Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к постановлению
администрации области
от 17 мая 2013 г. N 480
Приложение N 11
к Государственной программе
развития сельского хозяйства и
регулирования рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия
Тамбовской области на 2013 - 2020 годы
Подпрограмма
"Развитие птицеводства яичного направления в Тамбовской области на период до 2015 года"
Паспорт подпрограммы
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Управление сельского хозяйства области |
Цели подпрограммы |
Повышение уровня жизни сельского населения путём расширения масштабов его занятости на основе развития птицеводства яичного направления. Увеличение производства товарного яйца с 227,9 млн.шт. до 576,1 млн.шт.; обеспечение яйцом населения и пищевой промышленности Тамбовской области и других субъектов Российской Федерации. Повышение конкурентоспособности производимой птицеводческой продукции на основе повышения качества продукции и снижения затрат на ее производство с учетом вхождения России в ВТО |
Задачи подпрограммы |
Для достижения намеченных целей необходимо решение следующих задач: наращивание объемов производства яиц за счет строительства новых производственных объектов, реконструкции и модернизации имеющихся мощностей на основе достижений научно-технического прогресса, включая развитие высокотехнологических производств; увеличение поголовья кур-несушек до 1800 тыс. гол.; увеличение продуктивности кур-несушек до 320 штук яиц в год; подготовка квалифицированных кадров, создание новых рабочих мест в сельской местности |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы, их значения на последний год реализации |
Производство яиц - 576,1 млн. штук; яйценоскость кур-несушек - 320 шт. яиц в год; среднегодовое поголовье кур-несушек в сельхозпредприятиях и крестьянских фермерских хозяйствах - 1422 тыс. голов; создание новых рабочих мест: в 2013 году - 8,0, в 2014 году - 142, в 2015 году - 250; увеличение выручки от реализации продукции с 321,3 млн. руб. в 2013 году до 1181,6 млн. руб. в 2015 году |
Сроки реализации подпрограммы |
2013 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
Общий объем финансирования подпрограммы на 2013 - 2015 годы (в ценах соответствующих лет) составляет 1916,5 млн. рублей, в том числе: средства бюджета области - 309,4 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 г. - 7,0 млн. рублей; 2014 г. - 136,2 млн. рублей; 2015 г. - 166,2 млн. рублей; внебюджетные источники - 1607,1 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 г. - 24,0 млн. рублей; 2014 г. - 1154,1 млн. рублей; 2015 г. - 429,0 млн. рублей |
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Подпрограмма "Развитие птицеводства яичного направления в Тамбовской области на период до 2015 года" (далее - подпрограмма) направлена на сохранение отрасли яичного птицеводства области, повышение конкурентоспособности производимой птицеводческой продукции на основе повышения качества продукции и снижения затрат на ее производство с учетом вхождения России в ВТО. Реализация подпрограммы будет содействовать повышению устойчивости развития сельских территорий в части расширения масштабов занятости и развития самозанятости сельского населения, повышению уровня жизни, создания современной социальной, инженерной, транспортной инфраструктур в сельской местности.
Реализация подпрограммы будет осуществляться в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы.
Птицеводство является единственной отраслью в агропромышленном комплексе, которая может в короткие сроки увеличить объемы производства. Однако, производство яиц в Тамбовской области сократилось за период 2005 - 2012 г.г. с 336,3 до 227,9 млн. штук, или на 32,2% (таблица 1). В настоящее время оно осуществляется в основном в двух специализированных сельскохозяйственных предприятиях: открытое акционерное общество племенной птицезавод "Арженка" Рассказовского района и открытое акционерное общество "Степное гнездо" Сампурского района, крестьянских фермерских хозяйствах "КФХ Белькова М.Ф" Ржаксинского района, "КФХ Бурлина С.В." Тамбовского района и около 60% яиц производится в личных подсобных хозяйствах населения.
