В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года, повышения уровня и качества жизни детей и семей с детьми и внедрения новых организационно-управленческих механизмов в сфере социальной защиты детства администрация области постановляет:
1. Утвердить Концепцию создания социального кластера "Региональная инновационная система защиты детства Тамбовской области" (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Возложить общую координацию работы по организации разработки и внедрения социального кластера "Региональная инновационная система защиты детства Тамбовской области" (далее - социальный кластер) на Координационный совет по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми.
3. Управлению образования и науки области (Астафьева), управлению социального развития области (Гордеева), управлению здравоохранения области (Лапочкина), управлению труда и занятости населения области (Филимонов), управлению пресс - службы и информации администрации области (Шуняев), управлению по физической культуре, спорту и туризму области (Белоусов), управлению культуры и архивного дела области (Голубев), отделу записи актов гражданского состояния области (Горохова) в срок до 01.11.2012 разработать план мероприятий по внедрению Концепции и представить его на рассмотрение Координационного совета по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления обеспечить условия для внедрения социального кластера в муниципальных образованиях области.
5. Настоящее постановление опубликовать в газете "Тамбовская жизнь".
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Н.Д. Горденкова.
Глава администрации области |
О.И. Бетин |
Концепция
создания социального кластера "Региональная инновационная система защиты детства Тамбовской области"
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 5 сентября 2012 г. N 1064)
Содержание
1. Общие положения
Развитие территориальных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предусматривается создание сети территориальных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.
Стратегической целью кластерного развития в России является повышение уровня и качества жизни населения, улучшение качества человеческого потенциала, что, в свою очередь, становится источником инновационного развития экономики, обеспечивающего рост конкурентоспособности предприятия, региона, страны в целом. В то же время это способствует увеличению инвестиций не только в производство, но и в человеческий капитал. Данная взаимосвязь подчеркивает необходимость использования кластерного подхода, во-первых, для решения социальных задач, во-вторых, для перевода экономического развития на инновационные рельсы.
Основной целью реализации кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры.
Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспособности за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижения трансакционных# издержек, обеспечивающих формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции.
Согласно Стратегии социально-экономического развития на период до 2020 года (Закон Тамбовской области от 29 апреля 2009 г. N 512-З) Тамбовская область выбрала инновационный путь развития на основе формирования кластеров. Данным документом сформулированы стратегические приоритеты развития Тамбовской области, среди которых: повышение конкурентоспособности экономики Тамбовской области; развитие человеческих ресурсов; обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения.
Использование методологии кластерного подхода актуально и в социальной сфере, там, где требуется решить сложные социальные проблемы, вовлекающие в деятельность по их решению множество участников различной ведомственной принадлежности, различной подчиненности, работающих на разных уровнях власти.
Концепция создания социального кластера "Региональная инновационная система защиты детства Тамбовской области" (далее - Концепция) базируется на правовых актах, принятых органами государственной власти и местного самоуправления и направленных на эффективное управление и обеспечение государственной политики Тамбовской области в сфере защиты прав детей, поддержки семьи, материнства и детства.
Концепция должна реализовываться путем осуществления мероприятий, направленных на формирование в территориях развития (в том числе, в "пилотных" территориях) новых форм взаимодействия между всеми субъектами кластера.
Финансирование мероприятий Концепции должно быть обеспечено в рамках реализации региональных ведомственных целевых программ по поддержке малого и среднего предпринимательства, транспорта, жилищного строительства, развития агропромышленного комплекса, программ содействия развитию инновационной инфраструктуры и научно-технологической базы, программ по развитию и модернизации социальных отраслей, а также с привлечением финансовых средств предприятий - участников кластера и других финансовых институтов развития.
Социальный кластер "Региональная инновационная система защиты детства Тамбовской области" (далее - социальный кластер) - это региональная многоуровневая, многокомпонентная внутренне дифференцированная открытая динамичная система, интегрирующая учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм собственности с целью формирования благоприятной социальной среды и предоставления населению Тамбовской области инновационных профилактических услуг, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации в семье и предупреждение социального сиротства.
2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения путем развития кластерных технологий на территории Тамбовской области
Итоги развития Тамбовской области за последние годы убедительно доказывают, что реализация мер целенаправленной экономической политики позволила достигнуть социально-экономической стабильности и заложить основу для дальнейшего развития региона в целях обеспечения высокого уровня и качества жизни населения.
