Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 19
к областной целевой программе
"Стимулирование развития жилищного строительства
в Тамбовской области на 2011 - 2015 годы"
Подпрограмма
"Молодежи - доступное жилье"
20 мая 2011 г., 30 января 2012 г.
Постановлением администрации Тамбовской области от 30 января 2012 г. N 95 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт подпрограммы
1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами
1.1. Основные итоги реализации подпрограммы "Молодежи - доступное жилье" за 2003 - 2010 годы
За 7 лет реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 (далее - подпрограмма), число молодых семей, которые являлись участниками подпрограммы на начало отчетного периода, выросло с 97 в 2003 году до 7575 семей в 2011 году. Из них государственную поддержку в виде социальных выплат из средств федерального, областного и местных бюджетов получили 2065 молодых семей, а объем средств, направленных на решение их жилищных проблем, составил 585,59 млн. рублей.
За период 2007 - 2010 годы мероприятия по оказанию государственной поддержки в улучшении жилищных условий молодых семей проводились во всех городах и районах области. За этот период получили государственную поддержку 1435 семей (Таблица 1).
Таблица 1
Год |
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия |
2007 |
411 |
2008 |
426 |
2009 |
326 |
2010 |
272 |
Итого |
1435 |
Основным результатом реализации указанной подпрограммы стало создание и совершенствование в 2003 - 2010 годах системы государственной поддержки молодых семей при решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Тамбовской области.
1.2. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее дальнейшего решения программными методами
Анализ результатов реализации подпрограммы за прошедший период выявил целесообразность ее корректировки и развития в части совершенствования механизма и условий осуществления государственной поддержки молодых семей при решении их жилищных проблем.
В соответствии с подпрограммой ее участником могла быть молодая семья, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, но возможность получения субсидии за счет средств федерального бюджета была обусловлена только рождением (усыновлением) ребенка. В скорректированной подпрограмме решение демографической проблемы не ставится в качестве прямой цели, а рассматривается как ее дополнительный социальный эффект. Решение жилищной проблемы молодой семьи создаст условия и для роста рождаемости. Кроме того, принятое федеральными органами власти решение об увеличении до 35 лет предельного возраста открывает возможность для более широкого круга молодых семей на участие в подпрограмме.
Формирование системы ипотечного кредитования позволило более активно использовать ипотечные жилищные кредиты как дополнительный источник финансирования улучшения жилищных условий молодых семей.
Однако, несмотря на принимаемые разноплановые меры по государственной поддержке молодых семей темпы решения их жилищных проблем не могут быть признаны удовлетворительными. Острота проблемы определяется низкой платёжеспособностью населения, недоступностью жилья и механизмов ипотечного жилищного кредитования. Сдерживает её решение и ограниченность бюджетных средств области.
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов является для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создала для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы.
Кроме того в рамках подпрограммы "Государственная поддержка отдельных категорий граждан при ипотечном жилищном кредитовании" областной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением администрации области от 31.12.2010 N 1599, предполагается оказание дополнительной финансовой поддержки молодым семьям в виде компенсации части затрат по оплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
В органах местного самоуправления районов и городов области разработаны и утверждены аналогичные муниципальные программы. При этом в своих программах они имеют возможность предусматривать различные дополнительные формы поддержки молодых семей.
2. Основные цели и задачи подпрограммы
Подпрограмма "Молодежи - доступное жилье" областной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011 - 2015 годы", утвержденная постановлением администрации области от 31.12.2010 N 1599, (далее - областная подпрограмма) направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.
Основной целью областной подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Основными задачами областной подпрограммы являются:
обеспечение предоставления молодым семьям - участникам областной подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономического класса или строительство индивидуального жилого дома экономического класса (далее - социальные выплаты);
создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты.
Основными принципами реализации областной подпрограммы являются:
добровольность участия в подпрограмме молодых семей;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы;
возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках областной подпрограммы из федерального областного и местных бюджетов при улучшении жилищных условий, только один раз.
