В целях обеспечения эффективной защиты территории области от заноса вируса африканской чумы свиней (АЧС) и в соответствии с постановлением администрации области от 19.03.2007 N 269 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации целевых программ Тамбовской области" (в редакции 15.08.2011) администрация области постановляет:
1. Утвердить целевую программу предупреждения заноса и распространения африканской чумы свиней на территории Тамбовской области на 2012 - 2014 годы согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области А.Я. Дубовика.
И. о. главы администрации области |
А.А. Сазонов |
Целевая Программа
"Предупреждение заноса и распространения африканской чумы свиней на территории Тамбовской области на 2012 - 2014 годы"
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 12 декабря 2011 г. N 1731)
Паспорт Программы
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами
Африканская чума свиней (АЧС) относится к группе особо опасных инфекций. Поражает домашних свиней, диких кабанов и независимо от способа распространения вызывает высокую летальность животных всех возрастов.
Заболевание вызывает вирус, который отличается высокой устойчивостью во внешней среде. Факторы передачи вируса АЧС разнообразны: живые и павшие инфицированные животные, продукты убоя заражённых свиней, навоз, корма, инвентарь, транспорт, насекомые и грызуны.
Проблема АЧС усугубляется тем, что в настоящее время не разработаны способы и средства её специфической профилактики и лечения.
В Российской Федерации АЧС зарегистрирована в 2008 году в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах и Оренбургской области. Всего в 40 населённых пунктах и 5 природных территориях. В 2009 году возникновение очагов АЧС установлено в 40 населённых пунктах и 16 природных территориях ЮФО и СКФО. В 2010 - 2011 годах заболевание зарегистрировано в Ленинградской, Ростовской, Волгоградской, Астраханской, Нижегородской, Мурманской, Архангельской, Тверской, Курской, Воронежской, Саратовской областях, Краснодарском крае, Республике Адыгея и Карачаево-Черкессии.
В связи с распространением АЧС во многих регионах Российской Федерации, в том числе граничащих с нашей областью, риск заноса АЧС на её территорию является значительным.
Основными проблемами эпизоотического характера, связанными с риском заноса АЧС на территорию области, являются:
несанкционированный завоз в животноводческие хозяйства и перерабатывающие предприятия области животных, продукции животного происхождения, кормов для животных и других животноводческих грузов из регионов, неблагополучных по АЧС;
низкий уровень зоосанитарной защищенности свиноводческих хозяйств;
низкая обеспеченность свиноводческих хозяйств и государственных учреждений ветеринарии крематорами для сжигания биологических отходов, а также предприятий по хранению и переработке животноводческой продукции - цехами (установками) для утилизации ветеринарных конфискатов и других биологических отходов, получаемых при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения;
недостаточная оснащенность областных государственных учреждений ветеринарии лабораторным оборудованием, приборами и средствами диагностики для проведения лабораторного контроля и мониторинговых исследований на АЧС.
Как показывает практика появление АЧС в регионе - это катастрофа для всей свиноводческой отрасли в силу следующих причин:
высокая смертность животных в очагах инфекции;
прямые потери в результате тотальной депопуляции свиней в очаге инфекции;
полный запрет на вывоз сельскохозяйственной продукции и существенные ограничения реализации свиноводческого сырья и продукции за пределы региона;
огромные затраты на ликвидацию, контроль и сдерживание инфекции;
потери экономических связей.
В последние годы в области наблюдается рост промышленного свиноводства.
Так, в 2012 - 2014 годах планируется строительство современных, отвечающих IV компартменту (зоосанитарный статус) свиноводческих комплексов на территории Моршанского, Мучкапского, Никифоровского и Инжавинского районов, а также второй очереди свиноводческих комплексов ООО "Тамбовский бекон" и ООО "Ресурс" на территории Бондарского, Гавриловского, Жердевского, Знаменского и Сампурского районов, что позволит увеличить годовую мощность производства свинины на промышленной основе к 2014 году до 104 тыс. тонн.