Международное рейтинговое агентство "Fitch" подтвердило долгосрочный рейтинг Тамбовской области как "стабильный", а ведущее российское агентство "Эксперт РА" отвело ей 10 место в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации - за низкий уровень инвестиционных рисков.
Объем собственных доходов области за последние шесть лет вырос в два раза. 70 процентов расходов областного бюджета реализуется программно-целевым методом.
На 1 рубль средств консолидированного бюджета в 2011 году было привлечено 6,5 рубля из других источников.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области номинальные денежные доходы на душу населения области за последние годы увеличились в 1,33 раза с 11252, 25 рубля в 2008 году до 14945,62 рубля в 2011 году.
Уровень зарегистрированной безработицы достиг показателя 1,2 процента экономически активного населения (в 2008 году - 1,4%) (в РФ - 1,7%).
Утвержденная в области концепция демографической политики до 2025 года и план мероприятий на 2011-2015 гг. постепенно начали давать результаты, хотя демографическая обстановка продолжает оставаться сложной.
Несмотря на цикличность изменения показателей рождаемости, в течение последних пяти лет она выросла на 13,4 процента. Увеличилось число многодетных семей. Смертность за этот же период снизилась на 12,3 процента. Снизилась доля лиц, умерших в работоспособном возрасте. Младенческая смертность за последние 10 лет уменьшилась в 3,7 раза и стала одной из самых низких в Российской Федерации (4,1 случая на 1000 родившихся). И все же, ситуация кардинально не изменилась - смертность значительно превышает рождаемость. Естественная убыль населения в 2011 г. составила 7,1 тыс. человек. В структуре причин смертности населения третий по счету процент смертности дают несчастные случаи, травмы и отравления - 8,4 процента (2010 - 8,7%).
Численность населения Тамбовской области по состоянию на 01.01.2011 составила - 1090,1 тысячи человек, на начало 2010 г.-1088,4 тысячи человек.
Численность детского населения Тамбовской области в возрасте 0-17 лет составила в 2011 году 177293 ребенка (в 2010г. - 179243, в 2009г. - 181186).
Органами ЗАГС в 2011 г. зарегистрировано 8,5 тысяч браков и 4,6 тысячи разводов. По сравнению с 2010 г. количество зарегистрированных браков увеличилось на 3,3 процента разводов стало меньше на 0,1 процента.
Одним из приоритетных направлений региональной социальной политики в сфере защиты детства является обеспечение права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.
Однако, несмотря на принимаемые меры, такая социальная проблема как социальное сиротство остается актуальной. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается высоким. Ежегодно выявляется более 500 детей данной категории. Большинство из них являются социальными сиротами. Поэтому для решения данной проблемы в качестве стратегической была определена задача организации работы по профилактике социального сиротства.
Всего по итогам 2011 г. в области насчитывается 4686 детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 2,72 процента от общего числа детей, проживающих в регионе, в 2010 г. - 4725 человек (2,72%), 2009 г. - 4862 человека (2,76%).
В области разработана и внедрена в 11 муниципальных образованиях стратегия единой системы профилактики социального сиротства, которая включает в себя две основные составляющие: создание комплексной системы реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении, с целью сохранения ребенка в кровной семье; развитие системы семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Разработана и принята нормативная правовая база, позволяющая комплексно, в рамках межведомственного взаимодействия решать вопросы в сфере охраны прав детства.
Создано организационно-правовое поле межинституционального взаимодействия (координационные советы на областном и муниципальных уровнях).
Создана определенная инфрастуктура# для предоставления услуг семьям и детям.
Программно-целевой подход позволил ввести новый комплекс услуг семьям с детьми и внедрить инновационные технологии в сфере защиты детства.
Анализ мониторинга основных показателей, характеризующих ситуацию с сиротством, показывает, что наметились положительные тенденции. Снизилось количество выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; увеличилась доля детей, переданных на семейные формы воспитания; увеличилось количество возвращенных детей в кровные семьи; сократилось количество детей, возвращенных из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; сократилось количество детей, родители которых лишены родительских прав.
