Досье на проект закона
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.43 главы 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налогового кодекса), вступающей в силу в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2013 г. патентная система налогообложения вводится в действие законами субъектов Российской Федерации.
Патентная система налогообложения рассматривается на федеральном уровне, как одна из наиболее перспективных систем налогообложения индивидуальных предпринимателей, более того в соответствии с пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности не будет применяться с 1 января 2018 года. С 1 января 2013 года применение системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности не будет носить обязательного характера, таким образом фактически вводится пятилетний переходный период, за время которого будет определено, какая система налогообложения наиболее привлекательна для субъектов малого предпринимательства и какая из них более эффективна с точки зрения налоговых поступлений в местные и региональные бюджеты.
Выше изложенное определяет необходимость принятия предлагаемого законопроекта.
В соответствии с пунктом 7 статьи 346.43 Налогового кодекса законами субъектов Российской Федерации устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. При этом минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не может быть меньше 100 тыс. рублей, а его максимальный размер не может превышать 1 млн. рублей, если иное не установлено пунктом 8 этой статьи.
В соответствии с пунктом 8 статьи 346.43 Налогового кодекса субъекты Российской Федерации вправе:
1) в целях установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, дифференцировать виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 данной статьи, если такая дифференциация предусмотрена Общероссийским классификатором услуг населению или Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
2) устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, не указанных в пункте 2 данной статьи, в отношении которых применяется патентная система налогообложения;
3) устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от средней численности наёмных работников, количества транспортных средств. Для сдачи в аренду (наём) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности; розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли; розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети; услуг общественного питания, оказываемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода может быть установлен также в зависимости от количества обособленных объектов (площадей);
4) увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода:
не более чем в три раза для:
технического обслуживания и ремонта автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;
оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом;
оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом;
оказания услуг по перевозке пассажиров водным транспортом;
оказания услуг по перевозке грузов водным транспортом;
занятия медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности;
обрядовых услуг;
ритуальных услуг;
не более чем в десять раз для:
сдачи в аренду (наём) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности;
розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети;
услуг общественного питания, оказываемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания.
К сожалению, патентная система налогообложения не предусматривает возможности дифференциации потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от места ведения предпринимательской деятельности. Это является одним из главных недостатков этой системы налогообложения, по сравнению с системой налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, которая предусматривает возможность такой дифференциации.
Учитывая эти полномочия, а также необходимость обеспечения равных условий налогообложения для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности при определении размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода мы исходили из того, что подлежащая уплате годовая сумма единого налога на вменённый доход должна быть равна стоимости патента за этот же налоговый период.
Для определения потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода были использованы исчисленная годовая сумма единого налога на вменённый доход, рассчитанная с применением корректирующих коэффициентов К2, установленных Решением Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 N 75 "О введении в действие на территории города Тамбова системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности" (в редакции от 28.11.2011). При этом было учтено, что индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения в отличие от индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности не вправе уменьшать стоимость патента на сумму уплаченных страховых взносов.
Согласно отчёту о налоговой базе и структуре начислений по единому налогу на вменённый доход для отдельных видов деятельности по итогам 2011 года, предоставленному УФНС России по Тамбовской области сумма исчисленного индивидуальными предпринимателями единого налога на вменённый доход составила 605232 тыс. рублей, что на 40 процентов больше суммы единого налога на вмененный доход, подлежащей уплате (364884 тыс. рублей). Эта разница складывается из-за использования индивидуальными предпринимателями, применяющими систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности права на уменьшение единого налога на сумму уплаченных страховых взносов.
Соответственно при определении потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по каждому виду деятельности, исчисленная годовая сумма единого налога на вменённый доход, рассчитанная с применением корректирующих коэффициентов К2, установленных Решением Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 N 75 "О введении в действие на территории города Тамбова системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности" была уменьшена на 40 процентов, в противном случае стоимость патента превышала бы сумму единого налога на вменённый доход, подлежащего уплате на эту величину. При этом в целях обеспечения удобства применения, полученные значения потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода были округлены.
Из этого общего подхода к определению потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, по тем видам предпринимательской деятельности, на которые в настоящее время распространяет своё действие единый налог на вменённый доход, есть только одно исключение:
для расчёта потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода при осуществлении предпринимательской деятельности по ремонту жилья и других построек и оказанию услуг по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ, которые в соответствии с Решением Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 N 75 отнесены к другим видам бытовых услуг и соответственно к ним применяется К2 равный 0,5 предлагается применить К2 равный 1. Соответственно потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход предлагается установить в 2 раза выше годовой суммы единого налога, подлежащей уплате.
Это связано с тем, что в настоящее время во многих строительных организациях получила распространение практика использования вместо наёмных работников индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, с которыми эти организации заключают договора субподряда. Это позволяет в настоящее время уплатить за патент в расчёте на одного работника всего 3300 в год осуществлять эти виды деятельности. В то же время, если бы этот же "предприниматель" был оформлен, как наёмный работник за него строительная организация при сложившемся среднемесячном уровне зарплаты (15010 рублей) была бы обязана уплатить только страховых взносов порядка 36000 рублей в год и налог на доходы физических лиц порядка 23000 рублей. Это ничто иное, как способ минимизации налогов и страховых взносов, так как по своей сути эти предприниматели не занимаются предпринимательской деятельностью, а являются наёмными работниками.
Учитывая вышеизложенное количество потенциально возможных налогоплательщиков патентной системы налогообложения ориентировочно может быть равно количеству индивидуальных предпринимателей, применяющих системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход и упрощённую систему налогообложения по соответствующим видам деятельности в г. Тамбове, так как вероятность того, что патентная система налогообложения будет применяться за его пределами крайне невелика.
По сведениям, представленным письмом УФНС России по Тамбовской области от 30.07.2012 N 11-44.1/07754 это количество в 2011 г. составило 6448 индивидуальных предпринимателя, которыми уплачено налогов на совокупный доход на общую сумму 200,8 млн.рублей.
Учитывая добровольность применения вышеназванных систем налогообложения, обязательность ведения учёта индивидуальными предпринимателями, применяющими патентную систему налогообложения, авансовую форму уплаты стоимости патента, полное отсутствие опыта её применения представляется правильным предположить, что максимальные налоговые поступления от патентной системы налогообложения в бюджет города Тамбова в 2013 году составят не более 40 млн.рублей.
Принятие законопроекта потребует отмены Закона Тамбовской области от 10.11.2008 N 446-З "О применении индивидуальными предпринимателями упрощённой системы налогообложения на основе патента на территории Тамбовской области"
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов областного бюджета.
Приложение: расчёт стоимости патента на 7 л. в 1 экз.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Закона Тамбовской области N 330 "О введении в действие на территории Тамбовской области патентной системы налогообложения"
Реализация предлагаемого законопроекта не потребует дополнительных расходов областного бюджета и не приведёт к сокращению доходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.