Областная подпрограмма реализуется в 2011 - 2015 годах.
Условиями прекращения реализации областной подпрограммы являются досрочное достижение целей и задач областной подпрограммы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.
Постановлением администрации Тамбовской области от 30 января 2012 г. N 95 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Перечень программных мероприятий
Реализация системы мероприятий областной подпрограммы осуществляется по следующим направлениям:
нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации областной подпрограммы;
финансовое обеспечение реализации областной подпрограммы;
организационное обеспечение реализации областной подпрограммы.
Мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы включают в себя разработку нормативных правовых актов, связанных с механизмом реализации мероприятий областной подпрограммы. Перечень основных мероприятий по реализации областной подпрограммы приведен в приложении N 1 к областной подпрограмме.
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации областной подпрограммы являются разработка финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов областного бюджета на соответствующий год и плановый период.
Организационные мероприятия на региональном уровне предусматривают:
подготовку документов и участие в конкурсном отборе для получения средств из федерального бюджета;
сбор данных о молодых семьях, участвующих в областной подпрограмме, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивающими реализацию мероприятий областной подпрограммы, и формирование единой информационной базы данных об участниках областной подпрограммы по Тамбовской области;
определение ежегодно объема бюджетных ассигнований, выделяемых из бюджета области на реализацию мероприятий областной подпрограммы;
отбор муниципальных образований для участия в областной подпрограмме и распределение субсидий между муниципальными образованиями по методике, утверждаемой нормативными актами области, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации;
отбор банков в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат молодым семьям;
отбор уполномоченных организаций, осуществляющих оказание услуг для молодых семей - участников подпрограммы по приобретению жилого помещения (жилых помещений) экономического класса на первичном рынке жилья (при необходимости);
осуществление контроля за реализацией областной подпрограммы на региональном и муниципальном уровнях в пределах своих полномочий;
обеспечение освещения целей и задач, механизмов реализации областной подпрограммы в средствах массовой информации;
формирование сводного списка молодых семей участников областной подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, утверждение списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году в установленном порядке;
проведение мониторинга реализации областной подпрограммы на региональном уровне, подготовка информационно-аналитических и отчетных материалов для представления в Министерство регионального развития Российской Федерации.
Организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают:
разработка и утверждение муниципальной программы, направленной на обеспечение жильем молодых семей;
признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном требованиями подпрограммы;
формирование списков молодых семей для участия в областной подпрограмме;
определение ежегодно объема бюджетных ассигнований, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий областной подпрограммы;
выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья исходя из объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, в том числе за счет субсидий из бюджета области.
Постановлением администрации Тамбовской области от 30 января 2012 г. N 95 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Основными источниками финансирования областной подпрограммы являются:
средства федерального бюджета, предоставляемые по результатам участия Тамбовской области в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации для участия в планируемом году в реализации подпрограммы;
средства областного и местных бюджетов;
средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты;
средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального жилья.
Общий объем финансирования с учетом цен соответствующего года - 2044086,186 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 225425,11 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 393560 тыс. рублей;
средства бюджетов муниципальных образований - 103930,116 тыс. рублей;
собственные и заемные средства молодых семей - 1321190,96 тыс. рублей.
Объемы финансирования областной подпрограммы приведены в приложении N 1 к областной подпрограмме.
Ресурсное обеспечение областной подпрограммы подлежит корректировке по мере изменения макроэкономических параметров (индикаторы состояния экономики, состояние областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, количество участников областной подпрограммы) и в соответствии с результатами исполнения областной подпрограммы по итогам каждого года.
Постановлением администрации Тамбовской области от 30 января 2012 г. N 95 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с порядком предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, приведенном в приложении N 4 к областной подпрограмме.
Условием предоставления социальной выплаты является наличие у молодой семьи помимо права на получение средств социальной выплаты дополнительных средств - собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты строительства или приобретения жилого помещения. В качестве дополнительных средств молодой семьей также могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.