Вместе с тем, принципиальных изменений в динамике числа детей, ежегодно остающихся без попечения своих биологических родителей, и числа фактов лишения родительских прав еще не произошло.
Неоднородность обеспечения населения области услугами учреждений по обслуживанию семей и детей свидетельствует о том, что города и сельские территории имеют неоднородную инфраструктуру, посредством которой предоставляются услуги в сфере защиты прав детей, поддержки семьи, материнства и детства различного объема и качества. Такая ситуация порождает неравенство в доступности услуг семей с детьми и не позволяет достичь значительных положительных результатов в сфере профилактики сиротства.
Кроме того, создание единой системы профилактики социального сиротства сдерживается рядом проблем, основными из которых являются:
недостаточно эффективна координация деятельности органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, некоммерческих и общественных организаций, учреждений и предприятий с целью защиты прав детей и интересов детей. С учетом ведомственно-отраслевого характера отношений участников необходима дополнительная координационная работа для обеспечения эффективности реализации кластерного проекта;
не сформировано единое научно-методическое пространство по разработке и апробации новых технологий и видов услуг семьям и детям;
отсутствует единая автоматизированная система сбора и обработки базы данных по учету предоставляемых услуг семьям с детьми и обмену информацией;
не развит конкурсный механизм предоставления услуг семьям с детьми;
практически отсутствуют социально ориентированные некоммерческие организации, специализирующиеся на предоставлении услуг детям, семьям с детьми;
медленно реформируются детские учреждения интернатного типа в учреждения нового типа;
требует доработки система дополнительной профессиональной подготовки для специалистов разной ведомственной принадлежности учреждений, работающих в сфере защиты детей и оказывающих профилактические и реабилитационные услуги детям и семьям с детьми.
Необходимы новая идеология, новая платформа, новые партнеры, инновационные формы взаимодействий. Нужна инновационная региональная система защиты детства, спроектированная как единое экономическое, социальное и образовательное пространство.
Такой формой организации работы, объединяющей в единую систему государственные органы, учреждения и некоммерческие организации, предоставляющие услуги семьям и детям, научные организации, частные компании, является социальный кластер.
К числу характерных признаков возможности создания социального кластера можно отнести:
в области сформирована и реализуется политика развития кластеров - кластеры по переработке сахарной свеклы и производству сахара, зерновой, по производству альтернативного топлива, по производству и переработке плодов и овощей, кластер строительных материалов, химический, образовательный кластеры;
наличие в области конкурентных преимуществ для развития кластера, к которым могут быть, в том числе, отнесены: выгодное географическое положение, наличие специализированных кадровых ресурсов, наличие учебных заведений и исследовательских организаций, наличие необходимой инфраструктуры и другие факторы;
географическая концентрация и близость расположения учреждений, предприятий и организаций социального кластера, обеспечивающая возможности для активного взаимодействия;
широкий набор участников, достаточный для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия;
наличие механизмов взаимодействия между участниками кластеров, включая, в том числе, партнерство предприятий с образовательными и исследовательскими организациями, практику межведомственной координации деятельности по решению самых различных вопросов.
Таким образом, в Тамбовской области имеются все предпосылки для разработки и внедрения социального кластера "Региональная инновационная система защиты детства".
Развитию социального инновационного кластера в Тамбовской области будет способствовать, с одной стороны, накопленный потенциал социальных проектов по внедрению инновационных технологий и видов услуг детям и семьям с детьми, сформированная нормативная правовая база и достаточная степень развития инновационной инфраструктуры.
Миссия социального кластера может быть сформулирована, как "Тамбовская область-территория без сирот".
Инновационная форма организации работы с семьей и детьми позволит выявить "слабое звено" в действующей системе обслуживания семей с детьми и найти новые точки роста, которые придадут дополнительный импульс в развитии собственного потенциала семей Тамбовской области.
Необходимо определить (реорганизовать действующее) специализированное учреждение, которое будет являться центром кластерного развития для системы защиты детства. Деятельность учреждения должна обеспечить формирование модели социального кластера, его поэтапное внедрение на территории Тамбовской области, организацию новых форм взаимодействия между участниками социального кластера, разработку, апробацию и внедрение новых технологий и услуг для семей с детьми, организацию обучения специалистов разной ведомственной принадлежности, мониторинг результатов реализации кластерного проекта.
