Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
Межведомственная инструкция
об организации взаимодействия органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и других заинтересованных структур по информированию населения области через средства массовой информации о прогнозируемых и произошедших чрезвычайных ситуациях и крупных пожарах, вызвавших широкий общественный резонанс, ходе их ликвидации и принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 26 февраля 2009 г. N 176)
1. Общие положения
1.1. Настоящая Межведомственная инструкция об организации взаимодействия органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и других заинтересованных структур по информированию населения области через средства массовой информации о прогнозируемых и произошедших чрезвычайных ситуациях и крупных пожарах, вызвавших широкий общественный резонанс, ходе их ликвидации и принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения (далее Инструкция) разработана с целью упорядочения системы взаимодействия органов исполнительной власти (местного самоуправления) и других заинтересованных структур по информированию населения через средства массовой информации (далее - СМИ) о прогнозируемых и произошедших чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) и крупных пожарах, вызвавших широкий общественный резонанс, ходе их ликвидации и принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения.
1.2. Основные термины и понятия, применяемые в настоящей Инструкции:
чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
средства массовой информации - периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, иные формы периодического распространения массовой информации;
достоверная информация - информация, предоставленная официально временным (выездным) пресс-центром;
информационные материалы - видео- и фотосъемки, аудиозаписи, текстовые материалы о ЧС, вызвавших широкий общественный резонанс, подготовленные представителями СМИ;
интернет-ресурсы - официальные сайты и порталы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти и других заинтересованных структур, межведомственные сайты и порталы, в том числе "Правоохранительный портал Российской Федерации 112.ru".
1.3. Осуществляемая в рамках настоящей Инструкции деятельность не должна противоречить Конституции Российской Федерации, нормативно-правовым актам Российской Федерации, нормативно-правовым актам области, в том числе регламентирующим деятельность заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других взаимодействующих структур, участвующих в информационном процессе.
2. Основание и критерии, по которым принимается решение об информировании населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах
2.1. Основанием для информирования населения через СМИ является наличие информации о прогнозируемых или возникших ЧС, которые могут повлечь или повлекли за собой большие человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
2.2. В соответствии с федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О государственной тайне", Законом Тамбовской области "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" информация о ЧС, угрожающих безопасности и здоровью граждан, их последствиях, является гласной и открытой.
Законом Тамбовской области от 28 апреля 2006 г. N 25-З Закон Тамбовской области от 29 марта 1996 г. N 57-З "О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" признан утратившим силу
См. Закон Тамбовской области от 28 апреля 2006 г. N 25-З "Об организации защиты населения Тамбовской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера"
2.3. Критериями, по которым принимается решение об информировании населения через СМИ о ЧС и пожарах, являются:
чрезвычайная ситуация локального характера, ЧС в результате которой территория, на которой сложилась ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона ЧС), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;
чрезвычайная ситуация муниципального характера, ЧС в результате которой зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера;
чрезвычайная ситуация межмуниципального характера, ЧС в результате которой зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
чрезвычайная ситуация регионального характера, ЧС в результате которой зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
чрезвычайная ситуация межрегионального характера, ЧС в результате которой зона ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
чрезвычайная ситуация федерального характера, ЧС в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.
2.4. Юридическим фактом, являющимся основанием для информирования населения через СМИ о ЧС и пожарах, являются:
при локальной, муниципальной ЧС - решение органов местного самоуправления с докладом начальнику Главного управления МЧС России по Тамбовской области (далее - Главного управления);
при межмуниципальной, региональной ЧС - решение начальника Главного управления с докладом главе администрации Тамбовской области (далее - Глава администрации);
при межрегиональной, федеральной ЧС - решение Главы администрации.
2.5. Юридическим фактом для информирования через СМИ населения, проживающего (находящегося) в опасной зоне потенциально опасного объекта, опасного природного явления, может также являться сообщение об указанных происшествиях непосредственно в Центр управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС) Главного управления.
Настоящая Инструкция не определяет порядок информирования населения через СМИ при террористических актах. Их освещение в СМИ регулируется соответствующими ведомственными инструкциями.
3. Порядок информирования населения через СМИ о произошедших ЧС (предпосылках к чрезвычайной ситуации) и пожарах, вызвавших широкий общественный резонанс, ходе и ликвидации и принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения
3.1. Организация информирования населения через СМИ о произошедших ЧС (предпосылках к ЧС) и пожарах, вызвавших (могущих вызвать) широкий общественный резонанс, ходе их ликвидации и принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения, а также взаимодействия с информационными подразделениями заинтересованных структур возлагается на Главное управление.
