Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 N 147, провело правовую экспертизу постановления администрации Тамбовской области от 15.08.2011 N 1040 "О переименовании Тамбовского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по лёгкой атлетике" и утверждении Устава Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по лёгкой атлетике". Текст Постановления опубликован в газете "Тамбовская жизнь" (спецвыпуск) от 23.08.2011 N 106 (1188).
Поводом для проведения правовой экспертизы послужило принятие постановления администрации Тамбовской области от 15.08.2011 N 1040 "О переименовании Тамбовского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по лёгкой атлетике" и утверждении Устава Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по лёгкой атлетике".
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Постановления являются правоотношения, направленные на определение правового статуса Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по лёгкой атлетике", что в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Принятие данного Постановления относится к компетенции администрации Тамбовской области.
Указанная область общественных отношений регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (в редакции от 06.04.2011 N 65-ФЗ) (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции от 18.07.2011 N 242-ФЗ) (далее - Закон РФ N 3266-1), Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции от 18.07.2011 N 242-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 233 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" (в редакции от 10.03.2009 N 216).
Пунктом 1 статьи 48 ГК РФ установлено, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 48 ГК РФ к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся, в том числе, учреждения.
В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона N 7-ФЗ государственными учреждениями признаются учреждения, созданные, в том числе, субъектом Российской Федерации. Одним из типов государственных учреждений являются бюджетные государственные учреждения.
Пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная субъектом Российской Федерации для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 12 Закона РФ N 3266-1 к образовательным относятся, в том числе, учреждения дополнительного образования детей.
Бюджетное учреждение, согласно пункту 2 статьи 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ, осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 9 Закона от 27.10.2004 N 241-3 "Об управлении государственной собственностью Тамбовской области" администрация Тамбовской области утверждает уставы областных бюджетных учреждений.
Таким образом, Постановление принято во исполнение норм действующего законодательства, необходимо и достаточно для урегулирования данных правоотношений.
В результате проведения правовой экспертизы настоящего нормативного правового акта выявлены нормы, не соответствующие федеральному законодательству.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 13 Закона РФ N 3266-1 в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается учредитель.
В то же время, в уставе Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по лёгкой атлетике", утвержденном рассматриваемым Постановлением (далее - Устав), не указан ни учредитель, ни орган исполнительной власти области, исполняющий функции и полномочия учредителя.
Таким образом, обязательное требование, предъявляемое федеральным законодательством к уставам образовательных учреждений, в рассматриваемом нормативном правовом акте не соблюдено.
Форма Постановления соответствует правилам и приемам юридической техники, однако, текст содержит отдельные нарушения.
По тексту Устава упоминается "Управление", в свою очередь, остается неясным какое конкретно Управление имеется в виду.
Предлагаем устранить выявленные нарушения. О результатах рассмотрения экспертного заключения просьба сообщить в Управление.
Исполняющий обязанности |
А.В. Турецких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области от 6 сентября 2011 г. N 941 на постановление администрации Тамбовской области от 15.08.2011 N 1040 "О переименовании Тамбовского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по лёгкой атлетике" и утверждении Устава Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по лёгкой атлетике"
Текст заключения официально опубликован не был