При апробации модели социального кластера на конкретных территориях (в муниципальном образовании) области необходимо будет учитывать их особенности развития, и корректировать модель.
3. Цели, задачи и сроки создания и реализации социального кластера
Стратегическая цель: повышение уровня и качества жизни детей и семей с детьми.
Ключевая цель: обеспечение защиты прав и законных интересов детей групп риска.
Задачи: создать социальный кластер:
сформировать сегменты социального кластера, в том числе определить зоны опережающего развития ("пилотные" территории);
построить вертикальную систему управления социальным кластером;
сформировать новые формы взаимодействия между участниками социального кластера;
внедрить конкурсный механизм финансирования (как части БОР) поставщиков услуг, обеспечивающих своевременную помощь семьям с детьми в соответствии с новыми технологиями и стандартом услуг;
внедрить новые технологии работы по раннему выявлению детей и семей групп "риска" и новые виды услуг по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению социального сиротства.
Продуктом социального кластера является успешная, современная семья, создавшая условия для нормального развития 2-х и более детей.
Сроки создания и реализации социального кластера: 2012 - 2016 гг.
4. Основные направления деятельности по развитию социального кластера
4.1. Основными направлениями развития социального кластера являются:
4.1.1. разработка и утверждение нормативными актами области комплекса мероприятий по проектированию, внедрению и развитию социального кластера на территории Тамбовской области, включающих в себя:
разработку модели социального кластера, апробацию модели в "пилотных" территориях и внедрение на всей территории области;
разработку модельного пакета документов для участников социального кластера;
создание специализированной организации (Центра развития социального кластера);
создание в сегментах социального кластера ресурсных центров (стажировочных площадок) по обмену знаниями, трансляции опыта оказания профилактических услуг;
разработку моделей взаимосвязей и создание сети взаимосвязей между участниками социального кластера;
разработку современной интегрированной автоматизированной системы сбора и обработки базы данных по учету предоставляемых услуг семьям с детьми и обмену информацией;
разработку, апробацию и внедрение новых технологий работы по обслуживанию семей с детьми и стандартизацию новых видов услуг по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению сиротства;
совершенствование областной системы профессиональной подготовки и сопровождения специалистов, работающих с детьми и семьями группы риска, включая разработку новых программ профессиональной подготовки кадров, в том числе корректировку учебных планов учреждений профессионального образования, совместную организацию программ переподготовки и повышения квалификации кадров, стажировок;
организацию системы внешнего и внутреннего мониторинга проведения мероприятий по реализации Концепции;
4.1.2. организация системы информационного обеспечения инновационной деятельности - реализации кластерного проекта "Региональная инновационная система защиты детства Тамбовской области".
5. Основные участники социального кластера
Основными категориями участников социального кластера являются:
органы исполнительной власти Тамбовской области;
органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тамбовской области (сегменты кластера);
территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
специализированная организация по обеспечению развития социального кластера;
учреждение дополнительного профессионального образования;
учреждения и социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие услуги семьям и детям;
научные организации;
предприятия.
При этом необходимым условием участия в социальном кластере является готовность участников к совместным согласованным действиям по улучшению положения семей с детьми и кардинальному изменению ситуации с социальным сиротством.
6. Модель координации и управления
1. Основными организационными механизмами реализации настоящей Концепции должны стать:
1.1. Координационный совет по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми с возложением на него функций по организации социального кластера; муниципальные координационные советы по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми; Советы помощи семье и детям в сельских поселениях.
1.2. рабочие группы по направлениям реализации социального кластера;
1.3. экспертно-консультативный совет по вопросам реализации социального кластера при Координационном совете по профилактике социального сиротства;
1.4. специализированная организация развития социального кластера.
Общую координацию работы по организации разработки и внедрения социального кластера предполагается возложить на Координационный совет по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми с внесением соответствующих изменений в Положение о нем.
Специализированная организация развития социального кластера обеспечивает координацию деятельности его участников и может создаваться в различных организационно-правовых формах.
Новая идеология управления состоит в том, чтобы перейти от управления ведомствами (отраслями) к управлению территориями. Структура управления проектом обеспечивается по вертикали - через координационные советы областного, муниципального уровней; по горизонтали - новыми формами взаимодействия между участниками кластера в каждом из его сегментов. С целью осуществления контроля за созданием и реализацией социального кластера ведется мониторинг показателей, характеризующих результаты работы.
