Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Городская целевая программа
развития малого и среднего предпринимательства в городе Тамбове на 2012 - 2014 годы
(утв. постановлением администрации города Тамбова
от 18 октября 2011 г. N 7363)
3 ноября 2011 г., 4 сентября, 24 декабря 2012 г.
Постановлением Администрации города Тамбова от 24 декабря 2012 г. N 10351 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт программы
Наименование программы |
Городская целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в городе Тамбове на 2012 - 2014 годы (далее - программа) |
Основание для разработки программы |
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; постановление администрации Тамбовской области от 26.09.2011 N 1298 "О программе развития малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области на 2012 - 2014 годы"; Устав города Тамбова |
Заказчик программы |
Комитет по развитию потребительского рынка товаров и услуг администрации города Тамбова |
Разработчик и координатор программы |
Комитет по развитию потребительского рынка товаров и услуг администрации города Тамбова |
Цель программы |
Обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в городе Тамбове в целях снижения напряженности на рынке труда, создания эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей повышение благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста |
Задачи программы |
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи: оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; дифференцированный подход к взиманию единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; развитие системы информационной и консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности; создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия |
Сроки реализации программы |
2012 - 2014 годы |
Объёмы и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования программы на 2012 - 2014 годы составляет 1169,7 тыс. руб., в том числе по годам: 2012 год - 389,7 тыс. руб.; 2013 год - 390 тыс. руб.; 2014 год - 390 тыс. руб.; в том числе за счет: средств городского бюджета - 1170 тыс. руб.: 2012 год - 390 тыс. руб.; 2013 год - 390 тыс. руб.; 2014 год - 390 тыс. руб. |
Механизм реализации программы |
Комитет по развитию потребительского рынка товаров и услуг администрации города Тамбова осуществляет координацию деятельности исполнителей программных мероприятий по их выполнению; обеспечивает эффективное использование муниципальных бюджетных средств, выделяемых на реализацию программы. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
В результате выполнения мероприятий программы будут достигнуты следующие индикаторы и социально-экономические показатели, характеризующие эффективность развития малого и среднего предпринимательства: площадь муниципального недвижимого имущества, включённого в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц - 4276,7 кв. м; площадь муниципального недвижимого имущества, приобретённого субъектами малого и среднего предпринимательства с использованием преимущественного права - 3947 кв. м; количество вновь созданных субъектов малого предпринимательства, размещённых в Тамбовском инновационном бизнес-инкубаторе - 10 ед.; количество конкурсов, профессиональных мероприятий для работников потребительского рынка и других мероприятий в сфере развития малого и среднего предпринимательства - 5 ед.; количество оказанных консультационных услуг и информационной поддержки - 2100 ед. в год; содействие организации новых рабочих мест при реализации мероприятий региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом; пропаганда предпринимательской деятельности среди учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений - 1300 чел. в год; организация ярмарок - не менее 100 ед. в год; проведение выставочно-ярмарочных мероприятий - 3 ед. в год. |
1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами
Характерной чертой преобразований, развернутых в экономике города Тамбова, является становление и развитие различных форм малого и среднего предпринимательства.
Малый бизнес в отличие от крупного обладает рядом преимуществ, среди них - доступность организационной формы для любых граждан из-за небольшого объема первоначального вложения, отсутствие необходимости в больших оборотных средствах, гибкость и быстрое реагирование на изменение рыночной ситуации, эффективность в управлении.
Развитие малого предпринимательства способствует созданию новых рабочих мест, оживлению "спроса - предложения" на местных товарных рынках, появлению самостоятельных источников дохода, частной предпринимательской инициативы у значительной части экономически активного населения, снижению социальной напряженности.
Государство стремится к формированию нового конструктивного подхода к выстраиванию его отношений с бизнесом. Вопросы развития малого предпринимательства, создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка малых компаний являются сегодня приоритетом в деятельности Правительства Российской Федерации. Государство определяет систему поддержки предпринимательства, определяет компетенции и ответственность участников, отрабатывает основные механизмы и создает условия для реализации этих механизмов на всех уровнях. Основной стратегической задачей в развитии малого и среднего предпринимательства до 2020 года является приближение по основным показателям к экономически развитым странам мира, а именно:
доля малых и средних компаний в ВВП - не менее 40%,
доля занятых в малых и средних компаниях - не менее 50% занятого в экономике населения.
