Администрация области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Поддержка начинающих фермеров в Тамбовской области" на 2012 - 2014 годы согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области А.Я. Дубовика.
Глава администрации области |
О.И. Бетин |
Областная целевая программа
"Поддержка начинающих фермеров в Тамбовской области" на 2012 - 2014 годы
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 20 февраля 2012 г. N 177)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Поддержка начинающих фермеров в Тамбовской области (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Управление сельского хозяйства области |
Разработчик Программы |
Управление сельского хозяйства области |
Цель и задачи Программы |
Целью Программы является: развитие крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции. Задачами Программы являются: обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств; создание условий для крестьянских (фермерских) хозяйств по доступности финансовых ресурсов; стимулирование перехода граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в крестьянские (фермерские) хозяйства |
Сроки реализации Программы |
2012 - 2014 гг. |
Объем и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы за счет всех источников финансирования составит 47274* тыс. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета 38474 тыс. рублей, из них по годам: 2012 год - 9 814 тыс. рублей, 2013 год - 13 734 тыс. рублей, 2014 год - 14 926 тыс. рублей; за счет внебюджетных средств 8800 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 год -2300 тыс. рублей, 2013 год - 3100 тыс. рублей, 2014 год - 3400 тыс. рублей |
Целевые индикаторы и показатели |
Целевой индикатор: увеличение числа хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств по отношению к уровню 2010 года - 1,035. Целевые показатели: количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки - 88 ед., в том числе: в 2012 году - 23 ед., в 2013 году - 31 ед., в 2014 году - 34 ед.; количество созданных рабочих мест - 264 ед. |
--------------------------------
* Объем финансирования будет уточнен после принятия решения о финансировании Программы из средств федерального бюджета.
1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами
В сельскохозяйственном секторе области до 90 годов прошлого века основными производителями являлись крупные товарные сельскохозяйственные предприятия, на долю которых в области приходилось две трети сельскохозяйственной продукции. Проводимая с начала 90 годов аграрная реформа значительно изменила структуру производства продукции сельского хозяйства, сменив ориентиры производства с сельскохозяйственных предприятий на личные подсобные хозяйства (далее - ЛПХ) населения и крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - КФХ). Образование КФХ началось на основе передачи крестьянам в собственность земли и имущества для ведения товарного производства. Первые хозяйства на территории области были зарегистрированы в 1990 году в количестве 3 единиц, а к 1992 году их количество составило уже более 2953 единиц. Однако, начиная с 1994 года наметилась устойчивая тенденция их количественного снижения.
Таблица. Динамика изменения количества КФХ и ЛПХ области, ед.
Категория хозяйств |
2000 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 (предварит.) |
КФХ |
3237 |
2817 |
2780 |
2657 |
2512 |
2418 |
ЛПХ |
278400 |
273600 |
271700 |
271700 |
275900 |
277600 |
Существует ряд факторов, определяющих данную тенденцию снижения предпринимательской активности сельского населения.
Учитывая, что уровень безработицы на селе остается высоким, проблема оттока кадров является одной из ключевых, а специалисты, получившие сельскохозяйственное образование в городах, не возвращаются в отрасль и не работают по полученной специальности. Сельскохозяйственное производство, а вместе с ним и уровень развития социальной среды начинают постепенно снижаться. В селах растет доля населения пенсионного возраста. Сельскохозяйственная отрасль испытывает кадровый дефицит. Имеются многочисленные факты прекращения производства и забрасывания земель.
Начинающие КФХ и индивидуальные предприниматели, занимающиеся в настоящее время сельскохозяйственным производством, сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том числе связанных с недостатком первоначального капитала. В последние годы создание нового КФХ связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, проектированием хозяйственных построек, их подключением к инженерным сетям, выплате первоначального взноса по лизинговым платежам, что также требует дополнительных денежных средств.
Без решения всех перечисленных проблем начинающие хозяйства не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем будут вынуждены прекратить деятельность уже в первые два года своей деятельности.
В рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия малыми формами хозяйствования в 2011 году привлечено 1090 льготных субсидируемых кредитов на сумму 786,5 млн. рублей, в том числе фермерскими хозяйствами получено 276 кредитов на сумму 607,0 млн. рублей, личными подсобными хозяйствами - 809 кредитов на сумму 136,5 млн. рублей, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами - 5 кредитов на сумму 43,1 млн. рублей. Государственная поддержка в части субсидирования процентной ставки по привлеченным малыми формами хозяйствования кредитам составила 87,1 млн. рублей, в части оказания господдержки на развитие приоритетных подотраслей животноводства и растениеводства - 196,2 млн. рублей, оказания поддержки на создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов - 47,8 млн. рублей.
Объемы государственной поддержки являются значительными для субъектов малых форм хозяйствования на селе и во многом не только обеспечивают эффективность привлеченных кредитов, но и определяют рентабельность производимой продукции.
В 2011 году КФХ произведено зерновых и зернобобовых культур 411,9 тыс. тонн, сахарной свеклы - 690,6 тыс. тонн, подсолнечника на зерно - 160,9 тыс. тонн.
В связи с этим, дальнейшее формирование системы государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе - одна из ключевых задач аграрной политики. От ее эффективности напрямую зависит рост производства продовольствия, уровень занятости населения в сельской местности, увеличение доходной части областного бюджета, а также устойчивое развитие сельских территорий.
Основные понятия Программы.
Начинающий фермер - участник Программы , определенный конкурсной комиссией области по итогам конкурсного отбора среди заявителей.
Заявитель - гражданин Российской Федерации, в возрасте 19 - 58 лет, подающий заявку в конкурсную комиссию области для признания его участником Программы, и соответствующий установленным требованиям конкурсного отбора.
Грант на создание и развитие КФХ - средства, передаваемые из бюджета области на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации для софинансирования его затрат на цели создания производственной базы КФХ в сельской местности на территории области.
Единовременная помощь на бытовое обустройство - средства, передаваемые из бюджета Тамбовской области на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования затрат начинающего фермера по его обустройству в сельской местности на территории области.
2. Основные цель и задачи Программы
Основной целью Программы является развитие КФХ для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств;
создание условий для КФХ по доступности финансовых ресурсов;
стимулирование перехода граждан, занимающихся ведением ЛПХ, в КФХ.
3. Система мероприятий Программы
В процессе реализации Программы разрабатываются и проводятся следующие мероприятия:
Конкурсный отбор участников Программы осуществляет конкурсная комиссия области. Состав конкурсной комиссии области, а также порядок и сроки проведения конкурсного отбора утверждаются администрацией области. В состав конкурсной комиссии области включаются государственные и муниципальные служащие области (не более половины состава комиссии), юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в сфере агропромышленного комплекса. В состав конкурсной комиссии области могут быть также включены представители кредитных, научных, образовательных, юридических, консультационных, консалтинговых, аудиторских, ревизионных и общественных организаций, региональных фермерских ассоциаций.
Конкурсная комиссия области рассматривает документы заявителей в установленные сроки, проводит очное собеседование, включает в состав участников Программы, определяет сумму гранта на создание и развитие КФХ и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство для каждого начинающего фермера.
Форма заявки и сроки их предоставления определяются управлением сельского хозяйства области. Заявки подлежат регистрации.
Заявитель, независимо от места его регистрации, имеет право обратиться в конкурсную комиссию области, если обеспечивается соответствие следующим условиям:
заявитель постоянно проживает или переезжает на постоянное место жительство в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации КФХ;
заявитель зарегистрирован индивидуальным предпринимателем - главой КФХ не ранее 12 месяцев до дня подачи заявки в конкурсную комиссию для участия в программных мероприятиях по предоставлению грантов на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам;
заявитель до подачи заявки не получал грант в рамках мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства;
заявитель имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование, или окончил курсы дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или входит в состав членов ЛПХ в течение не менее трех лет;
КФХ заявителя соответствует определению микропредприятия, изложенному в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
заявитель имеет бизнес-план по созданию, расширению, модернизации производственной базы своего КФХ и увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции;
заявитель подготовил предложения по формированию производственной базы КФХ, созданию не менее трех и не более пятнадцати рабочих мест и заключил предварительные договоры (соглашения) по реализации сельскохозяйственной продукции на сумму не менее 30 тыс. рублей;
заявитель имеет рекомендательные письма (не менее двух) от органов муниципального управления, физических лиц, общественных организаций, поручителей;
заявитель имеет собственные средства на реализацию проекта по созданию КФХ (денежные средства или имущество) в размере не менее 10% от запрашиваемой суммы гранта на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство, но не менее 100 тыс. рублей, план расходов, предлагаемых к софинансированию за счет гранта на создание КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство;
заявитель представляет обязательство по осуществлению деятельности КФХ в течение не менее пяти лет после получения гранта.