Таблица 1
Характеристика птицеводства яичного направления
Наименование показателя |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год (оценка) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Производство яиц - всего, млн.штук |
336,3 |
287,6 |
228,9 |
212,9 |
219,6 |
223,7 |
221,4 |
227,9 |
в т. ч.: Сельскохозяйственные предприятия |
221,0 |
160,8 |
93,3 |
74,8 |
80,0 |
86,5 |
85,1 |
93,9 |
ОАО ППЗ "Арженка" |
135,4 |
106,4 |
53,4 |
31,3 |
39,6 |
43,8 |
40,0 |
52,6 |
ОАО "Степное гнездо" |
35,6 |
45,5 |
39,5 |
43,4 |
40,2 |
42,6 |
44,8 |
41,3 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
2,8 |
2,8 |
3,3 |
3,9 |
4,0 |
4,0 |
3,9 |
4,0 |
Хозяйства населения |
112,5 |
124,0 |
132,3 |
134,2 |
135,6 |
133,2 |
132,4 |
128,9 |
Потребление яиц и яйцепродуктов на душу населения в год, штук |
215 |
206 |
198 |
198 |
202 |
208 |
206 |
212,2 |
Яйценоскость на одну курицу-несушку в год в сельскохозяйственных предприятиях, штук |
287 |
269 |
269 |
336 |
314 |
313 |
324 |
315 |
Наличие кур-несушек в сельскохозяйственных предприятиях, тыс. шт |
676 |
527,3 |
211,6 |
237,5 |
355,2 |
340,2 |
349,2 |
301,6 |
Рентабельность производства яиц, процентов |
2,5 |
7,2 |
8,0 |
13,0 |
14,0 |
10,0 |
9,0 |
10,0 |
Производство яиц в области сосредоточено в основном в хозяйствах населения, наиболее подверженных воздействию неблагоприятных факторов.
Таким образом, особенно актуальной становится поддержка сельскохозяйственных организаций и крестьянских фермерских хозяйств, желающих заниматься производством товарного яйца, что позволит нивелировать риск снижения производства в частном секторе и в связи с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации сохранить отрасль птицеводства в области.
В основу подпрограммы положено понимание необходимости создания условий для надежного обеспечения населения области безопасной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием на основе стабильного внутреннего производства. Это невозможно без нового строительства и обновления материально-технической базы птицеводства, как основы успешного сельскохозяйственного производства.
Отрасль птицеводства - одна из основополагающих отраслей сельского хозяйства, что обуславливается не только самой высокой по сравнению с другими отраслями сельского хозяйства оборачиваемостью продукции, но и высоким уровнем капиталоемкости, фондоотдачи и, как следствие, инвестиционной привлекательностью.
Учитывая тот факт, что в России планируется в ближайшие годы нарастить производство яиц, поскольку взята цель на развитие переработки яиц и производство продукции, которая может быть использована в качестве сырья для пищевой промышленности, можно утверждать, что данный рынок имеет большой потенциал развития.
2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Приоритетами в сфере реализации подпрограммы являются:
укрепление кормовой базы птицефабрик;
создание современной племенной базы (племптицерепродуктора), обеспечивающей птицеводство необходимым племенным сырьем;
проведение на базе производственных мощностей птицефабрик реконструкции цехов производства товарного яйца, зон молодняка, инкубаториев, убойного производства;
приобретение необходимого оборудования и сельскохозяйственной техники;
строительство новых современных мощностей по производству яиц с глубокой переработкой;
обеспечение высококачественным яйцом населения и пищевой промышленности.
Целями подпрограммы являются:
повышение уровня жизни сельского населения путём расширения масштабов его занятости на основе развития птицеводства яичного направления;
увеличение производства товарного яйца с 227,9 млн.шт. до 576,1 млн.шт.; обеспечение яйцом населения и пищевой промышленности Тамбовской области и других субъектов Российской Федерации;
повышение конкурентоспособности производимой птицеводческой продукции на основе повышения качества продукции и снижения затрат на ее производство с учетом вхождения России в ВТО.
Для достижения намеченных целей необходимо решение следующих задач:
наращивание объемов производства яиц за счет строительства новых производственных объектов, реконструкции и модернизации имеющихся мощностей на основе достижений научно-технического прогресса, включая развитие высокотехнологических производств;
увеличение поголовья кур-несушек до 1800 тыс. гол.;
увеличение продуктивности кур-несушек до 320 штук яиц в год;
подготовка квалифицированных кадров, создание новых рабочих мест в сельской местности.