Вместе с тем рост промышленного свиноводства может обострить эпизоотическую ситуацию в области по особо опасным и карантинным болезням животных, включая АЧС, в случае несоблюдения свиноводческими хозяйствами ветеринарных правил и зоогигиенических норм ведения животноводства.
В этих условиях необходим комплексный системный подход при разработке правовых, экономических и организационных мероприятий, направленных на предупреждение заноса и распространения АЧС на территории области.
Существующая угроза заноса в область из других регионов АЧС требует принятия исполнителями Программы мер по:
осуществлению государственного ветеринарного надзора на специально оборудованных постах за поступающими в область животноводческими грузами;
карантинированию всех завозимых в область животных, их профилактической вакцинации и диагностическому обследованию;
обязательному ветеринарному освидетельствованию завозимых в область кормов, кормовых добавок, продукции животного происхождения;
осуществлению постоянного и эффективного эпизоотологического мониторинга заболеваемости домашних свиней и диких кабанов АЧС;
проведению зоосанитарного освидетельствования свиноводческих хозяйств и предприятий по убою, переработке и хранению продукции свиноводства.
Реализации мероприятий позволит осуществить полное взаимодействие структур и ведомств, заинтересованных в предотвращении заноса АЧС на территорию области, повысить оперативность проведения профилактических мероприятий, совершенствовать лабораторную практику в вопросах диагностики заболевания.
В основе Программы заложена целостная модель формирования системы предупреждения заноса и распространения АЧС на территории области.
Применение программно-целевого метода позволит:
определить приоритетность мероприятий, очередность и сроки их реализации исходя из социальной и экономической целесообразности, а также с учётом возможности финансирования из бюджета области и внебюджетных источников;
увязать имеющиеся и планируемые финансовые ресурсы с разрабатываемыми комплексами мероприятий по направлениям Программы:
обеспечить интеграцию мероприятий, носящих различный характер (специально ветеринарный, контрольно-надзорный и организационно-хозяйственный), в общий процесс достижения конечной цели Программы;
создать условия для оперативного и результативного управлениями рисками.
Комплексный характер поставленной задачи, требующий решения на региональном уровне, обуславливает необходимость применения программно-целевого метода.
2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является обеспечение эффективной защиты территории Тамбовской области от заноса вируса африканской чумы свиней (АЧС).
Основными задачами Программы являются:
создание условий ведения свиноводства в режиме высокого уровня зоосанитарной защищенности (IV компартмент);
совершенствование системы лабораторного контроля и эпизоотологического мониторинга заболеваемости домашних свиней и диких кабанов АЧС;
усиление государственного ветеринарного надзора по охране территории Тамбовской области от заноса и распространения АЧС.
3. Механизм реализации Программы
Текущее управление реализацией, а также контроль за реализацией Программы осуществляется управлением ветеринарии области и управлением сельского хозяйства области.
Участниками реализации Программы являются управление ветеринарии области, управление сельского хозяйства области, областные государственные учреждения ветеринарии и хозяйствующие субъекты - производители продукции свиноводства (свиноводческие хозяйства).
Отбор непосредственных исполнителей отдельных мероприятий Программы осуществляется в соответствии с процедурами, установленными Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Основными принципами реализации Программы являются:
равный доступ свиноводческих хозяйств к участию в Программе;
оказание государственной поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
открытость процедур оказания государственной поддержки.
Реализация Программы осуществляется во взаимодействии заказчика с исполнителями мероприятий Программы.
Заказчиком-координатором Программы является управление сельского хозяйства области.
Заказчики, с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств, ежегодно уточняют целевые индикаторы и показатели, затраты по мероприятиям Программы, механизм их реализации и состав исполнителей.
В ходе реализации Программы заказчики:
разрабатывают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
проводят анализ и формируют предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы;
готовят ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год;
уточняют механизм реализации Программы по мероприятиям Программы;
осуществляют подготовку и предложения в установленном порядке справочно-аналитических информаций о реализации Программы.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджета, направленных на реализацию мероприятий по предупреждению заноса и распространения АЧС на территории области.