3.2. В целях информирования населения, а также оказания помощи представителям СМИ в подготовке информационных материалов в случае возникновения межмуниципальной (региональной, межрегиональной, федеральной) ЧС на базе ЦУКС Главного управления (или на месте ЧС) формируется временный (выездной) пресс-центр, в состав которого входят представители информационных подразделений заинтересованных взаимодействующих структур.
3.3. Временный (выездной) пресс-центр является основным координирующим органом заинтересованных взаимодействующих структур в области информирования представителей СМИ об обстановке в зоне ЧС.
Главным (основным) пресс-центром (органом информирования) среди пресс-центров (подразделений информирования) заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других взаимодействующих структур в области информирования является временный пресс-центр Главного управления.
3.4. Характер и объем первичного сообщения для СМИ о произошедшей ЧС определяет руководитель временного пресс-центра или ответственный, назначенный руководителем штаба по ликвидации ЧС. В случае, когда информация затрагивает компетенцию других взаимодействующих заинтересованных структур, временный пресс-центр выдает информацию в СМИ после ее согласования с их информационными подразделениями. Время согласования такой информации не должно превышать 15 минут.
3.5. Время информирования населения через СМИ о прогнозируемых ЧС и пожарах, способных развиться до масштабов крупных, не должно превышать 3 часа с момента получения прогноза, не более 1,5 часов с момента их возникновения, и не более 30 минут после получения достоверной информации о них.
Это время включает в себя (при необходимости) процесс согласования информации между руководителями информационных подразделений заинтересованных взаимодействующих структур.
Задача такой информации - заполнить информационный вакуум в начальный период ЧС или пожара, предотвратить панику среди населения, создать предпосылки для осознанных и организованных действий граждан, попавших в зону ЧС и (или) пожара.
3.6. В информационных подразделениях заинтересованных взаимодействующих структур должны находиться уточненные списки лиц, уполномоченных для осуществления взаимодействия со СМИ, с указанием их контактных адресов и телефонов.
3.7. После первичного сообщения в СМИ вводится режим временного "информационного молчания" до сбора более точной информации о произошедшей ЧС и выработки взаимодействующими федеральными органами исполнительной власти и другими заинтересованными структурами совместной согласованной позиции. Период "информационного молчания" не должен превышать 1,5 часа.
3.8. На время ликвидации ЧС (предпосылки к ЧС) или пожара, вызвавших широкий общественный резонанс, временный (выездной) пресс-центр должен максимально использовать для информирования населения имеющиеся ресурсы взаимодействующих заинтересованных структур.
3.9. На информационных ресурсах взаимодействующих заинтересованных структур временный (выездной) пресс-центр имеет право и должен размещать информацию о ходе ликвидации ЧС (предпосылки к ЧС) или пожара, вызвавших широкий общественный резонанс, принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения, сведения о телефонах "горячей линии", пунктах психологической помощи пострадавшему населению, рекомендации по безопасному поведению населения, списки погибших и пострадавших, а также информацию о работе комиссии по расследованию причин возникновения ЧС (если работа таковой организована).
3.10. При организации информирования населения через СМИ о прогнозируемых (возникших) ЧС или пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий запрещается сообщать сведения, которые могут вызвать панику среди людей и массовые нарушения общественного порядка, а также сведения ограниченного доступа.
Информация о ЧС, вызвавших широкий общественный резонанс, и их последствиях, предоставляемая в СМИ информационными подразделениями заинтересованных взаимодействующих структур, не должна носить противоречивый характер и служить поводом для ее искажения и паники среди населения.
Не допускается включать в тексты заявлений предположения о виновниках и причинах, вызвавших ЧС и (или) пожар (пожары), без официального заключения экспертов или специально образованной комиссии по расследованию причин ЧС.
3.11. Руководители информационных подразделений, готовящих материалы для СМИ, обязаны принимать меры по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную и военную тайну, служебной информации ограниченного распространения, и несут личную ответственность в случае их разглашения в соответствии с действующим законодательством.
4. Особенности организации работы временного (выездного) пресс-центра в зоне ЧС, крупных пожаров, вызвавших широкий общественный резонанс
4.1. Временный (выездной) пресс-центр формируется из числа сотрудников информационных подразделений Главного управления. В него включаются сотрудники пресс-служб органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и других заинтересованных структур, а также представители СМИ, аккредитованные в Тамбовской области.