Достижение целей подпрограммы и решение задач планируется достигнуть посредством:
создания необходимых условий для повышения эффективности птицеводства яичного направления, его динамичного и поступательного роста;
проведения реконструкции цехов производства товарного яйца, зон выращивания молодняка, инкубаториев, убойного производства, строительства новых производственных объектов по производству яйца с его глубокой переработкой на базе производственных мощностей действующих предприятий сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств в Мичуринском, Рассказовском, Ржаксинском, Тамбовском районах;
создания новых высокооплачиваемых рабочих мест, современной социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры в сельской местности при реализации инвестиционных проектов по строительству.
Реализация приоритетных направлений подпрограммы будет способствовать увеличению среднего поголовья кур-несушек, продуктивности кур-несушек и производства яйца;
повышению уровня потребления яйца до рекомендуемых медицинских норм, его доступности и экологической безопасности.
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы
Показателями (индикаторами) реализации подпрограммы являются:
производство яиц;
яйценоскость кур-несушек;
среднегодовое поголовье кур-несушек в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах;
создание новых рабочих мест;
увеличение выручки от реализации продукции.
Основной прирост производства яйца в рамках объемов, предусмотренных данной подпрограммой, будет осуществляться на промышленных птицефабриках.
Таблица 2
Основные целевые индикаторы подпрограммы
Наименование показателя (индикатора) |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Производство яйца всего, млн. штук. |
227,9 |
228,0 |
250,0 |
576,1 |
в т.ч. в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, млн. штук |
95,0 |
108,0 |
130 |
455,0 |
Выручки от реализации продукции, млн. руб |
209,5 |
235 |
318,5 |
1114,7 |
Прирост выручки от реализации продукции, % |
0 |
112,2 |
135,6 |
3,5 |
Численность среднегодовых работников, чел. |
97 |
105 |
247 |
497 |
Прирост численности работников к базовому уровню, в % |
0 |
108,3 |
235 |
201 |
Создание новых рабочих мест, чел |
0 |
8,0 |
142 |
250 |
Наращивание объемов производства птицеводческой продукции будет осуществляться за счет строительства новых производственных объектов, реконструкции и модернизации имеющихся мощностей на основе достижений научно-технического прогресса, включая развитие высокотехнологичных производств.
В процессе ускоренного развития птицеводства яичного направления планируется создание современной базы:
племптицерепродуктора, обеспечивающего птицеводство области необходимым племенным сырьем;
инкубаторов, способных обеспечить в полном объеме молодняком;
убойного производства для своевременного забоя птицы;
цеха по глубокой переработке яйца.
4. Обобщенная характеристика мероприятий подпрограммы
Выполнение подпрограммы будет осуществляться за счет строительства новых производственных объектов, реконструкции и модернизации действующих птицеводческих предприятий. Предполагается комплектование предприятий оборудованием лучших отечественных и зарубежных производителей технологических линий на уровне мировых стандартов и использование перспективных кроссов птицы.
Решение основных задач подпрограммы будет осуществляться путем реализации мероприятий, направленных на увеличение производства куриных яиц на основе разведения высокопродуктивных и технологичных пород и гибридов птицы.
Одним из главных направлений в обеспечении прироста производства птицеводческой продукции с учетом максимально используемых внутренних резервов развития отрасли станет создание кормовой базы и строительство новых производственных объектов, реконструкция и модернизация ранее построенных.
В целях обеспечения максимального сокращения издержек производства, повышения эффективности конечного результата планируется обеспечить строительство новых объектов, включающих все процессы производства по замкнутому циклу (от воспроизводства до производства готовой продукции и ее реализации), техническое перевооружение объектов с использованием современных интенсивных технологических процессов.
Основная поддержка в рамках подпрограммы будет осуществляться путем:
субсидирования сельхозтоваропроизводителей по возмещению части затрат на приобретение комбикормов, кормовых добавок, премиксов;
субсидирования сельхозтоваропроизводителей по возмещению части затрат на покупку племенного и гибридного молодняка птицы яичного направления;
субсидирования сельхозтоваропроизводителей по возмещению части затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию мощностей по производству яиц, выращиванию молодняка, цехов по глубокой переработке яиц и убойного производства.
Реализация подпрограммы будет способствовать созданию условий для повышения конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, повышению её качества и наращиванию объемов производства основных, наиболее рентабельных видов сельскохозяйственной продукции, в том числе за счет повышения продуктивности птицы, и выравниванию условий жизни сельского и городского населения в части реальных доходов.