Одновременно с заявкой заявитель представляет документы*, подтверждающие соответствие заявителя вышеперечисленным условиям.
При принятии решения о включении заявителей в состав участников Программы, конкурсная комиссия области, наряду с информацией, указанной в документах заявителя, положительно учитывает:
проживание заявителя и высокую степень его бытового обустройства по месту нахождения КФХ;
отдаленность КФХ от крупных населенных пунктов;
наличие собственных каналов сбыта производимой сельскохозяйственной продукции;
членство в сельскохозяйственных потребительских кооперативах;
меньший размер запрашиваемого гранта на создание КФХ;
предоставление рабочих мест для местных жителей;
социальную и бюджетную ответственность;
наличие производственных фондов и их хорошее состояние;
наличие племенных сельскохозяйственных животных;
наличие земель сельскохозяйственного назначения;
положительные деловую репутацию и кредитную историю;
итоговые аттестационные оценки выпускника, указанные в приложении к документу об образовании;
рекомендации и просьбы от органов муниципального управления, физических лиц, общественных организаций, поручителей;
общественную активность и ответственность заявителя;
результаты очного собеседования.
Конкурсная комиссия области определяет общее количество начинающих фермеров исходя из лимитов средств Программы в соответствии с критериями отбора.
Конкурсная комиссия может принять решение о предоставлении начинающему фермеру как одновременно и гранта на создание и развитие КФХ и единовременной помощи, так и предоставления только одного из них.
Начинающий фермер, получающий грант на создание и развитие КФХ, не может получать грантовую поддержку по программам развития малого и среднего предпринимательства.
Максимальный размер гранта на создание и развитие КФХ в расчете на одного начинающего фермера составляет не более 1500* тыс. рублей.
Сумма гранта на создание и развитие КФХ, предоставляемая начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией с учетом наличия собственных средств начинающего фермера. Сумма гранта на создание и развитие КФХ должна строго соответствовать плану расходов начинающего фермера. Изменение плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта, начинающим фермером подлежит согласованию с конкурсной комиссией.
Грант на создание и развитие КФХ должен быть израсходован на цели, указанные в плане расходов, в течение 12 месяцев со дня поступления на счет начинающего фермера.
В план расходов включаются расходы, направленные на создание КФХ на территории области, соответствующие следующим целям:
покупка земли сельскохозяйственного назначения;
разработка проектно-сметной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений;
покупка, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений, сооружений;
регистрация производственных объектов;
строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам;
подключение к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;
покупка сельскохозяйственных животных;
покупка сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автотранспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
покупка семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
приобретение удобрений и ядохимикатов.
Все активы, приобретенные* за счет гранта должны быть зарегистрированы на начинающего фермера и использоваться** его КФХ на территории Тамбовской области. Семена и посадочный материал, приобретенные за счет средств гранта, используются только в КФХ начинающего фермера.
В случае нецелевого использования гранта на создание КФХ, часть гранта, использованная нецелевым образом, подлежит возврату в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Имущество, приобретенное начинающим фермером за счет гранта, не подлежит отчуждению в течение 10 лет со дня получения гранта. Данное условие является существенным для участников мероприятий по предоставлению грантов начинающим фермерам.