Малый бизнес вносит все более ощутимый вклад в социально-экономическое развитие города. Он охватил практически все отрасли экономики. Поэтому развитие малого бизнеса является также одним из приоритетных направлений политики органов местного самоуправления.
В настоящее время в городе насчитывается около пяти тысяч малых и средних предприятий, 8,7 тысяч предпринимателей. Всего же в сфере малого и среднего бизнеса работают около 50 тыс. человек.
Это достаточно весомая часть экономики. Наиболее заметную роль играет розничная и оптовая торговля, бытовые услуги. Сегодня развиваются и строительные организации, и перерабатывающая промышленность. Малый бизнес появляется и в социальной сфере.
За 2010 год сумма поступлений от малого и среднего предпринимательства от уплаты единого налога на вмененный доход в бюджет города составила 241,8 млн. руб., что на 12,8% больше поступлений аналогичного периода 2009 года.
Малые предприятия и индивидуальные предприниматели города Тамбова за последние несколько лет существенно продвинулись в вопросе совершенствования собственной материально-технической базы и более активного использования арендованных зданий и строений.
По оценкам предпринимательского сообщества, наряду с положительной динамикой развития малого предпринимательства в городе существует ряд причин и факторов, сдерживающих развитие этого сектора экономики, среди которых необходимо отметить:
недостаточные меры государственной и муниципальной поддержки;
нестабильность законодательной базы, регулирующей деятельность данной сферы;
недостаточное количество деловой информации по вопросам ведения предпринимательской деятельности;
недостаточность у начинающих предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для организации и развития собственного дела;
сложность и высокая стоимость процедур легализации предпринимательской деятельности.
Наиболее острыми остаются проблемы, связанные с налоговой политикой:
частые изменения в налоговом законодательстве, в процедурах уплаты и формах отчетности;
сложность, нечеткость, двусмысленность формулировок в налоговом законодательстве, документах налоговой отчетности;
сложность оспаривания решений налоговых органов по наложению штрафных санкций и взысканий.
Остро стоит проблема отсутствия достоверной информации о состоянии малого бизнеса города Тамбова, что негативно отражается на проведении аналитической работы и планировании, выстраивании эффективной экономической политики.
Кроме того, развитие малого предпринимательства сдерживается рыночными барьерами. Ограниченный доступ малых предприятий к финансовым ресурсам - один из таких барьеров. Основные причины, препятствующие увеличению объема кредитования малого предпринимательства, - высокие риски, недостаток у малых предприятий ликвидного обеспечения, относительно высокая стоимость кредитов для малых предприятий.
Недостаточно высок еще престиж предпринимательской деятельности.
Одним из препятствий в оказании действенной поддержки малого и среднего предпринимательства является недостаток эффективной инфраструктуры. Из десятка существующих общественных объединений малого и среднего предпринимательства только единицы активизировали свою деятельность и реально выполняют свои функции. Наиболее активно работают в этом направлении Тамбовское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Тамбовская общественная организация "Союз предпринимателей Тамбовской области".
Информационная поддержка малого и среднего предпринимательства также не получила достаточного развития.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что многие проблемы, мешающие развитию малого и среднего предпринимательства, по-прежнему сохраняют свою остроту.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства является важнейшей функцией органов местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
Начиная с 2002 года развитие малого и среднего предпринимательства в городе Тамбове осуществляется на основе программно-целевых методов. Программа является логическим продолжением предыдущей программы и учитывает результаты её реализации. Программно-целевой метод и системный подход к вопросам развития малого и среднего предпринимательства, основанный на реализации городских целевых программ, разрабатываемых с учётом реального состояния малого и среднего предпринимательства, его потребностей и уровня развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, стоящих перед городом, полностью себя оправдывает.
Решение задач, определенных в настоящей Программе, позволит создать наиболее благоприятные условия для успешного развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышения эффективности их деятельности.
2. Основная цель и задачи программы
Основной целью программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в городе Тамбове в целях снижения напряженности на рынке труда, создания эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей повышение благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
дифференцированный подход к взиманию единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
развитие системы информационной и консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности;
создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Способом реализации поставленных задач является механизм реализации программных мероприятий, установленный в разделе 5 настоящей программы.