Реализация подпрограммы создаст условия для устойчивого развития птицеводства яичного направления. Показателями, отражающими уровень решения задач являются стабилизация численности птицепоголовья на уровне 1422 тыс. голов в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, увеличение производства яиц во всех категориях хозяйств до 576,1 млн. штук.
Анализ экономической эффективности подпрограммы при условии финансирования в полном объеме показывает реальность значительного прироста объемов производства высококачественного куриного яйца.
Таблица 3
Эффективность реализации мероприятий подпрограммы
Наименование показателя |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Создано новых рабочих мест |
0 |
8,0 |
142 |
250 |
Оплата труда с начислениями, тыс. руб./чел. |
13269 |
13726 |
15099 |
16472 |
Выручка от реализации яйца, млн. руб. |
209,5 |
235,0 |
318,5 |
1114,7 |
Себестоимость отрасли, млн. руб. |
185,5 |
206,3 |
283,3 |
1046,5 |
Чистая прибыль отрасли, млн. руб. |
24,0 |
28,7 |
35,2 |
68,2 |
Таблица 4
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по подпрограмме
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Всего |
Выручка от реализации яйца, (ТП) |
млн. руб. |
235,0 |
318,5 |
1114,7 |
1668,2 |
Ежегодный прирост выручки от реализации яйца, (ТП) |
млн. руб. |
25,5 |
83,5 |
796,2 |
905,2 |
Финансирование подпрограммы всего (Ф) |
млн. руб. |
31,0 |
1290,3 |
595,2 |
1916,5 |
Показатели эффективности Э-общ |
|
82,3 |
6,5 |
133,8 |
47,3 |
Эффективность расходования средств финансирования определяется по соотношению конечных результатов подпрограммы и затрат на ее реализацию по формуле:
,
где Эобщ - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств;
- ежегодный прирост товарной продукции;
Ф - объем финансирования производства продукции по подпрограмме.
Среднеарифметическая эффективность использования бюджетных средств высокая (составляет 47,3%), что для подпрограммы, предназначенной создать стартовые условия устойчивого и интенсивного развития отрасли на средне- и долгосрочную перспективу является высоким показателем.
Анализ динамики целевых индикаторов и объемов финансирования подпрограммы предлагается проводить по годам.
Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности, а также ведомственной отчетности.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Финансирование под программных мероприятий будет осуществляться за счёт бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых управлению сельского хозяйства области на указанные цели в бюджете области на очередной финансовый год и плановый период. Порядок предоставления субсидий из бюджета области утверждается постановлением администрации области.
Общая потребность в финансировании мероприятий подпрограммы составляет 1916,5 млн. рублей. Потребность в разбивке по годам и источникам финансирования приведена в таблице 5.
Таблица 5
Потребность в финансировании мероприятий подпрограммы
Источники финансирования |
Структура затрат,% |
Объем финансирования, млн. руб. |
||||
Всего |
|
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||
Всего по подпрограмме, млн. руб. |
100 |
1916,5 |
|
31,0 |
1290,3 |
595,2 |
в т.ч. внебюджетные источники, млн. руб. |
83,9 |
1607,1 |
|
24,0 |
1154,1 |
429,0 |
областной бюджет, млн. руб. |
16,2 |
309,4 |
|
7,0 |
136,2 |
166,2 |
6. Механизм реализации подпрограммы
Комплексное управление реализацией подпрограммы осуществляет управление сельского хозяйства области.