Общий объём финансирования за счет этих источников составляет:
Таблица 1
Наименование финансовых ресурсов |
Плановый объём бюджетных ассигнований (млн. руб.) |
|||
всего |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
Областной бюджет |
36,2 |
10 |
12,4 |
13,8 |
Внебюджетные источники |
34,0 |
10,4 |
11,3 |
12,3 |
Итого: |
70,2 |
20,4 |
23,7 |
26,1 |
Объёмы и источники финансирования Программы в области приведены в приложении.
Объёмы ресурсного обеспечения могут корректироваться исходя из результатов выполнения мероприятий Программы, эпизоотической и финансовой ситуации в области.
5. Возможные риски в процессе реализации Программы
Основными внешними рисками, влияющими на достижение поставленных целей, являются:
возникновение чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера в отношении АЧС;
нарушение плановых сроков реализации мероприятий Программы из-за невыполнения исполнителями обязательств по государственным контрактам.
Для минимизации данных рисков предполагается проводить такие мероприятия как:
назначение приказами руководителей должностных лиц, ответственных за реализацию мероприятий Программы;
принятие на уровне органов исполнительной власти области, ответственных за реализацию мероприятий Программы, подробных планов по их реализации.
6. Перечень целевых индикаторов Программы
Таблица 2
7. Перечень программных мероприятий
Программой предусмотрена реализация мероприятий, направленных на решение поставленных задач. Перечень мероприятий и их описание приведены в приложении к Программе.
8. Срок реализации Программы
Реализация Программы предусматривается на период с 2012 по 2014 годы с ежегодной корректировкой взаимосвязанных и скоординированных по времени мероприятий с учётом экономической и эпизоотической ситуации в области, включая корректировку приобретения и расходования ветеринарных приборов, оборудования, дезинфектантов и других материально-технических средств диагностики, предупреждения и ликвидации АЧС.
9. Результаты реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит обеспечить устойчивую эпизоотическую ситуацию в Тамбовской области по АЧС.
Результатами реализации Программы будет снижение рисков возникновения АЧС, уменьшение затрат на проведение специальных мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию особо опасных и карантинных болезней животных.
10. Эффективность расходования бюджетных средств
Эффективное расходование бюджетных средств направлено на реализацию Программы и будет оцениваться с помощью целевых индикаторов и показателей. Это будет отражать степень достижения показателя результатов при фактически достигнутом уровне расходования бюджетных средств.
Оценка экономической эффективности определяется увеличением производства здорового поголовья животных и продукции животного происхождения безопасного в ветеринарно-санитарном отношении при расходовании выделенных на реализацию Программы бюджетных ассигнований.
Общественная эффективность деятельности органов исполнительной власти Тамбовской области - исполнителей Программы будет достигнута путем недопущения возникновения очагов АЧС на территории Тамбовской области.
Расчет социально-экономической и экологической эффективности реализации Программы (по годам)
Таблица N 3
Показатели |
Оценка 2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2014 г. к 2011 г. |
Валовое производство мяса в сельхозпредприятиях-участниках программы-всего, тыс. тонн |
24,9 |
39,0 |
51,0 |
104,0 |
4,2 р |
Себестоимость произведенной продукции, млн. руб. |
1718,1 |
2808,0 |
3876,0 |
8320,0 |
4,8 р |
Валовой доход отрасли, млн. руб. |
1942,2 |
3198,0 |
4386,0 |
9360,0 |
4,8 р |
Чистая прибыль отрасли, млн. руб. |
224,1 |
390 |
510 |
1040 |
4,6 р |
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по Программе (по годам)
Таблица N 4
Показатели |
Ед. изм. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2014 г. к 2011 г. |
Выручка от реализации мяса свинины |
млн. руб. |
3198 |
4384 |
9360 |
16942 |
Ежегодный прирост выручки от реализации мяса |
млн. руб. |
1255,8 |
1188 |
4974 |
7417,8 |
Финансирование Программы - всего (Ф) |
млн. руб. |
10 |
12,4 |
13,8 |
35 |
11. Экономическая эффективность реализации Программы
Расчет экономической эффективности определяется по разнице между максимально возможными убытками (экономического ущерба) от возникновения АЧС и финансовыми затратами, предусмотренными на реализацию Программы.