Сроки реализации программы: 2012 - 2014 годы.
3. Система программных мероприятий
Перечень мероприятий программы соответствует критериям, определенным в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и указан в приложении N 1 к настоящей программе.
Постановлением Администрации города Тамбова от 24 декабря 2012 г. N 10351 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения
Источники финансирования программы - средства городского бюджета.
Общий объем финансирования программы на 2012 - 2014 годы составляет 1169,7 тыс. руб., в том числе по годам:
2012 год - 389,7 тыс. руб.;
2013 год - 390 тыс. руб.;
2014 год - 390 тыс. руб.;
в том числе за счет:
средств городского бюджета - 1170 тыс. руб.:
2012 год - 390 тыс. руб.;
2013 год - 390 тыс. руб.;
2014 год - 390 тыс. руб.
Расчеты объемов и источников финансирования программы представлены в приложениях N 2, 3, 4 к настоящей программе.
5. Механизм реализации программы
Мероприятия программы реализуются совместно заказчиком с исполнителями. Заказчиком программы является комитет по развитию потребительского рынка товаров и услуг администрации города Тамбова.
Разработчик программы - комитет по развитию потребительского рынка товаров и услуг администрации города Тамбова, который:
осуществляет координацию деятельности исполнителей программных мероприятий по ее реализации, обеспечивает целевое и эффективное использование городских бюджетных средств, выделяемых на реализацию программы;
проводит мониторинг реализации мероприятий программы, подготавливает отчетность по исполнению мероприятий программы;
при необходимости разрабатывает дополнительные меры по привлечению средств из внебюджетных источников.
В ходе реализации программы исполнители:
разрабатывают в пределах своей компетенции правовые акты, необходимые для реализации программы;
проводят анализ и формируют предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов программы;
готовят ежегодно в установленном порядке по мере необходимости предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год;
уточняют механизм реализации программы и затраты по программным мероприятиям;
предоставляют ежеквартально в комитет по развитию потребительского рынка товаров и услуг администрации города Тамбова отчеты о выполнении соответствующих программных мероприятий.
Комитет по развитию потребительского рынка товаров и услуг администрации города Тамбова формирует сводный отчет о ходе выполнения мероприятий программы за отчетный период и представляет его в комитет по инвестициям и стратегическим проектам администрации города Тамбова: по итогам выполнения программы за первое полугодие до - 25 июля текущего года, по итогам выполнения программы за год - до 25 января года, следующего за отчетным.
Контроль за исполнением программы осуществляет комитет по инвестициям и стратегическим проектам администрации города Тамбова.
Мероприятия раздела "Имущественная поддержка" основываются на реализации Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Предусматривается сохранение за субъектами малого и среднего предпринимательства права аренды муниципального имущества, включённого в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).
Для успешной реализации этого мероприятия определен Порядок формирования и ведения перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и (или) среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный решением Тамбовской городской Думы от 25.03.2009 N 930.
Не менее важным мероприятием является обеспечение преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого ими имущества в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В целях развития малого и среднего предпринимательства, создания условий для привлечения субъектами малого и среднего предпринимательства инвестиций в экономику города предусматривается работа по формированию залогового фонда городского округа - город Тамбов и его пользованию в соответствии с решением Тамбовской городской Думы от 27.07.2011 N 347 "О Положении "О залоговом фонде городского округа - город Тамбов".
Продолжится работа управляющей компании Тамбовского инновационного бизнес-инкубатора - негосударственного образовательного учреждения "Региональный центр управления и культуры" по предоставлению в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства нежилых помещений Тамбовского инновационного бизнес-инкубатора, оснащённых компьютерной, офисной техникой, мебелью.
В целях установления значений корректирующего коэффициента К2 базовой доходности в зависимости от особенностей ведения предпринимательской деятельности при налогообложении в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предусматривается разработка (при необходимости) нормативных правовых актов в соответствии с действующим законодательством и полномочиями органов местного самоуправления.
Мероприятиями раздела "Развитие системы информационной и консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности" является ведение web-страницы на сайте администрации города Тамбова в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства, информацией, предусмотренной частью 2 статьи 19 Федеральн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.