Представители СМИ, прибывшие в зону ЧС, проходят аккредитацию при выездном пресс-центре. Основанием для их аккредитации является наличие действующего журналистского удостоверения и оформленного страхового полиса.
4.2. Общее руководство временным (выездным) пресс-центром в зоне ЧС, крупных пожаров, вызвавших широкий общественный резонанс, осуществляет руководитель временного пресс-центра Главного управления или ответственный, назначенный руководителем штаба по ликвидации ЧС.
4.3. Временный (выездной) пресс-центр размещается в штабе по ликвидации ЧС (штабной машине), где находится руководство, если на месте ЧС развернут палаточный лагерь - в отдельной палатке (с вывеской "ПРЕСС-ЦЕНТР").
4.4. Средствами связи, электричеством и транспортом журналисты обеспечиваются по мере необходимости. Зарядка телефонов, аккумуляторов телекамер осуществляется от автономного источника питания.
4.5. Пресс-релиз на месте ЧС готовится один раз в день с точными данными о ЧС, распространяется через информационные агентства и сайт Главного управления. Время выхода пресс-релиза заранее доводится до журналистов, работающих в зоне ЧС.
4.6. Подход к прессе осуществляется в начале мероприятий по ликвидации ЧС или ее последствий, примерно через 20-30 минут после прибытия начальника Главного управления (лица, его замещающего) на место ЧС. Дальнейшая периодичность выступлений зависит от сложившейся ситуации (через 1 - 2 часа или реже) с учетом наличия информационного повода (новые данные, завершение этапа работы, привлечение дополнительных сил и т. д.) и времени выхода в эфир новостных программ. О времени интервью журналисты оповещаются заранее. Для комментариев также привлекаются старший оперативной группы 2-го эшелона Главного управления, руководители (лица их замещающие) взаимодействующих заинтересованных структур и руководители их информационных подразделений.
4.7. Определение безопасного расстояния от зоны ЧС, позволяющего проводить фото- и видеосъемку, возлагается на руководителя оперативного штаба по ликвидации ЧС либо руководителя временного пресс-центра, или представителя УВД по Тамбовской области.
4.8. Все должностные лица взаимодействующих заинтересованных структур должны оперативно готовить по запросу сотрудников выездного пресс-центра необходимые справочные информационные материалы для представителей СМИ о деятельности в зоне ЧС привлекаемых сил и средств, о ходе ликвидации ее последствий и принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения.
4.9. При проведении работ в зоне ЧС должностные лица взаимодействующих структур производят обмен информацией в радиосети управления ликвидацией ЧС.
5. Особые случаи
5.1. В случае, когда ЧС, крупные пожары, вызвавшие или способные вызвать широкий общественный резонанс, происходят в закрытых особо важных и режимных организациях, информацию о них в СМИ предоставляют информационные подразделения тех заинтересованных органов исполнительной власти и других структур, к компетенции которых относятся данные территории или объекты.
5.2. При длительном отсутствии информации от руководителей объекта (более 30 минут) о произошедшей ЧС, крупных пожарах, вызвавших (способных вызвать) широкий общественный резонанс, консолидированное решение заинтересованных взаимодействующих структур о характере и объеме информационного сообщения для СМИ принимает начальник Главного управления (по согласованию с Главой администрации).
5.3. После первичного сообщения в СМИ любая последующая информация о ЧС, крупных пожарах, вызвавших (способных вызвать) широкий общественный резонанс и затрагивающих безопасность населения, в обязательном порядке согласовывается с временным пресс-центром Главного управления.
5.4. В случае информационного кризиса, то есть в ситуации, когда по факту произошедшей (или не произошедшей) ЧС возникает волна необоснованных и преувеличенных слухов, способствующих росту панических настроений и социального напряжения в обществе, проводится согласование опровергающей эти слухи информации между информационными подразделениями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других взаимодействующих структур, после чего согласованная официальная позиция доводится до СМИ непосредственно их руководителями, а также руководителями информационных подразделений и другими должностными лицами по поручению руководства федеральных органов исполнительной власти.
5.5. Время информирования населения через СМИ с целью противодействия распространению слухов и панических настроений не должно превышать 3 часа с момента получения информации о возникновении слухов.
5.6. Информация, распространяемая среди населения с целью противодействия распространению слухов и преодоления информационного кризиса, не должна носить противоречивый характер и служить поводом для ее искажения и дальнейшей эскалации напряженности среди населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.