Экономический ущерб от возникновения АЧС включает в себя:
ущерб от вынужденного уничтожения или падежа свиней в эпизоотическом очаге АЧС;
прямые затраты, выделенные на ликвидацию эпизоотического очага АЧС;
ущерб от уничтожения поголовья свиней в 20-километровой зоне отчуждения животных.
Предполагаемый экономический ущерб от возникновения АЧС, рассчитывается по следующей методике:
Экономический ущерб от вынужденного уничтожения свиней (У1) в эпизоотическом очаге АЧС, рассчитывается по формуле:
= М х Ж х Ц - Сф, где:
М - количество павших или умерщвленных животных в эпизоотическом очаге;
Ж - средняя живая масса животных;
Ц - закупочная цена 1 кг мяса свинины (1 кг/руб);
Сф - денежная выручка от реализации продуктов убоя или трупного сырья
= 74400 х 77 кг (ср. вес) х 94 руб/кг - 0 = 5385 тыс. рублей.
Прямые затраты (Пз) ликвидации АЧС в эпизоотическом очаге составят:
Аделин супер для обезболивания животных
1 доза = 350 руб. х 74400 = 26040 тыс. руб.;
Дизтопливо (солярка) для сжигания трупов -
100 л х 25 руб. (стоимость 1 л) х 74400 = 186000 тыс. руб.;
Хлорная известь - 1000 тонн (для обеззараживания навоза) х 31 руб. (стоимость 1 кг) = 3100 тыс. руб.;
Едкий натр - 50 тонн (для проведения дезинфекции) х 100 руб. (стоимость 1 кг) = 5000 тыс. руб.
Итого прямые затраты: 220140 тыс. руб.
Ущерб от вынужденного уничтожения свиней в зоне предполагаемого отчуждения () составит:
1500 гол. х 80 кг (ср. вес) х 94 руб/кг = 11280 тыс. руб.
Общий экономический ущерб (Эу) при ликвидации очага АЧС, рассчитывается по формуле:
Эу = + П3 + и составит:
538,5 тыс. руб.+220140 тыс. руб.+ 11280 тыс. руб. = 236805 тыс. руб.
Экономическая эффективность (Ээ) от недопущения возникновения на территории области очага АЧС рассчитывается по формуле:
Ээ = Эу - Зп, где:
Эу - экономический ущерб при ликвидации очага АЧС, млн. рублей;
Зп - общие затраты на реализацию Программы, млн. рублей.
Таким образом, экономическая эффективность (Ээ) от недопущения возникновения на территории области только одного очага АЧС составит:
Ээ = 236,8 млн. руб. - 70,2 млн. руб. = 166,6 млн. руб.