Сумма единовременной помощи на бытовое обустройство, предоставляемая начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией с учетом местных социально-бытовых условий, собственных средств начинающего фермера и бизнес-плана. Максимальный размер единовременной помощи на бытовое обустройство в расчете на одного начинающего фермера составляет не более 250*** тыс. рублей и может быть направлен на следующие цели:
приобретение, строительство и ремонт собственного единственного жилья, в том числе погашение основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;
покупка грузопассажирского автомобиля до 8 пассажирских мест;
приобретение и доставка не более одной единицы одного наименования предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования;
приобретение установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;
подключение дома к газовым и электрическим сетям, сетям связи и "Интернету", водопроводу и канализации.
Начинающий фермер может получить единовременную помощь на бытовое обустройство только один раз.
Управление сельского хозяйства области обеспечивает свободный доступ граждан к информации о наличии земель сельскохозяйственного назначения и порядке участия в Программе, а также осуществляет контроль за движением и целевым расходованием средств начинающими фермерами.
Начинающий фермер ежеквартально представляет отчет о целевом расходовании средств гранта по созданию и развитию КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство по форме, установленной управлением сельского хозяйства области.
Начинающий фермер имеет право участвовать в мероприятиях Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением администрации области от 23.03.2009 N 303 (субсидирование процентной ставки по привлеченным инвестиционным и краткосрочным кредитам(займам), погашение части взноса по лизингу сельскохозяйственной техники, оборудования и скота, строительство и ремонт инженерно-технической инфраструктуры к производственным и социальным объектам начинающих фермеров, реализация экономически значимых региональных программ и прочее).
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 1 к Программе.
---------------------------------
* Подлинники или их копии, заверенные в установленном законодательством Российский Федерации порядке.
* При условии принятия решения о финансировании Программы из средств федерального бюджета
* Активы могут приобретаться за пределами области, но должны ввозиться на ее территорию.
** Транспортные средства могут использоваться начинающими фермерами за пределами области без ограничений, но подлежат регистрации на территории области.
*** При условии принятия решения о финансировании Программы из средств федерального бюджета
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Программа рассчитана на период 2012 - 2014 гг. и реализуется за счет средств областного бюджета и внебюджетных средств.
Общий объем финансирования Программы в 2012 - 2014 гг. за счет всех источников финансирования составит 47 274 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств областного бюджета 38 474 тыс. рублей;
из них по годам:
2012 год - 9 814 тыс. рублей,
2013 год - 13 734 тыс. рублей,
2014 год - 14 926 тыс. рублей;
за счет внебюджетных средств 8 800 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год -2300 тыс. рублей,
2013 год - 3100 тыс. рублей,
2014 год - 3400 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение мероприятий Программы корректируется в течение периода ее действия с учетом ежегодного утверждения областного бюджета и средств, привлеченных из других источников.
5. Механизм реализации Программы
Механизм управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения основываются на формах и методах управления, определяемых заказчиком Программы и направлены на координацию исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценку результативности, непосредственный контроль за ходом выполнения мероприятий Программы, подготовку отчетов о ее реализации, а также внесение предложений по корректировке.
Механизм реализации предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих выполнение Программы.
Заказчик Программы:
несет ответственность за реализацию Программы в целом;
осуществляет текущую работу по координации деятельности участников и исполнителей, обеспечивая их согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий;
на основании отчетов участников Программы формирует в установленные сроки сводный отчет о ходе финансирования и выполнения Программы и представляет его в управление экономической политики администрации области.
Финансирование программных мероприятий в очередном финансовом году осуществляется с учетом результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий Программы в отчетном периоде.
Мониторинг за ходом выполнения Программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации целевых программ области, утвержденным постановлением администрации области от 19.03.2007 N 269.
6. Оценка эффективности Программы
Реализация Программы будет способствовать достижению стратегических целей области в сфере развития сельского хозяйства: повышению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, устойчивому развитию сельских территорий, повышению занятости и уровня жизни сельского населения.
Показателями, отражающими уровень решения тактических и стратегических задач в области сельского хозяйства, являются увеличение численности КФХ и рост объемов производства в них.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, но будет способствовать сохранению природных ресурсов путем культуртехнических мероприятий по улучшению качества сельскохозяйственных угодий.