В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи будет использоваться свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - свидетельство), которое выдается органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в областной подпрограмме. Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, отобранный государственным заказчиком областной подпрограммы для обслуживания средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат, где на имя члена молодой семьи открывается банковский счет, предназначенный для зачисления социальной выплаты. Молодая семья - владелец свидетельства заключает договор банковского счета с банком по месту приобретения жилья.
Отбор банков для участия в реализации областной подпрограммы будет осуществляться государственным заказчиком областной подпрограммы. Критерии отбора банков будут определяться Министерством регионального развития Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации.
Социальная выплата будет предоставляться органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в подпрограмме, за счет средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий областной подпрограммы, в том числе за счет субсидий из бюджета Тамбовской области, в соответствии с порядком предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, приведенным в приложении N 4 к областной подпрограмме.
Предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам органов местного самоуправления на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья будет осуществляться в соответствии с правилами распределения и предоставления из областного бюджета бюджетам органов местного самоуправления субсидий, приведенными в приложении N 3 к областной подпрограмме.
Возможными формами участия организаций в реализации областной подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих кредиты (займы) на приобретение или строительство жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты, могут являться участие в софинансировании предоставления социальных выплат, предоставление материально-технических ресурсов на строительство жилья для молодых семей - участников подпрограммы, а также иные формы поддержки. Конкретные формы участия этих организаций в реализации областной подпрограммы определяются в соглашении, заключаемом между организациями и органами местного самоуправления в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами области.
Специалисты - члены молодых семей, занятые перспективными исследованиями и разработками в области создания наукоемкой и высокотехнологичной продукции для нужд обороны и безопасности государства, могут участвовать в областной подпрограмме, а также претендовать на дополнительную поддержку организаций-работодателей. Форма дополнительной поддержки определяется указанными организациями.
Государственный заказчик областной подпрограммы будет осуществлять:
общее управление областной подпрограммой;
прием от органов местного самоуправления заявок на участие в областной подпрограмме;
контроль за деятельностью органов местного самоуправления по реализации областной подпрограммы;
перечисление в бюджеты муниципальных образований субсидий из областного бюджета для предоставления социальных выплат молодым семьям;
контроль за целевым использованием средств из областного бюджета, предоставленных в виде субсидии бюджетам муниципальных образований;
организацию мониторинга и оценки эффективности результатов реализации мероприятий областной подпрограммы и соответствия результатов целевым индикаторам;
проведение в средствах массовой информации информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации областной подпрограммы.
Контроль за реализацией областной подпрограммы осуществляется по следующим показателям:
количество свидетельств, выданных молодым семьям, и сумма средств, предусмотренных на их оплату;
количество оплаченных свидетельств и размер средств, направленных на их оплату.
Постановлением администрации Тамбовской области от 30 января 2012 г. N 95 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Оценка эффективности реализации подпрограммы
Эффективность реализации областной подпрограммы и использования выделенных на нее средств федерального, областного и местных бюджетов будет обеспечена за счет:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
прозрачности использования бюджетных средств, в том числе средств федерального бюджета;
государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления социальных выплат;
адресного предоставления бюджетных средств;
привлечения молодыми семьями собственных и заемных средств для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома.
Оценка эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей будет осуществляться на основе индикатора (приложение N 2 к областной подпрограмме):
количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального, областного и местных бюджетов.
Успешное выполнение мероприятий областной подпрограммы позволит в 2011 - 2015 годах обеспечить жильем 1532 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе: 2011 год - 135 молодых семей; 2012 год - 233 молодых семей; 2013 год - 388 молодых семей; 2014 год - 388 молодых семей; 2015 год - 388 молодых семей, а также позволит обеспечить:
привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств, кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы на приобретение или строительство жилья, собственных средств граждан;
развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;
укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе;
развитие системы ипотечного жилищного кредитования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.