Система управления предусматривает определение ответственным за ее реализацию в целом, достижение целей, задач, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в ней, управление сельского хозяйства области и участников подпрограммы.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов и их нивелированию относятся:
риски на этапе осуществления капитальных вложений:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства;
невыполнение обязательств поставщиком (низкое качество, дефекты в оборудовании, технологии). Данный риск практически исключен;
своевременная поставка и монтаж оборудования;
срыв сроков строительства;
превышение расчетной стоимости проекта;
форс-мажор, материальный ущерб;
риски, связанные с эксплуатацией предприятия:
невыход на проектную мощность (возникновение технологических или сырьевых ограничений);
выпуск продукции несоответствующего качества;
неудовлетворительный менеджмент. Результаты финансово-хозяйственной деятельности за последние несколько лет свидетельствуют о состоятельности и компетентности руководящего состава административно-управленческого персонала;
продукция не находит сбыта в нужном стоимостном выражении и в расчетные сроки (возникновение ценовых ограничений, переоценка емкости рынка или недооценка конкуренции при маркетинге). Рынок яйцепродуктов в настоящий момент совершенно свободен, ограничений со стороны государства не наблюдается, потребление яйца постоянно (особенно в последние 5 лет) неуклонно растет;
несвоевременность поставок сырья. Исключено;
инфляция затрат (опережающий рост цен на сырье, энергоносители и другие статьи затрат). Данный риск имеет место быть, но согласно прогнозам специалистов рост цен на энергоносители естественных монополий будет не более 10 - 12% и повышение цен, которое наблюдалось в текущем году, далее не будет. Рост цен на комбикорма напрямую зависит от цен на зерновые, рост цен на которые также не наблюдается и в будущем не прогнозируется в связи с ростом объемов производства;
удорожание финансирования (негативные изменения валютного курса);
экологические риски (возникновение непредвиденных затрат на возмещение ущерба). В связи с введением новой технологии экологические риски практически сведены к нулю, в частности, вывоз жидкого помета будет прекращен, технология освоена на получении сухого помета, который подлежит реализации.
Управление рисками в рамках реализации подпрограммы должно проводиться в форме ее точного своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. При определении суммы рисков учитывалось возможное снижение яйценоскости кур-несушек. В качестве критерия за основу взято снижение яйценоскости по среднегодовому поголовью кур-несушек на 34 шт. из-за внутренних и внешних факторов.
Общая оценка возможных рисков осуществляется по следующей формуле:
Ип = (Иу х 5) х Рг,
где Ип - риски от невыхода на плановый объем производства товарного яйца, млн. руб.;
Иу - риски от невыхода на плановую яйценоскость (шт. яиц на 1 курицу- несушку);
5- количество поголовья кур-несушек;
Рг - цена реализации пищевого яйца.
Расчёты возможных рисков представлены в таблице 6.
Таблица 6
Расчёты возможных рисков при реализации подпрограммы
Вид рисков |
План |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
от невыхода на плановую яйценоскость (шт.) |
320 |
310 |
310 |
310 |
310 |
от невыхода на плановое производство товарного яйца (тыс. шт.) |
- |
2860 |
4380 |
11350 |
13600 |
общая оценка рисков от невыхода на плановое производство яйца (млн. руб.) |
- |
6,6 |
10,1 |
27,2 |
32,6 |
Таблица 7
График реализации подпрограммных мероприятий
Наименование мероприятия |
Ответственные за исполнение |
Срок исполнения |
Объём работ (млн. руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Поддержка яичного производства из областного бюджета |
Управление сельского хозяйства области, участники программы |
2013-2015 гг. |
309,4 |
Строительство птицефабрики на 300 млн. штук яиц в год в Мичуринском районе |
Общество с ограниченной ответственностью "Тамбовская птицефабрика" |
2014-2015 гг. |
1384,0 |
Строительство, реконструкция и модернизация птицеводческих мощностей с убойным цехом в открытом акционерном обществе "Степное гнездо" в Сампурском районе |
ОАО "Степное гнездо" |
2013 - 2014 гг. |
103,0 |
Реконструкция и модернизация птицеводческих мощностей в открытом акционерном обществе племенной птицезавод "Арженка" в Рассказовском районе |
ОАО ППЗ "Арженка" |
2015 г. |
111,9 |
Строительство, реконструкция и модернизация птицеводческих мощностей в крестьянских (фермерских) хозяйствах в Ржаксинском, Тамбовском районах |
Крестьянские (фермерские) хозяйства области |
2013-2015 гг. |
8,1 |
Исполнителями и участниками мероприятий подпрограммы могут быть все сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства области, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями
Сроки реализации подпрограммы - 2013 - 2015 годы.
Первый зам. главы |
А.Я. Дубовик |
<< Приложение N 5 |
Приложение >> N 7 |
|
Содержание Постановление администрации Тамбовской области от 17 мая 2013 г. N 480 "О внесении изменений в Государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.