Выполнение намеченных Программой мероприятий приведет к:
увеличению количества фермеров за 2012 - 2014 гг., осуществляющих проекты по созданию и развитию КФХ до 88;
увеличению числа хозяйствующих КФХ по отношению к уровню 2010 года - 1,035;
созданию дополнительных рабочих мест на созданных КФХ до 264;
дополнительному объему производства сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении (за счет Программы) на 13760 тыс. рублей.
Основные целевые индикаторы, отражающие степень достижения цели и задач Программы, приведены в приложении N 2 к Программе.
Приложение N 1
к областной целевой программе
"Поддержка начинающих фермеров в
Тамбовской области" на 2012 - 2014 годы"
Перечень мероприятий Программы
Цель, задачи, мероприятия |
Источники финансирования |
Объёмы финансирования (тыс. рублей) |
Сроки выполнения (год) |
Основные целевые индикаторы |
Заказчики Программы - ответственные за выполнение |
||||||
всего |
в том числе по годам |
наименование |
единица измерения |
целевое значение (последний год реализации Программы) |
|||||||
2012 |
2013 |
2014 |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
Цель: развитие крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции | |||||||||||
Задачи: обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств; создание условий для крестьянских (фермерских) хозяйств по доступности финансовых ресурсов; стимулирование перехода граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в крестьянские (фермерские) хозяйства | |||||||||||
1. Субсидии на предоставление грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств |
Областной бюджет |
33080 |
8439 |
11808 |
12833 |
2012 - 2014 |
Количество грантов |
Ед. |
2012 - 23 2013 - 31 2014 - 34 |
Управление сельского хозяйства области |
|
2. Субсидии на предоставление единовременной помощи на бытовое обустройство |
Областной бюджет |
5394 |
1375 |
1926 |
2093 |
2012 - 2014 |
Количество единовременной помощи |
Ед. |
2012 - 23 2013 - 31 2014 - 34 |
Управление сельского хозяйства области |
|
3. Реализация проектов по созданию и развитию крестьянских (фермерских) хозяйств |
Внебюджетные источники |
8800 |
2300 |
3100 |
3400 |
|
|
|
|
|
|
Всего по Программе |
|
47274 |
12114 |
16834 |
18326 |
|
|
|
|
|
|
Областной бюджет |
38474 |
9 814 |
13 734 |
14 926 |
|
|
|
|
|
||
Внебюджетные средства |
8800 |
2300 |
3100 |
3400 |
|
|
|
|
|
Приложение N 2
к областной целевой программе
"Поддержка начинающих фермеров в
Тамбовской области" на 2012 - 2014 годы"
Основные целевые индикаторы, отражающие степень достижения цели и задач Программы
Цель, задачи |
Целевой индикатор |
Единица измерения |
Исходные показатели 2011 года |
Показатель целевого индикатора по годам реализации Программы |
||
2012 |
2013 |
2014 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Цель: развитие крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции | ||||||
Задачи: обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств; создание условий для крестьянских (фермерских) хозяйств по доступности финансовых ресурсов; стимулирование перехода граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в крестьянские (фермерские) хозяйства |
Индикатор 1. Количество начинающих КФХ, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки |
Ед. |
0 |
23 |
31 |
34 |
Индикатор 2. Создание дополнительных рабочих мест |
Чел. |
0 |
69 |
93 |
102 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Тамбовской области от 20 февраля 2012 г. N 177 "Об утверждении областной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Тамбовской области" на 2012 - 2014 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания
Текст постановления опубликован в газете "Тамбовская жизнь" (спецвыпуск) от 28 февраля 2012 г. N 15 (1247)
Постановлением администрации Тамбовской области от 21 ноября 2012 г. N 1443 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2013 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление администрации Тамбовской области от 24 мая 2012 г. N 589
Постановление администрации Тамбовской области от 2 мая 2012 г. N 518
Постановление администрации Тамбовской области от 18 апреля 2012 г. N 450