7. Ожидаемые системные эффекты
Ожидаемыми системными эффектами создания социального кластера должны стать:
создание условий для раскрытия собственного потенциала семей области;
существенное снижение уровня социального сиротства; приоритетное сохранение кровной семьи; уменьшение количества отказов матерей от детей при рождении; снижение детской смертности от неестественных причин;
улучшение показателей в сфере обслуживания детей и семей с детьми, характеризующих расширение спектра реабилитационных, профилактических услуг семьям с детьми, повышение их качества и доступности;
кардинальное изменение показателей, характеризующих ситуацию с сиротством: снижение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общем количестве детей в возрасте от 0-17 лет до уровня - 1,00 (в настоящее время - 2,72); уменьшение количества ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - не более 100 (по итогам 2011г. - более 500); увеличение доли детей, переданных на семейные формы воспитания, и другие показатели;
существенное снижение затрат на содержание детских учреждений интернатного типа, их переориентация на поддержку семей с детьми и учреждения нового типа по их обслуживанию.
Синергетические эффекты функционирования многокомпонентного социального кластера позволят обеспечить системные изменения в организации работы по профилактике семейного неблагополучия на ранней стадии кризиса семьи и предупреждению сиротства, создадут благоприятную социальную среду, улучшат качество жизни детей и семей, а также будут эффективно содействовать развитию социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО) области.
Приложение N 1
создания социального кластера
"Региональная инновационная система
защиты детства Тамбовской области"
Участники социального кластера Тамбовской области
1. Координационный совет по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми.
2. Координационные советы на уровне городских округов, муниципальных районов области; в сельских поселениях - Советы помощи семье и детям.
3. Управление образования и науки области.
4. Управление социального развития области.
5. Управление здравоохранения области.
6. Управление труда и занятости населения области.
7. Управление пресс-службы и информации администрации области.
8. Управление по физической культуре, спорту и туризму области.
9. Управление культуры и архивного дела области.
10. Управление по развитию промышленности и предпринимательства области.
11. Управление сельского хозяйства области.
12. Управление по связям с общественностью администрации области.
13. Отдел ЗАГС.
14. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов - 30 (7+23).
15. Отдел организации деятельности участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области.
16. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации области.
17. Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области (по согласованию).
18. Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области (по согласованию).
19. Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области (по согласованию).
20. Учреждения:
Многофункциональный центр по предоставлению комплекса услуг семьям и детям (на базе Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения");
Тамбовское областное государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (ТОГОАУ ДПО) "Институт повышения квалификации работников образования";
дошкольные образовательные учреждения;
общеобразовательные школы;
учреждения начального и среднего профессионального образования (ТОГОУ СПО "Техникум отраслевых технологий", "Технологический техникум");
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Центр по развитию семейных форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Ради будущего";
областные государственные интернатные образовательные учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, нуждающихся в помощи государства;
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение - кадетская школа-интернат "Многопрофильный кадетский корпус";
центр инновационной, кадровой, технической и технологической политики в сфере подготовки кадров из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ТОГБОУ СПО "Техникум отраслевых технологий";
Академия социальных и образовательных технологий федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тамбовский государственный университет имения Г.Р. Державина";
"Детский телефон доверия" на базе Тамбовского областного государственного казенного учреждения социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям "Дом милосердия";
учреждения социального обслуживания семьи и детей: 6 областных государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей, в том числе: три центра социальной помощи семье и детям (со стационарным отделением для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации), один социальный приют для детей, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, дом-интернат для умственно отсталых детей, а также 25 отделений по работе с населением, семьями, имеющими детей, реабилитации и интеграции лиц с ограниченными возможностями и маломобильных групп населения;
учреждения здравоохранения, в том числе областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Тамбовская детская клиническая больница";
центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП);
21. Общественные и социально ориентированные некоммерческие организации (НКО):
Комиссия по развитию социальной сферы Общественной палаты Тамбовской области;
Тамбовское региональное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд";
Тамбовская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат);
Тамбовская региональная общественная организация помощи и реабилитации лиц, отбывших и отбывающих наказание в местах лишения свободы, "Исток" (по согласованию);
Тамбовское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Союз социальных педагогов и социальных работников";
Тамбовская региональная общественная организация "Союз женщин Тамбовщины";
Автономная некоммерческая организация "Наше поколение" (проект: "Безопасные дороги") и другие.
