
7383 |
7966 |
(интегральный), S/N |
36,3 |
37,7 |
39,1 |
39,8 |
39,8 |
, S/N 1 |
154,0 |
159,7 |
165,7 |
168,6 |
168,5 |
, S/N 2 |
119,1 |
123,6 |
128,2 |
130,4 |
130,4 |
, S/N 3 |
79,2 |
82,1 |
85,2 |
86,7 |
86,6 |
Таблица 9.
Индикатор соотношения кадрового ресурса между категориями персонала
Годы |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
специалисты |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
линейный персонал |
1,29 |
1,29 |
1,29 |
1,29 |
1,29 |
рабочие |
1,94 |
1,94 |
1,94 |
1,94 |
1,94 |
Таблица 10.
Индикатор соотношения кадрового ресурса между уровнями профессионального образования
Годы |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Количество специалистов, имеющих: |
|
|
|
|
|
высшее профессиональное образование, |
3702 |
3619 |
3561 |
3796 |
4096 |
среднее профессиональное образование, |
4784 |
4677 |
4603 |
4906 |
5293 |
начальное профессиональное образование, |
3545 |
3466 |
3411 |
3635 |
3922 |
без профессионального образования, |
3655 |
3573 |
3516 |
3748 |
4044 |
Индикатор соотношения кадрового ресурса между уровнями профессионального образования, |
|
|
|
|
|
/ |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
/ |
1,29 |
1,29 |
1,29 |
1,29 |
1,29 |
/ |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
/ |
0,99 |
0,99 |
0,99 |
0,99 |
0,99 |
Таблица 11.
Индикатор миграционной компоненты кадрового обеспечения регионального строительного комплекса
Годы |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Количество иностранных работников в строительстве (М), в том числе: |
|
|
|
|
|
специалисты, М1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
линейный персонал, М2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
рабочие, М3 |
1838 |
1985 |
2144 |
2315 |
2500 |
Индикатор миграционной компоненты, |
|
|
|
|
|
М1/М |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
М2/М |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
М3/М |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Эффективность реализации Подпрограммы и использования выделенных с этой целью средств областного бюджета будет обеспечена за счет исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств.
Оценку эффективности реализации Подпрограммы планируется осуществлять на основе индикаторов (приложение N 3 к Подпрограмме).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.