Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 года N 147, провело правовую экспертизу постановления администрации Тамбовской области от 19 января 2011 года N 15 "Об утверждении Правил предоставления за счет средств областного бюджета субсидий на финансирование мероприятий программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009 - 2012 годы".
Текст Постановления опубликован в газете "Тамбовская жизнь" (спецвыпуск) от 22 января 2011 года N 6 (1088).
Поводом для проведения правовой экспертизы послужило принятие постановления администрации Тамбовской области от 19 января 2011 года N 15 "Об утверждении Правил предоставления за счет средств областного бюджета субсидий на финансирование мероприятий программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009 - 2012 годы".
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Постановления являются правоотношения, направленные на утверждение правил предоставления за счет средств областного бюджета субсидий на финансирование мероприятий программы развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование находится в исключительном ведении Российской Федерации и подлежит, согласно пункту 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации, законодательному регулированию федеральными конституционными законами и федеральными законами, имеющими прямое действие на территории Российской Федерации.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года N 19-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Тамбовской области" отнесение финансового, валютного, кредитного регулирования к ведению Российской Федерации не препятствует органам государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществлять меры по мобилизации и расходованию собственных финансовых ресурсов.
Согласно пункту 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации.
Принятие данного Постановления относится к компетенции администрации Тамбовской области.
Указанная область общественных отношений регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (в редакции от 28 декабря 2010 года N 402-ФЗ) (далее - БК РФ), федеральными законами от 13 декабря 2010 года N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 28 декабря 2010 года N 406-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (в редакции от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ), от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (в редакции от 30 декабря 2008 года N 302-ФЗ), постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 446), от 31 декабря 2009 года N 1199 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений", от 4 февраля 2009 года N 90 "О распределении и предоставлении в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (в редакции от 31 декабря 2010 года N 1209).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта, обладают полномочиями на решение вопросов, связанных с поддержкой сельскохозяйственного производства (за исключением' мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), организацией и осуществлением региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта
Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации N 446 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые должны быть разработаны в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 446.
Постановлением администрации Тамбовской области от 23 марта 2009 года N 303 утверждена Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009 - 2012 годы.
Частью 4 статьи 6 Закона Тамбовской области от 24 декабря 2010 года N 723-З "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (далее - Закон Тамбовской области N 723-3) предусмотрено распределение бюджетных ассигнований на реализацию региональных целевых программ, финансируемых из областного бюджета на 2011 год, в том числе и Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009 - 2012 годы.
Согласно части 1 статьи 7 Закона Тамбовской области N 723-З субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг) предоставляются на возмещение части затрат в целях реализации утвержденных в установленном порядке целевых программ.
Таким образом, Постановление принято во исполнение норм действующего законодательства и является необходимым и достаточным для урегулирования данных правоотношений.
В результате проведения правовой экспертизы настоящего нормативного правового акта норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено.
Форма Постановления соответствует правилам и приемам юридической техники, однако, текст Постановления содержит отдельные нарушения. Так, в перечне документов, подтверждающих целевое использование кредита (займа), установленного приложением к Правилам предоставления за счет средств областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, среди таких документов указываются копии форм N П-1 (СХ) и форм N 3-фермер. В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 10 августа 2009 года N 166 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей средой" приказ Росстата от 18 августа 2008 года N 194 признан утратившим силу в части утверждения форм федерального статистического наблюдения N П-1 (СХ) и N 3-фермер.
Исполняющий обязанности |
А.В. Турецких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.