22. Агротехнопарк "Мичуринский".
Приложение N 2
создания социального кластера
"Региональная инновационная система
защиты детства Тамбовской области"
Понятия, определения, сокращения
1. Территориальные кластеры (далее - кластеры) - объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно- исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации.
2. Инновационный кластер - это географически сконцентрированная группа взаимосвязанных инновационных организаций - инновационных компаний, поставщиков и связанных организаций (компаний-разработчиков и производственных компаний; поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг; объектов инфраструктуры: научно-исследовательских институтов, вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов и других организаций), взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом в результате синергетического эффекта, дополнительных выгод от внутрикластерной конкуренции и кооперации, возникающего в силу специфики взаимодействия фирм ядра кластера с другими вспомогательными организациями, участвующими в кластере посредством вертикальных и горизонтальных связей.
3. Инструмент кластерной политики - комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на создание дополнительных условий для повышения конкурентоспособности и эффективного взаимодействия участников кластера, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления совместно с участниками кластера.
4. Кластер - сконцентрированная на определенной территории группа взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга хозяйствующих субъектов (предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг), научно- исследовательских и образовательных организаций, которые находятся в отношениях функциональной зависимости в процессе производства и реализации товаров и услуг в определенной сфере.
5. Кластерная инициатива - согласованные действия участников кластера, направленные на повышение конкурентоспособности и развитие кластера.
6. Кластерный проект - комплекс совместных мероприятий участников кластера, направленных на развитие кластера за счет осуществления инвестиций, выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, реализации иных форм сотрудничества.
7. Совместный кластерный проект (СКП) - совокупность мероприятий, реализуемых под руководством Центра кластерного развития участниками кластеров и других организаций (предприятий) в общих целях. Организационно-правовые формы, ресурсное обеспечение, схема управления и другие аспекты определяются при осуществлении конкретного проекта и должны соответствовать существующему законодательству Российской Федерации.
8. Региональный кластер - географически близко размещенные конечные производители, поставщики, представители услуг, научные лаборатории, образовательные учреждения и другие институты, функционирующие в конкретной экономической области.
9. Социальный кластер "Региональная инновационная система защиты детства Тамбовской области" (далее - социальный Кластер) - это региональная многоуровневая, многокомпонентная внутренне дифференцированная открытая динамичная система, интегрирующая учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм собственности, с целью формирования благоприятной социальной среды и предоставления населению Тамбовской области инновационных профилактических услуг, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации в семье и предупреждение социального сиротства.
10. Участник кластера - хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), входящий в состав кластера.
11. Участник кластерной инициативы - хозяйствующий субъект, входящий в число участников организации по развитию кластера, либо имеющий перед ней договорные обязательства в сфере развития кластера.
12. Центры кластерного развития создаются в целях содействия принятию решений и координации проектов, обеспечивающих развитие инновационных кластеров и повышающих конкурентоспособность региона базирования соответствующих инновационных кластеров и кооперационное взаимодействие участников кластера между собой.
13. Трудная жизненная ситуация (ТСЖ) - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом членов семьи, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.
14. Координационный совет по развитию кластера - совещательный орган, в который входят представители участников кластера, органов исполнительной власти Тамбовской области и органов местного самоуправления муниципальных образований области (далее - органы местного самоуправления), создаваемый для согласования приоритетов, стратегии и программы развития кластера и его участников, включая набор кластерных проектов и определение мер по их государственной поддержке.
15. Рабочая группа по содействию развитию кластеров - постоянно действующая рабочая группа, в состав которой включаются представители органов исполнительной власти Тамбовской области, создаваемая для реализации кластерной политики в Тамбовской области и организации работы координационных советов по развитию конкретных кластеров.
Приложение N 3
создания социального кластера
"Региональная инновационная система
защиты детства Тамбовской области"
Перечень
источников, использованных при подготовке Концепции создания социального кластера "Региональная инновационная система защиты детства Тамбовской области"
1. Концепция кластерной политики в Российской Федерации.
2. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации.
3. Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года, утвержденная Законом Тамбовской области от 29.04.2009 N 512-З.
4. Информация (доклад) территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области о социально-экономическом положении Тамбовской области за январь - декабрь 2011 г.
5. Ежегодные отчеты главы администрации области о результатах деятельности администрации области: 2009 г., 2010 г., 2011 г.
6. Концепция демографической политики Тамбовской области на период до 2025 г., утвержденная постановлением администрации области от 27.11.2007 N 1284.
7. Постановление администрации области от 24.10.2011 N 1468 "Об утверждении долгосрочной целевой программы области по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций на 2012 - 2014 годы".
8. Информация о деятельности управления образования и науки Тамбовской области по обеспечению соблюдения и защиты прав несовершеннолетних (доклад П.А. Астахову о положении детей за 2011 г.)
9. Доклад о положении детей в Тамбовской области в 2011 г.
10. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Тамбовской области в 2011 году по соблюдению и защите прав, свобод и законных интересов детей.
11. Постановление администрации области от 23.04.2010 N 470 "Об утверждении комплексной Программы Тамбовской области "Право ребенка на семью" на 2010 - 2013 годы".
12. Постановление администрации области от 23.04.2010 N 472 "О Координационном совете по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми".
13. Постановление администрации области от 23.04.2012 N 476 "Об утверждении Целевой программы области "Дети Тамбовщины" на 2012 - 2014 годы".
14. Отчеты о ходе реализации комплексной программы Тамбовской области "Право ребенка на семью" на 2010 - 2013 годы за 2010, 2011 гг.
15. Отчет о ходе реализации целевой программы Тамбовской области "Дети Тамбовщины" за 2011 год.
16. Информация управления образования и науки Тамбовской области (аналитическая, статистическая).
17. Научные статьи:
О.А. Матвеева, Концепция создания кластеров в регионах как реализация инвестиционной политики государства, С-П, 2011 г.
Ю.В. Громыко, Что такое кластеры и как их создавать. Институт опережающих исследований, Выпуск: N 1(42), 2007 г.
Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной и национальной конкурентоспособности на основе развития кластеров, ресурсно-информационный центр, Москва, 2010 г.
Л.Н. Чайникова, Конкурентные преимущества РЕГИОНА: кластерный подход (на примере Тамбовской области), (ТГТУ, г. Тамбов, РФ)
О.А. Синяева, Региональная кластеризация - механизм создания инвестиционно привлекательной территории региона, "Самоуправление", 2010. - N 2
и другие.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 г., повышения уровня и качества жизни детей и семей с детьми и внедрения новых организационно-управленческих механизмов в сфере социальной защиты детства утверждена Концепция создания социального кластера "Региональная инновационная система защиты детства Тамбовской области". Определено 2 основных направления развития кластера: разработка и утверждение комплекса мероприятий по проектированию, внедрению и развитию социального кластера на территории Тамбовской области; организация системы информационного обеспечения инновационной деятельности - реализации кластерного проекта. Основными категориями участников социального кластера определены: органы исполнительной власти; органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тамбовской области; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; специализированная организация по обеспечению развития социального кластера; учреждение дополнительного профессионального образования; учреждения и социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие услуги семьям и детям; научные организации; предприятия. Основными ожидаемыми системными эффектами создания социального кластера должны стать: создание условий для раскрытия собственного потенциала семей области; существенное снижение уровня социального сиротства; приоритетное сохранение кровной семьи; уменьшение количества отказов от детей при рождении; снижение детской смертности; улучшение показателей в сфере обслуживания детей и семей с детьми; снижение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; снижение затрат на содержание детских учреждений интернатного типа, их переориентация на поддержку семей с детьми. Сроки создания и реализации социального кластера установлены с 2012 по 2016 гг. Общая координация работы по организации разработки и внедрения социального кластера возложена на Координационный совет по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми.
Постановление администрации Тамбовской области от 5 сентября 2012 г. N 1064 "Об утверждении Концепции создания социального кластера "Региональная инновационная система защиты детства Тамбовской области"
Текст постановления опубликован в газете "Тамбовская жизнь" (спецвыпуск) от 11 сентября 2012 г. N 70 (1302)