Приложение
к целевой Программе предупреждения заноса
и распространения африканской чумы свиней
на территории Тамбовской области на 2012 - 2014 годы
Перечень мероприятий Программы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Описание мероприятия |
Источник финансирования |
Объем финансирования |
Показатель реализации мероприятий |
Заказчики Программы, ответственные за исполнение |
||||||
всего (млн. руб.) |
в т.ч. по годам |
наименование показателя |
по годам реализации |
|||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2012 |
2013 |
2014 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Цель: обеспечение эффективной защиты территории области от заноса вируса африканской чумы свиней (АЧС) | ||||||||||||
Задача 1. Создание условий, обеспечивающих ведение свиноводства в режиме высокого уровня зоосанитарной защиты (IV компартмент) | ||||||||||||
1.1 |
Предоставление свиноводческим хозяйствам государственной поддержки, направленной на строительство, реконструкцию и оборудование объектов ветеринарно-санитарного назначения, в целях создания условий, обеспечивающих ведение свиноводства в режиме высокого уровня зоосанитарной защиты (IV компартмент) |
Субсидии на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и оборудование в свиноводческих хозяйствах ветеринарно-санитарных пропускников, дезинфекционных барьеров, крематоров |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
|
|
|
областной бюджет |
33 |
10 |
11 |
12 |
Удельный вес свиноводческих хозяйств, имеющих высокий уровень зоосанитарной защиты (IV компартмент), в % |
40 |
60 |
80 |
Управление сельского хозяйства области, управление ветеринарии области |
|||
внебюджетные источники |
33 |
10 |
11 |
12 |
||||||||
|
Итого по задаче: |
|
|
66 |
20 |
22 |
24 |
|
|
|
|
|
Задача 2. Совершенствование системы лабораторного контроля и эпизоотологического мониторинга заболеваемости домашних свиней и диких кабанов АЧС | ||||||||||||
2.1. |
Укрепление материально-технической базы областных государственных учреждений ветеринарии средствами предупреждения и ликвидации АЧС |
Приобретение современного лабораторного оборудования, приборов, диагностикумов и других средств предупреждения и ликвидации АЧС |
областной бюджет |
1,8 |
0 |
0,9 |
0,9 |
Уровень материально-технической оснащенности областных государственных учреждений ветеринарии средствами предупреждения и ликвидации АЧС, в % |
70 |
90 |
100 |
Управление сельского хозяйства области, управление ветеринарии области |
внебюджетные средства |
1,0 |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
||||||||
2.2. |
Внедрение и эффективное использование современных методов лабораторной диагностики при осуществлении эпизоотологического мониторинга заболеваемости домашних свиней и диких кабанов АЧС |
Обучение (повышение квалификации) ветеринарных специалистов современными методами лабораторной диагностики и эпизоотологического мониторинга заболеваемости домашних свиней и диких кабанов |
областной бюджет |
0,2 |
0 |
0,1 |
0,1 |
Уровень лабораторного эпизоотологического мониторинга заболеваемости домашних свиней и диких кабанов АЧС, в % |
6 |
7 |
8 |
Управление ветеринарии области |
|
Итого по задаче: |
|
|
3,0 |
0,4 |
1,3 |
1,3 |
|
|
|
|
|
Задача 3. Усиление государственного ветеринарного надзора по охране территории области от заноса и распространения АЧС | ||||||||||||
3.1. |
Организация специально оборудованных постов по государственному ветеринарному надзору за поступающими в область животными, продукцией животного происхождения, кормами и кормовыми добавками |
Приобретение тонаров (прицеп-фургонов) для осуществления дежурства государственных ветеринарных инспекторов |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
Удельный вес ввозимых на территорию области грузов, подконтрольных госветнадзору, на# инфицированных возбудителями АЧС, в % |
100 |
100 |
100 |
Управление сельского хозяйства области, управление ветеринарии области |
областной бюджет |
1,2 |
0 |
0,4 |
0,8 |
||||||||
|
Итого по задаче: |
|
областной бюджет |
1,2 |
- |
0,4 |
0,8 |
|
|
|
|
|
|
Итого по программе: |
|
|
70,2 |
20,4 |
23,7 |
26,1 |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Тамбовской области от 12 декабря 2011 г. N 1731 "О целевой Программе предупреждения заноса и распространения африканской чумы свиней на территории Тамбовской области на 2012 - 2014 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Тамбовская жизнь" (спецвыпуск) от 20 декабря 2011 г. N 145 (1227)
Постановлением администрации Тамбовской области от 21 ноября 2012 г. N 1443 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2013 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление администрации Тамбовской области от 29 декабря 2012 г. N 1683
Постановление администрации Тамбовской области от 7 августа 2012 г. N 967
Постановление администрации Тамбовской области от 24 мая 2012 г. N 597